Научная статья на тему 'Межличностные конфликты и процесс социализации студента: аспекты взаимодействия'

Межличностные конфликты и процесс социализации студента: аспекты взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
796
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА / INTERPERSONAL CONFLICT / INTRAPERSONAL CONFLICT / PROCESS OF STUDENT SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овсянникова Ольга Александровна, Ртищева Татьяна Михайловна

В статье рассматриваются теоретические подходы к проблеме межличностных конфликтов в студенческой среде. Акцентируя внимание на сложности и неоднозначности психологических характеристик юношеского возраста, авторы рассматривают взаимосвязь межличностных и внутриличностных конфликтов и их влияние на процесс социализации студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овсянникова Ольга Александровна, Ртищева Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPERSONAL CONFLICTS AND PROCESS OF THE STUDENT SOCIALIZATION : ASPECTS OF INTERACTIONS

Theoretical approaches to the study of conflict in the student environment are considered in the article. A number of causes of intrapersonal and interpersonal conflicts among young people, as well as in the process of socialization of students were determined.

Текст научной работы на тему «Межличностные конфликты и процесс социализации студента: аспекты взаимодействия»

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

INTERPERSONAL CONFLICTS AND PROCESS OF THE STUDENT SOCIALIZATION : ASPECTS OF INTERACTIONS

Овсянникова Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики и профессионального образования

Институт педагогики и психологии начальник отдела социально-психологической поддержки и организации

медико-профилактической работы университета Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Ovsyannikova Olga Aiexandrovna associate professor department of pedagogy and vocational education institute of pedagogy and psychology head of the department of socio-psychological support and organization of medical

and preventive work of the university Orel State University named after . S. Turgenev

Orel, Russia

Ртищева Татьяна Михайловна

магистрант

Институт педагогики и психологии Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Rtishcheva Tatyana Mikhailovna master student institute of pedagogy and psychology Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы! к проблеме межличностных конфликтов в студенческой среде. Акцентируя внимание на сложности и неоднозначности психологических характеристик юношеского возраста, авторыы рассматривают взаимосвязь межличностных и внутри-личностных конфликтов и их влияние на процесс социализации студента.

Abstract. Theoretical approaches to the study of conflict in the student environment are considered in the article. A number of causes of intrapersonal and interpersonal conflicts among young people, as well as in the process of socialization of students were determined.

theoretical approaches to the problem of interpersonal conflicts in the student environment are considered in the article. The authors consider the interrelation of

interpersonal and intrapersonal conflicts and their influence on the student's socialization process, focusing on the complexity and ambiguity of the psychological characteristics of adolescence

Ключевые слова: юношеский возраст, межличностный конфликт, внутриличностный конфликт, процесс социализации студента

Keywords: interpersonal conflict, intrapersonal conflict, process of student socialization

Межличностные конфликты в науке всегда были предметом глубокого изучения, поскольку это явление сопровождает жизнь человека всегда, повсюду и на протяжении всей жизни. Однако межличностные конфликты в юношеском возрастном периоде вызывают у исследователей особый интерес, поскольку именно в этом возрастном периоде молодой человек, являясь субъектом общественных отношений, осуществляет поиск собственного места в социуме, получает профессиональное образование, пытается реализовать себя, самоутвердиться. Конфликты в процессе статусного определения, приобретения опыта, самоутверждения являются неизбежными. Кроме того, процесс протекания конфликтов, накладываясь на возрастные особенности юношеского периода, приобретает достаточно сложный характер.

Проблема конфликтов в молодежной среде рассматривается в диссертационных исследованиях К. А. Никитиной, Г. В. Михайловой, Е. С. Игнатовой, Г. А. Парамоновой, О. Н. Гомырановой, Е. П. Хороши-ловой, Т. В. Черкасовой, а также работы: Н. Б. Карабущенко, А. В. Глуховой, Е. Ю. Красовой, Ю. А.Зубок, В. М. Якимца, Л. И. Никовской и др.

Принято считать, что юношеский возраст (от 17-19 лет до 23-25 лет) является пиком становления самосознания. Многочисленные исследования психологов (Д. Ловингер, А. Маслоу, Г.У. Олпорт, Э. Эриксон и др.) показывают, что в определении юношеского периода нет единого термина, поскольку психологические характеристики данного возраста достаточно сложны и неоднозначны. По определению Э. Эриксона, представителя психоаналитического подхода, «юность - это период, представляющий собой стадию психосоциального развития, когда личность сталкивается с разнообразными социальными требованиями к ней и новыми ролями» [5]. Представитель гуманистического подхода А. Маслоу считал, что юношеский период характеризуется освоением новых путей в жизни и проявлением ответственности за осуществление большого числа возможностей [5]. Д. Логвинер, представитель когнитивного подхода, считает, что юношеский возраст определяется как период, когда человек осознает внутренний конфликт между личными нуждами и своими идеалами, между своим и чужим восприятием одних и тех же событий [2].

