Голдобина М.В.
Методическая работа вуза как фактор повышения его конкурентоспособности //
Вестник Самарского государственного уеиверситета. 2015г. №8 (Ш). С. 61-68 61
УДК 337
М.В. Голдобина*
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В статье приведены основные вопросы методической работы вуза как фактора конкурентоспособности и развития учебной деятельности образовательных организаций на рынке профессиональных образовательных услуг. Показано, что методическая работа вуза приводит к качественному изменению его основных образовательных и научных показателей, тем самым непрерывно формируя устойчивые позиции вуза по оказанию образовательных услуг относительно других вузов-конкурентов.
Ключевые слова: конкурентоспособность, методическая работа, исследование, конкуренция, рынок образовательных услуг, факторы, монополия, стратегия, олигополия, конкурентные силы.
Важнейшей задачей, определенной Болонским процессом, является повышение и получение принципиально нового качества высшего образования, что предполагает поиск дополнительных подходов к комплексному управлению системой образования ВПО. При переходе на многоуровневую систему высшего образования и использовании «Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» третьего поколения (ФГОС-3 ВПО и ФГОС -3+ ВО) особое значение приобретает методическая работа вуза, которая возлагает на себя задачи по обеспечению нового качества образовательного процесса, образовательных технологий и образования в целом [5].
Необходимость переориентации и решения задач управления всем комплексом методической работы в вузе в новых условиях с целью достижения запланированного результата деятельности — повышения качества образования — определяется тем, что имеющаяся теория управления системой образования и образовательным процессом сфере высшего образования еще не в полной мере адаптирована к бакалава-риату, магистратуре и аспирантуре согласно Болонской системе, а ее основные положения иногда не подходят к российским условиям. Поэтому основные положения методической работы для применения в практике образовательных учреждений требуют дальнейшего уточнения. В связи с этим для развития концепции конкурентоспособности вуза необходима новая принципиальная методологическая позиция, определяющая развитие методической работы вуза с целью соответствия образовательного процесса Болонской системе и повышения качества образования [7]. Необходимы качественно новые инструменты по организации и проведению методической работы вуза и новые структуры менеджмента качества по управлению бизнес-процессами в свете новых требований образовательных стандартов.
В научно-исследовательской литературе широко освещены классические подходы к организации методической работы, управлению организацией, управлению учебным процессом вуза:
* © Голдобина М.В., 2015
Голдобина Марина Викторовна ([email protected]), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
— классический: А. Файоль;
— системный: Л. Фон Берналанфи, А.А. Богданов, Г. Саймон;
— процессный: В.А. Брагин, У.Э. Деминг, В.С. Корольков;
— ситуационный: П. Лоуренс, И. Ансофф;
— компетентностный: И.А. Зимняя, В.А. Хуторской, П.Г. Щедровицкий.
Исходя из исследований, проведенных авторами, можно утверждать, что отсутствуют единые научные методологические подходы к комплексному управлению методической работой в системе ВПО. Кроме этого, имеется ряд нерешенных вопросов по качеству обучения и подготовки студентов с учетом требований рынка труда (табл. 1).
Таблица 1
Проблемы методической работы по повышению качества образования
№ п/п Существующие проблемы
1. Отсутствие научных исследований по теории обеспечения качества образования
2. Недостаточность разработок новых методологических подходов к стратегии управления вузом и методической работе в свете требований Болонского процесса
3. Неопределенность и неоднозначность методической структуры качества образования
4. Недостаточное использование инновационных технологий в образовательном процессе
5. Недостаточная разработка методического сопровождения инновационных программ и образовательных технологий учебного процесса
6. Недостаточная нормативная база по методической работе вуза
Проблема исследования повышения качества образования заключается в повышении качества методической работы и в конечном счете в повышении конкурентоспособности вуза. Необходимо совершенствовать организацию методической работы системы высшего образования в процессе управления качеством образования, определить новые направления содержания и принципов организации методической работы вуза в новых условиях [6].
Сформированная на современном этапе трехуровневая система высшего образования предполагает полную организацию процесса обучения на принципах, которые позволяют сформировать глубокую научно-практическую направленность, фундаментальность и прикладной характер образования, а также приоритетность интересов студентов и свободное развитие личности путем самореализации и самоопределения [4].
