литература
1. Аникин, В.В. Клинико-морфологические особенности эрозивных поражений гастродуоденальной зоны у разных возрастных групп / В.В. Аникин // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга — 2003. — № 2/3. — С.7.
2. Горина, Е.М. Оценка качества жизни при проведении реабилитации детей с патологией органов пищеварения / Е.М. Горина // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга. — 2003. — № 2/3. — С.44.
3. Денисов, И.Н. Справочник-путеводитель практикующего врача. 2000 болезней от А до Я / И.Н. Денисов, Ю.Л. Шевченко. — М.: Гэотар-Медиа, 2008. — 1328 с.
4. Заболотных, И.И. Критерии реабилитационного прогноза при язвенной болезни / И.И. Заболотных // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга. — 2003. — № 2/3. — С.60.
5. Ивашкин, В.Т. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов пищеварения: руководство для практикующих врачей / В.Т. Ивашкин; под ред. В.Т. Ивашкина. — М.: Литтера, 2003. — 1056 с.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 № 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год».
7. Рычкова, С.В. Влияние хронической гастродуоденальной патологии на показатели качества жизни / С.В. Рычкова // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга. — 2003. — № 2/3. — С.144.
8. Масленникова, Л.В. Особенности клинического течения язвенной болезни у детей и подростков / Л.В. Масленникова, С.М. Кушнир // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга. — 2003. — № 2/3. — С.103.
9. Муравцева, О.В. Использование ресурсосберегающей формы лечения при язвенной болезни / О.В. Муравцева, Я.М. Вахрушев // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга. — 2006. — № 1/2. — С.103.
10. Чернобровкин, А.В. Динамика изменений показателей заболеваемости в группе алиментарно-зависимой патологии среди детского населения РТ / А.В. Чернобровкин,
Э.И. Мингазов // Науч.-практ. конф. молодых ученых Приволжского федерального округа с международным участием. — Казань, 2010.
references
1. Anikin, V.V. Kliniko-morfologicheskie osobennosti erozivnyh porazhenii gastroduodenal'noi zony u raznyh vozrastnyh grupp / B.B. Anikin // Gastroenterologiya Sankt-Peterburga — 2003. — № 2/3. — S.7.
2. Gorina, E.M. Ocenka kachestva zhizni pri provedenii reabilitacii detei s patologiei organov pischevareniya / E.M. Gorina // Gastroenterologiya Sankt-Peterburga. — 2003. — № 2/3. — C.44.
3. Denisov, I.N. Spravochnik-putevoditel' praktikuyuschego vracha. 2000 boleznei ot A do YA / I.N. Denisov, Yu.L. SHevchenko. — M.: Geotar-Media, 2008. — 1328 s.
4. Zabolotnyh, I.I. Kriterii reabilitacionnogo prognoza pri yazvennoi bolezni / I.I. Zabolotnyh // Gastroenterologiya Sankt-Peterburga. — 2003. — № 2/3. — S.60.
5. Ivashkin, V.T. Racional'naya farmakoterapiya zabolevanii organov pischevareniya: rukovodstvo dlya praktikuyuschih vrachei / V.T. Ivashkin; pod red. V.T. Ivashkina. — M.: Littera, 2003. — 1056 s.
6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federacii ot 21 oktyabrya 2011 № 856 «O Programme gosudarstvennyh garantii okazaniya grazhdanam Rossiiskoi Federacii besplatnoi medicinskoi pomoschi na 2012 god».
7. Rychkova, S.V. Vliyanie hronicheskoi gastroduodenal'noi patologii na pokazateli kachestva zhizni / S.V. Rychkova // Gastroenterologiya Sankt-Peterburga. — 2003. — № 2/3. —
C.144.
8. Maslennikova, L.V. Osobennosti klinicheskogo techeniya yazvennoi bolezni u detei i podrostkov / L.V. Maslennikova,
S.M. Kushnir // Gastroenterologiya Sankt-Peterburga. — 2003. — № 2/3. — S.103.
9. Muravceva, O.V. Ispol'zovanie resursosberegayuschei formy lecheniya pri yazvennoi bolezni / O.V. Muravceva, Ya.M. Vahrushev // Gastroenterologiya Sankt-Peterburga. — 2006. — № 1/2. — S.103.
