Клиническая медицина
stage of clinical and laboratory remission, accompanied by a significant increase in both b-adrenoreactivity membranes and erythrocyte sedimentation rate themselves. And in the digital sense they are practically the same, which gave reason to talk about mainly adrenalini nature of erythrocyte sedimentation rate in patients with this stage of disease. It is suggested that the basis of chronic spasticity erythrocytes and detrusor myocytes these patients are common systemic relaxation- spastic self-organization mechanisms of human cell membranes.
Keywords: adrenoreactivity erythrocyte membranes giperativnost detrusor myocytes.
ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Н.А. Малтабарова, А.И. Кокошко,
Н.А. Шаназаров
Медицинский университет Астана, г. Астана, Республика Казахстан
Больница медицинского центра УДП РК, г. Астана, Республика Казахстан
Е-mail авторов: nurila_m@mail.ru
В работе приводятся факторы совершенствования научно-методической работы в ВУЗе, повышения методического уровня преподавателей, обосновывается необходимость устойчивого развития методической компетентности. Показана перспективность конкретизации и актуализации содержания методической работы; использования разнообразных форм и методов методической работы; постоянного повышения квалификации преподавателя в области новых образовательных технологий и непрерывном профессиональном самовоспитании.
Ключевые слова: методическая компетентность, медицинское образование, профессионализм преподавателя.
Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан (2006) актуализировала проблему непрерывного совершенствования профессионального уровня преподавателей медицинских ВУЗов [1]. В связи с этим, большое значение приобретают вопросы, касающиеся совершенствования методической компетентности профессорско - преподавательского состава [8]. Это обусловлено, в част-
ности, тем, что в современных условиях, когда отмечается экспоненциальный рост научных знаний, наблюдается выраженный образовательный плюрализм, и происходит постоянное появление новых образовательных технологий, методическая компетентность становится ведущим структурным компонентом и главной составляющей педагогического мастерства [2]. Кроме того, именно методическая компетентность преподавателя обеспечивает результативность процесса обучения студентов, поскольку позволяет с научной точки зрения определять и реализовывать принципы, содержание, формы, методы и средства учебно-педагогической деятельности [3, 5, 9, 11]. Между тем целенаправленной работы по определению теоретического и методического уровня методической компетентности преподавателей в условиях современной трансформации учебного процесса не проводится, в то же время основная часть преподавательского коллектива в высших медицинских образовательных учреждениях не имеет специального профессионального педагогического образования и, следовательно, нуждается в систематической помощи методического характера [4, 7, 11].
Одним из основных факторов устойчивого развития компетентности преподавателя является организация научно-методической работы (НМР), под которой подразумевается специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя [2, 3, 11]. На практике реализация главной цели НМР сводится, обычно, направлением не реже 1 раза в 5 лет преподавателя на курсы повышения квалификации [4]. Конечно, данная форма работы, несомненно, содействует повышению эрудиции и компетентности преподавателя, как в области определенной учебной дисциплины, так и методики ее преподавания. Однако проведение таких курсов, контингент слушателей которых формируется, как правило, по должностному принципу (ассистент, доцент, профессор, заведующий кафедрой), на наш взгляд, не может полностью решить проблему непрерывного совершенствования образовательного процесса. Мы считаем, что для усиления действенности и результативности НМР можно было бы проводить оценку индивидуального педагогического опыта каждого преподавателя с
56
Тюменский медицинский журнал Том 17, № 4, 2015
Клиническая медицина
помощью, например, методик анкетирования, тестирования, устного собеседования, посещения занятий или лекций. Результаты такого анализа должны заноситься в карту профессионально значимых личностных качеств преподавателя, а выявленный уровень профессиональной подготовки должен стать ориентиром для выбора наиболее оптимальных путей и средств для оказания необходимой помощи преподавателю в НМР. Важно, что данный подход может использоваться не только при организации курсов повышения квалификации, но и для совершенствования НМР на кафедре. При таком подходе имеется реальная возможность целенаправленного использования педагогического опыта каждого преподавателя с учетом, как сильных сторон в его работе, так и, что особенно важно, испытываемых им затруднений в НМР. Таким образом, опора на возможности и способности каждого преподавателя - существенно важное условие эффективности методической работы в целом.
