Научная статья на тему 'Управление методической работой вуза на основе педагогической модели деятельности методической службы вуза'

Управление методической работой вуза на основе педагогической модели деятельности методической службы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ВУЗЕ / УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ ВУЗА / МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / MANAGEMENT OF THE UNIVERSITY'S METHODICAL DEPARTMENT / WORKING MODEL OF THE UNIVERSITY'S METHODICAL DEPARTMENT / TEACHERS' ACTIVITIES / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / METHODICAL WORK AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Градусова Тамара Константиновна, Жукова Татьяна Александровна

Статья посвящена проблеме совершенствования системы управления методической работой вуза на основе педагогической модели деятельности методической службы вуза. Описана педагогическая модель деятельности методической службы вуза. Представлены основные результаты использования данной модели при организации методической работы в вузе: повышение методической компетентности преподавателей вуза и готовности студентов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF METHODICAL WORK IN THE UNIVERSITY ON THE BASIS OF THE PEDAGOGICAL MODEL OF THE WORK OF THE UNIVERSITY’S METHODICAL DEPARTMENT

The paper is devoted to the problem of improving management system of methodical work in the university on the basis of the pedagogical model of the work of the university’s Methodical Department. The model of the work of the university’s Methodical Department is described. The main results of using this model for organizing methodological work in the university are: improvement of teachers’ methodical competence and students '' readiness for professional activity.

Текст научной работы на тему «Управление методической работой вуза на основе педагогической модели деятельности методической службы вуза»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378

УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ВУЗА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА

Т. К. Градусова, Т. А. Жукова

MANAGEMENT OF METHODICAL WORK IN THE UNIVERSITY ON THE BASIS OF THE PEDAGOGICAL MODEL OF THE WORK OF THE UNIVERSITY’S METHODICAL DEPARTMENT

T. K. Gradusova, T. A. Zhukova

Статья посвящена проблеме совершенствования системы управления методической работой вуза на основе педагогической модели деятельности методической службы вуза. Описана педагогическая модель деятельности методической службы вуза. Представлены основные результаты использования данной модели при организации методической работы в вузе: повышение методической компетентности преподавателей вуза и готовности студентов к профессиональной деятельности.

The paper is devoted to the problem of improving management system of methodical work in the university on the basis of the pedagogical model of the work of the university’s Methodical Department. The model of the work of the university’s Methodical Department is described. The main results of using this model for organizing methodological work in the university are: improvement of teachers’ methodical competence and students ' readiness for professional activity.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, методическая работа в вузе, управления методической службой вуза, модель деятельности методической службы вуза, деятельность преподавателей.

Keywords: higher professional education, methodical work at the University, management of the university’s Methodical Department, working model of the university’s Methodical Department, teachers’ activities.

Основной задачей российской системы высшего профессионального образования является обеспечение качества образования, что предполагает уточнение подходов к управлению педагогическими системами. Сегодня особую значимость приобретает методическая работа в вузе, которая берет на себя функции по реализации инновационных процессов: разработка новых образовательных программ, учебных планов, рабочих программ дисциплин; написание учебной литературы и подготовка методической документации в соответствии с новыми принципами организации учебного процесса и др.

Управление методической работой вуза - далеко не новая научно-практическая проблема. Реформирование системы высшего профессионального образования выявило факты, подтверждающие необходимость создания систем управления качеством образования и педагогических структур, ориентированных на проведение мероприятий, связанных с выполнением методической работы, так как методическая составляющая присутствует во всех ключевых факторах качества образования: качество образовательных программ; качество информационно-методического обеспечения образовательного процесса; качество профессорскопреподавательского состава; качество технологий обучения; качество технологий тестирования и проверки знаний, умений и навыков студентов; качество системы повышения квалификации. Необходимость осмысления и решения проблемы управления методической работой вуза с целью достижения прогнозируемого результата - качества обучения студентов - обусловлена тем, что теория управления образовательными процессами в высшем профессиональном образовании разработана недостаточно, а понятие «управление» для использования в практике образовательных учрежде-

ний требует дальнейшего уточнения (В. П. Симонов, Т. И. Шамова и др.).

