Научная статья на тему 'Оценка межличностных отношений в группе'

Оценка межличностных отношений в группе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
765
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ БАЗА ДАННЫХ / ИНДЕКСЫ КОНФЛИКТНОСТИ / АДЕКВАТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ / MODULAR SOCIOTEST / INTERPERSONAL RELATIONS / STATISTICAL DATABASE / CONFLICT INDICATORS / ADEQUACY OF PERCEPTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анцупов Анатолий Яковлевич, Монахова Ксения Владимировна

Статья посвящена рассмотрению обобщенных результатов применения модульного социотеста при оценке межличностных отношений в спортивной команде. В ней представлена статистическая база данных по социотесту, показаны особенности его применения и предпринята попытка выявления адекватности восприятия членами команды отношения к ним конкретного спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Анцупов Анатолий Яковлевич, Монахова Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF INTERPERSONAL RELATIONS WITHIN A GROUP

The article is devoted to reviewing the summarized results of a modular sociotest conducted for the evaluation of interpersonal relations within a sports team. The article contains a statistical database for the sociotest and shows its peculiarities. In the article, an attempt is made to identify the adequacy of perception by the team members of a specific sportsman’s attitude towards them.

Текст научной работы на тему «Оценка межличностных отношений в группе»

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

А.Я. Анцупов, К.В. Монахова ОЦЕНКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ

A.Ya. Antsupov, K.V. Monakhova

EVALUATION OF INTERPERSONAL RELATIONS WITHIN

A GROUP

Статья посвящена рассмотрению обобщенных результатов применения модульного социотеста при оценке межличностных отношений в спортивной команде. В ней представлена статистическая база данных по социотесту, показаны особенности его применения и предпринята попытка выявления адекватности восприятия членами команды отношения к ним конкретного спортсмена.

Ключевые слова: модульный социотест, межличностные отношения, статистическая база данных, индексы конфликтности, адекватность восприятия.

The article is devoted to reviewing the summarized results of a modular sociotest conducted for the evaluation of interpersonal relations within a sports team. The article contains a statistical database for the sociotest and shows its peculiarities. In the article, an attempt is made to identify the adequacy of perception by the team members of a specific sportsman's attitude towards them.

Keywords: modular sociotest, interpersonal relations, statistical database, conflict indicators, adequacy of perception.

Практический материал по оценке межличностных отношений в группе представлен на материале спортивной команды. Спортсмены часто находятся в состоянии как психического, так и физического напряжения, а их день расписан практически до минуты. Это обуславливает особенности подбора диагностических методик вообще и методик диагностики межличностных отношений в частности. Они должны занимать как можно меньше времени спортсмена и давать психологу и тренеру как можно больше информации.

Диагностика и исследование межличностных отношений в спортивной команде - это необходимая деятельность по выявлению закономерностей развития и особенностей межличностных отношений с целью их конструктивного регулирования. При оценке межличностных отношений в спортивной команде успешно применяются как общие методы (работа с документами, опрос, индивидуальная беседа, метод

наблюдения и др.), так и некоторые психологические (метод социометрии, семантический дифференциал, цветовой тест отношений и др.). Как правило, они применяются с незначительными поправками под специфику малой группы, то есть спортивную команду. Но существуют и специально разработанные и адаптированные методы оценки межличностных отношений в спортивной команде. Рассмотрим их подробнее.

Социометрия Дж. Морено является классикой исследования межличностных отношений в малых группах. Она позволяет быстро и технически достаточно просто проникнуть во внутреннюю структуру команды и количественно оценить основные характеристики межличностных отношений. Как отмечает А.В. Родионов [5, с.238], наиболее широкое распространение в спортивной практике имеют два основных варианта социометрического метода:

- метод оценки, при котором каждый член спортивной команды оценивает или характеризует всех других ее членов по некоторому стандартному списку качеств. Например, в команде хоккеистов могут оцениваться: умение выиграть в сильном единоборстве; точность передач; эффективность игры в численном меньшинстве и т.д.;

- метод выбора, при котором каждый спортсмен выбирает среди всех членов команды несколько человек для выполнения какой-либо совместной деятельности, основываясь на своих субъективных предпочтениях. Например, при формировании альпинистской группы могут быть заданы такие вопросы как: «Кого на маршруте Вы поставите идти первым?», «Кого Вы выберите для страховки?», «Кого Вы предпочли бы увидеть в составе спасательного отряда?»

Оба этих варианта дают возможность исследовать неформальную структуру команды и особенности царящей в ней атмосферы.

Структура команды описывается при помощи применения математических методов теории графов. Вершины графов - спортсмены, ребра - межличностные отношения. Граф, все ребра которого изображаются стрелками, то есть указывают направление отношений (например, отношение спортсмена А к спортсмену Б), называется ориентированным. Чаще всего указывается еще и характер этих отношений (положительный или отрицательный), то есть ребра помечаются знаком «плюс» или «минус». Такие графы называются знаковыми, а подобный способ представления результатов -социограммой.

Конфликтность команды оценивается по степени сбалансированности социо-граммы. Сбалансированным считается знаковый граф, все циклы которого положительны.

