УДК 796.071.4 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11206
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ОБЛАСТИ СПОРТА
В.Н. Платонов
Представлен анализ профессионально-практической подготовки будущих специалистов в области спорта. Предложена активная форма зачета, позволяющая оценивать профессиональную подготовку будущих специалистов с акцентом на степень реализации теоретических знаний в практической деятельности.
Ключевые слова: спорт, специалисты, профессиональная подготовка, практическая подготовка, активные формы работы.
PRACTICAL TRAINING OF FUTURE Платонов Виталий Николаевич, канд. пед.
SPECIALISTS IN THE FIELD наук, доц., [email protected]. Россия, Барнаул,
OF SPORTS Алтайский государственный педагогический университет
Platonov V.N., candidate of pedagogical sci- „
cnccs, associate professor, natalie-barnaul ОДШИ ГО сложных и ключевых
[email protected], Russia, Barnaul, Altai State Peda- проблем педагогической теории и прак-
gogical Umversity тики является проблема личности, ее раз-
The analysis of professional and practical вития, формирования и социализации. tarnrng of futore ^mfete m fe fkM °f Данная проблема имеет различные ас-
sports is presented. An active form of credit is
proposed, which makes it possible to assess текты поэтому рассматривается мно-the professional training of future specialists гими науками: философией, социоло-
with an emphasis Ш the degree of implemen- гией, физиологией, анатомией, психоло-
tation of theoretical knowledge in practice. ' ^ ' '
гией.
Key words: фот^ spccialists, professional Процесс формирования специали-
training, practical training, active forms of
work ста - это процесс его воспитания, прежде
всего через собственный профессиональный практический труд. Задачи воспитания наиболее эффективно реша -ются «не поучением, а работой» [7].
Именно в труде наряду с профессиональной подготовкой формируются взгляды, убеждения, мировоззрение, вырабатываются определен -ные привычки, складывается нравственность человека. Конечно, в деле формирования мировоззрения и идейной убежденности будущих специа -листов нельзя обойтись без словесного, то есть по сути теоретического воспитания. Но сегодня особенно важен поиск таких форм работы со студентами, которые подкрепляли бы слова делами, верные теоретические воззрения закрепляли бы в реальной практике учебных, трудовых, общественных дел. Пришло время в полной мере взять на вооружение тезис о воспитании на практических делах [8].
Регулирование процесса формирования личности студента, определяя особенности воспитания, проникает в любую деятельность обучающе -
гося, означая особый характер ее отношений к миру, людям, формирова -нию ее мотивации, нравственных убеждений и, в конечном счете, нравст -венно-волевых качеств, создающих основу саморегуляции личности.
Педагогические исследования показали, что эффективность реше -ния задач формирования личности студентов требует такого педагогиче -ского взаимодействия в коллективе, при котором обеспечивается процесс их трансформации от простейших этических норм до мотивов в жизненно важных сторон жизнедеятельности личности. Будучи сформированной, она становится основой для других видов деятельности, выступает той, ко -торая обеспечивает детерминацию поведения молодежи, ее нравственную устойчивость, стремление к совершенствованию, характеризующемуся отличием от содержания учебной, творческой, трудовой деятельности [4].
К этому обязывает и реформа общеобразовательной и профессио -нальной школы, в соответствии с которой профессиональную подготовку специалистов в любой области, а в сфере физической культуры и спорта особенно надо оценивать не столько по знанию своего предмета, умению его толково излагать, сколько по практическому владению этими знаниями, умению реализовать их в конкретных практических делах. Иными словами, знания должны быть неразрывно связаны с делом, доказываться в приложении к делу. Несмотря на то, что прошло более 2 тысяч лет, утверждение выдающегося философа Древней Греции Аристотеля: «Мы знаем только то, что сами можем сделать», жизненно и сегодня [1].
Сейчас многое делается для перехода на так называемое практиче -ское обучение. Кстати, такой подход в педагогике не является абсолютно новым: в прошлом с ним связаны такие имена, как Сократ, Руссо, Дистер -вег, Чернышевский, Пирогов, Ушинский, Дьюи [3].
В Институте физической культуры и спорта Алтайского государст -венного педагогического университета (АлтГПУ) идет интенсивный, по-настоящему творческий поиск наиболее эффективных путей реализации этой идеи, и прежде всего на профилирующих кафедрах. Переход на изучение курса специализации по унифицированным программам отнюдь не завершает, а только начинает новый, сложный этап организационной и методической работы, итогом которой должно быть повышение качества профессиональной практической подготовки выпускников. Образно выра -жаясь, программа - лишь скелет, ее мышцами должно стать организационно-методическое обеспечение, разработка которого является ключевой задачей выпускающих кафедр. Это трудоемкая и сложная работа, требующая долговременных усилий всех специалистов [2].
