Научная статья на тему 'Проблема развития психологической компетентности в системе подготовки спортсменов разных квалификаций'

Проблема развития психологической компетентности в системе подготовки спортсменов разных квалификаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО / SPORTSMANSHIP / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL COMPETENCY / СПОРТСМЕН / ATHLETE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кокурин А.В., Майдокина Л.Г.

The purpose of the research was to study psychological competency of athletes of different qualifications. According to the findings, the impact of voice has a tremendous effect. This means that much more attention is to be paid to verbal methods of pedagogical influence during educational and training sessions compared to the actual practice. Their role in competition terms is especially important. However, it should be emphasized that effectiveness of linguistic manipulations depends on students' individual characteristics (type of nervous system, suggestibility, anxiety, etc.). Therefore it is essential to consider individual characteristics of students to improve the efficiency of verbal impact methods used by teachers and trainers. This, in its turn, requires from teachers-trainers high psychological competency. Addressing the issue of psychological competency in the training system for athletes of different qualifications is timely and relevant. Achievement of high results is associated with psychological preparation, during which psychological competency is being developed. It will enable an athlete to carry out self-knowledge, accompanied by the study of various aspects of personal behavior and own personality, as well as an opponent's personality. In order to develop psychological competency the program "Psychological training in sport" was designed. Having mastered this program an athlete acquires psychological knowledge and skills to manage his own mental state, to realize the potential in sports on a qualitatively new level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема развития психологической компетентности в системе подготовки спортсменов разных квалификаций»

Психология спорта

УДК: 796.01:159.9

проблема развития

психологической компетентности в системе подготовки спортсменов разных квалификаций

Кандидат педагогических наук А.в. Кокурин Кандидат психологических наук Л.г. Майдокина

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCY IN THE SYSTEM OF TRAINING ATHLETES OF VARIOUS QUALIFICATIONS

A.V. Kokurin, Ph.D. L.G. Maydokina, Ph.D. Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk

Key words: sportsmanship, psychological competency, athlete, development.

The purpose of the research was to study psychological competency of athletes of different qualifications. According to the findings, the impact of voice has a tremendous effect. This means that much more attention is to be paid to verbal methods of pedagogical influence during educational and training sessions compared to the actual practice. Their role in competition terms is especially important. However, it should be emphasized that effectiveness of linguistic manipulations depends on students' individual characteristics (type of nervous system, suggestibility, anxiety, etc.). Therefore it is essential to consider individual characteristics of students to improve the efficiency of verbal impact methods used by teachers and trainers. This, in its turn, requires from teachers-trainers high psychological competency. Addressing the issue of psychological competency in the training system for athletes of different qualifications is timely and relevant. Achievement of high results is associated with psychological preparation, during which psychological competency is being developed. It will enable an athlete to carry out self-knowledge, accompanied by the study of various aspects of personal behavior and own personality, as well as an opponent's personality. In order to develop psychological competency the program "Psychological training in sport' was designed. Having mastered this program an athlete acquires psychological knowledge and skills to manage his own mental state, to realize the potential in sports on a qualitatively new level.

Ключевые слова: спортивное мастерство, психологическая компетентность, спортсмен, развитие.

Актуальность. Усиление позиций Российской Федерации в спорте доказывает значимость целенаправленной работы по формированию спортивного мастерства высококвалифицированных спортсменов. Курс,заданный 0лимпиадой-2014, подтверждает необходимость укрепления статуса России как спортивной державы посредством развития профессионального спорта, который немыслим без развития спортивного мастерства каждого спортсмена. В системе спортивной подготовки борцов ведущее место занимает развитие спортивного мастерства, которое способствует качественному осуществлению профессиональной деятельности. Спортивное мастерство - это системное свойство, определяющее успешность и эффективность спортивной деятельности и высокий уровень достижений в конкретном виде спорта; результат целенаправленной подготовки спортсмена [3].

Среди компонентов спортивного мастерства борцов важнейшее место занимает психологическая компетентность, на основе которой осуществляется ориентировка на противника (его замыслах, состояниях, намерениях, личностных особенностях и т. п.) и на самом себе как субъекте борьбы. При равенстве физических и технико-тактических возможностей побеждает тот, кто оказывается интеллектуальнее и проницательнее, кто может разглядеть замысел противника, понять его состояние, почувствовать его сильные и слабые стороны и воспользоваться этим знанием. Развитие психологической компетентности представляет собой одну из важных задач психологической подготовки спортсменов и одновременно одну из задач формирования спортивного мастерства.

В спорте высших достижений в настоящее время результаты достигаются благодаря комбинированию всех элементов подготовки, включая психологическую.

