Научная статья на тему 'Педагогический потенциал внеучебной деятельности в развитии профессионального интереса студентов средних профессиональных учебных заведений'

Педагогический потенциал внеучебной деятельности в развитии профессионального интереса студентов средних профессиональных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИНТЕРЕС К ПРОФЕССИИ / СТУДЕНТЫ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / PROFESSIONAL INTEREST / INTEREST IN THE PROFESSION / STUDENTS / EXTRACURRICULAR ACTIVETIES / SECONDARY VOCATIONAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рущишина Асият Адамовна

В статье обоснована актуальность развития профессионального интереса студентов средних профессиональных учебных заведений. Проанализированы структурные компоненты профессионального интереса. Рассмотрена роль внеучебной деятельности в развитии профессионального интереса студентов. Уточнено определение понятия «внеучебная деятельность» в аспекте развития профессионального интереса студентов средних профессиональных учебных заведений. Выявлены приоритетные направления внеучебной работы по стимулированию профессионального интереса студентов в соответствии с курсом обучения. Раскрыты этапы формирования профессионального интереса студентов среднего профессионального учебного заведения в процессе внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рущишина Асият Адамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал внеучебной деятельности в развитии профессионального интереса студентов средних профессиональных учебных заведений»

невои структуры и содержания начального образования: материалы Всеукраинской научно-практической конференции (Полтава, 23-25 апреля 2001 г.). - Полтава: ПГПУ, 2001. - С. 8-10.

(г^Щ)

А. А. Рущишина

УДК 377.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

овременный этап развития экономики России характеризуется острой потребностью в специалистах среднего звена, поэтому вопросы качества профессиональной подготовки выпускников и их профессиональной реализации приобретают особую актуальность. Невзирая на кадровый дефицит, выпускники средних профессиональных учебных заведений не стремятся к трудоустройству по освоенной профессии, находя этому различные объяснения. Мы считаем, что истинная причина отказа связана с недостаточно развитым профессиональным интересом [8, с. 164], так как высокоразвитый устойчивый профессиональный интерес характеризуется потребностью в трудовой реализации по освоенной профессии, стремлением в непрерывном усо-

вершенствовании своих навыков, повышении квалификации и др. Такая характеристика делает профессиональный интерес одним из важнейших показателей качества подготовки специалистов, что активизирует исследования в этой области (А. M. Айламазьян, Г. Х. Ай-сина, Г. Д. Бабушкин, Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий, Н. В. Гросс, Н. В. Комусова, В. Н. Круг-ликов, А. К. Маркова, Н. И. Мешков, А. Б. Орлов, М. И. Парвин, Н. Г. Печенюк, Н. Ф. Талызина, В. П. Фатеев, Д. Эрдэнэчулун и др.).

Острая потребность в квалифицированных специалистах среднего звена обуславливает поиск новых путей повышения эффективности среднего профессионального образования в России. Профессиональный интерес является важным условием успешного обучения и трудовой реализации по освоенной профессии. Мы считаем, что внеучебная деятельность - колоссальный педагогический потенциал для формирования профессионального интереса студентов средних профессиональных учебных заведений, что предполагает изучение возможностей внеучебной деятельности в процессе формирования профессионального интереса.

Анализ многочисленных публикаций по проблеме формирования профессионального интереса показывает, что на сегодняшний день в науке отсутствует однозначное определение понятия. Так, Т. Л. Бухарина рассматривает профессиональный интерес как избирательную активность личности касательно предполагаемой профессии [2, с. 164]. В. Ф. Афанасьев определяет профессиональный интерес как избирательное, эмоциональное, познавательное отношение, которое направлено на определенную деятельность, на ее практическое овладение [1, с. 164]. В. В. Кревневич характеризует профессиональный интерес как направленность личности на успешное овладение выбранной профессией, в результате осознания ее общественной и личной значимости и эмоциональной привлекательности [5, с. 164]. И. Н. Вакулова дает такое определение: «Профессиональный интерес - это избирательное, активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься» [3, с. 24]. Анализируя приведен-

ные определения, можно сделать вывод, что наличие профессионального интереса является ключевым условием успешной профессиональной подготовки и дальнейшей самореализации выпускников, что объясняет потребность в поиске новых способов и условий развития профессионального интереса.

