4. Frolov S.V., Frolova M.S. World problems of the medical device choice for healthcare institutions. Manager of Health Care, 2013, No. 11, 49 p. (In Russ).
5. Global atlas of medical devices. Geneva: World Health Organization; 2017. License: CC BY-NC-SA 3.0 IGO URL: http://www.who.int/medical_devices/publications/global_atlas_meddev2017/en/ (available at: 13.02.2018).
6. World Bank. GNI per capita, Atlas method. World Bank Group, 2016. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.PCAP.CD? locations=XM-XD-XT-XN-1W&start=2016&end=2016&view=bar (available at: 03/10/2018).
УДК 615.1:378.046.4 © Коллектив авторов, 2018
Г.Х. Гарифуллина, Н.Н. Муслимова, Я.В. Грибова, Г.И. Хусаинова ОСОБЕННОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВИЗОРОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Казань
Настоящая статья посвящена актуальным и современным вопросам формирования гибкой системы дополнительного профессионального образования - непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Особое внимание уделяется методам обучения, в частности симуляционным, которые в Институте Фармации КазГМУ с успехом реализуются на базе центра «Учебная аптека КГМУ».
Концептуальной основой современного образования как базового, так и последипломного является компетентностный подход, а результатом обучения - владение компетенциями. Компетентностный подход предполагает отход от привычного восприятия информации и поиск оптимального применения накопленных знаний в практической деятельности. Такой подход интегрирует проблемный, имитационно-игровой, культурологический и другие методы.
Коллективом авторов проведено социологическое исследование путем анкетирования провизоров, обучающихся в данной системе. В результате сформирован социологический портрет провизора - слушателя сертификационных циклов повышения квалификации. По результатам исследования установлено, что провизоры-практики проявляют большой интерес к симуляционным методам обучения. Слушатели-мужчины выразили больший интерес к дискуссионным, программным и компьютерным методам обучения. Женщины-слушательницы больший интерес предъявляют к объяснению, беседам и лекциям.
Ключевые слова: непрерывное образование, провизоры, симуляционное обучение, фармацевтическое образование, учебная аптека.
G.Kh. Garifullina, N.N. Muslimova, Ya.V. Gribova, G.I. Khusainova FEATURES OF CONTINUING MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION FOR PHARMACISTS-ORGANIZERS USING SIMULATION TRAINING
This article is devoted to relevant and up-to-date issues of development of a flexible system of continuing professional education - continuing medical and pharmaceutical education. Special attention is paid to teaching methods, in particular, simulation training, which is successfully implemented in the Institute of Pharmacy of Kazan State Medical University based on the center "Training pharmacy of KSMU".
Conceptual framework of modern education, both basic and postgraduate, is a competence approach and result of education is possession of competencies. Competence approach is a departure from the usual information perception and search for the optimum use of existing knowledge in practice. This approach integrates the problematic, imitation-gaming, cultural and other methods.
Authors carried out a sociological study by questioning pharmacists trained in this system. As a result we formed a sociological portrait of pharmacist-listener of certification training cycles. It has been stated that pharmacists-practitioners show big interest to simulation training methods. Male trainees expressed greater interest in debating, software and computer teaching methods. Female trainees showed more interest to explanation, conversations and lectures.
Key words: continuing education, pharmacists, simulation training, pharmaceutical education, training pharmacy.
Профессиональная деятельность специалиста фармацевтической отрасли характеризуется повышенным уровнем ответственности перед пациентом и обществом в целом. В связи с этим от представителей профессии требуется постоянное совершенствование своих профессиональных знаний и навыков. При этом изменения в социальной и экономической сферах общества, требования, предъявляемые к специалистам как работодателем, так и потребителем фармацевтических услуг, диктуют необходимость создания гибкой системы дополнительного профессионального образования, основанной на принципе непрерывности повышения квалификации и привлечения к обуче-
нию ведущих специалистов отрасли [6], а также использования симуляционного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Цель исследования - выявить предпочтительные методы обучения провизоров -слушателей циклов повышения квалификации. Материал и методы Нами было проведено социологическое исследование с помощью анкетирования провизоров, слушателей циклов, по ряду вопросов (охват 300 респондентов). Из них женщин было 264 человека (88%), мужчин - 36 человек (12%). По возрастному составу респонденты распределились следующим образом: до 30 лет - 15%, до 40 лет - 41 %, до 50 лет - 28%, старше 50 лет -
16%. По стажу работы: до 5 лет - 9%, до 10 лет -15%, до 20 лет - 39%, до 30 лет - 26 %, старше 30 лет - 11%. По ряду вопросов данные были нами проанализированы ранее [4].