10. Chernobrovkin, A.V. Dinamika izmenenii pokazatelei zabolevaemosti v gruppe alimentarno-zavisimoi patologii sredi detskogo naseleniya RT / A.V. Chernobrovkin, E.I. Mingazov // Nauch.-prakt. konf. molodyh uchenyh Privolzhskogo federal'nogo okruga s mezhdunarodnym uchastiem. — Kazan', 2010.
© Л.Н. Минапов, 2013
УДК 615.15:004:331.101.32(470.41)
изучение удовлетворенности провизоров аптек подготовкой в области информационных технологий
ЛИНАР НАИЛЬЕВИЧ МИНАПОВ, аспирант кафедры фармации ФПК и ППС, ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Казань, Россия, тел. 8-917-899-41-47, e-mail: [email protected]
Реферат. Цель — определение степени соответствия уровня знаний, полученных в вузе по информационным технологиям, требованиям практической фармации. Материал и методы. Использован метод социологических исследований — анкетирование; составлена авторская анкета. Респондентами выступили провизоры аптек Республики Татарстан, занимающиеся отпуском населению лекарственных средств и других аптечных товаров. Результаты. Установлена потребность провизоров в обучении компьютерной грамотности и изучении информационных технологий, используемых в фармации, что может быть реализовано на этапе послевузовского и дополнительного профессионального фармацевтического образования.
Ключевые слова: информационные технологии, потребительские предпочтения, анкета, аптека, провизор.
sATisFAcTioN sTuDiEs pHARMAOisTs of pharmacy TRAiNiNG iN THE FiELD OF iNFORMATiON TEOHNOLOGiEs
LINAR п. MINAPOV
Abstract. The article is devoted to evaluation of the conformity of knowledge in the field of information technologies, necessary for work in a pharmacy institution and received in higher educational institutions. A questionnaire containing 29 questions; respondents were 112 pharmacists of pharmacy of the Republic of Tatarstan. The need of pharmacists in the teaching of computer literacy and the study of information technologies, used in pharmacy, which can be implemented at the stage of post-graduate and supplementary professional pharmaceutical education.
Key words: information technology, consumer preferences, questionnaire, pharmacy, pharmacist.
Введение. Интенсивное развитие фармацевтической науки, разработка и внедрение в здравоохранение новых технологий, расширение номенклатуры лекарственных препаратов и других групп аптечных товаров, динамично меняющиеся потребности рынка труда определяют возрастание требований к уровню подготовки специалистов-провизоров, в особенности к знаниям и умениям в области современных информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Достижение необходимого уровня освоения компетенций в высшей фармацевтической школе может быть обеспечено только за счет интеграции науки, образования и инновационной деятельности [1, 2].
Учитывая, что на сегодняшний день информационные технологии стали неотъемлемой частью профессиональной деятельности аптечных организаций, является актуальным исследование соответствия уровня знаний и умений, полученных провизорами по информационным технологиям в вузе, потребностям практической фармации.
Целью исследования явилось определение степени соответствия уровня знаний, полученных в вузе по информационным технологиям, требованиям практической фармации.
Материал и методы. Для выполнения поставленной цели использован метод социологических исследований — анкетирование; составлена авторская анкета. Респондентами выступили провизоры аптек Республики Татарстан, занимающиеся отпуском населению лекарственных средств и других аптечных товаров.
Дизайн исследования включал следующие этапы:
• составление анкеты с помощью профессиональных социологов;
• формирование группы респондентов;
• анкетирование респондентов;
• обработка анкет;
• выявление потребительских предпочтений;
• выявление потребностей в информационнокомпьютерных технологиях (ИКТ).
Обработка полученных результатов производилась с использованием стандартных возможностей Microsoft Office Excel 2010.
Результаты и их обсуждение. В качестве основных признаков характеристики респондентов были использованы: пол, возраст, уровень образования, территориальная принадлежность, работа в сетевой
или несетевой организации, должность. Большую часть респондентов составляли женщины (90% от общего числа респондентов). Среди проанкетированных потребителей превалировали люди от 20 до 25 лет — 62%. В аспекте территориальной принадлежности большая часть опрошенных принадлежала к г Казань — 93%, к городам Татарстана и районным центрам — 7%. Все опрошенные респонденты имели высшее фармацевтическое образование. По общему стажу работы в аптечной организации до 2 лет количество опрошенных составило 75%, от 2 до 8 лет — 11% и более 8 лет — 14% (рис. 1).
