Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров по физической культуре к организации и проведению соревнований различного уровня'

Подготовка бакалавров по физической культуре к организации и проведению соревнований различного уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА) / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ / АВТОРСКИЙ КУРС / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепов Максим Михайлович, Коновалова Марина Петровна

Введение: большую долю в будущей деятельности современных бакалавров по физической культуре занимают соревнования. Для организации и проведения соревнований различного уровня необходимо овладеть дополнительной компетенцией способностью организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство по базовым видам спорта и избранному виду спорта. Актуальность исследования заключается в необходимости разработки курса, обеспечивающего профессиональную подготовку бакалавров педагогического образования (профиль «Физическая культура») к организации и проведению соревнований различного уровня. Материалы и методы: были использованы следующие методы исследования: теоретические анализ, синтез, моделирование, сравнение; эмпирические анкетирование, наблюдение и тестирование. Проведено анкетирование с целью выявления востребованности разработанного авторского курса «Организация и проведение спортивных мероприятий» в системе дополнительного образования и внедрения его в систему непрерывной подготовки бакалавров по физической культуре. Результаты исследования: для овладения студентами компетенцией, связанной с организацией и проведением спортивных соревнований различного уровня, была разработана и внедрена дополнительная образовательная программа «Организация и проведение спортивных мероприятий». Целью разработанного курса является формирование дополнительных профессиональных компетенций, обеспечивающих способность и готовность студентов к проведению различного рода соревнований, формированию способности использования разнообразных средств физической культуры для сохранения здоровья. Обсуждение и заключения: результаты исследования выявили назревшую необходимость в расширении профессионального поля будущего выпускника по физической культуре. Проведенное анкетирование среди будущих бакалавров по физической культуре показало необходимость реализации дополнительного курса «Организация и проведение спортивных мероприятий». Чтобы обеспечить формирование дополнительных профессиональных компетенций выпускников и будущего бакалавра педагогического образования (профиль «Физическая культура») в сфере спортивной деятельности, необходимо внедрить в учебный процесс авторский курс «Организация и проведение спортивных мероприятий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепов Максим Михайлович, Коновалова Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF BACHELORS IN PHYSICAL EDUCATION TO ORGANIZE AND CONDUCT COMPETITIONS AT VARIOUS LEVELS

Introduction: competitions occupy a large share in the future activities of modern bachelors in physical culture. To organize and conduct competitions at various levels, it is necessary to acquire additional competence the ability to organize and conduct competitions, to judge the basic sports and the chosen sport. The relevance of the study lies in the need to develop a course that provides professional training for bachelors of pedagogical education (“Physical culture” profile) for organizing and conducting competitions at various levels. Materials and methods: we used the following research methods: theoretical analysis, synthesis, modeling, comparison; empirical questioning, observation and testing. We conducted a survey in order to identify the relevance of the developed author's course of additional professional training “Organizing and conducting sporting events” and introducing it into the system of continuous training for bachelors in physical culture. Results: in order to master students' competence related to the organization and holding of sporting events at various levels, an additional educational program “Organizing and conducting sporting events” was developed and implemented. The purpose of the developed course is the formation of additional professional competencies that ensure the ability and readiness of students to conduct various kinds of competitions; formation of the ability to use a variety of physical culture to maintain health. Discussion and Conclusions: the results of the study revealed the urgent need to expand the professional field of the future graduate in physical culture. A survey among the future bachelors in physical culture showed the need for the implementation of an additional course “Organization and holding of sport events”. To ensure the formation of additional professional competencies of graduates and future professionals in the field of competition to a new level, it is necessary to introduce into the educational process the author's course “Organization and holding of sport events”.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров по физической культуре к организации и проведению соревнований различного уровня»

Статья/Article

УДК 378.147

DOI: 10.26795/2307-1281 -2019-7-2-3

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СОРЕВНОВАНИЙ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ

М. М. Кутепов1*, М. П. Коновалова2*

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: kmm-ashamail. ru Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Саратов, Российская Федерация *e-mail: konovalovaassea.runnet.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: большую долю в будущей деятельности современных бакалавров по физической культуре занимают соревнования. Для организации и проведения соревнований различного уровня необходимо овладеть дополнительной компетенцией - способностью организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство по базовым видам спорта и избранному виду спорта. Актуальность исследования заключается в необходимости разработки курса, обеспечивающего профессиональную подготовку бакалавров педагогического образования (профиль «Физическая культура») к организации и проведению соревнований различного уровня.

Материалы и методы: были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, моделирование, сравнение; эмпирические - анкетирование, наблюдение и тестирование. Проведено анкетирование с целью выявления востребованности разработанного авторского курса «Организация и проведение спортивных мероприятий» в системе дополнительного образования и внедрения его в систему непрерывной подготовки бакалавров по физической культуре.

Результаты исследования: для овладения студентами компетенцией, связанной с организацией и проведением спортивных соревнований различного уровня, была разработана и внедрена дополнительная образовательная программа «Организация и проведение спортивных мероприятий». Целью разработанного курса является формирование дополнительных профессиональных компетенций, обеспечивающих способность и готовность студентов к проведению различного рода соревнований, формированию способности использования разнообразных средств физической культуры для сохранения здоровья.

Обсуждение и заключения: результаты исследования выявили назревшую необходимость в расширении профессионального поля будущего выпускника по физической культуре. Проведенное анкетирование среди будущих бакалавров по физической культуре показало необходимость реализации дополнительного курса «Организация и проведение спортивных мероприятий». Чтобы обеспечить формирование дополнительных профессиональных компетенций выпускников и будущего бакалавра педагогического образования (профиль

«Физическая культура») в сфере спортивной деятельности, необходимо внедрить в учебный процесс авторский курс «Организация и проведение спортивных мероприятий».

