Андрончев И.К.
Формирование и развитие организационно-экономического механизма конкурентоспособности современ-188 ных вузов //Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 5 (127). С. 188—193
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УДК 338
И.К. Андрончев*
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ
В статье проведен анализ развития теории конкуренции и конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг. Предложен организационно-экономический механизм формирования и направления развития конкурентоспособности вузов на современном этапе.
Ключевые слова: исследование, механизм, рынок образовательных услуг, конкурентоспособность, организации, рынок, факторы, монополия, конкурентные силы, стратегии.
Рынок сферы образовательных услуг — это важнейший компонент и слагаемое модернизируемой экономики, который является, с одной стороны, источником, поставляющим кадры для всей экономики, а с другой стороны, постоянно растущим по своим масштабам самостоятельным рынком образовательных услуг, конкурирующим по мощности и размерам с другими сегментами мирового рынка.
При формировании механизма конкурентоспособного функционирования и развития вуза следует учитывать цели и задачи, стоящие перед системой национального образования, и развитие управленческого процесса при формировании образовательных услуг.
Оценка происходящей модернизации управления образовательными процессами ВПО в настоящее время подтверждает, что многие проблемы образования, в том числе и конкурентоспособность, не могут быть успешно решены в рамках существующей концепции управления рынком сферы образовательных услуг. Все более актуальным является переход на новую систему управления, которая предполагает формирование качественно новой конкурентоспособной позиции вузов на рынке, которая, в свою очередь, обеспечивает комплексное развитие экономики и социальной сферы страны и регионов, позволяют полностью удовлетворить потребности населения в образовании и подготовит общество к переходу к новой экономике знаний [1].
* © Андрончев И. К., 2015
Андрончев Иван Константинович ([email protected]), исполняющий обязанности ректора, кафедра математического моделирования в механике, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Рабочая гипотеза построения организационно-экономического механизма конкурентоспособности (ОЭМК) вузов состоит в авторском предположении, что организация эффективного функционирования сферы образовательных услуг РФ сопоставляется с экономической и социальной деятельностью общества в целом и, как следствие, определяет основу формирования и принятия концептуальных, стратегических решений, способствующих дальнейшему экономическому росту и модернизации национальной экономики. Для формирования ОЭМК необходимо учесть ряд специфических особенностей [2]:
1. Сфера образовательных услуг относится к социальной экономике; ее содержание, инфраструктура, факторы и ресурсы направлены на обучение людей, которые относятся к различным социальным слоям населения. Следовательно, состояние системы образования, ее отдельные специфические способности и возможности удовлетворять потребности индивидуума и общества в целом в качественных услугах образования определяют перспективы и направления современного общественного развития.
2. Сфера услуг образования получила в результате рыночной трансформации экономики России новые возможности к модернизации и качественному изменению своего развития. Та роль, которую вся сфера образования и рынок образовательных услуг в целом играют в развитии национальной экономики страны, определяет роль и влияние государства в данной сфере: назрела необходимость существенного регулирования государством рынка образовательных услуг.
3. В настоящее время вся система ВПО РФ представляет собой не только сеть высших учебных заведений, но и учебных организаций, которые реализуют образовательные программы различных ступеней и уровней.
В связи с этим актуализируется внимание к анализу факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование развития инфраструктуры российского рынка образовательных услуг, изучение которых способствует модернизации всей отечественной системы ВПО, усилению образовательной, научной и культурной основы современного отечественного высшего образования.
4. Образовательная и социально-экономическая деятельность сферы ВПО на современном этапе определяется интеграционными процессами при двухуровневой системе образования, которые ознаменованы переходом от «образования знаний» к «образованию компетенций»: происходит адекватная эволюция всей инновационной сферы системы образования.
5. Система образования является основой современной цивилизации, главным фактором развития общества, страны и региона. В связи с этим особое значение в настоящее время приобретают вопросы рыночной трансформации данной сферы в экономику и, в первую очередь, вопросы разработки и практического применения механизмов и инструментов формирования конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг на этапе модернизации российской экономики.
Предлагаемый автором ОЭМК системы ВПО как важнейший институт на рынке образовательных услуг, определенный в соответствии с Концепцией модернизации образования, предполагает выполнение следующих мероприятий [3]:
— перехода на интегрированные структуры образовательных организаций и трехуровневую подготовку выпускников в соответствии с Болонской программой, а также интеграцией российского образования в мировую систему образования;
— создания федеральных образовательных университетов и научно-образовательных центров;
— комплексного бюджетного финансирования образовательных стандартов на федеральном и региональном (местном) уровнях, а также возможности финанси-
рования дополнительных образовательных услуг в системе ВПО за счет средств обучающихся;
— контрактной основы финансовых отношений сферы ВПО и персонального финансирования государственного заказа на подготовку специалистов, осуществляемую на конкурсной основе;
— введения конкурсного порядка распределения государственного заказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в вузах;
— индивидуального финансирования инвестиционных проектов вузов, осуществляемых на конкурсной основе;
— проектного финансирования научных грантов, хоздоговорных работ за счет средств заказчиков.
