Научная статья на тему 'Гендерные особенности взаимоотношений в малой группе'

Гендерные особенности взаимоотношений в малой группе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
184
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ БАЗА ДАННЫХ / СПОРТИВНЫЕ КОМАНДЫ / MODULAR SOCIOTEST / GENDER PECULIARITIES OF INTERPERSONAL RELATIONS / STATISTICAL DATABASE / SPORT TEAMS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анцупов Анатолий Яковлевич, Монахова Ксения Владимировна

Отражены результаты исследования гендерных особенностей взаимоотношений в малой группе на примере спортивных команд. Представлена статистическая база данных по модульному социотесту для женских и мужских спортивных команд, состоящая из двух разделов: общая оценка спортивной команды и оценка каждого спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender peculiarities of interpersonal relations within a small group

This paper presents the result of the study of the gender peculiarities of interpersonal relations within a small group in the example of a sports team. The article contains a statistical database for the modular sociotest for a female and a male sports team, consisting of two sections: the overall assessment of a sport team and assessment of the athlete.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности взаимоотношений в малой группе»

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анцупов А.Я., Монахова К.В.

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ

Спортивная команда является основной социально-психологической единицей в спорте и представляет собой коллектив, имеющий свои психологические особенности и определенные взаимоотношения.

С целью повышения качества работы спортивного психолога для женских и мужских спортивных команд была набрана статистическая база по оценке взаимоотношений и профессиональных качеств спортсменов, состоящая из двух основных разделов:

I. Общая оценка спортивной команды: 1.Оценки персонального командного среднего, позволяющие выявить команды-лидеры и команды-аутсайдеры по каждому модулю. 2. Общие индексы конфликтности взаимоотношений, отражающие: среднюю выраженность реальных негативных отношений в команде; среднюю выраженность воспринимаемых командой негативных отношений; общую выраженность негативных отношений в команде.

II. Оценка каждого спортсмена (тренера, капитана и других членов команды): 1. Персональные средние оценки, выявляющие лидеров и аутсайдеров по каждому модулю. 2. Персональные индексы конфликтности взаимоотношений, характеризующие: среднюю выраженность негативного отношения команды к конкретному игроку; среднюю выраженность воспринимаемого командой негативного отношения конкретного игрока к ней; общую выраженность негативных отношений спортсмена.

Выборку исследования составили 11 спортивных команд, из них 5 женских по мини-футболу, 3 мужских по хоккею с шайбой и 3 мужских по волейболу. Все команды уровня чемпионата России. Всего было исследовано 173 человека (104 мужчины и 69 женщин). Диапазон различий в возрастах игроков находится в пределах от 14 до 30 лет, тренеров - от 40 до 50 лет.

Для оценки взаимоотношений использовался модульный социтоест [2]. Опросный лист был сформирован из 6 модулей. Спортсмены оценивали свое отношение к каждому члену команды и то, как к ним, на их взгляд, относится каждый член команды. А также способность работать в команде, индивидуальное мастерство, объем индивидуального вклада в общую победу и важность интересов команды (по сравнению с личными интересами) каждого члена команды.

Рассмотрим общую характеристику взаимоотношений и профессиональных качеств спортсменов. Как видно из табл. 1 среднее значение всех исследуемых показателей в женских командах выше, чем в мужских.

99

Таблица 1

Общая характеристика взаимоотношений и профессиональных качеств спортсменов в мужских и женских спортивных командах

Показатель Мужские команды Женские команды

Среднее значение Число команд/ человек Среднее значение Число команд/ человек

Реальные отношения 7,98 6 / 104 8,79 5 / 69

Воспринимаемые отношения 8,00 6 / 104 8,53 5 / 69

Взаимоотношения в целом 7,99 6 / 104 8,65 5 / 69

Способность работать в команде 6,92 6 / 104 7,99 5 / 69

Индивидуальное мастерство игрока 6,75 4 / 71 8,00 4 / 55

Командные интересы -личные интересы 6,13 6 / 104 8,12 5 / 69

Индивидуальный вклад игрока в общую победу 7,07 4 / 71 8,85 4 / 55

Статус 7,20 4 / 71 8,57 4 / 55

В мужских командах оценка уровня реальных негативных отношений несколько Можно сделать вывод, что в женских командах взаимоотношения в целом (их реальный и воспринимаемый уровни) оцениваются более высоко, чем в мужских. В мужских командах в реальности взаимоотношения несколько хуже, чем в их восприятии. А в женских - наоборот, несколько лучше, что является хорошим показателем.

Женские команды, по сравнению с мужскими характеризуются более высокими оценками способности работать в команде, качества индивидуального мастерства, преобладания командных интересов над личными, объема индивидуального вклада в общую победу и статуса.

Рассмотрим общие индексы конфликтности взаимоотношений. Средняя выраженность реальных негативных отношений в мужских командах составляет -0,21 балла, в женских -0,11 балла. Средняя выраженность воспринимаемых командами негативных отношений и в мужских и в женских командах равна и составляет -0,11 балла. Общая выраженность негативных отношений в мужских командах составляет -0,15 балла, в женских -0,11 балла.

