Научная статья на тему 'Новые функции провизора на современном этапе развития фармации'

Новые функции провизора на современном этапе развития фармации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8959
1002
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВИЗОР (ФАРМАЦЕВТ) / ФУНКЦИИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / PHARMACIST / FUNCTIONS / PHARMACEUTICAL CARE / PHARMACEUTICAL COUNSELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эльяшевич Е. Г.

Целью работы являлось изучение функции провизоров аптек на современном этапе развития фармации. В настоящее время население посещает аптеку не только по причине заболеваний, но и с целью профилактики и поддержания здоровья. Изменяются роль, функции провизора и требования, предъявляемые к нему. От профессиональных знаний, коммуникативных навыков фармацевтического работника зависит не только товарооборот, но и здоровье пациента. Фармацевтическое консультирование и фармацевтическая помощь в целом являются решающими факторами в улучшении качества жизни населения. Провизоры выполняют ряд функций, связанных с исследованиями, разработкой, производством лекарственных средств, оценкой их качества, лицензированием фармацевтической деятельности, маркетинговыми исследованиями фармацевтического рынка, распределением лекарственных средств, хранением, реализацией, мониторингом и обучением. В разных странах мира провизоры (фармацевты) выполняют также функции, не связанные непосредственно с реализацией ЛС из аптек: оказание простейших медицинских услуг (измерение артериального давления, определение в крови глюкозы, холестерина, гемоглобина, вакцинация против гриппа и др.), выписывание рецептов, проведение косметических процедур, наблюдение за процессом лечения пациентов на дому и в стационаре. Реализация роли провизора осуществляется через изменение образовательных планов и программ подготовки специалистов путем усиления клинико-фармакологической направленности практической подготовки, компетентностного подхода, включения новых дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эльяшевич Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this research was to study the function of drugstores pharmacists at the present stage of the development of pharmacy. Nowadays, the population goes to drugstores not only because of diseases, but also for their prophylaxis and health maintenance. The roles, functions of a pharmacist as well as the requirements set to him or her are changing. Not only trade turnover, but also the health of a patient depend on the professional knowledge communication skills of a pharmacist. Pharmaceutical consulting and pharmaceutical care in general are the decisive factors in improving the life quality of the population. Pharmacists perform a number of functions connected with the researches, development and manufacturing of drugs, the assessment of their quality, licensing of the pharmaceutical activities, marketing researches of the pharmaceutical market, drugs distribution, storage, realization, monitoring and training. In different countries of the world, pharmacists also perform the functions not directly connected with the realization of drugs at the drugstores: they provide the simplest medical services (blood pressure measurement, determination of blood glucose, cholesterol, hemoglobin, influenza vaccination, and others), prescribe drugs, carry out cosmetic procedures, monitor the process of treating patients at home and in the hospital. The implementation of the role of a pharmacist is brought about through the changes of educational plans and curricila of specialists training by means of enhancing the clinical and pharmacological bias of the practical training, competence approach, incorporation of new disciplines.

Текст научной работы на тему «Новые функции провизора на современном этапе развития фармации»

ОБЗОР

© ЭЛЬЯШЕВИЧ Е.Г., 2015

НОВЫЕ ФУНКЦИИ ПРОВИЗОРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦИИ

ЭЛЬЯШЕВИЧ Е.Г.

Резюме.

Целью работы являлось изучение функции провизоров аптек на современном этапе развития фармации. В настоящее время население посещает аптеку не только по причине заболеваний, но и с целью профилактики и поддержания здоровья. Изменяются роль, функции провизора и требования, предъявляемые к нему. От профессиональных знаний, коммуникативных навыков фармацевтического работника зависит не только товарооборот, но и здоровье пациента. Фармацевтическое консультирование и фармацевтическая помощь в целом являются решающими факторами в улучшении качества жизни населения. Провизоры выполняют ряд функций, связанных с исследованиями, разработкой, производством лекарственных средств, оценкой их качества, лицензированием фармацевтической деятельности, маркетинговыми исследованиями фармацевтического рынка, распределением лекарственных средств, хранением, реализацией, мониторингом и обучением. В разных странах мира провизоры (фармацевты) выполняют также функции, не связанные непосредственно с реализацией ЛС из аптек: оказание простейших медицинских услуг (измерение артериального давления, определение в крови глюкозы, холестерина, гемоглобина, вакцинация против гриппа и др.), выписывание рецептов, проведение косметических процедур, наблюдение за процессом лечения пациентов на дому и в стационаре.