Основываясь на положениях системного подхода, при определении механизма конкурентоспособности вуза необходимо учесть четыре основных аспекта:
1. Конкурентоспособность образовательных ресурсов и образовательных услуг — это интеллектуальные, финансовые, материально-технические, информационные, кадровые и другие виды ресурсов вуза.
2. Конкрентоспособность результатов функционирования вуза определяется из востребованности его выпускников на рынке труда, а также конкурентоспособности инновационных услуг, продуктов, результатов интеллектуальной деятельности, научных решений, идей и достижений в других областях.
3. Конкурентоспособность процессов, осуществляемых в вузах, заключается в эффективности организации образовательных процессов, процессов обеспечения, развития всей сферы образовательных услуг, научной деятельности, а также всех процессов управления.
4. Конкурентоспособность внутренней среды функционирования вуза, которая складывается из организационно-управленческой, нормативно-правовой, социальной, культурной, информационных и других сред [1].
Механизм конкурентоспособности вуза должен сформировать процесс таким образом, чтобы вышеперечисленные стороны конкурентоспособности вуза находились в пропорциональном соотношении относительно друг друга [4].
При формирования процессов конкурентных преимуществ вуза актуальным является вопрос о переводе данных процессов в конкретные результаты. Решением данного вопроса может стать эффективный ОЭМК преимуществ вуза, задачей которого является обеспечение устойчивого и конкурентоспоспособного функционирования вуза на рынке образовательных услуг и рынке труда.
По мнению автора, к элементам ОЭМК вуза следует отнести:
— миссию, стратегию и цели функционирования вуза;
— концепцию вуза на рынке труда и рынке образовательных услуг;
— нормативно-правовую и законодательную базу, отражающую результаты функционирования социально-экономической системы общества и системы образования;
— ресурсную базу вуза;
— внутренние факторы образовательного учреждения;
— организационно-управленческую структуру;
— методы формирования комплексной системы образования;
— инструменты, способы, рычаги, технологии процессов достижения поставленной цели;
— инновационность.
ОЭМК подразумевает поиск оптимальных путей решения вопросов по совершенствования конкурентоспособности, воздействия на слабые стороны вуза с целью улучшения их качества, повышения качества образовательных услуг. Меха-
низм — это система, которая определяет и совершенствует конкурентоспособность вуза на основе имеющихся и заданных параметров.
Проведенный анализ показывает, что проблема формирования и реализации ОЭМК не решалась в течение многих лет вследствие ее узкой направленности и отсутствия комплексных исследований в данной сфере [2].
Конкурентоспособность услуги в соответствии с ее меновой стоимостью определяется с помощью экономического механизма обеспечения качества предоставляемых услуг в пределах вуза, с помощью контроля качества, т. е. осуществляется первоначальный этап формирования конкурентоспособности образовательных услуг вуза.
Успешное ведение образовательной и научной деятельности вуза основывается на практических знаниях по оценке качества и объемов предоставляемых услуг, установления значения предложения конкурентов, изменения динамики цен на рынке во времени и конкурентоспособности услуг на рынке труда, доли и ниши рынка в зависимости от его структуры, местонахождения, насыщенности аналогичными услугами.
ОЭМК вуза следует изначально формировать как систему и выделять необходимые условия его функционирования, полагая, что на каждом этапе формирования конкурентоспособности имеется свой оптимальный для данного времени и рынка критерий.
Тщательное изучение своих конкурентов и условий конкуренции на конкретном рынке в отрасли образования требуется вузу для того, чтобы определять свои основные недостатки и преимущества разработки собственной стратегии конкурентоспособности для поддержания своего конкурентного конкретного преимущества. Определение и анализ собственной конкурентоспособности организации являются основными элементами маркетинговых исследований любого вуза.
В ОЭМК вуза, по мнению автора, должны входить характеристика конкурентоспособности образовательных услуг вуза в целом; выявление финансового и материально-технического потенциала; уровень устойчивого положения вуза на рынке относительно конкурентов сферы образования; размер и структура вуза, региональные особенности. Организационно-экономические процессы в вузе включают в себя организационные, учебные, управляющие, технологические, финансовые, научные, социальные и другие действия руководства предприятия [3; 4].
Использование организационно-экономического механизма конкурентоспособности вуза приводит к качественному изменению его образовательных и научных характеристик, тем самым формируя устойчивые позиции вуза на рынке по оказанию образовательных услуг относительно вузов-конкурентов. Позиции конкурентоспособности необходимо подвергать постоянному мониторингу [6].
