УДК 316.772.4:303.423.3
Гендерные особенности межличностных отношений в спортивных командах
К. В. Монахова
Статья посвящена рассмотрению обобщенных результатов исследования проблемы гендерных особенностей межличностных отношений в спортивных командах. Эмпирической базой исследования выступили 11 спортивных команд (6 мужских и 5 женских), всего 173 человека. Основной методикой исследования является модульный социотест Анцупова. Значимость и статистическая достоверность различий в межличностных отношениях и профессиональных качествах спортсменов определялись на основании расчета ^критерия Стьюдента.
Ключевые слова: межличностные отношения; кон-
фликтность; спортивные команды; гендерные особенности; профессиональные качества спортсменов, модульный социотест.
Основной методикой изучения межличностных отношений в спортивных командах выступил «Модульный социотест Анцупова» [1]. Он имеет модульную структуру и тем самым позволяет оценивать в рамках одной методики и межличностные отношения, и некоторые другие характеристики спортивной команды, интересующие психолога. В данном исследовании это были профессиональные качества спортсменов.
Вариант опросного листа для спортсменов был сформирован из 2-х основных и 4-х дополнительных модулей. Спортсменам предла-
галось оценить их отношение к каждому игроку команды и оценить то, как к ним, на их взгляд, относится каждый игрок команды. Также им предлагалось оценить способность работать в команде, индивидуальное мастерство, объем индивидуального вклада в общую победу и сравнить важность интересов команды и личных интересов каждого члена команды.
Два базовых модуля — «Мое отношение к...» и «Отношение ко мне» — дают возможность оценить реальное отношение членов команды к конкретному игроку и воспринимаемое членами команды отношение конкретного игрока к ним. Усредненная оценка по базовым модулям отражает межличностные отношения спортсмена. Усредненная оценка по всем модулям отражает статус спортсмена. На основе первичных оценок по базовым модулям рассчитывались индексы конфликтности межличностных отношений [1, с. 203—204].
Оценки выставлялись на специальном бланке, разработанном таким образом, чтобы исключить всякое подозрение опрашиваемых относительно возможности их идентификации по почерку. Процедура опроса занимала около 40—50 минут в зависимости от численности команды. При ответе на каждый вопрос отношение к другому члену команды могло оцениваться любым баллом от +5 до —5 или от 0 до 10. Например: +4, — 1, 0.
Для повышения степени достоверности получаемой информации спортсменам предлагалось два варианта заполнения бланка. При первом варианте опроса оставалась открытой информация о том, кто, кому какую оценку выставил. В этом случае опрашиваемый, заполняя бланк, указывал, под каким номером в общем списке дана его фамилия, т. е. фактически подписывал свой бланк. При втором варианте оказывалось пофамильно известно, какой кому балл выставлен, однако отсутствовала информация о том, кто заполнял бланк (спортсмену предлагалось поставить шифр).
Оценка отношения к каждому члену команды обозначалась знаком « + » в соответствующих строке и колонке бланка. В первой колонке по вертикали числами 1, 2, 3, 4...19, 20 были перечислены все члены команды. Если опрашиваемые затруднялись оценить кого-либо из членов команды, то они должны были поставить значок в колонке, обозначенной буквами «т. о.» — трудно оценить. Себе опрашиваемый выставлял нулевые или близкие к нейтральным оценки по всем модулям.
Исследование проводилось в 11 спортивных командах уровня чемпионата России. Из них в 6 мужских (3 команды по волейболу и 3 команды по хоккею с шайбой) и 5 женских (все команды по мини-футболу). Всего было исследовано 173 человека (104 мужчины и 69 женщин). Диапазон различий в возрастах игроков находится в пределах от 14 до 30 лет, тренеров — от 40 до 50 лет.
Для проверки значимости и статистической достоверности различий межличностных отношений и профессиональных качеств спортсменов в женских и мужских спортивных командах рассчитывался 1-критерий Стьюдента. Рассмотрим общую характеристику межличностных отношений и профессиональных качеств спортсменов в женских и мужских спортивных командах (табл. 1).
Были выявлены различия на достоверно значимом уровне в показателях объема индивидуального вклада игрока в общую победу (1=9,270), преобладания командных интересов над личными (1=9,004), статуса (1=8,353), способности работать в команде (1=5,350), реальных отношений (1=5,259), межличностных отношений в целом (1=4,680), индивидуального мастерства (1=4,629) и воспринимаемых отношений (1=3,868).
