ними, место данной системы в составе другой, более сложной системы.
Объективной научной основой конструирования понятийных комплексов являются особенности физической науки и физики - учебного предмета, отличающегося логической стройностью, как самого научного знания, так и процесса его становления.
Дидактической основой конструирования понятийных комплексов являются закономерности усвоения студентами знаний и способов деятельности, отражённые в принципе систематичности и последовательности в обучении, а также в принципе системности и комплексности.
Психологической основой конструирования понятийных комплексов является образование ассоциативных связей: локальных, частносистемных, внутрисистемных и межсистемных. Это составляет психологическую основу формирования компетенций, а не только знаний, умений и навыков.
Помимо этого, может осуществляться конструирование понятийных комплексов на основе тех или иных стержневых идей курса. В частности, целесообразно конструирование понятийных комплексов, отражающих мировоззренческие и методологические знания в соответствии с циклом научного познания или на основе философских категорий материи, движения, пространства-времени, взаимодействия, представления о которых развиваются по мере изучения курса общей физики.
В случае конструирования понятийных комплексов на межпредметном уровне речь должна идти соответственно об общих естественнонаучных понятиях, законах, теориях, о естественнонаучной картине мира, на базе которых формируется современное естественнонаучное мировоззрение.
Дидактическая роль конструирования понятийных комплексов заключается в том, что объединение в систему понятий позволяет раскрыть новые, неизвестные студентам до этого связи и отношения между ними, сделать обобщения мировоззренческого и методологического характера и превратить таким образом этот процесс в средство познания реального мира на
Библиографический список
новом интегративном уровне. Качественный уровень сформиро-ванности сущности явлений природы у студентов является важным показателем интеллектуального развития, он определяет возможности студентов самостоятельно справляться с новыми познавательными задачами, перестраивать знания, включать их в новые системы, т. е. служит показателем профессиональной компетентности будущего специалиста. В процессе конструирования понятийных комплексов внимание и деятельность студентов направлены на выделение главного, на объединение множества, казалось бы, изолированных понятий, осмысление значимости каждого из этих понятий с позиции всеобщего, единичного и особенного, что дает возможность философского осмысления формируемых физических понятий с позиции всесторонности рассмотрения исследуемого объекта. При этом часто происходит обобщение знаний студентов, т. е. переход на более высокую ступень абстракции путем выделения общих признаков объединяемых понятий, а затем переход к конкретному, наполненному теорией, осознанной на более высоком фило-софско-методологическом уровне. Такое обобщение знаний приводит к существенному изменению их качества, к усвоению ядра знаний, их системы. В этом смысле конструирование понятийных комплексов тесно связано с принципом генерализации, который предполагает, что результатом обучения студентов является такая система знаний, в которой частное подчинено общему, несущественное и второстепенное - главному.
Такой подход по реализации учебных понятийных комплексов в учебном процессе, на наш взгляд, должен стать ведущим при формировании сложных понятий в курсе общей физики. Быстрое нарастание учебной информации, усиление развивающих функций обучения, направленность формирования и обобщения понятий курса общей физики в сторону не только теоретических знаний, обеспечивающих более быстрое достижение системности знаний студентов и их понятийного мышления, но и на прак-тико-ориентированное обучение, позволяющее формировать более полно профессиональную компетентность выпускников вузов.
1. Фролов И.Т. Перспективы человека. Издание 2-е, перераб. и доп. Москва, 1983.
2. Фролов И.Т. Природа современного биологического познания (методологический очерк). Вопросы философии. 1972; 11.
3. Компетентностный подход в системе образования: межвузовский сборник научных трудов. Под редакцией А.В. Петрова. Горно-Алтайск: ООО «РМНКО», 2015.
4. Кудашова Е.И. Методика использования учебных понятийных комплексов в условиях развивающего обучения физике в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2012.
5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебное методическое пособие. Москва, 1980.
6. Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1999. References
1. Frolov I.T. Perspektivy cheloveka. Izdanie 2-e, pererab. i dop. Moskva, 1983.
2. Frolov I.T. Priroda sovremennogo biologicheskogo poznaniya (metodologicheskij ocherk). Voprosy filosofii. 1972; 11.
3. Kompetentnostnyjpodhod vsisteme obrazovaniya: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej A.V. Petrova. Gorno-Altajsk: OOO «RMNKO», 2015.