Для реализации данной задачи необходимо целенаправленное и постоянное совершенствование всей организации образовательного процесса, формирование, разработка и внедрение инновационных и эффективных образовательных технологий обучения, комплексный анализ, оценка и обобщение опыта образования в России и за рубежом. В связи с этим роль учебно-методической работы в вузе становится еще более существенной [3].
В новом Законе «Об образовании» говорится (ст. 19, п. 1), что в сфере образования РФ могут формироваться обеспечивающие учебную деятельность проектные учреждения, научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, лаборатории, опытные станции, учебно-опытные хозяйства, а также иные урежде-
ния, которые организовывают методическое, научно-методическое, информационное и ресурсное обеспечение учебной деятельности и организацию управления сферой образования, проводят анализ и оценку качества образования [1].
Организация методической работы в вузе — это планирование деятельности сотрудников и профессорско-преподавательского состава вуза, направленной на разработку, внедрение, освоение и совершенствование существующих, а также формирование, разработку и реализацию новых форм, принципов, направлений и методов по полной и эффективной организации всего образовательного процесса. Основные задачи методической работы вуза представлены в табл. 2.
Таблица 2
Основные задачи методической работы учебного заведения
№ п/п Основные задачи методической работы вуза
1. Формирование и организация комплексной системы учебного процесса
2. Интенсификация учебного процесса на основе комплексного использования источников нормативной базы, научных и образовательных рекомендаций, современных организационных приемов и форм обучения, передовых методов обучения
3. Организация методического руководства разработкой, приобретением и подготовкой учебной и методической литературы, полным обеспечением учебного процесса современными техническими средствами инновационного обучения, учебным и лабораторным оборудованием, информационной техникой и др.
4 Организация планирования учебно-методической работы преподавателей, усиления ее роли в учебно-воспитательном процессе вуза
5. Формирование дидактического и логического единства всего учебного процесса, планирование и оптимизация разработки учебных курсов с нормативным обоснованием пропорций теории и практики, обеспечение всех форм преемственности, открытости и непрерывности подготовки по фундаментальным и общеобразовательным дисциплинам
6. Разработка, изучение и распространение опыта и методов повышения эффективности творческой деятельности студентов, ее организации, рационального планирования и мониторинга
7. Комплексный подход, организация и осуществление периодической аттестации студентов и выпускников
8. Совершенствование и развитие комплексной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза
Содержание основных видов методической работы вуза представлено в табл. 3.
Конкретными исполнителями всей методической подготовки и проведения работы являются штатные преподаватели вуза, которые могут работать как индивидуально, так и в составе трудовых коллективов факультетского, межкафедрального и кафедрального уровней [2]. Кроме них методической работой в вузе занимаются также и нештатные учебно-методические подразделения, такие как: методические группы на кафедрах, редакционно-издательский совет, учебно-методические советы факультетов, научно-методический совет вуза. Выполняют работу и штатные подразделения:
управление научных исследований учебно-методическое управление, информационные центры, факультетские, кафедральные лаборатории и др. В новом Законе «Об образовании» говорится (ст. 19 п. 4), что в состав учебно-методических управлений и отделов могут на добровольных условиях входить научные и педагогические работники, а также другие работники образовательных и иных организаций, действующих в сфере образования, в том числе лица, представляющие работодателей [1].
