Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / FORMATION PROCESS / PROFESSIONAL INTEREST / PROFESSIONAL ACTIVITY / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Наталья Геннадьевна, Воробьева Оксана Игоревна

Представленный в статье материал - это теоретический и практический анализ процесса формирования профессионального интереса у студентов, обучающихся высшем учебном заведении. В настоящем исследовании была предпринята попытка выявить степень проявления склонности к профессиональной деятельности у студентов и выяснить ее влияние на формирование профессионального интереса в период обучения студентов в вузе. Рассмотрено профессиональное образование на современном этапе. В статье констатируется авторами о том, что формированию устойчивого профессионального интереса в процессе обучения студентов в большой мере способствует высокая степень выраженности склонности к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баринова Наталья Геннадьевна, Воробьева Оксана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL INTEREST AMONG STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING AT THE UNIVERSITY

The material presented in the article is a theoretical and practical analysis of the process of formation of professional interest among students studying at a higher educational institution. In this study, an attempt was made to identify the degree of manifestation of aptitude for professional activity in students and to find out its influence on the formation of professional interest during the period of students ' studies at the University. Professional education at the present stage is considered. In the article, the authors state that the formation of a stable professional interest in the process of training students is greatly facilitated by a high degree of expression of aptitude for professional activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Таблица 2

Трудности в дистанционном обучении, %

Вопросы школьники студенты учителя

Отсутствие общения с одногрупниками 90 65 95

Отсутствие помощи преподавателя, учителя 100 100 100

Нехватка времени в связи с домашними делами 85 50 65

Не всегда могу заставить себя сесть заниматься 75 65 60

Проблемы с интернет соединением 85 35 55

Выводы. Дистанционное обучение эффективно в том смысле, что оно может быть использовано для решения таких проблем, как ознакомить преподавателей и учителей из разных регионов с опытом и разработками ведущих мировых специалистов в области использования новых технологии в образовании. Такая организация образовательного процесса в школах требует от учителей прохождения курсов повышения квалификации по использованию современных образовательных технологий для расширения степени его использования и внедрения в учебный процесс.

Считаем, что теоретическое осмысление организации удаленного обучения в школах РС(Я) позволило решить задачи, которые необходимы для выявления специфики цифрового образования, в определении сущности цифровой зависимости обучающихся в образовательной деятельности и в практике.

Литература:

1. Барахсанова Е.А. Научно-методическое сопровождение подготовки магистров в условиях сетевого обучения // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T26. С. 106-110.

2. Бешенков С.А. Образовательные риски современного информационного социума и информационно-когнитивные технологии [Текст] / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова, Э.В. Миндзаева // Информатика и образование. 2015. № 8 (267). С. 19-21 [Электронный ресурс]. - URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=25030469 (дата обращения: 08.09.2016).

3. Власова Е.З. Корпоративное обучение педагогов технологиям электронного обучения. // Современное образование: традиции и инновации. - 2018. - №1. - С. 44-49.

4. Жиркова З.С. Циркумполярное образовательное пространство региона: монография / З.С. Жиркова; ФГАОУ ВПО «СВФУ им. М. К. Аммосова». - СПб: «Реноме», 2018. - 144 с.

5. Роберт И.В. Информационно-образовательное пространство [Текст] / И.В. Роберт, И.Ш. Мухаметзянов, В.А. Касторнова В.А. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. - 92 с.

6. Лапчик М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учебное пособие / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 182 с.

7. Слободчикова А.А., Барахсанова Е.А., Данилова А.И. Научно-методические основы разработки электронных учебных средств: монография / Слободчикова А.А., Барахсанова Е.А., Данилова А.И.; М-во образования Московской обл., ГОУ ВПО Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2007.

8. Сорочинский М.А. Анализ готовности преподавателей к работе в электронной образовательной среде вуза / М.А. Сорочинский // Общество: социология, психология, педагогика. - №8. - 2018. (0,25 п.л).