Определение способов развития того или иного качества личности предполагает понимание его структуры и происхождения. Много-компонентность профессионального интереса не вызывает сомнений ученых, но относительно состава мнения разнятся. Опираясь на мнение А. В. Мордовской, мы выделяем следующие структурные компоненты профессионального интереса: эмоционально-ценностный, мотивационно-волевой, познаватель-но-ориентационный и потребностно-деятель-ностный. Эмоционально-ценностный компонент проявляется в положительных эмоциях и чувствах, направленных на выбранную профессию, что стимулирует студента к овладению профессиональной деятельностью. В процессе развития профессионального интереса эмоционально-ценностный компонент проявляется одним из первых и обуславливает выбор профессии и учебного заведения. Позна-вательно-ориентационный компонент проявляется в активной деятельности студентов, которая направлена на непрерывное получение новых знаний и профессиональных навыков, способствующих овладению выбранной профессией. Степень развитости мотива-ционно-волевого компонента влияет на возможности профессионального саморазвития индивида, что обусловлено способностью студентов справляться с трудностями в процессе обучения и дальнейшей профессиональной реализацией. Потребностно-деятельностный компонент отражает стремление молодого человека к трудовой самореализации по освоенной профессии.

Представленные компоненты могут развиваться неравномерно и с различной интенсивностью. Так, эмоционально-ценностный компонент является очень сильным на начальном этапе развития профессионального интереса (в процессе выбора профессии и на начальном этапе обучения), а на заключительных этапах лидирующими являются потреб-

ностно-деятельностный и мотивационно-во-левой. Вне зависимости от степени развития отдельных компонентов только наличие всех четырех будет свидетельствовать о развитии профессионального интереса. Таким образом, сложный состав профессионального интереса предполагает постепенное развитие каждого компонента, которое требует организации целенаправленной, систематической работы со студентами.

Мы видим перспективы развития профессионального интереса в процессе вне-учебной деятельности, так как она направленна на творческое и профессиональное самоопределение студентов. С древних времен, занимаясь вопросами воспитания человека, педагоги рассматривали место и возможности внеучебной деятельности (Аристотель, Н. Ф. Бунаков, С. И. Гессен, Д. Дьюи, П. Ф. Кап-терев, Я.-А. Коменский, Д. Локк, А. С. Макаренко, Л. Н. Модзалевский, В. Я. Пилипов-ский, Ф. Рабле, Ж.-Ж. Руссо, В. Я. Стоюнин, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий и др.). По мнению ученых, внеучебная деятельность имеет ряд преимуществ, в частности, она осуществляется в свободное время, не имеет строгого регламента и проходит в атмосфере сотрудничества между участниками образовательного процесса, что дает ей широкий потенциал для решения различных воспитательных задач.

Возможности внеучебной деятельности сегодня являются предметом многих исследований (А. Г. Адамова, Е. В. Андреева, И. Н. Бри-гинец, И. А. Винтин, Р. В. Дружинина, Е. В. Козлова, Т. Л. Иванайская, Н. М. Стасенко и др.). Посредством внеучебной деятельности ученые формируют различные качества личности (нравственные, эстетические, художественные, творческие, профессиональные и др.), что является свидетельством ее широкого воспитательного потенциала. Мы считаем, что благодаря широким возможностям вне-учебной деятельности она может стать фактором развития профессионального интереса студентов техникума. Анализ теоретических исследований и практического опыта педагогов, изучающих возможности внеучебной деятельности в средних профессиональных учебных заведениях, показал, что ее возможности

относительно развития профессионального интереса изучены недостаточно.

