Научная статья на тему 'СКЛОННОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БАКАЛАВРОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

СКЛОННОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БАКАЛАВРОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бакалавры / институт физической культуры и спорта / педа-гогическая деятельность / склонность к деятельности / процесс формирования / про-фессиональный интерес / bachelors / institute of physical culture and sports / pedagogical activity / incli-nation to activity / formation process / profes-sional interest

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клейменова Марина Николаевна

Рассмотрены предпосылки формирования профессионального интереса у бакалавров института физической культуры и спорта. Определена сущность и осо-бенности становления рефлексии студента. Установлено, что основным фактором формирования устойчивого профессионального интереса в процессе обучения является выраженная склонность к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клейменова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APTITUDE FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY AS A PREREQUISITE FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL INTEREST IN BACHELORS OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Aspects of the formation of professional inter-est among bachelors of the Institute of Physi-cal Culture and Sports are considered. The essence and features of the formation of the student's reflection are determined. It has been established that the main factor in the forma-tion of a stable professional interest in the learning process is a pronounced inclination to teaching.

Текст научной работы на тему «СКЛОННОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БАКАЛАВРОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УДК 796.071.4

DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11202

СКЛОННОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БАКАЛАВРОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

М.Н. Клейменова

Рассмотрены предпосылки формирования профессионального интереса у бакалавров института физической культуры и спорта. Определена сущность и особенности становления рефлексии студента. Установлено, что основным фактором формирования устойчивого профессионального интереса в процессе обучения является выраженная склонность к педагогической деятельности.

Ключевые слова: бакалавры, институт физической культуры и спорта, педагогическая деятельность, склонность к деятельности, процесс формирования, профессиональный интерес.

Клейменова Марина Николаевна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет

Новый этап развития социально-экономических отношений характеризуется непрерывной сменой технологий, профессий и специальностей, усложнением профессиональной деятельности. Существовавшая много лет система профессионального образования не отвечает требованиям времени. В настоящий момент формируется новая система подготовки кадров.

На современном этапе развития общества коренным образом изменяются требования к профессиональному образованию личности. Образовательный процесс приобретает непрерывный характер, о чем свидетельствует следующее:

- признание возрастающей роли человека в процессе производства, требующем восприимчивости к инновациям;

- переход к информационному этапу в развитии общества, предполагающий постоянные накопление и обновление знаний работников;

- увеличение стоимости подготовки специалистов, что делает более рациональным переподготовку работников по сравнению с наймом нового персонала [3].

APTITUDE FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY AS A PREREQUISITE

FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL INTEREST IN BACHELORS OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Kleimenova M.N., candidate of technical sciences, associate professor, tanmaslennikov [email protected], Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University

Aspects of the formation of professional interest among bachelors of the Institute of Physical Culture and Sports are considered. The essence and features of the formation of the student's reflection are determined. It has been established that the main factor in the formation of a stable professional interest in the learning process is a pronounced inclination to teaching.

Key words: bachelors, institute of physical culture and sports, pedagogical activity, inclination to activity, formation process, professional interest.

Идея непрерывного образования принята в мировом сообществе в качестве стратегической и лежит в основе образовательной политики ци -вилизованных стран. Суть концепции непрерывного образования состоит в постоянной адаптации, периодическом повышении квалификации и переподготовке рабочей силы в течение всей жизни как в рамках формальной, так и неформальной системы образования на основе качественной базовой, начальной подготовки [2].

Принцип непрерывности профессионального обучения должен обеспечиваться поэтапностью и преемственностью прохождения каждым работником отдельных ступеней образования (от низших, начальных -к высшим) на основе последовательного усвоения знаний, умений, навыков.

Идея непрерывного образования существенно изменяет сложившееся понимание целей и задач, стоящих перед системой образования. Целью должно стать развитие способностей осваивать разнообразные и все более сложные виды деятельности, что позволяет без ущерба для произ -водства и человека преобразовать профессию и специальность. Образова -ние должно дать не только профессиональную подготовку, но и умение учиться и совершенствоваться, осваивать все более сложные виды дея-тельности.

Система непрерывного образования должна охватывать все уровни, виды и формы обучения и иметь самостоятельные подсистемы, способные дать базовые знания и затем отслеживать, упреждать и прогнозировать социальное и экономическое развитие общества и обеспечивать постоянно соответствие образовательного, культурного и профессионального уровней личности потребностям ускорения социально-экономического развития на основе научно-технического прогресса [1].

Непрерывное образование включает в себя: общее образование, базовую профессиональную подготовку, специализированную профессио -нальную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; адаптацию, подготовку к должностному росту.

Исследования профессионального интереса личности является значимым не только в контексте разработки социально -педагогических условий процесса социализации, но и в контексте проблем самоопределения и самоактуализации индивида, генезиса его мотивационно-потребностной сферы, психологии способностей, мотивационной готовности, профессио -нальной компетенции, образа мира профессионала [5].

Процесс формирования профессионального интереса бакалавров института физической культуры и спорта является многоплановым, разно -аспектным и сложным процессом, если рассматривать его с точки зрения объективного и субъективного содержания [6].

