УДК 796.09-057.875(470.343) DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1 -48-54
Формирование готовности к соревновательной деятельности студентов
факультета физической культуры, спорта и туризма Н. В. Ямбаева
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В статье разбираются нюансы подготовки студентов факультета физической культуры, спорта и туризма к соревновательной деятельности. Подготовка студентов к профессиональной деятельности является важным компонентом их роста как будущих специалистов в области физической культуры и спорта. В статье акцентировано внимание на общую и специальную физическую подготовку, как важнейшую часть готовности к соревновательной деятельности. Введение. Для реализации этой концепции необходимо качественно изменить структуру, содержание и организационные формы подготовки будущих учителей в области физической культуры. Цель: определить и экспериментально проверить особенности формирования готовности к соревновательной деятельности будущих учителей физической культуры. Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» г. Йошкар-Олы среди студентов профиля подготовки: 44.03.05 Физическая культура (дополнительное образование); 44.03.01 Физическая культура и включало в себя: наблюдение, тестирование с применением методик анализа технической подготовки, а также общей и специальной физической подготовленности, беседы со студентами и молодыми преподавателями общеобразовательных школ города Йошкар-Олы; теоретическое исследование состояло из анализа научно-методической литературы, специальных источников как отечественных и зарубежных авторов. Результаты исследования, обсуждения. Исследовательская работа проводилась нами на территории ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Вся работа, включающая в себя экспериментальное исследование, проводилась со студентами-бакалаврами факультета физической культуры, спорта и туризма очной формы обучения. Заключение. В исследовании реализован не только аналитический обзор теоретических и практических работ по проблематике исследования, но и представлены эмпирические данные исследования по формированию готовности к соревновательной деятельности у будущих учителей физической культуры, представлен анализ результатов общей и специальной физической подготовленности, а также проанализированы показатели технической подготовленности студентов.
Ключевые слова: физическая культура, готовность, соревновательная деятельность, деятельность, физическая и специальная подготовленность.
Formation of students' readiness for competitive activity
at the faculty of physical education, sports and tourism
N. V. Yambaeva
Mari State University, Yoshkar-Ola
The article deals with the nuances of preparing students of the Faculty of Physical Education, Sports and Tourism for competitive activities. Preparing students for professional activity is an important component of their growth as future specialists in the field of physical education and sports. The article focuses on general and special physical training, as an essential part of readiness for competitive activity. Introduction. To implement this concept, it is necessary to qualitatively change the structure, content and organizational forms of training future teachers in the field of physical education. Purpose: to determine and experimentally check the features of readiness formation for competitive activities of future teachers of physical education. Materials and methods. The empirical study was conducted on the basis of the Mari State University (Yoshkar-Ola) among students of the profiles: 44.03.05 Physical education (additional education); 44.03.01 Physical education. The study included: observation, testing with the use of methods of technical training analysis, as well as general and special physical fitness, conversations with students and young teachers of secondary schools of the city of Yoshkar-Ola; theoretical research consisted of the analysis of scientific and methodical literature, special sources of both domestic and foreign authors. Results of research, discussion. The research work was carried out by the author on the basis of the Mari State University. All work, including experimental research, was conducted with full-time bachelor students of the Faculty of Physical Education, Sports and Tourism. Conclusion. The study implemented not only an analytical review of theoretical and practical work on research issues, but also presented empirical research data on readiness formation
© Ямбаева Н. В., 2019
for competitive activities of the future physical education teachers. An analysis of the results of general and special physical fitness was presented and students' technical readiness indicators were also analyzed in the study.
Keywords: physical education, readiness, competitive activities, activity, physical and special fitness.
Формирующаяся новая концепция физической культуры обусловливает необходимость соответствующих изменений в подготовке будущих учителей физической культуры в системе высшего профессионального образования. Данная концепция нашла отражение в содержании нового федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы, а также в новых учебных планах, где раскрывается переход на двухуровневую ступень образования, определения путей усовершенствования подготовки будущих специалистов в их дальнейшей профессиональной деятельности1 [6].