В мужских командах оценка уровня реальных негативных отношений несколько ниже, чем оценка уровня воспринимаемых негативных отношений. В женских командах оценка уровня реальных негативных отношений равна оценке уровня воспринимаемых негативных отношений, что является хорошим показателем взаимоотношений. Оценка общей выраженности негативных отношений в женских командах ниже, чем в мужских.

Рассмотрим персональную характеристику взаимоотношений и профессиональных качеств спортсменов. Среднее значение по показателю «Реальное отношение команды к игроку» для членов мужских команд (без учета тренеров и капитанов) составляет 7,87 балла, для тренеров - 8,75 балла, для капитанов - 8,77 балла. Для членов женских команд среднее значение равняется 8,71 балла, для тренеров и капитанов - 9,24 балла.

В мужской команде в реальности члены команды к тренеру и капитану относятся практически одинаково и несколько лучше, чем к другим игрокам. А в женской — к капитану и тренеру относятся одинаково и несколько лучше, чем к другим

игрокам. Это совпадает со структурой власти в команде (тренер - капитан -остальные игроки) и отражает признание лидерства тренера и капитана. По сути, они являются двумя главными людьми в команде.

Среднее значение по показателю «Воспринимаемое командой отношение игрока к ней» для членов мужских команд (без учета тренеров и капитанов) равняется 7,94 балла, для тренеров - 8,67 балла, для капитанов - 8,27 балла. Для членов женских команд оно составляет - 8,50 балла, для тренеров — 8,61 балла, для капитанов - 8,77 балла.

В восприятии членов мужской команды тренер относится к ним лучше, чем капитан и коллеги. А в восприятии членов женской команды к ним лучше относится капитан, чем тренер и коллеги.

Среднее значение по показателю «Взаимоотношения игрока» для членов мужских команд (без учета тренеров и капитанов) составляет 7,91 балла, для тренеров - 8,71 балла, для капитанов - 8,52 балла. Для членов женских команд оно равняется 8,60 балла, для тренеров - 8,90 балла, для капитанов - 9,00 балла.

В мужской команде лидером в сфере взаимоотношений является тренер, в женской — капитан.

Среднее значение по показателю «Способность работать в команде» для членов мужских команд (без учета тренеров и капитанов) равняется 6,75 балла, для тренеров - 8,53, для капитанов - 8,05 балла. Для членов женских команд оно составляет - 7,86 балла, для тренеров — 8,60 балла, для капитанов - 8,97 балла.

По оценке членов мужской команды тренер лучше умеет работать в команде, чем капитан и другие спортсмены. По оценке членов женской команды лучше умеет работать в команде капитан, чем тренер и другие спортсмены.

Среднее значение по показателю «Индивидуальное мастерство игрока» для членов мужских команд (без учета тренеров и капитанов) составляет 6,51 балла, для тренеров - 9,02, для капитанов - 8,27. Для членов женских команд оно равняется 7,91 балла, для тренеров — 8,18 балла, для капитанов — 8,90 балла.

По оценке членов мужской команды мастерство тренера выше, чем капитана и других спортсменов. По оценке членов женской команды мастерство капитана выше, чем тренера и других спортсменов.

Среднее значение по показателю «Командные интересы - личные интересы» для членов мужских команд (без учета тренеров и капитанов) составляет 5,92 балла, для тренеров - 8,26 балла, для капитанов - 7,33 балла. Для членов женских команд оно равняется 7,98 балла, для тренеров - 8,71 балла, для капитанов - 9,25 балла.

По оценке членов мужской команды для тренера командные интересы важнее, чем для капитана и других игроков. По оценке членов женской команды командные интересы важнее для капитана, чем для тренера и других спортсменов.

Среднее значение по показателю «Индивидуальный вклад игрока в общую победу» для членов мужских команд (без учета тренеров и капитанов) составляет 6,88 балла, для тренеров - 9,00 балла, для капитанов - 8,04 балла. Для членов женских команд оно равняется 8,81 балла, для тренеров - 8,61 балла, для капитанов -9,49 балла.

По оценке членов мужской команды тренер прикладывает больше усилий для победы команды, чем капитан и другие спортсмены. По оценке членов женской команды больше усилий для победы команды прикладывает капитан, чем другие спортсмены и тренер.

Среднее значение статуса для членов мужских команд (без учета тренеров и капитанов) составляет 7,05 балла, для тренеров - 8,63 балла, для капитанов - 8,16

балла. Для членов женских команд оно равняется 8,51 балла, для тренеров - 8,76 балла, для капитанов — 9,13 балла.

В мужской команде лидирующее положение занимает тренер, а в женской -капитан.

Выявленные различия в оценке взаимоотношений и профессиональных качеств спортсменов в женских и мужских спортивных командах можно объяснить их различной гендерной принадлежностью и частично тем фактом, что в исследованной выборке тренерами женских команд являются мужчины, а капитанами -женщины. Возможно, женщины склонны оценивать представителей своего гендера более позитивно.