4. Kudashova E.I. Metodika ispol'zovaniya uchebnyh ponyatijnyh kompleksov v usloviyah razvivayuschego obucheniya fizike v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2012.
5. Arhangel'skij S.I. Uchebnyj process v vysshej shkole, ego zakonomernye osnovy i metody: uchebnoe metodicheskoe posobie. Moskva, 1980.
6. Kohanovskij V.P. Filosofiya imetodologiya nauki: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Rostov-na-Donu, 1999.
Статья поступила в редакцию 28.03.16
УДК 378
Tyulina O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dean of Faculty of Economics, St. Petersburg branch of Russian Customs
Academy n. a. V. B. Bobkov (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Semyonov A.V., Professor, Department of Civil Law and Process, St. Petersburg branch of Russian Customs Academy
n. a. V. B. Bobkov (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF METHODICAL WORK IN A MODERN UNIVERSITY. The article attempts to categorize and organize the methodological work in modern higher education school by studying the works of several authors, dealing with the organization of methodical work in educational institutions. Methodical work at a university is divided by the authors into a few types, i.e. educational-methodological, scientific-methodological and organizational-methodical work. The article gives a brief description of each type of methodical work and reveals the contents of each of the activities. The author dwells on the regulatory framework of methodical work in higher education system, tasks and stages of the assessment of the methodical work.
Key words: activities in a higher education school, educational, scientific and organizational methodical work.
О.А. Тюлина, канд. пед. наук, декан экономического факультета Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии имени В.Б. Бобкова, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
А.В. Семенов, проф. каф. гражданского права и процесса Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии имени В.Б. Бобкова, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
В статье предпринята попытка классифицировать и систематизировать методическую работу в современном вузе на основе изучения работ ряда авторов, занимающихся проблемами организации методической деятельности в образовательных учреждениях. Методическая работа в вузе подразделяется авторами на учебно-методическую, научно-методическую и организационно-методическую работу. В статье дается краткая характеристика каждого вида методической работы, раскрывается её содержание. Авторы останавливаются на нормативно-правовом обеспечении методической работы в вузе, задачах и этапах ее оценки.
Ключевые слова: деятельность вуза, учебно-методическая, научно-методическая, организационно-методическая работа.
На основе изучения исследований С.А. Басова [1], В.П. Беспалько и Ю.Г. Татур [2], Г.Г. Богомазова [3], Н.Б. Буне-евой [4], Л.П. Журавлевой [5], Н.Н. Кузиной [6], Т.Н. Макаровой [7], О.А. Тюлиной и С.В. Кривых [8] и др. нами предпринята попытка классифицировать и систематизировать методическую работу в современном вузе. Система высшего профессионального образования в России всегда характеризовалась научно-фундаментальным подходом к образованию, сильной научной школой. Ориентация на высокое качество преподавания сочеталась с целостным и системным образованием. Традиционно в системе высшего образования в России взаимодействие профессорско-преподавательского состава и студентов включало в себя: лекционно-семинарскую систему, отчеты на кафедре и индивидуальный контакт преподавателя и студента, научное руководство. Соответственно методическое сопровождение профессорско-преподавательского состава (ППС) было призвано обеспечить данный процесс.
Образовательная деятельность высшего учебного заведения включает в себя четыре основных вида работ: учебную, воспитательную, методическую, научную. Учебная работа является важнейшей и включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, организацию и проведение текущего, промежуточного и итогового контроля. Воспитательная работа -это составная часть образовательной деятельности, направленная на формирование личности выпускника. Научная работа направлена на осуществление фундаментальных и прикладных исследований по актуальной тематике. В интересах разработки содержания образования на уровне учебной программы и учебного материала в каждом образовательном учреждении организуется специальный процесс - методическая работа.
Методическая работа в вузе представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса учебно-методической документацией, повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы в вузе с учетом состояния и перспектив развития промышленных предприятий, организаций, учреждений (работодателей), для которых вуз готовит специалистов.
Методическая работа - деятельность кафедр и администрации вуза по совершенствованию методики, повышению эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, профессионального уровня преподавательского и руководящего состава. Методическая работа в высшем учебном заведении является составной частью учебного процесса и имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, повышение профессионального уровня и педагогического мастерства руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава, организации и обеспечения учебного процесса.
Основная цель методической работы - создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса. Результатом методической работы выступает система методического обеспечения вуза, нацеленная на решение двух основных проблем:
• проблемы управления содержанием обучения путем отбора и коррекции методических средств;
• проблемы управления процессом познавательной деятельности обучаемых путем использования методических средств определенными способами.
