Научная статья на тему 'Научно-педагогическая школа как вид интеграции образовательной и научной деятельности в высшем физкультурном образовании'

Научно-педагогическая школа как вид интеграции образовательной и научной деятельности в высшем физкультурном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П. Ф. ЛЕСГАФТ / P.F. LESGAFT / PEDAGOGICAL SCHOLAR SCHOOLS / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / НАУКА / SCIENCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / TRAINING / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеев С.П., Таймазов В.А., Закревская Н.Г., Филиппов С.С.

In higher professional education domestic pedagogical scholar schools have always taken and are still taking a remarkable place in improvement of training of elite specialists for different branches of the country’s economy, in solution of major scientific problems. This situation is also not an exclusion for the sphere of physical culture and sport. The purpose of the study was to show the role of Lesgaft NSU pedagogical scholar schools in the integration of science and higher education in physical culture. The materials adduced in the paper prove that the organized scholar schools of NSU work quite effectively: have significant achievements in scientific research, in publishing of textbooks and teaching aids for classes; various actions are being carried out to include them in researches, to conserve and develop continuity of generations in such spheres of human activity as physical culture and sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеев С.П., Таймазов В.А., Закревская Н.Г., Филиппов С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическая школа как вид интеграции образовательной и научной деятельности в высшем физкультурном образовании»

профессиональное образование

УДК: 796.077.5

научно-педагогическая

школа как вид интеграции образовательной и научной деятельности в высшем физкультурном образовании

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, директор департамента науки, образования и инноваций Министерства спорта Российской Федерации С.П. Евсеев, Москва

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, ректор НГУ им. П.Ф. Лесгафта в.А. Таймазов Доктор педагогических наук, профессор н.Г. закревская Доктор педагогических наук, профессор С.С. филиппов

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

RESEARCH AND EDUCATIONAL SCHOOL AS A TYPE OF INTEGRATION OF TEACHING AND RESEARCH ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE

S.P. Evseev, professor, Dr.Hab., Honorary worker of higher school of the RF, director of department of science, education and innovations of Ministry of sport of the RF, Moscow V.A. Taymazov, professor, Dr.Hab., Honorary worker of higher school of the RF, rector of Lesgaft NSU N.G. Zakrevskaya, professor, Dr.Hab.

S.S. Filippov, professor, Dr.Hab. Lesgaft National state university of physical culture, sport and health, St.Petersburg

Key words: P.F. Lesgaft, pedagogical scholar schools, university, integration, science, education, training. In higher professional education domestic pedagogical scholar schools have always taken and are still taking a remarkable place in improvement of training of elite specialists for different branches of the country's economy, in solution of major scientific problems. This situation is also not an exclusion for the sphere of physical culture and sport.

The purpose of the study was to show the role of Les-gaft NSU pedagogical scholar schools in the integration of science and higher education in physical culture. The materials adduced in the paper prove that the organized scholar schools of NSU work quite effectively: have significant achievements in scientific research, in publishing of textbooks and teaching aids for classes; various actions are being carried out to include them in researches, to conserve and develop continuity of generations in such spheres of human activity as physical culture and sport.

Ключевые слова: П. Ф. Лес-гафт, научно-педагогические школы, университет, интеграция, наука, образование, воспитание.

В высшем профессиональном образовании отечественные научно-педагогические школы (НПШ) всегда занимали и продолжают занимать заметное место в совершенствовании подготовки высококвалифицированных специалистов для различных отраслей хозяйственного комплекса страны, в решении крупных научных проблем. Не является исключением данная ситуация и для сферы физической культуры и спорта [3].

Цель данной статьи - показать роль НПШ НГУ им. П. Ф. Лесгафта в интеграции науки и высшего физкультурного образования.

Результаты исследования и их обсуждение. Прежде всего определимся с понятием НПШ. В постановлении Правительства Российской Федерации дано следующее определение: «ведущей научной школой Российской Федерации считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных с проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью» [7].

Сегодня, как отмечается в работе [4], основной базой с инфраструктурой для научных школ являются университеты, где в рамках кафедр появляются, формируются и развиваются научные направления под руководством ведущих ученых - докторов наук, профессоров.

