УДК 378:615.15
ОБ ОПЫТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРОВ НА БАЗЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА
©2018
Денисова Наталья Георгиевна, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры «Фармации ФПО»
Курилова Оксана Олеговна, кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель кафедры «Фармацевтической технологии» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена анализу педагогической системы, реализуемой в Курском государственном медицинском университете в условиях многоуровневой подготовки провизоров. Система основана на контекстном подходе, имеет практико-ориентированный характер и направлена на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Согласно такому подходу усвоение теоретических знаний и освоение профессиональных навыков и действий происходит одновременно. Современные тенденции образования предполагают использование форм, позволяющих достичь максимальной степени реализма: деловые игры, кейсы, симуляционное обучение, учебно-исследовательская работа, тренинги и др. Деловые игры и симуляционные технологии позволяют эффективно усваивать учебный материал и осваивать профессиональные навыки в условиях и ситуациях, максимально приближенных к действительности. Современный рынок труда заинтересован в специалистах, способных самостоятельно планировать и организовывать собственную работу, проводить исследования, получать результаты и уметь их анализировать. Участие в научно-исследовательской работе развивает и закрепляет такие навыки. Завершающим этапом учебного процесса является практика, которая непосредственно ориентирована на профессиональную подготовку обучающихся в быстро меняющихся реалиях производственных условий. При реализации системы непрерывного образования медицинских и фармацевтических специалистов используются современные коммуникативные технологии передачи данных, в частности, дистанционные образовательные технологии. Педагогическая система, основанная на практико-ориентированном подходе, позволяет готовить высококвалифицированных специалистов, способных решать разные задачи в области фармацевтической науки.
Ключевые слова: образование, практико-ориентированная подготовка, контекстный подход, многоуровневая подготовка провизоров, деловая игра, симуляционные образовательные технологии, дистанционные образовательные технологии, научно-исследовательская работа, производственная практика.
ABOUT EXPERIENCE IN FORMING PEDAGOGICAL SYSTEM OF PHARMACISTS PREPARATION ON THE CONTEXTUAL APPROACH BASIS
©2018
Denisova Natalja Georgievna, candidate of Pharmaceutical Sciences, associate professor
of the department «Pharmacy FPO» Kurilova Oksana Olegovna, candidate of Pharmaceutical Sciences, senior lecturer of the department «Pharmaceutical technology» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx street, 3, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to pedagogical system analysis embodied in Kursk State Medical University in multilevel pharmacists preparation conditions. The system is based on the contextual approach, has practice-oriented format and is aimed at forming professional competency of future specialists. According to this approach both assimilation of theoretical knowledge and professional skills develompent happen simultaneously. Modern educational tendencies assume using forms, which help to make it maximally realistic: business games, cases, simulation training, educational research, training etc. Business games and simulation technologies help assimilate learning material and develop professional skills effectively in realistic conditions and situations. Modern labor market is interested in specialists, who are able to plan and organize their own work, carry out researches, get results and analyze them. Participating in educational researches develops and consolidates these skills. The final step of the educational process is an internship, which is directly oriented to the professional training of students in rapidly changing reality of manufacturing conditions. The system of continuous education of medical and pharmaceutical students is embodied by modern communication technologies, particularly remote educational technologies. Practice-oriented approach based pedagogical system helps to prepare highly qualified specialists, who are able to solve different problems in the area of pramaceurical science.
Keywords: education, practice-oriented training, contextual approach, multi-level pharmacists training, business game, simulation educational technologies, remote educational technologies, educational research, manufacturing internship.
Ведущим направлением модернизации российского образования является подготовка специалистов нового типа, обладающих высокой адаптивностью к изменяющимся экономическим и социальным условиям, умеющих самостоятельно решать поставленные перед ними задачи и обладающих практико-ориентированными компетенциями, а также способных к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Образовательные системы, ориентированные на запросы рынка труда, оперативно реагирующие на все изменения в сфере профессиональной деятельности, осуществляющие тесное взаимодействие с потенциальными работодателями на всех этапах подготовки будущих специалистов, являются в настоящее время наиболее востребованными и обеспечивают успешное развитие экономики предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правового статуса и государства в целом.
Реализуемые в настоящее время федеральные госу-Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)
дарственные образовательные стандарты (ФГОС) имеют практико-ориентированный характер содержания и направлены преимущественно на развитие профессиональной компетентности. Данное обстоятельство обуславливает необходимость совершенствования используемых в образовательных учреждениях педагогических систем, позволяющих максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности обучающихся к будущей профессии.