Внеучебная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса любого учебного заведения, и в зависимости от уровня образовательного учреждения, имеет свою специфику. В среднем профессиональном учебном заведении внеучебная работа осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», регламентируется уставом учебного заведения, положением о воспитательной работе, положением о работе классного руководителя группы, решениями педагогического совета о воспитательной работе, приказами и распоряжениями директора учебного заведения. Внеучебная деятельность реализуется всеми участниками учебного процесса под руководством заместителя директора по воспитательной работе. Являясь составной частью всего образовательного процесса в техникуме, вне-учебная деятельность функционирует на трех уровнях: учебного заведения, специальности и учебной группы. Уровень учебного заведения позволяет сплотить студенческий коллектив через осознание причастности каждого к жизнедеятельности всего учебного заведения. Внеучебная деятельность, направленная на специальность, вовлекает студентов в профессионально направленные мероприятия, развивающие профессионально важные компетенции. Работа с учебной группой позволяет сплотить коллектив, помогая студентам в решении возникающих проблем. Деятельность каждого уровня осуществляется в тесной связи и предполагает охват всех направлений внеучебной работы, что делает возможным осуществление всех ее функций.

Специфика внеучебной деятельности объясняет ее многофункциональность. Так, эффективно спланированная внеучебная деятельность в среднем профессиональном учебном заведении способна выполнять различные функции: образовательную, воспитательную, креативную, компенсационную, рекреационную, контролирующую, интеграционную и профориентационную. Данные функции реализуются в следующих направлениях внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительном, общеинтеллектуальном, общекуль-

турном, духовно-нравственном, социальном, профессиональном, среди которых для среднего профессионального учебного заведения приоритетным является профессиональное, так как через него напрямую осуществляется развитие профессионального интереса к осваиваемой профессии.

Для исследования возможностей вне-учебной деятельности относительно развития профессионального интереса необходимо исследовать сам феномен внеучебной деятельности и его роль в среднем профессиональном образовании. Несмотря на наличие многочисленных исследований, затрагивающих область внеучебной деятельности (Е. В. Андреева, И. Н. Бригинец, Т. Л. Иванайская, Н. М. Ста-сенко и др.), в современной педагогике это понятие не имеет однозначного определения. Так, И. Д. Демакова характеризует внеучеб-ную деятельность как «систему условий развития личности, открывающую перед ней возможность самоисследования и самокоррекции и социально-психологических и профессиональных ресурсов. Это деятельность, в которой стимулируется сотворчество, создаются условия выбора, в результате происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале» [4, с. 7]. О. Ю. Малахова считает, что внеучебная деятельность осуществляет те же функции, что и учебная, является ее дополнением, это позволяет с помощью внеучебной деятельности, возможно, решать задачи, которые недостижимы в процессе учебной деятельности. Т. А. Канаева, исследуя внеучебную деятельность студентов средних профессиональных учебных заведений, представляет ее как активное взаимодействие субъектов за рамками образовательного пространства для эффективного решения учебно-воспитательных задач по формированию профессионально-личностных качеств. Н. И. Шульга считает, что внеучебная деятельность студентов колледжа - это такая деятельность, в которую они включены по своему желанию, в свободное время от выполнения учебных обязанностей.

Вне зависимости от взглядов различных ученых можно выделить общие черты вне-учебной деятельности: проводится в свободное от занятий время, строится на доброволь-

ном сотрудничестве участников образовательного процесса, направлена на дополнение и расширение возможностей учебной деятельности. На основании общих характеристик под внеучебной деятельностью студентов средних профессиональных учебных заведений мы понимаем добровольную совместную деятельность студентов и преподавателей, которая является продолжением учебного процесса и направленна на углубление освоенных компетенций и развитие профессионального интереса.