И, наконец, еще одно определение, данное в работе [2]. По мнению автора, в научном сообществе

большинство исследователей понятие научной школы употребляют «применительно к относительно небольшому научному коллективу, объединенному не только организационными рамками, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций - сохраняющейся, передающейся и развивающейся при смене научных поколений», и выделяют следующие признаки научной школы:

• общность научных интересов представителей школы и научная значимость рассматриваемых проблем;

• уровень научных результатов школы и ее (школы) признание в стране и за рубежом;

• роль научного лидера;

• стабильность и перспективы школы (преемственность научных поколений, работа с научной молодежью, работа постоянного научного семинара). Из приведенных выше понятий очевидно, что

они не имеют принципиальных различий, а лишь в некоторой степени дополняют друг друга. Анализ научных публикаций по данному вопросу показывает широту критериев, которым должна отвечать НПШ. Для данной статьи важно зафиксировать, в каких содержательных рамках будет идти речь о НПШ НГУ им. П. Ф. Лесгафта.

Если кратко вспомнить историю нашего вуза, то с первых дней существования Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования П. Ф. Лесгафт приглашал для преподавания ведущих ученых и педагогов Санкт-Петербурга, других городов России. На курсах преподавали И. П. Павлов (физиологию), А. Ф. Иоффе (физику), Е. В. Тарле (историю), М. М. Ковалевский (социологию), А. А. Ухтомский (физиологию) и другие яркие представители отечественной науки.

Именно в эти годы закладывались научные основы физкультурного образования, формировались первые НПШ в нашей отрасли. Как справедливо отмечается в работе [11], Петр Францевич Лесгафт не только создал свою научную школу, но и сформировал предпосылки к формированию дочерних школ.

Здесь следует особо подчеркнуть, что формирование и развитие получили научные направления, связанные не только с медико-биологическими проблемами, волновавшими П. Ф. Лесгафта, но и с новой для России проблемой - физической подготовкой военнослужащих. Две зарубежные командировки в страны Европы (1875-1876 гг.) по изучению существовавших в мире методик физического воспитания завершились подготовкой и изданием фундаментальных трудов П. Ф. Лесгафта: «Приготовления учителей гимнастики в государствах», «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Эти поездки подтолкнули П. Ф. Лесгафта к созданию курсов для офицеров - будущих преподавателей гимнастики - «Учебно-гимнастические курсы по подготовке преподавателей физического воспитания для военных гимназий» (1879) и «Временные курсы руководительниц физического образования» (1896) [13]. Тем самым П. Ф. Лесгафт положил начало новому научному направлению - физическому образованию. Кроме того,

есть основания утверждать, что эти события положили, говоря современным языком, начало интеграции науки и физкультурного образования.

Научно-педагогическая школа - это постоянно развивающийся социальный институт. На наш взгляд, это очень точно показано на примере теории физической культуры Ю. Ф. Курамшиным, который в своей работе [5, с. 77] указывает: «Генетическими корнями теории физической культуры следует считать те учебные предметы, которые изучались в России в гражданских и военных учебных заведениях в конце XIX -начале ХХ века. Так, в 1896 г. на курсах по подготовке руководительниц физических упражнений и игр, организованных П. Ф. Лесгафтом, им читались лекции по "Теории телесных упражнений", "Истории и методике телесных упражнений". После смерти П. Ф. Лес-гафта лекции на эти темы читала А. А. Красуская, а с 1914 года - В. В. Гориневский, курс лекций которого назывался "Теория и практика спортивных физических упражнений"». Развитие данной НПШ наглядно представлено на рисунке в работе Ю. Ф. Курамшина [5, с. 85].

В стенах института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, который стал наследником курсов, работали многие известные ученые нашей страны: профессора Л. А. Орбели, А. Ф. Сулима-Самойло, А. А. Красуская, А. Н. Крестовников, Е. А. Котикова, Л. И. Чулицкая и многие другие, внесшие огромный вклад в создание и развитие образовательной и научной среды.

