Научная статья на тему 'Направления совершенствования методической работы вуза'

Направления совершенствования методической работы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2769
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ФАКТОРЫ / МОНОПОЛИЯ / СТРАТЕГИЯ / ОЛИГОПОЛИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голдобина М.В.

В статье приведены основные вопросы совершенствования методической работы вуза как главного фактора конкурентоспособности и организации учебного процесса и всей учебной деятельности образовательных организаций на рынке образовательных услуг. Совершенствование методической работы приводит к качественному изменению основных образовательных и научных показателей учебного заведения, тем самым непрерывно формируя устойчивые позиции вуза по оказанию образовательных услуг на рынке относительно других вузов-конкурентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of improvement of methodical activity of the university

In the article the main issues of improvement of methodical activity of the university as the main factor of competitiveness and organization of an academic activity and all learning activity of educational establishments on the market of educational services are presented. It is revealed that the issues of improvement of methodic activity lead to the quality change of basic educational and scientific indicators of an educational institution, thus continuously forming stable positions of university in rendering educational services on the market in reference to the other universities-competitors.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования методической работы вуза»

Голдобина М.В.

Направления совершенствования методической работы вуза // Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика и управленое». 2015. № 9/1 (оЗВ). С. 137—143 137

УДК 330

М.В. Голдобина*

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВУЗА

В статье приведены основные вопросы совершенствования методической работы вуза как главного фактора конкурентоспособности и организации учебного процесса и всей учебной деятельности образовательных организаций на рынке образовательных услуг. Совершенствование методической работы приводит к качественному изменению основных образовательных и научных показателей учебного заведения, тем самым непрерывно формируя устойчивые позиции вуза по оказанию образовательных услуг на рынке относительно других вузов-конкурентов.

Ключевые слова: конкурентоспособность, методическая работа, исследование, конкуренция, рынок образовательных услуг, факторы, монополия, стратегия, олигополия, конкурентные силы.

Методическая работа вуза является фактором его основной профессиональной деятельности, обеспечивающей выполнение целевых функций. В связи с комплексностью предмета и объекта исследования автор предлагает направления совершенствования методической работы вуза разделить на три составляющие:

1. Направления совершенствования деятельности учебно-методического управления (УМУ).

2. Направления совершенствования деятельности вуза в области методической работы.

3. Направления совершенствования (повышения) качества образования.

Данные направления совершенствования однозначно будут влиять на повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Рассмотрим направления совершенствования деятельности УМУ вуза. Предлагаемые мероприятия по совершенствованию работы представлены в табл. 1.

Таблица 1

Направления совершенствования деятельности УМУ вуза

№ п/п Сферы Направления совершенствования

1. Сфера аналитической работы Анализ и оценка процессов, происходящих в учебной сфере, определение трендов их развития с учетом современных научных достижений, внедрение передового опыта в практику. Анализ эффективности использования в учебном процессе различных обучающих технологий Разработка информационной версии проверки содержания подготовки бакалавров, специалистов магистров и аспирантов по направлениям и специальностям: - версия нормоконтроля; - версия антиплагиата; - версия комплексного анализа проверки качества преподавания учебной дисциплины

* © Голдобина М.В., 2015

Голдобина Марина Викторовна (kafecon@mail.ru), кафедра экономики инноваций, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Окончание табл. 1

2. Сфера нормативной работы Организация электронного документооборота по вопросам планирования, организации и контроля учебного процесса. Формирование, разработка и доведение приказов, распоряжений и указаний до исполнителей в электронном виде. Разработка стандартного пакета документации, по регламентации образовательного процесса; проверка и согласование документов, разрабатываемых ка федрами и факультетами вуза по организации образовательного процесса. Организация оперативного информирования всех структурных подразделений вуза о нормативно-правовых документах и новых разработках Минобрнауки РФ

3. Сфера организационной работы Организовать в вузе учебно-методический Совет, который будет являться высшим органом управления в сфере методической работы. Организовать целенаправленную подготовку и обучение преподавателей по методической и учебной работе вуза в свете требований Болонского процесса

4. Область научно- методической работы Создать в вузе: - студенческий научный совет; - совет молодых ученых; - докторский научно-методический совет. Основной целью данных структур является организация и реализация вопросов прикладной научной и методической деятельности вуза

5. Сфера контроля и мониторинга Организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) с кафедрами и деканатами для работы в онлайн-режиме в целях осуществления оперативного контроля за выполнением приказов ректора, решений Ученого совета вуза указаний проректора (по учебной работе) в области учебной и методической деятельности. Контроль и мониторинг за разработкой графиков организации учебного процесса и индивидуальных планов преподавателей на основе учебных планов и рабочих программ по направлениям подготовки. Мониторинг степени готовности разработки и совершенствования учебных и методических комплексов

