Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности выпускника вуза в процессе обучения: роль государственно-частного партнерства'

Формирование конкурентоспособности выпускника вуза в процессе обучения: роль государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК / GRADUATE / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / STAKEHOLDER / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PROFESSION-EDUCATION SPACE / РЫНОК ТРУДА / ФАКТОР / FACTOR / LABOUR-MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплянский Дмитрий Алексеевич

Статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособного на рынке труда выпускника вуза в условиях влияния на этот процесс внешних и внутренних факторов. В данной статье представлено государственно-частное партнерство в сфере высшего профессионального образования. В статье харак теризуются требования, предъявляемые работодателями к выпускникам вузов. Выявлены и раскрыты формы и векторы развития государственно-частного партнерства, а также направления взаимодействия работодателей с вузами. Определяется роль личностно-ориентированных учебно-производственных практик, за время которых у студентов развиваются необходимые профессиональные компетенции и личностные качества будущего специалиста. В статье выявлены и раскрыты основные стейкхолдеры государственно-частного партнерства в высшем профессиональном образовании. Особо отмечается тот факт, что государственно-частное партнерство представляет собой взаимодействие государства, бизнес-структур и высших учебных заведений на основе общих интересов для удовлетворения потребностей в квалифицированных кадрах и достижения совместных целей при реализации образовательных проектов, а также определения наиболее приемлемых параметров для применения технологии социального партнерства при реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коноплянский Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High School Graduates’ Competitiveness Forming in Process of Education and Role of Public Private Partnership

The article is devoted to the formation of a competitive labor market of the graduates under the influence on the process of external and internal factors. This article presents a public-private partnership in the field of higher education. The article characterized by the requirements of employers to graduates. Identified and disclosed forms and vectors of development of public-private partnerships, as well as the areas of cooperation between employers and universities. The role of student-centered teaching and practical training, during which students develop the necessary professional competence and personal qualities of the future specialist. The article identified and disclosed the main stakeholders of public-private partnerships in higher professional education. It highlights the fact that the public-private partnership is the cooperation between the state, businesses and higher education institutions on the basis of common interests to meet the needs for qualified personnel and to achieve common goals in the implementation of educational projects, as well as identifying the most suitable parameters for the application of technology social partnership implementing educational strategies for building competitive graduate high school.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности выпускника вуза в процессе обучения: роль государственно-частного партнерства»

5. Заруба Н. А. Управление формированием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций как отражение тенденций развития российского общества // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. -2012. - № 18. - С. 159-165.

6. Заруба Н. А. Адаптивный подход в управлении образованием: принципы управления // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 2(6). - С. 75-79.

7. Никифорова О. А., Заруба Н. А., Быцанова В. Е., Каленская Е. А. Изменения функционального состояния организма первоклассников в зависимости от педагогической программы // Валеология. - 1997. - № 3. - С. 21.

8. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для вузов. - М.: ACADEMIA, 2001. - 215 с. - (Высшее образование).

References

1. Batan L.F. Razvitie poznavatel'noi aktivnosti v adaptivnoi tekhnologii obucheniia: kurs lektsii [Development of cognitive activity in adaptive technology of education: course of lectures]. Novosibirsk, NIPK&PRO Publ., 2002. 31 p. (In Russ.).

2. Granitskaia A.S. Nauchit' dumat' i deistvovat'. Adaptivnaia sistema obucheniia v shkole: kniga dlia uchitelia [How to teach thinking and acting. Adaptive system of school education: teacher's book]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991. 174 p. (In Russ.).

3. Zaruba N.A. Upravlenie obrazovaniem: Adaptivnyi podkhod [Administration of education: Adaptive approach]. Scientific World: proc, 2012, vol. 16, no 1, pp. 23-29. (In Russ.).

4. Zaruba N.A. Pedagogicheskoe rukovodstvo professional'nym samoopredeleniem starsheklassnikov v usloviiakh profil'nogo obucheniia. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical guidebook of professional self-determination of senior pupils under conditions of subject oriented education. Diss. PhD in pedagogy]. Moscow, 1995. (In Russ.).

