Научная статья на тему 'Координация научной и научно-методической работы по физическому воспитанию студентов в высшем учебном заведении'

Координация научной и научно-методической работы по физическому воспитанию студентов в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITIES / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуев Владимир Михайлович, Гайдук Денис Владимирович, Клейменова Марина Николаевна

Представлена система координации научной и научно -методической работы по физическому воспитанию студентов в высшем учебном заведении. Выявлены недоставки в процессе организации научной деятельности, способствующие незавершенности научных работ по плану и отсутствию деловых контактов вузов с базовыми вузами.A system of coordination of scientific and scientific-methodological work on the physical education of students in higher education is presented. The advantages and shortcomings in the process of organizing scientific activities that contribute to the incompleteness of scientific work according to the plan and the lack of business contacts of universities with basic universities are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуев Владимир Михайлович, Гайдук Денис Владимирович, Клейменова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Координация научной и научно-методической работы по физическому воспитанию студентов в высшем учебном заведении»

УДК 796.011.3 001: 10.24411/2305-8404-2020-10505

КООРДИНАЦИЯ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В.М. Зуев, Д.В. Гайдук, М.Н. Клейменова

Представлена система координации научной и научно -методической работы по физическому воспитанию студентов в высшем учебном заведении. Выявлены недоставки в процессе организации научной деятельности, способствующие незавершенности научных работ по плану и отсутствию деловых контактов вузов с базовыми вузами.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, научно -исследовательская деятельность, научно-методическая работа.

Изменения, происходящие в обществе и в системе образования, требуют подготовки специалиста нового типа, способного работать в меняющихся условиях с учетом современных тенденций в развитии обучения и воспитания и организовывать профессиональную деятельность на исследовательской основе.

В частности, овладение будущим специалистом научным и научно-методическим, дидактическим исследованием как видом профессиональ -ной деятельности позволит ему моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании образовательного процесса; исследовать возможности использования различных педагогических технологий и инноваций в системе обучения; исследовать варианты применения различных методов, приемов, средств учебного процесса, исходя из образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений обучающихся в процессе обучения; планировать, анализировать и корректировать результаты своей работы и опыт работы других специалистов.

Возросшие требования к качеству образования в вузе требуют от студентов интенсивной работы, сопряженной с большой умственной и физической нагрузкой. В связи с этим важно знать, как систематические занятия физическими упражнениями отражаются на академической успеваемости студентов, их здоровье, общественной и социальной активности, а также как влияют на процесс формирования необходимых прикладных знаний, физических, психических и специальных качеств, умений и практических навыков, обеспечивающих объективную готовность будущих специалистов к успешному выполнению профессиональной деятельности в условиях культурно -массового комплекса страны.

На решение именно этих задач нацеливают преподавателей высших учебных заведений приказы «О научной и научно-методической работе по физическому воспитанию студентов в высших учебных заведениях страны», которые периодически издаются Министерством науки и высшего образования РФ.

Реализуя их, учебно-методический отдел по высшему образованию (УМО ВО) и центральный учебно-методический кабинет по высшему образованию на основе тематики, представленной вузами, разрабатывают и составляют сводный план основных научных и научно-методических работ по физическому воспитанию студентов [1, 8].

В нем, как правило, предусматривается 6-8 проблем и обобщенные

темы:

• «Физическое воспитание - составная часть воспитания в процессе подготовки специалистов»;

• «Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию в высших учебных заведениях»;

• «Медико-биологическое обоснование системы физического воспитания студентов»;

• «Использование средств физической культуры и спорта для повышения работоспособности и учебно-трудовой активности студентов»;

• «Средства физической культуры и спорта при подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности»;

• «Совершенствование массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в вузе».

По каждой проблеме УМО ВО определяется вуз, имеющий в составе кафедры физического воспитания кандидатов наук и доцентов, соответствующую материальную базу, оснащенную современными учебными тренажерами и приборами [3, 5]. Разработано и утверждено положение о вузе, в котором, в частности, предусмотрено следующее:

• выезды преподавателей вуза, имеющих ученые звания или степени, в вузы-соисполнители для оказания методической помощи в организации и проведении плановой научно -методической работы преподавателями физического воспитания, для контроля и внесения коррективов в методы исследования;

• приглашение преподавателей физического воспитания в вуз с целью консультаций, стажировки, овладения инструментальными методами исследований;

• организация и проведение итоговых научно -методических конференций по результатам научно-методических исследований по проблеме;

• подготовка и издание обобщенных рекомендаций по закрепленной проблеме и распространение их в вузах для внедрения в учебный процесс по физическому воспитанию.