9. Сивцева Т.В. История становления российского дистанционного образования // В сборнике: Наука XXI века: проблемы, поиски, решения. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сопредседатели программного комитета.

10. Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения // Преподаватель XXI век. - 2012. - N 3. С. 27-32.

11. Barakhsanova E.A., Golikov A.I., Sorochinsky M., Lukina T., Ilina E., Nikitina E.V. Implementation of the master program"corporate e-learning" in the online interaction of russian universities // Espacios. 2018. Т. 39. № 20. Pp. 36.

12. Vlasova E.Z., Avksentieva E.Y., Goncharova S.V., Aksyutin P.A. Artificial intelligence - The space for the new possibilities to train teachers. Espacios, 2019. Т. 40. № 9. Pp. 17.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Баринова Наталья Геннадьевна

Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул); старший преподаватель Воробьева Оксана Игоревна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический и практический анализ процесса формирования профессионального интереса у студентов, обучающихся высшем учебном заведении. В настоящем исследовании была предпринята попытка выявить степень проявления склонности к профессиональной деятельности у студентов и выяснить ее влияние на формирование профессионального интереса в период обучения студентов в вузе. Рассмотрено профессиональное образование на современном этапе. В статье констатируется авторами о том, что формированию устойчивого профессионального интереса

в процессе обучения студентов в большой мере способствует высокая степень выраженности склонности к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: процесс формирования, профессиональный интерес, профессиональная деятельность, непрерывное профессиональное образование, профессиональная рефлексия.

Annotation. The material presented in the article is a theoretical and practical analysis of the process of formation of professional interest among students studying at a higher educational institution. In this study, an attempt was made to identify the degree of manifestation of aptitude for professional activity in students and to find out its influence on the formation of professional interest during the period of students ' studies at the University. Professional education at the present stage is considered. In the article, the authors state that the formation of a stable professional interest in the process of training students is greatly facilitated by a high degree of expression of aptitude for professional activity.

Keywords: formation process, professional interest, professional activity, continuing professional education, professional reflection.

Введение. Современное общество Российской Федерации предъявляет повышенные требования к специалистам всех отраслей народного хозяйства. Они должны сочетать в себе высокую профессиональную подготовку, идейно-политическую зрелость, навыки организаторской, управленческой деятельности. Особое значение при этом придается их способности быть организаторами профессиональной деятельности коллективов трудящихся. Обусловлено это тем, что возрастание и значения профессиональной деятельности, социальной активности широких масс населения составляет одну из закономерностей развития современного общества. С особой силой она проявляется на современном этапе развития нашего общества, когда успешное решение намеченных задач связывают с повышением роли человеческого фактора. Современное общество не может успешно функционировать, не находя новых путей развития творческой деятельности масс во всех сферах общественной жизни.

Будущие специалиста работая непосредственно с людьми, организуя деятельность населения и управляя ею, они не могут не заниматься профессиональной и творческой деятельностью. Но чтобы на должном уровне вести такую работу, специалист должен быть хорошо подготовлен к ней.

Новый этап развития социально-экономических отношений характеризуется непрерывной сменой технологий, профессий и специальностей, усложнением профессиональной деятельности. Существовавшая много лет система профессионального образования не отвечает требованиям времени. В настоящий момент формируется новая система подготовки кадров.

На современном этапе развития общества коренным образом изменяются требования к профессиональному образованию личности. Образовательный процесс приобретает непрерывный характер, о чем свидетельствует следующее:

- признание возрастающей роли человека в процессе производства, требующем восприимчивости к инновациям;

- переход к информационному этапу в развитии общества, предполагающий постоянное накопление и обновление знаний работников;

- увеличение стоимости подготовки специалистов, что делает более рациональным переподготовку работников по сравнению с наймом нового персонала [3].

Идея непрерывного образования принята в мировом сообществе в качестве стратегической и лежит в основе образовательной политики цивилизованных стран. Суть концепции непрерывного образования состоит в постоянной адаптации, периодическом повышении квалификации и переподготовке рабочей силы в течение всей жизни, как в рамках формальной, так и неформальной системы образования на основе качественной базовой, начальной подготовки [2].