В системе спорта высших достижений определение «соревновательная деятельность» признается одним из центральных. Расшифровка этого определения базируется на общей теории и методике данной деятельности, а именно - в ее структуре и видах, которые равным образом рассматриваются неоднозначно [7; 8].
Многие авторы, занимающиеся данной тематикой, утверждают, что соревновательная деятельность учитывает затраченные резервы спортсмена в избранном виде спорта, а также условия выполнения технических и тактических приемов индивидуального и командного характера, двигательных действий, психологической устойчивости, морально-волевых качеств с помощью конкурентной борьбы и полученных результатов. Кроме того, в соревновательной деятельности, особенно протекающей в течение нескольких соревновательных дней, особую роль играет качество восстановительного периода, что значительно улучшит конечный результат [7; 8].
Успешный процесс подготовки к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности будущих специалистов в области физической культуры, немыслим без теоретиче-
1 Фролов А. Ю. Обучение будущих учителей физической культуры диагностической деятельности в системе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2009. С. 183 http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/obuchenie-buduwih-uchilElej-fizicheskoj-kultury-diagnosticheskoj-dejatelnosti-v.html (дата обращения: 04.02.2019).
ской и практической подготовки, сочетающихся с организаторскими способностями, коммуникативными качествами, психологической устойчивостью и положительной мотивацией к решению поставленных задач2' 3 [6].
Главным условием успешности преподавательской работы является умение организовать и провести соревнование в различных видах спорта, что является оценкой их профессиональной готовности к соревновательной деятельности.
А. Э. Болотин, В. В. Бакаев [1] провели детальные исследования различных способов оценки готовности к соревновательной деятельности в спортивных играх.
Отечественными и зарубежными авторами разработаны детальные модельные характеристики отдельных технико-тактических действий спортсменов в матче в зависимости от их спортивной квалификации [4; 5].
Соревновательная деятельность во всех спортивных играх - это единоборство двух команд, результативность которого зависит от различных факторов, причем от качества интеграции технико-тактических приемов в нападении и защите, морально-волевых качеств, психологического настроя, общей и специальной физической подготовки напрямую зависит конечный результат
[7; 8].
И. В. Буров, А. А. Полозов [2] в своих работах уделяли большое внимание качеству оценки соревновательной деятельности каждого игрока. В оценку входила корреляционная зависимость между набранными очками, атакующими передачами' перехватами, блокшотами, подборами на чужом и своем щите, техническими потерями и фолами игроков в зависимости от сыгранного спортсменом времени [3].
2 Там же.
3 Николаева Н. П. Педагогические условия совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на диагностической основе: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006. 187 с. http://www.dissercat.com/ content/pedagogicheskie-usloviya-sovershenstvovaniya-protsessa-professionalnoi-podgotovki-budushchik (дата обращения: 29.01.2019).
Несмотря на то, что система достаточно объективна, но, по мнению некоторых специалистов, далеко не совершенна, поскольку команды, победившие в матче, иногда имели более низкие показатели по сравнению с проигравшей командой. И. В. Буров и А. А. Полозов [2] считают, что это связано с тем, что некоторые показатели соревновательной деятельности в спортивных играх являются малоинформативными, в то время как общая и специальная физическая подготовка, которым уделяют недостаточное внимание, являются одними из важнейших составляющих готовности к соревновательной деятельности.
Совершенствование качества двигательных навыков, способствующих гармоничному физическому развитию человека, трактуется как общая физическая подготовка. В то же время совершенствование тех же качеств, двигательных навыков в избранном виде спорта оценивается как специальная физическая подготовка.
Таким образом, будущим учителям в области физической культуры следует уделять особое внимание этим двум качествам как к базису готовности к соревновательной деятельности [4].
В связи с этим в наших исследованиях мы ак-центированно подходили к изучению состояния
общей и специальной подготовки студентов в процессе обучения их на факультете физической культуры, спорта и туризма.