6. Отчетная деятельность Организация онлайн-работы по разработке и предоставлению отчетов о проведении образовательной деятельности в Минобрнауки РФ

7. Сфера лицензирования и выдачи документов Создание специальной группы по организации и проведению мероприятий работы по государственной аккредитации и лицензированию вуза и учебных программ. Организация контроля и оформления документов об образовании и повышении квалификации

8. Сфера планирования Разработка программного обеспечения и организация текущего, оперативного и стратегического планирования образовательной деятельности совместно со структурными подразделениями университета. Планирование и организация переподготовки и повышения квалификации преподавателей, организация и проведение стажировок

9. Сфера информатизации Формирование новых предложений, требований и спецификаций для организации автоматизированной системы документооборота в области учебно-методической работы

10. Сфера организации и проведения общевузовских мероприятий Организация, подготовка и проведение общевузовских программ и мероприятий учебного и методического характера

Далее рассмотрим направления совершенствования методической работы вуза. Развитие научных исследований и представлений о методической деятельности позволяет определить основные направления совершенствования всей методической работы вуза. Каждому виду методической работы соответствует определенная обеспечивающая деятельность:

— мероприятия по «Методическому сопровождению образовательных программ», которые направлены на сопровождение учебных программ, обеспечиваются разработкой образовательных программ и соблюдением их соответствия регламентирующим и нормативным документам ГОУ ВО;

— мероприятия, направленные на комплексное обеспечение учебных программ учебно-методической документацией и учебной литературой, поддерживают деятельность по «Методическому обеспечению образовательных программ» [2];

— мероприятия по «Повышению учебно-методической компетентности сотрудников вуза» предполагают создание условий по формированию и реализации их учебно-методической компетентности;

— мероприятия по «Внедрению инновационных образовательных технологий методов обучения» обеспечиваются информированием о передовом опыте преподавательского состава для его реализации в учебном процессе.

Совершенствование методической работы представляет собой новую организационную структуру взаимозависимых и взаимосвязанных государственных и управленческих структур вуза, которые различаются степенью выполнения нормативно-законодательных и административных функций [5]. Предлагаемые мероприятия по совершенствованию методической работы вуза представлены в табл. 2.

Таблица 2

Предлагаемые направления совершенствования методической работы вуза

№ п/п Мероприятия Краткое содержание

1. Совершенствование учебно-методической работы на факультетах Можно выделить два основных направления совершенствования всей методической работы на факультетах: - комплексное совершенствование нормативно-методического сопровождения учебного процесса. Предлагается реализовать данное направление: а) путем развития инструктивного и методического описании процессов в рамках системы менеджмента качества; б) мониторингом и анализом выполняемой работы и ее результатов на заседаниях кафедр, организацией служебных совещаний декана и УМК факультета. - совершенствование учебно-методического обеспечения текущего образовательного процесса. В данной области можно выделить несколько направлений: а) постоянный контроль и пополнение до полного обеспечения учебно-методической литературой направлений подготовки; б) проведение оценок соответствия требованиям ФГОС содержания методического обеспечения направлений подготовки; в) разработка новых критериев качества к учебно-методическому обеспечению; г) проведение обучающих семинаров с преподавателями в рамках обучающей ООП

2. Совершенствование качества разработок учебно-методических материалов 1. Организовывать на кафедрах практику обсуждения и рецензирования учебников, учебных пособий, методических разработок, рабочих программ, входящих в УМК. 2. Разработка на кафедрах тестовых заданий по всем читаемым дисциплинам на предмет проверки степени усвоения материала студентами и качества изучения дисциплины

Окончание табл. 2

3. Постоянный мониторинг и анализ уровня качества обучающей деятельности преподавателя и успеваемости обучаемых Проверка качества преподавания оценивается факультетской комиссией: - проверкой качества учебных, методических материалов, рабочих программ преподавателя; - анализом успеваемости студентов по учебным дисциплинам; - проведением тестирования студентов; - оценкой проведения открытых занятий преподавателя; - внеплановой проверкой проведения занятий преподавателя; - изучением анкет преподавателей, составленных студентами

