Научная статья на тему 'Развитие качества образовательного процесса вуза'

Развитие качества образовательного процесса вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1661
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЕЗУЛЬТАТЫ / ФАКТОРЫ / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голдобина М. В., Подборнова Е. С.

В статье приведены основные вопросы качества образования вуза как основного фактора повышения конкурентоспособности и совершенствования учебного процесса образовательных организаций на рынке услуг. Показано, что вопросы совершенствования качества образования приводят к изменению основных образовательных и научных характеристик учебного заведения, формируют устойчивые позиции организации на рынке труда по оказанию образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the quality of educational process of the university DEVELOPMENT OF THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

In the article the basic issues of the quality of education of the university as the main factor to increase competitiveness and improve the educational process of educational institutions in the market for services are carried out. It is shown that the issues of improving the quality of education leads to the change in the main characteristics of educational and scientific institution, thereby forming stable positions in the labor market organizations to provide educational services.

Текст научной работы на тему «Развитие качества образовательного процесса вуза»

Голдобина М.В., Подборнова Е.С.

Развитие качества образовательного процесса вуза // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 8 (130). С. 9-16 9

МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 338

М.В. Голдобина, Е.С. Подборнова* РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

В статье приведены основные вопросы качества образования вуза как основного фактора повышения конкурентоспособности и совершенствования учебного процесса образовательных организаций на рынке услуг. Показано, что вопросы совершенствования качества образования приводят к изменению основных образовательных и научных характеристик учебного заведения, формируют устойчивые позиции организации на рынке труда по оказанию образовательных услуг.

Ключевые слова: образовательный процесс, конкурентоспособность, качество образования, методическая работа, эффективность, исследование, конкуренция, показатели, рынок образовательных услуг, результаты, факторы, стратегия, конкурентные силы.

Эффективность, конкурентоспособность и качество являются теми основными показателями, по которым оценивают общественно-экономическую значимость системы образования. Определение качества включает в себя вместе с экономическими аспектами также социальные, культурные, познавательные аспекты сферы образования, которые воспринимаются как комплексная, интегральная характеристика всей образовательной деятельности, ее показателей и результатов. Качество высшего образования — это интегральная характеристика, которая определяет возможности образовательной системы удовлетворять потенциальные и существующие потребности государства, общества и личности [1].

Качество современного образовательного процесса вуза синтезируется из его следующих видов [3]:

— используемой ООП;

— научно-педагогического мастерства педагогического состава, задействованного в учебном процессе;

— потенциального уровня студентов;

— используемых средств обеспечения образовательного процесса;

* © Голдобина М.В., Подборнова Е.С., 2015

Голдобина Марина Викторовна ([email protected]), Подборнова Екатерина Сергеевна (тпа[email protected]), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

— применяемых образовательных методик и технологий;

— комплексного управления образовательными системами, учреждениями и процессами.

Качество современного профессионального образования — это системная, целостная категория, включающая в себя следующие компоненты качества [2]:

— субъекта предоставления образовательных услуг вуза — преподавательского персонала;

— объекта потребления образовательных услуг — студентов, абитуриентов, категорию персонала переподготовки и повышения квалификации;

— процесса предоставления образовательных услуг — учебные и образовательные программы, образовательные технологии, учебное, научное, учебно-методическое и научно-методическое обеспечение учебного процесса;

— технического и организационного обеспечения, психологическую и нравственную атмосферу в коллективе и вузе;

— внешних и внутренних условий, взаимодействия с внешней социальной и духовной средой;

— организации и управления учебным заведением.

Отечественные исследования проблем качества современного образования акцентируют внимание на росте противоречия между повышающимися требованиями общественности к интеллекту и нравственности человека, развитию его способностей к прогнозированию и проектированию своего будущего (определяется системой требований рынка труда к уровню профессионализма, общей нравственности и культуры всех членов общества, которые получают образование) и фактически получаемым уровнем образования выпускников ВПО. Анализ и оценка уровня качества образования — это оценка качества предоставляемой услуги (качество образовательного процесса) и оценка уровня качества продукции (качество конечного результата деятельности вуза).