Для статистического анализа результатов исследования были использованы методы факторного анализа и хи-квадрата.
Результаты и обсуждение
Внедрение системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования обеспечивает возможность совершенствования провизорами профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, то есть постоянного повышения ими своего профессионального уровня и квалификации [1]. Непрерывное фармацевтическое образование осуществляется через: освоение образовательных программ; обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций и индивидуальную познавательную деятельность. Таким образом, непрерывное фармацевтическое образование призвано выполнять профессиональную, личностную и социальную функции. Профессиональная функция обеспечивает формирование у провизора необходимых профессиональных компетенций и как следствие повышение качества оказываемой им фармацевтической помощи. Личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей провизора в профессиональной сфере, предоставляет возможность получения новых компетенций, повышения квалификации, профессионального и карьерного роста. В процессе взаимодействия фармацевтического работника с потребителем реализуется социальная функция, которая обеспечивает адаптацию провизора к повышенному уровню ответственности перед обществом [5].
Институт Фармации Казанского ГМУ предоставляет возможность провизорам осваивать 36- и 18-часовые образовательные программы в рамках непрерывного фармацевтического образования. Образовательные программы, предлагаемые Институтом Фармации, предусматривают очно-заочное обучение с чтением лекций, стажировкой, симуляцион-ным курсом в учебной аптеке, а также дистанционным обучением с использованием материалов, размещенных на образовательном портале Казанского ГМУ.
Использование в учебном процессе дистанционного обучения дает возможность расширения доступа провизоров к качественным образовательным услугам, а также, что тоже немаловажно, увеличения контингента обучаемых за счет предоставления возможно-
сти освоения образовательных программ в максимально удобной форме - непосредственно по месту пребывания слушателя[2].
Симуляционное обучение осуществляется на базе центра «Учебная аптека КГМУ». Си-муляционный центр оснащен современным аптечным оборудованием, а также необходимым программным обеспечением. Торговый зал разделен на отделы безрецептурного отпуска с открытой формой выкладки и отдел рецептурного отпуска. Оба отдела имеют современное оборудование, позволяющее обучающимся в полной мере освоить и продемонстрировать современные навыки по отпуску товаров аптечного ассортимента. Отдел приемки разделен на зоны документального оформления, карантинную зону и зону непосредственного приема товара. Производственный блок учебной аптеки составляет 125 кв. м и представлен современными рабочими местами по изготовлению лекарственных форм и их контролю качества (ассистентская, аналитическая, моечно-стерилиза-ционная, дистилляционная, дезинфекционная, стерилизационная, контрольно-маркировочная). В аптеке имеются две брифинговые зоны для теоретического разбора материала и обсуждения практических навыков. Так, например, с использованием симуляционного обучения реализуются программы циклов дополнительной профессиональной подготовки и повышения квалификации по специальности «Управление и экономика фармации»: «Фармацевтический менеджмент, антикризисное, антистрессовое управление в бесконфликтном поле», «Фармацевтический маркетинг и фармацевтическая информация», «Государственное регулирование и правовое обеспечение фармацевтической деятельности», «Экономика фармации, контроллинг и финансовый менеджмент», «Основы медицинского и фармацевтического товароведения». В рамках этих программ обучаемые отрабатывают навыки управления аптечным коллективом и общения с посетителями путем деловых игр и решения ситуационных задач; оформления торгового зала и витрин аптеки по правилам мерчандайзинга с соответствующим информационным сопровождением; изучают нормативную документацию, работают с учетной и отчетной документацией в кабинете заведующего аптекой; анализируют финансово-хозяйственную деятельность и осуществляют бизнес-планирование; изучают правила хранения товаров медицинского назначения.
Стажировка обучающихся осуществляется на базе государственного унитарного предприятия «Таттехмедфарм». Данная фармацевтическая организация единственная в
республике Татарстан, обеспечивающая население полным спектром фармацевтических услуг, что дает возможность обучающимся осваивать и совершенствовать различные виды профессиональных навыков. В состав предприятия входят: управление (офис), аптечный склад, аптечная сеть (240 аптек, в т.ч. 21 производственная) и информационно-справочная служба.