По сравнению с мужскими спортивными командами женские команды характеризуются качественно более высоким уровнем реальных отношений, воспринимаемых отношений и межличностных отношений
Таблица 1
Общая характеристика межличностных отношений и профессиональных качеств спортсменов в женских и мужских спортивных командах
Показатель Женские спортивные команды Мужские спортивные команды t эмп. t критич (р=0,05)
Сред- нее Станд. откл. Сред- нее Станд. откл.
Реальные отношения 8,79 0,94 7,98 1,16 5,259 1,980
Воспринимаемые отношения 8,53 0,91 8,00 0,95 3,868 1,980
Межличностные отношения в целом 8,65 0,88 7,99 1,00 4,680 1,980
Способность работать в команде 7,99 1,32 6,92 1,31 5,350 1,980
Индивидуальное мастерство игрока 8,00 1,22 6,75 1,84 4,629 1,980
Командные интересы — личные интересы 8,12 1,48 6,13 1,38 9,004 1,980
Индивидуальный вклад игрока в общую победу 8,85 0,84 7,07 1,34 9,270 1,980
Статус 8,57 0,65 7,20 1,21 8,353 1,980
в целом, а также большей способностью работать в команде, более высоким уровнем индивидуального мастерства, более ярко выраженным преобладанием командных интересов над личными, большим объемом индивидуального вклада игрока в общую победу и более высоким статусом спортсменов.
Рассмотрим общие индексы конфликтности межличностных отношений в женских и мужских спортивных командах (табл. 2). Были выявлены различия на достоверно значимом уровне в показателях средней выраженности реальных негативных отношений в команде (1=2,325). В женских спортивных командах средняя выраженность реальных негативных отношений достоверно значимо ниже, чем в мужских.
Достоверные и значимые различия в показателях средней выраженности воспринимаемых командой негативных отношений и общей выраженности негативных отношений в команде в целом не были выявлены.
Таблица 2
Общие индексы конфликтности межличностных отношений
в женских и мужских спортивных командах
Типы индексов конфликтности Женские спортивные команды Мужские спортивные команды 1 эмп. 1 критич (р=0,05)
Сред- нее Станд. откл. Сред- нее Станд. откл.
Индекс конфликтности реальных отношений -0,11 0,21 -0,21 0,38 2,325 1,980
Индекс конфликтности воспринимаемых отношений -0,11 0,22 -0,11 0,19 0,000 1,980
Общий индекс конфликтности отношений -0,11 0,21 -0,15 0,25 1,212 1,980
Таким образом, можно сделать вывод, что в женских и мужских спортивных командах средняя выраженность воспринимаемых командой негативных отношений и общая выраженность негативных отношений в команде одинаковая.
Рассмотрим персональную характеристику межличностных отношений и профессиональных качеств спортсменов в женских и мужских спортивных командах (табл. 3).
Для членов команды (без учета тренеров и капитанов) были выявлены различия на достоверно значимом уровне по показателю объема индивидуального вклада игрока в общую победу команды (1=9,554), преобладания командных интересов над личными (1=8,728), статуса (1=8,439), способности работать в команде (1=5,235), реального отношения команды к конкретному игроку (1=4,941), индивидуального мастерства спортсменов (1=4,895), межличностных отношений в целом (1=4,569) и воспринимаемого командой отношения конкретного игрока к ней (1=3,708).
Реальное отношение женских спортивных команд к своим членам (без учета тренеров и капитанов), воспринимаемое командами отношение их членов к ним и межличностные отношения членов команд в целом, качественно выше, чем в мужских командах. Члены женских команд (без учета тренеров и капитанов) лучше умеют работать в команде, у них выше уровень индивидуального мастерства, больше преобладают командные интересы над личными, выше объем индивидуального вклада в общую победу и выше статус, по сравнению с членами мужских команд.
Для тренеров были выявлены достоверные различия только в показателях преобладания командных интересов над личными (1=3,143). У тренеров женских спортивных команд командные интересы более выражены, чем у тренеров мужских команд.
Для капитанов были выявлены достоверные различия в показателях способности работать в команде (1=4,035), объема индивидуального вклада в общую победу (1=3,940) и статуса (1=2,779). Капитаны женских спортивных команд характеризуются большей способностью работать в команде, большим объемом индивидуального вклада в общую победу и более высоким статусом, чем капитаны мужских команд.
