Научная статья на тему 'Организационно-экономические инструменты управления и развития конкурентоспособности сферы образования'

Организационно-экономические инструменты управления и развития конкурентоспособности сферы образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВУЗЫ / ПОЗИЦИИ / РЫНОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ТРУДА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подборнова Е.С., Голдобина М.В.

В статье рассматриваются организационно-экономические инструменты, служащие для обеспечения и развития собственной конкурентоспособности вуза и закрепления его позиций на рынке образовательных услуг и рынке труда. Доказывается, что системе образования РФ необходимо наличие эффективных рыночных инструментов обеспечения и повышения конкурентоспособности, нацеливающих всю систему образования на устойчивое функционирование и комплексное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic instruments of management and development of competitiveness of the sphere of education

Organizational and economic instruments serve for ensuring and development of the own competitiveness of the university and consolidation of its position on the market of educational services and labour market. System of education in Russia needs the presence of effective market instruments of ensuring and increasing competitiveness, ensuring all the system of education on the goal-oriented, sustainable functioning and complex development.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические инструменты управления и развития конкурентоспособности сферы образования»

Подборнова Е.С., Голдобина М.В.

Организационно-экономические инструменты управления и развития конкурентоспособности сферы 80 образования // Вестник Самарского государственного унивеаситета. Серия «Экономика и управле-80 ние». 2015. № 9/1 (131). С. 8о-8о

УДК 334.02

Е.С. Подборнова, М.В. Голдобина*

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются организационно-экономические инструменты, служащие для обеспечения и развития собственной конкурентоспособности вуза и закрепления его позиций на рынке образовательных услуг и рынке труда. Доказывается, что системе образования РФ необходимо наличие эффективных рыночных инструментов обеспечения и повышения конкурентоспособности, нацеливающих всю систему образования на устойчивое функционирование и комплексное развитие.

Ключевые слова: организационные, экономические, инструменты, обеспечение, развитие, конкурентоспособность, вузы, позиции, рынок, образовательные услуги, рынок труда, система образования.

Глобализация социально-экономических процессов, мобильность капитала и трудовых ресурсов, научно-технический прогресс, информатизация общественных отношений привели к коренным изменениям в современной экономике. Необходимость адекватного реагирования на изменение всех факторов внутренней и внешней среды вузов, адаптации к новым условиям рынка труда и рынка образовательных услуг, переход на двухуровневую систему образования и реализация ее в реальной практике потребовали от сферы образования применения современных методов и инструментов управления. Их использование сегодня необходимо прежде всего для обеспечения конкурентоспособности и поиска новых конкурентных преимуществ вуза. В последних научных публикациях, посвященных вопросам управления конкурентоспособностью вузов, практически не учитываются основные особенности функционирования российских вузов в условиях проводимых реформ образования. Следовательно, важно развивать и совершенствовать не только теоретические положения, но и методические подходы (а в том числе и инструменты) к разработке и реализации стратегии развития конкурентоспособности сферы образования.

Для обеспечения и развития собственной конкурентоспособности вуза и закрепления своих позиций на рынке образовательных услуг и рынке труда у системы образования РФ возникает необходимость наличия эффективных рыночных инструментов обеспечения и повышения конкурентоспособности, нацеливающих всю систему образования на устойчивое функционирование и комплексное развитие. В этом случае применять заимствование аналогичных инструментов обеспечения конкурентоспособности из других сфер услуг или зарубежный опыт не совсем приемлемо, так как не учитываются особые условия функционирования российской системы образования.

Следует отметить и тот факт, что возможности и потенциал применяемых инструментов в современном образовательном процессе РФ исследован и использует-

* © Подборнова Е.С., Голдобина М.В., 2015

Подборнова Екатерина Сергеевна (nina-gurjanva@rambler.ru), Голдобина Марина Викторовна (kafecon@mail.ru), кафедра экономики инноваций, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

ся не в полном объеме, в связи с тем что для этого требуются детальный анализ и оценка системы образования в российской экономике, оценка функционального и комплексного содержания всей сферы образовательных услуг РФ, а дополнительно — анализ возможности применения навыков, умений из других сфер деятельности экономики и приспособления к новым отношениям между всеми субъектами образовательного процесса таких рыночных инструментов, которые уже полностью зарекомендовали свою эффективность в целостном развитии конкурентоспособности (но в других видах экономической деятельности).