Основным ориентиром для организации методической работы в вузе выступают учебные планы. В основу учебных планов вуза заложены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям (направлениям подготовки), которые отражают:
• продолжительность и последовательность периодов теоретического и практического обучения;
• перечень обязательных учебных дисциплин, стажировок и практик, последовательность их прохождения по семестрам;
• учебное время, отводимое на каждую дисциплину, его распределение по семестрам и видам учебных занятий;
• формы итогового контроля по каждой дисциплине, формы и виды итоговой государственной аттестации выпускников.
Методическая работа в вузе непосредственно связана с содержанием и структурой учебной работы по реализации учебного плана. Содержание методической работы включает:
• разработку учебно-методических материалов;
• повышение методического мастерства руководящего и преподавательского состава;
• организацию и проведение контроля учебных занятий;
• проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс;
• рассмотрение вопросов методики обучения и воспитания на заседаниях Ученых советов, кафедр и предметно-методических комиссий.
Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели методической работы, осуществляется в вузе в формах:
• «учебно-методической работы (УМР)»;
• «научно-методической работы (НМР)»;
• «организационно-методической работы (ОМР)».
Учебно-методическая работа (УМР) направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, внедрение рекомендаций, выработанных в результате выполнения НМР, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава. То есть УМР охватывает круг вопросов, связанных с функционированием сложившейся системы методического обеспечения в конкретных условиях данного вуза. К наиболее важным формам УМР относят:
- учебно-методические сборы в вузе, на которых подводятся итоги работы за прошедший период обучения, вырабатываются единые взгляды по основным вопросам образования, проводятся методические занятия, даются указания по реализации новых требований профессиональной практики;
- методические совещания, направленные на обсуждение и решение конкретных вопросов образовательного процесса: методики проведения практики, комплексных учебных занятий, обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин;
- научно-методические конференции и семинары, которые проводятся в целях рассмотрения результатов научных исследований по проблемам образования, путей дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, вопросов внедрения новых технологий, методов и средств обучения;
- методические (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) занятия по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях обмена опытом, в интересах отработки единой методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов.
Научно-методическая работа (НМР) имеет главной целью, перспективное развитие процесса обучения, совершенствова-
ние его содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации и технологии учебного процесса на основе проведения исследований и обобщения передового опыта. НМР осуществляется в единстве с научной работой и во многом опирается на ее результаты. Теоретической базой для научно-методической работы выступают исследования вопросов педагогики и психологии высшей школы, содержания, организации и методики образовательного процесса в вузах, проводимые в форме:
- научно-исследовательской работы (фундаментальной и прикладной);
- разработки частных методик преподавания учебных дисциплин;
- научно-практических конференций;
- издания сборников научно-методических материалов.
Основной формой научно-методической работы выступают
педагогические (методические) эксперименты. Они организуются по решению Учёного совета вуза (факультета) в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований в области высшего образования, внедрения в учебный процесс новых технологий обучения, достижений педагогической науки и практики.
Организационно-методическая работа (ОМР) охватывает мероприятия по управлению методической работой. Методическая работа в вузе осуществляется на трех уровнях: кафедральном, факультетском, вузовском.
Основным звеном, выполняющим методическую работу по учебным дисциплинам, является кафедра. Методическая работа на кафедре направлена на совершенствование преподавания закрепленных за кафедрой дисциплин, оптимизацию и интенсификацию учебного процесса, улучшение его методического обеспечения, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава. Конкретное содержание методической работы кафедры определяется планом работы, индивидуальными планами работы преподавателей. Методическая работа на кафедре выполняется силами преподавателей в пределах так называемой «второй половины» шестичасового рабочего дня. Методическая работа, выполняемая преподавателем в рамках любой из её форм (УМР, НМР, ОМР), рассматривается как его функциональная обязанность. Эта работа планируется и учитывается в соответствующем разделе индивидуального плана работы преподавателя. Объём и качество методической работы служит одним из главных критериев оценки деятельности преподавателя. Помимо указанной методической работы непосредственно по преподаваемой дисциплине, преподаватели могут привлекаться к разработке новых методических материалов с использованием современных форм и технологий обучения, решения методических вопросов межкафедрального, институтского (факультетского) и общевузовского масштабов, а также к участию в деятельности коллегиальных методических органов и в организационно-методической работе по отдельным программам и заданиям органов управления высшей школой.
