Научная статья на тему 'Практико-ориентированные действия будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики'

Практико-ориентированные действия будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАКТИКАНТОВ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENT TEACHING / VOCATIONAL TRAINING / THE PRACTICE-FOCUSED ACTIONS OF PROBATIONERS / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Т.А.

Введение. В статье рассмотрена деятельность студентов в процессе педагогической практики, где ведущим фактором является интеграция теоретической и практической составляющих профессиональной подготовки бакалавра, представлен алгоритм практико-ориентированных действий будущего учителя физкультуры в процессе педагогической практики. Цель статьи разработать и научно обосновать практико-ориентированные действия будущего учителя физкультуры в процессе педагогической практики. Материалы и методы: теоретические: теоретический анализ научно-методической литературы, программ педагогической практики, дневников практикантов, отчётов, характеристик; эмпирические: наблюдения, анкетирование, беседа, анализ. Результаты. Решая задачу выделения деятельностного компонента студента в процессе педагогической практики, мы разработали программу педагогической практики, к которой прилагаются: учебно-методическое пособие по организации и проведению спортивных праздников в школе во время прохождения студентами практики; автором представлен алгоритм практико-ориентированных действий будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики. Обсуждение. Считается, и небезосновательно, что студенты при прохождении практики готовы осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу. И все их практико-ориентированные действия подразумевают выбор средств физического воспитания с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью и образовательно-тренировочной направленностью. Заключение. Процесс прохождения педагогической практики даёт возможность видеть и осознавать всё, что происходит в реальной школе. А в реальной школе надо быть стрессоустойчивым и уметь решать ряд задач одновременно. Иначе говоря, практико-ориентированные действия студентов должны обеспечивать дифференцированный и индивидуальных подход к учащимся с учётом физического развития, состояния здоровья, двигательной подготовленности и гендерных признаков. Следовательно, в основу планирования программы практики в логике поэтапного усложнения её от курса к курсу должно быть положено соблюдение принципов: от известного к неизвестному, от простого к сложному. Основные положения: разработана программа педагогической практики, к которой прилагается учебно-методическое пособие по организации и проведению спортивных праздников в школе студентами во время прохождения практики; определена эффективность практико-ориентированных действий будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики; разработаны методические рекомендации студентам для улучшения стиля и методов руководства детьми в период педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED ACTIONS OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER IN THE COURSE OF STUDENT TEACHING

Introduction. The article considers the activity of students in the course of students’ practice where the leading factor is integration of theoretical and practical components of vocational training of the bachelor. In vocational training of future teacher of physical culture the most various factors work and interact. Among the factors assuming the directed formation of the identity of the teacher, an important role is played by student teaching which represents one of stages of its vocational training. Purpose of the article is to develop and to scientifically prove the practice-focused actions of future physical education teacher in the course of student teaching. Materials and methods. Theoretical: theoretical analysis of scientific and methodical literature, programs of student teaching, diaries of probationers, reports, characteristics. Empirical: observations, questioning, conversation, analysis. Results. Solving a problem of allocation of an activity component of the student in the course of student teaching, in a research definition of the concept “vocational training of future teacherof physical culture in the course of student teaching” determined by us as process of assimilation by students of organizing, design and research knowledge is formulated, the skills of the teacher on physical culture providing formation of individual style of its professional activity definition of the concept “professional readiness of future teacher of physical culture” which is understood as the integrative professionally significant quality of the expert representing set of organizing, design and research knowledge, skills of the teacher on physical culture is concretized. Discussion. It is considered, and it is not unreasonable that students at practical training are ready to carry out sports and improving and sports and mass work. And all their practice-focused actions mean the choice of means of physical training: with educational and informative orientation; with the educational training orientation and educational and training orientation. Conclusion. Process of passing of student teaching gives the chance to see and realize everything that happens in real school. And at real school it is necessary to be stress-resistant and to be able to solve a number of problems at the same time. In other words, the practice-focused actions of students have to provide differentiated and individual approach to pupils taking into account physical development, the state of health, motive readiness and gender signs. Therefore, respect for the principles has to be the basis for planning of the program of practice in logic of its stage-by-stage complication from a course to a course: from known to the unknown, from simple to difficult. Highlights: The program of student teaching to which the educational and methodical grant on the organization and holding sports festivals at school by students is applied during practical training is developed; The efficiency of the practice-focused actions of future teacher of physical culture in the course of student teaching is defined; Methodical recommendations to students are developed for improvement of style and methods of the management of children during student teaching.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированные действия будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики»

13. Slesar M. V. (2016) K probleme ponyatiinogo apparata razvitiya po-lietnicheskoi kul'tury shkol'nikov v sotsial'no-kul'turnoi srede [To the problem of a conceptual framework of development of school students multiethnic culture during social and cultural performance]. VestnikAkademiipedagogicheskih nauk. 1, 23-27. (In Russian).