269
Персональная характеристика межличностных отношений и профессиональных качеств
спортсменов в женских и мужских спортивных командах
Показатель Женские спортивные команды Мужские спортивные команды 1 эмп. 1 критич (р=0,05)
Среднее Станд. откл. Среднее Станд. откл.
Реальное Члены команды 8,71 0,95 7,87 1,15 4,941 1,980
отношение Тренер 9,24 0,92 8,75 1,26 0,745 2,262
команды к игроку Капитан 9,24 0,83 8,77 0,62 1,049 2,262
Воспринимаемое Члены команды 8,50 0,94 7,94 0,94 3,708 1,980
командой отношение Тренер 8,61 0,82 8,67 0,87 0,118 2,262
игрока к ней Капитан 8,77 0,77 8,27 1,12 0,877 2,262
Межличностные Члены команды 8,60 0,90 7,91 0,99 4,569 1,980
отношения Тренер 8,90 0,78 8,71 1,03 0,351 2,262
игрока Капитан 9,00 0,75 8,52 0,82 1,059 2,262
Способность Члены команды 7,86 1,37 6,75 1,27 5,235 1,980
работать в Тренер 8,60 0,54 8,53 0,87 0,163 2,262
команде Капитан 8,97 0,38 8,05 0,38 4,035 2,262
Индивидуальное Члены команды 7,91 1,24 6,51 1,78 4,895 1,984
мастерство Тренер 8,18 1,26 9,02 1,18 1,044 2,447
игрока Капитан 8,90 0,72 8,27 0,41 1,525 2,447
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
270
Показатель Женские спортивные команды Мужские спортивные команды ^эмп. ^критич (р=0,05)
Среднее Станд. откл. Среднее Станд. откл.
Командные Члены команды 7,98 1,53 5,92 1,27 8,728 1,980
интересы — личные Тренер 8,71 0,80 7,33 0,70 3,143 2,262
интересы Капитан 9,25 0,46 8,26 1,01 2,156 2,262
Индивидуальный Члены команды 8,81 0,88 6,88 1,28 9,554 1,984
вклад игрока Тренер 8,61 0,16 9,00 0,94 0,829 2,447
в общую победу Капитан 9,49 0,31 8,04 0,67 3,940 2,447
Члены команды 8,51 0,66 7,05 1,17 8,439 1,984
Статус Тренер 8,76 0,23 8,63 1,11 0,229 2,447
Капитан 9,13 0,45 8,16 0,54 2,779 2,447
Выпуск № 4 / 2012 ИСТОРИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ЭТНОГРАФИЯ
271
Персональные индексы конфликтности межличностных отношений в женских и мужских спортивных командах
Типы индексов конфликтности Женские спортивные команды Мужские спортивные команды 1 эмп. 1 критич (р=0,05)
Среднее Станд. откл. Среднее Станд. откл.
Индекс конф-ти реального отношения команды к игроку Члены команды -0,12 0,21 -0,22 0,38 2,173 1,980
Тренер -0,10 0,22 -0,19 0,46 0,441 2,262
Капитан -0,10 0,22 -0,10 0,12 0,000 2,262
Индекс конф-ти воспринимаемого командой отношения игрока к ней Члены команды -0,12 0,23 -0,11 0,18 0,303 1,980
Тренер -0,15 0,23 -0,07 0,14 0,727 2,262
Капитан -0,13 0,28 -0,15 0,24 0,129 2,262
Общий индекс конф-ти отношений игрока Члены команды -0,12 0,21 -0,16 0,25 0,111 1,980
Тренер -0,13 0,22 -0,13 0,30 0,000 2,262
Капитан -0,11 0,25 -0,12 0,18 0,076 2,262
СРОЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
По остальным исследованным показателям достоверных различий не было выявлено. А значит, по ним и женщины, и мужчины характеризуются одинаково.
Для тренеров женских и мужских команд одинаковым является ре -альное отношение команды к ним, воспринимаемое командой их отношение к ней, их межличностные отношения в целом, способность работать в команде, уровень индивидуального мастерства, объем индивидуального вклада в общую победу и статус.