Другим, не менее важным принципом, определяющим эффективность методической работы, является коллегиальность [1, 2]. В настоящее время данный принцип успешно реализуется на всех структурных уровнях ВУЗа. Однако в современных условиях, когда поток научной, учебной и педагогической литературы практически удваивается каждые 3-4 года, одному человеку очень трудно уследить за всей новой информацией, что появляется в той или иной области. Особенно это касается материалов по внедрению новых методов обучения и изучения опыта педагогов-новаторов. В этой связи существенное значение приобретает коллективная работа и возрастает роль комитета по внедрению новых образовательных технологий (КВНОТ). Именно на заседаниях комитета должны обсуждаться доклады по наиболее существенным вопросам методической работы и инновационным образовательным технологиям, проходить знакомства с научными открытиями и изобретениями в области учебной и учебно-методической работы. При этом на такие совещания должны приглашаться лица, прошедшие стажировку в ближнем и дальнем зарубежье, чтобы не только в теоретическом плане знакомить преподавателей с опытом НМР других вузов, но и проводить мастер-классы. К сожалению, в настоящее время работа большинства комитетов образовательных программ специальностей (КОПС) сводится лишь к заслушиванию сообще-
ний, которые нередко носят характер самоотчетов о проделанной работе без указания путей совершенствования НМР [5]. Также не частым предметом для специального рассмотрения на заседаниях КОПС являются вопросы, касающиеся путей реализации принципа проблемности в обучении, достоверности оценки знаний, умений и навыков по дисциплинам, совершенствования рейтинговой системы контроля знаний студентов, методики актуализации основных (опорных) знаний студентов, методики анализа и оценки эффективности образовательной деятельности преподавателя и других проблемных вопросов НМР [7]. Указанные недостатки в организации деятельности КОПС могут быть устранены, если соблюдать принцип перспективности при составлении планов работы КОПС и КВНОТ.
Другим, не менее важным, аспектом в развитии методической компетентности преподавателей является конкретизация и актуализация содержания методической работы [6]. Однако на сегодняшний день, нет четкой реализации этого положения, что обуславливает нерациональность использования времени на НМР и приводит к формальному характеру данной работы в целом. Это, в частности, подтверждается тем, что годовая учебная нагрузка преподавателя абсолютно не зависит от конкретного объема запланированной методической работы на кафедре, которая, в свою очередь, определяется реализацией новых реформ и государственных стандартов высшего медицинского образования. Для решения этой задачи, прежде всего, должна быть снижена педагогическая нагрузка, которая позволит преподавателям качественно и с наибольшей эффективностью проводить методическую работу. Кроме того, уменьшение аудиторной нагрузки на каждого сотрудника кафедры будет способствовать использованию различных форм НМР, а не ограничиваться только написанием методических разработок и взаимопосещением практических занятий и лекций. Данная проблема приобретает особую актуальность в свете прохождения ВУЗом ас-сестмента FQM.
В качестве еще одного фактора устойчивого развития методической компетентности преподавателя можно выделить его профессиональное самовоспитание [6, 7, 10]. В этом контексте нам наиболее важными представляются, во-первых, учет оценки каждым преподавателем себя как профессионала со стороны студентов, коллег и
Том 17, № 4, 2015 Тюменский медицинский журнал
57
Клиническая медицина
руководства, во-вторых, самооценивание своих отдельных сторон. Однако сегодня в ВУЗе данная работа, заключающаяся в мониторинге оценки каждого преподавателя, с его точки зрения, сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних (ретроспективная) и будущих достижений (потенциальная и идеальная), а также оценки со стороны других (рефлексивная самооценка) не проводится.
Таким образом, для совершенствования научно-методической работы в ВУЗе и для повышения методического уровня преподавателей необходимо, прежде всего, учитывать факторы устойчивого развития методической компетентности, заключающиеся в правильной организации НМР и участии в ней всех преподавателей ВУЗа; в реализации принципа перспективности при составлении планов методической работы; в конкретизации и актуальности содержания методической работы; в использовании разнообразных форм и методов методической работы; в постоянном повышении квалификации преподавателя в области новых образовательных технологий и непрерывном профессиональном самовоспитании.
Литература:
1. Авадэни Ю.И., Витушкин А.Н., Жигадло А.П., Цветкова Е.В. Преимущества и достоинства технологии учебного сквозного проектирования для формирования профессиональных компетенций выпускников ВУЗа // Вестник СибАДИ. - 2014. -№ 3 (37). - С. 138-145.
2. Азизова Л.В. Мотивационный компонент социальной активности студентов ВУЗов // Инженерно-строительный Вестник Прикаспия. - 2013. -Том 2 (№ 3). - С. 74-76.
3. Байденко В.И., Зантворт Дж. Ван Модернизация
профессионального образования: современный
этап. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 23 с.
4. Горина А.В. (Шведова А.В.), Данилова Ю.А. Опыт социального проектирования студентами заочной формы обучения // Теоретические знания - в практические дела: сб. научн. статей межд. научно-практич. конф. студентов, аспирантов и молодых исследователей 25 марта 2008 года. В 5
ч. - Ч. 5. - Омск: Филиал ГОУ ВПО «РосЗИТЛП» в г. Омске, 2008. - С. 95-96.
5. Горина А.В., Макурина М.В. Проектная деятельность «Творческой мастерской» как средство
адаптации абитуриентов и студентов // Развитие непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки кадров в условиях инновационных технологий: сб. мат. Межд. научно-метод. конф. -М.: ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», Ч. 2. - 2009. - С. 910.
6. Грудинина В.В. Проектная деятельность учащихся на основе сотрудничества школы и ВУЗа в условиях новых образовательных стандартах // Вестник МГОУ. - 2012. - № 4. - С. 78-81.
7. Кутейникова И.Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации // Интеграция методической (научно- методической) работы и системы повышения квалификации кадров: тез. докл. - Челябинск, 2002. - Ч.