Таблица 3
Содержание методической работы в вузе
№ п/п Вид методической работы вуза Содержание методической работы
1. Научно-методическая - организация и разработка полного цикла научно-методической работы в вузе - разработка административных и планирующих документов: образовательных стандартов, учебных планов для всех ступеней образования вуза - изучение, обобщение и распространение передовых технологий и передового опыта по организации образовательного процесса в России и за рубежом - формирование и разработка современных концепций образования и обучения по дисциплинам естественных, гуманитарных, фундаментальных, специальных, общепрофессиональных циклов - формирование методов контроля, мониторинга и управления качеством подготовки обучающихся, разработка комплексных квалификационно-оценочных заданий - формирование и разработка новых образовательных технологий с учетом направления развития общества и трендов развития науки и техники - развитие методов и форм управления, организации и контроля самостоятельной работы студентов - редакционно-методическая деятельность, издание научных работ по проблемам высшего образования - социологические исследования по перспективам и проблемам высшего образования
2. Учебно-методическая - контроль и подготовка к учебным занятиям, разработка и обновление заданий для лабораторных и практических занятий, семестровых, контрольных и курсовых заданий, итоговых аттестаций - разработка отдельных методик, пособий и рабочих программ для учебных дисциплин, отдельных занятий, тем курсов - комплексное методическое обеспечение всех учебных занятий, научных, учебных и производственных практик, итоговых аттестаций, курсовых работ и контроля самостоятельной работы студентов - внедрение достигнутых и инновационных результатов учебной и научно-образовательной работы в учебный процесс
Окончание табл. 3
- разработка учебных пособий, внедрение новых технических средств обучения и наглядных пособий, информационной техники и инновационных технологий обучения в учебный процесс - организация руководства и контроля НИРС во внеучебное время
3. Организационно-методическая - организация и координация учебной деятельности кафедр и факультетов - формирование рекомендаций по комплексному планированию проведения учебно-методической работы преподавателей, сотрудников и студентов, проведения практики, курсовых и выпускных аттестационных работ, НИР студентов - составление планов по графикам проведения учебного процесса, программ и макетов учетных планов, программ и дисциплин - работа в методических комиссиях и советах - участие, подготовке и организация работы методических семинаров и проведение конференций - организация и проведение курсов переподготовки, повышения квалификации ППС, обмена опытом и стажировок в других вузах - проведение студенческих олимпиад и конкурсов
4. Экспертно-методическая - регламентация и изучение вопросов необходимости и целесообразностью формирования в вузе новых структурных подразделений: факультетов, институтов, кафедр, филиалов, методических управлений, служб и отделов - подготовка предложений по распределению штатов преподавателей, специалистов по учебно-методической работе и вспомогательного персонала - комплексный анализ и оценка работы всех учебных структур вуза и других образовательных единиц, обеспечивающих и сопровождающих учебный процесс, разработка предложений по совершенствованию и развитию их деятельности - разработка предложений в нормативные документы по регламентации деятельности вуза - анализ и оценка результатов учебно-методической работы преподавателей и сотрудников вуза, внесение направлений, концепций и рекомендаций при заключении должностных контрактов
Методическая работа в вузах закреплена за методическими управлениями или отделами. Кроме них могут использоваться методические кабинеты или научно-методические центры. В ФЗ «ОБ образовании» (ст. 19 п. 1—2) отмечается, что в целях организации участия научных, педагогических работников, представителей от работодателей в формировании и разработке ФГОС, образовательных программ, координации функционирования вузов для повышения качества образовательного процесса в сфере образования могут организовываться учебно-методические объединения (УМО) [1]. Они могут создаваться государственными органами исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление в системе образования.
Автором определено, что УМО формируют методические функции, которые далее должны выполняться соответствующими управлениями и отделами. Методическая работа вуза много внимания уделяет анализу и оценке диагностики качества выполнения методической работы профессорско-преподавательского состава и выявления проблем данной деятельности. В практике применяются индивидуальные консультации и беседы педагогов, что является особенно характерным для методических учреждений, осуществляется программирование и прогнозирование всех результатов методической деятельности, кроме этого, внедряются инновационные и прогрессивные методики обучения. Система ВПО должна методически грамотно обеспечивать образовательный стандарт с целью подготовки конкурентоспособных специалистов для рынка труда.
Авторами предлагается модель организации и управления методической работой вузов на основе системного подхода:
Методическая работа вуза включает:
1. Функциональное обеспечение:
— учебно-методической деятельности;
— научно-методической деятельности;
— организационно-методической деятельности;
— экспертно-методической деятельности.
2. Организационное формирование (цель — обеспечение качества образовательного процесса и качества образования):
— уровень вуза;
— уровень факультета;
— уровень кафедры;
— вспомогательные уровни.
3. Системный подход к методической работе:
а) управление методической работой вуза:
— формирование стратегии;
— определение цели функционирования;
— планирование деятельности;
— организация выполнения планов;
— мониторинг образовательной деятельности;
— анализ и оценка качества обучения;
— контроль учебного процесса;
— корректировка планов;
б) организация методической работы:
— методическое обеспечение учебных программ;
— методическое сопровождение учебных программ;
— повышение методической компетентности преподавателей вуза;
— внедрение инновационных подходов и технологий обучения.