Реализация роли провизора осуществляется через изменение образовательных планов и программ подготовки специалистов путем усиления клинико-фармакологической направленности практической подготовки, компетентностного подхода, включения новых дисциплин.

Ключевые слова: провизор (фармацевт), функции, фармацевтическая помощь, фармацевтическое консультирование.

Abstract.

The purpose of this research was to study the function of drugstores pharmacists at the present stage of the development of pharmacy. Nowadays, the population goes to drugstores not only because of diseases, but also for their prophylaxis and health maintenance. The roles, functions of a pharmacist as well as the requirements set to him or her are changing. Not only trade turnover, but also the health of a patient depend on the professional knowledge communication skills of a pharmacist. Pharmaceutical consulting and pharmaceutical care in general are the decisive factors in improving the life quality of the population.

Pharmacists perform a number of functions connected with the researches, development and manufacturing of drugs, the assessment of their quality, licensing of the pharmaceutical activities, marketing researches of the pharmaceutical market, drugs distribution, storage, realization, monitoring and training.

In different countries of the world, pharmacists also perform the functions not directly connected with the realization of drugs at the drugstores: they provide the simplest medical services (blood pressure measurement, determination of blood glucose, cholesterol, hemoglobin, influenza vaccination, and others), prescribe drugs, carry out cosmetic procedures, monitor the process of treating patients at home and in the hospital.

The implementation of the role of a pharmacist is brought about through the changes of educational plans and curricila of specialists training by means of enhancing the clinical and pharmacological bias of the practical training, competence approach, incorporation of new disciplines.

Key words: pharmacist, functions, pharmaceutical care, pharmaceutical counseling.

Аптека является завершающим звеном на этапе доведения лекарственных средств (ЛС) до потребителя. От уровня обслуживания посетителей аптек зависит качество и доступность лекарственной помощи [1]. Поэтому

к профессиональной деятельности провизора предъявляются высокие требования [2].

В последнее время сократились производственные функции аптек, выросла доля готовых ЛС, расширился ассортимент безре-

цептурных ЛС. Сегодня население посещает аптеку не только по причине заболеваний, но и с целью их профилактики и поддержания здоровья. Изменяются и подходы к реализации ЛС из аптек [3, 4].

Цель настоящего исследования - изучить функции провизоров аптек на современном этапе развития фармации.

Информационно-консультационные услуги фармацевтических работников

Ранее деятельность фармацевтических работников была ориентирована на снабжение лекарственными средствами населения. В середине 70-х гг. XX века мировая медицинская и фармацевтическая общественность обратила внимание на участие фармацевта и его ответственность за результат лекарственной терапии пациентов [5].

Изменение роли и функций фармацевтических работников обсуждалось на нескольких совещаниях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). На одном из них, проходившем в 1993 г. в Японии, была сформулирована концепция фармацевтической помощи, в соответствии с которой главным в работе фармацевта является фокус на интересы пациента; через влияние на состояние его здоровья фармацевтический работник улучшает качество и эффективность системы здравоохранения в целом [5, 6].

В 1997 г. в Канаде на совещании «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ» приняты современные требования к специалисту - «фармацевт 7 звездочек» - работник системы здравоохранения, член команды; способен принимать ответственные решения; специалист по коммуникации, посредник между врачом и пациентом; готов к лидерству в интересах общества; руководитель, способный управлять ресурсами и информацией; готов учиться всю жизнь; наставник, участвующий в подготовке молодых провизоров (фармацевтов) [5, 6].

В последние десятилетия в деятельность аптек внедряются стандарты качественной (надлежащей) аптечной практики. Основоположником стандартизации деятельности аптек является Международная фармацевтическая федерация (International Pharmaceutical Federation - FIP), которая в начале 90-х гг. XX

века разработала руководство по надлежащей аптечной практике (Good Pharmacy Practice -GPP). Правила GPP базируются на концепции оказания лекарственной помощи, предоставляемой фармацевтическими работниками. В 1993 г. на заседании в Токио данное руководство было одобрено. На основании данного документа разрабатываются национальные стандарты GPP [1, 7]. В соответствии с GPP осуществление информационно-консультационных услуг является главным в деятельности работника первого стола [8].