За годы существования университета усилиями многих поколений преподавателей накоплен, можно сказать без преувеличения, огромный научный фонд, подтверждающий успешное решение наиболее важных задач физкультурно-спортивного движения страны. Он нашел свое отражение в большом количестве монографий, научных статей, кандидатских и докторских диссертаций, учебников и учебных пособий. Научные труды ученых вуза за время его существования получили широкую известность в отечественных и международных научных кругах. Это, на наш взгляд, позволяет говорить о том, что в университете сложились и функционируют НПШ, у истоков которых стояли корифеи отечественной спортивной науки. Среди них в послевоенный период следует назвать профессоров А. Н. Крестовникова (физиология), Н. Н. Яковлева (биохимия), А. Ц. Пуни (психология), А. Г. Дембо (спортивная медицина), В. В. Белорусову (педагогика), К. Х. Грантыня, И. М. Коряковского (теория физического воспитания), Г. Д. Харабугу, Н. И. Пономарева (история спорта) и мн. др.

В 2012 г. коллектив университета отметил 175-летие со дня рождения профессора Петра Фран-цевича Лесгафта проведением научно-практической конференции на тему: «От научной школы П. Ф. Лесгафта к современным научным школам Университета». Эта конференция послужила прекрасной возможностью оценить, что сделано педагогами и учеными разных поколений в области физкультурного образования, спортивной науки, научно-методического обеспечения массовой физической культуры и спорта

высших достижений. Такой анализ необходим как для того чтобы отдать должное достигнутым в обозначенных сферах достижениям, так и для того, чтобы энергичнее, с учетом опыта, двигаться вперед.

В работе [11] анализируется деятельность научных школ университета. Однако прошедшая конференция дала новый импульс к проведению некоторой ревизии деятельности НПШ университета. На ученом совете вуза были утверждены новая редакция «Положения о Научно-педагогических школах НГУ им. П. Ф. Лесгафта», а также преобразованные НПШ. Действующие в настоящее время в вузе НПШ представлены в таблице.

Перечисленные выше НПШ вошли в заявку университета для включения в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга, который составлял Комитет по науке и высшей школе Правительства города.

Нормативно-правовые документы последних лет, регулирующие отношения в области образования

и науки, отрасли «Физическая культура и спорт» заставляют по-новому посмотреть на привычные процессы, протекающие в вузах физической культуры. В первую очередь речь идет о новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [6], о новой редакции Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [10], «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [12] и ряд других документов, которые определяют направление деятельности НПШ.

Не углубляясь в подробный анализ деятельности НПШ, остановимся на некоторых наиболее важных, с нашей точки зрения, направлениях и показателях в контексте выбранной темы данной статьи. Следует отметить, что в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» некоторые из этих направлений закреплены законодательно [6]. Так, в ст. 72 «Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании» определены цели такой интеграции. Во-первых, это кадровое обеспечение научных исследований.

Во-вторых, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования. В-третьих, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников. В-четвертых, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности.

Если посмотреть на деятельность НПШ Университета через призму этих законодательных норм, то можно отметить следующее.

Как известно, источником аналитической информации для процедуры государственной аккредитации является ежегодный модуль сбора данных, направляемый вузом в Росаккре-дагентство [8]. В этом документе содержатся данные об основных научных направлениях, научных школах, результатах научно-педагогической деятельности. Наши коллеги отмечают, что за последние 5 лет учеными Университета подготовлено и защищено 18 докторских и 73 кандидатских диссертаций, опубликовано 127 монографий

Курсы для приготовления руководительниц и воспитательниц физических упражнений и игр (02.09.1896 г.) й

Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования (с и 965 статей в журналах, рек°-

18.02.1898 г.) мендованных ВАК [9].

