Научная статья на тему 'Образовательный кластер'

Образовательный кластер Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / УКРУПНЕНИЕ / ВУЗЫ / МЕТОДЫ / КЛАСТЕР / АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голдобина М. В.

В настоящее время идет процесс укрупнения вузов. Одним из методов интеграции является кластеризация образовательных учреждений. В статье приводится алгоритм создания кластера в сфере образования в Поволжье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education cluster

Currently, the process of integration of universities takes place. One of the methods of integration is clustering of educational institutions. The author presents an algorithm to create a cluster in the field of education in the Volga Region.

Текст научной работы на тему «Образовательный кластер»

Голдобина М.В.

Образовательный кластер // Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика 114 и управление». 2015. № 9/2 (131). С. 114-132

УДК 65.016.4, 378.4

М.В. Голдобина*

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

В настоящее время идет процесс укрупнения вузов. Одним из методов интеграции является кластеризация образовательных учреждений. В статье приводится алгоритм создания кластера в сфере образования в Поволжье.

Ключевые слова: процесс, укрупнение, вузы, методы, интеграция, кластер, образовательные учреждения, алгоритм, формирование, сфера образования.

Одно из направлений развития конкурентоспособности региональных вузов на современном этапе — организация образовательного кластера. В рамках исследования мы предлагаем рассмотреть алгоритм создания Приволжского образовательного кластера. Ядром кластера должны выступить Казанский федеральный университет и Самарский национальный научно-исследовательский университет. Учитывая то, что в современных исследованиях образовательного процесса нет четкого определения и понимания сущности образовательного кластера, необходимо обозначить многоаспектность и комплексность данного понятия.

Существующие исследования отражают только отдельные направления взаимоотношений между субъектами, входящими в образовательный кластер, и не дают полной картины всех возможностей, которые предоставляет его создание [1]. С современных позиций компетентностного подхода к образованию можно дать определение образовательному кластеру как совокупности взаимосвязанных в общей деятельности по предоставлению образовательных услуг учреждений ВПО, государства, а также связанных с результатом данной деятельности инфраструктурных и иных организаций: поставщиков оборудования, образовательных технологий, энергетического комплекса услуг, представителей работодателей, организаций среднего и общего образования, научно-исследовательских организаций, объединяющихся с целью подготовки компетентного выпускника вуза, удовлетворяющего потребностям всех заинтересованных в его подготовке и будущей деятельности субъектов. В дальнейшем в рамках исследования под образовательным кластером будем понимать устойчивое территориально-отраслевое объединение учреждений высшего образования и организаций, объединенных инновационной программой внедрения передовых образовательных и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности участников кластера.

Деятельность всех кластеров направлена на достижение следующих конкретных целей [2]:

— повышение возможностей всех образовательных учреждений, входящих в кластер, за счет консолидации общих ресурсов и возможностей синергетического эффекта;

— повышение конкурентоспособности учреждений и организаций кластера за счет внедрения и доступности новых технологий и других ресурсов;

— уменьшение затрат и повышение эффективности образовательных услуг за счет эффекта синергии и оптимизации в процессах предоставления данных услуг;

— консолидированное представление интересов всех участников кластера в государственных и муниципальных органах власти.

* © Голдобина М.В., 2015

Голдобина Марина Викторовна ([email protected]), кафедра экономики инноваций, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Зарубежный опыт организации образовательных кластеров показывает, что кластеры имеют возможность дополнительной стимуляции и значительного повышения качества образования и внедрения инноваций в образовательный процесс [3].

Образовательный кластер имеет следующие характерные черты:

— наличие горизонтальных связей и взаимодействия между всеми субъектами, входящими в кластер. В целом интеграции науки и образования позволят повысить качество предоставляемых образовательных услуг через совмещение научно-исследовательской деятельности с учебным процессом; подготовить высококвалифицированные кадры, способные к инновационной деятельности;

— наличие множества вертикальных связей: «вуз — организации-поставщики ресурсов»; «вуз — организации-работодатели».

Конечным результатом деятельности кластера в системе образования является подготовка выпускника требуемого качества, имеющего компетенции, удовлетворяющие работодателей, участников образовательного процесса.

Образовательный кластер — это эффективный инструмент замещения и распределения используемых ресурсов [4]. В своей основе он должен иметь и применять устойчивую систему распространения новых образовательных технологий, информации, знаний. Кластеры обеспечивают более дешевый доступ к специализированным и информационным ресурсам (новым технологиям, оборудованию, знаниям, возможности обучения у квалифицированных кадров). Это понижает уровень себестоимости подготовки студентов, проведения фундаментальных и прикладных исследований, организации и проведения учебного процесса, обеспечивает более высокий и более научный уровень подготовки и квалификации специалистов, что, в свою очередь, усиливает конкурентные возможности вуза на рынке образовательных услуг.

К преимуществам создания образовательных кластеров можно отнести следующие [5].

1. Для государства:

— формирование современного кадрового потенциала для инновационного развития экономики государства;

— уменьшение уровня безработицы среди населения за счет повышения востребованности выпускников вузов на рынке труда;

— в долгосрочной перспективе рост уровня человеческого капитала общества и повышение конкурентоспособности страны;

— возможность организовать в границах образовательного кластера центры инновационного роста государства.