От профессиональных знаний и коммуникативных навыков фармацевтического работника зависит не только товарооборот аптеки, в первую очередь в отношении безрецептурных ЛС, но и здоровье пациента. Работник первого стола, хорошо ориентирующийся в фармакологических и потребительских свойствах товаров аптечного ассортимента, способен помочь посетителю повысить эффективность и безопасность комплексных мероприятий по уходу за здоровьем [9, 10]. Фармацевтическое консультирование снижает количество побочных эффектов, уменьшает количество используемых ЛС и улучшает приверженность пациента терапии [5].

В современных условиях обеспечение конкурентоспособности является первоочередной задачей каждой аптечной организации. Фармацевтическое консультирование населения становится ее важным конкурентным преимуществом. Многие эксперты фармацевтического рынка отмечают, что профессиональное консультирование посетителей аптек по вопросам выбора ЛС является одним из наиболее значимых факторов финансового преуспевания аптек [1, 11-13].

Ранее обязанностью провизора-рецептара Республики Беларусь являлся отпуск ЛС в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, и не были прописаны информационно-консультационные услуги [14]. В настоящее время в примерной должностной инструкции провизора-рецептара прописано, что в его обязанности входит предоставление населению информации о медицинском применении ЛС [15]. В соответствии с Надлежащей аптечной практикой Республики Беларусь [16] фармацевтические работники осуществляют консультирование населения по вопросам применения ЛС, изделий медицинского назна-

чения и медицинской техники, товаров аптечного ассортимента.

Внедрение электронных очередей, которое осуществляется в аптеках РУП «БЕЛФАР-МАЦИЯ» с 2013 года, также способствует повышению качества информационно-консультационных услуг, так как обеспечивает их конфиденциальность [17].

Таким образом, в настоящее время главной целью, стоящей перед фармацевтической практикой, является предоставление фармацевтической помощи, сфокусированной на пациенте. Именно через ее оказание фармацевтические работники осуществляют значительный вклад в систему общественного здравоохранения. Оказание информационно-консультационных услуг при реализации ЛС является главной ролью работника первого стола [5, 9, 12, 18].

Функции фармацевтических работников, не связанные с реализацией ЛС

Роль провизора (фармацевта) в разных странах мира проявляется в различных формах [5, 19]. Провизор принимает участие в исследованиях, разработках, производстве ЛС (в Великобритании, Франции, Японии считают, что на фармацевтическом производстве количество специалистов с высшим фармацевтическим образованием должно составлять 90%, так как это повышает его эффективность [20]). Провизор осуществляет оценку качества ЛС, участвует в лицензировании фармацевтической деятельности, маркетинговом исследовании фармацевтического рынка, распределении ЛС, хранении, реализации, мониторинге, обучении, вносит важный вклад в постмаркетинговый контроль и фармаконадзор [5].

Фармацевты и провизоры выполняют и другие функции, не связанные с реализацией ЛС из аптек. В Японии аптека несет ответственность за гигиеническое состояние отведенного ей района. В каждой младшей и средней школе существует должность школьного фармацевта, который контролирует состояние школы и ее окрестностей, дает советы учащимся по применению ЛС и читает лекции по здоровому образу жизни [21]. В Швеции, Канаде фармацевты осуществляют визиты на дом к пациентам для наблюдения за процессом лечения [22]. В Великобритании

госпитальный фармацевт участвует в регулярных больничных обходах вместе с врачом, коррекции терапии, контроле за состоянием пациента в стационаре [23]. В аптеках Великобритании, США, Франции фармацевты имеют право выписывать рецепты на ЛС [22, 23]. В некоторых странах (Великобритания, Испания, Италия, Латвийская Республика, США, Эстония) фармацевтические работники оказывают в аптеках простейшие медицинские услуги: измерение артериального давления, определение в крови глюкозы, холестерина, гемоглобина [22, 24-26]. В Испании некоторые аптеки оказывают услуги по проведению анализа на ВИЧ/СПИД [24]. В отдельных аптеках Эстонии можно измерить уровень триглицерида (нейтрального жира) в организме, определить состав тела с помощью специального аппарата, провести диагностику кожи [27]. В аптеках США проводят вакцинацию против гриппа, косметические процедуры (удаление бородавок, акне), осуществляют консультации по диетическому питанию [25].