В работе провизоров отмечается необходимость в электронных носителях информации, равно как в аптечных информационных технологиях: 96% респондентов используют ПК в работе и только 4% не используют ПК (рис. 2).
Провизоры отмечают желание использовать в работе персональный компьютер (рис. 3) и электронные носители информации при оказании фармацевтической помощи в аптеке (рис. 4).
На рис.5 представлены данные самооценки провизорами соответствия уровня знаний по информационным технологиям, полученным при обучении в вузе, необходимым в работе в аптечной организации. На полное соответствие уровня знаний требованиям практической фармации указали всего 20%, на несоответствие — 19% респондентов, а наиболее значительная часть опрошенных провизоров (61%) отметили частичное соответствие, что указывает на необходимость совершенствования программы преподавания информационных технологий при подготовке провизоров.
В исследовании была определена степень удовлетворенности знаниями по работе с персональным компьютером, полученными провизорами в вузе, по 7-балльной шкале. Исследование показало, что совершенно удовлетворены 11% респондентов, остальные опрошенные удовлетворены частично, либо совершенно неудовлетворены подготовкой к работе с персональным компьютером (рис. 6).
Анкетирование показало, что 98% респондентов желают дополнительно пройти курс по компьютерной грамотности в личных и профессиональных целях и только 2% не имели желание обучения компьютерной грамотности (рис. 7).
Результаты исследования показывают актуальность проведения занятий по компьютерной грамотности и
Используется ПК Не используется ПК
Рис. 2. Использование персонального компьютера (ПК) в аптечной организации для работы
К бумажному (книги, журналы,
информационный
справочник)
70%
Рис. 3. Предпочтение носителя Рис. 4. ПРедпочтителЬнЫЙ
при фармацевтическом консультировании инф°рмационно-справ°чный н°ситель
61
70
60
50
40
30
а> 20
10
Полностью
соответствуют
Частично
соответствуют
Не соответствуют
Рис. 5. Соответствие знаний по информационным технологиям, полученных при обучении, необходимым в работе провизора аптеки
Степень удовлетворенности знаниями по работе с персональным компьютером (1 — совершенно не удовлетворен; 7 — совершенно удовлетворен)
Рис. 6. Степень удовлетворенности компьютерными знаниями, полученными в учебных заведениях
только личных потребностей 29%
Рис. 7. Желание провизоров пройти дополнительный курс обучения компьютерной грамотности
изучения информационных технологий, используемых в фармации, на этапе послевузовского и дополнительного профессионального фармацевтического образования.
Выводы.
1. Полное соответствие уровня знаний, полученных в вузе по информационным технологиям, требованиям практической фармации, отметили 20% опрошенных, несоответствие — 19%, частичное соответствие — 61% респондентов.
2. Знаниями по работе с персональным компьютером, полученными в учебных заведениях, совершенно удовлетворены 11% опрошенных провизоров, совершенно не удовлетворены 6%, частично удовлетворены 83% респондентов.
3. 98% респондентов-провизоров желают дополнительно пройти курс по компьютерной грамотности в личных и профессиональных целях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шакирова, Д.Х. Качество управления лекарственной помощью и информационно-компьютерные технологии / Д.Х. Шакирова, РС. Сафиуллин // Фармация. — 2011. — № 5. — С.29—30.
2. Саттарова, О.Е. Информационные технологии как средство совершенствования качества подготовки и повышения квалификации провизоров / О.Е. Саттарова // Фармация. — 2009. — № 7. — С.44—47.
REFERENCES
1. Shakirova, D.H. Kachestvo upravleniya lekarstvennoi pomosch'yu i informacionno-komp'yuternye tehnologii /
D.H. Shakirova, R.S. Safiullin // Farmaciya. — 2011. — № 5. — S.29—30.
2. Sattarova, O.E. Informacionnye tehnologii kak sredstvo sovershenstvovaniya kachestva podgotovki i povysheniya kvalifikacii provizorov / O.E. Sattarova // Farmaciya. — 2009. — № 7. — S.44—47.