В педагогической науке, как показывает анализ научной литературы, сложились предпосылки, позволяющие создавать систему управления методической работой в условиях реализации инновационных методических задач. Разработаны следующие управленческие аспекты: философские проблемы управления

(В. Г. Афанасьев); контроль и регулирование внутришкольного управления (Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова и др.); управление профессиональным ростом учителя (М. М. Поташник); управление методической работой в школе (Н. В. Немова); управление учебно-воспитательным процессом в средней школе на основе системного подхода (В. П. Симонов); управление качеством образовательного процесса в колледже (О. Л. Назарова и др.); управление инновациями в школе (В. С. Лазарев, А. М. Моисеев и др.); управление образовательным процессом в условиях информационного общества (И. С. Бусыгина; Ф. И. Семяшкин и др.); адаптивное управление педагогическими системами (В. С. Ку-кушин, П. И. Третьяков и др.); обратные связи в управлении педагогическими системами (Л. И. Фишман); управление и мониторинг качества в вузах (Н. К. Горшкова, И. В. Жуковский, В. И. Круглов, В. Ю. Огвоз-дин, В. С. Соболев, С. А. Степанов и др.); организация и управление учебным процессом вуза при переходе на ФГОС ВПО (Ю. Б. Васенев).

Однако теоретический анализ научной литературы позволяет утверждать, что отсутствуют научные исследования по разработке методологических подходов к управлению методической работой в учреждениях высшего профессионального образования. Среди теоретиков (О. С. Анисимов, Б. М. Бим-Бад, В. П. Без-духов, Н. В. Бордовская, А. Л. Бусыгина, А. А. Вербицкий, С. Л. Гусев, Т. Н. Гущина, Н. В. Зеленко, А. Л.

68

Т. К. Градусова, Т. А. Жукова, 2014

Зубков, И. Ю. Ковалева, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, М. К. Мамардашвили, А. К. Маркова, А. В. Петровский, Т. И. Руднева, О. А. Тимкина и др.) нет единого мнения относительно сути методических понятий, отсутствует традиция толкования методической компетентности преподавателя вуза как педагогической категории.

В связи с этим требуют более глубокого изучения вопросы организации управления методической службы вуза, в частности на основе создания научно обоснованной нормативной модели целостной системы обучения, обеспечивающей органическую интеграцию вузовского преподавания с наукой и практикой. Фундаментом такой интеграции является учебный процесс, построенный на основе нормативной модели и прин-

ПЕДАГОГИКА |

ципа взаимной заинтересованности вуза, науки и практики.

Модель деятельности методической службы вуза (автор модели Т. К. Градусова), представлена в таблице, где по горизонтали расположены четыре основных звена, непосредственно занятые в процессе профессионального становления преподавателя вуза: учебнометодическое управление и научно-методический совет, деканаты и кафедры, преподаватели и курсы преподавателей высшей школы. В каждой из вертикальных граф системы выделены цели, функции направления, организационные формы, технологии, методы, программно-методические средства, критерии эффективности профессионального становления.

Модель деятельности методической службы вуза

Таблица

Компоненты системы организационно-методического обеспечения Научно-методический совет, учебно-методическое управление Учебно-методические комиссии факультетов, деканаты, кафедры Преподаватели Курсы преподавателей высшей школы

i 2 3 4 5

Цели: - социальные, Формирование учебных планов, отвечающих запросам личности и общества Формирование личности, соответствующей социальным требованиям Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности, соответствующей социальному статусу Формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, направленных на гуманизацию общества

- психологические, Координация действий психологической службы по адаптации студентов к избранной профессиональной деятельности Создание условий для профессионального становления студента как будущего специалиста Формирование профессионально значимых качеств личности Создание творческой атмосферы образовательного процесса