Исследовав источники, изучающие инструменты управления и развития конкурентоспособности вузов, авторы не нашли общей классификации и систематизации данных понятий, поэтому предлагают собственную классификацию инструментов конкурентоспособности развития и управления вузами и системой ВПО в целом:

1. Административные (прямые).

2. Нормативно-правовые.

3. Экономические (косвенные).

4. Инвестиционные.

5. Интеграционные.

6. Социальные.

7. Инструменты индикативного планирования.

8. Инструменты программирования.

9. Инновационные инструменты.

10. Инструменты нормирования.

11. Мониторинг.

Вышеприведенные инструменты определяют значение конкурентоспособности сферы образовательных услуг России как постоянно развивающихся и расширяющихся в комплексном образовательном пространстве, критериев развития вузов с учетом мировых стандартов, а в первую очередь обеспечение и организацию на основе комплексного использования современных технологий образования и взаимосвязанных с ними рыночных инструментов функционирования.

Главные положения концепции конкурентоспособности системы образования РФ (системной конкурентоспособности) следующие:

— конкурентоспособность является основой развития всего общества и определяется не как перечень отдельных субъектов экономики, а как целостный организм со своими экономическими агентами (государство, инфраструктурные, социальные и культурные институты, общественные организации);

— для функционирования и обеспечения своей конкурентоспособности любая экономическая система (в том числе и система образования) должна учитывать влияние факторов социально-экономического развития государства;

— успешно развиваются такие системы, которые концентрирует свои (и национальные) усилия на развитии отдельных форм или групп организаций (кластеров). Именно они могут включаться в конкуренцию в глобальном масштабе, на базе своих интеграционных преимуществ;

— конкурентоспособные позиции вузов и системы образования в целом, могут развиваться только путем применения и использования современных технологий обучения, научных открытий и разработок, модернизации всей системы образования.

Различают следующие типы конкурентных преимуществ вузов.

1. Преимущества низшего, первого порядка — это дешевые материальные ресурсы, учебное оборудование, сооружения и здания, небольшие финансовые ресурсы (низкие расценки на образование), низкий уровень квалификации персонала и заработной платы.

2. Преимущества высокого, второго порядка — это уникальные: образовательные технологии, высококвалифицированный персонал, мощные ресурсы, бренд, имидж, связи.

Если вуз имеет в наличии конкурентные преимущества первого порядка, то он может использовать дешевые ресурсы в образовательной деятельности. Это позволит ему продавать услуги образования по более низким ценам, чем у других конкурентов, и благодаря этому у него есть возможность побеждать конкурентов в борьбе за потенциальных абитуриентов. Этим, как правило, пользуются коммерческие вузы. Но эти преимущества имеют свои недостатки, основной из которых низкий уровень предоставляемых образовательных услуг.

Более применимы конкурентные преимущества второго порядка, которые позволяют получить студентам уникальные знания, востребованные на рынке. Применяя данные преимущества, вузы могут успешно предлагать свои образовательные услуги не потому, что они дешевле, чем у конкурентов, а потому, что они более соответствуют требованиям потребителей на рынках труда и образовательных услуг.

К нормативно-правовым инструментам, регулирующим деятельность вузов, можно отнести следующие законодательные и другие нормы права.

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. [1].

2. ФЗ-83 от 08.05.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [2].

3. ФЗ-293 от 08.11.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» [3].

4. ФЗ-588 от 07.07.2010 г. «О внесении изменений в форму справки о наличии учебной, учебно-методической литературы...» [4] .

5. ФЗ-125 от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском образовании» [5].

6. Письмо Минобрнауки РФ № 03-931 от 13.05.2009 г. [6].

Рассматривая административные инструменты, необходимо отметить, что главную роль здесь играет организационно-штатная структура вуза и наделение полномочиями управления его функциональных структур.

