ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ОСНОВЕ АКТУАЛИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МОРДОВСКОГО ПЕДИНСТИТУТА)
УДК/UDC 796.071
Поступила в редакцию 08.07.2015 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Проректор по научной работе МордГПИ, доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина1
Начальник Управления научной и инновационной деятельности П.В. Замкин1
Заведующий сектором научно-исследовательской работы В.В. Мирошкин1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Паршина1
1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск
FORMATION OF RESEARCH COMPETENCY OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS TEACHERS BASED ON ACTUALIZATION OF STUDENTS' RESEARCH WORK (THE CASE OF MORDOViAN PEDAGOGICAL iNSTiTUTE)
Pro-rector for Research, Dr.Hab., Associate Professor T.I. Shukshina1 Head of research and innovation department P.V. Zamkin1 Research Divisional Manager V.V. Miroshkin1 Ph.D., Associate Professor L.G. Parshina1
1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk
Аннотация
Сегодня в высшей школе России наблюдается возрастание роли исследовательского, научно-творческого компонента при подготовке педагогических кадров в области физической культуры и спорта. Это обусловлено, во-первых, тем, что федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предполагают достаточно высокий уровень методологической культуры выпускника, овладение им проектным и исследовательским мышлением и способами деятельности. Во-вторых, дефицитом квалифицированных кадров в области физической культуры, способных инновационно решать проблемы сохранения здоровья и физического совершенствования подрастающего поколения. В этих условиях возрастает роль студенческой научно-исследовательской работы как одного из основных компонентов современной системы подготовки инновационных кадров для физической культуры и спорта.
В статье на примере Мордовского пединститута рассмотрены направления активизации научно-исследовательской работы студентов как механизма формирования научно-исследовательской компетентности у педагогических кадров в области физической культуры и спорта. Как показывает опыт вуза, существует устойчивая взаимосвязь между эффективностью научно-исследовательской деятельности студента и уровнем сформированности его исследовательской компетенции. Поэтому с целью активизации формирования научно-исследовательской компетентности при подготовке педагогических кадров в области физической культуры и спорта целесообразно реализовывать комплекс мероприятий в рамках предложенных в статье направлений. Их целенаправленное осуществление открыло МордГПИ новые возможности для качественной подготовки будущих учителей физической культуры и тренеров.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, научно-исследовательская компетентность, подготовка педагогических кадров в области физической культуры и спорта, Мордовский пединститут.
Annotation
Today the role of research and scientific and artistic aspects is growing in teacher's training in the field of physical culture and sport in Russian higher education. This is, firstly, due to the fact that the federal state educational standards of higher education require from graduates a fairly high level of methodological culture, their mastery of design and research thinking and work methods. The second reason is the lack of qualified personnel in the field of physical culture, who can innovatively resolve the issues of health preservation and physical perfection of the younger generation. In these conditions, the role of student research as one of the main components of the modern system of training of innovative personnel for the area of physical culture and sport. In the present paper directions of activization of research work of students as a mechanism for formation of research competency of teachers of physical culture and sport are considered on the example of Mordovian pedagogical institute. As seen from the experience of the university, the student's effectiveness of research activities and level of development of its research competence are strongly related.
Therefore, in order to enhance the formation of research competency in teacher's training in the field of physical culture and sport it is advisable to implement a set of measures within the framework of the directions proposed in the paper. Their purposeful implementation has opened new opportunities for MordGPI for quality training of future physical education teachers and trainers.
Keywords: students' research work, research competency, physical education and sports teachers' training, Mordovian Pedagogical Institute.
□
и
га у
г.