- дидактические, Обеспечение интеграции всех учебных предметов соответственно конечным целям обучения Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Формирование профессиональных знаний, умений и навыков Выявление взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, разработка и применение современных образовательных технологий

- воспитательные Разработка и реализация программ развития личности и коллектива Формирование ответственного отношения к работе по избранной профессии Воспитание положительного эмоционального отношения к профессии Выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения

Функции: - обучающие, Координация деятельности факультетов и кафедр по реализации учебных планов Осуществление деятельности по реализации учебных планов Обучение специальным знаниям, умениям профессионального труда Использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса

- развивающие, Внедрение в образовательный процесс передовых педагогических технологий Организация мероприятий по изучению новых педагогических технологий Использование на занятиях оптимальных педагогических технологий Проведение исследований частных и общих проблем высшего профессионального образования

Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

69

ПЕДАГОГИКА

Продолжение таблицы

- воспитывающие Стимулирование и пропаганда передовых педагогических технологий Поддержка и развитие новых педагогических технологий Коррекция ценностных ориентаций Развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности преподавателя вуза

Содержание деятельности по этапам: 1-й этап -поисковый, Координация работы факультетов и кафедр по программе профессионального становления творческого специалиста Обеспечение реализации программы вхождения студента в профессию, успешной адаптации его на этапе вхождения Ориентация студентов на приобретение навыков творческой работы на занятиях и в самостоятельной работе

2-й этап -констатирующий, Изучение и анализ динамики изменений в процессе становления творческого специалиста Изучение изменения отношения к профессии, стимулирование творчества студентов в процессе учебы Внедрение, обобщение и использование творческих навыков студентов на аудиторных занятиях и в самостоятельной работе

3-й этап -формирующий Руководство разработкой программ становления будущего творческого специалиста Разработка программ становления будущего специалиста, организация практик по обретению профессии Семинары, консультации

Формы: - организация воспитательно-образовательного процесса в университете, Организация и поддержка повышения педагогического мастерства преподавателей (стажировки, ФПК, ИПК, семинары школы) Формирование специализаций, проведение практикумов по педагогическому мастерству, экспедиций, педагогических практик Лекции, семинарские, лабораторные и практические занятия, индивидуальная работа со студентами

- организация научно -исследователь-ского процесса, Организация и поддержка научных школ научно-практических конференций, обобщение опыта и др. Олимпиады по профессии, защита курсовых и дипломных работ на месте будущей работы, НИРС Педагогические чтения, творческие отчеты, работа на экспериментальных площадках, проблемные семинары и т. д.

- организация деятельности во внеурочное время Совершенствование программы по руководству самостоятельной работой студентов преподавателей Развитие института кураторов, клубы по интересам, творческие объединения, экспедиции и т. д. Индивидуальная и групповая работа со студентами в творческих объединениях преподавателей

Педагогические технологии: - диагностики, Методы изучения психологопедагогических условий развития творческих способностей будущего специалиста Методы изучения качеств, необходимых для креативного профессионала и динамики формирования этих качеств Методы изучения личности, анализа динамики развития и самосовершенствования

- формирования качеств личности, Подготовка сквозных программ профессионального становления творческого специалиста Проведение имитационных игр, научных и педагогических конференций студентов, аспирантов и преподавателей Беседы и консультации об особенностях профессии преподавателя, привитие интереса к этой профессии

70 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

ПЕДАГОГИКА | Продолжение таблицы

- организация познавательной деятельности, Внедрение сквозных программ становления творческого специалиста в практику работы факультетов Организация и проведение просеминаров, практик по месту будущей работы как метода формирования творческих навыков специалиста Проведение учебных занятий различных форм с целью формирования профессиональных навыков творческого специалиста

- контроля Социологическое исследование и анализ уровня сформи-рованности творческих способностей студентов Постановка и решение творческих задач, направленных на совершенствование технологии обучения студентов и выполнение государственного образовательного стандарта Помощь в осуществлении индивидуальных планов становления студента как творческого профессионала, анализ и коррекция деятельности студентов