2. Для бизнеса преимущества организации образовательного кластера заключаются в повышении эффективности функционирования, конкурентоспособности и устойчивости развития:

— участники кластера получают дополнительный доступ к передовой информации, знаниям, технологиям образования, производства и управления;

— предприятия вследствие их взаимодействия с системой образования получают квалифицированных выпускников, которые не нуждаются в повышении квалификации, что значительно повышает производительность труда.

3. Для рынка:

— возможность совершенствовать ценообразование образовательных услуг;

— использование наиболее гибких и оптимальных способов оказания современных образовательных услуг, которые отвечают требованиям работодателей.

4. Потребителям услуг кластер дает возможность более качественного предоставления образовательных услуг, увеличивая прикладную и усиливая научную составляющую всех образовательных процессов вузов, что позволяет более эффективно конкурировать на рынке труда.

116

Голдобина М.В.

Формирование и развитие образовательных кластеров обуславливается повышением уровня конкурентоспособности, которого могут достичь участники кластера, по сравнению с отдельно работающими вузами или иностранными учебными заведениями.

Осуществляя кооперацию усилий, все участники кластера получают довольно ощутимые выгоды за счет доступа к дополнительным ресурсам: кадровым инновационным, научно-технологическим, материально-техническим и производственным, а также возможность обмена опытом и создания единого информационного пространства. Кластер в сфере образования организовывает свою деятельность, опираясь на принципы сотрудничества, толерантности и получения дополнительных синергетических эффектов от взаимодействия участников.

В сложившихся условиях интеграции в сфере образования образовательный кластер может быть организован только в границах взаимовыгодного, конструктивного и долгосрочного взаимодействия на основе сочетания принципов свободы, инициативы в создании «снизу» и государственной поддержки в организации «сверху» [6]. Государственные органы управления играют довольно значимую роль в процессах кластеризации системы образования. На стадии организации, формирования и реализации образовательного кластера необходима сильная государственная поддержка, чтобы развить кластер и наладить его нормальное функционирование.

В качестве модели образовательного кластера в ПФО выбрана модель, позволяющая использовать компетентностный подход в региональных системах высшего образования с горизонтальной и вертикальной интеграцией (см. рис.).

Важным элементом в образовательном кластере являются механизмы финансирования. К числу наиболее значимых статей затрат относятся следующие [7]:

— затраты на организацию и построение кластера;

— затраты на инфраструктуру кластера;

— затраты на программы и проекты функционирования кластера.

На начальном этапе создание кластера может финансироваться из бюджетных средств или основным спонсором, заинтересованным в результатах деятельности кластера.

Инфраструктура и отдельные программы финансируются в кластерах за счет взносов участников кластеров или участников программ и проектов, а также за счет бюджета.

Потенциальные возможности и перспективы создания образовательного кластера в Приволжском федеральном округе приведены в таблице.

Таблица

Возможности и перспективы создания образовательного кластера в Приволжском

федеральном округе

Организационные элементы кластера Содержание

Цель организации Повышение конкурентоспособности вузов и качества образовательных услуг

Основные задачи 1. Развитие системы образования в соответствии с мировыми тенденциями экономики и требованиями рынка труда. 2. Организация системы открытого и непрерывного ВПО. 3. Повышение знаний и компетенций выпускников и, как следствие, формирование инновационной экономики региона. 4. Консолидация усилий учреждений ВПО с предприятиями региона

Окончание таблицы

Конкурентные преимущества ПФО для формирования кластера 1. ПФО является одним из наиболее инновационно привлекательных регионов центральной части России. 2. Развитая логистика региона, выгодное географическое расположение, богатые природные ресурсы. 3. Наличие мощной промышленной базы. 4. Развитая рыночная инфраструктура, основными элементами которой являются техноцентры, особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, Фонд содействия предпринимательству и развитию венчурных инвестиций. 5. Большая образовательная и научная база региона. 6. Образовательные учреждения региона готовят специалистов всех отраслей экономики. 7. Мощный научно-образовательный потенциал для организации образовательного кластера.

Участники о бразовательного кластера 1. Администрации 14 субъектов ПФО. 2. Ядро кластера: университеты (Казанский и Самарский). 3. Государственные и негосударственные вузы высшего профессионального образования 14 субъектов ПФО. 4. Предприятия различных отраслей экономики региона. 5. Частные слушатели. 6. Общественные организации: саморегулируемые организации, региональные союзы работодателей. 7. Предприятия инфраструктуры. 8. Банковская и финансовая сфера: - заинтересованные банки, - финансовые учреждения, - Торгово-промышленная палата, - центр занятости населения. 9. Инновационные организации, НИИ, сфера НИОКР.

Форма организации кластерного проекта 1. Контрактные отношения с государством. 2. Договорные формы сотрудничества участников кластера. 2. Концессионные соглашения. 3. Образовательные программы и проекты.