Качество современного образования вуза как многомерная и комплексная субстанция определяется следующими характеристиками [5]:

— целеполаганием и операциональностью качества;

— многоуровневостью системы подготовки;

— многогранностью и многоаспектностью;

— многокритериальностью;

— многосубъектностью;

— вариативностью критериев и показателей качества;

— ориентированностью на развитие сферы образования.

Исходя из вышесказанного, авторы приводят в таблице основные направления совершенствования качества образования как категории конкурентоспособности вуза.

Кроме направлений, представленных в таблице, по мнению авторов, одним из современных магистральных направлений повышения уровня качества учреждений высшего образования как главного фактора повышения конкурентоспособности является обширное применение в образовательном процессе современного программного оборудования и информатизационных технологий [6]. Интенсивное развитие и использование данных информатизации становятся основными факторами для повышения качества высшего образования.

Компьютеризация высшего образования повышает возможности применения современных информационных 1Т-технологий и программных ресурсов в образовательных целях, увеличивает эффективность самостоятельной работы студентов, стимулирует развитие интеллектуального творчества обучаемых и их профессиональной подготовки, способствует дальнейшему развитию, формированию и закреплению специальных и общенаучных компетенций, знаний, навыков и умений студентов.

Таблица

Направления повышения качества образования

№ п/п Направления совершенствования Цели Предлагаемые пути решения

1 Организация системы ВПО на базе постоянного мониторинга перспективного и текущего спроса рынка труда Мониторинг потребностей личности, государства и социального заказа в подготовке высококвалифицированных кадров 1. Создание на базе вуза центра по мониторингу спроса на рынке труда с целью коррекции учебных программ профессиональной подготовки выпускников 2. Организация структуры вуза и количества выпускников в соответствии с требованиями рынка 3. Введение практики целевого социального запроса вузам на подготовку выпускников по требуемым специальностям и направлениям и требуемом количестве по трехсторонним договорам: работодатель-вуз-обучающийся 4. Введение многовариантного финансирования вузов (федерация-регион-муниципалитет-частное финансирование)

2 Модернизация российского образования на базе требований Болонского процесса, интеграции вузов, повышения качества образовательного процесса, внедрение современных технологий и техники обучения 1. Создание интегрированных образовательных структур 2. Создание единой образовательной информатизационной системы 3. Трансфер образовательных технологий 4. Разработка и реализация собственных прогрессивных ООП многоуровневой подготовки студентов 1. Формирование и разработка нормативно-правовых документов по регулированию непрерывного трехуровневого образования 2. Интеграция вузов, создание федеральных университетов, образовательных комплексов, союзов, ассоциаций, учебно-научных объединений и кластеров 3. Внедрение инновационных образовательных систем на базе Болонского процесса 4. Корректировка направлений образования с учетом требований рынка труда 5. Привлечение новых социальных партнеров (в том числе и иностранных) учреждений высшего образования к определению требуемых профессиональных компетенций выпускников вузов

3 Развитие прикладных научных исследований и разработок вуза 1. Определение текущих и перспективных потребностей субъектов экономики в научных исследованиях 2. Формирование научных школ и активизация научно-исследовательской деятельности вуза 1. Разработка и формирование нормативно-правовой базы и механизмов по централизованному государственному финансированию научных исследований и разработок вузовской науки 2. Формирование банка данных по региону и стране в целом по основным научным, производственным и социальным проблемам, возможным для их решения научным путем с внедрением результатов исследования в производство 3. Развитие системы грантов, хоздоговорной работы. Участие на подрядной и субподрядной основе 4. Создание целевых научно-производственных комплексов вузов и предприятий промышленности

4 Разработка, трансфер и внедрение высокоэффективных 1. Повышение уровня образования за счет обеспечения разработки и внедрения новых технологий 1. Трансфер и разработка собственных инновационных профессиональных учебных программ и современных технологий образования 2. Развитие системы индивидуального обучения