5. Zaruba N.A. Upravlenie formirovaniem kompetentnosti pedagoga v sfere obrazovatel'nykh innovatsii kak otrazhenie tendentsii razvitiia rossiiskogo obshchestva [Managing of competence formation of a teacher in the area of educational innovations as reflection of tendencies of Russian society development]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2012, no 18, pp. 159-165. (In Russ.).

6. Zaruba N.A. Adaptivnyi podkhod v upravlenii obrazovaniem: printsipy upravleniia [Adaptive approach in administration of education: principles of administration]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2012, no 2(6), pp. 75-79. (In Russ.).

7. Nikiforova O.A., Zaruba N.A., Bytsanova V.E., Kalenskaia E.A. Izmeneniia funktsional'nogo sostoianiia organizma pervoklassnikov v zavisimosti ot pedagogicheskoi programmy [Alteration of functional state of first year pupils depending on pedagogical program]. Valeologiia [Valeology], 1997, no 3, p. 21. (In Russ.).

8. Kapustin N.P. Pedagogicheskie tekhnologii adaptivnoi shkoly: uchebnoe posobie dlia vuzov [Pedagogical technologies of adaptive school: student's book for institutions of higher education]. Moscow, ACADEMIA Publ., 2001. 215 p. (Higher Education). (In Russ.).

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ: РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Коноплянский Дмитрий Алексеевич, кандидат педагогических наук, доцент, директор филиала ФГБОУ ВПО «Томский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Ленинск-Кузнецкий, РФ). E-mail: lktgasu@mail.ru

Статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособного на рынке труда выпускника вуза в условиях влияния на этот процесс внешних и внутренних факторов. В данной статье представлено государственно-частное партнерство в сфере высшего профессионального образования. В статье харак-

теризуются требования, предъявляемые работодателями к выпускникам вузов. Выявлены и раскрыты формы и векторы развития государственно-частного партнерства, а также направления взаимодействия работодателей с вузами. Определяется роль личностно-ориентированных учебно-производственных практик, за время которых у студентов развиваются необходимые профессиональные компетенции и личностные качества будущего специалиста. В статье выявлены и раскрыты основные стейкхолдеры государственно-частного партнерства в высшем профессиональном образовании. Особо отмечается тот факт, что государственно-частное партнерство представляет собой взаимодействие государства, бизнес-структур и высших учебных заведений на основе общих интересов для удовлетворения потребностей в квалифицированных кадрах и достижения совместных целей при реализации образовательных проектов, а также определения наиболее приемлемых параметров для применения технологии социального партнерства при реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза.

Ключевые слова: выпускник, государственно-частное партнерство, конкурентоспособность, стейкхолдеры, профессионально-образовательное пространство, рынок труда, фактор.

HIGH SCHOOL GRADUATES' COMPETITIVENESS FORMING IN PROCESS OF EDUCATION AND ROLE OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP

Konoplyansky Dmitry Alekseevich, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Director of Branch Tomsk State University of Architecture and Building in Leninsk-Kuznetsky (Leninsk-Kuznetsky, Russian Federation). E-mail: lktgasu@mail.ru

The article is devoted to the formation of a competitive labor market of the graduates under the influence on the process of external and internal factors. This article presents a public-private partnership in the field of higher education. The article characterized by the requirements of employers to graduates. Identified and disclosed forms and vectors of development of public-private partnerships, as well as the areas of cooperation between employers and universities. The role of student-centered teaching and practical training, during which students develop the necessary professional competence and personal qualities of the future specialist. The article identified and disclosed the main stakeholders of public-private partnerships in higher professional education. It highlights the fact that the public-private partnership is the cooperation between the state, businesses and higher education institutions on the basis of common interests to meet the needs for qualified personnel and to achieve common goals in the implementation of educational projects, as well as identifying the most suitable parameters for the application of technology social partnership implementing educational strategies for building competitive graduate high school.

Keywords: graduate, public private partnership, competitiveness, stakeholder, profession-education space, labour-market, factor.

