Научная статья на тему 'К РАЗРАБОТКЕ ДОЛЖНЫХ НОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

К РАЗРАБОТКЕ ДОЛЖНЫХ НОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическая культура / физкультурно-спортивная деятельность / физическая подготовленность / должные нормы / спортивный разряд / students / physical culture / physi-cal culture and sports activity / physical fitness / proper norms / sports category

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Наталья Владимировна

Определены должные нормы физической подготовленности студентов сис-темы высшего образования. Рассмотрена методика для разработки должных норм физической подготовленности студенческой молодежи, ориентированная на требова-ния к будущей профессиональной деятельности. Показаны взаимосвязи между пока-зателями общей физической подготовленности и спортивным разрядом, а также определены диапазоны показателей, отвечающих требованиям должного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO DEVELOP PROPER STANDARDS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS

The proper norms of physical fitness of stu-dents of the higher education system have been determined. The methodology for the development of proper standards of physical fitness of student youth, focused on the requirements for future professional activity. The relationship between the indicators of general physical fitness and the sports cate-gory is shown, and the ranges of indicators that meet the requirements of the proper level are determined.

Текст научной работы на тему «К РАЗРАБОТКЕ ДОЛЖНЫХ НОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11207

К РАЗРАБОТКЕ ДОЛЖНЫХ НОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Н.В. Попова

Определены должные нормы физической подготовленности студентов системы высшего образования. Рассмотрена методика для разработки должных норм физической подготовленности студенческой молодежи, ориентированная на требования к будущей профессиональной деятельности. Показаны взаимосвязи между показателями общей физической подготовленности и спортивным разрядом, а также определены диапазоны показателей, отвечающих требованиям должного уровня.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, физкультурно-спортивная деятельность, физическая подготовленность, должные нормы, спортивный разряд.

Попова Наталья Владимировна, канд. пед. наук, доц, natalie-bamaul77@bk.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет

Известно, что результаты физического воспитания, через постановку конкретных задач, имеют нормативное (количественное) выражение [2]. На практике из существующих видов норм чаще всего проводятся исследования по разработке сопоставительных, реже - индивидуальных. К сожалению, разработки норм должного порядка практически отсутствуют [3].

В последние годы под руководством профессора М.Я. Набатниковой выполнена специальная серия работ [1], результаты которых позволили не только рассчитать нормы должного характера, но и сформулировать общие поло -жения теории построения должных норм для спортсменов.

Цель исследования - разработать нормы физической подготовленности студенческой молодежи, ориентированные на требования конкретного высшего учебного заведения с учетом общих положений методологии построения должных норм [8].

Первый этап. Первоначально нами выявлялась взаимосвязь между показателями общей физической подготовленности (ОФП, факторный признак) и спортивным разрядом (результативный признак).

TO DEVELOP PROPER STANDARDS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS

Popova N.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, natalie-barnaul 77@bk.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University

The proper norms of physical fitness of students of the higher education system have been determined. The methodology for the development of proper standards of physical fitness of student youth, focused on the requirements for future professional activity. The relationship between the indicators of general physical fitness and the sports category is shown, and the ranges of indicators that meet the requirements of the proper level are determined.

Key words: students, physical culture, physical culture and sports activity, physical fitness, proper norms, sports category.

В каждом виде программы результаты испытуемых (125 девушек и 204 юношей - выпускников Алтайского государственного педагогического университета) переводились в очки по усовершенствованной нами оценочной таблице многоборий комплекса ГТО III ступени. Сумма очков по пяти видам принималась за показатель ОФП.

Сведения о спортивной разрядной квалификации выпускников Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ) заимствованы нами из анкетного опроса преподавателей, обучающих будущих специалистов.

В табл. 1 представлено распределение показателей ОФП и спортивных разрядов у обследованных выпускников (АлтГПУ).

Таблица 1

Уровень физической подготовленности и спортивные разряды

выпускников АлтГПУ

Группа выпускников по показателю ОФП, очки Группа выпускников по спортивному разряду Коэффициент к сопричастности

3-й 2-й 1-й £

юн. дев. юн. дев. юн. дев. юн. дев. юн. дев.