Основные источники финансирования 1. Государственный и региональный бюджет. 2. Инвестиции по федеральной целевой программе «Образование». 3. Инвестиции региональных организаций и предприятий. 4. Инвестиции участников кластера. 5. Целевые инвестиции институциональных инвесторов.

Ожидаемые результаты от реализации проекта 1. Повышение конкурентоспособности участников образовательного кластера ПФО в регионе, стране и мировом масштабе. 2. Повышение эффективности функционирования организаций -участников кластера. 3. Повышение производительности труда в организациях и на предприятиях региона. 4. Повышение качества образовательных услуг вузов. 5. Повышение уровня жизни населения и человеческого капитала.

Образовательный кластер в ПФО самостоятельно осуществляет выбор образовательных программ, разработку учебных планов, которые охватывают основные направления и специальности подготовки студентов для региона. Диверсифика-

Государство (Министерство образования и науки) Региональные органы власти Общественные организации

о о 8 >> § X 3 X

Р а Ь ю о о

Председатель Наблюдательного совета

Заместитель председателя — руководитель фининасового комитета

Стратегические партнеры

Заместитель председателя — руководитель управляющей компании

V

Поставщики ресурсов и технологий

Ядро к ластера

Казанский федеральный университет Самарский федеральный университет (проект)

Инновационные организации

Вузы и филиалы вузов 14 субъектов ПФО

Инфраструктура

НИИ и научные организации

I

V

Вспомогательные п одразде ле ния

X

а С 5! о

м §

а

з «

й а

с >.

О

Г

Ьэ

V

Потребители услуг

Рис. Образовательный кластер

ция системы образования в кластере позволяет учитывать потребности региональных рынков образовательных услуг и труда, создавать возможности для подготовки и переподготовки кадров для экономики региона [6].

С учетом возможного взаимного интереса участников рынков образовательных услуг и труда качественное высшее образование сегодня становится одной из важнейших сфер совершенствования конкурентоспособности образовательного кластера.

Библиографический список

1. Курносова Е.А. Экономические аспекты реализации инновационного процесса в разрезе региональной сферы услуг // Наука — промышленности и сервису. 2012. № 7. С. 103-106.

2. Курносова Е.А. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг на основе формирования инновационного поведения: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Тольятти, 2009.

3. Курносова Е.А. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг: формирование инновационного поведения // Российский экономический интернет-журнал. 2009. № 1. С. 598-607.

4. Подборнова Е.С., Тюкавкин Н.М. Развитие методических подходов к оценке конкурентоспособности. Общественные науки. 2011. № 6. С. 386-393.

5. Монтлевич В.М., Сараев Л.А. Дискретная оптимизация: учеб. пос. Самара, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сараев А.Л., Сараев Л.А. К расчету эффективной равновесной цены неоднородно распределенного конкурентного рынка // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 10 (91). С. 129-135.

7. Парадигма интеграционного развития рынков труда и образовательных услуг: состояние, проблемы, перспективы: межвуз. сб. ст. / под общ. ред. Н.М. Тюкавкина. Самара, 2011.

References

1. КитоБОУа E.A. Economic aspects of implementation of the innovation process in the context of regional service sector. Nauka — promyshlennosti i servisu [Science - to the industry and service]. 2012, no. 7, pp. 103-106 [in Russian].

2. Kurnosova E.A. Konkurentosposobnost' predpriiatii sfery uslug na osnove formirovaniia innovatsionnogo povedeniia. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [Competitiveness of enterprises of the sphere of services on the basis of formation of innovative behavior. Extended abstract of Candidate's of Economics thesis]. Togliatti, 2009 [in Russian].

3. Kurnosova E.A. Ensuring of competitiveness of enterprises of the sphere of services: formation of innovative behavior. Rossiiskii ekonomicheskii internet-zhurnal [Russian economic internet-journal], 2009, no. 1, pp. 598-607 [in Russian].

4. Podbornova E.S., Tyukavkin N.M. Development of methodological approaches to the estimate of competitiveness. Obshchestvennye nauki [Social sciences], 2011, no. 6, pp. 386393 [in Russian].

5. Montlevich V.M., Saraev L.A. Discrete optimization: schoolbook. Samara, 2009 [in Russian].

6. Saraev A.L., Saraev L.A. On the calculation of effective equilibrium price of inhomogeneous distribution of a competitive market. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2011, no. 10 (91), pp. 129-135 [in Russian].

7. The paradigm of integration development of labor markets and educational services: state, problems and prospects. Interuniversity collection of articles. N.M. Tyukavkin (Ed.). Samara, 2011 [in Russian].

120

Голдобина М.В.

M.V. Goldobina*

EDUCATION CLUSTER

Currently, the process of integration of universities takes place. One of the methods of integration is clustering of educational institutions. The author presents an algorithm to create a cluster in the field of education in the Volga Region.

Key words: process, integration, high schools, methods, integration, cluster, educational institutions, algorithm, formation, sphere of education.

Статья поступила в редакцию 21/IX/2015. The article received 21/IX/2015.

* Goldobina Marina Viktorovna ([email protected]), Department of Economics of Innovations, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.