Дерево развития теории и методики физической культуры как учебной дисципли- Следует особо гюдчер-ны кнуть, что в Университете сложи-

№ 3 • 2014 Мапт I МагсГ)

а

Научно-педагогические школы НГУ им. П.Ф. Лесгафт

л а

>5

8 и

1

т ■&

№ п/п Кафедра Направления НПШ Руководитель НПШ Название учебника, подготовленного НПШ

Медицинские НПШ

1 Анатомии «Функциональная анатомия спортивной деятельности» Ткачук М.Г. Заведующая кафедрой, доктор биологических наук, профессор Анатомия [Текст]: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 032100 (62) - «Физическая культура» / М. Г. Ткачук, И. А. Степаник. - М.: Советский спорт, 2010. - 392 с.: ил. - Гриф УМО вузов РФ по образованию в области физ. культуры

2 Биохимии «Биохимические методы оценки и коррекции работоспособности спортсменов» Михайлов С.С. Заведующий кафедрой, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Михайлов С.С. Спортивная биохимия [Текст]: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 032100 - «Физическая культура» / С.С. Михайлов. [7-е изд., стер.]. - М.: Советский спорт, 2012. - 346, [1] с.: ил. - Гриф УМО высш. учеб. заведений РФ по образованию в области физ. культуры

3 Физиологии им. профессора А.Н. Крестов-никова «Физиологические механизмы и закономерности адаптации в спорте высших достижений» Солодков А.С. Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор кафедры физиологии Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник для вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 032100 - «Физическая культура» / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2012. - 619 с.: ил. - Гриф УМО высш. учеб. заведений РФ по образованию в области физ. культуры

Гуманитарные НПШ

1 Теории и методики атлетизма «Современные спортивные, рекреационные и оздоровительные технологии атлетизма» Виноградов Г.П. Заведующий кафедрой, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки: учебник для вузов / Г. П. Виноградов. - М.: Советский спорт, 2009. - 327 с.: ил. - Гриф.: Доп. Федер. агентством по физ. культуре и спорту. - Библиогр. : с. 323-327.

2 Теории и методики адаптивной физической культуры «Теория и методика адаптивной физической культуры» Евсеев С.П. Директор департамента науки, образования и инноваций Минспорта РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник для высших учебных заведений: в 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2010. - 291 с. - Гриф: Доп. Федер. агентством по физ. культуре и спорту. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник для высших учебных заведений: в 2 т. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под ред. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2009. - 447 с.: ил. - Гриф Федер. агентства по физ. культуре и спорту

3 Теории физической культуры «Современные тенденции развития теории физической культуры» Курамшин Ю.Ф. Заведующий кафедрой, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 - «Физическая культура» и специальности 022300 - «Физическая культура и спорт» / под ред. Ю.Ф. Курамшина. [4-е изд., стер.]. - М.: Советский спорт, 2010. - 464 с. - Гриф: Доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту

4 Гидрореабилитации «Гидропедагогика человека» Мосунов Д.Ф. Заведующий кафедрой, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор Мосунов Д.Ф. Паралимпийское плавание спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата: учебно-метод. пособие / Д.Ф. Мосунов, Ю.А. Назаренко. - СПб.: Плавин, 2008. - 79 с.: ил.

5 Психологии им. профессора А.Ц. Пуни «Психологическое сопровождение успешности спортивной деятельности» Родыгина Ю.К. Заведующая кафедрой, доктор медицинских наук, доцент Серова Л.К. Профессионально важные качества личности спортсменов [Текст]: учеб. пособие / Л.К. Серова, А.С. Мартынов. - СПб., 2010. - 137 с. - Гриф УМО по образованию в области физ. культуры

6 Биомеханики «Биомеханика силовых способностей» Самсонова А.В. Заведующая кафедрой, доктор педагогических наук, профессор Попов Г.И. Биомеханика двигательной деятельности [Текст]: учебник / Г.И. Попов, А.В. Самсонова. - М.: Академия, 2011. - 314, [1] с.: ил. (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). - Гриф УМО по образованию в области физ. культуры. - Библиогр.: с. 311.

7 Теории и методики бокса «Теория и методика индивидуальной подготовки высококвалифицированных боксеров» Таймазов В.А. Ректор НГУ им. П.Ф.Лесгафта, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный тренер РФ, доктор педагогических наук, профессор, Бокс. Теория и методика [Текст]: учебник / С. М. Ахметов [и др.]; под. общ. ред. Ю.А. Шулики, А.А. Лаврова. - М.: Сов. спорт, 2009. - 766 с.: ил. - Гриф.: Доп. УМО вузов РФ по образованию в области физ. культуры. - Библиогр.: с. 751-758

8 Теории и методики борьбы «Научно-методическое обоснование и совершенствование системы подготовки спортсменов в различных видах спортивной борьбы» Тараканов Б.И. Заведующий кафедрой, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный тренер РФ, доктор педагогических наук, профессор Замятин Ю.П. Вольная борьба [Текст]: учеб. пособие / Ю.П. Замятин, С.И. Петров, А.Н. Денисенко; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб: [б.и.], 2012. - 157 с.