Рассмотрим персональные индексы конфликтности взаимоотношений. В мужских командах средняя выраженность реального негативного отношения команды к конкретному игроку для членов команды (без учета тренеров и капитанов) составляет -0,22 балла, для тренеров -0,19 балла, для капитанов -0,10 балла. В женских командах для членов команды она составляет -0,12 балла, для тренеров и капитанов -0,10 балла.

Средняя оценка членов мужской команды выше оценки тренера и капитана, это говорит о том, что члены команды более негативно относятся друг к другу, чем к тренеру и капитану. Средняя оценка членов женской команды выше оценки тренера и капитана. Члены команды в реальности более негативно относятся друг к другу, чем к тренеру и капитану, к которым они относятся одинаково. Это говорит о том, что капитан и тренер одинаково себя проявляют по отношению к членам команды.

В мужских командах средняя выраженность воспринимаемого командой негативного отношения конкретного игрока к ней для членов команды (без учета тренеров и капитанов) составляет -0,11 балла, для тренеров -0,07 балла, для капитанов -0,15 балла. В женских командах для членов команды она составляет -0,12 балла, для тренеров -0,15 балла, для капитанов -0,13 балла.

Средняя оценка капитана мужской команды выше оценки членов команды и тренера. В восприятии членов команды капитан относится к ним более негативно, чем их коллеги и тренер. Средняя оценка тренера женской команды выше оценки капитана и других игроков. В восприятии членов команды тренер относится к ним несколько более негативно, чем капитан и другие члены команды.

В мужских командах среднее значение общей выраженности негативных отношений конкретного игрока для членов команды (без учета тренеров и капитанов) составляет -0,16 балла, для тренеров -0,13 балла, для капитанов -0,12 балла. В женских командах для членов команды она составляет -0,12 балла, для тренеров -0,13 балла, для капитанов -0,11 балла.

Средняя оценка членов мужской команды выше оценки тренера и капитана (их оценки практически равны). Общая выраженность негативных отношений среди членов команды выше, чем у капитана и тренера. Средняя оценка капитана женской команды ниже оценки других членов команды и тренера. Общая выраженность негативных отношений у капитана, тренера и других членов команды практически одинакова.

Таким образом, можно выделить следующие гендерные особенности взаимоотношений в спортивных командах:

1. Взаимоотношения в мужских командах в реальности несколько хуже, чем в восприятии их членов. А в женских - наоборот, в реальности взаимоотношения лучше, чем в восприятии членов команды.

2. В женских командах взаимоотношения в целом (их реальный и воспринимаемый уровни в частности), способность работать в команде, индивидуальное мастерство игрока, преобладание командных интересов над личными, объем индивидуального вклада игрока в общую победу и статус спортсмена оцениваются выше, чем в мужских.

3. Оценка уровня реальных негативных отношений в мужских командах выше, чем в женских. Оценка уровня воспринимаемых негативных отношений в женских и в мужских спортивных командах одинакова. Оценка общей выраженности негативных отношений в мужских командах выше, чем в женских.

4. Оценки членов мужских команд (без учета тренеров и капитанов) и оценки их капитанов по показателю реального отношения команды к игроку, воспринимаемого командой отношения игрока к ней, взаимоотношений в целом, способности работать в команде, качества индивидуального мастерства, преобладания командных интересов над личными, объема индивидуального вклада игрока в общую победу и статуса спортсмена ниже, чем оценки членов женских команд и их капитанов. Оценки тренеров мужских команд также ниже оценок тренеров женских команд почти по всем показателям кроме оценки воспринимаемого командой отношения игрока к ней и объема его индивидуального вклада в общую победу.

5. У мужчин-спортсменов оценка уровня реального негативного отношения друг к другу и оценка общей выраженности негативных отношений выше, чем у женщин-спортсменок. А оценка уровня воспринимаемых отношений - несколько ниже. У тренеров мужских команд оценка средней выраженности негативного к ним отношения выше, чем у тренеров женских команд. А оценка воспринимаемого командой их отношения к ним - ниже. В целом, оценка общей выраженности негативных отношений тренеров и мужских и женских команд равна. У капитанов мужских команд оценка воспринимаемого командой их негативного отношения к ней и их общая выраженность негативных отношений выше, чем у капитанов женских команд. А оценка реального негативного отношения команды в капитану в женских и в мужских командах равна.

Таковы гендерные особенности оценки взаимоотношений в спортивных командах и профессиональных качеств спортсменов. Для выявления значимости и статистической достоверности различий в полученных оценках требуется рассчитать 1-критерий Стьюдента. Результаты его расчета представлены в статье «Гендерные особенности межличностных отношений в спортивных командах» [3].

Литература

[1]. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935 -2007 гг./ Под ред. профессора Анцупова А.Я. - М.: Студия «Этника», 2007.

[2]. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 062100 «Управление персоналом», 061100 «Менеджмент организации», 020400 «Психология». - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

[3]. Монахова К.В. Гендерные особенности межличностных отношений в спортивных командах // Научный диалог. - Екатеринбург. — 2012. — №4. - С.263-277.

[4]. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. -М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.