Принцип непрерывности профессионального обучения должен обеспечиваться поэтапностью и преемственностью прохождения каждым работником отдельных ступеней образования (от низших, начальных, к высшим) на основе последовательного усвоения знаний, умений, навыков.

Идея непрерывного образования существенно изменяет сложившееся понимание целей и задач, стоящей перед системой образования. Целью должно стать развитие способностей осваивать разнообразные и все более сложные виды деятельности, что позволяет без ущерба для производства и человека преобразовать профессию и специальность. Образование должно дать не только профессиональную подготовку, а умение учиться и совершенствоваться, осваивать все более сложные виды деятельности.

Система непрерывного образования должна охватывать все уровни, виды и формы обучения и иметь самостоятельные подсистемы, способные дать базовые знания и затем отслеживать, упреждать и прогнозировать социальное и экономическое развитие общества и обеспечивать постоянно соответствие образовательного, культурного и профессионального уровня личности потребностям ускорения социально-экономического развития на основе научно-технического прогресса [1].

Непрерывное образование включает в себя: общее образование; базовую профессиональную подготовку, специализированную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; адаптацию; подготовку к должностному росту.

Изложение основного материала статьи. Исследования профессионального интереса личности является значимым не только в контексте разработки социально-педагогических условий процесса социализации, но и в контексте проблем самоопределения и самоактуализации индивида, генезиса его мотивационно-потребностной сферы, психологии способностей, мотивационной готовности, профессиональной компетенции, образа мира профессионала.

Процесс формирования профессионального интереса у студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, является многоплановым, разноаспектным и сложным процессом, если рассматривать его с точки зрения объективного и субъективного содержания [6].

На наш взгляд, важными аспектами формирования профессионального интереса у студентов в процессе обучения в вузе выступают два:

1. Целенаправленная коррекция мотивационно-смысловой стороны отношения к профессии, то есть формирование профессиональной направленности, мотивов содержательного типа, становление устойчивого мировоззрения, ценностных ориентаций, потребностей, склонностей и интересов.

2. Овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, формирование профессионально-творческого мастерства, эмоциональной уверенности в себе, своих деятельностностных возможностей.

Таким образом, под формированием профессионального интереса у студентов в процессе обучения в вузе мы понимаем процесс продвижения будущего специалиста к профессионализму в его творческой деятельности, мотивированное стремление к позитивной динамике профессионального и личностного роста, развитие в себе признаков и качеств профессионала, необходимых для осуществления конкретной творческой деятельности на уровне высоких образцов и стандартов.

Учитывая все многообразие и большой объем исследований профессионализма будущего специалиста, можно утверждать, что такой важный момент, как рефлексия специалистом собственной профессионально-творческой деятельности и себя в ней как субъекта, недостаточно изучен. В исследованиях преобладал взгляд на рефлексию как на гносеологическую категорию [5].

А между тем рефлексия является одним из важных психологических механизмов обеспечения профессиональной деятельности. Анализируя литературу по данной теме, можно сказать, что рефлексия -качество, бесспорно, необходимое профессионалу, так как она обеспечивает процесс его развития и саморазвития, обеспечивает творческий подход к профессиональной деятельности, позволяет наиболее полно реализовывать свои способности [4].

В то же время сущность рефлексии, особенности становления рефлексии студентов, обучающихся в высших учебных заведениях и условия, способствующие его становлению, недостаточно освещены в педагогической психологии.

Умение рефлектировать, оценивать свои способности, качество своих профессиональных знаний, успешность в своей профессиональной деятельности - необычайно важны для будущего специалиста.