В исследовании инструментов управления и развития конкурентоспособности автор подробно останавливается на экономических инструментах, так они в первую очередь определяют конкурентоспособность вуза.

При имеющемся наличии и многообразии научных подходов экономические инструменты управления конкурентоспособностью не полностью систематизированы и не в полной мере учитывают специфические и общие особенности высшей школы [7]. В связи с этим авторы предлагают классификацию экономических инструментов управления конкурентоспособностью системы высшего образования (табл. 1).

Все приведенные авторами инструменты управления конкурентоспособностью достаточно известны и широко применяются в различных отраслях экономики, в том числе и в сфере образования. Сущность инструментов управления конкурентоспособностью на основе анализа и оценки затрат образовательной деятельности представлена в табл. 2.

В современных условиях вузам целесообразно ориентироваться на использование инновационных форм, методов и инструментов управления собственной деятельностью, в том числе и конкурентоспособностью, а также образовательным процессом. Из мировой практики известно, что только инновационные вузы могут отвечать современным тенденциям и требованиям мировой образовательной системы и обеспечить в своем развитии достижение требуемого уровня конкурентоспособности.

Таблица 1

Классификация экономических инструментов управления конкурентоспособностью

сферы образования

№ п/п Признак классификации Инструменты конкурентоспособности

1. Инструменты управления оперативной, тактической и текущей деятельностью вуза 1. Применение функционально-стоимостного анализа 2. Матрица И. Ансоффа «Товар (услуга) - рынок» 3. Позиционирование вуза и его услуг

2. Инструменты стратегического развития вуза 1. ИМБ-модель 2. Модель М.Портера 3. Бенчмакинг 4. ЬОТБ-анализ

3. Инструменты учета затрат на образовательный процесс 1. Абзорпшен-костинг 2. Директ-костинг 3. Стандарт-костинг 4. Таргет-костинг 5. Метод АБС 6. Метод УСС 7. ЬСС-анализ

4. Количественные инструменты 1. Расчет рейтинга вуза 2. Статистические исследования 3. Экономико-математические модели

5. Инструменты оценки качества образовательных услуг Анализ и оценка сравнительных преимуществ вуза

6. Инструменты определения уровня конкурентоспособности 1. Аналитические 2. Параметрические 3. Экспертные 4. Статистические 5. Комбинированные

Таблица 2

Инструменты управления конкурентоспособностью вуза на основе анализа и оценки

затрат в образовательном процессе

Наименование инструмента Основные понятия Условия применения

Директ-костинг Постоянные и накладные расходы не включаются в полную себестоимость услуг, а непосредственно относятся на бухгалтерские счета прибылей и убытков в отчетном периоде, в котором они образовались Отдельно учитываются постоянные и переменные затраты. Конкурентоспособность определяется отношением: цена - качество

Абзорпшен-костинг В полную себестоимость услуг включаются все затраты. Позволяет наиболее точно оценить величину затрат, включенных в себестоимость услуг.

Стандарт-костинг Для каждого вида затрат (образовательных, материальных и т. д.) применяется нормирование. на единицу продукции Наличие системы норм и нормативов

Метод ABC Деятельность организации делится на процессы или операции. Общая сумма затрат определяется на основе полных затрат всех операций и процессов Расширение и детализация используемой системы бухучета

Окончание табл. 2

Таргет-костинг На основании принятой стоимости образовательных услуг устанавливается целевая себестоимость, которая в обеспечивается всеми подразделениями вуза Организация мониторинга уровня и объема затрат. Маркетинговые прогнозы и позиционирование вуза на рынке

ЬСС-анализ Затраты определяются на оказание конкретных услуг. Используются при стратегическом управлении Маркетинговые исследования рынка труда и позиционирование вуза на нем

Метод УСС Определяет всю последовательность создания стоимости услуг. Используется при стратегическом управлении Предполагает стратегическое позиционирование вуза и рыночную конъюнктуру

Планирование стратегии конкурентоспособности учебного заведения позволяет последовательно и непрерывно определять качества вуза, которые и являются источником его ключевых преимуществ — это стратегический бенчмаркинг. Кроме этого, он позволяет определить и те стороны деятельности, которые требуют немедленных эффективных преобразований. Бенчмаркинг наглядно демонстрирует направления развития, совершенствования и корректировки деятельности вуза с целью повышения его конкурентоспособности. Именно непрерывная систематизация, совершенствование методов деятельности положены в основу бенчмаркинга [9].

