УДК 615.453:615.225.2:614.27
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ: ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРОВИЗОРОВ-ТЕХНОЛОГОВ
Исследование посвящено изучению информационно -компьютерного обеспечения аптечных организаций, потребительским предпочтениям в использовании автоматизированных систем управления фармацевтическими работниками с целью выявления потребностей в информационнокомпьютерном обеспечении. Разработана анкета, содержащая 29 вопросов; респондентами выступили 112 фармацевтических работников первого стола; опрос проводился на базе Казанского государственного медицинского университета, аптек региона. Установленные предпочтения фармацевтических работников могут быть использованы фармацевтическими предприятиями, разработчиками автоматизированных системам управления (АСУ), руководителями оптовой и розничной торговли при разработке, использовании, модернизации, поиске и выборе автоматизированных систем управления.
Ключевые слова: АСУ, информационно-компьютерное обеспечение, потребительские предпочтения, анкета.
Стратегически важным направлением здравоохранения России является разработка и применение информационно-компьютерных технологий. Аптечным организациям необходимо следовать переменам и внедрять новые информационные технологии. При этом необходимо помнить, что потребительские свойства информационнокомпьютерных технологий имеют стратегическое значение на всех этапах разработки и далее до позиционирования, конструирования, установления цены, поставки, рекламирования, сбыта, финансирования и технического обслуживания [1]. В условиях растущего рынка фармацевтической продукции врач, фармацевт, провизор или пациент оказывается перед различным выбором фармацевтических товаров, либо находится в полном отсутствии информации, либо не может до конца понять суть своей проблемы, и ему приходится осуществлять отбор оптимального варианта, часто основываясь на информации из электронных информационно-справочных средств [2].
Целью исследования явилось изучение потребительских предпочтений про-визоров-технологов при работе с автоматизированными системами управления (АСУ) и выявление характера потребностей в информационно-компьютерных технологиях.
Материалы и методы. Для выявления потребительских предпочтений про-визоров-технологов при работе АСУ и выявления потребностей в информационнокомпьютерных технологиях использован метод социологических исследований — анкетирование. Для проведения данного исследования была составлена авторская анкета. Респондентами выступили провизоры-технологи, работающие за первым столом; опрос проводился на базе КГМУ и аптек региона (Республика Татарстан).
Дизайн исследования включал в себя следующие этапы:
• составление анкеты с помощью профессиональных социологов;
• формирование группы респондентов;
• анкетирование респондентов;
• обработка анкет;
• выявление потребительских предпочтений;
• выявление потребностей в информационно-компьютерных технологиях
(ИКТ).
Л.Н. МИНАПОВ С.Н. ЕГОРОВА
Казанский государственный медицинский университет
e-mail: [email protected]
Обработка полученных результатов производилась с использованием стандартных возможностей MicrosoftOfficeExcel 2010.
Результаты и их обсуждение. В качестве основных признаков характеристики респондентов были использованы: пол, возраст, уровень образования, территориальная принадлежность, работа в сетевой или несетевой организации, должность. Большую часть респондентов составляли женщины (90% от общего числа респондентов). Среди проанкетированных потребителей превалировали люди от 20 до 25 лет — 62%. В аспекте территориальной принадлежности большая часть опрошенных принадлежала к г. Казань — 93%, к городам Татарстана и районным центрам — 7%. В опросе участвовали также руководители и владельцы аптечных организаций, их число составило 13%. Все опрошенные респонденты имели высшее образование. По общему стажу работы в аптечной организации распределение составило: до 2 лет — 75% опрошенных, от 2 до 8 лет —11% и более 8 лет —14% (рис. 1).
Результаты опроса показали, что 56% из опрошенных провизоров считают, что организация достигла среднего успеха, 8% — не очень успешной и 28% считают организацию успешной, процветающей, лидером на рынке (рис. 2).
ОТ2ХДО 8п
Рис. 1. Распределение респондентов по общему стажу работы в аптечной организации
Успешная, процветающая, лидер на рынке
Организация достигла среднего успеха
Рис. 2. Оценка конкурентоспособности аптеки на рынке фармацевтических услуг
При ответе на вопрос «Нравится ли Вам работать в данной аптечной организации?» по 7-балльной шкале оценок большинство респондентов — 36% — оценило работу в ней только на 5, 21% — на 6, 17% — на 4, 12% — на 7, 8% -на 3 (рис. 3).
Рис. 3. Нравится ли Вам работать в данной аптечной организации?
(1 — совершенно не нравится, 7 — очень нравится)
Важным фактором в развитии социально ориентированного аптечного бизнеса в конкурентной среде являются изменения, так или иначе направленные на повышение качества работы. Установлено, что в большинстве случаев — 69% — прогрессирующие изменения касаются информационно-компьютерного оснащения аптечных организаций, 31% — изменения форм выкладки, регулярного обучения, введения независимой оценки качества работы (тайный покупатель).