Профессиональная рефлексия будущего специалиста, является не только средством, но и условием его профессионального саморазвития, она способствует повышению уровня его готовности к профессиональному саморазвитию, толкает на путь самосовершенствования. Студент в процессе овладения профессией должен не только приобретать необходимые знания, умения, навыки, но и учиться оценивать объем, качество усвоенных знаний, учиться намечать самостоятельно перспективы дальнейшего профессионального и личностного роста. Недопустимо, чтобы из стен вуза выходил специалист, который считает, что познал все в своей будущей профессии, что нет ничего такого в нюансах его специальности, что могло бы его удивить. Это должен быть выпускник, уверенный в качестве своих знаний, но понимающий, что много еще есть тонкостей в будущей профессии, которые ему только предстоит освоить. Этот выпускник должен обладать развитой способностью к рефлексии, чтобы намечать пути дальнейшего самосовершенствования в избранной профессии. Он должен приобрести это умение в процессе обучения в вузе, в ходе приобретения знаний, умений и навыков, необходимых профессиональному специалисту.

В настоящем исследовании была предпринята попытка выявить степень проявления склонности к профессиональной деятельности у студентов и выяснить ее влияние на формирование профессионального интереса в период обучения студентов в вузе. Всего было обследовано 630 студентов 1-4-го курсов.

С высокой степенью выраженности склонности к профессиональной деятельности на 1-м курсе было выявлено 62%, на 2-м - 58%, на 3-м - 56%, на 4-м - 62% студентов, со средней степенью на 1-м курсе наблюдалось 28%, на 2-м - 30%, на 3-м - 27%, на 4-м - 32%, с низкой степенью на 1-м курсе 10%, на 2-м - 12%, на 3-м - 17%, на 4-м - 6%.

Итак, можно предположить, что традиционная система обучения в высшем учебном заведении не способствует развитию у студентов склонности к профессиональной деятельности. Это подтверждают и результаты повторного опроса 46 студентов, проведенного через год: у 44 из них уровень развития склонности не изменился. Данное обстоятельство подтверждает необходимость выявления склонности к профессиональной деятельности у абитуриентов высших учебных заведений и ее учета при приеме, на что указано в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Рассматривая значение склонности к профессиональной деятельности в формировании профессионального интереса у студентов в процессе обучения в вузе, нужно отметить следующее: в группе с высокой степенью выраженности склонности значительное число обследованных имеют устойчивый профессиональный интерес, причем заметно их увеличение в период учебы с 29% на 1-м курсе до 43% на 4-м. Лиц с недостаточно устойчивым профессиональным интересом в этой группе значительно меньше: от 18% на 1-м курсе до 11% к 4-му.

Наличие студентов с недостаточно устойчивым профессиональным интересом, имеющих высокую степень выраженности склонности, свидетельствует о недостаточном влиянии учебно-воспитательного процесса вуза на формирование у них профессионального интереса. В группе со средней степенью выраженности склонности к профессиональной деятельности примерно одинаковое число студентов с устойчивым и недостаточно устойчивым профессиональным интересом, оно колеблется в пределах от 13 до 18% в зависимости от курса. Среди студентов, имеющих низкую степень выраженности склонности к профессиональной деятельности, всего 2% с устойчивым профессиональным интересом, несколько больше -с неустойчивым (до 5%) и до 9% - с недостаточно устойчивым.

В ходе исследования была разработана и экспериментально проверена учебная программа формирования у студентов знаний и умений в области профессиональной деятельности. Результаты педагогического эксперимента дают основание для заключения, что наиболее эффективен учебный план подготовки специалистов к профессиональной деятельности, предусматривающий изучение на 1-м курсе организации и методики проведения агитационно-пропагандистской работы, на 2-м — общественно-организаторской работы в органах самоуправления и в общественных организациях. На 3-м курсе необходимо осуществлять обучение студентов профессионально-творческой работе с использованием средств массовой информации и пропаганды. На 4-м курсе предусматриваются освоение ими организации различных видов самодеятельности (научной, технической, художественной), а также ознакомление с более широкой массовой, агитационно-пропагандистской и организаторской работой общественных организаций и государственных органов.