Ключевые слова: бакалавр педагогического образования (профиль Физическая культура), спортивная деятельность, организация и проведение соревнований, авторский курс, дополнительное образование.

Для цитирования: Кутепов М.М., Коновалова М.П. Подготовка бакалавров по физической культуре к организации и проведению соревнований различного уровня // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №2. С 3.

PREPARATION OF BACHELORS IN PHYSICAL EDUCATION TO ORGANIZE AND CONDUCT COMPETITIONS AT VARIOUS LEVELS

M. M. Kutepov1*, M. P. Konovalova2*

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: kmm-asb@,mail. ru Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics,

Saratov, Russian Federation *e-mail: [email protected]

ABSTRACT

Introduction: competitions occupy a large share in the future activities of modern bachelors in physical culture. To organize and conduct competitions at various levels, it is necessary to acquire additional competence - the ability to organize and conduct competitions, to judge the basic sports and the chosen sport. The relevance of the study lies in the need to develop a course that provides professional training for bachelors of pedagogical education ("Physical culture" profile) for organizing and conducting competitions at various levels.

Materials and methods: we used the following research methods: theoretical - analysis, synthesis, modeling, comparison; empirical - questioning, observation and testing. We conducted a survey in order to identify the relevance of the developed author's course of additional professional training "Organizing and conducting sporting events" and introducing it into the system of continuous training for bachelors in physical culture.

Results: in order to master students' competence related to the organization and holding of sporting events at various levels, an additional educational program "Organizing and conducting sporting events" was developed and implemented. The purpose of the developed course is the formation of additional professional competencies that ensure the ability and readiness of students to conduct various kinds of competitions; formation of the ability to use a variety of physical culture to maintain health.

Discussion and Conclusions: the results of the study revealed the urgent need to expand the professional field of the future graduate in physical culture. A survey among the future bachelors in physical culture showed the need for the implementation of an additional course "Organization and holding of sport events". To ensure the formation of additional professional competencies of graduates and future professionals in the field of competition to a new level, it is necessary to

introduce into the educational process the author's course "Organization and holding of sport events".

Keywords: bachelor of pedagogical education (Physical culture profile), sports activities, organization and holding of competitions, author's course, additional education.

For citation: Kutepov M.M., Konovalova M.P. Preparation of bachelors in physical education to organize and conduct competitions at various levels // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 2. Р 3.

Введение

Современный уровень технического прогресса оказывает большое влияние на жизненные условия, темп жизни и обостряет различные негативные факторы, которые сказываются на организме человека. Для обеспечения работоспособности, кроме высокого образовательного, политического и культурного уровня, современным гражданам необходимо крепкое здоровье, обеспечиваемое хорошей физической подготовкой. Для бакалавров физической культуры это особенно важно, поскольку результативность их будущей профессиональной деятельности напрямую связана с уровнем их выносливости, работоспособности, ответственности. Важной целью высшей школы является подготовка высокоорганизованных будущих специалистов, быстро адаптирующихся к социальным и экономическим преобразованиям, проявляющих самостоятельность в принятии решений и обладающих устойчивой потребностью в физическом совершенствовании. Физической культуре отводится действительно важная роль, поскольку она воздействует не только на биологическую, но и на социальную и духовую сферы жизнедеятельности человека.

Физическая культура является неотъемлемой частью целостного развития личности и профессиональной подготовки студентов. Выпускник направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Физическая культура» должен быть квалифицированным конкурентоспособным специалистом в области физического воспитания и спорта, профессионально владеть современными технологиями обучения и быть востребованным системой образования в условиях ее инновационного развития. Такие специалисты должны быть подготовлены к различным видам профессиональной деятельности: педагогической, научно-исследовательской, проектной и культурно-просветительской.

Бакалавр физической культуры должен быть готов решать следующие профессиональные задачи: воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; использование современных методов и технологий обучения и диагностики; организация сотрудничества обучающихся, поддержка активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развитие их творческих способностей; проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; формирование культурных потребностей различных социальных групп; разработка и реализация культурно-просветительских программ.

Исследование показало, что большую долю в будущей педагогической деятельности современных бакалавров по физической культуре занимает спортивная деятельность. Студенты участвуют в организации и проведении соревнований различного уровня,

помогают организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство по различным видам спорта.

Отличительной особенностью спортивной деятельности является наличие тренерских, организационно-методических и организационно-управленческих задач, включающих организацию совместной деятельности и взаимодействие участников деятельности в области физической культуры и спорта.

Спортивная деятельность является составной частью физической культуры. Она выступает как средство и метод физического воспитания, система организации, подготовки и проведения различного рода спортивных соревнований. Для того, чтобы грамотно организовывать и проводить соревнования по различным видам спорта необходимо овладеть дополнительной компетенцией - способностью организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство по избранному виду спорта, осуществлять организационно-методическое и материально-техническое обеспечение спортивного мероприятия.

Актуальность исследования заключается в необходимости разработки курса, обеспечивающего профессиональную подготовку бакалавров по физкультуре к организации и проведению соревнований городского, регионального, всероссийского и международного масштаба по различным видам спорта.

Цель - обоснование, разработка и внедрение в подготовку бакалавров по физической культуре дополнительного курса «Организация и проведение спортивных мероприятий».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— теоретически обосновать необходимость внедрения курса дополнительного профессионального образования для бакалавров по физической культуре в сфере спортивной деятельности;

— определить дополнительные компетенции, которые необходимы будущим бакалаврам, чья будущая деятельность связана с проведением соревнований различного уровня;

— выявить сущность и содержание спортивной деятельности;

— разработать содержание и процесс курса «Организация и проведение спортивных мероприятий».

Обзор литературы

Физическая культура является органической частью общечеловеческой культуры, выступает средством и способом физического и психического совершенствования личности, способствует укреплению здоровья и повышению работоспособности. Спортивная деятельность в значительной степени способствует разностороннему развитию личности, поскольку в процессе занятий совершенствуются не только физические, но и духовные качества личности.