Основным содержанием методической работы в институте (на факультете) является координация и контроль методической работы кафедр института (факультета) с целью совершенствования подготовки специалистов по специальностям и направлениям подготовки вуза. Методическая работа института (факультета) ведется в соответствии с годовым планом работы. В решении принципиальных вопросов методической работы участвует совет института (факультета); он обсуждает основные методические проблемы, рассматривает подготовленные на кафедрах института (факультета) учебно-методические материалы и документы межкафедрального и общеинститутского масштабов и др. С целью объединения усилий кафедр института (факультета) в решении задач методической работы, для оказания помощи директору института (декану факультета) в организации и повседневном руководстве ею в институте (на факультете) создается методическая комиссия института (МКИ).
На вузовском уровне решаются проблемы и выполняются методические мероприятия межкафедрального, общевузовского, межвузовского масштабов. Методическая работа в вузе включает: определение главных направлений и проблем этой работы, ее координацию и контроль, руководство всеми структурными подразделениями, выполняющими методическую работу, реше-
ние методических проблем межфакультетского и общевузовского уровней и отдельных частных проблем, обеспечение широкого обмена передовым опытом работы и его внедрение, организацию повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
Для изучения, обобщения и распространения передового опыта обучения и воспитания, оказания помощи преподавателям в повышении педагогической квалификации в вузе создается методический кабинет. Сотрудники методического кабинета ежемесячно планируют и организуют проведение лекций, докладов, научных сообщений и консультаций по вопросам обучения и воспитания, обеспечивают накопление научно-методических материалов, ведут библиографию, организуют выпуск методических сборников (бюллетеней), выставки педагогической и методической литературы. На базе методического кабинета организуются и проводятся показные и инструкторско-методические занятия, а также занятия с молодыми преподавателями, заседания межкафедральных предметно-методических комиссий.
Управление методической работой в вузе осуществляют административные (штатные) и функциональные звенья, т. е. нештатные коллегиальные постоянно действующие методические органы, создаваемые из числа наиболее квалифицированных преподавателей и других работников вуза. Целью управления методической работой является обеспечение надлежащей эффективности мероприятий по решению задач методической работы. Содержанием управления является целенаправленное воздействие на процессы, стадии и содержание методической работы на всех уровнях приведенной выше иерархии. Функции управления методической работой на каждом уровне: прогнозирование, планирование, организация, реализация (регулирование и координация) мероприятий, учет, контроль, коррекция.
Методическую работу, направленную на переподготовку и повышение квалификации ППС в вузе организует Учебно-методическое управление совместно с Управлением кадров на основе перспективного (пятилетнего) и годового (на учебный год) планов повышения квалификации. Они разрабатывают основные мероприятия методической работы и контролируют их выполнение. Мероприятия методической работы на учебный год включаются отдельным разделом в план основных мероприятий университета на учебный год и месяц. Методическая работа на кафедрах и факультетах включается самостоятельным разделом в планы работы соответствующих структурных подразделений на учебный год и на месяц.
Методическая работа в вузе регламентируется: документами Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ), Федерального агентства по образованию (Ро-собразование РФ) и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор РФ); приказами и распоряжениями по вузу; решениями и рекомендациями Ученого и Научно-методического советов вуза; планом работы. Оценка методической работы в вузе проводится в ходе комплексной проверки деятельности вуза при его аттестации. Аттестация является формой государственного контроля качества подготовки в высших учебных заведениях, направленного на повышение уровня подготовки выпускников, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования.
Задачами оценки методической работы являются:
- получение объективной информации о состоянии методической работы в вузе;
- установление степени соответствия фактического содержания и качества методической работы в вузе нормативным данным;
- выявление положительных и отрицательных тенденций методической работы структурных подразделений вуза (кафедр, учебно-методических отделов);
- установление причин возникновения и путей решения выявленных в ходе оценки проблем.
Этапы оценки методической работы: проведение оценки методической работы в вузе в ходе внешней аттестационной экспертизы вуза (не более десяти дней); подготовка и утверждение аттестационного заключения об оценке методической работы в вузе (в течение месяца после внешней аттестационной экспертизы).
Библиографический список
1. Басов С.А. Проблемы и перспективы перестройки методической работы. НТБ СССР 1998; 2: 3 - 8.
2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Москва, 1989.
