Научная статья на тему 'Через научные исследования - к спортивным победам: из опыта научно-исследовательской работы факультета физической культуры Мордовского пединститута'

Через научные исследования - к спортивным победам: из опыта научно-исследовательской работы факультета физической культуры Мордовского пединститута Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / SCIENTIFIC RESEARCH / ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / FACULTY OF PHYSICAL CULTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / PEDAGOGICAL INSTITUTE / НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшина Т.И., Замкин П.В., Мирошкин В.В.

The faculty of physical education of Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev is not only the educational, but the major innovative scientific and methodical center. It has a unique opportunity in the Republic of Mordovia to conduct researches in the field of physical culture and sport and implement the results in educational and training processes. The faculty's scientific infrastructure is integrated with the research and material and technical base of the CUC "Mordovian basic teacher's training center", the REC "Humanities and Education" and "Education i the field of Natural Sciences", a network of research laboratories of the university. This enables its employees to be involved in the development of various aspects of problems, directly or indirectly related to physical education and sports training of personnel. The key area of research on the faculty is promoting a healthy way of life among children and teenagers during physical education classes and mastering the basics of life safety. Its main purpose is to stimulate training of future specialists for professional health-protecting activity. The most important element of the dynamic system of research work is student science, presented by student scientific and research associations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Через научные исследования - к спортивным победам: из опыта научно-исследовательской работы факультета физической культуры Мордовского пединститута»

презентация вуза

ii

УДК: 796:001.89

через

научные исследования - к спортивным победам: из опыта научно-исследовательской работы факультета физической культуры Мордовского пединститута

Проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина Кандидат педагогических наук П.В. Замкин Кандидат исторических наук В.В. Мирошкин

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

TO SPORTS VICTORIES VIA RESEARCHES: FROM EXPERIENCE OF SCIENTIFIC RESEARCH OF FACULTY OF PHYSICAL CULTURE OF MORDOVIAN PEDAGOGICAL INSTITUTE

T.I. Shukshina, pro-rector for research, professor, Dr.Hab. P.V. Zamkin, Ph.D. V.V. Miroshkin, Ph.D. Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk

Key words: scientific research, faculty of physical culture, pedagogical institute, scientific achievements.

The faculty of physical education of Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev is not only the educational, but the major innovative scientific and methodical center. It has a unique opportunity in the Republic of Mordovia to conduct researches in the field of physical culture and sport and implement the results in educational and training processes. The faculty's scientific infrastructure is integrated with the research and material and technical base of the CUC "Mordovian basic teacher's training center", the REC "Humanities and Education" and "Education i the field of Natural Sciences", a network of research laboratories of the university. This enables its employees to be involved in the development of various aspects of problems, directly or indirectly related to physical education and sports training of personnel.

The key area of research on the faculty is promoting a healthy way of life among children and teenagers during physical education classes and mastering the basics of life safety. Its main purpose is to stimulate training of future specialists for professional health-protecting activity.

The most important element of the dynamic system of research work is student science, presented by student scientific and research associations.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, факультет физической культуры, педагогический институт, научные достижения.

Факультет физической культуры Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева - это не только учебный, но и крупный инновационный научный и методический центр. Он единственный в Республике Мордовия обладает возможностью проводить исследования в сфере физической культуры и спорта и внедрять полученные результаты в образовательный и тренировочный процессы [1].

Научная инфраструктура факультета интегрирована с научно-исследовательской и материально-технической базой ЦКП «Мордовский базовый центр педагогического образования», НОЦ «Гуманитарные науки и образование» и «Естественно-научное образование», сетью научно-исследовательских лабораторий вуза. Это позволяет его сотрудникам участвовать в разработке различных аспектов проблем, прямо или косвенно связанных с физическим воспитанием и спортивной подготовкой кадров.

Ключевым направлением научно-исследовательской деятельности факультета является формирование здорового образа жизни детей и подростков в процессе занятий физической культурой и овладения основами безопасности жизнедеятельности. Его основная цель - активизация подготовки будущих специалистов к профессиональной здоровьесберегающей деятельности. В рамках данного направления важную роль играют исследования и разработки теоретико-методических основ подготовки специалистов в области физической культуры и спор-

mm

презентация вуза

та, проводимые в рамках проекта «Теоретико-методические и медико-биологические основы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в педагогическом вузе» Программы стратегического развития МордГПИ на 2012-2016 гг. Об эффективности проделанной работы можно судить по полученным результатам. Так, в 2013 г. членами научного коллектива были подготовлены 3 монографии, 4 сборника научных трудов, 1 учебное пособие, 3 учебно-методических пособия, свыше 100 научных статей, в том числе в научных журналах, входящих в системы Web of Science и Scopus, 12 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ и др.