Предварительно рекомендации рассматриваются на секции физического воспитания научно-методического совета.

Следует отметить, что на протяжении ряда лет активную, плодотворную работу в вузах проводят ректораты и кафедры физического воспитания. Преподаватели регулярно выезжают в вузы-соисполнители для чтения лекций, участия в педагогическом эксперименте, обсуждения хода научных исследований и подведения предварительных итогов на заседаниях ректоратов, кафедр физического воспитания. Эти командировки, по отзывам вузов-соисполнителей, положительно влияют на организацию научной и научно-методической работы на кафедрах физического воспитания [2, 4].

Необходимо отметить, что контроль за ходом выполнения вузами -исполнителями плана НИР ректораты вузов осуществляют в несколько этапов: текущий - путем анализа годовых отчетов кафедр физического воспитания, поступающих в УМО ВО; этапный - посредством анализа докладов, представляемых на научно-методические конференции, проводимые вузами; итоговый - анализируя отчеты и доклады, поступившие для публикации и издаваемые в сборниках научных трудов или тезисы докладов. Завершает цикл - итоговая научно-методическая конференция преподавателей физического воспитания высшей школы.

Общий объем изданий вузов по вопросам физического воспитания студентов составил 285,6 авт. л., из них методические рекомендации, указания, разработки - 223 авт. л., учебники и учебные пособия -20,1 авт. л., сборники научных трудов - 33,9 авт. л. и монографии -8,6 авт. л.

Эти показатели значительно выше показателей предыдущих лет. Одновременно вырос объем применения технических средств и автоматизированных систем управления в учебном процессе по физическому воспитанию.

О.А. Тюлина в своей работе «Организация методической работы в современном вузе» подчеркивает значимость использования специального оборудования для мотивации к занятиям физической культуры. В ряде вузов оборудованы специальные тренажерные залы. Использование их в учебном процессе увеличивает плотность и эмоциональность учебных занятий. До 4810 чел. возросло число студентов дневного обучения, принимающих участие в НИР [6, 7].

Необходимо подчеркнуть, что рекомендации и методические указа -ния, издаваемые кафедрами физического воспитания, стали гораздо глубже по содержанию и оказывают положительное влияние на организацию и качество учебного процесса на подготовительном и специальном отделениях, а также на отделении спортивного совершенствования. По итогам научных и методических исследований подготовили и издали обобщенные рекомендации, осветив в них основные результаты,

представляющие ценность для дальнейшего совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию студентов вузов. Особого внимания заслуживают рекомендации по проблеме «Средства физической культуры и спорта при подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности». При изложении материала особое внимание авторы уделили его научно-методическому обоснованию. Это поможет студентам лучше познать истоки, определяющие содержание и методику использования средств физической культуры и спорта для подготовки их к будущей профессии.

Следует отметить, что значительные усилия для координации научной и научно-методической работы прилагают секции физического воспитания научно-методического совета.

За прошедшие года на заседаниях секции физвоспитания дважды заслушивались научные руководители вузов по теме «О ходе реализации планов НИР вузами, привлеченными к исследованиям по проблеме». При этом коллегиально намечались пути устранения имеющихся недостатков.

На заседаниях также подводились итоги проведенных вузами научно-методических конференций по проблемам физического воспитания, говорилось о ходе подготовки к итоговой научно -методической конференции преподавателей кафедр физического воспитания.

Определенную роль в улучшении и совершенствовании научно-методической работы сыграло организованное совещание-семинар старших преподавателей, ответственных за НИР на кафедрах физического воспитания.

Лекции, прочитанные ведущими учеными Алтайского государст -венного педагогического университета медицинских проблем физической культуры, и проведенные на семинаре практические занятия способство -вали повышению научной квалификации преподавателей.

Таким образом, можно констатировать, что система координации научной и научно-методической работы по физическому воспитанию студентов дает положительные результаты, однако не свободна она и от недостатков. В первую очередь, это неэффективность мер, принимаемых ректорами вузов к преподавателям, принимающим крайне слабое участие в НИР по физическому воспитанию. Не способствует плановой завершенности научных работ и отсутствие деловых контактов вузов с базовыми вузами.

Список литературы

1. Бауэр В.Г., Никитушкин В.Г., Филин В.П. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 2. С. 28-34.

2. Воронина Е.Г., Чайченко М.В. Проблемы физического воспита -ния студентов в высших учебных заведениях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 63-1. С. 53-57.