Методика исследования отношения спортсменов к тренеру (шкала «ТС-1»), разработанная и описанная Ю.Л. Ханиным и А.В. Стамбуловым [6, с.171-178]. Она состоит из 24 утверждений, которые спортсмен опровергает или с которыми соглашается, тем самым, давая оценку тренеру по трем параметрам межличностных отношений: гностическому, характеризующему тренера с профессиональной стороны; эмоциональному, отражающему тренера в создании хороших отношений, поддержке, внимании и т.д.; поведенческому, создающему представление об особенностях внешнего поведения и общения тренера со своими учениками.

Анкета отклоняющегося поведения (АОП), разработанная С.В. Хомженко, позволяет выявить не только межличностные отношения в команде, но и причины, обуславливающие их. Разработка ее началась с того, что из 92 утверждений о негативных чертах поведения методом экспертных оценок было выявлено 28 наиболее значимых форм отклоняющегося поведения спортсменов на тренировке (АОП-т). На этом основании были составлены 4 блока утверждений, характеризующих такое поведение. Для выявления отклоняющегося поведения в быту были отобраны 20 утверждений, объединенных в 5 блоков (АОП-б). Каждый блок АОП-т содержит 7 утверждений, блок АОП-б - 4 утверждения. Для той и другой анкеты был разработан бланк оценок, в который вписываются фамилии спортсменов и оценки за отклоняющееся поведение.

Оценки ставятся в блоках (I, II, III...) в соответствии с теми утверждениями (1, 2, 3...) которые оцениваются. Анкета является анонимной.

Процедура выявления отклоняющегося поведения сводится к следующему. Всем членам команды раздаются анкеты и бланк для оценок, в котором фамилии членов команды уже занесены. Спортсмены по 10-ти балльной шкале оценивают то или иное проявление конкретных форм отклоняющегося поведения у себя и у своих коллег. Считается, что 0 баллов характеризует отсутствие каких-либо форм отклоняющегося поведения, а 10 баллов - его максимальную выраженность. Данная методика довольно сложная для обработки, а её проведение занимает достаточно много времени.

Так же при оценке межличностных отношений в спортивной команде хорошо себя зарекомендовал модульный социотест. Два базовых модуля позволяют оценить сложившиеся межличностные отношения: модуль «Мое отношение к.» (МО), отражает реальное отношение членов команды к конкретному игроку (отношение команды к игроку); модуль «Отношение ко мне» (ОМ), отражает воспринимаемое членами команды отношение к ним конкретного игрока (отношение игрока к команде). Дополнительные модули дают возможность объективно измерить параметры, характеризующие качество деятельности команды, тренера, капитана и других спортсменов, а так же оценить их некоторые индивидуально-психологические особенности. Их набор зависит от цели психолога и в опросный лист может включаться от одного до семи модулей. На сегодняшний день разработано 24 дополнительных модуля.

В процессе работы с модульным социотестом в спортивных командах были выделены некоторые особенности его применения [4, с.177-178]:

1. Время проведения тестирования по 5-6 модулям в команде численностью 15-20 человек занимает около 50 минут. На основе полученных данных по каждому модулю рассчитывается целый набор показателей: персональное среднее, индивидуальное среднее, среднее по команде, индексы конфликтности, ранг и др. [2].

2. Тестирование лучше всего проводить после тренировки. Во-первых, это гарантирует присутствие максимального количества членов команды, во-вторых -спортсмены не будут пытаться написать социотест быстрее, в ущерб достоверности из-за необходимости не опоздать на тренировку. Поскольку ежедневные тренировки являются привычной деятельностью для спортсмена, то они не рассматриваются как повышенная физическая нагрузка, вызывающая сильное утомление и снижающая внимание, что препятствует проведению тестирования.

3. Поскольку не все спортивные объекты, где тренируются спортсмены, имеют специальное помещение для проведения тестирования, часто диагностика проводится в раздевалке. Работа в тренерской комнате мало предпочтительна, поскольку там мало места, велика вероятность присутствия посторонних людей и, даже если тренер отсутствует, ощущается его потенциальное влияние.

4. Для повышения достоверности информации целесообразно проводить тестирование после 2-3 встречи с командой. В сознании спортсмена появление психолога всегда связано со страхом быть исключенным из команды или переведенным в игроки запаса. Нужно дать им время привыкнуть к Вашему присутствию, установить контакт и позитивный настрой на работу. Спортсменов необходимо заинтересовать в проведении тестирования. Они должны доверять психологу. Если проводить исследование в первый день знакомства, то высока вероятность что команда либо отпишется, либо сильно завысит оценки, что, в свою очередь, приведет к искажению реальных данных.

5. Объем и глубина информации, предоставляемой тренеру и капитану, зависит от их индивидуально-психологических особенностей. К сожалению, нет гарантии, что тренер, основательно не разобравшись в ситуации, не примет решения об исключении аутсайдера из команды или не отзовется о ком-то из своих подопечных в присутствии команды в нелестных выражениях, сославшись на результаты исследования. Это мо-

жет быть сделано довольно в резкой форме. Тогда присутствие психолога будет вызывать у спортсменов еще больший страх и контакт с командой будет нарушен.