9 Теории и методики спортивных игр «Дидактическое преобразование содержания деятельности спортсмена и педагога-тренера в игровых видах спорта» Яхонтов Е.Р. Заслуженный тренер РФ, доктор педагогических наук, профессор Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: учеб. пособие / Е.Р. Яхонтов. - СПб., 2008. - 134 с.

лись благоприятные условия не только для трансляции научных результатов, полученных преподавателями в ходе исследований, но и для отражения деятельности НПШ. В вузе осуществляется выпуск периодических и продолжающихся научных изданий:

• «Ученые записки НГУ им. П. Ф. Лесгафта» (издание выходит с 1944 г., входит в перечень ВАК РФ);

• «Адаптивная физическая культура» (с 2000 г., входит в перечень ВАК РФ);

• «Гимнастический мир Санкт-Петербурга» (с 1999 г.);

• «Труды кафедры биомеханики» (с 2007 г.);

• «Научно-методический вестник. Баскетбол» (с 2007 г.);

• «Вестник института экономики и социальных технологий» (с 2011 г.).

Логичным развитием издательской деятельности явилось решение ученого совета университета о выпуске специального сборника научных трудов представителей НПШ вуза «Ежегодник научно-педагогических школ НГУ им. П. Ф. Лесгафта». В нем публикуются статьи ведущих ученых НПШ, молодых специалистов, в которых отражаются наиболее значимые результаты, полученные в течение года. В 2013 г. вышел первый такой выпуск - «Ежегодник-2012». Кроме этого на сайте университета выставлена информация о деятельности НПШ (http://www.lesgaft.spb.ru).

Наряду с научными изданиями другим важным каналом научной коммуникации, распространяющим научные достижения университетских преподавателей, служат научные конференции, посвященные юбилейным датам ведущих ученых вуза. Это хороший повод отдать должное тому, что сделали наши предшественники. Так, в последние годы в стенах Университета прошли всероссийские научные конференции, посвященные 100-летним юбилеям профессоров В. В. Васильевой, А. Б. Гандельсмана, В. В. Белорусовой, 90-летию профессора Н. И. Пономарева. Мы уверены, что эти традиции, связанные с проведением юбилейных научных конференций, следует продолжать.

Наиболее ярко интеграция образовательной и научной деятельности проявляется в подготовке учебников и учебных пособий для вузов физической культу-

ры. В таблице приведены учебники, подготовленные преподавателями НПШ университета.

Одной из важнейших задач НПШ, как уже отмечалось, является формирование преемственности научных поколений, работа с научной молодежью. Каждая школа Университета придает этому направлению первостепенное значение. Сегодня можно констатировать, что в вузе сложилась система работы по привлечению студентов к научной деятельности. Она ведется в первую очередь со знакомства с личностью П. Ф. Лесгафта. Ученый оставил богатое научно-педагогическое наследие, которое по прошествии многих лет не утратило своего значения.

Как указывают авторы в работе [13, с. 36], главной научно-педагогической целью Петра Франце-вича Лесгафта было создание открытого учебного заведения университетского типа. Мечта ученого сбылась в 2005 г. После получения нашим вузом статуса Университета ежегодно в сентябре проводятся Университетские недели, посвященные памяти П. Ф. Лесгафта (он родился 20.09.1837 г.). В рамках этих недель первокурсники в музее университета знакомятся с экспозицией, раскрывающей основные вехи жизни и педагогического творчества П. Ф. Лесгафта. В библиотеке представлена выставка с его научным наследием, а на студенческой конференции рассказывают об организации и направлениях студенческой науки в вузе. Завершается университетская неделя посещением могилы П. Ф. Лесгафта. Таким образом, уже с первого курса студенты приобщаются к традициям, в том числе научным, вуза, который они выбрали для учебы.