На наш взгляд, важными аспектами формирования профессионального интереса бакалавров института физической культуры и спорта выступают:

1) целенаправленная коррекция мотивационно-смысловой стороны отношения к профессии, то есть формирование профессиональной направ -ленности, мотивов содержательного типа, становление устойчивого мировоззрения, ценностных ориентаций, потребностей, склонностей и интересов;

2) овладение профессионально-педагогическими знаниями, умениями, навыками, формирование профессионально-творческого мастерства, эмоциональной уверенности в себе, своих деятельностно-педагогиче-ских возможностей.

Таким образом, под формированием профессионального интереса бакалавров института физической культуры и спорта мы понимаем про -цесс продвижения будущего специалиста в области физической культуры и спорта к профессионализму в его педагогической деятельности, мотивированное стремление к позитивной динамике профессионально-педагогического и личностного роста, развитие в себе признаков и качеств профес -сионала, необходимых для осуществления конкретной педагогической деятельности на уровне высоких образцов и стандартов.

Учитывая все многообразие и большой объем исследований профессионализма учителя, можно утверждать, что такой важный момент, как рефлексия учителем собственной профессионально-педагогической деятельности и себя в ней как субъекта недостаточно изучен. В исследованиях преобладал взгляд на рефлексию как на гносеологическую категорию [7].

Между тем рефлексия является одним из важных психологических механизмов обеспечения профессиональной деятельности. Анализируя литературу по данной теме, можно сказать, что рефлексия - качество, бесспорно, необходимое профессионалу, так как она обеспечивает процесс его развития и саморазвития, обеспечивает творческий подход к профессиональной деятельности, позволяет наиболее полно реализовывать свои способности [4].

В то же время сущность рефлексии, особенности становления реф -лексии бакалавра института физической культуры и спорта и условия, спо -собствующие его становлению, недостаточно освещены в педагогической психологии.

Умение рефлексировать, оценивать свои способности, качество своих профессиональных знаний, успешность в своей профессиональной деятельности необычайно важны для будущего специалиста в области физической культуры и с порта.

Профессиональная рефлексия будущего специалиста в области физической культуры и спорта является не только средством, но и условием его профессионального саморазвития, она способствует повышению

уровня его готовности к профессиональному саморазвитию, толкает на путь самосовершенствования. Бакалавр в процессе овладения профессией должен не только приобретать необходимые знания, умения, навыки, но и учиться оценивать объем, качество усвоенных знаний, учиться намечать самостоятельно перспективы дальнейшего профессионального и личностного роста. Недопустимо, чтобы из стен вуза выходил специалист, кото -рый считает, что познал все в своей будущей профессии, что нет ничего такого в нюансах его специальности, что могло бы его удивить. Это должен быть выпускник, уверенный в качестве своих знаний, но понимающий, что много еще есть тонкостей в профессии педагога, которые ему только предстоит освоить. Этот выпускник должен обладать развитой спо -собностью к педагогической рефлексии, чтобы намечать пути дальнейшего самосовершенствования в избранной профессии. Он должен приобрести это умение в процессе обучения в вузе, в ходе приобретения знаний, уме -ний и навыков, необходимых профессиональному педагогу.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» сказано, что «важнейшей задачей органов просве -щения, учебных заведений, готовящих педагогические кадры, является отбор на учебу молодежи, проявившей склонность к работе с детьми». Склонность к педагогической деятельности понимается как тенденция че -ловека заниматься с детьми, учить и воспитывать их, что свидетельствует о наличии соответствующих способностей [8].

В настоящем исследовании была предпринята попытка выявить степень проявления склонности к педагогической деятельности у бакалавров института физической культуры и спорта (ИФКиС) и выяснить ее влияние на формирование профессионального интереса в период обучения студентов в вузе. Всего было обследовано 630 бакалавров ИФКиС 1-4-го курсов.

С высокой степенью выраженности склонности у бакалавров к педагогической деятельности было выявлено: на 1-м курсе - 62 %, на 2-м -58 %, на 3-м - 56 %, на 4-м - 62 %. Со средней степенью выраженности склонности наблюдалось: на 1-м курсе - 28 %, на 2-м - 30 %, на 3-м -27 %, на 4-м - 32 %. С низкой степенью выраженности склонности отмечено: на 1-м курсе - 10 %, на 2-м - 12 %, на 3-м - 17 %, на 4-м - 6 %.

Итак, можно предположить, что традиционная система обучения в институте физической культуры и спорта не способствует развитию у бакалавров склонности к педагогической деятельности. Это подтверждают и результаты повторного опроса 46 бакалавров, проведенного через год: у 44 из них уровень развития склонности не изменился. Данное обстоятельство подтверждает необходимость выявления склонности к педагогической деятельности у абитуриентов института физической культуры и спорта и ее учета при приеме, на что указано в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

Рассматривая значение склонности к педагогической деятельности в формировании профессионального интереса у бакалавров института физической культуры и спорта, нужно отметить следующее: в группе с высокой степенью выраженности склонности значительное число обследованных имеют устойчивый профессиональный интерес, причем заметно их увеличение в период учебы с 29 % на 1-м курсе до 43 % на 4-м. Лиц с недостаточно устойчивым профессиональным интересом в этой группе значительно меньше: 18 % на 1-м курсе, 11 % - на 4-м.