6. До проведения тестирования психологу целесообразно установить хороший контакт с капитаном команды. Тренер - это официальный руководитель команды. Капитан - это лидер, обычно выбираемый большинством голосов, реже назначаемый тренером. Если капитан настроен против психолога или его деятельности, то он потенциально может настроить против него всю команду. Если же отношение капитана позитивное, то он становится основным помощником психолога. Хороший капитан всегда знает, что происходит в команде и каковы причины происходящего.

7. Для повышения достоверности получаемой информации, в оригинале предалось три варианта анонимности ответов [2, с.71-72], но реально спортсмены использовали лишь два. При первом варианте опроса было известно, кто и кому какую оценку выставил. В этом случае опрашиваемый, заполняя бланк, указывал, под каким номером в общем списке дана его фамилия, т.е. фактически подписывает свой бланк. При втором варианте анонимности после опроса было известно пофамильно, какой кому балл выставлен. Но кто, какую оценку поставил, известно не было, т.к. бланк не подписывался. Третий вариант анонимности подразумевал, что опрашиваемый выставляет оценки всем, но последовательность выставления знает только он, поэтому неизвестно, кто поставил оценку и кому она поставлена. На начальном этапе исследования спортсменам предлагались все три варианта анонимности, но последний был признан нецелесообразным, так как его никто не выбирал.

Спортивным психологам необходима статистическая база данных, которая позволила бы при работе с новой командой достаточно быстро оценить статус и положение не только каждого спортсмена, капитана и тренера на фоне членов его команды, и на фоне игроков других команд, но и положение конкретной команды по сравнению с другими. А подобное сравнение часто необходимо и для оценки уровня сложившихся в команде межличностных отношений, и для дополнительной мотивации членов команды, ведь одной из основных характеристик спортсмена является дух соперничества.

Ниже изложенные статистические данные позволяют при работе с каждым спортсменом оценить его положение не только на фоне игроков его команды, но и на фоне игроков других команд. Особенно полезна такая оценка для тренера и капитана. Так же может она может оказаться необходимой в ситуации, когда спортсмен является аутсайдером: для снижения негативности психологического эффекта целесообразно сравнивать его с игроками других команд (с самым маленьким значением), на фоне которых он может иметь вполне представительное положение. Так же мы получаем возможность сравнивать команды друг с другом.

В рамках конкретного исследования спортсменам предлагалось оценить их отношение к каждому игроку команды (МО) и оценить то, как к ним, на их взгляд, относится каждый игрок команды (ОМ). Также предлагалось оценить способность работать в команде (СРВК), индивидуальное мастерство (ИМИ), вклад (отдачу) в общую победу (ОИ) и сравнить важность интересов команды и личных интересов каждого члена команды (КИ-ЛИ).

Выборка: 7 спортивных команд. Из них: 2 мужские по волейболу, 2 женские по мини-футболу, 3 мужские по хоккею с шайбой.

Было проведено 13 измерений. Из них: в двух командах по волейболу и в трех командах по хоккею с шайбой проводилось по 2 измерения; в женской команде по мини-футболу - 3 измерения; во второй женской команде по мини-футболу и второй мужской команде по волейболу проводилось по одному измерению.

Всего было исследовано 213 человек (163 мужчины и 50 женщин). Из них 13 капитанов (9 мужчин и 4 женщины) и 13 тренеров (все мужчины).

По модулю «Мое отношение к...» было исследовано 213 человек (7 команд, 13 срезов, 2984 одиночные оценки). По модулю «Отношение ко мне» было исследовано 213 человек (7 команд, 13 срезов, 2984 одиночные оценки). По модулю «Способность работать в команде» было исследовано 154 человека (7 команд, 10 срезов, 2043 одиночные оценки). По модулю «Индивидуальное мастерство игрока» было исследовано 107 человек (5 команд, 7 срезов, 1482 одиночные оценки). По модулю «Интересы команды - личные интересы» было исследовано 154 человека (7 команд, 10 срезов, 2043 одиночные оценки). По модулю «Отдача игрока» было исследовано 107 человек (5 команд, 7 срезов, 1482 одиночные оценки). Результаты исследования основаны на обобщении 13018 одиночных оценок.

Возрастной разброс игроков колеблется от 14 до 30 лет, а тренеров от 40 до 50

лет.

В рамках исследования рассчитывались и анализировались следующие показатели:

1. Персональное командное среднее.

2. Персональное командное отклонение.

3. Персональное среднее.

4. Персональное командное отклонение.

5. Индексы конфликтности. Рассмотрим их подробнее.

1. Персональное командное среднее позволяет выявить при сравнении команды - лидеры и команды - аутсайдеры по каждому модулю.

Среди максимальных значений наиболее ярко выражен такой показатель межличностных отношений как отношение игрока к команде (9,62 балла), наименее - способность работать в команде (8,34 балла). Разброс максимальных оценок составляет 1,28 балла.