По мнению Ю.Ф. Курамшина, общая физическая подготовка помогает развитию физического совершенства индивида, повышению его уровня здоровья, развитию физических и функциональных способностей, которые соответствуют требованиям разнообразной деятельности во всех сферах жизни общества. Такая подготовка, считает Л.И. Костюнина, создает предпосылки для наиболее результативного проявления физических качеств в различных видах спорта. Физическая подготовка, по мнению В.Д. Паначева, решает задачи восстановления функциональных систем организма.

«Физическое воспитание в высшем учебном заведении - это процесс, направленный на формирование здорового, разносторонне развитого поколения молодежи, готового к активной жизни в обществе, морально устойчивого», - рассуждает И.Б. Котова. Спорт является средством укрепления здоровья и физического развития людей, подготовки к трудовой деятельности, помогает развивать волевые и нравственные качества. Вопросами физической культуры занимались Л.В. Капилевич, А.Б. Орлова, Е.И. Рогов [2, 9]. Ценность физического воспитания обусловлена политикой государства, которая в центр внимания ставит развитие физической культуры и спорта, поскольку признает данные элементы важнейшими в системе раскрытия человеческого потенциала. Физическое воспитание - это залог сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности. Через развитие физической культуры и спорта государство заботится об увеличении продолжительности активной жизни населения. Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования также направлены на достижение студентами высокого уровня физической подготовки для осуществления полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Среди основных задач физического воспитания в высшем учебном заведении выделяют:

— оздоровительные и развивающие (для укрепления здоровья и повышения работоспособности);

— образовательные (для усвоения необходимого объема знаний в области физической культуры с целью приобретения специальных двигательных навыков и овладения научно-практическими основами физической культуры);

— воспитательные (для формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и физическому самосовершенствованию).

Собон выделяет три основные формы организации спортивной тренировки:

— учебно-тренировочные занятия в секциях и командах;

— спортивные соревнования и самостоятельные тренировочные занятия;

— учебно-тренировочные занятия в секциях и командах, проводящиеся по утвержденному расписанию, регулярно и при непосредственном участии тренера-преподавателя [28].

Многие ученые: психологи, философы, педагоги - признают значимость физического воспитания в становлении социально активной личности. Формирование и развитие физической культуры будущего квалифицированного выпускника - общая цель физического воспитания студентов. Достижение этой цели является крайне важным, поскольку на сегодняшний день в условиях активного развития научно-технического прогресса, когда возрастает потребность в подготовке молодежи к трудовой деятельности, подразумевающей условия повышенных энергозатрат (умственных, физических, психических), физическое воспитание позволяет сформировать выносливость и таким образом сохранить работоспособность. Благодаря физическому воспитанию, период освоения профессии существенно сокращается, при этом производительность труда растет. Физкультурно-спортивная деятельность способствует усиленному развитию необходимых свойств и качеств личности. Это отмечают многие ученые, такие как М.Я. Виленский, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев. Они также говорят, что современная трудовая деятельность требует быстроты и точности в получаемой информации, обозначилась необходимость в овладении

синхронными быстрыми и точными движениями обоих рук. В исследовании М.Я. Виленского и В.С. Макеевой можно проследить идею о том, что физические свойства и способности человека являются инструментами к использованию собственного тела для осуществления профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Физическое воспитание помогает развить и усовершенствовать психофизические способности, обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, которая определяет готовность студента к будущей профессии. Не исключение и подготовка бакалавра по физической культуре, где физическое воспитание крайне важно в формировании профессиональной устойчивости.

Профессиональная устойчивость будущих бакалавров по физической культуре является системным, динамичным новообразованием личности. Она позволяет объединить мотивационно-ценностные, когнитивные, действенно-практические, рефлексивно-регулятивные качества личности и усилить их действие, благодаря чему человек сможет без особого эмоционального напряжения выполнять профессиональные задачи на протяжении длительного времени, при этом сохраняя работоспособность при влиянии негативных факторов. Следовательно, особая роль в формировании профессиональной устойчивости принадлежит физической культуре и спорту.

Значение физической культуры в процессе формирования у будущих бакалавров по физической культуре профессиональной устойчивости заключается в том, что спорт помогает развитию умственной деятельности, способствует высокому уровню развития сенсорных, интеллектуальных, эмоционально-волевых процессов; физическая культура способствует сохранению работоспособности на протяжении длительного времени, что определяется состоянием здоровья, общей выносливостью; физкультурно-спортивная деятельность помогает развить навыки саморегуляции психических состояний; помогает развить личностно-профессиональные качества (целеустремленность, инициативность, самостоятельность, ответственность, способность принимать самостоятельные решения); развивает самоконтроль, для запуска которого необходимы мотивация, ответственность, самооценка на должном уровне.

Физкультурно-спортивная деятельность для бакалавров по физической культуре является ключевой. Так, В.Г. Камалетдинов и И.Н. Селиверстов трактуют данный вид деятельности как особую активность людей, которая направлена на преобразование человеком самого себя с физической и психической точки зрения. Л.И. Лубышева считает, что физическое воспитание личности непременно включает физкультурно-спортивную деятельность. И это считается обязательным условием формирования физической культуры личности. Исходя из результатов собственного исследования, Л.И. Лубышева утверждает, что студенты, систематически занимающиеся спортом, обладают повышенным жизненным тонусом, уверенностью в собственных силах и оптимизмом. Недооценивание студентами духовной ценности спортивных занятий может являться следствием низкого воспитательно-образовательного уровня.