Системная модель организации методической работы вуза представляет собой
интегрированную модель инновационного учебного процесса образовательного учреждения. Интеграция заключается в консолидации усилий всех должностных лиц и структурных подразделений вуза по выполнению задач УМО.
Методически неразрывной и связанной с решением проблемы совершенствования методической работы вуза является оценка его конкурентоспособности, так как только на основе данной оценки можно сделать выводы об уровне конкурентоспособности вуза. Данная оценка является точкой отсчета в разработке мероприятий повышения конкурентоспособности вуза на основе развития мето-
дической работы, а также основным критерием результативности всех организуемых мероприятий.
Библиографический список
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.
2. Беляков С.А., Куклин В.Ж. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 3(26). С. 10-23.
3. Монтлевич В.М., Сараев Л.А. Дискретная оптимизация учебное пособие. Самара, 2009.
4. Подборнова Е.С., Тюкавкин Н.М.Р азвитие методических подходов оценки конкурентоспособности // Общественные науки. 2011. № 6. С. 386-393.
5. Сараев Л.А., Сараев А.Л. Закономерности взаимодействия потребителей и производителей в условиях непрерывного конкурентного рынка // Актуальные проблемы развития финансово-экономических систем и институтов: материалы и доклады 1-й Междунар. научно-метод. конф.: в 2 ч. / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара, 2010. С. 58-68.
6. Парадигма интеграционного развития рынков труда и образовательных услуг: состояние, проблемы, перспективы: межвуз. сб. ст. / под общ. ред. Н.М. Тюкавкина. Самара, 2011.
7. Тюкавкин Н.М. Россия во ВТО: итоги года работы // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 411-414.
References
1. Law «On Education in the Russian Federation» № 273-FZ dated 29.12.2012 [in Russian].
2. Belyakov S.A., Kuklin V.Zh. System aspects of education policy and education management. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 2003, no. 3(26), pp. 10-23 [in Russian].
3. Montlevich V.M., Saraev L.A. Discrete optimization: schoolbook. Federal Agency for Education, State Educational Institution of Higher Professional Education «Samara State University», Department of Mathematics, Computer Science and Mathematical Methods in the Economy. Samara, 2009 [in Russian].
4. Podbornova E.S., Tyukavkin N.M. Development of methodological approaches for the assessment of competitiveness. Obshchestvennye nauki [Social sciences], 2011, no. 6, pp. 386-393 [in Russian].
5. Saraev A.L., Saraev L.A. Patterns of interaction between consumers and producers in conditions of continuous competitive market in Aktual'nye problemy razvitiia finansovo-ekonomicheskikh sistem i institutov. Materialy i doklady 1 mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii: V 2-kh chastiakh [Actual problems of development of financial and economic systems and institutions. Materials and reports of the 1 International Scientific Conference: In 2 parts]. Samara State University; A.N. Sorochaikin (Ed.). Samara, 2010, pp. 58-68 [in Russian].
6. Tyukavkin N.M. The paradigm of integration development of labor markets and educational services: state, problems and prospects. Interuniversity collection of articles. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Samara State University», Faculty of Economics and Management; N.M. Tyukavkin (Ed.). Samara, 2011 [in Russian].
7. Tyukavkin N.M. Russia in the WTO: Year in review. Audit i finansovyi analiz [Audit and financial analysis], 2013, no. 6, pp. 411-414 [in Russian].
M.V. Goldobina*
METHODICAL WORK OF THE UNIVERSITY AS A FACTOR OF INCREASING
ITS COMPETITIVENESS
In the article the basic issues of methodical work of the university as a factor of competitiveness and development of educational activities of educational institutions in the market of professional educational services are presented. It is shown that issues of methodical work of the university leads to a qualitative change in its basic educational and scientific indicators, thereby continuously forming stable position of the university to provide educational services in relation to other universities competing.
Key words: competitiveness, methodical work, research, competition, market of educational services, factors, monopoly, strategy, oligopoly, competitive forces.
Статья поступила в редакцию 18/VI/2015. The article received 18/VI/2015.
* Goldobina Marina Viktorovna ([email protected]), Department of Economics, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.