Преподаватели, аспиранты и студенты факультета физической культуры принимали активное участие в ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», в рамках которой было реализовано 5 крупных проектов. В рамках последнего из них - «Психолого-педагогическое сопровождение развития саморегуляции субъекта спортивной деятельности», завершенного в 2013 г., научный коллектив под руководством молодого ученого - кандидата психологических наук Л. Г. Майдокиной спроектировал и внедрил модель психолого-педагогического сопровождения развития саморегуляции субъекта спортивной деятельности [2]. Полученная модель направлена на качественное развитие саморегуляции, успешную подготовку и реализацию спортивного потенциала личности. В ходе НИР были также уточнены сущность и содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение развития саморегуляции субъекта спортивной деятельности», определены его методологические основы, выделены и обоснованы содержательные блоки полученной модели, выявлены их структурные связи, разработан и модифицирован диагностический инструментарий исследования саморегуляции субъекта спортивной деятельности [2]. Только по итогам прошлого года членами научной группы были подготовлены монография, учебно-методическое пособие, учебно-методическая программа, дополнительная образовательная программа и 3 статьи в журналах, входящих в перечень ВАК РФ.

Профессорско-преподавательский состав, аспиранты и студенты факультета - неизменные участники межфакультетских и межкафедральных научных исследований, посвященных различным аспектам совершенствования физической и спортивной подготовленности личности [3]. Так, в рамках Государственного задания вузу на 2013 г. совместно с кафедрой психологии выполнен проект «Исследование стратегий формирования психологической безопасности субъекта спортивной деятельности». Его конечным итогом стала концепция формирования психологической безопасности в спортивной деятельности

на основе субъектно-ориентированных профилактических и развивающих стратегий в специально организованном тренировочном процессе, сохраняющих свою устойчивость в процессе соревнований и предотвращающих действие психологических угроз. В ходе реализации поисковых НИР были также выделены, систематизированы и обобщены отечественные и зарубежные тенденции экспериментального исследования психологической безопасности в спорте, разработаны и апробированы теоретико-методологические и технологические основания формирования психологической безопасности субъекта спортивной деятельности, расширены теоретические знания о психологических факторах, условиях, закономерностях, механизмах, оказывающих влияние на уровень психологической безопасности спортсмена; получены новые научные данные об эмоциональных и интеллектуальных элементах, составляющих разнообразные угрозы психологической безопасности субъекта спортивной деятельности; о стратегиях профилактики психологических угроз и развития психологической безопасности спортсмена; предложены и апробированы новые пути развития психологической основы подготовки кадров к формированию психологической безопасности в спортивной деятельности на основе субъектно-ориентированных профилактических и развивающих стратегий. По итогам исследования подготовлены монография, учебное пособие, статья в зарубежном издании, зарегистрированном в базе данных Scopus, 6 статей в журналах, входящих в перечень ВАК РФ, 12 статей по итогам участия в конференциях; проведена научная школа для молодых ученых.

Выпускники факультета аспиранты Д. Г. Ни-жегородов, двукратный призер Олимпийских игр, и С. В. Бакулин, чемпион мира по спортивной ходьбе (2011), приняли участие в выполнении на базе кафедры педагогики проекта «Исследование стратегий воспитания культурно-продуктивной личности в современном образовательном пространстве», также реализуемого в рамках Государственного задания институту.