В основе физического воспитания находится двигательная деятельность, то есть физические упражнения, способствующие эффективному формированию необходимых умений и навыков, физических способностей, оптимизации состояния здоровья и работоспособности. Двигательная деятельность развивается в процессе систематического выполнения упражнений и тренировок. Двигательный навык формируется по механизму образования условных рефлексов на базе безусловных с помощью упражнений. Упражнения повышают уровень саморегуляции, активно способствуют развитию способности к

принятию решений. Уровень саморегуляции формируется под воздействием физкультурно-спортивной деятельности, делая студентов более уверенными, повышая работоспособность и стрессоустойчивость. Так студенту проще реализовать свой потенциал, исключить возникновение паники и пессимизма, боязни завтрашнего дня. В процессе осуществления физкультурно-спортивной деятельности повышается стремление к самосовершенствованию, углублению знаний и умений, которые были получены ранее. Активизация познавательной активности, преобразование имеющихся знаний и конструирование на их основе собственных взглядов и убеждений в процессе физкультурно-спортивной деятельности является предпосылкой для формирования у будущих бакалавров по физической культуре когнитивного компонента профессиональной устойчивости.

Физическая культура формирует мировоззрение и культуру личности, обладающей гражданской позицией, нравственными качествами, чувством ответственности, самостоятельностью в принятии решений, инициативой, способностью использовать разнообразные формы физической культуры и спорта как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни, отмечает Э.Б. Кайнова [1, 10].

Нельзя не отметить, что современная подготовка выпускников высших учебных заведений строится в рамках компетентностного подхода. Тема формирования компетентности бакалавра затронута в работах К.Н. Фадеевой, А.Г. Герасимовой, В.П. Зайцевой. Именно данный подход позволяет добиться высокого уровня сформированности высококвалифицированного бакалавра [3, 4]. В профессиональной среде компетенция - это способность работника к оперативному решению определенного класса профессиональных задач. По мнению Г.К. Селевко, общую компетентность человека следует рассматривать как комплекс, содержащий знаниевые (когнитивные), деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты. И.А. Зимняя разделяет компетенции на три группы:

— ключевые (обеспечивающие нормальную жизнедеятельность в современном социуме) [5, 7];

— профессиональные (обеспечивающие способность активно решать возникающие проблемы на рабочем месте, применяя творческий подход и имеющийся опыт деятельности в профессиональной сфере);

— социальные (обеспечивающие способность выпускника взаимодействовать с обществом, другими людьми).

Спортивная деятельность является неотъемлемой частью подготовки бакалавров по физической культуре [11, 19, 20].

Соревнования - это способ развития двигательных качеств и повышения тренированности. Соревнования способствуют формированию волевых черт характера и положительного эмоционального фона [6]. Успешность любого вида соревнования зависит от тщательности подготовки к нему и уровня продуманности [8]. Правильная организация соревнований способствует повышению спортивных результатов и, как следствие, является результативным инструментом популяризации спорта среди студенческой молодежи. Они способствуют более активному формированию компетенций рассматриваемых нами выпускников [25].

Соревнования, организованные на высоком уровне, способствуют решению многих задач: повышение интереса и сознательности в занятиях спортом, стимулирование дальнейшего развития способностей и качества всех видов подготовки спортсменов,

повышение морально-волевой, психологической, тактической готовности спортсменов, развитие патриотизма, пополнение контингента занимающихся спортом и болельщиков, расширение круга и географии общения тренеров и спортсменов.

Все соревнования должны проходить строго в соответствии с регламентом.

Студенческий спорт является обобщенной категорией деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему для достижения предельных результатов в выбранном спортивном направлении. Для этого студенту необходимо максимально проявлять психофизические способности, вовремя мобилизовать свои резервные возможности. В.К. Бальсевич, П.Б. Волков, Е.В. Дивинская утверждают, что процесс спортивной подготовки должен осуществляться исходя из целей и задач обучающихся, их интересов и склонностей [12, 16, 18].

Материалы и методы

Были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, моделирование, сравнение; эмпирические - анкетирование, наблюдение и тестирование. С помощь анализа и синтеза выявляем содержание подготовки бакалавров по физической культуре, структуру его основных видов профессиональной деятельности. Метод моделирования позволяет мысленно создавать идеальные объекты (в нашем случае содержание авторского курса). С помощью данного метода становится возможным соотнесение их друг с другом в рамках определенной динамической модели. Данная модель позволяет имитировать те процессы, явления и те ситуации, которые могут возникнуть в реальном учебном процессе. С помощью метода анкетирования выясняется востребованность студентов в овладении компетенциями, обеспечивающими организацию и проведение спортивных мероприятий.

Для этого разработана анкета, включающая несколько вопросов, например:

1. Как Вы считаете, необходимы ли для вашей будущей профессиональной деятельности компетенции, связанные с педагогической деятельностью:

— способность к осуществлению образовательного процесса с учетом положений теории физической культуры;

— способность к разработке учебных планов и программ конкретных занятий;

— способность к применению средств и методов двигательной деятельности с целью коррекции состояния обучающихся на основе учета их пола и возраста, а также индивидуальных способностей?

2. Как Вы считаете, необходимы ли для вашей будущей профессиональной деятельности компетенции, связанные с тренерской деятельностью:

— способность к использованию знаний основ теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основ и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основ деятельности в области физической культуры и спорта;

— способность к формированию мотивации к занятиям избранным видом спорта, воспитанию у обучающихся моральных принципов честной спортивной конкуренции?

3. Как Вы считаете, необходимы ли для вашей будущей профессиональной деятельности компетенции, связанные с организационно-управленческой деятельностью:

— способность к организации и проведению массовых физкультурных и спортивно-зрелищных мероприятий;

— способность к разработке оперативных планов работы и обеспечению их реализации в структурных подразделениях организаций;

— способность к составлению индивидуальных финансовых документов учета и отчетности в сфере физической культуры, работе с финансово-хозяйственной документацией?

В анкетировании приняли участие 50 студентов 1-4 курсов в возрасте от 17 лет до 21 года.