DOI 10.25588/CSPU.2019.86.89.005

УДК 378.937:796(07) ББК 74.480.26:74.267.5

Т. А. Михайлова

ORCID № 0000-0001-6416-8804 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: mihailovata@cspu.ru

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация

Введение. В статье рассмотрена деятельность студентов в процессе педагогической практики, где ведущим фактором является интеграция теоретической и практической составляющих профессиональной подготовки бакалавра, представлен алгоритм практико-ориентированных действий будущего учителя физкультуры в процессе педагогической практики.

Цель статьи — разработать и научно обосновать практико-ориен-тированные действия будущего учителя физкультуры в процессе педагогической практики.

Материалы и методы:

- теоретические: теоретический анализ научно-методической литературы, программ педагогической практики, дневников практикантов, отчётов, характеристик;

- эмпирические: наблюдения, анкетирование, беседа, анализ.

Результаты. Решая задачу выделения деятельностного компонента студента в процессе педагогической практики, мы разработали программу педагогической практики, к которой прилагаются: учебно-методическое пособие по организации и проведению спортивных праздников в школе во время прохождения студентами практики; автором представлен алгоритм практико-ориентированных действий будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики.

Обсуждение. Считается, и небезосновательно, что студенты при прохождении практики готовы осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу. И все их практико-ориентирован-ные действия подразумевают выбор средств физического воспитания с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью и образовательно-тренировочной направленностью.

Заключение. Процесс прохождения педагогической практики даёт возможность видеть и осознавать всё, что происходит в реальной школе. А в реальной школе надо быть стрессоустойчивым и уметь решать ряд задач одновременно. Иначе говоря, практико-ориентированные действия студентов должны обеспечивать дифференцированный и индивидуальных подход к учащимся с учётом физического развития, состояния здоровья, двигательной подготовленности и гендерных признаков. Следовательно, в основу планирования программы практики в логике поэтапного усложнения её от курса к курсу должно быть положено соблюдение принципов: от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональная подготовка, практико-ориентированные действия практикантов, деятельность.

Основные положения:

- разработана программа педагогической практики, к которой прилагается учебно-методическое пособие по организации и проведению

спортивных праздников в школе студентами во время прохождения практики;

- определена эффективность практико-ориентированных действий будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики;

- разработаны методические рекомендации студентам для улучшения стиля и методов руководства детьми в период педагогической практики.

1 Введение (Introduction)

В структуре профессионально-педагогической подготовки будущего учителя физической культуры педагогическая практика занимает важное место. Именно эта незаменимая часть подготовки будущего учителя физкультуры-бакалавра рассматривается как одна из основных форм связи процесса обучения с будущей профессиональной деятельностью [1; 2; 3]. Поэтому она проводится в оригинальных условиях, объективно похожих на современную действи-ельность в школе [4; 5].

Проблема подготовки профессионалов в сфере физической культуры и спорта привлекает внимание учёных. Это подтверждают р аботы В. И. Жолдака, Л. И. Лубы-шевой, Л. М. Куликовой и др.

Противоречие между осознаваемой в обществе потребностью в формировании нового поколения специалистов в области физической культуры и спорта, с одной стороны, и сложившейся системой профессиональной подготовки учителя физической культуры, с другой, остаётся нерешенным. Разрешению этого противоречия во многом способствует такая важнейшая форма обучения, как педагогическая практика.

Педагогическая практика в образовательном процессе вуза занимает исключительное место потому, что позволяет студенту вырабатывать свои взгляды и убеждения в осуществлении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми [6; 7; 8].

2 Материалы и методы

(Materials and мethods)

Исследовательская работа проводилась на базе Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета с 2016 г. по 2018 г. с участием 74 студентов [9].