Использование практико-ориентированной подготовки особенно актуально в системе медицинского и фармацевтического образования, что, наряду с внедрением ФГОС, обусловлено рядом следующих факторов:
- материально-техническое переоснащение системы здравоохранения (в том числе, связанное с созданием центров высокотехнологичной медицинской помощи, современных фармацевтических производств);
- активное обновление профессиональной информа-
ции, постоянное повышение сложности и расширение спектра решаемых задач, что обуславливает необходимость освоения и использования новых методик, технологий, программного обеспечения и т.п.;
- формирование новой системы непрерывного профессионального развития, предполагающей активное использование современных информационно-коммуникационных технологий;
- повышение требований к квалификации современного врача и провизора в условиях реализации Государственных программ развития здравоохранения, развития фармацевтической и медицинской промышленности, Стратегии лекарственного обеспечения населения и т.д. [1-3]. Так, среди ключевых мероприятий реализации Государственной программы развития здравоохранения, можно выделить: совершенствование системы практической подготовки медицинских и фармацевтических работников; формирование единых подходов к определению уровня квалификации и набора компетенций медицинских и фармацевтических специалистов, необходимых для занятия профессиональной деятельностью.
Целью данной публикации является обобщение опыта формирования и использования практико-ориентиро-ванной педагогической системы подготовки провизоров в Курском государственном медицинском университете (КГМУ). Особенности предлагаемого подхода обусловлены спецификой многоуровневого образовательного процесса в соответствии с действующими законодательными и нормативно-правовыми требованиями. В частности, статьей 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 установлено, что право на осуществление фармацевтической деятельности имеют лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста [4]. В отношении лиц, завершивших освоение основных образовательных программ высшего фармацевтического образования, проводится первичная аккредитация; в отношении лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка) - первичная специализированная аккредитация; в отношении лиц, завершивших освоение профессиональных образовательных программ фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации - периодическая аккредитация [5]. Таким образом, педагогическая система подготовки провизоров реализуется на трех уровнях (1. высшее образование - специалитет; 2. высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (ординатура); 3. непрерывное дополнительное профессиональное образование (НДПО) в течении всей трудовой деятельности) и должна обеспечивать взаимосвязь, преемственность, взаимодействие между уровнями и поэтапный переход к максимальной ориентации на практику и решению наиболее сложных и актуальных задач для состоявшихся специалистов на третьем уровне.
Реализуемая в КГМУ педагогическая система основана на структурно-функциональной модели, предложенной Н.В. Кузьминой, дополненной с учетом специфики фармацевтического образования (рисунок 1).
При этом, система представлена как «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [6,7].
Структурно-функциональная модель педагогической системы подготовки провизоров основана на контекстном подходе, концепция которого была разработана А.А. Вербицким и предполагает тот факт, что эффектив-224
ное освоение социального опыта (знаний, умений, навыков) может осуществляться только в результате активной, высокомотивированной деятельности субъекта [8].
Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель педагогической системы подготовки провизоров
Выбор подхода обусловлен тем, что при его реализации осуществляется постепенный, поэтапный переход обучающихся к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые игры, кейсы, симуляционное обучение и др.) и, потом, к учебно-профессиональной деятельности (НИРС, практики, стажировки) и обучению в рамках НДПО. Содержание учебной информации предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, а в качестве средств реализации теоретических подходов широко используются методы активного (контекстного) обучения. Кроме профессиональной направленности обучения, контекстный подход предполагает возможность решения обучающимися на базе имеющегося опыта неизвестных им в настоящее время задач наиболее эффективным способом. По мнению А.А. Вербицкого «... для того, чтобы обучающийся стал субъектом познавательной деятельности, ему нужно, опираясь на прошлое, уже усвоенное знание и действуя в настоящем, развернуться в будущее - к неизвестным еще ему проблемным ситуациям, разрешение которых предполагает включение мышления и всех других психических функций, а не только внимания, восприятия, памяти и моторики, которые «эксплуатируются» в традиционном объяснительно-иллюстративном типе обучения. Задача педагога - создать такие психолого-педагогические условия, которые задают контекст «прошлое-настоящее-будущее», а вместе с ним и смысл учебно-познавательной деятельности субъекта учения: школьника, студента, повышающего квалификацию слушателя» [9]. Данный подход полностью соответствует основным целям и задачам педагогической системы описанной выше многоуровневой подготовки провизоров.