Большинство опрошенных студентов (75%) отмечает, что для осуществления их будущей профессиональной деятельности необходимы педагогические компетенции. 95% студентов считает необходимыми компетенции, связанные с тренерской деятельностью. 85% респондентов отмечает важность компетенций, связанных с организационно-управленческой деятельностью.

Результаты опроса также представлены на рисунках 1 -3.

Рисунок 1 - Результаты анкетирования студентов - бакалавров по физической культуре по вопросу «Как Вы считаете, необходимы ли для вашей будущей профессиональной деятельности компетенции, связанные с педагогической деятельностью?» / Figure 1 - The results of the survey of students - bachelors in physical culture on the question "Do you think are necessary for your future professional activity competencies associated with

teaching?"

Да Нет 5%

Рисунок 2 - Результаты анкетирования студентов - бакалавров по физической культуре по вопросу «Как Вы считаете, необходимы ли для вашей будущей профессиональной деятельности компетенции, связанные с тренерской деятельностью?» / Figure 2 - The results of the survey of students - bachelors in physical culture on the question "Do you think that competencies related to coaching activities are necessary for your future

professional activity?"

Да Нет

Рисунок 3 - Результаты анкетирования студентов - бакалавров по физической культуре по вопросу «Как Вы считаете, необходимы ли для вашей будущей профессиональной деятельности компетенции, связанные с организационно-управленческой деятельностью?»

Figure 3 - The results of the survey of students - bachelors in physical culture on the question "Do you think that competencies related to organizational and managerial activities are necessary

for your future professional activity?"

Результаты анкетирования показали, что на первое место студенты ставят компетенции, связанные с тренерской деятельностью (95%). На втором месте оказались компетенции, связанные с организационно-управленческой деятельностью (85%), на третьей позиции педагогические компетенции (75%). В целом высокие показатели говорят о том, что

студенты ценят все три названные категории и считают, что данные группы компетенций пригодятся для осуществления будущей профессиональной деятельности.

Результаты исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование современных запросов работодателей показывает, что профессиональная подготовка бакалавров должна отвечать требованиям федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, непрерывно совершенствующихся образовательных программ высшего образования. Современный бакалавр педагогического образования должен обладать мобильностью, ответственностью, способностью осуществлять деятельность на высоком профессиональном уровне, должен уметь применять знания в нестандартных ситуациях, быть способным на изменение сферы спортивной деятельности [17, 30]. В этой связи спортивная деятельность является тем фактором, обеспечивающим реализацию поставленных целей и задач.

Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Физическая культура», осваивают содержание дисциплин «Физическая культура», «Методика обучения физической культуре», «История физической культуры и спорта», «Психология физического воспитания и спорта», «Физиология физического воспитания и спорта», «Спортивные игры», «Основы экономики и менеджмента в сфере физической культуры и спорта», «Правовые основы физической культуры и спорта» и другие дисциплины. Студенты, будущая профессиональная деятельность которых связана с физической культурой, проходят практику в спортивных клубах, спортивных детско-юношеских школах. Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, физкультурно-оздоровительные комплексы служат платформой для прохождения студентами практики. Их деятельность зачастую связана с организацией соревнований. Востребованность в выпускниках, способных квалифицированно управлять спортивной деятельностью, организацией и проведением соревнований различного уровня резко возрастает. В связи с этим мы предлагаем ввести в образовательную деятельность курс, направленный на освоение студентами основ проведения спортивной деятельности «Организация и проведение спортивных мероприятий».

Программа курса направлена на освоение теоретических основ организации и проведения различных видов спортивных соревнований; вопросов планирования и осуществления спортивных мероприятий и их судейства в соответствии с квалификацией, судейской специализацией и категорией. В результате освоения курса студент должен уметь: применять усвоенные теоретические знания на практике; суметь организовать и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся; владеть навыком публичного выступления; владеть приемами общения с коллективами различных учреждений; знать и применять средства и методы физического воспитания; владеть умениями и навыками в организации физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха с применением физических упражнений.

Целью разработанного курса является формирование дополнительных профессиональных компетенций, обеспечивающих способность и готовность студентов к проведению различного рода соревнований; формированию способности использования разнообразных средств физической культуры для сохранения здоровья.

Задачи:

— понимание общей характеристики спортивных соревнований;

— знание организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий в целом, основных принципов и методов планирования;

— овладение системой дополнительных профессиональных компетенций, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;

— умение организовывать медицинское обеспечение.

Программа курса включает три модуля, которые необходимо освоить обучающимся. Первый модуль - «Теоретические основы организации и проведения различных видов спортивных соревнований (общая характеристика спортивных мероприятий)».

В процессе изучения первого модуля студенты осваивают методы и средства сбора и обобщения информации о достижениях физической культуры и спорта, общую характеристику спортивных мероприятий различного уровня (международного, республиканского, областного, муниципального), виды соревнований; способы проведения; требования, которые предъявляются к участникам соревнований и проводящим организациям. Они должны уметь классифицировать массовые спортивные мероприятия и следовать принципам организации и этапам их проведения.

Второй модуль, включающий вопросы планирования и осуществления спортивных мероприятий, формирует готовность обучающегося к организации и проведению соревнований городского, регионального и всероссийского уровня. Они должны иметь представление о сетевом планировании спортивных мероприятий, основных принципах и методах планирования, плане и порядке их проведения; уметь составлять сметы на проведение соревнований в соответствии с планом его проведения, организовывать медицинское обеспечение и мероприятия по обеспечению безопасности [23, 26, 28]. Во время подготовки к проведению соревнований студенты должны ознакомиться с составлением положения о соревнованиях. Оно должно содержать:

— название соревнования, его характер и вид спорта;

— цели и задачи конкретного соревнования, руководство проведением соревнования с указанием организатора и ответственных лиц;

— состав соревнований, сроки его проведения, место, программа и зачет;

— систему оценки результатов;

— систему порядка и сроков подачи заявок;

— медицинское обеспечение и технику безопасности;

— условия награждения победителей;

— порядок подачи протестов и их рассмотрения;

— какие-либо дополнительные условия, зависящие от специфики проведения конкретных соревнований.