Среди минимальных оценок так же наиболее ярко выражено отношение игрока к команде (6,67 балла), а наименее - соотношение командных и личных интересов (5,11 балла). Разброс минимальных оценок составляет 1,56 балла, что несколько больше разброса максимальных оценок, то есть нижняя граница оценочных интервалов колеблется несколько больше верхней. Разница в разбросах составляет 0,28 балла. Возможно, это связано с возрастными особенностями исследованной выборки: возраст всех членов команды находится в пределах от 14 до 50 лет.

В среднем, спортсмены наиболее высоко оценили отношение команды к игроку (8,36 балла), соотношение же командных и личных интересов получило наименьшую оценку (6,89 балла). Отмечу, что межличностные отношения в команде в реальности лучше, чем в восприятии её членов (значение по модулю «Мое отношение к.» выше, чем по модулю «Отношение ко мне»).

2. Персональное командное стандартное отклонение отражает однозначность (единодушие) команды в оценке конкретного спортсмена. Чем меньше этот показатель, тем команда более единодушна в своей оценке, то есть оценки разными членами команды конкретного спортсмена по конкретному модулю имеют наименьшие различия (почти все игроки поставят ему примерно одинаковые баллы). И наоборот, чем показатель выше, тем менее единодушна была команда, то есть баллы, выставленные игроками, будут сильно различаться. При сравнении команд друг с другом персональное стандартное отклонение показывает, какая команда наиболее единодушна в оценке своих членов, а какая - менее.

Среди максимальных значений выявлено наибольшее расхождение мнений относительно оценки отношения игрока к команде (3,02 балла), наименьшее - относительно способности работать в команде (2,43 балла). Разброс максимальных оценок составляет 0,59 балла.

Среди минимальных оценок наибольшее расхождение мнений наблюдается относительно способности работать в команде (1,52 балла), а наименьшее - относи-

тельно отношения игрока к команде (0,54 балла). Разброс минимальных оценок составляет 0,98 балла. Это немного больше разброса максимальных оценок, то есть нижняя граница оценочных интервалов колеблется несколько больше верхней. Разница разбросов составила 0,39 балла. Как и в случае со значениями персонального командного среднего, это можно объяснить за счет возрастного разброса исследованной выборки.

В среднем, мнение спортсменов наиболее расходится при оценке способности работать в команде (2,08 балла), наименее - при оценке отношения команды к человеку (оценка реального отношения) (1,68 балла). Видимо, это связано с отсутствием (сложностью) критерия оценки способности работать в команде. Отмечу, что мнение членов команды относительно отношения команды к игроку и отношения игрока к команде, то есть реальных и воспринимаемых отношений практически одинаково (разница составляет 0,01 балла). Интересен и тот факт, что отношение команды к игроку (реальное отношение) единодушно получает самую высокую среднюю оценку.

3. Персональные средние оценки членов команды. Высокий балл персонального среднего по модулю «Мое отношение к...» (МО) говорит о положительном реальном отношении членов команды к конкретному игроку, о социальном одобрении его поведения в команде. Максимальное значение для членов команды в целом составляет 10,00 баллов, минимальное - 3,35 балла, среднее - 8,33 балла. Для тренеров показатель находится в пределах от 6,20 до 10,00 баллов, среднее - 9,03 балла. Для капитанов - от 7,94 до 10,00 баллов, среднее - 9,03 балла.

Капитан имеет те же оценки что и тренер, и они выше оценок членов команды в целом, то есть в реальности члены команды к капитану и тренеру относятся одинаково и несколько лучше, чем к другим игрокам. Это совпадает со структурой власти в команде (тренер - капитан - другие игроки) и отражает признание лидерства тренера и капитана, являющихся главными людьми в команде.

Высокий балл персонального среднего по модулю «Отношение ко мне» (ОМ) говорит о том, что члены команды воспринимают отношение к ним конкретного спортсмена как хорошее, что свидетельствует об общей доброжелательности спортсмена в отношениях с командой и его умении показывать свое положительное отношение другим спортсменам. Максимальное значение для членов команды в целом составляет 9,81 балла, минимальное - 5,43 балла, среднее - 8,30 балла. Для тренеров показатель находится в пределах от 7,13 до 9,63 балла, среднее - 8,85 балла. Для капитанов - от 6,43 до 9,81 балла, среднее - 8,62 балла.

Средние оценки тренера выше, чем капитана и других членов команды. В восприятии членов команды тренер относится к ним лучше, чем капитан и коллеги. Тренер - это человек, обладающий большим жизненным опытом, чем капитан. Он является назначенным руководителем и не нуждается в отстаивании своих лидерских позиций, а значит, потенциально может позволить себе более снисходительное отношение к игрокам, нежели капитан, вынужденный проявлять жесткость при отстаивании своего статуса.

Высокий балл персонального среднего по модулю «Способность работать в команде» (СРВК) говорит о том, что спортсмен является ярко выраженным коллективистом, «человеком команды», он любит и умеет работать в любой команде. Максимальное значение для членов команды в целом составляет 9,82 балла, минимальное -3,18 балла, среднее - 7,24 балла. Для тренеров показатель находится в пределах от 7,50 до 9,60 балла, среднее - 8,51 балла. Для капитанов - от 7,47 до 9,33 балла, среднее - 8,38 балла.