Назрела необходимость совершенствовать не только формы обучения в течение семестра, но и формы проведения зачетов и экзаменов, на которых итоговая оценка ведет к качеству профессиональной подготовки студента. Сейчас, как правило, это зачет или экзамен на запоминание
информации, полученной в семестре. Забывание информации - это брак в работе студента. Верный ли критерий качества подготовки, особенно по профилирующей дисциплине, мы используем? Думается, что задачи, стоящие перед высшей школой, обязывают переходить на иные критерии оценки качества подготовки специалиста, разрабатывать и внедрять активные формы зачетов и экзаменов, на которые будут оцениваться не столько знания, сколько степень их использования, реализации в практических делах.
Педагог в коллективе студенческой молодежи выступает как стар -ший и более опытный товарищ, разделяющий с ними ответственность за учебно-воспитательную и творческую работу этого коллектива, помогающий ему советом, влиянием, мнением. Чувствуя доверие и уважение к себе со стороны взрослых, веря в свою самостоятельность, члены коллектива охотно, с большим напряжением участвуют в трудовой деятельности, мак -симально проявляя и развивая свои нравственно -волевые качества.
Трудовая и творческая деятельность преподавателя вполне правомерно считается одной из специальностей педагогической профессии. Такое утверждение обосновано в целом ряде работ различных авторов и не противоречат общепризнанным определениям понятий «профессия» и «специальность», приводимых в справочниках [6].
В литературе, посвященной деятельности преподавателя, говорится о том, что успешность этой деятельности зависит от специальных способ -ностей, обобщенно называемых педагогическими. Однако детальное рас -смотрение работ различных авторов, исследующих проблему педагогиче -ских способностей, выявило отсутствие у них единой точки зрения на компонентный состав этих способностей [5].
Поиск активных форм зачета на кафедре спортивных дисциплин института физической культуры и спорта (АлтГПУ) позволяет изложить его результаты на примере зачетного урока по теме «Техника передвиже -ния на лыжах». По программному материалу были составлены вопросы-задания, а по ним - зачетные карточки. На зачетном уроке студенты произвольно разбивались на пары, каждая пара получала карточку с пятью такими, например, заданиями:
1) назвать и показать лыжные ходы, в которых присутствуют фазы IA, IIIA, IVA;
2) объяснить и показать разницу в фазовом составе в одновременных бесшажном и одношажном (скоростной вариант) лыжных ходах;
3) назвать и показать способы конькового хода, применяемые на равнине, подъеме и спуске разной крутизны;
4) назвать и показать фазы периода скольжения попеременного двухшажного хода;
5) объяснить и показать разницу в отталкивании ногой в классических и коньковых стилях лыжных ходов.
В каждой студенческой паре один выполнял функцию эксперта и получал оценку за знание материала, второй был в роли практиканта и получал оценку за практическое владение знаниями. Преподаватель-экзаменатор оценку за знания выводил следующим образом: студент-эксперт делал задание студенту-практиканту и решал, правильно или неправильно он его выполнит, за каждое несовпадение решения эксперта с заключением преподавателя оценка снижалась на один балл. Таким образом, пять заданий в карточке давали возможность оценить знания по 5-балльной шкале, при полном отсутствии разногласий студент-эксперт получал отличную оценку. У студента-практиканта за каждое неправильно выполненное задание оценка снижалась на балл, что давало возможность оценить его практические навыки также по 5-балльной шкале. Затем студенты менялись ролями, и вся процедура аттестации по той же карточке повторялась. При таком организационно-методическом обеспечении каждый студент на одном зачетном занятии получал дифференцированные оценки: за теоретическую и практическую подготовки. Зачет получали студенты, имеющие за каждый раздел оценку не ниже удовлетворительной.
Результаты зачетного занятия. За теоретический раздел зачета было выставлено 59 % отличных и 41 % хороших оценок (знаний более низкого качества не было), за практический раздел - 15 % отличных, 20 % хороших, 35 % удовлетворительных и 30 % неудовлетворительных, причем в числе неуспевающих были и студенты с отличными теоретическими знаниями.
Таким образом, если профессиональную подготовку по специали -зации оценивать только знаниями теории, то брак в качестве подготовки специалиста в данном случае составил бы 30 %. Предложенная нами активная форма зачета позволяет более адекватно оценивать профессио -нальную подготовку с акцентом на степень реализации теоретических знаний в практических делах.