Нельзя не уделить внимание организации медицинского обеспечения в данном вопросе. Поэтому отметим, что студенты должны уметь проводить организацию проверки медицинской документации на участников соревнований; составлять план медицинского обследования, создавать условия для обеспечения мобильности медицинского обслуживания.

Третий модуль - «Работа судейской коллегии в спортивных мероприятиях». В этом разделе рассматриваются вопросы соблюдения и контроля правил и условий проведения

спортивных соревнований; судейства спортивных мероприятий в соответствии с квалификацией, судейской специализацией и категорией, с правилами вида спорта и положением (регламентом) о спортивном соревновании; требования спортивной этики, объективности и своевременности решения возникающих в ходе соревнований вопросов. Для проведения соревнований всегда утверждается состав судей и судейская коллегия. Для судей проводится инструктаж, где рассматриваются положения о соревновании с определением единого толкования их пунктов, указываются основные разделы правил соревнований и план расстановки судей.

Стоит отметить, что соревнования - это специальная физическая подготовка, и, в отличие от общей, она позволяет повысить имеющийся уровень функциональных возможностей и обеспечить необходимую энергетическую базу для совершенствования технико-тактического мастерства [24, 27].

Соревнования помогают решать педагогические, спортивно-методические и общественно-политические задачи. На спортивных соревнованиях совершенствуется физическая, техническая, тактическая, психическая и теоретическая подготовленность. Данные показатели характерны и для обычных занятий, однако на соревнованиях они действуют с большей силой, поэтому соревнования являются самой действенной мерой повышения натренированности спортсменов. Особенно важны соревнования для формирования волевых черт характера. Соревнования способствуют развитию физкультуры и спорта в целом и оказывают педагогическое воздействие на зрителя.

В процессе реализации содержания курса «Организация и проведение спортивных мероприятий» используются лекции-визуализации, игровые имитации и кейс-методы. Игровая имитация является методом развивающейся кооперации и предлагает решение задач, которые выполняются небольшими группами студентов с распределением ролей. Кейс-метод - это анализ конкретных ситуаций, которые могут возникнуть при проведении соревнований.

Кроме того, во время обучения студенты изучают нормативно-правовую документацию, обеспечивающую организацию и проведение спортивных мероприятий различного уровня. Особое место в учебном процессе занимает изучение Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329ФЗ от 04.12.2007 г. с ежегодно вносимыми изменениями, который является законодательной основой организации и проведения соревнований; государственной программы «Развитие физической культуры и спорта»; Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.

К основным документам, координирующим подготовку и определяющим условия проведения соревнований всех уровней от международных до региональных, относятся календари соревнований, определяющие сроки и место проведения соревнований; положения о соревнованиях, которые составляются организациями, проводящими соревнования в соответствии с существующими правилами соревнований; рабочие документы судейской коллегии, регламентирующие надлежащее исполнение обязанностей («Положение о спортивных судьях», «Квалификационные требования к спортивным судьям по видам спорта»).

Для того чтобы максимально подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности, данный метод крайне необходим, поскольку позволяет студенту приобрести первичный опыт работы с подготовительной (заявки участников соревнований, оформленных в соответствии с требованиями; результаты жеребьевки и календарь

соревнований) и отчетной документацией (протоколы соревнований; таблицы результатов соревнований; протоколы заседаний судейской коллегии).

Готовность обучающегося к организации и проведению соревнований различного уровня может определяться такими показателями, как правильный подбор средств и методов организации физкультурно-спортивных мероприятий; грамотное планирование проведения соревнований для повышения интереса участников к физической культуре и спорту и, как следствие, привлечения к ведению здорового образа жизни; организация массовых зрелищных состязаний, доступных для понимания и самим участникам, и зрителям.

Грамотное проведение соревнований способствует развитию множества положительных факторов. Участники соревнований сравнивают свои результаты с выступлениями сокурсников и включаются в аналитическую деятельность, успешность которой повышает самооценку студентов, являющуюся важной детерминантой профессионального сознания.

Каждый студент после прохождения курса должен уметь: применять усвоенные теоретические знания на практике; суметь организовать и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся; владеть навыком публичного выступления; владеть приемами общения с коллективами различных учреждений; знать и применять средства и методы физического воспитания; владеть умениями и навыками в организации физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха с применением физических упражнений.

Таким образом, освоение курса позволяет студентам: оперативно решать организационно-управленческие вопросы в динамичных условиях, нестандартных ситуациях; сформировать готовность к ответственности за принимаемые решения; грамотно применять правовые документы в собственной деятельности; развить способность к организации и проведению массовых спортивных мероприятий и соревнований; освоить технологии тренировок; применять на практике учения в области физической культуры.

Обсуждение и заключения

Цель нашей работы состояла в обосновании необходимости внедрения в систему непрерывной подготовки бакалавров по физической культуре в качестве дополнительной профессиональной подготовки авторского курса «Организация и проведение спортивных мероприятий». Подготовка бакалавров по физической культуре активно развивается и осуществляется в соответствии со всеми современными требованиями. Результаты исследования выявили назревшую необходимость в расширении профессионального поля будущего выпускника по физической культуре. Проведенное анкетирование среди будущих бакалавров по физической культуре показало необходимость реализации дополнительного курса «Организация и проведение спортивных мероприятий». Значительный процент респондентов заинтересован во внедрении курса. Из 50 опрашиваемых 37 желают связать свою будущую деятельность со спортивными мероприятиями.

