Научная статья на тему 'Научно-исследовательская и методическая работа педагогического института физической культуры и спорта МГПУ'

Научно-исследовательская и методическая работа педагогического института физической культуры и спорта МГПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / RESEARCH WORK / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / SPORTS TRAINING / FITNESS TECHNOLOGIES / ШКОЛЬНИКИ И СПОРТСМЕНЫ / SCHOOLCHILDREN AND ATHLETES / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитушкин В. Г.

The staff that has been formed for 15 years of work in the Teacher training institute of physical culture and sport of MSTTU is being actively involved in the research and methodological work. The problems solved in the institute included development of education in physical culture and sport within the state educational standards of the new generation. The methodological component was also developed, intended to make the educational process more efficient. Teaching the theory and methodology of physical culture and technologies of physical education as applied to various types and educational structures were improved along with the theory and methodology of sports training, introduction of information technologies in the educational process of students and fitness technologies in the system of physical education of children and youth. The purpose of the study was to analyze the problems of organization and conducting of research and methodological work of the institute's staff for the last five years and formation of the research school named "Theory and methodology of youth sport". The perspective directions of further research work of the institute staff and research schools include: succession of physical culture in preschool educational institutions and primary school; fitness technologies in the system of physical education of children and young students; innovative technologies of physical education of the rising generation due to individualization and orientation to groups of sports; scientific basis of organization and content of training of sports reserve; system of evaluation criteria of progress in studies within FSES; the problem of formation of junior athlete's personality; allocation of standards of allowed training loadings for schoolchildren and study of age-related medicobiological and psychological aspects of youth sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская и методическая работа педагогического института физической культуры и спорта МГПУ»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВУЗА

НАУЧНО-

УДК: 378.1

исследовательская и методическая работа Педагогического института физической культуры и спорта МГПУ

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Никитушкин Педагогический институт физической культуры и спорта МГПУ, Москва

RESEARCH AND METHODOLOGICAL WORK OF TEACHER TRAINING INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT OF MSTTU V.G. Nikitushkin, professor, Dr.Hab. Teacher training institute of physical culture and sport of MSTTU, Moscow

Key words: research work, sports training, fitness technologies, schoolchildren and athletes. The staff that has been formed for 15 years of work in the Teacher training institute of physical culture and sport of MSTTU is being actively involved in the research and methodological work. The problems solved in the institute included development of education in physical culture and sport within the state educational standards of the new generation. The methodological component was also developed, intended to make the educational process more efficient. Teaching the theory and methodology of physical culture and technologies of physical education as applied to various types and educational structures were improved along with the theory and methodology of sports training, introduction of information technologies in the educational process of students and fitness technologies in the system of physical education of children and youth.

The purpose of the study was to analyze the problems of organization and conducting of research and methodological work of the institute's staff for the last five years and formation of the research school named "Theory and methodology of youth sport'. The perspective directions of further research work of the institute staff and research schools include: succession of physical culture in preschool educational institutions and primary school; fitness technologies in the system of physical education of children and young students; innovative technologies of physical education of the rising generation due to individualization and orientation to groups of sports; scientific basis of organization and content of training of sports reserve; system of evaluation criteria of progress in studies within FSES; the problem of formation of junior athlete's personality; allocation of standards of allowed training loadings for schoolchildren and study of age-related medicobiological and psychological aspects of youth sport.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, спортивная тренировка, оздоровительные технологии, школьники и спортсмены.

За 15 лет работы в Педагогическом институте физической культуры и спорта МГПУ сформировался профессорско-преподавательский коллектив, который активно участвует в научно-исследовательской и учебно-методической работе. В институте решались задачи развития образования по физической культуре и спорту в свете государственных стандартов нового поколения. Осуществлялась разработка программно-методического компонента, направленного на повышение эффективности учебного процесса. Совершенствовались преподавание теории и методики физической культуры и технологии физического воспитания применительно к различным типам и образовательным структурам, теории и методики спортивной тренировки, внедрение информационных технологий в образовательный процесс студентов, а также оздоровительных технологий в системе физического воспитания детей и учащейся молодежи.

Цель исследования - анализ проблем организации и проведения научно-исследовательской и методической работы коллектива института за последние пять лет, а также формирования научной школы «Теория и методика юношеского спорта».

Результаты исследования. Только за последнее пятилетие сотрудниками института опубликовано 547 статей, в том числе 108 в журналах, рекомендованных ВАК, 44 учебно-методических пособия, 16 учебников, из них 13 с грифом УМО, 13 монографий. Сотрудники института участвовали в 24 международных, в 8 всероссийских и в 30 московских конференциях.