При формировании целей обучения и содержания учебной информации в предлагаемой системе основными ориентирами выступают: 1) требования образовательных стандартов, гармонизированные с профессиональными стандартами [5]; 2) образовательные запросы специалистов, осуществляющих фармацевтическую деятельность, мнение профессионального сообщества; 3) результаты проверок фармацевтических организаций в рамках контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления. Согласование содержания образовательных стандартов с трудовыми функциями профессиональных стандартов является эффективным инструментом консолидации сферы образования и сферы труда, ключевым критерием для создания прак-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
тико-ориентированных образовательных программ. Анализ образовательных потребностей обучающихся на третьем уровне, который проводится с помощью анкетирования, позволяет выделить наиболее важные и значимые для практики проблемы, которым необходимо уделить повышенное внимание в ходе организации обучения на 1 и 2 уровнях. Так, анализ результатов опроса слушателей курсов повышения квалификации показывает, что наиболее актуальными в современных социально-экономических условиях являются вопросы организации собственного фармацевтического бизнеса, повышения финансовой эффективности действующих бизнес-структур, совершенствования организационно-управленческих компетенций руководящего персонала фармацевтических организаций и технологии организации розничных фармацевтических продаж. Наиболее массовые нарушения, выявленные в результаты проверок со стороны контрольно-надзорных органов, позволяют обнаружить пробелы и проблемы в содержательном и организационном компонентах образовательного процесса, провести соответствующие корректирующие и предупреждающие мероприятия.
Выбор методов и средств обучения также максимально ориентирован на особенности профессиональной сферы труда. В учебном процессе активно используются деловые игры различных типов, кейсовые технологии, тренинги, симуляционное обучение, учебно-исследовательская работа, работа над проектами и др.
Деловые или ролевые игры позволяют эффективно усваивать учебный материал, обеспечивают высокую профессиональную подготовку, выполняют обучающую, познавательную, воспитательную, развивающую функции [10-14]. Во время традиционных занятий обучающиеся находятся в типичной спокойной обстановке, а использование игр различного типа позволяет смоделировать вероятные производственные ситуации и тем самым уменьшить эффект неожиданности и новизны в реальности. Молодые специалисты, выходящие из стен учебного заведения, часто совершают определенные ошибки при освоении нового дела, а деловые игры позволяют совершить эти ошибки в вузе и быть готовыми к подобным ситуациям в будущей работе. Имитация реальных ситуаций, в том числе нестандартных и проблемных, позволяет учесть различные аспекты фармацевтической деятельности, обсудить варианты подходов и решений, выбрать оптимальный. В целом деловые и ролевые игры позволяют выработать у студентов начальную профессиональную готовность, развивают коммуникативные навыки, учат формулировать свои мысли, работать в коллективе и при этом обоснованно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, формируют профессиональное мышление, умение анализировать и правильно интерпретировать получаемую информацию, повышают мотивацию изучения дисциплины. Деловые игры различных типов (учебная деловая игра, ролевая игра, соревновательная игра, игра-викторина, «мозговой штурм», ситуативный разбор и др.) разработаны на всех этапах обучения и на подавляющем количестве кафедр, особенно важным является их использование для специальных дисциплин (управления и экономики фармации, фармацевтической технологии, фармацевтической химии, фармакогнозии) на всех трех этапах получения образования.
В мировой практике обучения медицинских специалистов симуляционные образовательные технологии используются давно и достаточно успешно [15,16], однако в подготовке провизоров являются относительно новым форматом обучения с выраженным практическим акцентом. Сценарии подобных манипуляций позволяют гибко изменять течение предложенных ситуаций в зависимости от принимаемых студентами решений и совершаемых ими действий. Подобная практика позволяет самим участникам в деталях разобрать ситуацию, учесть свои ошибки и добиться успеха, тем самым существенно по-
высить эффективность и безопасность оказываемой помощи [17]. Поэтому создание имитационных аптечных организаций является перспективным направлением в фармацевтическом образовании. В КГМУ создан си-муляционный комплекс «Учебная аптека», который позволяет обучающимся в условиях, максимально приближенных к производственным, выполнять профессиональные действия в соответствии с рабочими программами и квалификационными требованиями при аккредитации специалистов. В структуру симуляционного комплекса входят помещения, которые имитируют все сферы деятельности аптечных организаций: торговый зал с закрытой выкладкой товара и «окном» для отпуска лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента; помещение для хранения товара; помещение для изготовления лекарственных форм, которые оснащены аптечной мебелью, оборудованием, приборами, посудой, лекарственными веществами, вспомогательными материалами для выработки у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС.