Мы провели исследование путём анкетирования студентов-практикантов 3-4 курсов на предмет имеющихся у них представлений о действиях в период педагогической практики. На вопрос: «Как Вы считаете, насколько педагогическая практика влияет на успешность адаптации к профессии?» 65 % студентов ответили, что влияет в значительной степени, 15 % — влияет, но незначительно, 18 % - совсем не влияет, 2 % — затруднились ответить. Из современных форм физического воспитания в начальной, основной и средней школе ведущими являются оздоровительные методики. Из современных оздоровительных методик 91 % опрошенных студентов знают их направленность, однако большинство отмечает, что

знания о научных принципах оздоровления находятся на уровне первоначальных представлений и хорошо было бы их пополнить и систематизировать для выбора подходящей методики в период педагогической практики. На вопрос: «В какой мере педагогическая практика поможет Вам?» 62 % респондентов ответили, что практика поможет стать профессионалом с первичными компетенциями, 23 % — позволит сформировать круг общения с учителями-новаторами, 15 % — сформировать своё мировоззрение. На вопрос: «Какие прилагательные, на ваш взгляд, характеризуют действия студента-практиканта в период педагогической практики?» 68 % опрошенных ответили: как необходимые, 6 % — интересные, 12 % — эффективные, 14 % — оптимальные. На вопрос: «Насколько справедливы суждения методистов?» 70 % студентов полностью согласны с ними, 20 % — скорее не согласны, чем согласны, 10 % — полностью не согласны. И на последний вопрос: «Справедливо ли применяются способы оценки действий

студентов в период педагогической практики?» 73 % студентов ответили, что методисты и учителя физической культуры справедливо применяют способы их оценки, 27 % студентов ответили, что они знают критерии, по которым оценивается успешность учебной деятельности студентов во время педагогической практики, и не сомневаются в их правомерности. 3 Результаты (Results) Успешность процесса педагогической практики во многом зависит от практико-ориентированных действий практикантов. Для повышения их эффективности предлагается следующее:

Действие первое. Предполагает систематическую подготовку студентов к уроку. В связи с тем что урок физической культуры должен быть динамичным, эмоциональным, нешаблонным, с высокой моторной плотностью, студенты апробируют профилактические и оздоровительные методики. К ним относятся упражнения для релак-с ации, приемы самомассажа и специально подобранные подготовительные упражнения,

помогающие ребенку справиться с возросшей учебной нагрузкой и адаптироваться к неблагоприятным условиям внешней среды.

Действие второе. Формирование культуры педагогического наблюдения и профессионального мастерства. Овладение методикой педагогического наблюдения успешно осуществляется в процессе организации и проведения традиционных соревнований, спортивных праздников, фестивалей спорта и др.

Действие третье. Предусматривает коммуникативное взаимодействие и оценку профессиональных знаний, умений и навыков студента. Учителю объективно проверить и оценить знания студента — это значит предупредить субъективные ошибочные мнения, суждения, искажающие оценку действий и снижающие комплексную оценку педагогической практики. Регулярное и систематическое взаимодействие школьного учителя и практиканта осуществляется через индивидуальные консультации, выдачу творческих заданий, разработку

74

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

тестов, подготовку инвентаря и оборудования и др.

Действие четвертое. В соответствии с намеченными задачами программы практики студент осуществляет поиск наиболее оптимальных путей решения проблем преподавания физической культуры, а методист выполняет контролирующую функцию, а именно: следит за тем, чтобы каждый студент осваивал новые технологии обучения, воспитания и физического развития учащихся.

Действие пятое. По завершении педагогической практики студенты обязаны отразить в отчётах, какие базовые знания, исследовательские умения, практические навыки они приобрели в процессе педагогической практики, какие испытывали трудности в работе и какие проблемы обнаружены в теоретической, методической и технической подготовленности по разделам комплексной программы предмета «Физическая культура» в школе.

Действие шестое. Предполагает активизацию процессов педагогической рефлексии, самоанализа и

построения профессионально-значимых перспектив.

Итак, педагогическая практика в школе дает знания о межличностных отношениях между учителем физической культуры и детьми, о том, как реализовать свои физические способности и возможности педагогического мастерства. В виду этого у студента-практиканта формируются требования к результату. Если задание связано с определенными действиями, функциями или формами физического воспитания, то студент должен научиться осуществлять их эффективно. Таким образом, при оптимизации педагогической практики необходимо обеспечить ряд условий, повышающих эффективность практико-ориентирован-ных действий студента:

1. Формирование направленности будущего учителя физической культуры на непрерывное профессиональное самообразование;

2. Внедрение инновационной практики обновления содержания и технологий обучения, воспитания и развития детей в образовательных учреждениях.