Для определения возможностей внеучеб-ной деятельности и развития профессионального интереса мы провели опрос среди студентов Камчатского кооперативного техникума, который выявлял индивидуальные предпочтения студентов в организации внеучеб-ной деятельности. В опросе приняли участие студенты 10 специальностей с 1 по 3 курс (487 человек). Исследование показало, что большинство студентов 1 курса (142 чел. - 83,5 %) выражают желание принимать участие во внеучебной деятельности, но на старших курсах процент заинтересованных студентов снижается: 2 курс - 85 чел. (54,5 %), 3 курс - 69 чел. (42,9 %), что составляет 296 чел. (60,8 %) от всех студентов учебного заведения. Снижение интереса к участию во внеучебной деятельности техникума студенты связывают с отсутствием мероприятий, соответствующих их склонностям, отсутствием свободного времени, ненужностью данной деятельности [8, с. 121]. Проведенное исследование подтверждает мысль о том, что внеучебную деятельность необходимо строить с учетом индивидуальных потребностей, интересов и склонности студентов, что сможет обеспечить активное осознанное включение студентов в воспитательные мероприятия.

Для выявления предпочтений и склонностей мы провели интервьюирование студентов Камчатского кооперативного техникума. Анализируя анкеты, мы обнаружили, что первокурсники желают принимать участие в культурно-развлекательной, спортивной деятельности, а также некоторые из опрошенных высказали желание участвовать в деятельности студенческого самоуправления и только 9 человек (5,3 %) хотели бы свобод-

ное время проводить с целью получения профессиональных навыков (студенческий театр и КВН - 39 чел. (22,9 %), танцы - 29 чел. (17,1 %), вокал - 9 чел. (5,3 %), волейбол - 25 чел. (14,7 %), баскетбол - 30 чел. (17,6 %), борьба - 12 чел. (7,1 %), студенческое самоуправление - 17 чел. (10 %)). Студенты второго курса хотели бы организовать свое свободное время для получения дополнительных навыков, посещая различные курсы и мастер-классы (102 чел. - 65,4 %), только 23 человека (14,7 %) хотели бы заниматься культурно-развлекательной и 31 человек (19,9 %) - спортивной деятельностью. Интересно, что студенты-второкурсники по большей части (55,8 % - 87 чел. из 65 %) выбирают курсы и мастер-классы, не ориентируясь на осваиваемую специальность, а пытаются попробовать себя в других отраслях, что указывает на неуверенность в выбранной профессии.

Студенты старших курсов меньше заинтересованы участвовать во внеучебной деятельности, объясняя это своей загруженностью и желанием работать в свободное время, но они все же выражают готовность тратить свободное время на оплачиваемый труд и деятельность, которая будет способствовать трудоустройству (работа на учебном предприятии - 25 чел. (15,5 %); курсы, расширяющие профессиональные навыки, - 81 чел. (50,3 %), любая работа, приносящая доход, - 55 чел. (34,2 %).

Таким образом, мы видим, что в зависимости от курса изменяются интересы студентов: постепенно желание использовать свободное на развлечение уступает потребности в труде и профессиональном развитии. Только 25,7 % из опрошенных студентов-старшекурсников свое профессиональное развитие связывают с освоенной профессией, другие же стремятся переквалифицироваться. Такое положение вещей иллюстрирует острую необходимость в современной технологии развития профессионального интереса студентов средних профессиональных учебных заведений, которая бы охватывала весь период обучения, начиная с выбора профессии и заканчивая трудоустройством по освоенной профессии.

Развитие профессионального интереса необходимо осуществлять последовательно через прохождение четырех этапов: созерцательного, познавательно-практического, деятель-ностно-практического и проектного. Каждый этап соответствует уровням становления профессионального интереса (любопытство к выбираемой профессии, интерес к профессии, профессиональный интерес, устойчивый профессиональный интерес), что обусловливает его постепенное развитие.

Созерцательный этап является очень важным, так как это период профессиональной ориентации, когда абитуриенты находятся еще в процессе выбора профессии и учебного заведения. В это время абитуриенты должны пройти начальный уровень развития профессионального интереса - любопытство к выбираемой профессии, поэтому важно детально информировать будущих выпускников и их родителей о востребованных профессиях, их специфике и возможностях профессиональной реализации. Формирование истинного представления о профессиональной деятельности помогает абитуриентам соотнести свои способности и требования к будущей профессии, что сможет облегчить предстоящий выбор. Качественно проведенная проф-ориентационная работа становится залогом верного выбора и исключит дальнейшее разочарование в профессии и смену трудовой деятельности. Для того чтобы профориента-ционная работа была действенной, ее необходимо осуществлять через активное сотрудничество школ, профессиональных учебных заведений и предприятий. Такого рода работа реализуется через различные мероприятия: беседы, мастер-классы, экскурсии, конкурсы, олимпиады, курсы, открытые занятия и др. Итогом проведенной работы становится безошибочный выбор будущей профессиональной деятельности.