Проблеме психологической подготовки в спорте уделено внимание как в трудах специалистов в сфере теории спорта (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, Н. Г. Озолин и др.), так и в работах спортивных психологов (А. В. Родионов, С. Д. Невер-кович, В. Н. Непопалов, В. Ф. Сопов и др.). Под психологической подготовкой понимается процесс формирования и совершенствования значимых для спорта свойств личности и лежащих в их основе психических качеств. В каждодневных мероприятиях задача психологической подготовки ставится более узко и конкретно - сформировать у спортсмена благоприятное психическое состояние, обеспечивающее успешность тренировок и соревнований [1].

Психологическая подготовка способствует максимальному использованию потенциальных возможностей спортсмена для повышения эффективности и надежности его соревновательной деятельности, которые определяются не только его разносторонней подготовленностью, но и готовностью к конкретному соревнованию [5].

Особое внимание следует уделить проблеме психологической компетентности спортсмена как важного компонента спортивного мастерства.

Категория «компетентность» понимается как личностно интегрированное качество человека, обладающее признаками инновационного обучения, ориентированное на формирование готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к сложной жизненной реальности через развитие навыков оперативно вникать в проблему, способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми. Спортсмену важно понимать индивидуальность человека как ценности, учитывать психические особенности людей на различных возрастных этапах, осуществлять психологически обоснованное конструктивное взаимодействие, быть субъектом реализации и восполнения собственных психических ресурсов [2].

Под психологической компетентностью спортсмена мы понимаем профессионально значимое личностное образование, становление и развитие которого происходит в процессе целенаправленной психологической подготовки, обеспечивая спортсмену готовность и возможность психологически мыслить и действовать в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Цель исследования - изучение психологической компетентности спортсмена различной квалификации.

Методы и организация исследования. В процессе исследования нами были задействованы следующие методики: «Психологический анализ фотографии борцовского поединка», «Психологический анализ видеозаписи борцовского поединка», «Общая психологическая подготовленность спортсмена» [4].

Эксперимент проведен на базе Регионального научно-практического центра физической культуры

психология СПОРТА

и здорового образа жизни, являющегося структурным подразделением Мордовского базового центра педагогического образования МордГПИ. В нем приняли участие 80 человек, разделенных на три группы: 1-я (30 человек) - учебно-тренировочная, 2-я (30 человека) - спортивного совершенствования, 3-я (20 человек) - высшего спортивного мастерства,.

Результаты исследования и их обсуждение. По методике «Психологический анализ фотографии борцовского поединка» спортсменам были предложены для описания фотографии с изображениями борцов готовящихся к проведению какого-либо действия (приема). Они должны были понять намерения соперников на фото и описать их.

Описания испытуемых оценивались качественно: как адекватные и неадекватные. Адекватные описания соответствовали содержанию демонстрируемого приема или попытке провести его. В неадекватных описаниях давались неверная интерпретация сюжета спортивного поединка или его отсутствие (отказ). В 3-ю группу были включены частично правильные, но не полные описания ожидаемого действия. В качестве примера приведем фрагменты адекватного ответа: «на данном снимке мы видим, как один из борцов (Е. Спирин) пытается провести переворот соперника накатом вправо, захват у него съехал, он на грани на-крывания. Соперник (Ю. Мокеев), защищаясь, разворачивается вправо, выставляя при этом правую руку и ногу, чтобы помешать выполнению приема. Скорее всего, эта ситуация не принесет Е. Спирину выигранных баллов, он окажется внизу в положении партера и судья оценит это действие как срыв».

«Российский атлет Х. Бароев выполняет прием «задний пояс», ноги подведены и заряжены, спина прямая, захват крепок и на нужном месте - классика греко-римской борьбы. Американец Гарднер, мы это видим по положению его тела, остается в этой ситуации статистом, шансов ни на накрывание, ни на защиту у него нет. Как минимум Бароев заработает один выигранный балл, если же и дальше обойдется без сбоя, в том же ключе, наш борец запишет в свой актив четыре выигранных балла».

Отметим, что данное задание вызвало у испытуемых определенные трудности, особенно в группе начинающих. Они чаще давали неправильные ответы, отказывались отвечать или слепо гадали. Встречались также случаи, когда испытуемые стремились не понять, что происходит на запечатленном снимке, а вспомнить, кто выиграл, если испытуемый когда-то был свидетелем данного поединка или наблюдал его в видеозаписи. Нас же интересовала способность спортсмена понять и спрогнозировать действия участников схватки. Результаты исследования представлены в табл. 1.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что умение понимать намерения соперника приходит со стажем занятий, ростом мастерства и с приобретением опыта. Кроме того, они говорят о необходимости усиления социально-психологической подготовки учащихся, благодаря которой процесс формирования со-

и

психология СПОРТА

циального интеллекта и психологическом компетентности будет проходить значительно интенсивнее.