Средние оценки тренера выше, чем оценки капитана и других членов команды. По оценке членов команды тренер лучше умеет работать в команде, чем капитан и другие спортсмены, что объясняется его опытом.

Высокий балл персонального среднего по модулю «Индивидуальное мастерство игрока» (ИМИ) отражает отличный уровень мастерства спортсмена, его владения шайбой или мячом. Максимальное значение для членов команды в целом составляет 10,00 балла, минимальное - 1,06 балла, среднее - 7,18 балла. Для тренеров показатель находится в пределах от 7,20 до 9,90 балла, среднее - 8,40 балла. Для капитанов - от 7,82 до 9,78 балла, среднее - 8,65 балла.

Средние оценки капитана выше, чем оценки тренера и других членов команды. По оценке членов команды мастерство капитана выше, чем тренера и других спортсменов. Это можно объяснить тем фактом, что не все тренера являются играющими, то есть они просто не могут проявить уровень своего мастерства игры в команде.

Высокий балл персонального среднего по модулю «Командные интересы -личные интересы» (КИ-ЛИ) отражает преобладание у спортсмена командных интересов над личными интересами, его способность пожертвовать личными делами в пользу команды. Максимальное значение для членов команды в целом составляет 9,78 балла, минимальное - 1,25 балла, среднее - 6,74 балла. Для тренеров показатель находится в пределах от 6,50 до 9,75 балла, среднее - 8,44 балла. Для капитанов - от 6,33 до 9,78 балла, среднее - 8,11 балла.

Средние оценки тренера выше оценок капитана и других членов команды. По оценке членов команды для тренера командные интересы важнее, чем для капитана и других игроков. Что естественно, поскольку тренер является официальным руководителем команды.

Высокий балл персонального среднего по модулю «Отдача игрока» (ОИ) говорит о том, что спортсмен всегда работает с полной отдачей, прилагает максимум усилий для победы своей команды. Максимальное значение для членов команды в целом составляет 10,00 балла, минимальное - 3,00 балла, среднее - 7,60 балла. Для тренеров показатель находится в пределах от 7,77 до 10,00 балла, среднее - 8,81 балла. Для капитанов - от 7,27 до 9,88 балла, среднее - 8,65 балла.

Средние оценки тренера выше оценок капитана и других членов команды. По оценке членов команды тренер прикладывает больше усилий для победы команды, чем капитан и другие спортсмены. Тренер, как руководитель команды, выполняет не только тренировочную функцию, но и следит за дисциплиной, организацией питания, дороги (если речь идет об играх на выезде) и т.д. Если тренер «играющий», то он участвует в играх как полевой игрок. При оценке вклада тренера в общую победу команды, спортсмены учитывали все аспекты его деятельности.

Высокий балл итоговой средней оценки (на 6 модулей) говорит о признании спортсмена лидером команды, отражает статус игрока в команде. Максимальное значение для членов команды в целом составляет 9,69 балла, минимальное - 3,40 балла, среднее - 7,64 балла. Для тренеров показатель находится в пределах от 7,06 до 9,63 балла, среднее - 8,66 балла. Для капитанов - от 7,38 до 9,69 балла, среднее - 8,58 балла.

Показатели тренера выше показателей капитана и других членов команды, а это значит, что тренер и капитан занимают лидирующее положение в команде, что соответствует структуре власти.

Высокий балл итоговой средней оценки (на 2 модуля) говорит о признании спортсмена лидером в межличностных отношениях. Максимальное значение для членов команды в целом составляет 9,84 балла, минимальное - 4,86 балла, среднее - 8,31 балла. Для тренеров показатель находится в пределах от 6,67 до 9,81 балла, среднее -8,94 балла. Для капитанов - от 7,18 до 9,84 балла, среднее - 8,83 балла.

Показатели тренера выше показателей капитана и остальных игроков, это значит, что тренер и капитан являются лидерами в межличностных отношениях в команде, что объясняется их социальными ролями. Тренер - официальный, назначенный руководитель, а капитан - неформальный, выбранный лидер.

4. Персональное стандартное отклонение. Напомню, что чем ниже значение персонального стандартного отклонения, тем более единодушно и сформировано мнение команды.

Персональное стандартное отклонение по модулю «Мое отношение к.» (МО). Максимальное значение единодушия в оценке для членов команды в целом составляет 3,93 балла, минимальное - 0,00 балла, среднее - 1,67 балла. Показатель для тренеров находится в пределах от 0,00 до 3,93 балла, среднее - 1,28 балла. Для капитанов - от 0,00 до 3,02 балла, среднее - 1,34 балла.

Средние оценки тренера ниже оценок капитана и других членов команды, что говорит о большем единодушии команды при его оценке. Мнение членов команды об их отношении к тренеру более однородно, чем об отношении к капитану и другим игрокам. Вероятно, это связано с социальной ролью тренера как таковой: он является более страшим и опытным наставником, он более постоянен (капитана меняют чаше, чем тренера). К нему легче сформировать отношение. Часть спортсмены приходят не в конкретную команду, а к конкретному тренеру, что изначально подразумевает позитивное к нему отношение.