По интересующему нас вопросу, а именно по отношению к симуляционному обучению мы составили следующий портрет провизора, предпочитающего данный вид обучения. Среди женщин это - специалисты в возрасте от 40 лет со стажем работы от 10 до
20 лет, работающие в государственных аптеках, в основном заведующие аптеками. Среди мужчин же картина несколько иная: это специалисты в возрасте от 40 до 50 лет со стажем работы от 20 до 30 лет, работающие в частных аптечных организациях преимущественно заведующими аптеками. Как было показано нами в предыдущих исследованиях, провизоры-мужчины в большинстве своем работают на руководящих должностях [3].
По предпочтению методов обучения сложилась следующая картина, представленная в таблице. На рисунке продемонстрировано отношение специалистов-провизоров к методам обучения по гендерному признаку.
Таблица
Предпочтительные методы обучения, %
Показатель Объяснения Симуля-ционный Дискуссионный Беседы Инверсии Лекции Игровые Программные Компьютерные Эмпатии
Женщины
Возраст, лет
До 30 2,27 5,69 1,51 4,93 - 3,41 0,76 1,89 0,76 -
До 40 14,02 33,72 11,37 15,53 1,51 8,72 10,98 4,55 8,72 3,03
До 50 10,98 31,06 15,53 16,29 2,27 10,98 8,33 3,79 5,69 2,65
Старше 50 3,79 13,26 4,55 7,2 - 3,41 4,55 1,14 1,51 1,51
Стаж, лет
До 5 2,65 3,03 1,14 3,03 - 2,27 0,38 1,14 0,76 -
До 10 4,92 14,02 3,41 6,82 - 2,65 3,79 1,89 3,41 0,38
До 20 14,02 36,75 17,43 18,56 1,89 11,75 10,98 5,3 8,33 4,17
До 30 7,58 23,49 9,09 11,37 1,89 7,96 7,2 3,03 3,79 1,89
Старше 30 1,89 6,43 1,89 4,17 - 1,89 2,27 - 0,38 0,76
Место работы
Государственная аптека 11,75 30,69 12,5 17,81 1,14 10,23 7,58 1,89 5,69 2,65
Муниципальная аптека 0,38 1,51 1,14 0,76 0,38
Частная аптека 10,23 27,66 8,33 13,26 1,89 7,96 10,23 5,3 4,93 3,79
Другие аптечные учреждения 2,65 12,88 7,96 6,06 0,76 4,55 3,79 2,27 3,03 0,38
Иное 6,06 10,98 4,17 5,69 - 3,03 3,03 1,51 3,03 0,38
Должность
Заведующая 8,72 29,55 11,74 12,5 2,27 9,85 10,23 4,93 7,2 4,17
Зам. заведующего 9,47 20,84 7,2 13,26 1,51 7,58 8,34 1,51 4,55 2,65
Зав. отделом 3,41 13,26 3,03 6,44 - 4,17 2,27 1,89 1,89 -
Иное 9,47 20,08 10,98 11,75 - 4,93 3,79 3,03 3,03 0,38
Мужчины
Возраст, лет
До 30 2,78 - - 2,78 - - - - 2,78 -
До 40 - 30,56 8,33 16,67 - 5,56 13,89 11,11 5,56 -
До 50 8,33 36,11 19,44 16,67 5,56 16,67 8,33 13,89 5,56 8,33
Старше 50 2,78 19,44 13,89 5,56 - 2,78 5,56 2,78 8,33 2,78
Стаж, лет
До 5 2,78 - - 2,78 - - - - - -
До 10 - 2,78 2,78 2,78 - 2,78 5,56 2,78 - -
До 20 2,78 36,11 13,89 19,44 - 5,56 11,11 11,11 5,56 -
До 30 8,33 41,67 22,22 16,67 5,56 13,89 11,11 13,89 11,11 11,11
Более 30 - 5,56 2,78 - - 2,78 - - 2,78 -
Место работы
Государственная аптека 2,78 36,11 13,89 16,67 2,78 8,33 13,89 5,56 5,56 5,56
Частная аптека 8,33 41,67 19,44 19,44 2,78 13,89 8,33 19,44 8,33 5,56
Другие аптечные учреждения 2,78 8,33 8,33 5,56 2,78 5,56 2,78 8,33
Должность
Заведующий 8,33 58,33 25 22,22 5,56 13,89 11,11 13,89 11,11 11,11
Зам. заведующего - 22,22 13,89 11,11 - 8,33 11,11 13,89 8,33 -
Зав. отделом - 2,78 2,78 - - 2,78 - - -
Иное 5,56 2,78 2,78 5,56 - 2,78 2,78 - 2,78 -
Рис. Предпочтительные методы обучения специалистов-провизоров по тендерному признаку
Заключение
В настоящее время коллективом преподавателей ведется активная работа по расширению перечня образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей прови-
зоров, занимаемой ими должности и имеющейся специальности. Особое внимание уделяется информатизации образовательного процесса, связанной с широким использованием информационных технологий.
