ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Трегубов Валерий Николаевич —
доктор медицинских наук, профессор кафедры
общественного здоровья и здравоохранения
им. Н.А. Семашко Медико-профилактического
факультета ФГБОУ ВО «Первый Московский
государственный медицинский университет
им. И.М. Сеченова» Минздрава Росси
Адрес: 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 49.
Телефон: (499) 120-81-66; (963) 633-13-22
E-mail: [email protected]
Решетников В.А., Трегубов В.Н., Титова А.Б.
Симуляционно-коммуникативный метод подготовки специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью
Reshetnikov V.A., Tregubov V.N., Titova A.B. Simulation-communication method of training in health organization and public health
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
With the goal of forming students professional competences in the specialty health organization and public health at the department of public health and health N.A.Semashko Medical-prophylactic faculty of the Sechenov First Moscow State Medical Universitywhen conducting practical classes, business games and case studies used simulation-communication method. The method consists in the simulation during classroom conditions in which working professionals administrative staff of healthcare organizations. Training class prior to class being converted into an office specialist in health organization and public health trainees in the role of chief physician, deputy chief physician, head of the structural division, physician-practitioner or physician-statistics fulfill practical tasks in four thematic groups: presentation before a group; reception of visitors; setting tasks on the phone; check in by the waste document. Feature simulation communication method is the possibility of its application not only for the formation of professional competencies of specialists in health organization and public health during classroom lessons, but also to control the level
ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России
С целью формирования у обучающихся профессиональных компетенций по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова при проведении практических занятий, деловых игр и обучения с помощью метода кейсов используется симуляционно-коммуникативный метод. Суть метода заключается в имитации (во время аудиторных занятий) условий, в которых работают специалисты административного аппарата медицинских организаций. Учебный класс перед занятием переоборудуется в рабочий кабинет специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью, где обучающиеся выступают в роли главного врача, его заместителя, заведующего структурным подразделением, врача-методиста или врача-статистика и отрабатывают практические задания по 4 тематическим группам: выступление перед коллективом, прием посетителя, постановка задач по телефону, проверка у исполнителя отработанного документа. Особенностью симуляционно-коммуникативного метода является возможность его применения не только для формирования профессиональных компетенций специалистов во время аудиторных занятий, но и для контроля уровня их подготовки. Кроме того, метод может быть полезен при проведении профориентации и профотбора абитуриентов
of their training, and implementation of career guidance and professional selection of entrants before entering a residency or graduate programs and that in modern conditions it is very important for the second stage of initial specialized accreditation experts.
Keywords
• simulation-communication method
• educational process
• training of specialists
• organization of healthcare and public health
• vocational guidance
• vocational selection
• accreditation specialist
• training control
• department
• educational organization
перед поступлением в ординатуру или магистратуру и, что в современных условиях очень важно, для проведения второго этапа первичной специализированной аккредитации специалистов.
Ключевые слова
• симуляционно-коммуникативный метод
• образовательный процесс
• подготовка специалистов
• организация здравоохранения и общественное здоровье
• профориентация
• профотбор
• аккредитация специалиста
• контроль подготовки
• кафедра
• образовательная организация
В современных условиях для образовательного процесса характерной чертой является активное использование занятий практической направленности при подготовке специалистов здравоохранения [1, 2]. Указанное направление нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Так, в частности сокращена доля лекционного материала, основной упор сделан на проведение в аудиторное время практических занятий, в том числе при использовании дистанционных, электронных и сетевых форм обучения, предусмотрено прохождение практик и (или) стажировок обучаемыми, обоснована целесообразность перехода на компетентностный подход в образовании и др. Особенностью практической подготовки специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью является необходимость приоритетного развития у них коммуникативных навыков [3]. Цель данной работы — разработать и внедрить в образовательный процесс симуляционно-коммуникативный метод.
В своей работе мы использовали метод педагогического эксперимента, а также аналитический, логический и монографический методы.
База исследования: кафедра общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России.