Средства обучения: Интегрированные программы становления студента как творческого профессионала Технологические программы становления творческого профессионала Новые педагогические технологии обучения

Критерии: - познавательный компонент, Владение методами, средствами, приемами педагогической деятельности Овладение информацией о новых педагогических технологиях Наличие компонента педагогического мастерства

- эмоциональный компонент, Положительное отношение к преподавательской деятельности в вузе Устойчивое положительное отношение к преподавательской деятельности в вузе Полное удовлетворение педагогической деятельностью

- деятельностный компонент, Активная позиция в овладении новыми педагогическими и информационными технологиями Активная позиция в овладении знаниями по дидактике педагогических и информационных технологий Активное стремление к повышению профессионального мастерства

- волевой компонент Наличие волевых усилий при овладении педагогическими технологиями Уверенность в преодолении трудностей в профессиональной деятельности Стремление к совершенствованию профессионально значимых качеств

При построении модели деятельности методической службы вуза Т. К. Градусова определила социальные, психологические, дидактические и воспитательные цели для трех основных субъектов, обеспечивающих педагогический процесс: учебно-методическое управление (УМУ) и научно-методический совет (НМС), деканаты и кафедры, преподаватели.

УМУ и НМС, деканаты и кафедры, преподаватели, находясь на своем уровне влияния на воспитательнообразовательный процесс вуза, должны определять цели деятельности по-разному. Характер деятельности НМС: координация работы всех подразделений вуза, деканатов и кафедр - обеспечивающий работу факультетов, преподавателей - формирования профессиональные творческие умения и навыки студентов. Цели (а далее и другие компоненты системы организационно-методического обеспечения) сформулированы нами в соответствии с характером деятельности, ориентиро-

ванной на конечные результаты - подготовку творческого специалиста в вузе.

Социальные цели: разработка учебных планов, отвечающих запросам личности и общества; формирование личности, соответствующей социальным требованиям; формирование готовности студентов к профессиональной деятельности, соответствующей социальному заказу.

Психологические: координация действий психологической службы по адаптации студентов к избранной профессиональной деятельности: создание условий для профессионального становления студента как будущего профессионала; формирование профессионально значимых качеств личности.

Дидактические: обеспечение интеграции всех

учебных предметов относительно конечных целей обучения; организация образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного образова-

Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

71

ПЕДАГОГИКА

тельного стандарта; формирование профессиональных знаний, умений и навыков.

Воспитательные: разработка и реализация программ развития личности и коллектива; формирование ответственного отношения к работе по избранной профессии; воспитание положительного эмоционального отношения к профессии.

Для реализации поставленных целей были определены функции, имеющие свое проявление в деятельности всех звеньев системы.

Обучающие: координация деятельности факультетов и кафедр по разработке учебных планов; осуществление деятельности по реализации учебных планов; обучение специальным знаниям, умениям профессионального труда.

Развивающие: внедрение в образовательный процесс передовых педагогических технологий; организация мероприятий по изучению новых педагогических технологий; использование на занятиях оптимальной педагогической технологии.

Воспитывающие: стимулирование и пропаганда передовых педагогических технологий; поддержка и развитие новых педагогических технологий; коррекция ценностных ориентаций.

Содержание деятельности определялось поэтапно:

1- й этап. Поисковый: координация работы факультетов и кафедр по программе профессионального становления специалиста; обеспечение реализации программы вхождения студента в профессию, успешной адаптации его на этапе вхождения; ориентация студентов на приобретение навыков творческой работы на занятиях и в самостоятельной работе.

2- й этап. Констатирующий: изучение и анализ динамики изменений в процессе становления специалиста; изучение изменения отношения к профессии, стимулирование творчества студентов в процессе учебы; внедрение, обобщение и использование творческих навыков студентов на аудиторных занятиях и в самостоятельной работе.