Многие исследователи, определяя сознание, культуру, деятельность, а также социальные статуты и социальные роли как важнейшие компоненты в структуре личности, отмечают наличие тесной взаимосвязи между внутри-личностными и межличностными конфликтами, подчеркивая при этом социальную обусловленность внутриличностных конфликтов. Так, например, Г. И. Козырев подчеркивает, что внутриличностный конфликт, как и любой другой социаль-

ный конфликт, предполагает конфликтное взаимодействие двух и более сторон. Но если в обычном социальном конфликте стороны представляют собой реальных субъектов социального взаимодействия (индивиды, группы, организации), то во «внутриличностном конфликте противоборствующими сторонами выступают структуры внутреннего мира личности, а объектами - несовместимые потребности, цели, ценности, интересы и состояния личности. Все эти конфликты социально обусловлены, так как их возникновение и урегулирование связано с системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным или социально-психологическим» [1, с. 70].

В. И. Курбатов определяет внутриличностный конфликт как «состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взамоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения основанные на них» [3, с.45].

В социальной структуре личности конфликты могут возникать как на уровне отдельного элемента структуры, так и между различными элементами. Например, конфликт сознания - между верой и знанием; конфликт деятельности (надо, но не могу); конфликт между разными статусами, занимаемыми одной личностью; ролевой конфликт, когда одна личность одновременно исполняет несколько трудно совместимых ролей, и т. д. Внешние причины внутри-личностного конфликта могут быть обусловлены положением индивида в первичной группе (семье, студенческой группе, трудовом коллективе и т. д.) или в обществе.

В качестве одного из видов внутриличностного конфликта можно рассматривать неосознанный внутренний конфликт (Н. А. Светлов), в основе которого могут находиться любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых человек уже забыл. Но на бессознательном уровне человек продолжает нести груз этих неразрешенных проблем и непроизвольно воспроизводить старые конфликтные ситуации, как бы пытаясь решить их вновь. Поводом для возобновления неосознанного внутреннего конфликта могут стать обстоятельства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией.

Основная сложность неосознанного внутреннего конфликта состоит в том, что конфликтующий не понимает, в чем причина его конфликтного поведения. А между тем, как отмечал З. Фрейд, внутриличностные конфликты могут стать причиной сложных межличностных конфликтов.

В связи с этим можно утверждать, что психологические особенности юношеского возраста, связанные с «погружением» человека во внутриличностный конфликт, обусловленный сложностью выбора между степенью идентификации с обществом и степенью обособления в нем, усложняют процесс социализации личности, делая более сложным и процесс протекания межличностных конфликтов.

Юношеский возраст, как сложный период возрастной период, характеризуется кризисом, обусловленным процессами личностного и профес-сионального самоопределения, способами социализации в социальном пространстве. Этот возрастной период, как правило, совпадает с процессом обучения в высших учебных заведениях. Учебная деятельность в этот возрастной период должна занимать большую часть времени молодого человека, но, как правило, период

обучения в вузе для большинства студентов является и периодом начала трудовой деятельности.

Совмещение двух сложных видов деятельности, учебной и трудовой, представляет большую сложность для человека, находящегося на возрастном этапе, центральными особенностями которого являются самоопределение, формирование образа собственного «Я», становление самосознания, самоутверждение, формирование мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений. При этом, социальная нестабильность и неопределенность в обществе служат причиной обострения внутренних противоречий. Все эти факторы внутреннего и внешнего плана, накладываясь, обусловливают сложность протекания и разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов студентов.

По мнению Т. В. Черкасовой, к числу наиболее общих противоречий в молодежной среде относятся «противоречия между возросшим спектром возможностей для индивидуального самовыражения молодежи и непредсказуемостью ее жизненного пути, слабой управляемостью собственной жизнью; между либерализацией и демократизацией общественных норм и новыми зависимостями; между тенденциями адаптации и инновации в процессе развития молодого поколения» [6].