Предложенный курс «Организация и проведение спортивных мероприятий» позволит сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции в области организации соревнований и подготовить высококвалифицированных выпускников. Внедряя предложенный нами курс, цель которого направлена на формирование способности организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство по различным видам

спорта, мы обеспечиваем формирование общепрофессиональных и дополнительных

профессиональных компетенций будущих бакалавров по физической культуре.

Список использованных источников

1. Анисимова В.А., Липская Л.А. Компетентностный подход в научно-исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры // Сибирский педагогический журнал. 2013. №4. С. 198-202.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие. М.: Академия, 2001. 360 с.

3. Бальсевич В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2001. №1. С. 10-16.

4. Бордовский Г.А., Митин Е.А. Концептуальные основы формирования конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. №4(50). С. 23-29.

5. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие. М.: Кнорус, 2013. 240 с.

6. Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Разработка фондов оценочных средств в условиях реализации компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология.2017. Т.6, №3(20). С. 138-142.

7. Драговоз Л.А. Пути формирования профессиональной компетентности студентов вуза физической культуры // Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов. Вып. 12 / отв. ред. А.Я. Найн. Челябинск: УралГУФК, 2012. С. 72-77.

8. Зайцева И.П. Физическая культура для бакалавров: Критерии оценок: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 196 с.

9. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник. М.: Гардарики, 2010. 366 с.

10. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры: монография / отв. редактор А.Я. Найн. Челябинск: Изд-во Уральская академия, 2012. 340 с.

11. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. №1-1. С. 129-132.

12. Лубышева Л.И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 2003. №12. С. 13-17.

13. Манжелей И.В., Симонова Е.А. Физическая культура: компетентностный подход: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2011. 184 с.

14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших спец. физкультурных учебных заведений. СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004. 160 с.

15. Петровский А.М., Смирнова Ж.В., Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности // Карельский научный журнал 2018. Т. 7, №1(22). С. 69-72.

16. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту: монография. М.: Академия естествознания, 2010. 91 с.

17. Barber M., Donneliy K. and Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research.Washington, Columbia region, 2013.

18. Bronkhorst L., Meijer P., Koster B., Vermunt J. Fostering meaning-oriented learning anddeliberate practice in teacher education // Teaching and Teacher Education. 2016. Vol. 27. Pp. 1120-1130.

19. Budsankom P., Sawangboon T., Damrongpanit S., Chuensirimongkol J. Factors affecting higher order thinking skills of students: A meta-analytic structural equation modeling study // Educational Research and Reviews. 2016. Vol. 10(19). Pp. 2639-2652.

20. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students' independent work at university // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 2017. Vol. 7, no. 10.

21. Ennis R.H. The Nature of Critical Thinking: An Outline of Critical Thinking Dispositions and Abilities. Available at: https://education.illinois.edu/docs/default-source/faculty-documents/robert-ennis/thenatureofcriticalthinking_51711_000.pdf?sfvrsn=7bb51288_2 (accessed: 27.12.2018).

22. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students // International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET). 2018. Vol. 9, no. 4. Pp. 1080-1087.

23. Jang H., Reeve J., Deci E.L. Engaging Students in Learning Activities: It Is Not Autonomy Support or Structure but Autonomy Support and Structure // Journal of Educational Psychology. 2010. Vol. 102(3). Pp. 588-600.

24. Loh K.Y.E., Tam S.W.L. The role of emotionality in teacher change: the case of Chinese language teachers in Hong Kong // Teacher Development. 2017. Vol. 21, no. 3. Pp. 462-479. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530.2016.1266381

25. Roblyer M.D., Knezek G.A. New millennium research for educational technology: A call for a national research agenda // Journal of Research on Technology in Education. 2003. Vol. 36(1). Pp. 60-71.

26. Saavedra A., Opfer V. Learning 21st-century skills requires 21st-century teaching // Phi Delta Kappan. 2012. Vol. 94(2). Pp. 8-13.

27. Schuh K. Knowledge Construction in the Learner-Centered. Classroom // Journal of Educational Psychology. 2003. Vol. 95(2). Pp. 426-442.

28. Sobon A. ICT Tools Support of Erasmus+: Lessons Learned of Polish Military Universities // Ishmuhametov I., Misnevs B. (eds) International Scientific and Educational Conference «Actual Problems of Education» (25-26 February, 2016). Riga, 2016. Available at: http://www.tsi.lv/sites/default/files/editor/science/Conferences/MIP2016/mip 2016 2v 1.pdf (accessed: 27.12.2018).

29. Stepien W.J., Gallagher S.A., & Workman D. Problem-based learning for traditional and interdisciplinary classrooms // Journal for the Education of the Gifted. 1993. Vol. 16. Pp. 338357.

30. Teacher Policy Development Guide. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000235272 (accessed: 27.12.2018).

31. Thomas J.W. A review of research on project-based learning. Available at: http://www.bobpearlman.org/BestPractices/PBL Research.pdf (accessed: 27.12.2018).

References

1. Anisimova V.A., Lipskaya L.A. Competence approach in research activities of students of the university of physical culture. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal, 2013, no. 4, pp. 198-202. (In Russ.)

2. Ashmarin B.A. Theory and methods of physical education: a textbook. Moscow, Academy Publ., 2001. 360 p. (In Russ.)

3. Bal'sevich V.K. Scientific substantiation of innovative transformations in the field of physical culture and sports. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury, 2001, no. 1, pp. 10-16. (In Russ.)

4. Bordovskij G.A., Mitin E.A. Conceptual foundations of the formation of competitiveness of future specialists in physical culture. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2009, no. 4(50), pp. 23-29. (In Russ.)

5. Vilenskij M.YA., Gorshkov A.G. Physical culture and healthy lifestyle of a student: study guide. Moscow, Knorus Publ., 2013. 240 p. (In Russ.)