Для формирования у обучающихся профессиональных компетенций по специальности организация здравоохранения и общественного здоровья на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова при проведении практических занятий, деловых игр и обучении с помощью метода кейсов, с 2016 г. используется симуляционно-коммуникативный метод. Суть метода заключается в имитации во время аудиторных занятий условий, в которых работают специалисты административного аппарата медицинских организаций.
Учебный класс перед занятием переоборудуется в рабочий кабинет специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью. На основании положений, изложенных в приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"» во время занятий обучаемые выступают в роли главного врача, его заместителя, заведующего структурным подразделением, врача-методиста или врача-статистика. Их рабочие места комплектуются ноутбуками, телефонными аппаратами и канцтоварами для ведения записей.
В соответствии с ранее полученными результатами о трудовых действиях, которые выполняют врачи — организаторы здравоохранения и общественного здоровья в повседневной деятельности [3], профессорско-преподавательским составом кафедры наработан банк практических заданий, который разделен на 4 тематические группы: выступление перед коллективом; прием посетителя; постановка задач по телефону; проверка у исполнителя отработанного документа.
С учетом практико- и личностно-ориентированного подходов преподаватель дифференцированно, в соответствии с рассматриваемой темой занятия, использует практические задания. И в частности среди них он может выбрать несколько.
Выступление перед коллективом
• В должности заместителя главного вра-ча по организационно-методической работе откройте научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы оптимизации качества медицинской помощи».
В должности главного врача медицинской организации поздравьте на собрании коллектива юбиляра, который проработал в больнице 35 лет и помог стать профессионалами нескольким десяткам врачей и многим медицинским сестрам. Вы трудоустроились в медицинскую организацию врачом-методистом, на собрании коллектива главный врач объявил о вашем назначении и предоставил вам слово, чтобы вы рассказали кратко о себе и др.
Прием посетителя
К заместителю главного врача по лечебной работе на прием пришел госпитализированный пациент и попросил перевести его в одноместную палату улучшенной планировки, обосновывая свою просьбу, спецификой заболевания, прежними заслугами и выпиской из данной палаты сегодня пациента, однако в данную палату на следующий день запланирована госпитализация другого пациента. К главному врачу медицинской организации пришел пациент и заявил о пропаже у него мобильного телефона во время медицинской процедуры. К заместителю главного врача по лечебной работе после амбулаторного приема пришел пациент и сообщил, что врач выписал ему медикаменты не на рецептурном бланке, а на листочке, без записи в медицинской книжке и др.
Постановка задач по телефону
В должности главного врача городской клинической больницы, используя демократический стиль управления, уточните у заместителя по организационно-методической работе о выполнении задачи по подготовке проекта приказа по проведению диспансеризации сотрудников городской клинической больницы.
• В должности главного врача городской больницы, используя авторитарный стиль управления, поставьте задачу заместителю по санитарно-эпидемиологическим вопросам о необходимости усиления контроля качества проводимой дезинфекции в больнице и вывоза для утилизации медицинских отходов и инструментария группы Б.
• В должности врача-статистика уточните у заведующего хирургическим отделением, являющегося неформальным лидером, почему он своевременно не представил статистические показатели о работе отделения за год и др.
Проверка у исполнителя отработанного документа
• К главному врачу городской больницы на прием пришел заведующий хирургическим отделением и принес служебную записку с просьбой закупить и установить в перевязочной кондиционер, но в медицинской организации в настоящее время денег на данные работы нет.
• К главному врачу городской больницы пришел врач-терапевт, который безупречно проработал в медицинской организации более 20 лет и принес заявление об увольнении по собственному желанию.
• Главному врачу медицинской организации заместитель по организационно-методической работе принес на подпись приказ о проведении научно-практической конференции и др.
Во всех документах, которые представляются главному врачу на подпись, преднамеренно внесены ошибки. Задача обучаемого в роли главного врача найти эти ошибки и поставить задачу исполнителю по их исправлению.