Продолжение таблицы

образовательных методик и технологий в процесс обучения образования, использования открытости образовательных программ, вариативности и гибкости организации образовательного процесса 2. Повышение профессионального и творческого уровня будущих выпускников, формирование высокопрофессиональных компетенций 3. Внедрение системного подхода в обучение, модульной организации учебного процесса 4. Внедрение современных информатизационных учебно-образовательных методик 5. Развитие дистанционного обучения 6. Создание условий для самореализации обучающихся, развитие их профессиональной, интеллектуальной, учебной, эмоциональной и физической деятельности 7. Создание дополнительных возможностей для выбора студентами будущих видов деятельности и направлений образования

5 Развитие государственно- частного партнерства (ГЧП) в сфере высшего образования 1. Повышение эффективности функционирования системы образования 1. Организация ГЧП в сфере образования и образовательном процессе 2. Организация ГЧП в инфраструктуре системы образования. 3. Постоянный анализ состояния и динамики развития ГЧП в сфере образования 4. Привлечение ГЧП для независимой аккредитации, лицензирования деятельности вуза, экспертизы качества подготовки студентов 5. Организация ГЧП и совместной деятельности социальных партнеров для решения вопросов приема абитуриентов, организация структуры, обеспечения и управления образовательным процессом и трудоустройства выпускников вузов

6 Создание совместной государственной и общественной организации управления качеством ВПО 1. Координация и оптимизация деятельности подразделений ВПО, государства и ГЧП по обеспечению качества подготовки обучающихся в вузах 2. Совершенствование системы контроля качества и мониторинга образовательной деятельности для повышения конкурентоспособности учреждений высшего образования 1. Формирование структуры ГЧП по управлению качеством высшего образования 2. Разработка и подготовка рекомендаций для всего комплекса ФГОС ВО 3. Организация региональных консалтинговых центров качества учреждений высшего образования, с участием ведущих специалистов от Союза работодателей 4. Организация на базе ведущих промышленных предприятий и сферы услуг соответствующих отраслевых научно-исследовательских и экспериментальных площадок для организации производственных практик 5. Формирование и развитие региональных автономных локальных организаций по повышению качества подготовки выпускаемых специалистов системы высшего образования

7 Развитие материально-технической базы учреждений профессионального образования Обновление и развитие материально-технической базы учреждений высшего образования согласно требованиям модернизации образования 1. Создание и реализация комплексных учебно-технологических платформ проектов и программ. 2. Организация территориальных образовательных кластеров. 3. Организация и создание образовательной технологической инфраструктуры, технопарков, учебных центров

Окончание таблицы

4. Организация на базе вузов консалтинговых центров, оказывающих методическую, консультационную и управленческую поддержку 5. Обновление учебной, лабораторной, научно-учебной и производственной базы по наиболее актуальным направлениям обучения 6. Формирование ресурсных центров для использования преимуществ аутсорсинга

8 Обеспечение сферы ВПО высококвалифицированным научным и педагогическим составом 1. Формирование условий для обеспечения системы ВПО высококвалифицированным научными и профессорско-преподавательским составом 2. Организация постоянного повышения и переквалификации административного, педагогического и научного состава учреждений высшего образования 1. Формирование и развитие комплексной системы повышения квалификации администрации и профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования в свете новых требований к их профессиональной подготовке 2. Совершенствование работы по повышению уровня квалификации администрации учреждений высшего образования в вопросах инновационной деятельности и менеджмента качества в образовании 3. Организация стимулирования профессорско-преподавательского состава за высокий уровень качества подготовки студентов 4. Разработка и внедрение в деятельность вузов рейтинговой оценки деятельности преподавателей и администрации вузов на базе современных стандартов профессиональной и образовательной деятельности 5. Использование для работы в вузе высоко-подготовленных, профессиональных кадров

Цель информатизации системы образования — сформировать единое информационное образовательное пространство регионов с последующей его интеграцией в информационную образовательную систему России.