Обеспечить конкурентоспособность выпускника вуза в качестве результата его обучения можно лишь при условии, что будут учтены все действующие на процесс обучения внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы, влияющие на формирование конкурентоспособного выпускника вуза:

• институциональные (социальные, экономические, политические, правовые, демографические, технико-технологические), обуславливаю-

щие благоприятность внешнего климата для формирования у молодого специалиста конкурентных преимуществ;

• соотношение спроса и предложения на рынке труда в целом и в желаемом секторе приложения выпускником вуза своих профессиональных навыков в частности. Данный фактор включает в себя конъюнктуру на рынке труда, складывающуюся под воздействием конкуренции между высшими учебными заведениями и качеством

подготовки специалистов, которое данный конкретный вуз обеспечивает;

• государственно-частное партнерство, социальное партнерство, стратегическое партнерство, которые обусловливают наличие взаимосвязи между реальным производством, формированием и становлением у выпускника вуза конкурентных преимуществ.

Внутренние факторы, влияющие на формирование конкурентоспособного выпускника вуза:

• инновационная и инвестиционная активность высшего учебного заведения, которая, в том числе, отражается в эффективности использования им имеющихся интеллектуальных, информационных, учебно-методических, материально-технических и финансово-экономических ресурсов;

• степень адаптивности высшего учебного заведения, которая отражается в его восприимчивости к изменениям социально-экономической ситуации в стране и на рынке труда, изменениям требований работодателей к профессиональной подготовке специалистов в конкурентных профессиональных областях деятельности;

• степень престижности вуза (имидж вуза) и его конкурентоспособность, которые создают дополнительные конкурентные преимущества его выпускникам - будущим специалистам;

• наличие сформированной педагогической стратегии формирования конкурентоспособного выпускника вуза, и, в том числе, определенные разработанные механизмы и организационно-педагогические условия ее реализации с учетом сложившейся социально-экономической обстановки.

Вместе с тем, действия студента по формированию и развитию своей конкурентоспособности должны учитывать такие группы факторов, как:

Д факторы стратегического поведения (эффективного поведения), которые ориентируют студента на достижение индивидуальных преимуществ в конкурентной борьбе на рынке труда:

• непрерывное стремление к успеху как в учебе, так и в будущей профессиональной деятельности;

• стремление в полном объеме освоить свою будущую профессиональную деятельность;

• демонстрирование студентом высокого уровня личной работоспособности;

• развитие лидерских качеств;

Д факторы тактического поведения включают в себя те реальные шаги, которые предпринимает студент для достижения своих первоочередных стратегических целей, а именно:

• интенсивное освоение с самого начала обучения вузовской программы;

• использование в своей жизни и учебе системы планирования;

• непрерывный самоконтроль в ходе своей подготовки и т. п. [8].

С точки зрения организации и развития профессионально-образовательного пространства очень важно учитывать и ориентироваться на современное состояние рынка труда и запросы работодателей к подготовке специалистов. Поэтому возникает необходимость охарактеризовать современный рынок труда и требования работодателей к качеству подготовки выпускника вуза.

Следует учитывать, что при рассмотрении функционирования рынка труда в современных условиях внимание уделяется обеспечению расширенного воспроизводства рабочей силы, инновационному развитию рабочих мест и, следовательно, производительности, эффективности экономики в целом. Наличие значительных несоответствий между уровнем развития трудового потенциала молодых специалистов и критериями функционирования сегодняшней рыночной конкуренции, низкий уровень подготовленности будущих работников к самореализации в реальных условиях - все это в совокупности существенным образом снижает степень конкурентоспособности выпускников вузов на отечественном рынке труда [4, с. 53-56].

Требования, предъявляемые работодателями к конкурентоспособному выпускнику вуза, достаточно просты: ответственность за выполняемый им функционал, уверенность в собственных силах и умение презентовать себя, гибкость и мобильность в деятельности, способность самостоятельно решать различные профессиональные проблемы посредством владения навыками решения значительного спектра профессиональных задач, стремление непрерывно обогащать свой опыт и ориентация на успех [6, с. 107-109].

Кроме того, особое значение в формировании конкурентоспособного специалиста, по мнению работодателей, приобретают такие навыки и умения выпускника, как навыки поиска, обработ-

ки и анализа информации, навыки планирования и организации своей деятельности, умение быстро приспосабливаться к трансформации условий реализации профессиональной деятельности.