Симуляционно-коммуникативный метод дает возможность одновременно оценивать у обучающихся уровень их теоретической подготовки по отрабатываемым заданиям, способность принимать правильные решения и доводить их до подчиненных, умение использовать коммуникативные навыки при взаимодействии с коллегами. Благодаря этому симуляционно-коммуникативный метод может эффективно применяться без дополнительных финансовых затрат не только во время аудиторных занятий для формирования профессиональных компетенций специалистов, но и для контроля уровня их подготовки. Он может использоваться в процессе профориентации и профотбора абитуриентов перед поступлением в ординатуру или магистратуру и, что в современных условиях очень важно, для проведения второго этапа первичной специализированной аккредитации специалистов.
В процессе профориентации по специальности «организация здравоохранения и общественного здоровья» симуляционно-коммуникативный метод позволяет абитуриенту достаточно быстро провести самооценку соответствия личного плана карьерного роста с имеющимися у него возможностями по его достижению, а профессорско-преподавательскому составу кафедры объективно оценить наличие у соискателя управленческих способностей и сделать правильный профотбор.
В случае использования симуляционно-коммуникативного метода для первичной специализированной аккредитации специалистов оборудование помещения будет иметь некоторые особенности. В отличие от аккредитации специалистов клинического профиля, когда с учетом их большой численности приходится создавать в обра-
зовательной организации несколько цепочек из 5 станций объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) [4, 5], при небольшой численности выпускников врачей-организаторов здравоохранения и общественного здоровья становится возможно оборудовать только одну станцию объективного структурированного административного экзамена (ОСАЭ). Для ее комплектования потребуется следующее оборудование: стол — 4 шт. (для оборудования рабочего места аккредитуемого и посетителя в виде буквы Т — 2 шт., для экспертов — 2 шт.); стул — 5 шт.; трибуна — 1 шт.; телефонный аппарат — 1 шт.; ноутбук — 1 шт.; мультимедийный проектор для отображения на экране текста полученного задания — 1 шт.; экран — 1 шт.; канцтовары (блокнот для записей, ручка) — 4 компл.; стационарная видеокамера, подключенная к записывающему устройству и монитору для просмотра выполненных действий, — 1 шт.; фантом для проведения сердечно-легочной реанимации — 1 шт.; часы — 1 шт.; чек-лист — по количеству аккредитуемых лиц.
Учитывая необходимость проверки у врачей — организаторов здравоохранения и общественного здоровья способности публичного выступления перед коллективом, при оборудовании станции ОСАЭ не нужно отгораживать зеркальным окном аккредитуемого от экспертов, а для снижения субъективности при оценке практических действий аккредитуемых лиц для этого следует привлекать не одного эксперта, как это предусмотрено на станциях ОСКЭ [6], а трех: представителя профессиональной некоммерческой организации, работодателя и сотрудника образовательной или научной организации. Время для оценки каждого коммуникативного навыка в си-муляционных условиях, в том числе для
выполнения сердечно-легочной реанимации, может быть сокращено с 10 до 5 мин. В результате через одну станцию ОСАЭ за 8 ч рабочего дня при оценке 5 практических навыков смогут пройти 16—19 врачей — организаторов здравоохранения и общественного здоровья, что достаточно не только при выпуске ординаторов и магистров, но и лиц, завершивших освоение дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.
Для оценки качества практических действий аккредитуемых лиц в симуляционных условиях можно использовать чек-лист, в котором нами для анализа предложены 10 параметров: внешний вид аккредитуемого; быстрота ориентирования в сложившейся ситуации; способность налаживания контакта с собеседником или аудиторией; готовность выслушать собеседника; профессионально принятое решение; убедительная речь; последовательность изложения мысли; доброжелательное общение; поза, мимика, жесты; способ завершения общения. Каждый параметр может оцениваться экспертами, как это уже апробировано на первичной аккредитации специалистов, по 3-балльной шкале: 0 — действие аккредитуемого неверное; 1 — действие аккредитуемого не обеспечивает достижение цели; 2 — действие аккредитуемого правильное. Результат выполнения всех практических навыков в симуляционных условиях выставляется с учетом доли правильно выполненных действий: >70% — сдано, <69% — не сдано [7].