Для достижения поставленной цели автором предполагаются следующие пути решения:

— оснащение учреждений и органов управления высшего образования средствами информатизации и современным программным обеспечением;

— формирование и внедрение в учебный процесс электронных учебников, электронного УМК и других сопровождающих учебно-методических материалов, а также средств электронно-технологического обеспечения учебного процесса;

— формирование единой государственной дистанционной системы непрерывной подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, научных работников, административного персонала учреждений высшего образования в целях оперативного внедрения и использования в учебном процессе современных информатизационных технологий;

— развитие инструментов реализации дистанционных технологий обучения в вузах;

— формирование и использование с помощью интернет-технологий новых видов информатизационных ресурсов (вузовского депозитария, электронных учебно-методических материалов, вузовского образовательного портала);

— организация современной системы мониторинга качества и комплексной сертификации вузовских информационных ресурсов, а также средств и технологий информатизации учебного характера;

— создание на базе библиотек учреждений высшего образования типовых АРМ информационно-справочных библиотечных систем;

— формирование, разработка и практическое внедрение современных инфор-матизационных технологий для различных форм и уровней образования в учреждениях высшего образования.

В качестве практического применения исследовательских материалов авторами предлагается практико-ориентированная модель управления качеством образования в учреждениях высшего образования, которая базируется на системном подходе к организации и управлению всей методической работой вуза (см. рисунок) [4].

Объект управления

Учебно-материальная база вуза, базы организаций проведения практик Технические и информационные средства обучения, рабочее место

Субъект

Преподаватели вуза

Тьюторы кафедр

руководители баз практик

Методическое обеспечение

Рис. Формирование практико-ориентированной модели управления качеством

образования в вузе

Основная идея реформирования и модернизации сферы высшего образования состоит в том, что общее образование необходимо перепрофилировать на профессионально-ориентированную направленность. Перед системой высшего образования стоит задача создания реализации прикладной подготовки студентов, ориентированной на интеграцию вуза с учреждениями профессионального образования, индивидуального обучения и подготовку учащихся с учетом реального спроса рынка труда. Переход к практико-ориентированному, прикладному обучению направлен на формирование у обучающихся принципов практико-ориентированного образования и личностно-ориентированного. Данный переход формирует прикладные, образовательные, компетентностные и развивающие цели [6]:

— формирование индивидуального и углубленного изучения отдельных дисциплин;

— организация условий для дифференцированного обучения студентов с наличием широких возможностей для формирования индивидуальных образовательных «дорожных карт»;

— комплексное обеспечение доступа к общему образованию всех категорий обучающихся в соответствии с их навыками, интересами, способностями и наклонностями;

— расширение возможностей по специализации учащихся, обеспечение преемственности между средним, среднепрофессиональным и высшим образованием, более качественная и эффективная подготовка студентов по освоению программ ВПО.

Следовательно, необходимость организации практико-ориентированного образования определяется стремлением всего общества к повышению уровня качества жизни людей на основе полного и комплексного решения образовательных, социальных и экономических проблем.

Авторами отмечается, что в современных условиях эффективное решение проблем повышения качества кадрового потенциала для всех сфер экономики на местах может быть реализовано путем создания практико-ориентированного образования и повышения квалификации на базе непрерывного и безотрывного получения образования с применением современных информатизационных технологий. Данная модель образования уже сформирована в ряде вузов страны.

Российская реальность такова, что для создания механизма комплексного и инновационного сотрудничества с предприятиями, которые расположены далеко от зоны «шаговой доступности», вузу, организующему подобную образовательную деятельность, потребуется кардинальная реконструкция своего образовательного процесса, как правило, перевод его на вечернее время или организация занятий в выходные дни. Кроме этого, нужно еще создать инфраструктуру дистанционного или открытого образования.

Участие учебных кафедр вуза в деятельности предприятий не может заканчиваться только организацией практик и разработкой хоздоговорных тем. Основным условием организации совместной деятельности остается повышение качества образования работающих студентов, особенно в области усвоения ими практических навыков и получения профессиональных компетенций. Новизна дистанционной практико-ориентированной концепции заключается в том, что современные ин-форматизационные и мультимедийные технологии и программное обеспечение позволяют, с одной стороны, проводить занятия с удаленной аудиторией и обеспечивать высокое качество [7; 8].

С другой стороны, образование, основанное на применении технологий дистанционного обучения, является полностью прозрачным, открытым, а также существенно уменьшает негативные проявления.