ч—
. О (и
■ -О
с
га
^
о (и .с Н
Введение. В настоящее время усиливается тенденция к возрастанию исследовательского, научно-творческого компонента при подготовке педагогических кадров в области физической культуры и спорта в высшей школе [1]. С одной стороны, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предполагают достаточно высокий уровень методологической культуры выпускника, овладение им проектным и исследовательским мышлением и способами деятельности [5, с. 84]. С другой стороны, в обществе остро стоит вопрос подготовки квалифицированных кадров в области физической культуры, способных инновационно решать проблемы сохранения здоровья и физического совершенствования подрастающего поколения. В этих условиях возрастает роль студенческой научно-исследовательской работы как одного из основных компонентов современной системы подготовки инновационных кадров для физической культуры и спорта.
Цель исследования - рассмотреть на примере Мордовского пединститута направления активизации научно-исследовательской работы студентов как механизма формирования научно-исследовательской компетентности у педагогических кадров в области физической культуры и спорта.
Результаты исследования и их обсуждение. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) рассматривается сегодня как одна из внеаудиторных форм профессиональной подготовки студентов, являющаяся продолжением учебно-исследовательской деятельности и служащая одним из ключевых механизмов, направленных на формирование социально значимых, необходимых в условиях современного неустойчивого рынка труда качеств конкурентоспособной личности.
Как показывает опыт Мордовского пединститута, НИРС ориентирует будущих учителей физической культуры, и тренеров прежде всего, на формирование исследовательской и профессиональной компетентности, мобильности, самообразование и самоорганизацию. При этом существует устойчивая взаимосвязь между эффективностью их научно-исследовательской деятельности и уровнем сформирован-ности исследовательской компетенции. Учитывая данное обстоятельство, с целью активизации формирования научно-исследовательской компетентности при подготовке педагогических кадров в области физической культуры и спорта целесообразно реализовывать комплекс мероприятий в рамках следующих направлений:
- внедрение новых форм и технологий организации деятельности студенческих объединений в традиционных и инновационных структурных подразделениях;
- научно-методическое и организационное обеспечение студенческой деятельности;
- создание условий для участия студентов в конкурсах и научно-технических мероприятиях, проводимых как на базе института, так и на базе других вузов; развитие их мобильности;
- организация в институте научно-технических мероприятий для студентов;
- привлечение студентов к проведению научных исследований и разработок с оплатой труда по трудовым договорам или в качестве исполнителей по договорам гражданско-правового характера;
- взаимодействие студенческих научных сообществ и молодых ученых, совместная научно-исследовательская деятельность студентов и ведущих ученых и преподавателей [4, с. 13-18].
В рамках первого направления на факультете физической культуры МордГПИ (ФФК) динамично развивается
система НИРС, важнейшим элементом которой являются студенческие научные и научно-исследовательские объединения [6, с. 9]. В настоящее время здесь действует 4 студенческих научных кружка: «Профессиональная компетентность педагога по физической культуре и спорту», «Современные проблемы формирования личности безопасного типа поведения», «Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности», «Учебная и внеклассная работа по единоборствам в средней общеобразовательной школе» и 8 научно-исследовательских групп: «Социально-гигиенические проблемы физкультурно-спортивной деятельности», «Медико-биологические аспекты развития резервных возможностей у спортсменов разной квалификации», «Теоретико-методические основы индивидуально-конституционального подхода в адаптации организма к физическим нагрузкам», «Экология физкультурно-спортивной деятельности», «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды», «Теоретико-методические основы физического воспитания и спорта», «Современные проблемы развития спортивно-массового туризма в Республике Мордовия», «Теоретико-методические основы лыжного спорта в процессе профессиональной подготовки педагогов по физической культуре». В общей сложности они охватывают научно-исследовательской работой свыше 120 студентов факультета, что в 1,2 раза больше, чем в предыдущем учебном году. Результаты научных исследований по итогам учебного года - 151 статья, апробированная на 24 международных, 9 всероссийских, 5 региональных конференциях, семинарах и форумах, - также демонстрируют устойчивую положительную динамику. Сочетание самостоятельной исследовательской и проектной деятельности, коллективное обсуждение, проблемные дискуссии, защита проектов в студенческих объединениях, дополняя учебную профессионально-педагогическую подготовку, формируют профессиональную позицию будущего педагога и тренера, развивают научное мышление, гибкость, умение видеть проблемы противоречия; формируют открытость новому опыту и знанию [5].