Основной упор при этом необходимо сделать на обучение методике проведения творческой работы. С этой целью наряду с лекциями по теоретическим вопросам методики профессионально-творческой деятельности проводить практические занятия, широко используя на них метод деловых игр. Навыки по такой работе студенты могут получать путем обязательной для всех практической работы по линии

профессионально-творческой практики, работая на выборных должностях студенческих общественных организаций, в самоуправлении и самодеятельности, выполняя общественные поручения.

Все это, как показывает опыт, дает возможность подготовить специалиста к его будущей профессиональной деятельности, сформировать у него необходимые для этого знания, умения и навыки, подготовить настоящего профессионала в своем деле.

Выводы. Таким образом, формированию устойчивого профессионального интереса в процессе обучения студентов в большой мере способствует высокая степень выраженности склонности к профессиональной деятельности. Даже средняя ее степень не обеспечивает в должной мере формирования профессионального интереса у студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002. - 320 с.

2. Попова Н.В. Формирование авторитета преподавателя как задача профессиональной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2019. - № 3. - С. 30-36.

3. Попова Н.В., Баринова Н.Г. Теоретические и практические вопросы развития образовательного пространства высшего учебного заведения в контексте компетентностно-ориентированного обучения // В сборнике: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики" сборник материалов. Алтайский государственный университет. - 2018. - С. 628-636.

4. Попова Н.В., Грабиненко Е.В., Воронцов П.Г. Практический аспект использования технологии оценки уровня развития профессиональной компетенции бакалавров в процессе учебной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 258-262.

5. Тюлина О.А., Семенов А.В. Организация методической работы в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 5 (78). - С. 173-176.

6. Тюлина О.А., Кривых С.В. Методическое сопровождение деятельности преподавателей вуза в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования: монография. - Санкт-Петербург: Экспресс- 2013. - 210 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Батчаева Павлина Абу-Юсуфовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗУЧАЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАМ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье рассматриваются электронные образовательные ресурсы в качестве средства по формированию сознательного отношения к изучаемым дисциплинам. Веб-технологии, которые осваиваются современными студентами, способствуют созданию более благоприятных условий для самореализации и творчества, обеспечивают их значительным объемом образовательных ресурсов.

Ключевые слова: формирование сознательного отношения, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), виды ЭОР, признаки классификации ЭОР.

Annotation. The article considers electronic educational resources as a means of forming a conscious attitude to the studied disciplines. Web technologies, which are mastered by modern students, help to create more favorable conditions for self-realization and creativity, as well as provide them with a significant amount of educational resources.

Keywords: formation of a conscious attitude, e-learning resources (EOR), types of EOR, characteristics, classification of EOR.

Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования указано, что «при реализации программы бакалавриата Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» и далее указывается: «В случае реализации программы бакалавриата с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организации должна дополнительно обеспечивать: ... взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет». Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих» [7].

Изложение основного материала статьи. В настоящее время, в связи с ситуацией пандемии, термин "электронный образовательный ресурс" слышал каждый, так как Министерством просвещения были приняты меры по переходу на дистанционное обучение с использованием электронных сервисов - образовательных порталов, в том числе и электронных образовательных ресурсов.

Электронные образовательные ресурсы оказали воздействие на создание единого образовательного пространства, которое в свою очередь было основано на использовании технологии дистанционного обучения и на единстве ключевых подходов к образованию. В современном мире используется смешанное обучение, производится комбинирование различных образовательных технологий, их оптимальное сочетание. Все они в конечном счете способствуют активизации учебного процесса и развитию личности обучающихся в целомЭлектронные образовательные ресурсы оказали воздействие на создание единого образовательного пространства, которое в свою очередь было основано на использовании технологии дистанционного обучения и на единстве ключевых подходов к образованию. В современном мире используется смешанное обучение, производится комбинирование различных образовательных технологий, их оптимальное сочетание. Все они в конечном счете способствуют активизации учебного процесса и развитию личности обучающихся в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.