№ 3 • 2014 Март | March

5

Il

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВУЗА

За последние пять лет изданы учебники и монографии: В. Г. Никитушкина («Индивидуальная подготовка юных спортсменов», «Теория и методика юношеского спорта», «Многолетняя подготовка юных спортсменов», «Комплексный контроль юных спортсменов»), В. А. Родионова («Сопряженная деятельность педагогов и учащихся в педагогическом процессе»; «Стресс-менеджмент, или Приемы профилактики и преодоления стресса», «Психология детско-юношеского спорта»), Г. Н. Германова («Легкая атлетика в школе», «Русская народная игра - лапта»).

Эти, а также другие работы, написанные преподавателями института, явились основой преподавания магистерских программ института.

В ПИФКиСе созданы научные школы под руководством докторов педагогических наук, профессоров В. А. Родионова, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования и В. Г. Никитушкина, заслуженного работника физической культуры Российской Федерации. Отметим высокую продуктивность научных исследований в научной школе доктора биологических наук, профессора В. С. Беляева.

Основное направление школы В. А. Родионова - это психофизиологические аспекты развития и становления личности, психология юношеского спорта. Основное направление школы В. Г. Никитушкина - научно-методические основы развития и совершенствования физической культуры в дошкольных, средних и высших образовательных учреждениях, а также теория и методика спортивной тренировки, а именно разделы, включающие теорию и методику юношеского спорта.

Обе школы, объединенные общей целью, -развитие детско-юношеского спорта в нашей стране - представляют собой важное направление в современной спортивной науке. В работах авторов сформулированы принципы и концепция индивидуализации подготовки юных спортсменов, заложены методические основы планирования тренировочных нагрузок в рамках многолетней подготовки молодых спортсменов и определена сама структура такой подготовки. Учебники и учебные пособия раскрывают особенности психологического сопровождения тренировочного процесса юных атлетов, показывают формы работы в диадах «спортсмен-тренер», «спортсмен-психолог», «психолог-тренер», а также в такой, как «тренер и психолог-родители юного спортсмена». Отметим, что учебник «Психология детско-юношеского спорта» - первый в нашей стране, посвященный этой актуальной тематике.

Юношеский спорт в нашей стране становится все более важным социальным фактором в процессе формирования человека. Для подростков вообще характерны бурно развивающееся самосознание, стремление воспитать в себе ценные

качества личности (волевые, нравственные, физические). И именно в спорте школьники находят эффективное средство развития этих способностей.

Сегодня уже можно говорить о новом разделе теории спорта - теории и методике юношеского спорта, т. е. совокупности знаний об основном содержании, формах построения и условиях спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек, о наиболее существенных и общих для различных видов спорта закономерностях данного педагогического процесса.

В качестве перспективных направлений дальнейшей научно-исследовательской работы коллектива института и научных школ можно отметить следующие:

• преемственность физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе;

• оздоровительные технологии в системе физического воспитания детей и учащейся молодежи;

• новые технологии физического воспитания подрастающего поколения в связи с проблемой индивидуализации и ориентации на группы видов спорта;

• научное обоснование построения и содержания подготовки спортивного резерва;

• система критериев оценивания учебных достижений в рамках ФГОС;

• проблема формирования личности юного спортсмена;

• определение норм допустимых тренировочных нагрузок школьников;

• исследование возрастных медико-биологических и психологических аспектов юношеского спорта.

Вывод. Исследование и разработка этих проблем помогут внести достойный вклад в развитие основного и дополнительного образования города Москвы. Полагаем, что в ближайшие годы Педагогический институт физической культуры и спорта ГБОУ ВПО МГПУ станет одним из ведущих научно-образовательных центров России в области физической культуры и спорта.

Использованная литература

1. Быков В.А. Теоретико-методологическое обоснование комплексной системы спортивной подготовки студенток высших учебных заведений физической культуры / В.А. Быков, В.Г. Никитушкин В.Г. // Теория и практика физ. культуры. - 2004. -№ 2. - С. 50-53.

References

1. Bykov, V.A. Theoretical-methodological validation of the complex system of sports training of female students of higher educational institutions of physical culture / V.A. Bykov, V.G. Nikitushkin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2004. - № 2. - P. 50-53. (In Russian)

Информация для связи с автором:

[email protected]

Поступила в редакцию 27.12.2013 г.

Б

№ 3 • 2014 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.