Персональное стандартное отклонение по модулю «Отношение игрока к команде» (ОМ). Максимальное значение единодушия в оценке для членов команды в целом составляет 3,70 балла, минимальное - 0,40 балла, среднее - 1,65 балла. Показатель для тренеров находится в пределах от 0,53 до 2,95 балла, среднее - 1,41 балла. Для капитанов - от 0,40 до 3,36 балла, среднее - 1,63 балла.

Средние оценки тренера ниже оценок капитана и других членов команды. Мнение членов команды об отношении к ним тренера более однородно, чем об отношении капитана и других спортсменов. Обычно тренер, как руководитель команды, четко обозначает свое отношение к своим подопечным, отмечая не только их спортивные успехи (неудачи), но и подчеркивая личное отношение.

Персональное стандартное отклонение по модулю «Способность работать в команде» (СРВК). Максимальное значение единодушия в оценке для членов команды в целом составляет 4,27 балла, минимальное - 0,40 балла, среднее - 2,12 балла. Показатель для тренеров находится в пределах от 0,70 до 2,77 балла, среднее - 1,73 балла. Для капитанов - от 1,00 до 2,26 балла, среднее - 1,79 балла.

Средние оценки тренера ниже, оценок капитана и других членов команды. Мнение спортсменов о способности тренера работать в команде более однородно, чем мнение о капитане и других игроках.

Персональное стандартное отклонение по модулю «Индивидуальное мастерство игрока» (ИМИ). Максимальное значение единодушия в оценке для членов команды в целом составляет 3,69 балла, минимальное - 0,00 балла, среднее - 1,84 балла. Показатель для тренеров находится в пределах от 0,32 до 3,96 балла, среднее - 1,87 балла. Для капитанов - от 0,44 до 2,28 балла, среднее - 1,43 балла.

Средние оценки капитана ниже оценок других членов команды и тренера. Члены команды более единодушно оценивают уровень индивидуального мастерства капитана, чем своих коллег и тренера. Это связано редким случаем возможности демонстрации тренером его игровых способностей.

Персональное стандартное отклонение по модулю «Командные интересы -личные интересы» (КИ-ЛИ). Максимальное значение единодушия в оценке для членов команды в целом составляет 3,58 балла, минимальное - 0,44 балла, среднее - 2,13 балла. Показатель для тренеров находится в пределах от 0,71 до 3,58 балла, среднее - 2,15 балла. Для капитанов - от 0,44 до 3,24 балла, среднее - 1,86 балла.

Средние оценки капитана ниже оценок других членов команды и тренера. Мнение членов команды о преобладании командных интересов над личными более однородно при оценке капитана, других игроков и тренера. Что связано с неформальным статусом капитана. Он ближе к команде и понятнее тренера.

Персональное стандартное отклонение по модулю «Отдача игрока» (ОИ). Максимальное значение единодушия в оценке для членов команды в целом составляет 3,20 балла, минимальное - 0,00 балла, среднее - 1,80 балла. Показатель для тренеров находится в пределах от 0,00 до 3,06 балла, среднее - 1,77 балла. Для капитанов - от 0,35 до 2,28 балла, среднее - 1,39 балла.

Средние оценки капитана ниже оценок тренера и других членов команды. Относительно вклада в победу мнение членов команды более однородно при оценке капитана, чем тренера и других игроков. Это объясняется тем, что вклад капитана в победу легче оценить, чем вклад тренера.

Итоговая оценка персонального стандартного отклонения (по 6-ти модулям). Максимальное значение единодушия в оценке для членов команды в целом составляет 3,26 балла, минимальное - 1,07 балла, среднее - 2,20 балла. Для тренеров показатель находится в пределах от 1,40 до 3,26 балла, среднее - 2,12 балла. Для капитанов - от 1,81 до 2,56 балла, среднее - 2,12 балла.

Показатели капитана и тренера равны, а это значит, что в целом, мнение членов команды относительно лидерских позиций капитана и тренера одинаково единодушно и более однородно, чем мнение о других членах команды. Что естественно, поскольку тренер и капитан - это два главных человека в команде.

Итоговая оценка персонального стандартного отклонения (по 2 модулям). Максимальное значение единодушия в оценке для членов команды в целом составляет 3,63 балла, минимальное - 0,35 балла, среднее - 1,66 балла. Для тренеров показатель находится в пределах от 0,52 до 3,44 балла, среднее - 1,35 балла. Для капитанов - от 0,36 до 3,19 балла, среднее - 1,48 балла.

Показатели капитана немного выше показателей тренера, и других игроков, а это значит, что мнение членов команды относительно межличностных отношений тренера более единодушно, чем относительно капитана и коллег.

5. Индексы конфликтности. На основе обобщения 5968 оценок по двум базовым модулям были получены данные о конфликтности межличностных отношений в спортивных командах, для чего были рассчитаны следующие показатели:

1. Персональный индекс конфликтности по модулю «Мое отношение к..» (МО), отражающий среднюю выраженность негативного отношения команды к конкретному игроку.