12-17 8 1 4 0 2 0 14 1 0,124 0,125

18-23 18 1 21 18 4 0 43 19 0,309 0,188

24-29 14 3 31 24 24 4 69 31 0,344 0,256

30-35 3 0 17 28 36 7 56 35 0,351 0,299

36-41 0 3 5 17 14 4 19 24 0,142 0,204

42-47 0 0 1 7 2 8 3 15 0,021 0,220

£ 43 8 79 94 82 23 204 125 1,291 1,292

Анализ данных табл. 1 показывает, что среди выпускников с показателем ОФП менее 18 очков 3 -й разряд получили 57,1 % юношей и 100 % девушек, 2-й и 1-й разряды - 42,9 % юношей и никто из девушек. С показателем ОФП в диапазоне 18-29 очков 3-й разряд выполнили 28,6 % юношей и 8 % девушек, 2-й и 1-й - 71,4 и 92 % соответственно. С показателем ОФП более 30 очков 3-й разряд имели 3,8 % юношей и 4,1 % девушек, а 2-й и 1-й - 96,2 и 95,9 % соответственно.

Тесноту и надежность связи между показателем ОФП и спортивным разрядом определяли при помощи коэффициента сопряженности Пирсона [6].

Как видно из табл. 1, у юношей и девушек суммы коэффициентов сопричастности оказались практически одинаковыми, поэтому у них и коэффициенты взаимной сопряженности между показателем ОФП и спортивным разрядом будут одинаковыми (0,475).

Полученный коэффициент сопряженности достоверен при р<0,001 и свидетельствует о средней тесной связи изучаемых показателей. Его

квадрат, выраженный в процентах, дает основание говорить, что из общего числа факторов, способствующих освоению спортивного разряда, только 22-23 % (0,4752х100 %) приходится на долю физической подготовленно -сти. Остальная часть влияния (дополнение до 100 %) объясняется воздействием других факторов.

Второй этап. Определение диапазона показателей ОФП выпускников АлтГПУ, отвечающего требованиям должного уровня.

С содержательной точки зрения эту задачу правомерно решать на основе коэффициентов сопричастности (см. табл. 1), так как они являются исходными данными, от которых начинается восхождение к показателю, а затем и к коэффициенту взаимной сопряженности между уровнем физической подготовленности и спортивным разрядом.

Наибольшие значения коэффициентов сопричастности наблюдаются в диапазоне 18-41 очков у юношей и 18-47 очков у девушек. ОФП в диапазоне 12-17 очков дает малозначимые коэффициенты сопричастности. Недостаточность этого уровня подтверждают и частности (статистические вероятности) полученных спортивных разрядов. Здесь самое высокое зна -чение имеет частность 3-го разряда у юношей, которая составляет всего лишь 3,9 %, поэтому нижней границей диапазона должных показателей ОФП можно считать 18 очков.

Что же касается верхней границы этого диапазона, то ее можно установить на уровне 35 очков. Дело в том, что более высокие показатели не оказывают существенного влияния на повышение спортивного разряда.

Таким образом, диапазон 18-35 очков можно считать отвечающим требованиям должного уровня.

Третий этап. Распределение должных показателей ОФП и соответствующих им результатов испытаний по годам обучения.

Должные нормы по годам обучения устанавливали (табл. 2) с учетом динамики ОФП студентов в течение четырех лет обучения [5].

Таблица 2

Показатели ОФП по периодам обучения, очки

Период обучения Отлично Хорошо Удовлетворительно

Конец 1-го года 21 16 6

Конец 2-го года 28 23 16

Конец 3-го года 30 25 19

Выпуск 33 28 21

Предложенная градация физической подготовленности (в очках) соответствует нормам двигательной подготовленности, учитывающим требования, предъявляемые со стороны будущей профессиональной деятельности к выпускникам АлтГПУ (табл. 3).