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» со студентами факультета физической культуры, спорта и туризма. В контрольную группу (КГ) входили студенты направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (Физическая культура и дополнительное образование) - 5 курс; в экспериментальную группу составляли студенты направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (Физическая культура) - 4 курс.
Для определения уровня готовности студентов к соревновательной деятельности были взяты общепринятые тесты, применяемые в детской спортивной школе (отделение баскетбол). Тесты I блока - общая физическая подготовка (бег 20 метров; прыжок в высоту по Абалакову; прыжок в длину с места). Тесты II блока - специальная физическая подготовка (скоростное ведение мяча с броском в кольцо; передача мяча с попадание в кольцо; дистанционные броски; штрафные броски) данные представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 / Table 1
Анализ общей и специальной физической подготовки КГ / Analysis of general and special physical fitness of the CG
Виды элементов техники / Types of technique elements 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Среднее значение по Стьюденту / Average according to Student
Блок I. Общая физическая подготовка
Бег 20 м (с.) 3,1 3,1 3,1 3,1 3,2 3,1 3,1 3,0 3,1 3,1 3,2 3,1
Прыжок в высоту по Абалакову (см) 63 70 68 60 55 60 60 70 60 64 60 62,7
Прыжок в длину с места (см) 2,53 2,65 2,65 2,55 2,50 2,40 2,45 2,75 2,40 2,50 2,55 2,53
Блок II. Специальная физическая подготовка
Скоростное ведение (с) 11,6 10,7 10,7 10,7 11,5 11,5 11,8 10,9 11,3 10,7 11,0 11,1
Передача мяча с броском (с) 12,1 11,0 11,0 11,3 11,4 10,8 10,2 11,2 10,7 10,8 11,0 11,0
2-очковые броски (кол-во) 5/10 7/10 8/10 9/10 9/10 6/10 7/10 10/10 10/10 8/10 9/10 8/10
Штрафные броски (кол-во) 6/10 8/10 8/10 10/10 7/10 10/10 9/10 8/10 8/10 7/10 6/10 7,9/10
Таблица 2 / Table 2
Анализ общей и специальной физической подготовки ЭГ / Analysis of general and special physical fitness of the EG
Виды элементов техники / Types of technique elements 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Среднее значение по Стъкденту / Average according to Student
Блок I. Общая физическая подготовка
Бег 20 м (с.) 2,9 3,0 3,1 3,0 3,0 3,0 3,4 2,9 3,1 3,2 3,1 3,1
Прыжок в высоту по Абалакову (см) 65 65 64 68 61 63 50 55 65 46 75 61,5
Прыжок в длину с места (см) 2,55 2,50 2,28 2,35 2,30 2,40 2,20 2,30 2,31 2,38 2,35 2,35
Блок II. Специальная физическая подготовка
Скоростное ведение (с) 11,9 11,9 11,8 12,6 12,4 11,8 13,0 12,6 12,5 13,0 12,6 12,4
Передача мяча с броском (с) 12,4 12,4 12,3 12,5 12,6 12,3 12,8 12,6 12,5 12,8 12,6 12,5
2-очковые броски (кол-во) 5/10 4/10 5/10 7/10 7/10 6/10 4/10 3/10 4/10 4/10 5/10 5/10
Штрафные броски (кол-во) 7/10 7/10 8/10 6/10 5/10 8/10 7/10 6/10 5/10 5/10 4/10 6,2/10
Обобщенные количественные результаты при- готовности (низкий, средний, высокий), представ-веденных выше данных, переведенных в уровни лены в таблице 3.