Тем же спортсменам для экспертной оценки была представлена видеозапись Чемпионата мира по греко-римской борьбе 2013 г. Во время просмотра запись периодически останавливалась (стоп-кадр). От испытуемых требовалось объяснить поведение соперников на экране и предугадать их дальнейшие действия. Результаты исследования представлены в табл. 2.

Результаты данного исследования в сравнении с предыдущим показали незначительное возрастание процента правильных ответов, что, в свою очередь, говорит о том, что спортсменам легче понять намерения соперников, запечатленных на видеопленке, в динамике. При остановке видеозаписи респонденты, находясь в курсе событий (в отличие от просмотра фотоснимков), происходящих на экране телевизора до команды «Стоп-кадр!», и выстраивая логическую цепочку, легче дают правильный ответ. В остальном результаты этого исследования аналогичны результатам предыдущего.

Восприятие характеризуется осмысленностью. Посредством слов, которыми обозначают воспринимаемого борца, в его образ включается обобщенное знание о данном приеме, сложившееся в результате предшествующего тренировочного опыта и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом.

Из практики подготовки спортсменов известно, что доминирующую роль играют практические упражнения, то есть педагог-тренер демонстрирует определенный прием, а затем организует тренировки, внося в них необходимые коррективы, соответствующие индивидуальным особенностям воспитанников. При этом, как показывает опыт работы, незаслуженно недооценивается роль словесного воздействия.

Для того чтобы показать значение слова в подготовке учащихся детско-юношеской спортивной школы, мы предложили следующее задание. Борцам поочередно показывали фотографии, на которых запечатлены элементы борцовского поединка: спортсмен готовится выполнить бросок через бедро; переворот накатом; бросок через грудь и «нырок» под руку. Спортсмены, видевшие каждую из фотографий в течение 5 с, должны были словесно описать увиденное.

Перед показом каждой фотографии разным группам испытуемых давались разные установки. Так, в одной группе, перед тем как показать фотографию,

запечатлевшую спортсмена, готовившегося провести переворот накатом, говорилось: «Сейчас вы увидите фотографию, на которой спортсмен готовится произвести прием «задний пояс»», а в другой: «Сейчас вам будет показана фотография, на которой спортсмен готовится провести контрприем от переворота накатом» и т. д.

Анализ полученных словесных отчетов показал, что спортсменов можно разделить на три группы. Первую группу составили спортсмены, у которых при восприятии и оценке всех четырех фото «сработала» установка тренера. Во вторую группу вошли испытуемые, которые при восприятии этих же четырех фотографий полностью следовали реальности. Спортсмены, отнесенные к третьей группе, при восприятии одних фото оказывались под сильным влиянием установки тренера, а при восприятии других -реальности.

Результаты проведенного исследования показывают, что речевое воздействие обладает огромным эффектом. Это означает, что речевым способам педагогического воздействия во время учебно-воспитательных и тренировочных занятий следует уделять значительно больше внимания, чем это имеет место в реальной практике. Особенно важна их роль в условиях соревнований. Вместе с тем следует подчеркнуть, что эффективность речевых воздействий зависит от индивидуальных особенностей учащихся (тип нервной системы, внушаемость, тревожность и др.). Поэтому важнейшим условием повышения эффективности использования педагогами-тренерами речевых способов воздействия является учет индивидуальных особенностей воспитанников. Это, в свою очередь, требует от педагогов-тренеров высокой психологической компетентности. Результаты данных по методике «Общая психологическая подготовленность спортсмена», представлены в табл. 3.

Согласно данным, представленным в табл. 3, большинство спортсменов имеют средний уровень психологической готовности по таким компонентам, как эмоционально-волевой, коррекционно-исполни-тельский и функционально-энергетический. В исследовании выявлены спортсмены с высоким уровнем психологической готовности по таким компонентам, как мотивационно-целевой и информационно-оценочный. Низкий уровень психологической готовности был

Таблица 1. Результаты анализа фотографий испытуемыми разных квалификационных групп, %

Наименование группы Объяснение правильное Частично неверное Объяснение неверное (не знаю)

УТГ 16 39 45

ГСС 55 33 12

ГВСМ 89 11 -

Примечание. Здесь и в табл. 2: УТГ - учебно-тренировочная группа, ГСС ■ ГВСМ - группа высшего спортивного мастерства.

группа спортивного совершенствования,

Таблица 2. Результаты анализа видеозаписи испытуемыми разных квалификационных групп, %

Наименование группы Объяснение правильное Частично неверное Объяснение неверное (не знаю)

УТГ 18 40 42

ГСС 60 29 11

ГВСМ 91 9 -

Уровни готовности Компоненты готовности

Мотивационно-целевой Информационно-оценочный Эмоционально-волевой Коррекционно-исполнительский Функционально-энергетический

Низкий - 15 20 25 20

Средний 30 25 45 55 60

Высокий 70 60 35 20 20

обнаружен у спортсменов по всем компонентам, за исключением мотивационно-целевого.