На основе анализа требований современного рынка труда к качеству подготовки выпускников вуза в качестве сущностных признаков конкурентоспособности молодых специалистов можно выделить такие: интеллектуальный потенциал; самостоятельность; инновационное мышление; творческий подход; стратегическое видение; готовность к профессиональному самоопределению; самоактуализация; нравственный императив; коммуникабельность.

Обратим внимание еще на один аспект современного рынка труда: работодатели ожидают от выпускника вуза сформированной трудовой зрелости, готовности качественно решать свои профессиональные задачи и развиваться в соответствии с требованиями социально-экономических условий современной реальности. Согласно проведенным нами опросам работодателей в г. Ле-нинске-Кузнецком - предприятий строительной, дорожно-строительной, автохозяйственной отраслей экономики, - профессиональной подготовкой выпускников удовлетворены только 35,7 % респондентов, практическими навыками молодых специалистов удовлетворены только 24,8 % работодателей, а теоретическими знаниями 61,8 % опрошенных.

Таким образом, в практике современной подготовки кадров отчетливо виден значительный «разрыв» между запросами работодателей и качеством подготовки выпускников вузов.

Исходя из того, что категорию «рынок труда» принято трактовать с позиции сложно-функциональной социально-экономической системы, ориентированной на согласование интересов всех субъектов рынка рабочих мест и рынка рабочей силы - за счет рыночных и государственных механизмов регулирования, обратим особое внимание на государственно-частное партнерство (ГЧП), которое выступает фактором формирования конкурентоспособности выпускника вуза, что определяет взаимосвязь между реальным производством и конкурентоспособностью будущего специалиста.

В сфере профессионального образования ГЧП представляет собой взаимодействие государ-

ства, бизнес-структур и высших учебных заведений на основе общих интересов для удовлетворения потребностей в квалифицированных кадрах и достижения совместных целей при реализации образовательных проектов.

Характерно, что если еще недавно бизнес-структуры ограничивались лишь спонсорством, то сегодня частный сектор увеличивает свою активность в сфере взаимодействия с вузами и расширяет свое присутствие в самом образовательном процессе (см. рис. 1).

( Государство Л { Частный \

\

Рисунок 1. Стейкхолдеры государственно-частного партнерства в профессиональном образовании

В современной практике организации и регулирования сферы образовательных услуг в профессиональном образовании сформировались следующие две базовые формы ГЧП:

- институциональная форма ГЧП в сфере образования [8, с. 112];

- контрактная форма ГЧП в сфере образования (рыночная контрактация) получила более широкое распространение в России и странах с переходной экономикой. Как правило, эта форма ГЧП отражается в таких видах партнерства государства, частных структур и высших учебных заведений, как стипендиальные программы, инвестиционные контракты, концессии, образовательные ваучеры, прохождение учебно-производственной, преддипломной и научно-исследовательской практик, стажировка студентов на предприятиях с последующим трудоустройством и пр.

ГЧП в сфере образования является образовательным союзом между государством, общественным сектором и бизнесом для оказания общественных услуг и достижения качественного исполнения социально-ориентированных про-

ектов. Фактически внедрение механизмов ГЧП в сферу профессионального образования осуществляется с целью роста его технологического, интеллектуального и инновационного потенциала как условия обеспечения устойчивого экономического роста через формирование конкурентоспособного выпускника высшего учебного заведения [8, с. 125].

Базовые векторы развития ГЧП как фактора формирования конкурентоспособного выпускника вуза заключаются в следующих положениях:

- разработка методик и механизмов прогностического анализа отраслевой и региональной структуры рынка труда в целях совместного принятия решений по объему и профилю подготовки требуемых специалистов;

- разработка мониторинговых технологий исследования современного рынка труда и их реализация на постоянной основе для нивелирования разрыва между потребностью общества в квалифицированных кадрах и требованиями работодателей к реально возможному уровню профессиональной подготовки будущих специалистов;

- активное участие работодателей в разработке стандартов профессионального образования и квалификационных требований к конкурентоспособному выпускнику вуза;

- определение и разработка финансово-экономических механизмов профессиональной подготовки кадров согласно нуждам организаций;

- восстановление связи между компаниями и высшими учебными заведениями в контексте сотрудничества «вуз - предприятие» [3, с. 5-7].