На основе сочетания традиционных и инновационных методов обучения и активных форм работы выстраивается учебный процесс с буду -щими специалистами в области спорта. Поиск и применение активных форм зачета на кафедре спортивных дисциплин Института физической культуры и спорта (АлтГПУ) способствуют подготовке студентов к само -стоятельной практической работе, к профессиональному отношению в своей спортивной деятельности. Такой подход дает возможность формировать компетентностно-ориентированную подготовку будущих специалистов в спорте, соответствовать профессионально -практическим требованиям к обучению, сочетать теорию, практику и инновации.
Список литературы
1. Aлеева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирова -ния мотивации студентов к занятию физической культурой // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 7-10.
2. Баринова Н.Г., Вебер ДА. Социально -педагогическая программа по предупреждению отклоняющегося поведения студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 12-15.
3. Бауэр В.Г., Никитушкин В.Г., Филин В.П. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 2. С. 28-34.
4. Вебер ДА. Программное обеспечение профессионально-личностной безопасности в процессе подготовки бакалавров // Aктуальные на -учные исследования в современном мире. 2020. № 1-6 (57). С. 40-45.
5. Князев СА., Корнаушенко A.B., Попова Н.В. Влияние самостоя -тельного выбора спорта на физическую подготовленность курсантов Бар -наульского юридического института // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (7б). С. 181-184.
6. Ольховская Е.Б., Сапегина T.A. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008. 102 с.
7. Самсонов И.И., Дрофа ПА., Баянкин О.В. О классификации спортивных соревнований в Федеральных стандартах спортивной подготовки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1 (167). С. 262-267.
8. Шишкина М.Е., Баянкин О.В. Проблема на начальном этапе обу -чения в вузе по направлению физкультурно-спортивного образования // Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта: сб. материалов Регионал. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Новосибирского государственного педагогического университета. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 137-140.
References
1. Aleeva Yu.V., Popova N.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya motivacii studentov k zanyatiyu fizicheskoj kul'turoj [Pedagogical conditions for the formation of students' motivation to engage in physical culture] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2015. No. 2 (51). P. 7-10.
2. Barinova N.G., Veber D.A. Social'no-pedagogicheskaya programma po predu-prezhdeniyu otklonyayushchegosya povedeniya studencheskoj molodezhi v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya [Socio-pedagogical program to prevent deviant behavior of
student youth in the system of higher professional education] // Problemy sovremennogo pe-dagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2020. No. 66-3. P. 12-15.
3. Bauer V.G., Nikitushkin V.G., Filin V.P. Organizacionnye i nauchno-metodi-cheskie perspektivy razvitiya detsko-yunosheskogo sporta v Rossijskoj Federacii [Organizational and scientific-methodical prospects for the development of children and youth sports in the Russian Federation] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2006. No. 2. P. 28-34.
4. Veber D.A. Programmnoe obespechenie professional'no-lichnostnoj bezopasnosti v processe podgotovki bakalavrov [Software for professional and personal safety in the process of training bachelors] // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world]. 2020. No. 1-6 (57). P. 40-45.
5. Knyazev S.A., Kornaushenko A.V., Popova N.V. Vliyanie samostoyatel'nogo vy-bora sporta na fizicheskuyu podgotovlennost' kursantov Barnaul'skogo yuridicheskogo institute [The influence of independent choice of sport on the physical fitness of cadets of the Barnaul Institute of Law] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2019. No. 3 (76). P. 181-184.
6. Ol'hovskaya E.B., Sapegina T.A. Professional'no-obrazovatel'nyj potencial fizi-cheskoj kul'tury v vysshih uchebnyh zavedeniyah [Professional and educational potential of physical culture in higher educational institutions]: monograph. Ekaterinburg: RGPPU Publishing House, 2008. 102 p.
7. Samsonov I.I., Drofa P.A., Bayankin O.V. O klassifikacii sportivnyh sorevnovanij v Federal'nyh standartah sportivnoj podgotovki [On the classification of sports competitions in the Federal standards of sports training] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2019. No. 1 (167). P. 262-267.
8. Shishkina M.E., Bayankin O.V. Problema na nachal'nom etape obucheniya v vuze po napravleniyu fizkul'turno-sportivnogo obrazovaniya [The problem at the initial stage of training in the university in the direction of physical culture and sports education] // Motor activity in the formation of a lifestyle and professional development of a specialist in the field of physical culture and sports: collection of articles. materials regional. scientific-practical conf., dedicated. 80th anniversary of the Novosibirsk State Pedagogical University. Novosibirsk: Publishing house of NGPU, 2015. P. 137-140.