В теории и практике применения бенчмаркинга существует большое количество его видов (табл. 3).

Выбор вузом определенного типа бенчмаркинга обусловлен целями, требованиями внутренней и внешней среды, потребностями вуза, имеющимися в распоряжении потенциалом и ресурсами развития, а также возможностью использования новых технологий, внедрения их в механизм стратегического управления организацией, обеспечивающего его рыночную конкурентоспособность.

Применение в механизме управления конкурентоспособностью образовательной организацией инструментов бенчмаркинга позволяет совершенствовать эффективность и качество образовательного процесса, внедрять передовой опыт организации деятельности в вузе, внедрить новую концепцию проведения занятий образовательного процесса, анализировать и оценивать профессионализм научных кадров, что в конечном счете приводит к обеспечению постоянного устойчивого развития образовательного учреждения и достижению требуемого уровня конкурентоспособности с заданным качеством образовательных услуг [10]. Результативность использования бенчмаркинга зависит от выбора объекта исследования и усовершенствования, определения позиций компании-эталона и полезности ее образовательного опыта для исследуемого вуза-реципиента, разработки системы поддержки, внедрения данного опыта в деятельность образовательного учреждения в тесной взаимосвязи с его системой стратегического управления.

Кроме бенчмаркинга для оценки показателей качества образовательных услуг применяется такой инструмент, как мониторинг основных факторов конкурентоспособности вуза [11].

Образовательное учреждение ВПО как субъект управления целостной системой образования одновременно является и объектом управления, т. к. каждое направление и вид деятельности вуза закреплен за множеством в определенной мере

Таблица 3

Виды бенчмаркинга, применяемые для оценки системы образования

№ п/п Вид бенчмаркинга Характеристика инструмента Целесобразность применения инструмента

1. Стратегический Объектом являются стратегические действия, подходы к их разработке и реализации Необходимость в смене стратегии, которая вызвана изменениями условий внешней среды. Наличие нацеленности на длительные результаты. Намерение учреждения к глобальным изменениям в своей деятельности

2. Общий Деятельность объекта сравнивается с аналогичными позициями учреждений других отраслей Недостаток положительного опыта в образовательной сфере. Исследование и применение инноваций. Цель - использование наилучшей практики

3. Конкурентный Оценивается эффективность функционирования структурных подразделений одного вуза Условие - договоренность о взаимном сотрудничестве с конкурентами. Цель - повышение индексов оценки по сравнению с текущими показателями

4. Международный Условия функционирования объекта сравниваются с исследуемыми аналогичными направлениями вузов других стран Недостаток удачного опыта конкурентоспособности в своей стране. Наличие потенциального партнера в другой стране; наличие ресурсной базы. Цель - достижение мирового уровня образования, лидерство в отрасли

6. Сравнительный Анализ, оценка, измерение и сравнение исследуемых показателей деятельности вуза Необходимость в определении собственного конкурентного положения на рынке. Цель -улучшение текущих показателей

автономных и структурных подразделений. Эффективное функционирование вуза не может основываться только на традиционных подходах к процессу управления конкурентоспособностью [8]. Основным требованием к управленческому аппарату вуза становится его способность влиять на результаты своей деятельности и деятельности вуза. Исходя из этого, менеджмент вуза приходит к созданию комплексной системы оценки функционирования своих подразделений и вуза в целом на основе достигнутых ими конкурентных преимуществ.

Библиографический список

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2. ФЗ-83 от 08.05.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

3. ФЗ-293 от 08.11.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».

4. ФЗ-588 от 07.07.2010 г. «О внесении изменений в форму справки о наличии учебной, учебно-методической литературы...».