При этом государство в целях формирования конкурентоспособных выпускников вузов и, как следствие, для удовлетворения потребности рынка труда в квалифицированных кадрах может использовать ряд механизмов привлечения работодателей к диалогу с высшими учебными заведениями:

- субсидирование работодателей, которые формируют в своих компаниях дополнительные учебные места для обучения на рабочем месте или производственного обучения, прохождения всех видов практик;

- государственные дотации, выделяемые компаниям на обучение на рабочем месте, стажировки;

- налоговые льготы предприятиям и пр.

Таким образом, необходимо применять соответствующую технологию воспитательно-образовательного процесса так, чтобы она вела к формированию конкурентоспособности выпускника вуза. Графически ее можно отразить следующим образом (см. рис. 2).

Рисунок 2. Процедура формирования конкурентоспособного специалиста в условиях реформирования профессионального образования [1, с. 39-45]

Поскольку конкурентоспособность выпускника вуза обусловливается в первую очередь его профессиональной компетентностью, когда специальные знания должны дополняться рядом индивидуальных свойств и личностных качеств студента, сегодня особенно остро встает проблема организации образовательно-воспитательного процесса на основе компетентностного подхода к обучению будущих специалистов [5, с. 42-50]. Поэтому необходимо учесть следующее:

- в ходе организации воспитательно-образовательного процесса в вузе, ориентированном на формирование конкурентоспособных выпускников, большое значение придается содержательному аспекту психолого-педагогического сопровождения студентов как организационно-методической основы формирования личностных

качеств выпускников, определяющих их конкурентное преимущество на рынке труда;

- для эффективной подготовки студентов высших учебных заведений к реальному социальному взаимодействию в ходе трудовой деятельности необходимо применять в учебном процессе ситуационно-проблемные задачи, ролевые и деловые игры, которые ориентированы на усвоение студентом соответствующих профессиональных функций, а также предметного содержания трудовой деятельности. Кроме того, следует знакомить студентов старших курсов с реальным положением на рынке труда;

- в процессе профессиональной подготовки студентов вузов особый акцент необходимо сделать на развитии у них ориентации на совмещение учебы в вузе с работой по профессии и, более того, по возможности, оказывать помощь с трудоустройством выпускников;

- во время прохождения студентами производственной и иных видов практик ставить перед ними задачи, содержание которых направленно на освоение определенных профессиональных навыков и умений. Сказанное выше будет способствовать наращиванию у студентов вузов необходимого для обеспечения их конкурентоспособности профессионального опыта [2];

- следует добиться качественной подготовки студентов, в результате которой они будут владеть необходимым набором компетенций, позволяющим активно и грамотно включаться в социальные, экономические и трудовые отношения, складывающиеся на рынке труда, что будет обусловливать трансформацию действующего подхода к воспитательно-образовательному процессу профессиональной подготовки студентов, которые выступают продуктом учебного заведения, и переход на компетентностный и личностно-ориентированный подходы к организации этого

процесса. В этом случае одной из приоритетных целей воспитательно-образовательного процесса становится достижение заданного уровня личностного и профессионального развития студента, что переводит его в разряд активного субъекта профессионально-образовательной деятельности, ориентированного на саморазвитие и самосовершенствование в сфере приложения профессиональных навыков и умений.

В дополнение к сказанному следует проводить личностно-ориентированные учебно-производственные практики, за время которых у студентов будут развиваться необходимые профессиональные компетенции и личностные качества специалиста.

Требуется определить направления и организовать тесное взаимодействие студентов и рынка труда («диалог» с работодателем), для которого конкретно готовятся высококвалифицированные специалисты. В таком контексте связь должна ре-ализовываться по всем направлениям: это работа со студентом, осуществляемая как в учебное, так и во внеучебное время.

Кроме того, для достижения поставленной цели необходимо осуществлять все виды деятельности, возможные в вузе, которые способствуют постоянному совершенствованию профессионально-образовательного пространства высшего учебного заведения. В итоге оно должно превратиться в пространство успеха для студента, повышающее конкурентоспособность выпускника вуза.