Наличие бакалавров с недостаточно устойчивым профессиональным интересом, имеющих высокую степень выраженности склонности, свидетельствует о недостаточном влиянии учебно -воспитательного процесса вуза на формирование у них профессионального интереса. В группе со средней степенью выраженности склонности к педагогической деятель -ности примерно одинаковое число студентов с устойчивым и недостаточно устойчивым профессиональным интересом, оно колеблется в пределах от 13 до 18 % в зависимости от курса. Среди бакалавров, имеющих низкую степень выраженности склонности к педагогической деятельности, всего 2 % с устойчивым профессиональным интересом, несколько больше с неустойчивым (до 5%) и недостаточно устойчивым (до 9 %).

Таким образом, формированию устойчивого профессионального интереса в процессе обучения бакалавров института физической культуры и спорта в большой мере способствует высокая степень выраженности склонности к педагогической деятельности. Даже средняя ее степень не обеспечивает в должной мере формирования профессионального интереса у бакалавров института физической культуры и спорта.

Список литературы

1. Бауэр В.Г., Никитушкин В.Г., Филин В.П. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 2. С. 28-34.

2. Воронина Е.Г., Чайченко М.В. Проблемы физического воспита -ния студентов в высших учебных заведениях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 63-1. С. 53-57.

3. Князев С.А., Корнаушенко А.В., Баянкин О.В. Применение здо-ровьесохраняющих технологий в образовательном процессе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 90-92.

4. Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008. 102 с.

5. Попова Н.В., Баянкин О.В. Использование инновационно -технических средств обучения студентов института физической культуры и спорта // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 2 (18). С. 81-86.

6. Попова Н.В., Грабиненко Е.В., Воронцов П.Г. Практический ас -пект использования технологии оценки уровня развития профессиональной компетенции бакалавров в процессе учебной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 258-262.

7. Тюлина О.А., Кривых С.В. Методическое сопровождение дея-тельности преподавателей вуза в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования: монография. СПб.: Экспресс, 2013. 210 с.

8. Тюлина О.А., Семенов А.В. Организация методической работы в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (78). С.173-176.

References

1. Bauer V.G., Nikitushkin V.G., Filin V.P. Organizacionnye i nauchno-metodi-cheskie perspektivy razvitiya detsko-yunosheskogo sporta v Rossijskoj Federacii [Organizational and scientific-methodical prospects for the development of children and youth sports in the Russian Federation] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2006. No. 2. P. 28-34.

2. Voronina E.G., Chajchenko M.V. Problemy fizicheskogo vospitaniya studentov v vysshih uchebnyh zavedeniyah [Problems of physical education of students in higher educational institutions] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2018. No. 63-1. P. 53-57.

3. Knyazev S.A., Kornaushenko A.V., Bayankin O.V. Primenenie zdorov'esohra-nyayushchih tekhnologij v obrazovatel'nom processe [Application of health-preserving technologies in the educational process] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2019. No. 5 (78). P. 90-92.

4. Ol'hovskaya E.B., Sapegina T.A. Professional'no-obrazovatel'nyj potencial fizi-cheskoj kul'tury v vysshih uchebnyh zavedeniyah [Professional and educational potential of physical culture in higher educational institutions]: monograph. Ekaterinburg: RGPPU Publishing House, 2008. 102 p.

5. Popova N.V., Bayankin O.V. Ispol'zovanie innovacionno-tekhnicheskih sredstv obucheniya studentov instituta fizicheskoj kul'tury i sporta [The use of innovative technical means of teaching students of the institute of physical culture and sports] // Vestnik Saratovs-kogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya [Bulletin of the Saratov regional institute of education development]. 2019. No. 2 (18). P. 81-86.

6. Popova N.V., Grabinenko E.V., Voroncov P.G. Prakticheskij aspekt ispol'zova-niya tekhnologii ocenki urovnya razvitiya professional'noj kompetencii bakalavrov v processe uchebnoj deyatel'nosti [The practical aspect of using the technology for assessing the level of development of professional competence of bachelors in the process of educational activities] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2019. No. 63-1. P. 258-262.

7. Tyulina O.A., Krivyh S.V. Metodicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti prepoda-vatelej vuza v usloviyah perekhoda na urovnevuyu sistemu vysshego professional'nogo obra-zovaniya [Methodological support of the activities of university teachers in the transition to a tiered system of higher professional education]: monograph. SPb.: Express, 2013. 210 p.

8. Tyulina O.A., Semenov A.V. Organizaciya metodicheskoj raboty v sovremennom vuze [Organization of methodological work in a modern university] // Mir nauki, kul'tury, ob-razovaniya [World of science, culture, education]. No. 5 (78). P. 173-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.