Образовательные программы подготовки фармацевтических специалистов

Выполнение разнообразных функций фармацевтическими работниками предусматривает определенный уровень их квалификации.

ВОЗ и Международной фармацевтической федерацией разработан проект стандарта «Надлежащая практика фармацевтического образования» (ОРЕР), в котором отмечается, что фармацевтические специалисты осуществляют свою деятельность в различных областях в ответ на динамическое развитие приоритетных направлений и нужд общественного здравоохранения на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Фармацевты являются экспертами назначения ЛС при лечении заболеваний и укреплении здоровья населения [28].

В связи с этим необходима реализация роли фармацевтического работника через регулирование и постоянное обновление программ обучения [23, 28].

В соответствии с запросами практической фармации меняются образовательные планы и программы подготовки специали-

стов. Усиливается клинико-фармакологи-ческая направленность фармацевтического образования, увеличивается практическая подготовка провизоров, внедряется компе-тентностный подход [2, 29, 30]. Изменение роли фармацевтического работника в мировой практике обусловлено также повышением информационной доступности, автоматизацией, внедрением новых форм работы аптек [1]. Поэтому акцент в подготовке провизоров ставится на развитие навыков поиска и использования информации, необходимой для удовлетворения лекарственных потребностей пациентов таким образом, чтобы реализуемые ЛС соответствовали показаниям, были максимально эффективны, безопасны для потребителей [2]. Современный провизор должен также обладать компьютерной грамотностью.

Для соответствующей подготовки провизоров в Республике Беларусь разработан новый типовой учебный план по специальности 1-79 01 08 «Фармация» с учетом достижений современной медицинской и фармацевтической науки и требований практики. Увеличена продолжительность преподавания клинической фармакологии и прохождения фармакологической практики. В учебный план включены дисциплины, усиливающие подготовку специалистов в области качества лекарственного обслуживания населения и промышленной фармации: «Фармацевтическая помощь», «Основы фармакоэкономики», «Фармакоэпидемиология», «Фармацевтическая разработка с основами биофармации», «Управление и экономика фармацевтического предприятия». Увеличено количество недель промышленно-организационной практики [29].

Через аптечные организации реализуются изделия медицинского назначения, медицинская техника, товары аптечного ассортимента, и их ассортимент постоянно расширяется. Поэтому в учебный план введена новая производственная практика - товароведческая [29].

Новый типовой учебный план по специальности 1-79 01 08 «Фармация» будет обеспечивать получение высшего фармацевтического образования, соответствующего международным требованиям и новой роли фармацевтического работника [29].

Заключение

В аптеках важная роль принадлежит оказанию информационно-консультационных услуг населению при реализации ЛС, что влияет на безопасность и эффективность их применения.

На современном этапе развития фармации провизоры выполняют ряд функций, связанных с исследованиями, разработкой, производством ЛС, оценкой их качества, лицензированием фармацевтической деятельности, маркетинговыми исследованиями фармацевтического рынка, распределением ЛС, хранением, реализацией, мониторингом и обучением.

В разных странах мира провизоры (фармацевты) выполняют также функции, не связанные непосредственно с реализацией ЛС из аптек: оказание простейших медицинских услуг (измерение артериального давления, определение в крови глюкозы, холестерина, гемоглобина, вакцинация против гриппа и др.), проведение косметических процедур, наблюдение за процессом лечения пациентов на дому, в стационаре.

Реализация роли провизора осуществляется через изменение образовательных планов и программ подготовки специалистов.

Литература

1. Тельнова, Е. А. О роли аптек в обеспечении доступности лекарственных средств в России и за рубежом [Электронный ресурс] / Е. А. Тельнова. - Режим доступа: Шр://шшш.то8рЬагша. о^/рге8еп1Ято_2009Ле1поуа^£ - Дата доступа: 20.10.2014.