В отличие от применяемого большинством вузов функционального подхода, результаты действия которого определяются объемом распределяемых и выполняемых обязанностей, системный подход предполагает логически взаимоувязанную последовательную реализацию управленческой деятельности (определение цели, планирование, выполнение мероприятий, мониторинг, контроль, анализ, корректировка) с учетом внешних и внутренних факторов воздействия на вуз [8]. Организация системы методической работы вуза обеспечивается проведением целого комплекса мероприятий на основе системного подхода, что позволяет выявить основные, влияющие на качество образования внутренние и внешние факторы и своевременно принять научно обоснованные, адекватные управленческие решения.

Библиографический список

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2. Федеральный закон от 07.07.2010 г. № 588 ФЗ «О внесении изменений в форму справки о наличии учебной, учебно-методической литературы...».

3. Боровская М.А. Механизм социально-экономического партнерства предприятий и вузов. URL: http://www.keconomy.tsure.ru (дата обращения: 20.08.2015).

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2000. 352 с.

5. Подборнова Е.С., Тюкавкин Н.М. Развитие методических подходов оценки конкурентоспособности // Общественные науки. 2011. № 6. С. 386—393.

6.Сараев Л. А., Сараев А.Л. Закономерности взаимодействия потребителей и производителей в условиях непрерывного конкурентного рынка // Актуальные проблемы развития финансово-экономических систем и институтов: материалы и доклады 1 Международной научно-методической конференции: в 2 ч. / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. С. 58—68.

7. Тюкавкин Н.М. Парадигма интеграционного развития рынков труда и образовательных услуг: состояние, проблемы, перспективы: межвуз. сб. ст. / под общ. ред. Н.М. Тюкавкина. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2011.

8. Тюкавкин Н.М. Россия во ВТО: итоги года работы // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 411-414.

References

1. Law «On Education in the Russian Federation» № 273-FZ dated 29.12.2012 [in Russian].

2. Federal Law dated 07.07.2010 № 588 «On amendments to the form of a reference curriculum, educational materials ...» [in Russian].

3. Borovskaya M.A. Mechanism of social and economic partnership between enterprises and universities. Retrieved from: http://www.keconomy.tsure.ru (accessed 20.08.2015) [in Russian].

4. Bondarevskaya E.V. Theory and practice of personality—oriented education. Monograph. Rostov-on-Don, Izd-vo RGPU, 2000, 352 p. [in Russian].

5. Podbornova E.S., Tyukavkin N.M. Development of methodological approaches for the assessment of competitiveness. Obshchestvennye nauki [Social sciences], 2011, no. 6, pp. 386—393 [in Russian].

6. Saraev A.L., Saraev L.A. Patterns of interaction between consumers and producers in conditions of continuous competitive market in Aktual'nye problemy razvitiia finansovo-ekonomicheskikh sistem i institutov. Materialy i doklady 1 mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii: V 2-kh chastiakh [Actual problems of development of financial and economic systems and institutions. Materials and reports of the 1 International Scientific Conference: In 2 parts]. Samara State University; A.N. Sorochaikin (Ed.). Samara, 2010, pp. 58—68 [in Russian].

7. Tyukavkin N.M. The paradigm of integration development of labor markets and educational services: state, problems and prospects. Interuniversity collection of articles. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Samara State University», Faculty of Economics and Management; N.M. Tyukavkin (Ed.). Samara, 2011 [in Russian].

8. Tyukavkin N.M. Russia in the WTO: Year in review. Audit i fnansovyi analiz [Audit and financial analysis], 2013, no. 6, pp. 411—414 [in Russian].

M.V. Goldobina, E.S. Podbornova*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DEVELOPMENT OF THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

OF THE UNIVERSITY

In the article the basic issues of the quality of education of the university as the main factor to increase competitiveness and improve the educational process of educational institutions in the market for services are carried out. It is shown that the issues of improving the quality of education leads to the change in the main characteristics of educational and scientific institution, thereby forming stable positions in the labor market organizations to provide educational services.

Key words: educational process, competitiveness, quality of education, methodical work, efficiency, research, competition, performance, market of educational services, results, factors, strategy, competitive forces.

Статья поступила в редакцию 18/VI/2015.

The article received 18/VI/2015.

* Goldobina Marina Viktorovna ([email protected]), Podbornova Ekaterina Sergeevna ([email protected]), Department of Economics, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.