I. - С. 46-48.
8. Молчанова А.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов как условие развития работников образования на современном этапе // Академический журнал Западной Сибири. - 2015. - Том 11, № 4. - С. 76-77.
9. Парахонский А.П. Профессиональная адаптация преподавателя // Сб. научных статей Кубанского медицинского института. - Краснодар, 2005.
10. Помелова Л.А., Шевелев И.И. Преподавательский дизайн обучения в медицинском ВУЗе // Академический журнал Западной Сибири. - 2015. - Том 11, № 1. - С. 76-77.
11. Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптации преподавателя к профессиональнопедагогической деятельности в высшей школе // Образовательные технологии и наука. - Казань, 2006. - № 9 (2). - С. 268.
Транслитерация:
1. Avadjeni Ju.I., Vitushkin A.N., Zhigadlo A.P., Cvetkova E.V. Preimushhestva i dostoinstva teh-nologii uchebnogo skvoznogo proektirovanija dlja formirovanija professional'nyh kompetencij vypusknikov VUZa // Vestnik SibADI. - 2014. - № 3 (37). - S. 138-145. (In Russ)
2. Azizova L.V. Motivacionnyj komponent soci-al'noj aktivnosti studentov VUZov // Inzhener-no-stroitel'nyj Vestnik Prikaspija. - 2013. - Tom 2 (№ 3). - S. 74-76. (In Russ)
3. Bajdenko V.I., Zantvort Dzh. Van Modernizacija professional'nogo obrazovanija: sovremennyj jetap. -2-e izd., pererab. i dop. - M.: Issledova- tel'skij centr problem kachestva podgotovki spe-cialistov, 2003. -23 s. (In Russ)
4. Gorina A.V. (Shvedova A.V.), Danilova Ju.A. Opyt social'nogo proektirovanija studentami zaochnoj formy obuchenija // Teoreticheskie znanija - v prak-ticheskie dela: sb. nauchn. statej mezhd. nauchno-praktich. konf. studentov, aspirantov i molodyh issle-
58
Тюменский медицинский журнал Том 17, № 4, 2015
Клиническая медицина
dovatelej 25 marta 2008 goda. V 5 ch. - Ch. 5. -Omsk: Filial GOU VPO «RosZITLP» v g. Omske, 2008. - S. 95-96. (In Russ)
5. Gorina A.V., Makurina M.V. Proektnaja dejatel'-nost' «Tvorcheskoj masterskoj» kak sredstvo adaptacii abi-turientov i studentov // Razvitie nepreryvnoj profes-sional'noj podgotovki i pe-repodgotovki kadrov v uslovijah innovacionnyh tehnologij: sb. mat. Mezhd. nauchno-metod. konf. - M.: GOU VPO «RosZITLP», Ch. 2. - 2009. - S. 9-10. (In Russ)
6. Grudinina V.V. Proektnaja dejatel'nost' uchashhih-sja na osnove sotrudnichestva shkoly i VUZa v uslovijah novyh obrazovatel'nyh standartah // Vestnik MGOU. - 2012. - № 4. - S. 78-81. (In Russ)
7. Kutejnikova I.H. Professional'naja nravstven-nost' kak vazhnyj jelement pedagogicheskoj kvalifikacii // Integracija metodicheskoj (nauchno - metodicheskoj) raboty i sistemy povyshenija kva-lifikacii kadrov: tez. dokl. - Cheljabinsk, 2002. - Ch. I. - S. 46-48. (In Russ)
8. Molchanova A.V. Nauchno-metodicheskoe so-provozh-denie professional'nogo rosta pedagogov kak uslovie razvitija rabotnikov obrazovanija na so-vremennom jetape // Academic journal of West Siberia. - 2015. - Vol. 11, № 4. - P. 76-77. (In Russ)
9. Parahonskij A.P. Professional'naja adaptacija prepodavatelja // Sbornik nauchnyh statej Kuban-skogo medicinskogo instituta. - Krasnodar, 2005. (In Russ)
10. Pomelova L.A., Shevelev I.I. Prepodavatel'skij dizajn obuchenija v medicinskom VUZe // Academic journal of West Siberia. - 2015. - Vol. 11, № 1. - P. 76-77. (In Russ)
11. Frolov A.G., Homochkina S.A., Matushanskij G.U. Adaptacii prepodavatelja k professional'-no-pedagogicheskoj dejatel'nosti v vysshej shkole // Obrazovatel'nye tehnologii i nauka. - Kazan', 2006. -№ 9 (2). - S. 268. (In Russ)
FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT METHODICAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF THE HIGHER MEDICAL SCHOOLS
N.A. Maltabarova, A.I. Kokoshko, N.A. Shanazarov
Are the factors improving the scientific and methodological work at the university, improving the methodological level teachers, the necessity of sustainable development methodical competence. The prospects of concretization and actualization of the contents of methodical work; Use a variety of forms and methods of methodical work; ongoing training of teachers in the new educational technologies, and continuous professional self-education.
Keywords: methodical competence, medical education, teacher professionalism.
Том 17, № 4, 2015 Тюменский медицинский журнал
59