5. ФЗ-125 от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском образовании».

6. ФЗ-120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

7. Письмо Минобрнауки РФ № 03-931 от 13.05.2009 г.

8. Подборнова Е.С., Тюкавкин Н.М. Развитие методических подходов оценки конкурентоспособности // Общественные науки. 2011. № 6. С. 386—393.

9. Сараев Л. А., Сараев А.Л. Закономерности взаимодействия потребителей и производителей в условиях непрерывного конкурентного рынка // Актуальные проблемы развития финансово-экономических систем и институтов: материалы и доклады I международной научно-метод. конф.: в 2 ч. / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара, 2010. С. 58-68.

10. Тюкавкин Н.М. Парадигма интеграционного развития рынков труда и образовательных услуг: состояние, проблемы, перспективы : межвуз. сб. ст. / под общ. ред. Н.М. Тюкавкина. Самара, 2011.

11. Тюкавкин Н.М. Россия во ВТО: итоги года работы // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 411-414.

References

1. Law «Concerning education in the Russian Federation» № 273-FZ dated 29.12.2012 [in Russian].

2. FZ-83 dated 08.05.2010 «On amendments being made to certain legislative acts of the Russian Federation in the context of improving legal position of state (municipal) authorities» [in Russian].

3. FZ-293 dated 08.11.2010 «On amendments being made to certain legislative acts of the Russian Federation in the context of improving monitoring or oversight functions and optimization of provision of public services in the sphere of education» [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. FZ-588 dated 07.07.2010 «On amendments being made to the form of certificate of availability of educational, courseware...» [in Russian].

5. FZ-125 dated 22.08.1996 «On higher and post graduate education» [in Russian].

6. FZ-120 dated 24.06.1999 «On fundamental principles of the system of prevention of neglect and juvenile delinquencies» [in Russian].

7. Letter of the Ministry of Education and Science № 03-931 dated 13.05.2009 [in Russian].

8. Podbornova E.S., Tyukavkin N.M. Development of methodological approaches to the estimate of competitiveness. Obshchestvennye nauki [Social sciences], 2011, no. 6, pp. 386393 [in Russian].

9. Saraev A.L., Saraev L.A. Regularities of cooperation of consumers and producers in conditions of continuous competitive market in Aktual'nye problemy razvitiia finansovo-ekonomicheskikh sistem i institutov. Materialy i doklady 1 mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii: V 2-kh chastiakh [Topical issues of development of financial and economic systems and institutes. Materials and proceedings of the 1 international research and methodology conference: In 2 parts]. Samara State University. A.N. Sorochaikin (Ed.). Samara, 2010, pp. 58-68 [in Russian].

10. Tyukavkin N.M. Paradigm of integration development of labour markets educational services: condition, problems, perspectives. Interacademic collection of articles. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Samara State University», Faculty of Economics and Management; N.M. Tyukavkin (Ed.). Samara, 2011 [in Russian].

11. Tyukavkin N.M. Russia in the WTO: Year in review. Audit i fnansovyi analiz [Audit and financial analysis], 2013, no. 6, pp. 411-414 [in Russian].

E.S. Podbornova, M.V. Goldobina*

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC INSTRUMENTS OF MANAGEMENT AND DEVELOPMENT IF COMPETITIVENESS OF THE SPHERE OF EDUCATION

Organizational and economic instruments serve for ensuring and development of the own competitiveness of the university and consolidation of its position on the market of educational services and labour market. System of education in Russia needs the presence of effective market instruments of ensuring and increasing competitiveness, ensuring all the system of education on the goal-oriented, sustainable functioning and complex development.

Key words: organizational, economic, instruments, ensuring, development, competitiveness, universities, positions, market, educational services, labour market, educational system.

Статья поступила в редакцию 03/VIII/2015. The article received 03/VIII/2015.

* Podbornova Ekaterina Sergeevna (nina-gurjanva@rambler.ru), Goldobina Marina Viktorovna (kafecon@mail.ru), Department of Economics of Innovation, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.