■ 5.1 изменены формы выкладки (из закрытого в открытую)
■ 5.2. установлены новые компьютерные программы
■ 5.3. проводится регулярное обучение
5.4. введена система скидок, бонусов
5.5. внедрена система независимой оценки качества работы (тайный покупатель)
■ 5.6. используется система информации о начичии лекарственных средств в аптекахданной сети
■ 5.7. аптека включена в единую информационно-справочную службу «003»
■ 5.8. закуплена и постоянно обновляется информационно-справочная система
5.9. создана возможность выхода в Интернет
Рис. 4. Изменения в работе аптеки за последние годы, так или иначе направленные на повышение качества работы
Выявилась положительная взаимосвязь использования компьютера в работе, предпочтения обращаться к электронному носителю при оказании фармацевтической помощи в аптеке на месте работы и предпочтения в целом электронного информационно-справочного носителя (рис. 5, 6, 7).
120 -100 -80 -60 -40 -
20 -
■
Используется ПК Не используется ПК
Рис. 5. Использование компьютера в работе
Рис. 6. Предпочтение носителя при фармацевтическом консультировании
Рис. 7. Предпочтительный информационно-справочный носитель
Одной из важных задач данного исследования являлось изучение знаний работников первого стола об автоматизированных системах управления. При выявлении знания характеристики АСУ выяснилось, что более половины респондентов (56%) не знают АСУ, с которой они работают (рис. 8.).
Рис. 8. Название АСУ
Следующей важной задачей было выявление необходимости использования стандартов при фармацевтическом консультировании и сопоставление возможности и желания работников первого стола при этом использовать информационнокомпьютерные технологии. Выявлено, что 77% опрошенных нуждаются в стандартах и только 23% не нуждаются (рис. 9), и при этом 62% респондентов используют для лучшего консультирования уже имеющиеся свойства АСУ, которые отчасти входят в стандарты фармацевтического консультирования (рис. 10). Показательно, что только 5% респондентов не обращаются к информационно-справочным носителям (рис. 11). Установленные предпочтения фармацевтических работников можно использовать фармацевтическими предприятиями, разработчиками АСУ, руководителями оптовой и розничной торговли при разработке, использовании, модернизации, поиске и выборе автоматизированных систем управления.
Рис. 9. Необходимость в стандартах фармацевтического консультирования
7-8. другое (что
использование 11менно)_____;о;
встроенного о
электронного справочника ю%
7.9. ничего из вышеперечислен ного
7.5. поиск информации о свойствах
аптечных___
товаров 13%
7 4 поиск товара в других аптеках 7
ннформацш! для
11"
личного
пользования
5°°
7. Какие операции Бы обычно совершаете на
ра£<}чШш,1Рован11е ШЮ|&"кода1Ф11 0артуске товара 23%
7.2. учет приходнорасходных операций 'онск 14% ^формации о наличии и ценах на аптечные товары 23%
Рис. 10. Операции, совершаемые на рабочем компьютере
13.5. 13.6. не 13.1 при каяком 13.2. при
практически не обращаюсь обращении каждом втором
Рис. 11. Частота обращения к информационно-справочным носителям при фармацевтическом консультировании
Выводы.
1. В подавляющем большинстве аптечных организаций региона используются информационно-компьютерные технологии.
2. 70% провизоров-технологов при фармацевтическом консультировании используют электронный носитель информации и только 30% — бумажный.
3. 83% провизоров-технологов предпочитают электронный носитель информации и только 17% — бумажный.
4. Более половины провизоров-технологов нуждаются в стандартах фармацевтического консультирования; 23% считают, что не нуждаются.
1. Кобринский, Б.А. Медицинская информатика : учебник для студ. вузов / Б.А. Кобрин-ский, Т.В. Зарубина. — М. : Академия, 2009. — 192 с.
2. Информационные технологии в управлении здравоохранением Российской Федерации : учебное пособие / В.Ф. Мартыненко, Г.М. Вялкова, В.А. Полесский и др. ; под ред. акад. РАМН А.И. Вялкова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 248 с.
INFORMATION AND COMPUTER SOFTWARE: THE STUDY OF CONSUMER PREFERENCES OF CHEMIST-TECHNOLOGISTS
L.N. MINAPOV S.N. EGOROVA
Kazan State Medical University e-mail: [email protected]
The research is devoted to the study of information and computer providing pharmacy organizations, consumer prefe- rences in the use of automated control systems of pharmaceutical professionals, with a view to identification of needs in information and computer security. There is a questionnaire, containing 29 questions, the respondents were 116 pharmaceutical workers of the first table, the interview was conducted on the basis of Kazan State Medical University and the pharmacies of the region. The established preferences of pharmaceutical workers can be used by pharmaceutical companies, developers of automated control sys- tems, the managers of wholesale and retail trade in the develop- ment, use, upgrade, search and selection of automated control systems.
Key words: automated control systems, information and computer software, consumer preferences, questionnaire.