3. Богомазов Г.Г. Методика организации познавательной и исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2001.
4. Н.Б. Методическое сопровождение педагогической культуры преподавателей вуза искусств: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2006.
5. Журавлева Л.П. Организация методической работы. Великий Новгород: НРЦРО, 2003.
6. Кузина Н.Н. Методическая деятельность как объект моделирования. Образование в условиях системных изменений: сборник научных трудов. Выпуск 3. Санкт-Петербург: ИПК СПО, 2009: 76 - 79.
7. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2002.
8. Тюлина О.А., Кривых С.В. Методическое сопровождение деятельности преподавателей вуза в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования: монография. Санкт-Петербург: Экспресс, 2013.
References
1. Basov S.A. Problemy iperspektivyperestrojki metodicheskoj raboty. NTB SSSR. 1998; 2: 3 - 8.
2. Bespal'ko V.P., Tatur Yu.G. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa podgotovki specialistov. Moskva, 1989.
3. Bogomazov G.G. Metodika organizaciipoznavatel'nojiissledovatel'skojdeyatel'nostistudentov: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Pe-terburg: SPbGU, 2001.
4. N.B. Metodicheskoe soprovozhdenie pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelej vuza iskusstv: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagog-icheskih nauk. Volgograd, 2006.
5. Zhuravleva L.P. Organizaciya metodicheskoj raboty. Velikij Novgorod: NRCRO, 2003.
6. Kuzina N.N. Metodicheskaya deyatel'nost' kak ob'ekt modelirovaniya. Obrazovanie v usloviyah sistemnyh izmenenij: sbornik nauchnyh trudov. Vypusk 3. Sankt-Peterburg: IPK SPO, 2009: 76 - 79.
7. Makarova T.N. Planirovanie i organizaciya metodicheskoj raboty. Moskva: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2002.
8. Tyulina O.A., Krivyh S.V. Metodicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti prepodavatelej vuza v usloviyah perehoda na urovnevuyu sistemu vysshego professional'nogo obrazovaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2013.
Статья поступила в редакцию 31.03.16
УДК 371
Khagazheeva I.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n. a. H. M. Berbekov (Nalchik, Russia) E-mail: [email protected]
Nagoev B.B., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n. a. H. M. Berbekov (Nalchik, Russia) E-mail: [email protected]
Apsheva S.Yu., teaching assistant, Kabardino-Balkarian State University n. a. H. M. Berbekov (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]
Koumakhova L.M., senior teacher, Kabardino-Balkarian State University n. a. H. M. Berbekov (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]
THE ACMEOLOGICAL BASIS OF CONTINUITY OF PRIMARY AND PRESCHOOL EDUCATION. The article examines acmeo-logical basis of continuity of primary and preschool education. The continuity is considered as a system of development of educational process at a new grade in dialectical relationship with previous one. The authors represent results of their research of productivity level of continuity connections between primary and preschool education in terms of acmeology. According to the authors, the efficient pedagogical system is revealed in indicators of the activity in Maths, Russian Language and Literature classes and in indicators of the main directions of continuity of primary and preschool education that are used by primary school teachers. The authors also generalize their acmeologically based experience of solving problems of continuity of primary and pre-school education.
Key words: continuity, acmeological basis, productivity, educational success, directions of continuity, primary and preschool education, pedagogical system.
И.Р. Хагажеева, канд. пед. наук, доц., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail: [email protected]
Б.Б. Нагоев, канд. психол. наук, доц., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail: [email protected]
С.Ю. Апшева, ассистент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail:[email protected]
Л.М. Кумахова, ст. преп., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Е-mail: [email protected]
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена исследованию акмеологических основ преемственности начального и дошкольного образования. Преемственность рассматривается как системное развитие образовательного процесса на новом этапе образования в диалектической связи с предыдущим. Приводятся результаты исследования уровня продуктивности преемственной связи начального и дошкольного образования с позиций акмеологии и выявления продуктивной педагогической системы по показателям учебной успешности в изучении математики, русского языка и литературного чтения; по показателям основных направлений преемственности дошкольного и начального образования, осуществляемых учителями начальных классов. Обобщается опыт решения проблем преемственности начального и дошкольного образования, базирующийся на акмеологических основах.
Ключевые слова: преемственность, акмеологические основы, продуктивность, образ результата, учебная успешность, направления преемственности, дошкольное и начальное образование, педагогическая система