Таблица 3 / Table 3
Результаты анализа технического протокола контрольной и экспериментальной групп / Results of the analysis of the technical protocol of the control and experimental groups
Уровни готовности / Levels of readiness Бег 20 м (с.) / Run 20 m (s.) Прыжок в высоту по Абалакову (см) / High jump according to Abalakov (cm) Прыжок в длину с места (см) / Long jump (cm) Скоростное ведение (с) / Speed dribble (s.) Передача мяча с броском (с) / Handoff with shot 2-очковые броски (кол-во) / 2-point shots (qty) Штрафные броски (кол-во)/ Free throws (qty)
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Низкий 2/ 18 % 5/ 45 % 2/ 18 % 5/ 45 % 1/ 9 % 3/ 27 % 1/ 9 % 3/ 27 % 2/ 18 % 5/ 45 % 2/ 18 % 5/ 45 % 3/ 27 % 4/ 36 %
Средний 6/ 54 % 4/ 36 % 5/ 45 % 4/ 36 % 3/ 27 % 4/ 36 % 3/ 27 % 4/ 36 % 5/ 45 % 4/ 36 % 5/ 45 % 4/ 36 % 4/ 36 % 3/ 27 %
Высокий 3/ 27 % 2/ 18 % 4/ 36 % 2/ 18 % 7/ 63 % 4/ 36 % 7/ 63 % 4/ 36 % 4/ 36 % 2/ 18 % 4/ 36 % 2/ 18 % 4/ 36 % 4/ 36 %
Для анализа результатов соревновательной деятельности студентов групп КГ-ФО-51 и ЭГ-ФО-41 был представлен технический протокол встреч между двумя командами, в котором вычислялся коэффициента полезности каждого студента (КПИ). Чтобы получить данный коэффициент, необходимо проанализировать технические эле-
менты (позиционные броски с ближней и дальней дистанции, которые оцениваются в два очка, броски со штрафной линии, цена - одно очко за каждую реализованную попытку, перехват мяча, атакующая передача, подбор мяча на своем и чужом щите, технические ошибки). Данный анализ представлен в таблицах 4 и 5.
Таблица 4 / Table 4
Анализ технического протокола результатов встреч КГ / Analysis of the technical protocol of the results of the CG meetings
Виды элементов техники / Types of technique elements 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
2-очковые броски 8/21 8/37 20/52 4/9 8/17 7/23 46/77 73/78 6/19 39/83 4/13
3-очковые броски 3/16 17/48 7/29 0/6 8/17 0/4 12/35 26/103 0/1 2/18 0/3
Штрафные броски 1/4 5/10 3/6 2/2 1/3 7/8 10/21 45/63 0/2 18/35 6/6
Перехваты (ПХ) 7 23 25 4 4 0 21 29 4 10 2
Атак. передачи (АП) 6 15 38 0 7 2 19 31 4 9 0
Подборы 12 48 53 7 20 0 60 144 20 80 10
Кол-во игр 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8
Таблица 5 / Table 5
Анализ технического протокола результатов встреч ЭГ / Analysis of the technical protocol of the results of the EG meetings
Виды элементов техники / Types of technique elements 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
2-очковые броски 6/18 4/20 18/30 12/33 8/11 7/13 30/56 43/66 6/19 29/45 4/13
3-очковые броски 3/10 17/22 7/15 0/6 8/11 0/4 4/20 26/40 0/1 2/18 0/3
Штрафные броски 1/4 5/10 3/6 2/2 1/3 7/8 10/21 45/63 0/2 18/35 6/6
Перехваты (ПХ) 4 11 8 5 6 1 0 12 4 9 4
Атак. передачи (АП) 8 12 16 0 8 0 18 22 6 8 0
Подборы 8 12 18 6 15 1 20 18 14 12 8
Кол-во игр 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8
Обобщенные количественные результаты при- (низкий, средний, высокий) представлены в таб-веденных выше данных в уровни готовности лице 6.