Следующим этапом является познавательно-теоретический, он относится к первому году обучения студентов. Целью этого этапа является формирование ценностного отношения к будущей профессии, установки на овладение профессиональными умениями и навыками. В этот период важно включить студентов в профессионально направленную

внеучебную деятельность, как отмечает М. П. Каюмова, профессиональная направленность всей внеучебной деятельности студентов средних профессиональных учебных заведений является важным фактором развития интереса к осваиваемой профессии. В связи с тем, что первокурсники ориентированы на деятельность развлекательного характера, следует их привлекать к такого рода мероприятиям, как посвящение в студенты, конкурсы курсов, профессиональный КВН, профориентация школьников и др. Таким образом, данный этап направлен на осознание студентами причастности к будущей профессии и понимание ее ценностей.

Деятельностно-практический этап посвящен формированию профессионально важных умений, навыков и способностей. Цель этапа - формирование и развитие умений осуществления профессиональной деятельности. Практико ориентированная внеучеб-ная деятельность способствует совершенствованию полученных в процессе обучения профессиональных умений, что способствует развитию профессионального мышления. В этот период эффективным будет являться участие студентов в работе учебных предприятий (магазин, парикмахерская, юридическая фирма, турагентство и др.), коллективных проектах, мастер-классах, профессиональных конкурсах и соревнованиях. В связи с тем, что студенты-второкурсники нацелены на получение различных профессиональных навыков, на этом этапе будет актуальна реализация технологии опережающего обучения, которую можно воплотить через кружковую деятельность и курсы дополнительного образования, направленные на профессиональное развитие; организацию профессиональных семинаров и тренингов; создание возможности стажировки на различных предприятиях [6]. На данном этапе включение студентов в профессиональную деятельность развивает потребность реализации своих навыков в труде, что определяет переход интереса к профессии в профессиональный интерес.

Проектный этап соответствует последнему году обучения студентов, к этому времени большая часть теоретических и практи-

ческих знаний уже получена студентами. В этот период происходит развитие профессионального мировоззрения и осмысления своей профессиональной идентичности, чему может способствовать тесная связь с потенциальными работодателями, которую можно реализовать в рамках профессионально направленных проектов, конференции и экспедиции. На этом этапе центральное место занимает профессионально направленная проектная деятельность, так как создание проектов, ориентированных на решение профессиональных задач, способствует актуализации полученных знаний через применение творческого подхода и формированию профессионального мышления, что содействует развитию устойчивого профессионального интереса. Так, поэтапное развитие профессионального интереса предполагает постепенное и целостное вовлечение студентов в профессионально направленную внеучебную деятельность, в результате которой происходит развитие общих и профессиональных компетенций, формируются профессионально важные ценности, актуализируется потребность в реализации полученных знаний и навыков.

Развитие профессионального интереса у студентов средних профессиональных учебных заведений приобретает особое значение, но, несмотря на существующие пути решения проблемы, сегодня остаются малоисследованными теоретические и методические основы формирования профессионального интереса в процессе внеучебной деятельности студентов. Внеучебная деятельность, имея большой педагогический потенциал, является подходящим пространством для развития профессионального интереса студентов. В процессе внеучебной деятельности развитие профессионального интереса возможно через поочередное прохождение четырех этапов (созерцательного, познавательно-практического, деятельностно-практического и проектного), каждый из которых предполагает тесное взаимодействие школы, профессионального учебного заведения и кадровых партнеров. Активное сотрудничество будет способствовать верному профессиональному самоопределению абитуриентов, развитию про-

фессионального интереса студентов и трудоустройству выпускников.