Для капитанов женских и мужских спортивных команд одинаковым является реальное отношение команды к ним, воспринимаемой командой их отношений к ней, их межличностные отношения в целом, их уровень индивидуального мастерства и преобладание у них командных интересов над личными.
Рассмотрим персональные индексы конфликтности межличностных отношений в женских и мужских спортивных командах (табл. 4).
Для членов команды (без учета тренеров и капитанов) были выявлены различия на достоверно значимом уровне в показателях средней выраженности реального негативного отношения команды к игрокам (1=2,173). В женских спортивных командах средняя выраженность негативного отношения команды к её членам (без учета тренеров и капитанов) значимо ниже, чем в мужских.
Достоверные и значимые различия в показателях остальных иссле -дованных характеристик не выявлены.
Средняя выраженность воспринимаемого командой негативного отношения к ней её членов (без учета тренеров и капитанов) и общая выраженность негативных отношений членов команды (без учета тренеров и капитанов) в женских и мужских спортивных командах одинакова.
Средняя выраженность негативного отношения команды к тренеру, средняя выраженность воспринимаемого командой негативного от-
ношения к ней тренера и общая выраженность негативных отношений тренеров в женских и мужских спортивных командах одинакова.
Средняя выраженность негативного отношения команды к капитану, средняя выраженность воспринимаемого командой негативного отношения капитана к ней и общая выраженность негативных отноше -ний капитанов в женских и мужских спортивных командах одинакова.
Многолетняя работа с модульным социотестом позволила выявить некоторые особенности его применения в спортивных командах [2]:
• Время проведения тестирования по 5—6 модулям в команде численностью 15—20 человек занимает около 50 минут.
• Тестирование лучше всего проводить после тренировки. Во-первых, это гарантирует присутствие максимального количества членов команды, во-вторых — спортсмены не будут пытаться написать социотест быстрее в ущерб достоверности из-за необходимости не опоздать на тренировку.
• Не на всех спортивных объектах есть помещение, полностью отвечающее требованиям психолога для проведения тестирования. Чаще всего исследование проводится в раздевалке: обычно там есть стол и стулья, а атмосфера наиболее комфортна для спортсменов. Работа в тренерской комнате мало предпочтительна, поскольку там мало места, велика вероятность присутствия посторонних людей и, даже если тренер отсутствует, ощущается его потенциальное влияние.
• Для повышения достоверности информации целесообразно проводить тестирование после 2—3-й встречи с командой. В сознании спортсмена появление психолога всегда связано со страхом быть исключенным из команды или переведенным в игроки запаса. Нужно дать им время привыкнуть к вашему присутствию, установить контакт и позитивный настрой на работу.
• Объем и глубина информации, предоставляемой тренеру и капитану, зависит от их индивидуально-психологических особенностей.
К сожалению, нет гарантии, что тренер, основательно не разобравшись в ситуации, не примет решение об исключении аутсайдера из команды или не отзовется о ком-то из своих подопечных в присутствии команды в нелестных выражениях, сославшись на результаты исследования. Более того, это может быть сделано в довольно резкой форме. Вследствие этого присутствие психолога будет вызывать у спортсменов еще больший страх, контакт с командой будет нарушен.
• До проведения тестирования психологу целесообразно установить контакт с капитаном команды- Тренер — это официальный руководитель команды- Капитан — это лидер, обычно выбираемый большинством голосов, реже назначаемый тренером.
Также отметим, что:
— для повышения достоверности получаемой информации в оригинальной методике [1] предлагалось три варианта анонимности ответов, но поскольку реально спортсмены использовали лишь два, в дальнейшем один из трех вариантов бланка для ответов был исключен из описания и применения;
— некоторые спортсмены, подписываясь, ставят не свой номер по списку, а свой игровой номер, что несколько затрудняет работу психолога при написании индивидуальной характеристики;
— и женщинам, и мужчинам было довольно сложно оценить то, как, по их мнению, к ним относится каждый член их команды. Это связано со способностью людей дифференцировать отношение к ним.
В процессе диагностики межличностных отношений в спортивных командах были выявлены некоторые ее особенности, зависящие от гендерной принадлежности спортсменов:
1. Как правило, в мужских командах присутствует более жесткая дисциплина, чем в женских, что существенно облегчает работу психолога, особенно при сборе спортсменов для исследования.