Сведения об авторах статьи:
Гарифуллина Гюзель Хисамовна - к.фарм.наук, доцент кафедры управления и экономики фармации ФГБОУ ВО КазГ-МУ Минздрава России. Адрес: 420103, г. Казань, ул. Амирхана, 16. E-mail: [email protected].
Муслимова Наталья Николаевна - к.пед.наук, доцент кафедры управления и экономики фармации ФГБОУ ВО КазГМУ Минздрава России. Адрес: 420103, г. Казань, ул. Амирхана, 16. E-mail: [email protected].
Грибова Янина Владимировна - к.фарм.наук, доцент кафедры управления и экономики фармации ФГБОУ ВО КазГМУ Минздрава России. Адрес: 420103, г. Казань, ул. Амирхана, 16. E-mail: [email protected].
Хусаинова Галина Ильдусовна - к.фарм.наук, доцент кафедры управления и экономики фармации ФГБОУ ВО КазГМУ Минздрава России. Адрес: 420103, г. Казань, ул. Амирхана, 16. E-mail: [email protected].
ЛИТЕРАТУРА
1. Муслимова, Н.Н. О непрерывном образовании. Актуальные проблемы фармацевтической деятельности / Н.Н. Муслимова. -Казань: «МеДДоК», 2017. - С.116-128.
2. Муслимова, Н.Н. Профессиональная модель педагога системы последипломного образования провизоров (монография)/Н.Н. Муслимова. - Казань: изд-во «Отечество», 2013. - 206 с.
3. Муслимова, Н.Н. Мужчины в фармации - особенности работы Актуальные проблемы фармацевтической деятельности/Н.Н. Муслимова, Г.Х. Гарифуллина. - Казань: «МеДДоК», 2017. - Вып. 9. - С.17-22.
4. Платонова, А.Е. Статистический анализ в медицине и биологии: задачи, терминология, логика, компьютерные методы / А.Е. Платонова. - М.: Издательство РАМН, 2012. - 52 с.
5. Приказ МЗ РФ от 21 ноября 2017 г. No 926 «Об утверждении концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года.
6. Чорная, А.Д. Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества /А.Д. Чорная // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 36-38.
REFERENCES
1. Muslimova N.N. O nepreryvnom obrazovanii. Aktual'nye problemy farmatsevticheskoj deyatel'nosti (Continuing education. Actual problems of pharmaceutical activities). Kazan: publishing house "Maddock", 2017, p. 116-128.
2. Muslimova N.N. Professional'naya model' pedagoga sistemy poslediplomnogo obrazovaniya provizorov (Professional model of a teacher in the postgraduate system pharmacists). Kazan, Fatherland publishing house, 2013, 206 p.
3. Muslimova N.N., Garifullina G. H. Muzhchiny v farmatsii - osobennosti raboty Aktual'nye problemy farmatsevticheskoj deyatel'nosti (Men in pharmacy - working peculiarities. Actual problems of pharmaceutical activities). Kazan: publishing house "Maddock", 2017, p. 17-22.
4. Platonova A.E. Statisticheskij analiz v meditsine i biologii: zadachi, terminologiya, logika, komp'yuternye metody (Statistical analysis in medicine and biology: challenges, terminology, logic, computer methods). Moscow, Publishing house of Russian Academy of medical Sciences, 2012, 52 p.
5. Prikaz MZ RF ot 21 noyabrya 2017 g. No 926 «Ob utverzhdenii kontseptsii razvitiya nepreryvnogo meditsinskogo i farmatsevtich-eskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federatsii na period do 2021 goda. (Order of the Ministry of health of the Russian Federation of November 21, 2017 No. 926 " On approval of the concept of continuous medical and pharmaceutical education in the Russian Federation for the period up to 2021).
6. Chornaya A.D. Nepreryvnoe obrazovanie kak osnovopolozhnoe uslovie razvitiya sovremennogo obshhestva (Continuing education as a fundamental condition for the development of modern society). Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy III Mezhdu-nar. nauch. konf. (Perm, January 2013), Perm: Mercury, 2013, P. 36-38.