Кроме традиционных форм организации НИРС, как показывает практика, необходимо внедрение новых: научных школ для молодых исследователей, различных видов научно-инновационной деятельности в бизнес-инкубаторах и на малых инновационных предприятиях. Так, на ФФК стало традицией проведение научно-образовательных школ для молодежи как в качестве самостоятельных мероприятий, так и в рамках крупных конференций и форумов. Подобная форма работы дает возможность организовать тесное, неформальное общение, стимулирует обмен идеями, создает благоприятную атмосферу для обсуждения результатов, формируя, таким образом, личность будущих исследователей.
Участие студентов в научно-инновационной деятельности предполагает наличие развитой инновационной инфраструктуры. К услугам молодых исследователей Региональный научно-практический центр - «Центр физической культуры и здорового образа жизни», Научно-образовательные центры «Гуманитарные науки и образование» и «Естественно-научное образование», технопарк социогумани-тарной направленности, спортивно-оздоровительный центр «Фитнес-вуз», базовая кафедра методики преподавания физической культуры и безопасности жизнедеятельности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24» г. о. Саранск и др. [2]. Это позволяет будущим педагогам и тренерам не только достичь определенного научного результата, но и провести его апробацию и внедрение в практическую деятельность [6, с. 11].
12
http://www.teoriya.ru
№ 10 • 2015 Октябрь | ОсЬЬег
Реализация второго направления обеспечивается подготовкой профессорско-преподавательским составом инновационных программ и методического обеспечения, ориентированных на формирование научно-исследовательской компетентности, разработкой положений и других документов, направленных на совершенствование НИРС. Так, на ФФК для координации и оптимизации научных исследований, проводимых студентами, на каждый семестр разрабатывается расписание занятий студенческих научных и научно-исследовательских объединений, утверждается план работы студенческого научного общества. Для координации деятельности молодых исследователей, помощи им в самоорганизации ежегодно выбирается и утверждается приказом ректора куратор студенческого научного общества. С целью развития студенческого самоуправления и интеграции усилий студентов полностью реорганизовано студенческое научное общество. В качестве первых результатов обновленной научной студенческой элиты - организация и проведение 2 научных мероприятий международного, 5 всероссийского, около 20 республиканского и внутриву-зовского уровня.
Реализация третьего и четвертого направлений связана со стимулированием участия студентов в научных мероприятиях, проводимых на базе вуза и за его пределами. Здесь в качестве одного из эффективных инструментов следует отметить рейтинг учебных, творческих, научно-исследовательских достижений, портфолио студента. Так, благодаря инновационным подходам к стимулированию НИРС в 2014 г. в международных и всероссийских конференциях, семинарах, форумах, выставках, проходящих за пределами института, участвовали 36 % от студентов-очников ФФК, что более чем в 2 раза превышает показатели прошлого периода. Плодами такого участия стали дипломы Международного конкурса-конференции «Мировое научное знание третьего тысячелетия», Международного конкурса научной практики «World of Science» и т. д. Всего за 2014 г. студенты факультета физической культуры удостоены 75 наград, из них 19 международного и 5 всероссийского уровня. Для расширения практики образовательных стажировок в международных научных и производственных центрах большое значение имеют Центр международного сотрудничества и программа развития мобильности молодых ученых.
В рамках пятого и шестого направлений необходимы организация и проведение научных исследований, финансируемых из различных источников, с привлечением наиболее способных молодых исследователей, которые смогут по итогам своей работы получить материальное вознаграждение. При этом важно включать таких студентов в число исследователей как в уже сложившиеся коллективы, так и во вновь созданные. Это служит, с одной стороны, действенным стимулом для формирования научно-исследовательской компетентности, а с другой - посредством насыщенного, интересного научно-исследовательского общения способствует развитию полученных научно-исследовательских навыков. Например, только за последние пять лет студенты ФФК приняли участие в крупных научных проектах в рамках государственного задания, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России», что позволило им как исследователям выйти на принципиально иной уровень [3, с. 8]. Сегодня молодежь факультета готовится принять участие в деятельности малых инновационных предприятий ООО «Новые возможности» и «Универсал».