2. В отличие от женщин, которые соглашались заполнить полный комплект предложенных им методик, но по факту этого не делали, большая часть мужчин заполняла все предложенные им тесты.
3. Время, затраченное на работу с методиками, в женских спортивных командах несколько больше, чем в мужских. Вероятно, это связано с особенностями восприятия и дисциплиной. Можно предположить, что женщины работали дольше, поскольку они больше вдумывались в вопросы, старались оценить каждого члена команды как можно более точно.
4. При работе с женскими командами требовалась более сильная мотивация, чем с мужскими. На этапе индивидуально-коррекционной работы также была отмечена большая готовность мужчин к сотрудничеству. Возможно, это связано гендерной принадлежностью психолога.
5. В присутствии психолога содержание реплик, используемых спортсменами в особо трудных игровых ситуациях, в мужских спортивных командах характеризовалось большей нормативностью, чем в женских.
6. И в женских, и в мужских спортивных командах наблюдались определенные сложности при работе с методикой диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению, разработанной К. Томасом. Спортсмены единодушно отмечали её «запутанность», связанную с ситуацией выбора ответа, повторяющегося в различных комбинациях.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие гендерные особенности межличностных отношений в спор -тивных командах:
1. В женских командах межличностные отношения в целом (реальные и воспринимаемые в частности) качественно лучше, чем в мужских. В женских командах средняя выраженность реальных негативных отношений ниже, чем в мужских. По сравнению с мужскими ко-
мандами, женские команды характеризуются более хорошо развитой способностью работать в команде, более высоким уровнем индивидуального мастерства игроков, у них сильнее выражено преобладание командных интересов над личными, спортсменки прикладывают больше усилий для общей победы команды и их статус выше.
2. Реальное отношение женских команд к своим членам (без учета тренеров и капитанов), воспринимаемое командами отношение их членов к ним и межличностные отношения членов команд в целом находятся на качественно более высоком уровне развития, чем в мужских. В женских командах средняя выраженность негативного отношения команды к своим членам (без учета тренеров и капитанов) ниже, чем в мужских. По сравнению с членами мужских спортивных команд (без учета тренеров и капитанов) члены женских спортивных команд лучше умеют работать в команде, у них выше уровень индивидуального мастерства, больше преобладают командные интересы над личными, больше объем индивидуального вклада в общую победу и выше статус спортсменов.
3. У тренеров женских спортивных команд, по результатам опроса, командные интересы сильнее преобладают над личными интересами, чем у тренеров мужских команд.
4. Капитаны женских спортивных команд, по результатам опроса, характеризуются большей способностью работать в команде, большим объемом индивидуального вклада в общую победу и более высоким статусом, чем капитаны мужских команд.
Исследование позволило выявить и некоторые гендерные особенности диагностики межличностных отношений в спортивных командах.
В перспективе можно наметить такие направления исследований в этой области, как углубленное изучение гендерных особенностей межличностных отношений в командах, представляющих разные виды спорта, а также пополнение уже существующей статистической базы данных модульного социотеста.
Литература
1. Анцупов А. Я. Социально-психологическая оценка персонала : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / А. Я. Анцупов, В. В. Ковалев. — Москва : ЮНИТИ — ДАНА, 2008. — 391 с.
2. Монахова К. В. Методика диагностики конфликтных взаимоотношений в спортивных командах / К. В. Монахова // Конфликты в современной России : исследование и регулирование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Москва : Издательство СГУ, 2010. - С. 176-181.
© Монахова К. В., 2012
Gender Peculiarities of Interpersonal Relationships in Sports Teams
K. Monakhova
The article reviews summary results of the research devoted to the issue of gender peculiarities of interpersonal relationships in sports teams. The research experimental base consisted of 11 sports teams (6 men's and 5 women's), 173 people in total.
The basic research method was Antsupov's modular sociometric test. The significance and statistical validity of the differences in sportspeople's interpersonal relationships and professional qualities were determined on the basis of Student's t-criterion calculation.
Key words: interpersonal relationships; proneness to conflict; sports teams; gender peculiarities; sportspeople's professional qualities; modular sociometric test.
Монахова Ксения Владимировна, преподаватель кафедры психологии, Московский гуманитарно-экономический институт (Москва), [email protected].
Monakhova, K., lecturer, Department of Psychology, Moscow Humanitarian-Economic Institute (Moscow), [email protected].