Таким образом, попадая именно в такое профессионально-образовательное пространство, студент имеет возможность постоянно апробировать себя в различных учебных и производственных ситуациях, что будет формировать у него способности к конкуренции на современном рынке труда.

Литература

1. Белых И. Л., Шилова М. И. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. - 2010. - Вып. 4 (94).

2. Данакин Н. С., Шутенко А. И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/pdf/2014/6/596.pdf

3. Еремин В. Л. Государственно-частное партнерство в образовании // Государственно-частное партнерство как условие эффективной профориентационой работы: мат-лы регион. интернет-конф. - Самара, 2012.

4. Кутейницина Т. Г. Профессиональное образование и рынок труда: эффективность взаимодействия // Человек и труд. - 2009. - № 6.

5. Минзарипов Р. Г., Ившина Г. В. Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности // Высш. образование в России. - 2009. - № 5.

6. Покушалова Л. В. Проблема качества подготовки современного специалиста // Молодой ученый. - 2011. -№ 2, т. 2.

7. Резник С. Д. Пути повышения конкурентоспособности студентов и выпускников высших учебных заведений на рынке труда [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990199_West_ innov_2006_1(7)/27.pdf

8. Шевчук Е. В. Государственно-частное партнерство как институт модернизации сферы образовательных услуг: международный и отечественный опыт: дис. ... канд. экон. наук. - Ростов н/Д., 2011.

References

1. Belykh I.L., Shilova M.I. Formirovanie konkurentosposobnosti vypusknika vuza [Formation of competitiveness of the graduate university]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University], 2010, iss. 4. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Danakin N.S., Shutenko A.I. Konkurentosposobnost' vypusknikov kak pokazatel' effektivnosti raboty sovremennogo vuza [The competitiveness of graduates as an indicator of the efficiency of the modern university]. (In Russ). Available at: http://www.science-education.ru/pdf/2014/6/596.pdf.

3. Eremin V.L. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v obrazovanii [Public-private partnership in education]. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak uslovie effektivnoi proforientatsionoi raboty: materialy regional'noi internet-konferentsii [Public-private partnership as a condition for an effective career guidance: materials of regional Internet conference]. Samara, 2012. (In Russ.).

4. Kuteinitsina T.G. Professional'noe obrazovanie i rynok truda: effektivnost' vzaimodeistviia [Vocational education and the labor market: the efficiency of interaction]. Chelovek i trud [Man and labor], 2009, no 6. (In Russ.).

5. Minzaripov R.G., Ivshina G.V. Gumanitarnaia sreda klassicheskogo universiteta i formirovanie konkurentosposobnoi lichnosti [Humanitarian among classical uni-versity and formation of competitive personality]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2009, no 5. (In Russ.).

6. Pokushalova L.V. Problema kachestva podgotovki sovremennogo spetsialista [The problem of the quality of training of the modern expert]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2011, no 2, Book 2. (In Russ.).

7. Reznik S.D. Puti povysheniia konkurentosposobnosti studentov i vypusknikov vysshikh uchebnykh zavedenii na rynke truda [Ways to improve the competitiveness of students and university graduates in the labor market]. (In Russ.). Available at: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990199_West_innov_2006_1(7)/27.pdf.

8. Shevchuk E.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak institut modernizatsii sfery obrazovatel'nykh uslug: mezhdunarodnyi i otechestvennyi opyt: dis. kand. ekon. nauk [Public-private partnership as an institution of the modernization of educational services: international and domestic experience: diss. PhD in economics]. Rostov-na-Donu, 2011. (In Russ.).

УДК 377

К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Шевцова Маргарита Михайловна, аспирант, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: superpearlmargo@mail.ru

Кудрина Екатерина Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: kudrina_1955@mail.ru

Проявление новых тенденций в современной российской системе образования, связанных с осознанием не только педагогами, но и всем российским сообществом необходимости решения вновь возникших проблем воспитания подрастающего поколения, связанных с формированием гражданственности, патриотизма, духовности и нравственности, актуализировали феномен патриотического воспитания. Сегодняшний интерес к данному вопросу обусловлен его важнейшими функциями в ду-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.