4. Совершенствование педагогического опыта На факультете должна быть организована система проведения открытых занятий ведущих преподавателей и посещения их сотрудниками УМО и всеми желающими преподавателями. Данные занятии организуются и проводятся с целью изучения опыта и педагогического мастерства преподавателя. Кроме этого, на факультете должна постоянно проводиться работа по: - внедрению передовых инновационных образовательных технологий; - внедрению интерактивных методов и форм обучения, применяемых на занятиях; - внедрению опыта реализации компетентностного подхода; - проведение ученых и обучающих семинаров по передовым методам обучения

5 Совершенствование методических рекомендаций по организации образовательного процесса вуза 1. Проведение информирования преподавателей кафедр по разработке УМК читаемых дисциплин, модульных учебных пособий. 2. Организация консультаций по формированию, разработке, коррекции и экспертизе компетенций. 3. Организация рабочих групп по разработке методического обеспечения практики в условиях ФГОС ВПО. 4. Постоянный мониторинг обеспеченности методической и учебной литературой студентов вуза в библиотечном фонде. 5. Организация работы по методическому обеспечению ГЭК и ГАК

Далее рассмотрим мероприятия по повышению качества образования. В связи с переходом на систему Болонского процесса и новую организацию учебного процесса появляется необходимость в обобщении опыта проведения методической работы вузов по управлению и развитию качества образования [3]. Такие проблемы, как неполное соответствие всего содержания методической работы концепции конкурентоспособного развития вуза, неопределенность статуса работников УМО, отсутствие в работе методических служб гибкости, системности, согласованности и целенаправленности в организации и проведении всей методической работы вуза, недостаточная мотивация преподавателей к реализации методической работы в условиях применения новых образовательных технологий, требуют совершенствования управления и организации методической работы вуза с целью повышения качества образования.

Качество современного образовательного процесса вуза синтезируется из следующих видов качеств [1]:

— качества используемой ООП;

— качества научно-педагогического мастерства педагогического состава, задействованного в учебном процессе;

— качества потенциального уровня студентов;

— качества используемых средств обеспечения образовательного процесса;

— качества применяемых образовательных методик и технологий;

— качества комплексного управления образовательными системами, учреждениями и процессами.

Эффективность, конкурентоспособность и качество являются теми основными показателями, по которым оценивают общественно-экономическую значимость системы образования. Определение качества включает в себя вместе с экономическими аспектами также социальные, культурные, познавательные аспекты сферы образования, которые воспринимаются как комплексная, интегральная характеристика всей образовательной деятельности, ее показателей и результатов [6]. Качество ВПО — это интегральная характеристика, которая определяет возможности образовательной системы удовлетворять потенциальные и существующие потребности государства, общества и личности [4].

Качество современного профессионального образования — это системная, целостная категория, включающая в себя следующие компоненты качества:

— субъекта предоставления образовательных услуг вуза — преподавательского персонала;

— объекта потребления образовательных услуг — студентов, абитуриентов, категорию персонала переподготовки и повышения квалификации;

— процесса предоставления образовательных услуг — учебные и образовательные программы, образовательные технологии, учебное, научное, учебно-методическое и научно-методическое обеспечение учебного процесса;

— технического и организационного обеспечения, психологическую и нравственную атмосферу в коллективе и вузе;

— внешних и внутренних условий, взаимодействия с внешней социальной и духовной средой;

— организации и управления учебным заведением.

Отечественные исследования проблем качества современного образования акцентируют внимание на росте противоречия между повышающимися требованиями общественности к интеллекту и нравственности человека, развитию его способностей к прогнозированию и проектированию будущего (определяется системой требований рынка труда к уровню профессионализма, общей нравственности и культуры всех членов общества, которые получают образование) и фактически получаемым уровнем образования выпускников высшего образования [7]. Анализ и оценка уровня качества образования — это оценка качества предоставляемой услуги (качество образовательного процесса) и оценка уровня качества продукции (качество конечного результата деятельности вуза).

Результаты деятельности УМУ определяются экспертной оценкой всех показателей качества образовательного процесса [2]:

— в блоке «Методическое обеспечение учебных программ» определяются результаты успеваемости обучаемых;

— в блоке «Методическое сопровождение ООП» оцениваются результаты внешнего и внутреннего тестирования студентов;

— в блоке «Развитие учебно-методической компетентности профессорско-преподавательского состава вуза» исследуются результаты итоговой аттестации студентов;

— в блоке «Формирование инновационных технологий обучения» рассматриваются результаты востребованности рынке труда выпускников вуза.

Экспертная оценка имеет недостаток — субъективизм мнения экспертов. Чтобы избежать этого, автор предлагает проводить оценку по уровням. Первый уровень — уровень кафедры; второй — уровень факультета; третий- уровень вуза. После этого данные оценок обобщаются.