3- й этап. Формирующий: руководство разработкой программ становления будущего творческого специалиста; разработка программ становления профессионала, организация практик в выбранной профессиональной области; семинары, консультации.

В соответствии с целями, функциями и содержанием деятельности, были определены формы организации воспитательно-образовательного и научноисследовательского процессов и самостоятельной работы студентов и преподавателей.

Организация воспитательно-образовательного процесса включала организацию и поддержку повышения педагогического мастерства преподавателей (стажировки, ФПК, ИПК, семинары, школы); формирование специализаций, проведение практикумов по педагогическому мастерству, экспедиций, педагогических практик; лекции, семинарские, лабораторные и практические занятия, индивидуальная работа со студентами.

Организация научно-исследовательского процесса включала организацию и поддержку научных школ, научно-практических конференций, обобщение педагогического опыта и др.; олимпиады по профессии, защита курсовых и дипломных работ на месте будущей работы, НИРС; педагогические чтения, творческие

отчеты, работа на экспериментальных площадках, проблемные семинары и т. д.

Организация деятельности во внеучебное время включала совершенствование программы по руководству самостоятельной работой студентов и преподавателей; развитие института кураторов, клубы по интересам, творческие объединения, экспедиции и т. д.; индивидуальная и групповая работа со студентами в творческих объединениях преподавателей.

Педагогические технологии делятся на группы: диагностики, формирования качеств личности, организации деятельности и контроля. К соответствующим группам были отнесены:

К технологиям диагностики - методы изучения психолого-педагогических условий развития творческих способностей будущего профессионала; методы изучения качеств, необходимых для специалиста и динамики формирования этих качеств; методы изучения личности, анализа динамики развития и самосовершенствования и др.

К технологиям формирования качеств личности -подготовка сквозных программ профессионального становления специалиста; проведение имитационных игр, научных и педагогических конференций студентов и аспирантов; беседы и консультации об особенностях будущей профессии, привитие интереса к этой профессии и др.

К технологиям организации деятельности - внедрение сквозных программ становления специалиста в практику работы факультетов; организация и проведение просеминаров, практик по месту будущей работы как метода формирования творческих навыков специалиста; проведение учебных занятий различных форм с целью формирования профессиональных навыков специалиста др.

К технологиям контроля - социологические исследования и анализ уровня сформированности творческих способностей студентов; постановка и решение творческих задач, направленных на совершенствование технологии обучения студентов и выполнение государственного образовательного стандарта; помощь в осуществлении индивидуальных планов становления студента как специалиста, анализ и коррекция деятельности студентов и др.

Обобщенными средствами достижения цели становления специалиста являются интегрированные программы обучения и воспитания студента в вузе, которые разрабатываются на факультетах, рассматриваются и утверждаются научно-методическим советом и внедряются в практику под руководством учебнометодического управления. Деканаты и кафедры в свою очередь детально разрабатывают технологию внедрения интегрированных программ становления специалиста, корректируют содержание и формы обучения и воспитания. Преподаватели факультета и межфакультетских кафедр, используя технологии обучения, на аудиторных занятиях и в индивидуальной работе, формируют у студентов необходимые профессиональные умения и навыки специалиста.

Как показала практика применения, разработанная Т. К. Градусовой модель методической службы вуза отвечает потребностям практической деятельности профессорско-преподавательского коллектива вуза для

72 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

ПЕДАГОГИКА

реализации основной задачи: подготовка, становление и развитие специалиста. Эффективность решения этой задачи обусловлена комплексностью мероприятий по методическому обеспечению воспитательно-обра-

зовательного процесса. В частности, в процессе реализации модели методической службы вуза был создан комплект из методических и учебного пособий, отражающих опыт управления методической работой вуза на основе педагогической модели деятельности методической службы вуза в условиях реализации ФГОС третьего поколения в него вошли:

1) методическое пособие «Современные образо-

вательные технологии в учебном процессе вуза», которое даёт систематизированное и полное представление о новой отрасли знания в системе наук об образовании - технологии обучения студентов. В методическом пособии рассматриваются теоретико-

методологические вопросы организации деятельности методической службы вуза, использование педагогических технологий в контексте стандартов третьего поколения: суть, структура, функции, принципы, условия успешного функционирования в воспитательно-образовательном процессе вуза [2];

2) методическое пособие «Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов», в котором представлены актуальные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы. Охарактеризованы особенности применения активных и интерактивных форм учебных занятий в аудиторной учебной работе, особенности современных вузовских средств оценивания результатов обучения, формы текущего и промежуточного контроля знаний по дисциплине. Опираясь на опыт КемГУ, даны рекомендации по применению конкретных педтехнологий при формировании основных компетенций [3];

3) учебное пособие «Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов», в котором раскрывается компе-тентностный подход в современном российском образовании; охарактеризованы педагогические технологии и формы проведения занятий, используемые в аудиторной и самостоятельной учебной работе, особенности применения активных и интерактивных форм учебных занятий; представлены основные формы контроля и оценивания [1].

Основные преимущества комплекта пособий, отражающих опыт управления методической работой вуза на основе педагогической модели деятельности методической службы вуза в условиях реализации ФГОС третьего поколения заключаются в том, что:

- представленный в комплекте пособий теоретический материал в полной мере ориентирован на реализацию принципа научности, что выражается прежде всего в том, что предлагаемый материал отражает современные подходы к анализу и характеристике явлений педагогической действии-тельности, разные точки зрения по рассматриваемым вопросам. Содержание теоретического материала направлено также на повышение уровня теоретического мышления преподавателей, студентов и во

многом связано с овладением понятийным аппаратом педагогической науки на достаточно высоком уровне теоретического обобщения;

- предлагаемые в комплекте теоретический и практический материалов носят практико-ориентированный характер,

- методика работы с данными пособиями ориентирована на организацию самостоятельной работы - один из приоритетов педагогического процесса в современном образовательном учреждении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в небольшом объеме учебного пособия, четкой структуре работы, соответствующую содержанию и требованиям, предъявляемым к методическим и учебным пособиям;

- работа с данным комплектом пособий позволяет реализовать ряд психолого-педагогических функций: стимулирующую, побуждающую каждого магистра к достижению более высокого учебного результата; обучающую, связанную с самостоятельным изучением материала, поиском правильного ответа на предложенное задание; воспитывающую, направленную на развитие таких качеств как самостоятельность, способность к адекватной самооценке, рефлексии и др.; коррекции, направленную на определение и устранение пробелов в знаниях магистра; констатирующую, позволяющую определить и объективно оценить уровень знаний магистра.

Представленная модель и комплект пособий, отражающий опыт управления методической работой в вузе позволили оптимально организовывать методическую работу в образовательном пространстве вуза и повысить квалификацию преподавателей. Пособия, входящие в комплект были использованы преподавателями высших учебных заведений при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий на факультетах повышения квалификации, в подготовке и профессиональной переподготовке преподавателей и специалистов методических служб вузов с целью повышения уровня их методической компетентности, руководителями вузов с целью организации и управления методической работой вуза. Данные модель и комплект пособий были положены в основу разработки ряда методических мероприятий, проведённых в Кем-ГУ. Среди них:

Серия внутриуниверситетских методических семинаров по проблемам организации перехода на ФГОСы:

- «Особенности ФГОСов 3-го поколения»;

- «Нормативно-методические и технологические аспекты перехода на уровневое образование»;

- «Технологические аспекты реализации модели уровневого ВПО»;

- «Технологии сопровождения самостоятельной работы студентов» и др.