АННОТАЦИЯ

В статье обоснована актуальность развития профессионального интереса студентов средних профессиональных учебных заведений. Проанализированы структурные компоненты профессионального интереса. Рассмотрена роль внеучебной деятельности в развитии профессионального интереса студентов. Уточнено определение понятия «вне-учебная деятельность» в аспекте развития профессионального интереса студентов средних профессиональных учебных заведений. Выявлены приоритетные направления вне-учебной работы по стимулированию профессионального интереса студентов в соответствии с курсом обучения. Раскрыты этапы формирования профессионального интереса студентов среднего профессионального учебного заведения в процессе внеучебной деятельности.

Ключевые слова: профессиональный интерес, интерес к профессии, студенты, вне-учебная деятельность, среднее профессиональное учебное заведение.

SUMMARY

The article substantiates the relevance of the development of professional interest of students of secondary vocational schools. Analyzed the structural components of the structure of professional interest. The role of extracurricular activities in the development of students' professional interest is considered. The definition of the concept of "extracurricular activities" in the aspect of the development of professional interest of students of secondary vocational schools has been clarified. Identified priority areas of extracurricular work to stimulate the professional interest of students in accordance with the course of study. The stages of the formation of the professional interest of students of secondary vocational schools in the process of extracurricular activities are disclosed.

Key words: professional interest, interest in the profession, students, extracurricular active-ties, secondary vocational school.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев В. Ф. Профессиональные интересы учащихся VII-VIII классов и основные пути их формирования во внеклассной работе: дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1968. - 309 с.

2. Бухарина Т. Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1983. - 184 с.

3. Вакулова И. Н. Проскурякова В. А., Соловьев А. С. Вопросы становления профес-сиональ-ных планов. - Л., 1979. - 68 с.

4. Демакова И. Д. Функционально-деятель-ностные характеристики воспитательной деятельности педагога: сб. нормативно-правовых, науч.-метод., организац.-практ. материалов по проблемам воспитания. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 139 с.

5. Мазина О. Н. Технология развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. Казань, май 2015 г. - Казань: Бук, 2015. -С. 164-170.

6. Рачковская Н. А., Хомутова Е. Б. Реа-лиза-ция концепции опережающего образования в вузе и системе повышения квалификации // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. XII Левитов-ские чтения. Москва, 19-20 апреля 2017 г. -М.: ИИУ МГОУ, 2017. - С. 95-98.

7. Рущишина А. А. Формирование профессионального интереса у будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования Камчатского края // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2017. -№ 4. - С. 164-173.

8. Рущишина А. А. Внеучебная деятельность как фактор развития профессионального интереса у студентов средних профессиональных учебных заведений // Журавлевские чтения: научные труды III Всероссийской науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов и учителей. Москва, 2017 г. - М.: ИИУ МГОУ, 2017. - С. 118-123.

Е. В. Бахвалова

УДК 159.9

КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В ГЕТЕРОГЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ КЛАСС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

а сегодняшний день в нашей стране ведется активная деятельность по решению проблемы социализации детей-сирот, воспитывающихся в детских домах. Федеральной целевой программой «Россия без сирот», рассчитанной на период 2013-2020 гг. [4, с. 1], в качестве одного из средств решения этой проблемы предусматривается интеграция воспитанников детских домов в общеобразовательные школы, где они обучаются совместно с детьми, воспитывающимися в кровных семьях. Тем самым создаются гетерогенные учебные группы. В данной статье мы называем гетерогенными те учебные группы (классы) массовой школы, где обучаются воспитанники детского дома совместно с детьми, воспитывающимися в кровных семьях.

Опыт показывает, что интеграция детей-сирот в массовые школы часто затруднена. Успешной интеграции могут препятствовать как трудности в освоении учебной программы, обусловленные педагогической запущенностью, так и затруднения в установлении и поддержании отношений с другими субъектами образовательного процесса (детьми из семей, их родителями, педагогами), связанные с личностными особенностями воспитанников детских домов. В связи с этим большое прикладное значение получает задача определения критериев успешности интеграции воспитанников детского дома в массовую школу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.