Научная статья на тему 'Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде'

Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
812
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ / СТУДЕНТЫ / УНИВЕРСИТЕТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / INTERPERSONAL CONFLICTS / STUDENTS / UNIVERSITY / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зверко Марина Витальевна,

Данная статья посвящена выяснению появления межличностных конфликтов в студенческой среде. Возникновение конфликтов исходят от самих студентов и от них во многом зависят особенности протекания данных конфликтов в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The causes and characteristics of interpersonal conflicts among students

This article is devoted to the emergence of interpersonal conflicts among students. The emergence of conflicts come from the students themselves and they largely depend on the peculiarities of these conflicts in the group.

Текст научной работы на тему «Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде»

Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде The causes and characteristics of interpersonal conflicts among students

Зверко Марина Витальевна

Студент 4 курса ф-т социологии управления Самарский Государственный Экономический Университет

РФ, г. Самара E-mail: [email protected]

Zverko Marina Vitalievna

4rdyear student faculty of sociology of management Samara State University of Economics Russia Samara E-mail: [email protected]

Научный руководитель Чеджемов Г. А.

Старший преподаватель Кафедра социологии и психологии, СГЭУ

РФ, г. Самара e-mail: [email protected]

Scientific adviser Chedzhemov G. A.

Senior lecturer

Department of sociology and psychology, SSEU

Russia, Samara e-mail: [email protected]

Аннотация.

Данная статья посвящена выяснению появления межличностных конфликтов в студенческой среде. Возникновение конфликтов исходят от самих студентов и от них во многом зависят особенности протекания данных конфликтов в группе.

Annotation.

This article is devoted to the emergence of interpersonal conflicts among students. The emergence of conflicts come from the students themselves and they largely depend on the peculiarities of these conflicts in the group.

Ключевые слова: межличностные конфликты, студенты, университет, социально-психологический

климат.

Key words: interpersonal conflicts, students, University, social and psychological climate.

Повседневные взаимодействия различных социальных групп и слоев населения, связанные с различиями в интересах, мотивах, ценностях, обуславливают разнородность и неоднозначность их отношения к происходящим процессам в общественной жизни и, как следствие, высокую вероятность возникновения социальных конфликтов[1]

Как известно, межличностными конфликтами называют различные разногласия, стычки или столкновения между людьми в процессе их психологического или социального взаимодействия. Основные причины данных конфликтов можно разделить на три группы[2]:

• Социально-психологические - включают в себя различные искажения или потери информации в ходе межличностного общения, несбалансированность во взаимодействии двух индивидов, заинтересованность во власти со стороны индивидов, присутствие напряженности во время межличностных отношений;

• Психологические - характеризуются неподходящим сочетанием характеров или темпераментов индивидов, противоречивостью в идеалах, в жизненных ценностях и мотивах, расхождением в мировоззрении, каких-либо идеологических установок и др.

• Личностные связаны, в основном, с индивидуальными и психологическими отличительными чертами его участников. Например, низкая степень социально - психологической компетентности, отсутствие уверенности, неразвитая способность к эмпатии, то есть к отзывчивости, присутствие холерического типа темперамента.

Многие выпускники после окончания школы при поступлении в высшее учебное заведение, при знакомстве с новой группой, новыми людьми, зачастую, испытывают сложный психологический период.

На сегодняшний день студенческая группа состоит из различных слоев современного общества. Студентов, которые входят в состав академической группы, можно разделить на три статусных слоя: высокий, средний и низкий. Для обучающегося, который имеет высокий статус, среднестатусные и низкостатусные одногруппники ( а для обучающегося, который занимает средний статус - низкостатусные одногруппники) не считаются равными в формальном и неформальном взаимодействии. Иными словами у «вышестоящего» попросту пропадает к ним интерес. Можно сказать, что член группы, который имеет высокий статус, является носителем неформальной власти, то есть его мнение по важным вопросам группы считается главным. Также студенты, имеющий высокий статус, могут не только состоять в дружеских отношениях друг с другом, но также и конкурировать. Студенты, обладающие средним статусом, обычно не конфликтуют друг с другом. Бывает, что они присоединяются к лидирующим группам3.

Можно сделать вывод о том, что социальное неравенство воздействует на социально-психологический климат студенческой группы.

Также на социально-психологический климат групп, состоящих из обучающихся разных национальностей, которые имеют свои традиции, оказывает влияние этнический фактор. Для студентов некоторых национальностей важна адаптация в группе, результат в которой будет достигнут от действия таких факторов, как: индивидуально - психологическая гибкость, отличительные черты родной культуры, языковых способностей, религиозных убеждения и др.

Следует отметить, что наиболее сложным и ответственным периодом в студенческом коллективе, да и в жизни самого студента, считается начальный период. В этот период времени первокурсники обладают слабым ориентиром в условиях вузовской жизни и учебы в целом. Они еще не понимают как надо взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои усилия и старания во время выполнения заданий на семинарском занятии, которое приводит к немалым затратам сил, вследствие чего появляется усталость и ошибочное представление о трудностях учебы.