Проблемы перехода на уровневую систему ВПО в повестках научно-методического совета:

• О разработке вузовской нормативно-правовой базы внедрения уровней системы ВПО по разделу «Оценка качества освоения ООП»;

• О реализации программ подготовки магистров (организация учебного процесса, научно-исследовательской работы, практик, итоговой государственной аттестации);

• О ходе подготовки к аккредитации ООП:

Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

73

ПЕДАГОГИКА

- магистратуры: «Экономика», «Менеджмент», «Филология», «Психология», «Социальная работа», «Математика», «Прикладная математика и информатика», «Биология».

- бакалавриат: «Социология», «Юриспруденция»;

• разработка и внедрение модульно-рейтинговой оценки знаний (по материалам семинаров на историческом, физическом, химическом факультетах);

• результаты мониторинга подразделений факультетов и кафедр университета по переходу на уровне-вую систему ВПО;

• анализ внедрения новых форм, методов и опыта по итогам повышения квалификации сотрудниками кафедр факультетов;

• опыт развития процессов социального партнерства университета и работодателей на математическом факультете, факультете политических наук и социологии, физической культуры и спорта;

• осуществление компетентностного подхода и применение интерактивных форм и технологий обучения в воспитательно-образовательном процессе вуза (по результатам учебно-методического семинара преподавателей кафедры педагогики).

Научно-методические семинары факультетов:

- «Разработка и внедрение кредитно-модульной формы обучения и преподавания; модульно-рейтинговая оценка знаний» (ФИиМО);

- «Оценочные средства в условиях компетентно-стного подхода» (ЭФ);

- «Электронные образовательные ресурсы и информационные технологии в образовательном процессе» (кафедра информационных технологий в образовании);

- «Применение Интернет-технологии «веб-квест» как средства организации самостоятельной работы студентов в условиях перехода на ФГОС» (ФРГФ);

- «Осуществление компетентностного подхода и применение интерактивных форм и технологий обуче-

ния в воспитательно-образовательном процессе вуза» (межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики);

- «Технологии руководства самостоятельной работой студентов» (БФ);

- «Качество образования на физическом факультете - пути решения проблемы» (ФФ)

- «Инновационные методы в учебном процессе» (ЮФ).

- Перспективная программа учебно-методического обеспечения ФГОС:

- разработка УМК по всем дисциплинам;

- обеспечение учебных дисциплин учебными и учебно-методическими материалами, разработанными ППС вуза;

- подготовка ЭОР для обеспечения учебного процесса по курсам и дисциплинам.

В целом, практика организации управления методической работой вуза на основе педагогической модели деятельности методической службы вуза позволило повысить:

- методическую компетентность преподавателей

вуза;

- готовность студентов к освоению и разработке инноваций в профессиональной сфере. к продуктивному профессиональному взаимодействию в коллективе, к принятию решений в ходе выполнения нестандартных профессиональных задач, к профессиональной деятельности.

Отмечено увеличение числа студентов, освоивших все дидактические единицы содержания дисциплин циклов образовательных программ и реализующих возможность обучения с целью получения дополнительной профессиональной квалификации и развития способностей к проведению научных исследований.

Литература

1. Градусова Т. К., Жукова Т. А. Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов: учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 2013. 100 с.

2. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие / авт.-сост. Н. Э. Касаткина [и др.]; отв. ред. Н. Э. Касаткина. Кемерово, «КРИРПО», 2011. 184 с.

3. Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля

успеваемости и итоговой аттестации студентов: методическое пособие; тексто-графические учебные материалы / сост. Т. К. Градусова, Т. А. Жукова, О. В. Семендяева. Текстовое электронное издание (39 Мб). Кемерово:

КемГУ, 2013. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

Информация об авторах:

Градусова Тамара Константиновна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебнометодического управления КемГУ, tkgradusova@kemsu.ru.

Tamara K. Gradusova - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Educational and Methodical Department, Kemerovo State University.

Жукова Татьяна Александровна - кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, Arik 00@list.ru.

Tatiana A. Zhukova - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Assistant Professor at the Inter-University Department of General and Higher Education Pedagogics, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 18.03.2014 г.

74 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.