Большое внимание при реализации педагогической системы уделяется совершенствованию средств обучения и переход на современные коммуникативные технологии передачи данных, в частности, дистанционные образовательные технологии (ДОТ), что очень востребовано практической сферой, особенно в условиях реализации системы непрерывного образования медицинских и фармацевтических специалистов. Модель системы организация учебного процесса с использованием ДОТ на всех уровнях подготовки включает три основополагающих аспекта: набор инструментов для создания информационно-образовательной среды и работы с ней; разработка образовательного контента с учетом педагогического дизайна; построение модели использования среды в учебном процессе и повышение компьютерной компетентности сотрудников.
В качестве инструментов реализации ДОТ в КГМУ используются программная оболочка с открытым кодом доступа Moodle и платформа сервиса видеоконференций и вэбинаров iMind. С помощью Moodle преподаватели могут создавать учебные курсы, включающие учебную информацию, в том числе, в мультимедийной форме, ссылки на каталоги и Web-страницы, глоссарии, практические и тестовые задания и др. Moodle предоставляет широкие коммуникативные возможности общения между участниками образовательного процесса с помощью электронной почты, чатов, форумов. В систему достаточно просто и быстро интегрируются мультимедийные продукты, созданные с помощью плагина iSpring Suite, который на базе PowerPoint позволяет создавать профессиональные электронные учебные материалы. В настоящее время в КГМУ ведется активная работа по созданию электронных учебников, пособий, руководств, атласов, сборников, хрестоматий и т.п. на базе iSpring Suite. Особенно востребованы мультимедийные продукты, импортированные в дистанционную среду обучения, в системе НДПО специалистов сферы обращения лекарственных средств. Платформа видео-сервиса iMind позволяет преподавателям читать он-лайн лекции для слушателей, находящихся в данный момент в различных территориях.
Одной из главных составляющих при обучении будущих провизоров и в то же самое время более высокой ступенью в иерархии учебно-профессиональной деятельности является научно-исследовательская работа (НИР). В современных реалиях рынка труда востребованы специалисты, которые обладают не только профессиональными знаниями и умениями, но и способны самостоятельно планировать и организовывать собственную работу, ставить задачи, выбирать методы для их решения, осуществлять поиск и использование необходимой информации, работать с научной литературой и информационными источниками, проводить исследования, получать результаты и правильно их интерпретировать
[18-21]. Особенно важно прививать студентам навыки НИР в свете актуального на современном этапе направления - развитие отечественной фармацевтической промышленности. Сложная ситуация в сфере обеспечения отечественными лекарственными препаратами, даже из перечня жизненно необходимых, диктует внесение изменений в подготовку провизоров, они должны быть способны заниматься разработкой технологии производства лекарственных препаратов и самим производством. НИР способствует развитию соответствующих компетенций, позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации. В КГМУ используются различные методы научно-исследовательской работы: курсовые, аттестационные, дипломные работы, индивидуальные творческие проекты, работа в научно-исследовательских кружках, участие в научных конференциях. Научные исследования проводятся, в том числе, и по заказу организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения лекарственных средств, основаны на фактическом материале реальных компаний и призваны решать конкретные задачи для повышения эффективности бизнес-процессов. Обучающиеся 1 и 2 уровня привлекаются к процессам проведения оценки качества деятельности персонала и организаций в целом (аттестация персонала, методика «Тайный покупатель», изучение транзитного потока покупателей, выбор месторасположения новых аптечных объектов, анкетирование посетителей, изучение порядка оформления витринных экспозиций и т.д.). Научные конференции с привлечением представителей профессионального сообщества и органов государственной власти также позволяют существенно повысить степень взаимосвязи практической сферы и образовательной среды за счет обсуждения наиболее актуальных проблем, возможных вариантов их решения, перспектив развития отрасли, обмена опытом и др.
Важнейшим этапом в подготовке провизоров является практика. Первичные практические навыки приобретаются в процессе прохождения учебной практики, но закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение профессиональных навыков происходит во время производственной практики [22,23]. Именно там обучающиеся могут оценить уровень своей теоретической и практической подготовки, степень готовности к профессиональной деятельности и убедиться в правильности сделанного выбора. Производственная практика проводится в аптечных организациях, в контрольно-аналитических лабораториях и на фармацевтических предприятиях различных форм собственности на основании заключенных договоров. Практика является достаточно сложной формой учебного процесса. Она требует особого подхода, как в организационном, так и в методологическом плане. Для ее осуществления необходимо объединить требования ФГОС, профессионального стандарта, интересы образовательного учреждения, аптечных организаций и фармацевтических предприятий. Значение и функции практики сложно переоценить. Во время ее прохождения обучающиеся закрепляют, углубляют, систематизируют, расширяют теоретические знания, готовятся к самостоятельной трудовой деятельности. Для проведения всех видов практик разработаны учебно-методические комплексы, включающие рабочие программы, методические материалы, формы текущего контроля, фонды оценочных средств для проведения аттестации. Анализ информации, полученной по результатам практики, показал, что руководители на рабочих местах удовлетворены работой практикантов. Кроме того, многие будущие специалисты остаются работать именно в тех организациях, где получали опыт профессиональной деятельности.