В студенческой среде конфликты обостряются также неравенством статуса, обусловленного возрастом и социальным положением. Не найдя себе места в институциональных структурах, молодежь часто оказывается в неформальных группах асоциальной направленности, что напрямую отражается на дестабилизации общественных отношений.

Как показывают исследования, межличностные конфликты в рамках образовательного процесса в юношеском периоде часто заканчиваются деформацией учебной деятельности и психики обучаемых, внутриличностные конфликты - формированием девиантно-делинквентного поведения. Применительно к периоду обучения в вузе результатами переживания психологического дискомфорта студентами являются «уход в себя», эмоциональная неготовность к общению с преподавателем, конфликтный характер взаимоотношений в системе «студент-студент» и «студент-преподаватель». По результатам исследований, в процессе обучения в вузе студент испытывает сильнейшее нервно-психическое напряжение не только в связи с большим объемом учебной нагрузки, но и в связи с влиянием оценки студента педагогом в ходе учебного процесса [4].

Изучению психолого-педагогических основ методов регулирования межличностных отношений в процессе педагогического взаимодействия посвящены работы А. А. Бодалёва, Ю. М. Жукова, Г. М. Иващенко, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А. В. Мудрика, Н. Н. Обозова,

A. В. Петровского, Д. И. Фельдштейна, Л. Б. Филонова и др.

Проблема конфликтного взаимодействия в педагогическом процессе рассматривается в исследованиях А. С. Асмолова, Б. С. Братуся, А. В. Брушлин-ского, Ф. Е. Василюка, В. К. Вилюнаса, А. И. Донцова, Ю. М. Забродина,

B. П. Зинченко, А. А. Крылова, Б. Ф. Ломова, В. Н. Панферова, В. Ф. Петренко, Л. М. Попова, В. Е. Семенова, Д. И. Фельдштейна, Р. Х. Шакурова и др.

Таким образом, проблема межличностных конфликтов в студенческой среде является достаточно сложной, и в то же время очень важной, поскольку характер разрешения каждого конфликта на данном возрастном этапе во многом определяет характер процесса социализации студента, специфику дальнейшего развития личности. В связи с этим, возникает необходимость разработки конструктивного подхода к разрешению конфликтов в молодежной (студенческой) среде в условиях социальной нестабильности посредством разработки модели эффективного подхода к разрешению межличностных конфликтов в студенческой среде.

Литература

1. Козырев Г И. Введение в конфликтологию.— М. : Владос, 2012.176 с.

2. Концепции когнитивного и нравственного развития человека [Электронный ресурс]. URL: http://pro-psixology.ru/glava5/60-kollektivnoe-bessoznatelnoe-i-arxetipy.html (дата обращения: 17.03.2019).

3. Курбатов В. И. Конфликтология : учеб. пособие для студентов гуманитарны/х вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 445 с.

4. Овсянникова О. А. Профессиональная компетентность преподавателя вуза как условие успешной социализации студента // Образование и общество. 2012. № 3(74). С. 16-21.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб. : Питер, 2006. 607 с.

6. Черкасова Т. В. Управление конфликтами в молодежной среде как социальная проблема : дис. ... д-р. соц. наук : 22.00.08 / Татьяна Васильевна Черкасова. М., 2004. 354 с.

References

1. Kozyrev G. i. Vvedenie v konfliktologiyu [Introduction to Conflictology]. Moscow, V/ados Pub/., 2012,176p.

2. Koncepcii kognitivnogo i nravstvennogo razvitiya cheloveka [Concepts of cognitive and moral human development]. Available at: http://pro-psixology.ru/glava5/60-kollektivnoe-bessoznatelnoe-i-arxetipy.html (accessed by: 17.03.2019).

3. Kurbatov V. i. Konfliktologiya [Conflictology]. Rostov-on-Don, Feniks Publ, 2005, 445 p.

4. Ovsyannikova O. A. Professional'naya kompetentnost' prepodava-telya vuza kak uslovie uspeshnoj socializacii studenta [Professional competence of a university teacher as a condition for successful student socialization] Obrazovanie i obshchestvo - Education and society, 2012, no. 3(74), pp. 16-21.

5. 5. H'ell L, Zigler D. Teorii lichnosti: osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie [Theories of personality: the main provisions, research and application]. St. Peterburg, Ptter Pub/., 2006, 607p.

6. 6. Cherkasova T V. Upravlenie konfliktami v molodezhnoj srede kak social'naya problema. Dis. d-r. soc. nauk [Managing conflicts in the youth as a social problem. Diss. doct. sci.]. Moscow, 2004, 354p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.