Предложенные автором направления совершенствования методической работы вуза позволят в полной мере модернизировать образовательный процесс благодаря разработанным подходам по организации и управлению деятельности УМО на

основе системного подхода и практико-ориентированного учебного процесса, будут и далее способствовать комплексному развитию инновационных образовательных технологий и программ и дальнейшему совершенствованию получаемого качества профессионального образования студентов в учреждениях ВПО [4].

Обоснование необходимости и целесообразности использования системного подхода в учебной деятельности, определение принципов управления всей методической работой вуза являются основой для расширения современных научных исследований об инновационных, креативных технологиях и методах управления системой образования на основе международных стандартов образования и качества [8].

Библиографический список

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2. Федеральный закон от 07.07.2010 г. № 588 «О внесении изменений в форму справки о наличии учебной, учебно-методической литературы...».

3. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (док. международных форумов и мнения европейских экспертов) / под ред. В.И. Байденко. М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 408 с.

4. Боровская М.А. Механизм социально-экономического партнерства предприятий и вузов. URL: http://www.keconomy.tsure.ru (дата обращения: 20.08.2015).

5. Подборнова Е.С., Тюкавкин Н.М. Развитие методических подходов оценки конкурентоспособности // Общественные науки. 2011. № 6. С. 386—393.

6. Сараев Л.А., Сараев А.Л. Закономерности взаимодействия потребителей и производителей в условиях непрерывного конкурентного рынка // Актуальные проблемы развития финансово-экономических систем и институтов: материалы и доклады I междунар. научно-метод. конф.: в 2 ч. / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара, 2010. С. 58—68.

7. Тюкавкин Н.М. Парадигма интеграционного развития рынков труда и образовательных услуг: состояние, проблемы, перспективы: межвуз. сб. ст. / под общ. ред. Н.М. Тюкавкина. Самара, 2011.

8. Тюкавкин Н.М. Россия во ВТО: итоги года работы // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 411-414.

References

1. Law «Concerning education in the Russian Federation» № 273-FZ dated 29.12.2012 [in Russian].

2. FZ-588 dated 07.07.2010 «On amendments being made to the form of certificate of availability of educational, courseware...» [in Russian].

3. Bologna process: growing dynamics and variety (documents of international forums and opinions of European experts). V.I. Baidenko (Ed.). M., Issled. Tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2002, 408 p. [in Russian].

4. Borovskaya M.A. Mechanism of social and economic partnership of enterprises and universities. Retrieved from: http://www.keconomy.tsure.ru (accessed 20.08.2015) [in Russian].

5. Podbornova E.S., Tyukavkin N.M. Development of methodological approaches to the estimate of competitiveness. Obshchestvennye nauki [Social sciences], 2011, no. 6, pp. 386-393 [in Russian]

6. Saraev A.L., Saraev L.A. Regularities of cooperation of consumers and producers in conditions of continuous competitive market in Aktual'nye problemy razvitiia finansovo-ekonomicheskikh sistem i institutov. Materialy i doklady 1 mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii: V 2-kh chastiakh [Topical issues of development of financial and economic systems and institutes. Materials and proceedings of the 1 international research and methodology conference: In 2 parts]. Samara State University. A.N. Sorochaikin (Ed.). Samara, 2010, pp. 58-68 [in Russian].

7. Tyukavkin N.M. Paradigm of integration development of labour markets educational services: condition, problems, perspectives. Interacademic collection of articles. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Samara State University», Faculty of Economics and Management; N.M. Tyukavkin (Ed.). Samara, 2011 [in Russian].

8. Tyukavkin N.M. Russia in the WTO: Year in review. Audit i finansovyi analiz [Audit and financial analysis], 2013, no. 6, pp. 411—414 [in Russian].

M.V. Goldobinu*

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF METHODICAL ACTIVITY OF THE UNIVERSITY

In the article the main issues of improvement of methodical activity of the university as the main factor of competitiveness and organization of an academic activity and all learning activity of educational establishments on the market of educational services are presented. It is revealed that the issues of improvement of methodic activity lead to the quality change of basic educational and scientific indicators of an educational institution, thus continuously forming stable positions of university in rendering educational services on the market in reference to the other universities-competitors.

Key words: competitiveness, methodic work, research, competition, market of educational services, factors, monopoly, strategy, oligopoly, competitive strengths.

Статья поступила в редакцию 24/VI/2015. The article received 24/VI/2015.

* Goldobina Marina Viktorovna (kafecon@mail.ru), Department of Economics of Innovation, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.