2. Развитие фармацевтической практики: международные документы [Электронный ресурс] // Российская Фармацевтика : [сайт]. - Режим доступа: http://pharmapractice.ru/1830. - Дата доступа: 19.10.2014.

3. Усенко, В. А. Рынок безрецептурных лекарственных препаратов. Эволюция систем здравоохранения в мире и изменение позиции потребителя [Электронный ресурс] / В. А. Усенко // Провизор. - 1999. - Вып. 19. - Режим доступа: http://www.provisor.com.ua/archive/1999/N19/ phmarket.php. - Дата доступа: 20.10.2014.

4. Эльяшевич, Е. Г. К понятию слова «провизор» / Е. Г. Эльяшевич // Материалы VIII съезда фармацевтических работников Республики Беларусь. - Витебск, 2010. - С. 52-53.

5. Развитие фармацевтической практики: фокус на пациента. - Бишкек, 2008. - 112 с.

6. Мешковский, А. ВОЗ о роли фармацевта [Электронный ресурс] / А. Мешковский // Аптека. - 2002. - 15 апр. - Режим доступа: http:// pda.apteka.ua/article/12892. - Дата доступа: 21.10.2014.

7. Надлежащая аптечная практика (НАП) в общественных и больничных аптеках [Электронный ресурс] // Провизор. - 1999. - Вып. 18. - Режим доступа: http://www.provisor.com. ua/archive/1999/N18/nap.php. - Дата доступа: 22.10.2014.

8. Мешковский, А. П. Надлежащая фармацевтическая практика [Электронный ресурс] / А. П. Мешковский. - Режим доступа: www.pharmacy. kaznmu.kz/wp-content/uploads/2014/11/GPP.ppt.

- Дата доступа: 22.10.2014.

9. Кононова, С. В. Основные требования к информационной и консультационной работе [Электронный ресурс] / С. В. Кононова. - Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/85171/. -Дата доступа: 20.10.2014.

10. Мастер-класс для первостольника : практические рекомендации для работы с посетителями аптек : справочное руководство для аптечных работников / под ред. Е. А. Тельновой. - Москва : Ремедиум, 2010. - 396 с.

11. Райсян, М. Г. Исследование потребительской лояльности на фармацевтическом рынке [Электронный ресурс] / М. Г. Райсян, Е. А. Максимкина // Медицинская наука Армении.

- 2008. - № 2. - Режим доступа: http://www.med-practic.com/rus/174/article.html. - Дата доступа: 22.10.2014.

12. Рахимжанова, Г. М. Грамотное фармацевтическое консультирование рецепт успеха для аптеки [Электронный ресурс] / Г. М. Ра-химжанова // Казахстанский фармацевтический вестник. - 2010. - 15 марта. - Режим доступа: http://pharmnews.kz/news/gramotnoe_ farmacevticheskoe_konsultirovanie_recept_ uspekha_dlja_apteki/2010-03-15-1727. - Дата доступа: 23.10.2014.

13. Бочерикова, Е. Первостольник - мастер продаж в аптеке [Электронный ресурс] / Е. Бочерикова // Апте^.^ : [сайт]. - 2013. - 21 янв. - Режим доступа: http://www.apteka.ua/article/200171. -Дата доступа: 23.10.2014.

14. О разрядах оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках должностей служащих учреждений и организаций здравоохранения, культуры, образования, социальной защиты, науки и научного обслуживания, физической культуры и спорта и службы радиологического контроля : постановление

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 3 от 09.01.1998 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 8/1712.

15. Об утверждении выпуска 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих и об отмене некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их структурных элементов : постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 80 от 18.07.2012 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2012. - № 8/26310.

16. О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 120 и от 31 октября 2007 г. № 99 : постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 66 от 09.09.2014 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2014. - № 8/29188.

17. В столичных аптеках введена новая система электронной очереди для покупателей [Электронный ресурс] // MedPortal : [сайт]. - Режим доступа: http://medportal.org/news/v-aptekah-sistema-elektronnoj-ocheredi.html. - Дата доступа: 10.11.2014.

18. Шухов, В. С. Доказательства очевидности в самолечении: обезболивание [Электронный ресурс] / В. С. Шухов // Новости медицины и фармации. - 2007. - 11 июня. - Режим доступа: http://www.mif-ua.com/archive/article/2979. -Дата доступа: 20.10.2014.