2. Персональный индекс конфликтности по модулю «Отношение ко мне» (ОМ), показывающий то, как команда в целом оценивает среднюю выраженность негативного к ней отношения каждого игрока.

3. Общий персональный индекс конфликтности, характеризующий общую выраженность негативных отношений команды в целом к данному спортсмену.

Максимальное значение персонального индекса конфликтности по модулю «Мое отношение к.» для членов команды составляет -2,18 балла, минимальное - 0,00 балла, при среднем -0,15 балла. Для тренеров показатель находится в пределах от 0,00 до -1,12 балла, при среднем -0,13 балла. Для капитанов - от 0,00 до -0,50 балла, при среднем -0,11 балла. Для команды в целом от 0,00 до -0,67 балла, при среднем -0,14 балла.

Средняя оценка по команде в целом выше оценки тренера и капитана, это говорит о том, что члены команды склонны более негативно относиться друг к другу, чем к тренеру к капитану. Такое отношение к капитану объясняется тем, что он является выбранным (назначенным) из членов команды, а значит «свой».

Максимальное значение персонального индекса конфликтности по модулю «Отношение ко мне» для членов команды составляет -0,82 балла, минимальное -0,00 балла, при среднем -0,18 балла. Для тренеров показатель находится в пределах от 0,00 до -0,50 балла, при среднем -0,09 балла. Для капитанов - от 0,00 до -0,63 балла,

при среднем -0,12 балла. Для команды в целом от 0,00 до -0,51 балла, при среднем -0,10 балла.

Средняя оценка членов команды выше оценки капитана и тренера, это отражает, что в восприятии членов команды их коллеги относится к ним более негативно, капитан и тренер. Отношение тренера к команде воспринимается спортсменами как более позитивное, чем отношение капитана, за счет того факта, что потенциально у него в команде редко могут оказаться игроки, которых он недолюбливает.

Максимальное значение общего персонального индекса конфликтности для членов команды составляет -1,26 балла, минимальное - 0,00 балла, при среднем -0,12 балла. Для тренеров показатель находится в пределах от 0,00 до -0,74 балла, при среднем -0,11 балла. Для капитанов - от 0,00 до -0,56 балла, при среднем -0,11 балла. Для команды в целом от 0,00 до -0,51 балла, при среднем -0,12 балла.

Средняя оценка капитана и тренера равна, и несущественно ниже оценки членов команды в целом, то есть общая выраженность негативных отношений команды к тренеру и капитану одинакова и почти равна общей выраженности негативных отношений членов команды друг к другу.

При диагностике спортивных команд было отмечено, что большинство спортсменов склонны подписывать свой бланк, что позволило на основе одиночных оценок, полученных по двум базовым модулям социотеста, выявлялась адекватность восприятия членами команды отношения к ним конкретного спортсмена. То есть соотношение того, как спортсмен реально относится к игрокам своей команды и того, как они воспринимают его отношение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего было исследовано (в данном случае подписалось) 157 человек (122 мужчины и 35 женщин). Из них 13 тренеров (9 тренеров мужских команд и 4 тренера женских команд) и 13 капитанов (9 капитанов мужских команд и 4 капитана женских команд).

Адекватность восприятия членами команды отношения к ним j-го спортсмена рассчитывается по формуле:

(А.воспр. )j = X ((OM.nepc)j - (МО.инд)]) / n, где:

(А.воспр. )j - адекватность восприятия членами команды отношения к ним j-го спортсмена;

(OM.nepc.)j - персональная оценка j-го игрока по модулю «Отношение ко мне», то есть то, как i-ый игрок воспринимает отношение к себе j-го игрока;

(MO.UHd.)j - индивидуальная оценка j-го игрока по модулю «Мое отношение к ... »), то есть то, как j-ый игрок реально относится к i-му игроку;

n - количество пар игроков (если среди оценок встречалось «то», то такая пара не учитывалась).

Основываясь на возможных сочетаниях крайних баллов оценочной шкалы (((5) - 5) = -10; ((-5)-(-5)) = 0; (5-(-5))=10; (5-5)=0), можно сделать вывод, что адекватность восприятия членами команды отношения к ним конкретного спортсмена находится в пределах от -10 до +10 баллов. Если этот промежуток условно разбить на три равные части, то получатся три интервала: от (-10) до (-4) баллов, от (-3) до +3 баллов, от +4 до +10 баллов.

Спортсмен, набравший от (-10) баллов до (-4) баллов в реальности относится к другим членам команды лучше, чем игроки воспринимают его отношение. Иными словами, члены команды недооценивают отношение конкретного игрока к ним.

Спортсмен, набравший от (-3) до +3 баллов в реальности относится к другим членам команды примерно так же, как игроки воспринимают его отношение. То есть, члены команды адекватно воспринимают отношение конкретного игрока к ним.

Спортсмен, набравший от 4 до 10 баллов, в реальности относится к другим членам команды хуже, чем игроки воспринимают его отношение. Иначе, члены команды переоценивают отношение конкретного игрока к ним.