Выводы. Научно-исследовательская работа студентов в современных условиях выступает как важный механизм ак-
тивизации формирования научно-исследовательской компетентности у педагогических кадров в области физической культуры и спорта. Целенаправленное осуществление комплекса мероприятий по ряду вышеуказанных направлений позволило МордГПИ структурно оформить и сконцентрировать НИРС на факультете физической культуры в рамках двух крупных направлений научно-исследовательской деятельности института - «Исследование адаптационных процессов в биологических и экологических системах» и «Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в педагогическом вузе», что открыло новые возможности для качественной подготовки будущих учителей физической культуры и тренеров.
Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».
Литература
1. Кадакин В.В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева) / В.В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 9-12.
2. Кадакин В.В. Мордовский государственный педагогический институт - флагман развития физической культуры и спорта в регионе / В.В. Кадакин // Теория и практика физ. культуры. - 2014.
- № 8. - С. 3-5.
3. Мирошкин В.В. По страницам летописи факультета физической культуры Мордовского пединститута / В.В. Мирошкин, А.В. Ко-курин // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 8. - С. 6-8.
4. Шукшина Т.И. Развитие системы научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 13-18.
5. Шукшина Т.И. Развитие системы научно-исследовательской и проектной деятельности студентов в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин, И.И. Парватова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 4 (16). - С. 84-89.
6. Шукшина Т.И. Через научные исследования - к спортивным победам: из опыта научно-исследовательской работы факультета физической культуры Мордовского пединститута / Т. И. Шукшина, П. В. Замкин, В. В. Мирошкин // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 8. - С. 9-11.
References
1. Kadakin, V.V. Innovatsionnye protsessy v vysshem obrazovanii (iz opyta raboty Mordovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. M.E. Evsev'eva) (Innovative processes in higher education (from practice of Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev) / V.V. Kadakin // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. -2012. - № 2 (10). - P. 9-12.
2. Kadakin, V.V. Mordovskiy gosudarstvenny pedagogicheskiy institut
- flagman razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v regione (Mordovian State Pedagogical Institute - the leader of development of physical culture and sport in the region) / V.V. Kadakin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2014. - № 8. - P. 3-5.
3. Miroshkin, V.V. Po stranitsam letopisi fakul'teta fizicheskoy kul'tury Mordovskogo pedinstituta (By the chronicle of the Faculty of Physical Education of Pedagogical Institute of Mordovia) / V.V. Miroshkin, A.V. Kokurin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2014. - № 8.
- P. 6-8.
4. Shukshina, T.I. Razvitie sistemy nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti v pedagogicheskom vuze (Development of research system in a pedagogical university) / T.I. Shukshina, P.V. Zamkin // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2012. - № 2 (10). - P. 13-18.
5. Shukshina, T.I. Razvitie sistemy nauchno-issledovatel'skoy i proektnoy deyatel'nosti studentov v usloviyakh mnogourovnevoy sistemy vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya (Development of system of research and design activities of students in a multi-level system of higher pedagogical education) / T.I. Shukshina, P.V. Zamkin, I.I. Parvatova // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2013. - № 4 (16).
- P. 84-89.
6. Shukshina, T.I. Cherez nauchnye issledovaniya - k sportivnym pobedam: iz opyta nauchno-issledovatel'skoy raboty fakul'teta fizicheskoy kul'tury Mordovskogo pedinstituta (Sports victories via research: research practice of Faculty of Physical Education of Pedagogical Institute of Mordovia) / T.I. Shukshina, P.V. Zamkin, V.V. Miroshkin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2014. - № 8. - P. 9-11.