19. Зорина, О. Возможности профессионального роста провизора: классические и новые решения [Электронный ресурс] / О. Зорина, Т. Шитова, Г. Харченко // Провизор. - 2009. - Вып. 22. - Режим доступа: http://www.provisor.com. ua/archive/2009/N22/prosp_229.php. - Дата доступа: 20.10.2014.

20. Бронникова, О. Стратегия развития фармацевтического образования в Украине [Электронный ресурс] / О. Бронникова // Провизор. - 2006. - Вып. 1. - Режим доступа: http://www. provisor.com.ua/archive/2006/N1/art_09.php. Дата доступа: 20.10.2014.

21. Фармация и медицина Японии [Электронный ресурс] // Medi.Az : [сайт]. - Режим доступа: http://medi.az/index.php?option=com_content& task=view&id=254&Itemid=1. - Дата доступа: 16.10.2014.

22. Вольская, Е. А. Маркетинговое значение аптечного сервиса [Электронный ресурс] / Е. А. Вольская // Московские аптеки. - 2008. -

№ 10. - Режим доступа: http://mosapteki.ru/ materia1?oid=1004. - Дата доступа: 20.10.2014.

23. Согоконь, Л. Фармацевтическое образование в Великобритании [Электронный ресурс] / Л. Согоконь, С. Согоконь // Провизор. - 2003. - Вып. 6. - Режим доступа: http://www.provisor.com. ua/archive/2003/N6/art_37.php. - Дата доступа: 10.11.2014.

24. Жукова, О. Аптеки родины аптек [Электронный ресурс] / О Жукова // Фармацевтический вестник. - 2014. - 18 нояб. - Режим доступа: http://www.pharmvestnik.ru/pub1s/aptekar/ obrazovanie-i-karjera/apteki-rodiny-aptek.htm1.

- Дата доступа: 20.11.2014.

25. Аптечные сети США: страховка, шопинг, автоматизация [Электронный ресурс] // Ремедиум : [сайт]. - Режим доступа: http://www.remedium. ru/section/pharmwork/detai1.php?ID=42778. Дата доступа: 20.10.2014.

26. Жукова, О. Аптеки страны спагетти и пиццы [Электронный ресурс] / О. Жукова // Аптекарь.

- 2012. - № 10. - Режим доступа: http://www. aptekarjourna1.ru/archive/2012/151/5248.htm1. Дата доступа: 20.11.2014.

27. Какие тесты можно сделать прямо в аптеке

и сколько это стоит [Электронный ресурс] // МКЭстония : [сайт]. - 2014. - Режим доступа: http://www.mke.ee/zdorovje/kakie-testy-mozhno-sde1at-pryamo-v-apteke-i-sko1ko-eto-stoit. - Дата доступа: 16.10.2014.

28. Солонинина, А. В. Проблема подтверждения профессиональной компетентности [Электронный ресурс] / А. В. Солонинина, Н. Ф. Арефи-на, Л. И. Смирнова // Медицинский портал : [сайт]. - Режим доступа: http://rudoctor.net/ medicine/bz-aw/med-tmnyg.htm. - Дата доступа: 21.10.2014.

29. Дейкало, В. П. О разработке нового типового учебного плана по специальности 1-79 01 08 «Фармация» в Беларуси / В. П. Дейкало, Н. Ю. Коневалова, В. В. Кугач // Рецепт. - 2014. - № 2. - С. 21-31.

30. Джупарова, И. А. Преподавание фармакологии студентам, обучающимся по специальности «фармация» [Электронный ресурс] / И. А. Джупарова, Ю. А. Вставская, О. Ф. Веселова // Медицина и образование в Сибири. - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://ngmu.ru/cozo/ mos/artic1e/pdf.php?id=1449. - Дата доступа: 22.10.2014.

Поступила 30.12.2014 г. Принята в печать 06.02.2015 г.

Сведения об авторах:

Эльяшевич Елена Георгиевна - д.ф.н., профессор.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 220098, г. Минск, ул.Слободская, д.19, кв.203. Тел.: +375 (17) 274-54-65 - Эльяшевич Елена Георгиевна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.