В ходе исследования было выявлено, что средняя оценка адекватности восприятия отношений, характерная для всей выборки в целом составляет (-0,15) балла, для тренеров - (-0,02) балла, для капитанов - 0,40 балла, для игроков (без учета капитана и тренера) - (-015) балла. Для мужских команд средняя оценка составила (-0,04) балла, для тренеров - 0,44 балла, для капитанов - 0,77 балла, для игроков (без учета капитана и тренера) - (-0,15) балла. Для женских команд средняя оценка составила (-0,56) балла, для тренеров - (-1,06) балла, для капитанов - (-0,45) балла, для игроков (без учета капитана и тренера) - (-0,54) балла.

Все полученные показатели находятся в пределах от -1,06 до 0,77 балла, то есть попадают в группу адекватного восприятия отношений.

Группа переоценки отношений составила 1,91% (3 игрока: мужчины и 1 женщина) от всей выборки, группа недооценки отношений - 0,67%, (одна женщина), а группа адекватной оценки 97,42%. (153 игрока: 120 мужчин и 33 женщины).

Естественно, что для команды наиболее благоприятная ситуация складывается при адекватной оценке отношения спортсменов друг к другу. На втором месте находится ситуация недооценки отношений, когда в реальности спортсмены относятся друг к другу лучше, чем это отношение ими воспринимается. Негативная ситуация складывается при переоценке отношений, то есть когда в реальности спортсмены относятся друг к другу хуже, чем это отношение ими воспринимается.

Среди причин ошибок восприятия можно отметить следующие: 1 - сознательная демонстрация спортсменом определенного отношения к другим членам команды; 2 - индивидуально - психологические особенности спортсмена, демонстрирующего отношение; 3 - индивидуально - психологические особенности воспринимающего спортсмена.

Выводы. Социальная психология обладает определенным набором методик диагностики межличностных отношений в спортивной команде: социометрия, шкала «ТС-1», анкета отклоняющегося поведения (АОП), модульный социотест. В ходе работы с модульный социотестом в спортивных командах были выделены некоторые особенности его применения и сформирована статистическая база данных, существенно повышающей качество работы спортивного психолога.

В результате исследования 213 членов семи спортивных команд (163 мужчины и 50 женщин) было выявлено, что:

1. Межличностные отношения в команде в реальности лучше, чем в восприятии её членов.

2. Наиболее высоко спортсмены оценивают отношение команды к игроку, самая низкая оценка регистрируется при оценке соотношения командных и личных интересов.

3. Больше всего мнение спортсменов расходится при оценке способности работать в команде, а менее - при оценке отношения команды к игроку.

4. Нижняя граница оценочных интервалов персонального командного среднего и персонального командно стандартного отклонения колеблется несколько больше верхней границы. То есть, разброс максимальных оценок меньше разброса минимальных.

5. Отношение спортсменов к капитану и тренеру одинаковое. Но, спортсмены считают, что тренер лучше чем капитан относится к другим членам команды, лучше работает в команде, у него больше преобладают командные интересы над личными, он больше прикладывает усилий для победы команды, а так же является лидером в межличностных отношениях и лидером команды вообще. При этом индивидуальное ма-

стерство капитана оценивается выше чем тренера, что объясняется феноменом «не играющего тренера».

6. Мнение спортсменов более однородно при оценке тренера (чем капитана) по таким характеристикам как: отношение команды к игроку, отношение игрока к команде, способность работать в команде и при оценке межличностных отношений в целом. Мнение же относительно уровня индивидуального мастерства, преобладания командных интересов над личными и определении вклада в победу наиболее единодушно при оценке капитана, а не тренера. При оценке лидерства в команде (в целом) мнение игроков относительно капитана и тренера одинаково.

7. Члены команды склонны более негативно относиться друг к другу, чем к тренеру к капитану. Отношение тренера к команде воспринимается спортсменами как более позитивное, чем отношение капитана. И общая выраженность негативных отношений команды к тренеру и капитану одинакова и практически равна общей выраженности негативных отношений членов команды друг к другу.

8. Как в женских, так и в мужских спортивных командах восприятие спортсменами отношения к ним других игроков, тренеров и капитанов, является адекватным (результат основан на данных 157 подписавшихся спортсменов (122 мужчины и 35 женщин)).

Литература

1. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935 - 2007 гг./ Под ред. профессора Анцупова А.Я. - М.: Студия «Этника», 2007. -232 с.

2. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 062100 «Управление персоналом», 061100 «Менеджмент организации», 020400 «Психология». - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 391 с.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ЭКСМО, 2010. - 512 с.

4. Монахова К.В. Методика диагностики конфликтных взаимоотношений в спортивных командах // Конфликты в современной России: исследование и регулирование. Материалы всероссийской науч.-практ. конф. Москва, 11 февраля 2010 г. М.: Изд-во СГУ, 2010. - 326 с.

5. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. -М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2004. - 576 с.

6. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.: ФиС, 1980. - 208 с.

© Анцупов А.Я., 2011

© Монахова К.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.