В этом случае особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений.

З.Создание опережающей информационной среды физкультурного образования. Сюда, прежде всего, можно отнести базы данных по новым учебникам, перспективным программным оболочкам по разработке электронных учебников по различным спортивно-педагогическим дисциплинам и оздоровительной работе с различным контингентом населения.

4 Обсуждение (Discussion)

Учитывая точку зрения учёных,

считаем, что практико-ориентиро-ванные действия будущего учителя физической культуры в процессе педпрактики и соответствующее технологическое обеспечение оказывает организующее воздействие на профессиональную подготовку и повышает уровень профессиональной подготовки.

5 Заключение (Conclusion)

Нам удалось определить прак-

тико-ориентированные действия будущего учителя физической

культуры в процессе педагогической практики, имеющие ключевое значение для продуктивной деятельности в образовательном учреждении.

В качестве реальных действий рекомендуем студентам для улучшения стиля и методов руководства детьми в период педагогической практики следующее:

- находить общий язык с ребёнком и оптимизировать средства физического воспитания;

- отдавать команды, распоряжения, указания необходимо твёрдо, но в корректной форме;

- иметь четкий график рабочего дня, строго его придерживаться, работать по эффективной системе, сохраняя ясность цели, методов и средств её достижения.

- планировать работу так, чтобы иметь время для обдумывания перспективных вопросов, находить время для свободных бесед с учениками;

- взять за основу главные достоинства педагогической работы — своевременность и точность. А точность в работе спортивного

практиканта — это научность, мобильность, принципиальность и отличные физические кондиции.

Библиографический список

1. Бальсевич В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2002. - № 3. - С. 3-5.

2. Барчуков И. С., Нестеров А. А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под общ. ред. Н. Н. Маликова. 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2009.

- 528 с.

3. Железняк Ю. Д., Кулишенко И. В., Крякина Е. В. Методика обучения физической культуре : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с. (Серия Бакалавриат).

4. Копаев В. П. Кодификация требований к уроку физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. - № 4. - С. 10-13.

5. Корсакова Т. В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения // Педагогика. 2009. - № 10. - С. 46-50.

6. Куликова Л. М. Модернизация содержания и организация непрерывной педагогической практики в физкультурном вузе : монография. М. : Издательство «Теория и практика физической культуры», 2004. - 269 с.

7. Лубышева Л. И., Магин В. А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 2003. - № 12. - С.13-16.

8. Лубышева Л. И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004.

- № 4. - С. 2-6.

9. Михайлова Т. А., Кравцова Л. М. Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики: монография. Челябинск : Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2009. - 149 с.

T. A. Mikhailova

ORCID No. 0000-0001-6416-8804

Associate professor of the department of theory and techniques of physical culture and sport of the Higher school of physical culture and sport,

South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: mihailovata@cspu.ru

PRACTICE-ORIENTED ACTIONS OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER IN THE COURSE OF STUDENT TEACHING

Abstract

Introduction. The article considers the activity of students in the course of students' practice where the leading factor is integration of theoretical and practical components of vocational training of the bachelor. In vocational training of future teacher of physical culture the most various factors work and interact. Among the factors assuming the directed formation of the identity of the teacher, an important role is played by student teaching which represents one of stages of its vocational training. Purpose of the article is to develop and to scientifically prove the practice-focused actions of future physical education teacher in the course of student teaching.

Materials and methods. Theoretical: theoretical analysis of cientific and methodical literature, programs of student teaching, diaries of probationers, reports, characteristics. Empirical: obser-ations, questioning, conversation, analysis.

Results. Solving a problem of allocation of an activity com-onent of the student in the course of student teaching, in a re-earch definition of the concept "vocational training of future acher of physical culture in the course of student teaching" de-rmined by us as process of assimilation by students of organiz-ng, design and research knowledge is formulated, the skills of the jacher on physical culture providing formation of individual style f its professional activity definition of the concept "professional eadiness of future teacher of physical culture" which is under-tood as the integrative professionally significant quality of the

P

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

expert representing set of organizing, design and research knowledge, skills of the teacher on physical culture is concretized.