В процессе формирования групповой психологии наиболее важное значение приобретают навыки коллективного мышления, умение приходить к единому решению. Группа, которая живет одной жизнью и только учебными и деловыми целями, получает больше практики в обсуждении разных вопросах, способна быстро создавать собственное мнение по любой проблеме, вследствие чего возникает единство мнений и действий по решению той или иной проблеме. Но также возможно появление некоторых негативных последствий: суетливость, спешка, недостаток критики при обсуждении проблемы, неустойчивость мнений.

При формировании психологического климата все его процессы испытывают воздействие особенностей каждого студента и их сочетания, способствующее к формированию духа общности в группе. Такой фактор, как индивидуально-личностный, определяет следующие процессы: статусные, лидерские и ролевые. Как правило, одни студенты обладают большей популярностью, более значимыми ролями, проявляются лидерские качества,

в то время как другие имеют трудности в коллективной динамике, пребывают какое-то время в роли аутсайдеров4.

Следует отметить, что к студентам, которые имеют высокий статус, тянутся другие обучающиеся, что в итоге приводит к образованию микрогрупп, состоящих из трех-пяти человек. Каждая микрогруппа характеризуется собственным социально - психологическим климатом, особенным стилем отношений, отталкиваясь от индивидуальных и психологических особенностей членов группы. Студенты, которые состоят в микрогруппах, оказывают поддержку друг другу, стараются проводить как можно больше времени вместе. Впоследствии возникает дифференциация на уровне микрогрупп.

Как правило, все данные процессы и явления в итоге проявляются в психологическом климате коллектива. Благоприятный климат в группе положительно воздействует на состояние удовлетворенности отношениями с одногруппниками, преподавателями, на процесс обучения, результаты своей работы. Благодаря этому повышается настроение студента, появляется желание учиться и развивать свои творческие способности.

Когда группа успешно справляется с поставленными задачами, то ее участники испытывают теплые чувства и гордятся своей групповой проделанной работой. Можно сделать вывод о том, что благоприятный социально-психологический климат повышает интерес к учебе5.

Что касается недостаточно сплоченной группы, то ее намного труднее направить на поиск решения какой-либо задачи или проблемы. Неблагоприятный климат в группе сказывается на неудовлетворенности взаимными отношениями в коллективе, требованиями, условиями и процессом обучения. Все это оказывает влияние на настроение обучающегося, а также на его посещаемость занятий.

В первое время обучения в университете у студентов происходит процесс самоутверждения в группе; особенно это заметно в начальный период. На мотивацию в это время больше всего влияют черты характера, воспитание и темперамент. Невысокий уровень « Я- концепции» обучающегося способствует появлению различных конфликтных ситуаций. Многие социологи отметили, что студенты первого курса характеризуются повышенным чувством собственного достоинства, максимализмом, категоричностью нравственных критериев, своего поведения6.

Также могут возникнуть трудности в процессе взаимодействия, которые, в свою очередь, могут привести к конфликтам. Часто наблюдаются разногласия между студентами и преподавателями. Наиболее часто встречающаяся причина конфликтных ситуаций - неадекватность оценивания знаний студентов. В данных ситуациях субъективной стороной являются предвзятые претензии обучающегося на более высокий балл и субъективность преподавателя, который занижает оценку студенту. Встречают такие студенты, которые конфликтуют в открытой форме, но чаще всего встречаются скрытые формы протеста, который отображается в виде таких негативных и отрицательных чувств как ненависть, презрение, недоверие, враждебность. Всем этим студент делится со своими друзьями, одногруппниками.

Подведя итог, можно сделать вывод о том, что студенческая группа, которая состоит из молодых ребят разного социального происхождения , больше всего предрасположена к межличностным конфликтам. Но от самих студентов во многом зависят особенности протекания данных конфликтов в группе.

Список используемой литературы:

1. Бондарев С.И., Ургалкин Ю.А., Чеджемов Г.А. Некоторые аспекты регулирования социальных конфликтов в региональном социуме// Научное издание НАУКА XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ. Сборник научных статей III Международной заочной научно - практической конференции. Самара, СГЭУ 25 апреля 2016 года. Часть 2.С.110

2. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник для бакалавров / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015.

- 324 с.

3. Будаева Ю.С., Чеджемов Г.А. «Творческая деятельность как один из факторов самореализации молодежи» Сборник статей по итогам Международной научно - практической конференции (Омск, 24 ноября 2017). /в 4ч. Ч.3 - Стерлитамак: АМИ, 2017. - 268 с., стр. 12.

4. Васильченко О. Социально-психологический климат - диагностика и формирование// Справочник кадровика. - 2014. - № 8, с. 8-9

5.Барышева, Евгения Изучение социально-психологических особенностей студентов / Евгения Барышева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015

6.Ишмекеева А.К. Факторы формирования и корректировки социально-психологического климата в коллективе// Психология, социология и педагогика. 2013. - № 2, с. 5-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.