Таблица 3

Должные нормы физической подготовленности студентов АлтГПУ

Тест Год Юноши Девушки Коэффициент

обучения Отл. Хор. Удовл. Отл. Хор. Удовл. воспроизводимости согласованности

1-й 14,3 14,9 15,9 16,5 17,1 18,3

Бег на 100 м, с 2-й 14,1 14,4 15,0 16,0 16,4 17,2 0,89 0,90

3-й 13,8 14,0 14,5 15,7 16,0 16,5

4-й 13,5 13,8 14,0 15,5 15,7 16,0

Бег на 500 / 1000 м девушки / юноши, 1-й 3,36 3,44 4,05 2,04 2,12 2,29

2-й 3-й 3,28 3,22 3,34 3,27 3,46 3,36 1,58 1,53 2,03 1,57 2,14 2,04 0,86/0,88 0,90/0,91

мин, с 4-й 3,15 3,20 3,28 1,48 1,53 2,00

1-й 33,40 30,60 26,00 19,70 17,80 14,30

Метание гранаты, м 2-й 3-й 35,80 38,10 33,80 36,20 30,00 33,40 21,60 23,20 20,00 21,90 17,40 19,70 0,84 0,90

4-й 40,40 39,80 35,00 25,70 23,00 20,30

1-й 4,25 4,03 3,58 3,26 3,07 2,68

Прыжки в длину с 2-й 4,46 4,28 3,98 3,46 3,30 3,03 0,90 0,85

разбега, м 3-й 4,64 4,50 4,25 3,62 3,48 3,26

4-й 4,85 4,68 4,45 3,82 3,68 3,46

Подтягивание / сги- 1-й 7 6 4 9 7 4

бание и разгибание рук в упоре лежа, 2-й 3-й 9 10 8 9 6 7 11 13 9 11 7 9 0,91 0,85

кол-во раз 4-й 12 10 8 15 12 10

Сравнение разработанных нами должных норм с требованиями дей -ствующей программы по физической культуре для студентов системы высшего образования (см. табл. 3) показывает, что во всех видах испытаний учебные нормы по физической подготовленности, изложенные в программе, превышают уровень должных норм. Отсутствие в педагогической литературе четких научных рекомендаций по обоснованию нормативного содержания программ разных типов высших учебных заведений может служить одним из вероятных объяснений выявленного факта [7].

Необходимо указать, что, применив разработанную нами ранее методику построения должных норм физической подготовленности, были рассчитаны нормативные показатели для юношей, обучающихся в АлтГПУ, ориентированные на требования Вооруженных Сил Российской Федерации. Эти нормативы физической подготовленности практически полностью (на 90 %) совпали с нормами, учитывающими требования выс -ших учебных заведений (см. табл. 3).

Одним из вероятных объяснений данного факта может служить то, что выявленный нами оптимальный уровень физической подготовленности, с одной стороны, обеспечивает успешность освоения спортивных процессов, с другой, - достаточно хорошо согласуется с требованиями,

предъявляемыми оборонной деятельностью к физической подготовленности юношей.

Таким образом, предложенная методика для разработки должных норм физической подготовленности студенческой молодежи, ориентирована на требования, предъявляемые со стороны будущей профессиональной деятельности. В данном исследовании также определены должные нормы физической подготовленности студентов системы высшего образования.

Включение студенческой молодежи в физкультурно-спортивную деятельность, использование спортивных и физкультурно-оздоровительных видов физической культуры - это эффективный механизм слияния общественного и личного интересов [4]. Студентам требуется особое внимание в плане организации учебного процесса в целом по всем дисципли -нам, в том числе и по физической культуре, и подходов к физическому воспитанию с использованием их в вариативном компоненте образовательной программы.

Список литературы

1. Бондаревский Е.Я. Методология построения должных норм физической подготовленности: метод. рекомендации. Москва, 1983. 34 с.

2. Вебер Д.А., Смокотнина И.М. Особенности физической подготовленности студентов в процессе обучения безопасности жизнедеятельности // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 55-7. С. 15-17.