Психологическая готовность большинства спортсменов - средняя, поскольку большая часть ее структурных компонентов выражена недостаточно. Согласно В. Р. Малкинувыраженностьмотивационно-целевого, информационно-оценочного компонентов психологической готовности в спорте недостаточно, поскольку спортсмен не сможет в полной мере реализовать свои возможности в соревновательной деятельности [4].

Результаты приведенных исследований констатируют низкий уровень психологической компетентности спортсменов, что ставит перед нами важнейшую задачу развития психологической компетентности как важного компонента спортивного мастерства спортсмена в системе учебно-тренировочных занятий.

Для качественного осуществления спортивной деятельности важно развивать психологическую компетентность спортсмена в избранном виде спорта. На базе МордГПИ разработана программа «Психологическая подготовка в спорте», составленная с учетом вида спорта. Слушателями данной программы могут быть будущие и практикующие тренеры, спортсмены. Данная программа предполагает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть поможет спортсмену актуализировать и обогатить знания о психологической подготовке в спорте, практическая часть будет способствовать развитию навыков применения психологических знаний на практике. Программа включает следующие разделы: «Психологическая подготовка спортсмена», «Психологическая подготовка спортивной команды», «Психологическая подготовка тренера», «Психическая саморегуляция в спорте», «Психологическое сопровождение спортивной деятельности».

Освоение раздела «Психологическая подготовка спортсмена» будет способствовать формированию знаний психологической подготовки спортсмена в конкретном виде спорта, поскольку в зависимости от вида спорта психологическая подготовка будет специфической. Раздел «Психологическая подготовка спортивной команды» поможет тренеру на качественно ином уровне осуществить подготовку спортсменов в командных видах спорта. Цель раздела «Психологическая подготовка тренера» - сформировать психологическую компетентность тренера. Освоение раздела «Психическая саморегуляция в спорте» будет способствовать формированию знаний и умений эффективного управления психическими состояниями в спорте, а раздела «Психологическое со-

провождение спортивной деятельности» - знаний и умений тренера применять психологические знания в качественном осуществлении профессиональной деятельности.

Выводы. Обращение к проблеме развития психологической компетентности в системе подготовки спортсменов различной квалификации является своевременным и актуальным. Достижение высоких спортивных результатов сопряжено с психологической подготовкой, в процессе которой развивается психологическая компетентность. Она позволит спортсмену осуществить самопознание, при котором происходит изучение различных аспектов собственного поведения и собственной личности, а также личности соперника. С целью развития психологической компетентности разработана программа «Психологическая подготовка в спорте».

Литература

1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2012.-312 с.

2. Кильмяшкина ТА. Теоретические и технологические основы развития психологической компетентности студента педагогического вуза/T.A. Кильмяшкина, Л.Г. Майдокина//Российский научный журнал. - 2011. - № 2(21). - С. 92-97.

3. Кокурин A.B. Педагогические условия формирования спортивного мастерства в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / A.B. Кокурин. - Саранск, 2006. - 18 с.

4. Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте: монография / В.Р. Малкин. - М.: Физкультура и спорт, 2008.-200 с.

5. Сетяева H.H. Психическая саморегуляция в подготовке спортсменов высокой квалификации циклических видов спорта: монография / H.H. Сетяева, A.B. Фурсов. - Сургут: РИО СурГ-ПУ. - 2010. - 196 с.

References

1. Gorbunov, G.D. Psychopedagogics of sport / G.D. Gorbunov. -Moscow: Sovetsky sport, 2012.-312 P. (In Russian)

2. Kil'myashkina, ТА. Theoretical and technological basis for the development of psychological competence of a pedagogical university student/Т.A. Kilmyashkina, L.G. Maydokina//Rosskiysky nauchny zhurnal. - 2011. - № 2(21 ). - P. 92-97. (In Russian)

3. Kokurin, /4.1/. Pedagogical conditions of formation of sports skills in institutions for further vocational education: abstract of Ph.D. thesis / A.V. Kokurin. - Saransk, 2006. - 18 P. (In Russian)

4. Malkin, V.R. Management of psychological training in sport: monograph / V.R. Malkin. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 2008. -200 P. (In Russian)

5. Setyaeva, N.N. Mental self-regulation in training of elite athletes in cyclic sports: monograph / N.N. Setyaeva, A.V. Fursov. - Surgut: RIE SurSPU. - 2010. - 196 P. (In Russian)

Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевье-ва» на 2014 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Информация для связи с автором: kokurin68@mail.ru

Поступила в редакцию 15.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.