И, наконец, в целях стимулирования высоких результатов в учебе, активизации общественной деятельности студентов Университета, сохранения учебных, научных, патриотических и спортивных традиций в вузе установлены следующие именные стипендии для студентов: профессоров П. Ф. Лесгафта, Д. П. Ионо-ва, А. Ц. Пуни, А. Н. Крестовникова, Н. И. Пономарева, В. В. Белорусовой. Стипендии студентам назначаются по представлению деканатов факультетов и утверждаются решением ученого совета. Размер именной стипендии в два раза больше обычной.

В заключение отметим следующее: приведенные в статье материалы позволяют констатировать,

2 и

£ л а

ч—

■ о

0J и

а ■ тз с

га

^

о

(U .с Н

что в НГУ им. П. Ф. Лесгафта сложились и достаточно продуктивно функционируют НПШ: достигнуты значительные результаты в научной работе, в подготовке учебников и учебных пособий для образовательного процесса, со студентами и аспирантами вуза проводится разнообразная работа по включению их в научно-исследовательскую деятельность, по сохранению и развитию преемственности поколений в таких важных сферах человеческой деятельности, какими являются физическая культура и спорт.

За рамками статьи остались такие значимые направления деятельности НПШ, как непосредственное выполнение НИР, научно-методическое сопровождение сборных команд страны и города, такая актуальная тема, как становление и развитие спортивно-педагогических школ, деятельность которых крайне важна для нашей отрасли. Но это отдельные, самостоятельные темы.

В большинстве вузов физической культуры функционируют собственные научно-педагогические школы, заложены образовательные, научные и спортивные традиции, достигнуты определенные результаты. На наш взгляд, назрела необходимость в рамках конференции либо другой формы общения обсудить насущные проблемы деятельности НПШ, которые нужно решить, обменяться накопленным в этой области опытом.

Литература

1. Горелов А.А. Научная работа в СПбГУФКе им. П.Ф. Лесгафта: становление, состояние и перспективы / А.А. Горелов, С.М. Ашкинази // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 10. - С. 22-26.

2. Грезнева О.Ю. Научные школы (педагогический аспект) / О.Ю. Грезнева; РАО, Институт теории образования и педагогики. - М.: Изд-во РАО, 2003. - 69 с.

3. Евсеев С.П. Научно-педагогические школы университета как фактор модернизации высшего физкультурного образования / С.П. Евсеев, В.А.Таймазов, С.С.Филиппов // Высшее образование в России. - 2013. - № 7. - С. 15-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Закревская Н.Г. К вопросу о развитии научных школ / Н.Г. За-кревская // Материалы Университетской науч.-практ. конф., посвященной 175-летию со дня рождения профессора П.Ф. Лесгафта: от научной школы П.Ф. Лесгафта к современным школам университета. - СПб., 2013. - С. 16-20.

5. Курамшин Ю.Ф. Возникновение и развитие теории физической культуры / Ю.Ф. Курамшин // Научно-педагогические школы университета / Научные труды. Ежегодник-2013. -СПб., 2013. - С.77-91.

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ / Президент Российской Федерации // Администратор образования. - 2013. - № 3. - С. 2-96; № 4. - С. 11-45.

7. Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования: приказ от 25 октября 2011 г. № 2267 / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки // Справочно-правовая система «Консультант+».

8. О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации: Постановление от 27 апреля 2005 г. № 260 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.05.2009 № 443, от 08.09.2010, от 06.06.2012 № 561) / Правительства Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант+».

9. Орехов Е.Ф. Развитие научных школ университета в аспекте процедуры государственной аккредитации / Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Материалы Университетской науч.-практ. конф., посвященной 175-летию со дня рождения профессора П.Ф. Лесгафта: от научной школы П.Ф. Лесгафта к современным школам университета. - СПб., 2013. - С. 7-13.

10. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон: принят Гос. Думой 16 ноября 2007 г. //

2.

3.

4.

Сборник официальных документов и материалов. - 2007. - № 12. - С. 3-35.