3. Виленский М.Я. Целеполагание в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов и подходы к реализации его содержания // Физическая культура молодежи в XXI веке: материалы I науч.-практ. конф. вузов ЦЧР России. Воронеж: ВГИФК, 2001. С. 127-134.

4. Киспаев Т.А., Соколов Д.А. Состояние здоровья и физическая подготовленность обучающейся молодежи // Проблемы и перспективы развития студенческого спорта: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Караганда: КарГГУ, 2017. С. 48-53.

5. Попова Н.В. Образовательная среда как новая реальность разви -тия Института физической культуры и спорта в компетентностно ориентированном обучении студентов // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 3-4 (47). С. 155-159.

6. Попова Н.В., Князева Ю.А. Физическая подготовленность студентов Алтайского государственного аграрного университета // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы XXI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. / отв. ред. А.Н.Вакурин. Томск: Изд -во ТГПУ, 2019. С. 51-54.

7. Рыбакова Е.О., Шутова Т.Н. Совершенствование профессиональ -ного образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса //

Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. Вып. 3. С. 58-62.

8. Самсонов И.И., Сапунков А.А., Баянкин О.В. Правовое регулиро -вание Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в праве, образовании и спортивной подготовке // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта: ма -териалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. П.Я. Дугниста [и др.]. Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2015. С. 149-152.

References

1. Bondarevskij E.Ya. Metodologiya postroeniya dolzhnyh norm fizicheskoj podgotovlennosti [Methodology for building proper norms of physical fitness]: method. recommendations. M,, 1983. 34 p.

2. Veber D.A., Smokotnina I.M. Osobennosti fizicheskoj podgotovlennosti studentov v processe obucheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Features of physical fitness of students in the process of teaching life safety] // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education]. 2019. No. 55-7. P. 15-17.

3. Vilenskij M.Ya. Celepolaganie v obrazovatel'nom processe po fizicheskomu vospitaniyu studentov i podhody k realizacii ego soderzhaniya [Goal-setting in the educational process of physical education of students and approaches to the implementation of its content] // Physical culture of youth in the XXI century: materials of the 1st scientific-practical. conf. universities of the CBR of Russia. Voronezh: VGIFK, 2001. P. 127-134.

4. Kispaev T.A., Sokolov D.A. Sostoyanie zdorov'ya i fizicheskaya podgotovlennost' obuchayushchejsya molodezhi [The state of health and physical fitness of students] // Problems and prospects for the development of student sports: materials of the Intern. scientific-practical conf. Karaganda: KarGGU, 2017. P. 48-53.

5. Popova N.V. Obrazovatel'naya sreda kak novaya real'nost' razvitiya Instituta fizicheskoj kul'tury i sporta v kompetentnostno orientirovannom obuchenii studentov [Educational environment as a new reality of the development of the Institute of Physical Culture and Sports in competence-oriented teaching of students] // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world]. 2019. No. 3-4 (47). P. 155-159.

6. Popova N.V., Knyazeva Yu.A. Fizicheskaya podgotovlennost' studentov Altajskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Physical fitness of students of the Altai State Agrarian University] // Actual problems of physical culture and sports: materials of the XXI All-Russian. scientific-practical conf. with int. part. / resp. ed. A.N. Vakurin. Tomsk: Publishing house of TSPU, 2019. P. 51-54.

7. Rybakova E.O., Shutova T.N. Sovershenstvovanie professional'nogo obrazovaniya studentov fizkul'turnogo vuza sredstvami fitnesa [Improvement of professional education of students of a physical education institution by means of fitness] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical сиИиге. Sport]. 2015. Issue 3. P. 58-62.

8. Samsonov I.I., Sapunkov A.A., Bayankin O.V. Pravovoe regulirovanie vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) v prave, obrazovanii i sportivnoj podgotovke [Legal regulation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) in law, education and sports training] // Human health, theory and methodology of physical culture and sports: materials of the Intern. scientific-practical conf. / under total. ed. P.Ya. Dugnista [et al.]. Barnaul: AltGPU Publishing House, 2015. P. 149-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.