Гигантский объем накопленной информации; интенсивно растущие темпы производства и накопления новых знаний; постоянное совершенствование технологий; усиление конкуренции между предприятиями, и, как 226
следствие, ориентация на повышение качества товаров, работ, услуг; ужесточение требований к уровню компетентности специалистов - основополагающие критерии, характеризующие современный этап развития общества и определяющие требования к образовательным системам в настоящее время. Образование должно быть доступным, качественным, непрерывным (принцип «образование через всю жизнь»), гораздо более интенсивным и динамичным, основанным на современных технологиях обучения, ориентированным на запросы рынка труда. Реализуемая в КГМУ многоуровневая педагогическая система соответствует всем перечисленным требованиям, что подтверждается высокой степенью востребованности выпускников (более 83% работодателей по итогам опросов демонстрируют безусловную готовность к приему на работу); удовлетворенностью работодателей качеством подготовки выпускников, способностью к профессиональной адаптации, коммуникации, уровнем профессиональной дисциплины и корпоративной культуры и др. (средний итоговый балл удовлетворенности по всем показателям 8,0 баллов из 10 возможных); удовлетворенностью качеством полученного образования и профессиональными перспективами со стороны начинающих специалистов (8,6 баллов из 10 возможных). Перспективным направлением совершенствования системы является более активное внедрение в имеющуюся модель элементов опережающего образования (на уровне целей, содержания, методов и средств обучения), которые позволят существенно повысить качество учебного процесса, востребованность и адаптивные возможности выпускников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения до 2020 года» [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/health/ zdravo2020/n/Kollegiya_itog.pdf. - Загл. с экрана.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. №91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»» // Собрание законодательства РФ. 2012. №12, ст. 1628.
3. Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rosminzdrav. ru/health/guarantee/15. - Загл. с экрана.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2016 г. №334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. 208 с.
7. Педагогическая система: теория, история, развитие. Коллективная монография / Под ред. В.П. Бедерхановой, А.А. Остапенко М.: Народное образование, 2014. 128 с.
8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
9. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: Учеб. пособие. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. 268с.
10. Пантюхин А.В., Степанова Э.Ф. Возможности со-
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
временных образовательных технологий в подготовке студентов фармацевтических вузов. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. №5. С.43-46.
11. Мороз Т.Л., Ковальская Г.Н., Рыжова О.А. Деловые игры в процессе повышения квалификации провизоров-организаторов // Фармация . 2008. №1. С. 47-49.
12. Муслимова Н.Н., Егорова С.Н. Деловые игры в последипломном образовании провизоров-организаторов // Вестник Казанского технологического университета. 2008. №5. С.219-225.
13. Степанова Э.Ф. Деловые игры и их значение в профессиональной подготовке студентов // Успехи современного естествознания. 2005. № 9. С. 45-46.
14. Адилова Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения // Молодой ученый. 2011. №12. Т.2. С.121-124.
15. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании -переломный момент // Фундаментальные исследования. 2011. №10-3. С. 534-537.
16. Симуляционное обучение в медицине / Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. Москва.: Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. 288 с., ил.
17. Морозов В.А., Морозов Ю.А., Морозова Е.В. Практико-ориентированный подход в организации учебного процесса студентов и интернов фармацевтического факультета Северо-Осетинского государственного университета // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. №5. С.40-43.
18. Деревцова С.Н. Подготовка будущего провизора к научно-исследовательской деятельности в процессе изучения физики // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2. С. 70-72.
19. Жилякова Е.Т., Новиков О.О. Роль научно-исследовательской работы студентов в подготовке современных специалистов в области фармации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. №5. С.29-32.
20. Тарасов В.В. Подготовка квалифицированных кадров для развития отечественной фармации и медицины // Разработка и регистрация лекарственных средств. 2015. №11. С.64-69.
21. Охремчук Л.В. Роль научно-исследовательской работы в профессиональной подготовке провизоров по дисциплине клиническая фармакология // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2016. №5. С.214-217.
22. Хусаенова А. А., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика // Образование и воспитание. 2016. №4. С. 52-54.
23. Хусаенова А. А., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Адаптация студента в периоде прохождения учебной и производственной практики // Образование и воспитание. 2015. №2. С. 59-61.
Статья поступила в редакцию 18.01.2018
Статья принята к публикации 27.03.2018