Таблица 6 / Table 6
Результаты анализа технического протокола контрольной и экспериментальной групп / Results of the analysis of the technical protocol of the control and experimental groups
Уровни готовности / Levels of readiness 2-очковые броски / 2-point shots Разни-ца / Differ- 3-очковые броски / 3-point shots Разни-ца / Differ- Штрафные броски / Free throws Разни-ца / Differ- Перехваты (ПХ) / Tacklings Разни-ца / Differ- Атакующие передачи (АП) / Attacking passes (AP) Разни ца / Differ- Подборы / Rebounds Разни ца / Differ-
КГ ЭГ ence КГ ЭГ ence КГ ЭГ ence КГ ЭГ ence КГ ЭГ ence КГ ЭГ ence
Низкий 2/ 5/ 3/ 2/ 5/ 3/ 1/ 3/ 2/ 2/ 5/ 3/ 3/ 4/ 1/ 1/ 3/ 2/
18 % 45 % 27 % 18 % 45 % 27 % 9 % 27 % 18 % 18 % 45 % 27 % 27 % 36 % 9 % 9 % 27 % 18 %
Средний 5/ 4/ 1/ 6/ 4/ 2/ 3/ 4/ 1/ 5/ 4/ 1/ 4/ 3/ 1/ 3/ 4/ 1/
45 % 36 % 9 % 54 % 36 % 18 % 27 % 36 % 9 % 45 % 36 % 9 % 36 % 27 % 9 % 27 % 36 % 9 %
Высокий 4/ 2/ 2/ 3/ 2/ 1/ 7/ 4/ 3/ 4/ 2/ 2/ 4/ 4/ 0/ 7/ 4/ 3/
36 % 18 % 18 % 27 % 18 % 9 % 63 % 36 % 27 % 36 % 18 % 18 % 36 % 36 % 0 % 63 % 36 % 27 %
Данные, представленные в таблицах, показывают, что результаты общей и специальной подготовки, а также анализа технических элементов в соревновательной деятельности студентов факультета физической культуры, спорта и туризма контрольной и экспериментальной групп не имеют существенной разницы. Следовательно, можно утверждать, что процесс профессиональной подготовки будущих учителей к соревновательной деятельности на факультете осуществляется правильно, с учетом всех требований, установленных федеральным образовательным стандартом.
В заключение можно сказать, что центральной проблемой в готовности будущих учителей физической культуры к соревновательной деятельности является определение ведущих и отстающих физических качеств и технической подготовленности студентов. Всестороннее развитие личности спортсмена помогает правильно акцентировать усилия преподавателей на коррекцию недостатков, выявленных в учебном процессе. Это является основной стратегией для совершенствования учебно-тренировочного процесса на факультете физической культуры, спорта и туризма.
Литература
1. Болотин А. Э., Бакаев В. В. Педагогическая модель подготовки стрелков из лука к соревновательной деятельности // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. № 10 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-model-podgotovki-strelkov-iz-luka-k-sorevnovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.01.2019).
2. Буров И. В., Полозов А. А. Инновационная система оценки степени полезности игрока в баскетболе // В мире научных открытий. 2011. № 9.1. С. 363-370. URL: http://naukarus.com/innovatsionnaya-sistema-otsenki-stepeni-poleznosti-igroka-v-basketbole (дата обращения: 24.01.2019).
3. Шинкарук О., Безмылов Н. Интегральные индексы при оценке соревновательной деятельности баскетболистов высокой квалификации // Наука в олимпийском спорте. 2013. № 1. С. 49-55.
4. Ханин П. А. Модель формирования готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности учащихся // ИСОМ. 2017. № 2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nmodel-formirovaniya-gotovnosti-buduschego-uchitelya-fizicheskoy-kultury-k-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti-uchaschihsya (дата обращения: 04.01.2019).
5. Фисунов А. В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта // Проблемы науки. 2014. № 3 (21). С. 113-118.
6. Фатеев В. А. Профессионализация подготовки будущего учителя физической культуры в системе непрерывного педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/professionalizatsiya-podgotovki-buduschego-uchitelya-fizicheskoy-kultury-v-sisteme-nepreryvnogo-pedagog-icheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.01.2019).
7. Ямбаева Н. В. Подготовка студентов факультета физической культуры, спорта и туризма к соревновательной деятельности // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1. С. 65-68. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/ journal/article.html?id=1662 (дата обращения: 22.01.2019).
8. Ямбаева Н. В. Критерии и уровни сформированном^ готовности будущих учителей физической культуры к соревновательной деятельности в процессе профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. URL: http://www.science-education.ru/article/view?Id=28518 (дата обращения: 22.01.2019).