Важнейшим элементом динамично развивающейся системы НИР является студенческая наука, представленная студенческими научными и научно-исследовательскими объединениями [4]. В настоящее время на факультете действует 2 студенческих научных кружка: «Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности», «Современные проблемы формирования личности безопасного типа поведения» - и 9 научно-исследовательских групп: «Социально-гигиенические проблемы физку-льтурно-спортивной деятельности», «Медико-биологические аспекты развития резервных возможностей у спортсменов разной квалифи-

кации», «Теоретико-методические основы индивидуально-конституционального подхода в адаптации организма к физическим нагрузкам», «Экология физкультурно-спортивной деятельности», «Базовые и новые физкультурно-спор-тивные виды», «Теоретико-методические основы физического воспитания и спорта», «Учебная и внеклассная работа по единоборствам в средней общеобразовательной школе», «Современные проблемы развития спортивно-массового туризма в Республике Мордовия», «Теоретико-методические основы лыжного спорта в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре». В общей сложности они охватывают НИР свыше 100 студентов факультета. Результаты их научных исследований по итогам 2013 г. отражены в 64 статьях, апробированы на 16 международных, 9 всероссийских, 5 республиканских и региональных конференциях, семинарах и форумах. Особой популярностью у молодежи института пользовалась Всероссийская студенческая научно-практическая интернет-конференция «Актуальные проблемы физической культуры и студенческого спорта на современном этапе», проведение которой было инициировано студенческой научной элитой факультета.

Полученные в ходе исследовательской деятельности преподавателей, аспирантов и студентов факультета результаты активно внедряются в образовательный процесс вуза. К примеру, их последние наработки воплощены в новых дополнительных образовательных программах: «Техника гимнастических упражнений», «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности», «Развитие и коррекция физических качеств студентов средствами легкой атлетики», «Методические особенности применения физических упражнений и массажа при различной патологии», «Психологическая подготовка в спорте», «Физкультурно-оздоровительная работа в оздоровительном лагере», «Средства и методы физического воспитания» и др. Теперь с их помощью бакалавры и магистры могут совершенствовать свои компетенции, необходимые в работе учителя физической культуры и спортивного тренера.

Научная жизнь факультета не ограничивается стенами педагогического института. Сегодня им налажены широкие научные связи с различными вузами: Московским ГПУ, Всероссийским НИИ физической культуры и спорта (г. Москва); Российским ГПУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург и др. Многие выпускники осуществляют педагогическую деятельность в ведущих университетах и институтах России. Как научно-методический центр региона, факультет особенно востребован общеобразовательными учреж-

презентация вуза

дениями Республики Мордовия. Так, в 2013 г. для учителей школ Мордовии факультет провел семинары-практикумы и семинары («Специфика работы учителей физической культуры в современных условиях» и «Современные технологии физического воспитания в образовательных учреждениях различного типа», «Традиционные и современные методы реабилитации спортсменов различных специализаций»), мастер-классы («Профилактика сколиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата у младших школьников средствами физического воспитания» и «Методические особенности занятий по физической культуре с учащимися подросткового возраста специальной медицинской группы, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата») и др.

В целом имеющиеся у факультета научные традиции, научно-исследовательский потенциал позволяют сегодня намечать новые цели для творческого научного поиска в сфере физической культуры и спорта.

Литература

1. Кадакин В.В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева) / В.В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 9-12.

2. Майдокина Л.Г. Содержание направлений психолого-педагогического сопровождения развития саморегуляции субъекта спортивной деятельности / Л.Г. Майдокина, О.В. Ку-дашкина // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 2 (14). - С. 50-54.

3. Шубина О.С. О деятельности научно-образовательного центра «Естественнонаучное образование» / О.С. Шубина, Н.А. Мельникова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. -№ 2 (10). - С. 51-53.

4. Шукшина Т.И. Развитие системы научно-исследовательской и проектной деятельности студентов в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин, И.И. Парватова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 4 (16). - С. 84-89.

References

1. Kadakin, V.V. Innovation processes in higher education (from the experience of Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev) / V.V. Kadakin // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2012. - № 2 (10). - P. 9-12. (In Russian)

2. Maydokina, L.G. The content of the areas of psycho-pedagogical support of development of self-regulation of a subject of sports activity / L.G. Maydokina, O.V. Kudashkina // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2013. - № 2 (14). - P. 50-54. (In Russian)

3. Shubina, O.S. On the activity of the scientific and educational center "Natural Science Education" / O.S. Shubina, N.A. Mel'nikova // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2012. - № 2 (10). - P. 51-53. (In Russian)

4. Shukshina, T.I. Development of the system of research and project activity of students in a multilevel system of higher pedagogical education / T.I. Shukshina, P.V. Zamkin, I.I. Parvatova // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2013. - № 4 (16). - P. 84-89. (In Russian)

Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».

Информация для связи с автором: tishukshina@yandex.ru

Поступила в редакцию 15.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.