11. Пронин С.А. Монизм научной школы НГУ им. П. Ф. Лесгафта / С.А. Пронин // Материалы Университетской науч.-практ. конф., посвященной 175-летию со дня рождения профессора П.Ф. Лесгафта: от научной школы П.Ф. Лесгафта к современным школам университета. - СПб., 2013. - С. 69-72.

12. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р // Вестник Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. - 2009. - № 3 (27). - С. 3-32.

13. Таймазов В.А. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности / В.А.Таймазов, Ю.Ф. Курамшин, А.Т. Марьянович. -СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006. - 480 с.

References

1. Gorelov, A.A. Research work in Lesgaft SPbSUPhC: formation, state and perspectives / A.A. Gorelov, S.M. Ashkinazi // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2006. - № 10. - P. 22-26. (In Russian)

Grezneva, O.Yu. Scholar schools (educational aspect) / O.Yu. Grezneva; RAE, Institute of theory of education and pedagogics. - Moscow: Publ. h-se of RAE, 2003. - 69 P. (In Russian) Evseev, S.P. University pedagogical scholar schools as a factor of modernization of higher education in the field of physical culture / S.P. Evseev, V.A. Taymazov, S.S. Filippov // Vysshee fizkul'turnoe obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 7. - P. 15-21. (In Russian) Zakrevskaya, N.G. On development of scholar schools / N.G. Zakrevskaya // Proceedings of the University theor.-pract. conf. devoted to professor Lesgaft's 175th anniversary: from Lesgaft's scholar school to modern university schools. - St.Petersburg, 2013. - P. 16-20. (In Russian)

Kuramshin, Yu.F. The origin and development of the theory of physical culture / Yu.F. Kuramshin // University pedagogical scholar schools / Research works. Annals-2013. - St.Petersburg, 2013. - P. 77-91. (In Russian)

On education in the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation dated December, 29 2012 № 273-FL / President of the Russian Federation // Administrator obrazovaniya. - 2013. - № 3. - P. 2-96; № 4. - P. 11-45. (In Russian) On adoption of criteria of indices required to define the kind and type of educational institution of higher professional and secondary professional education: decree October, 25 2011 № 2267 / Federal Education and Science Supervision Agency// The information-legal system Consultant+. (In Russian)

8. On the measures of government support of young Russian scientists- Ph.D.'s and doctors of science and leading research schools of the Russian Federation: decree April, 27 2005 № 260 (ed. Decrees of the Government of the Russian Federation от 25.05.2009 № 443, dated 08.09.2010, dated 06.06.2012 № 561) / Government of the Russian Federation // The information-legal system Consultant+. (In Russian)

9. Orekhov, E.F. Development of university scholar schools within the procedure of state accreditation / E.F. Orekhov, M.Yu. Schennikova // Proceedings of the University theor.-pract. conf. devoted to professor Lesgaft's 175th anniversary: from Lesgaft's scholar school to modern university schools. - St.Petersburg, 2013. - P. 7-13. (In Russian)

10. On physical culture and sport in the Russian Federation: Federal law: adopted by the State Duma, November, 16 2007 // Sbornik ofitsial'nykh dokumentov i materialov. - 2007. - № 12. - P. 3-35. (In Russian)

Pronin, S.A. Monism of the scholar school of Lesgaft NSU / S.A. Pronin // Proceedings of the University theor.-pract. conf. devoted to professor Lesgaft's 175th anniversary: from Lesgaft's scholar school to modern university schools. - St.Petersburg, 2013. - P. 69-72. (In Russian)

12. The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020: adopted by the decree of the government of the Russian Federation date August, 7 2009 № 1101-r // Vestnik Ministerstva sporta, turizma i molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii. - 2009. - № 3 (27). - P. 3-32. (In Russian)

13. Taymazov, V.A. Peter Franzevich Lesgaft. The history of life and activity / V.A. Taymazov, Yu.F. Kuramshin, A.T. Mar'yanovich. -St.Petersburg: Pechatny dvor im. A.M. Gor'kogo, 2006. - 480 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

prorektor_zao@mail.ru

Поступила в редакцию 22.11.2013 г.

7.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.