References
1. Bolotin A. E., Bakaev V. V. Pedagogicheskaya model' podgotovki strelkov iz luka k sorevnovatel'noi deyatel'nosti [Pedagogical model for the archers training to the competitive activity]. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta = Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2014, no. 10. Available at: https://cyberleninka.ru/article/npedagogicheskaya-model-podgotovki-strelkov-iz-luka-k-sorevnovatelnoy-deyatelnosti (accessed 22.01.2019).
2. Burov I. V, Polozov A. A. Innovatsionnaya sistema otsenki stepeni poleznosti igroka v basketbole [Innovative system estimation degree of utility of the basketball player]. Vmire nauchnykh otkrytii = In the world of scientific discoveries, 2011, no. 9.1, pp. 363-370. Available at: http://naukarus.com/innovatsionnaya-sistema-otsenki-stepeni-poleznosti-igroka-v-basketbole (accessed 24.01.2019).
3. Shinkaruk O., Bezmylov N. Integral'nye indeksy pri otsenke sorevnovatel'noi deyatel'nosti basketbolistov vysokoi kvalifikatsii [Integral indices in assessing the competitive activities of highly qualified basketball players]. Nauka v olimpiiskom sporte = Science in Olympic sports, 2013, no. 1, pp. 49-55.
4. Khanin P. A. Model' formirovaniya gotovnosti budushchego uchitelya fizicheskoi kul'tury k organizatsii vneurochnoi deyatel'nosti uchashchikhsya [Model of readiness formation of the future physical education teacher to the organization of extracurricular activities of students]. ISOM, 2017, no. 2-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-gotovnosti-buduschego-uchitelya-fizicheskoy-kultury-k-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti-uchaschihsya (accessed 04.01.2019).
5. Fisunov A. V. Analiz razlichnykh sistem otsenki pokazatelei sorevnovatel'noi deyatel'nosti v igrovykh vidakh sporta [Analysis of various systems for assessing the performance of competitive activities in team sports]. Problemy nauki = Problems of Science, 2014, no. 3 (21), pp. 113-118.
6. Fateev V. A. Professionalizatsiya podgotovki budushchego uchitelya fizicheskoi kul'tury v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Professionalization of training of the future teacher of physical education in the system of continuous pedagogical education]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, 2008, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizatsiya-podgotovki-buduschego-uchitelya-fizicheskoy-kultury-v-sisteme-nepreryvnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya (accessed 01.01.2019).
7. Yambaeva N. V. Podgotovka studentov fakul'teta fizicheskoi kul'tury, sporta i turizma k sorevnovatel'noi deyatel'nosti [Preparation of students of the Faculty of Physical Education, Sports and Tourism for competitive activity]. Vestnik Mariiskogo gosudar-stvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2016, no. 1, pp. 65-68. Available at: http://vestnik.marsu.ru/view/ journal/article.html?id=1662 (accessed 22.01.2019).
8. Yambaeva N. V. Kriterii i urovni sformirovannosti gotovnosti budushchikh uchitelei fizicheskoi kul'tury k sorevnovatel'noi deyatel'nosti v protsesse professional'noi podgotovki [Criteria and levels of formation of the readiness of future teachers of physical culture for competitive activity in the process of professional training]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2019, no. 1. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?Id=28518 (accessed 22.01.2019).
Статья поступила в редакцию 24.01.2019 г.; принята к публикации 20.02.2019 г.
Submitted24.01.2019; revised20.02.2019.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Citation for an article :
Ямбаева Н. В. Формирование готовности к соревновательной деятельности студентов факультета физической культуры, спорта и туризма // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 1. С. 48-54. DOI: 10.30914/20726783-2019-13-1-48-54
Yambaeva N. V. Formation of students' readiness for competitive activity at the faculty of physical education, sports and tourism. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 1, pp. 48-54. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-1-48-54 (In Russ.).
Об авторе
Ямбаева Наталья Вениаминовна
старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
Natalifam-78@mail. т
Senior teacher, Mari State University, Yoshkar-Ola,
About the author Natal'ya V. Yambaeva