Discussion. It is considered, and it is not unreasonable that students at practical training are ready to carry out sports and improving and sports and mass work. And all their practice-focused actions mean the choice of means of physical training: with educational and informative orientation; with the educational training orientation and educational and training orientation.

Conclusion. Process of passing of student teaching gives the chance to see and realize everything that happens in real school. And at real school it is necessary to be stress-resistant and to be able to solve a number of problems at the same time. In other words, the practice-focused actions of students have to provide differentiated and individual approach to pupils taking into account physical development, the state of health, motive readiness and gender signs. Therefore, respect for the principles has to be the basis for planning of the program of practice in logic of its stage-by-stage complication from a course to a course: from known to the unknown, from simple to difficult.

Keywords: student teaching, vocational training, the practice-focused actions of probationers, activity.

Highlights:

The program of student teaching to which the educational and methodical grant on the organization and holding sports festivals at school by students is applied during practical training is developed;

The efficiency of the practice-focused actions of future teacher of physical culture in the course of student teaching is defined;

Methodical recommendations to students are developed for improvement of style and methods of the management of children during student teaching.

References:

1. Balsevich V.K. (2002) Osnovnyi polozheniya kontseptsii intensivnogo inno-vatsionnogo preobrazovaniya natsionalnoi sistemy fizkultornogo vospitaniya detey, po-drostkov i molodezhi Rossii [Basic provisions of the concept of intensive innovative transformation of a national system of sports education of children, teenagers and youth of Russia]. Teoriya ipraktika fizicheskoy kultury. 3, 3-5. (In Russian).

2. Barchukov I.S. Nesterov A.A. Edr N. N Malikova (2009) Fizicheskaya kultura i sport: metodologiya, teoriya, praktika (uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy) [Physical culture and sport: methodology, theory, practice: manual for students of higher educational institutions]. Moscow. Izdatelskiy tsentr "Akademiya". 528 p. (In Russian).

3. Zheleznyak Y.D., Kulishenko I.V., Kryakina E.V. (2013) Metodika obucheniya fizicheskoi culture (uchebnik dlya studentov uchrezhdeniy vysshego professionalnogo obrazovaniya) [Technique of training in physical culture: the textbook for students of institutions of higher professional education]. Moscow, Izdatelskiy tsentr "Akademiya". 256 p. (Seriya Bakalavriat). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kopayev V. P. (2012) Kodifikatsiya trebovanii k uroku fizicheskoi kultury [Codification of requirements to physical education class]. Fizicheskaya kultura vospitanie obrazovanie trenirovka. 4, 10-13. (In Russian).

5. Korsakova T.V. (2009) Professionalnaya pozitsiya uchitelya v usloviyah reali-atsii federalnogo gosudarstvennogo standarta obchego obrazovaniya vtorogo pokoleniya [A professional position of the teacher in the conditions of realization of Federal state stand-a rd of the general education of the second generation]. Pedagogika. 10, 46-50. (In Rus-

an).

6. Kulikova L.M. (2004) Modernizatsiya soderzhaniya i ogrganizatsii nepreryvnoi pedagogicheskoipraktiki vfizkulturnom vuze [Modernization of contents and the organiza-t on of continuous student teaching in sports higher education institution]. Monografiya. Moscow, Izdatelstvo "Teoriya i praktika fizicheskoy kultury". 269 p. (In Russian).

7. Lubysheva L.I., Magin V.A. (2003) Kontseptsiya modernizatsiiprotsesaprofes-sionalnoi podgotovki spetsialistov po fizicheskoi culture i sportu [Concept of moderniza-t on of process of vocational training of experts in physical culture and sport]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 12, 13-16. (In Russian).

8. Lubysheva L.I. (2004) Sportivnaya kultura kak uchebniipredmet v obscheobra-zovatelnoi shkole [Sports culture as a subject at comprehensive school]. Fizicheskaya kultura vospitanie obrazovanie trenirovka. 4, 2-6. (In Russian).

9. Mikhaylova T.A., Kravtsova L.M. (2009) Prodessionalnaya podgotovka bydyshego uchitelay fizicheskoi kultury v protsese pedagogicheskoi praktiki [A professional preparation of future teacher of physical culture in the course of student teaching]. Monografiya. Chelyabinsk, Izdatelstvo Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. 149 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.