В отличие от чек-листов, разработанных для прохождения станций ОСКЭ по другим специальностям, предложенный нами вариант не носит излишней детализации в оценке практических действий, которая отвлекает внимание экспертов
при их заполнении, от контроля действий аккредитуемого лица. Данный чек-лист при необходимости может заполняться с использованием компьютера или планшета с последующей автоматической обработкой и выставлением общей оценки.
Простота и надежность в использовании симуляционно-коммуникативного метода позволяет его применять не только для специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью, но и в случае наработки соответствующих практических заданий, для проведения второго этапа первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов по специальностям «медико-профилактическое дело», «фармация» и др., где необходимо
оценить коммуникативные способности выпускников.
В заключение настоящей статьи следует отметить, что использование в образовательном процессе разработанного на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М.Сеченова симуляционно-коммуникативного метода не только способствует повышению степени овладения учебного материала обучаемыми, но и мотивирует их на активное участие в проводимом занятии, что в целом обеспечивает качественное освоение ими профессиональных компетенций и успешное прохождение различных видов контроля подготовки.
Сведения об авторах
ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России:
Решетников Владимир Анатольевич — доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ; советник ректора; заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета E-mail: [email protected]
Трегубов Валерий Николаевич — доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета
E-mail: [email protected]
Титова Анна Борисовна — ординатор кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета E-mail: [email protected]
Литература
1. Глыбочко П.В. Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образования // Мед. образование и вузовская наука. 2013. № 3. С. 4—8.
2. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Манерова О.А., Козлов В.В. и др. Особенности реализации непрерывного медицинского образования специалистов здравоохранения в России // Современные подходы к продвижению здоровья : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Гомель : ГомГМУ, 2016. С. 58—60.
3. Решетников ВА., Коршевер Н.Г., Доровская А.И. Компетентностный подход к подготовке специалистов в области управления здравоохранением // Сеченовский вестн. 2016. № 2. С. 27—32.
4. Балкизов З.З., Семенова Т.В. Объективный структурированный клинический экзамен. Руководство // Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 3. С. 27—51.
5. Свистунов АА., Колыш А.Л., Горшков А.Д. Роль медицинского сообщества в развитии симуляционного обучения в России // Мед. образование и вузовская наука. 2013. № 3. С. 68—71.
6. Свистунов АА., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Аккредитация специалиста здравоохранения как стартовая площадка непрерывного медицинского образования // Анест. и реаниматол. 2016. Т. 61, № 4. С. 253—256.
7. Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Методическое сопровождение аккредитации специалистов здравоохранения// Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 1. С. 54—59.
References
1. Glybochko P.V. Concept of development of professional medical and pharmaceutical education. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical education and college science]. 2013; 3: 4—8. (in Russian)
2. Reshetnikov V.A., Tregubov V.N., Manerova O.A., Kozlov V.V. et al. Features of realization of continuous medical education of experts of health care in Russia. Modern approaches to advance of health: Proceedings of the VI International scientific and practical conference. Homel', 2016: 58—60. (in Russian)
3. Reshetnikov V.A., Korshever N.G., Dorovskaya A.I. Competence-based approach to training of specialists in the field of management of health care. Sechenovskiy vestnik [Sechenov reporter]. 2016; 2: 27—32. (in Russian)
4. Balkizov Z.Z., Semenova T.V. Objective structured clinical examination. Guide. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2016. № 3. C. 27—51. (in Russian)
5. Svistunov A. A., Kolysh A.L., Gorshkov A.D. Role of medical community in development of simulyatsionny training in Russia. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical education and college science]. 2013; 3: 68-71. (in Russian)
6. Svistunov A.A., Sizova Zh.M., Tregubov V.N. Accreditation of the expert of health care as launch pad of continuing medical education. Anesteziologiya i reanimatologiya [Russian journal of anaesthesiology and reanimotology]. 2016; 61 (4): 253-6. (in Russian)
7. Svistunov A.A., Sizova Zh.M., Tregubov V.N. Methodological support accreditation of health professionals. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2016. № 1. C. 54-59. (in Russian)