Автором определяются основные этапы формирования ОЭМК вуза, а также конкурентоспособности образовательных услуг, используемых вузом. Укрупненно выделяются три этапа (см. таблицу).
Разработка, формирование и развитие данного механизма, с учетом комплексных мероприятий по повышению конкурентоспособности, является новшеством в теории и практике организации управления вузом, во взаимоотношениях в коллективе и руководстве вуза, а также с внешними субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг с использованием законов и закономерностей теории организации , открытых и принятых к использованию в последние годы. Этому новшеству объективно способствуют процессы, протекающие в практике деятельности системы образования с участием многих вузов по принципам интеграции образовательного пространства.
Избранный вузом механизм конкурентоспособности определяет тот способ, которым он выполняет отдельные виды своей деятельности, и всю цепочку ценнос-
Таблица
Основные этапы формирования ОЭМК вузов
№ п/п Этапы формирования ОЭМК вуза Краткое содержание этапов
1. Анализ уровня конкурентоспособности вуза на основе применения современных методик конкурентного анализа 1. Анализ конъюнктуры рынка труда и образовательных услуг, требований отдельных индивидуумов к услугам образования вузов 2.Организация конкурентного анализа функционирования вуза на основе применения современных методик 3. Формирование финансовой системы вуза: механизмов и структуры финансирования учебной и научной деятельности и мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности образовательных услуг, предоставляемых вузом
2. Формирование и реализация ОЭМК вузов в сфере ВПО 1. Формирование и реализация организационно-экон. системы управления: применение системы менеджмента качества, разработка регламентов образовательных процессов, мониторинг конкурентоспособности и качества образовательных услуг вуза . 2. Формирование научной и методической систем: исследования в области анализа и оценки совершенствования конкурентоспособности вуза
3. Оценка функционирования ОЭМК вузов 1. Определение показателей и критериев и оценки конкурентоспособности образовательных услуг вузов, по которым будет проводиться оценка ОЭМК вузов 2.Разработка и осуществление оценки ОЭМК вузов, разработка рекомендаций по совершенствованию ОЭМК вузов
тей. Механизм конкурентоспособности преимущественно определяется тем, насколько четко вуз может организовать функционирование все данной системы.
Исходя из вышесказанного, важную роль в механизме повышения конкурентоспособности вуза играет выбор методики ее оценки, которая позволит объективно и всесторонне оценить деятельность вуза на рынках труда и образовательных услуг [5].
Библиографический список
1. Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы (статья первая) // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 144—157.
2. Бобров Л.К. В контексте интернационализации образования // Высшее образование в России. 2009. № 10. С. 49-56.
3. Боровская М.А. Механизм социально-экономического партнерства предприятий и вузов. URL: http://www.keconomy.tsure.ru (дата обращения: 20.08.2009).
4. Парадигма интеграционного развития рынков труда и образовательных услуг: состояние, проблемы, перспективы: межвузовский сборник статей / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреж-
дение высш. проф. образования "Самарский гос. ун-т", Фак. экономики и упр.; под общ. ред. Н.М. Тюкавкина. Самара, 2011.
5. Подборнова Е.С., Тюкавкин Н.М. Развитие методических подходов оценки конкурентоспособности // Общественные науки. 2011. № 6. С. 386—393.
6. Фатхутдинов Р.А.Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 37-38.
References
1. Arefiev A. International market of educational services and Russian universities (first article). Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2008, no. 2, pp 144-157 [in Russian].
2. Bobrov L.K. In the context of internationalization of education. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2009, no. 10, pp. 49-56 [in Russian].
3. Borovskaya M.A. Mechanism of social and economic partnership of enterprises and universities. Retrieved from: http://www.keconomy.tsure.ru (accessed 20.08.2009) [in Russian].
4. The paradigm of integration development of labor markets and educational services: state, problems and prospects. Interacademic collection of articles. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Samara State University» Faculty of Economics and Management. N.M. Tyukavkin (Ed.). Samara, 2011 [in Russian].
5. Podbornova E.S., Tyukavkin N.M. Development of methodological approaches of assessment of competitiveness. Obshchestvennye nauki [Social Sciences], 2011, no. 6, pp. 386-393 [in Russian].
6. Fatkhutdinov R.A. Management by the competitiveness of the university. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2006, no. 9, pp. 37-38 [in Russian].
I.K. Andronchev*
FORMATION AND DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF COMPETITIVENESS OF MODERN HIGHER EDUCATION
INSTITUTIONS
The article analyzes the development of the theory of competition and competitiveness of higher education institutions in the educational market. Organizational and economic mechanism of formation and direction of development of competitiveness of universities at present stage is suggested.
Key words: research, mechanism of market of educational services, competitiveness, organization, market factors, monopoly, competitive strength, strategy.
* Andronchev Ivan Konstantinovich ([email protected]), acting rector, Department of Mathematical Modeling in Mechanics, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.