3. Князев С.А., Корнаушенко А.В., Баянкин О.В. Применение здоровьесохраняющих технологий в образовательном процессе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 90-92.

4. Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профессионально -образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография. Екатеринбург: Изд-во Российского гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 102 с.

5. Попова Н.В., Баянкин О.В. Использование инновационно-технических средств обучения студентов института физической культуры и спорта // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 2(18). С. 81-86.

6. Попова Н.В., Грабиненко Е.В., Воронцов П.Г. Практический аспект использования технологии оценки уровня развития профессиональной компетенции бакалавров в процессе учебной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 258-262.

7. Тюлина О.А., Кривых С.В. Методическое сопровождение деятельности преподавателей вуза в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования: монография. СПб.: Экспресс, 2013. 210 с.

8. Тюлина О.А., Семенов А.В. Организация методической работы в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5(78). С. 173-176.

Зуев Владимир Михайлович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский государственный институт культуры,

Гайдук Денис Владимирович, старший преподаватель, tanmaslennikov4@ yandex.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный институт культуры,

Клейменова Марина Николаевна, канд. техн. наук, доц.,, tanmaslennikov4@, yandex.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет

COORDINA TION OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL WORK ON PHYSICAL

EDUCA TION OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

V.M. Zuev, D. V. Gaiduk, M.N. Kleymenova

A system of coordination of scientific and scientific-methodological work on the physical education of students in higher education is presented. The advantages and shortcomings in the process of organizing scientific activities that contribute to the incompleteness of scientific work according to the plan and the lack of business contacts of universities with basic universities are revealed.

Key words: students, physical education, research activities, scientific and methodological work.

Zuev Vladimir Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tanmaslennikov4@yandex. ru, Russia, Barnaul, Altai State Institute of Culture,

Gaiduk Denis Vladimirovich, senior lecturer, tanmaslennikov4@yandex. ru, Russia, Barnaul, Altai State Institute of Culture,

Kleimenova Marina Nikolaevna, candidate of technical sciences, associate professor, tanmaslennikov4@yandex. ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University

References

1. Bauer V.G., Nikitushkin V.G., Filin V.P. Organizacionnye i nauchno-metodicheskie perspektivy razvitiya detsko-yunosheskogo sporta v Rossijskoj Federacii [Organizational and scientific-methodological prospects for the development of youth sports in the Russian Federation] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, training, training.]. 2006. No. 2. P. 28-34.

2. Voronina E.G., Chajchenko M.V. Problemy fizicheskogo vospitaniya studentov v vysshih uchebnyh zavedeniyah [Problems of physical education of students in higher educational institutions] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education]. 2018. No. 63-1. P. 53-57.

3. Knyazev S.A., Kornaushenko A.V., Bayankin O.V. Primenenie zdorov'esohranyayushchih tekhnologij v obrazovatel'nom processe [The use of health-saving technologies in the educational process] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2019. No 5(78). P. 90-92.

4. Ol'hovskaya E.B., Sapegina T.A. Professional'no-obrazovatel'nyj potencial fizicheskoj kul'tury v vysshih uchebnyh zavedeniyah [Professional and educational potential of physical education in higher education]: a monograph. Ekaterinburg: Publishing house of Russian state. prof. university, 2018. 102 p.

5. Popova N.V., Bayankin O.V. Ispol'zovanie innovacionno-tekhnicheskih sredstv obucheniya studentov instituta fizicheskoj kul'tury i sporta [The use of innovative technical training tools for students of the Institute of Physical Culture and Sports] // Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya [Bulletin of the Saratov Regional Institute for the Development of Education]. 2019.No 2(18). P. 81-86.

6. Popova N.V., Grabinenko E.V., Voroncov P.G. Prakticheskij aspekt ispol'zovaniya tekhnologii ocenki urovnya razvitiya professional'noj kompetencii bakalavrov v processe uchebnoj deyatel'nosti [The practical aspect of using technology to assess the level of development of professional competence of bachelors in the learning process] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education]. 2019. No 63-1. P. 258-262.

7. Tyulina O.A., Krivyh S.V. Metodicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti prepodavatelej vuza v usloviyah perekhoda na urovnevuyu sistemu vysshego professional'nogo obrazovaniya [Methodological support for the activities of university teachers in the transition to a tiered system of higher professional education]: a monograph. St. Petersburg: Express, 2013. 210 p.

8. Tyulina O.A., Semenov A.V. Organizaciya metodicheskoj raboty v sovremennom vuze [Organization of methodological work in a modern university] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2016. No. 5(78). P. 173-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.