6. Gladkov A.V., Kutepov M.M., Trutanova A.V. Development of funds of valuation tools in the implementation of the competence approach. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya, 2017, vol. 6, no. 3(20), pp. 138-142. (In Russ.)

7. Dragovoz L.A. Ways of formation of professional competence of students of the university of physical culture. Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie: tematicheskij sbornik nauchnyh trudov. Vyp. 12 / otv. red. A.YA. Najn. Chelyabinsk, UralGUFK Publ., 2012. Pp. 72-77. (In Russ.)

8. Zajceva I.P. Physical education for bachelors: Evaluation criteria: a tutorial. Yaroslavl, YarSU Publ., 2013. 196 p. (In Russ.)

9. Il'inich V.I. Student's physical culture and life: a textbook. Moscow, Gardariki Publ., 2010. 366 p. (In Russ.)

10. Competence-based approach in education as the basis for high-quality training of specialists in physical culture: monograph / resp. editor A.Ya. Nayn. Chelyabinsk, Ural Academy Publishing House, 2012. 340 p. (In Russ.)

11. Kutepov M.M., Kutepova L.I., Nikishina O.A. Corporate culture of student sports. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, no. 1-1, pp. 129-132. (In Russ.)

12. Lubysheva L.I. The concept of modernization of the process of professional training of specialists in physical culture and sports. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 2003, no. 12, pp. 13-17. (In Russ.)

13. Manzhelej I.V., Simonova E.A. Physical culture: competence-based approach: a training manual. Tyumen, Publishing House of Tyumen State University, 2011. 184 p. (In Russ.)

14. Matveev L.P. Theory and methods of physical culture. Introduction to the subject: a textbook for higher specialized physical education schools. St. Petersburg, Lan Publ., Moscow, Omega-L Publ., 2004. 160 p. (In Russ.)

15. Petrovskij A.M., Smirnova ZH.V., Kutepov M.M. Formation of professional competences of students in the context of project activities. Karel'skij nauchnyj zhurnal, 2018, vol. 7, no. 1(22), pp. 69-72. (In Russ.)

16. Hazova S.A. Competence of a competitive specialist in physical culture and sports: monograph. Moscow, Academy of Natural Sciences Publ., 2010. 91 p. (In Russ.)

17. Barber M., Donneliy K. and Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research.Washington, Columbia region, 2013.

18. Bronkhorst L., Meijer P., Koster B., Vermunt J. Fostering meaning-oriented learning anddeliberate practice in teacher education. Teaching and Teacher Education, 2016, vol. 27, pp. 1120-1130.

19. Budsankom P., Sawangboon T., Damrongpanit S., Chuensirimongkol J. Factors affecting higher order thinking skills of students: A meta-analytic structural equation modeling study. Educational Research and Reviews, 2016, vol. 10(19), pp. 2639-2652.

20. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students' independent work at university. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), 2017, vol. 7, no. 10.

21. Ennis R.H. The Nature of Critical Thinking: An Outline of Critical Thinking Dispositions and Abilities. Available at: https://education.illinois.edu/docs/default-source/faculty-documents/robert-ennis/thenatureofcriticalthinking 51711 000.pdf?sfvrsn=7bb51288 2 (accessed: 27.12.2018).

22. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students. International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET), 2018, vol. 9, no. 4, pp. 1080-1087.

23. Jang H., Reeve J., Deci E.L. Engaging Students in Learning Activities: It Is Not Autonomy Support or Structure but Autonomy Support and Structure. Journal of Educational Psychology, 2010, vol. 102(3), pp. 588-600.

24. Loh K.Y.E., Tam S.W.L. The role of emotionality in teacher change: the case of Chinese language teachers in Hong Kong. Teacher Development, 2017, vol. 21, no. 3, pp. 462-479. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530.2016.1266381

25. Roblyer M.D., Knezek G.A. New millennium research for educational technology: A call for a national research agenda. Journal of Research on Technology in Education, 2003, vol. 36(1), pp. 60-71.

26. Saavedra A., Opfer V. Learning 21st-century skills requires 21st-century teaching. Phi Delta Kappan, 2012, vol. 94(2), pp. 8-13.

27. Schuh K. Knowledge Construction in the Learner-Centered. Classroom. Journal of Educational Psychology, 2003, vol. 95(2), pp. 426-442.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Sobon A. ICT Tools Support of Erasmus+: Lessons Learned of Polish Military Universities. Ishmuhametov I., Misnevs B. (eds) International Scientific and Educational Conference «Actual Problems of Education» (25-26 February, 2016). Riga, 2016. Available at: http://www.tsi.lv/sites/default/files/editor/science/Conferences/MIP2016/mip_2016_2v_1.pdf (accessed: 27.12.2018).

29. Stepien W.J., Gallagher S.A., & Workman D. Problem-based learning for traditional and interdisciplinary classrooms. Journal for the Education of the Gifted, 1993, vol. 16, pp. 338357.

30. Teacher Policy Development Guide. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000235272 (accessed: 27.12.2018).

31. Thomas J.W. A review of research on project-based learning. Available at: http://www.bobpearlman.org/BestPractices/PBL_Research.pdf (accessed: 27.12.2018).

© Кутепов М.М., Коновалова М.П., 2019

Информация об авторах Кутепов Максим Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация ORCID ID 0000-0002-5397-6168, e-mail: [email protected] Коновалова Марина Петровна - кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Саратов, Российская Федерация, ORCID ID 0000-0003-4788-2023, e-mail: konovalova@ ssea.runnet.ru

Information about the authors Kutepov Maxim Mikhailovich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sport, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID ID 0000-00025397-6168, e-mail: [email protected]

Konovalova Marina Petrovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Russian Federation, ORCID ID 0000-0003-4788-2023, e-mail: [email protected]

Вклад соавторов

Кутепов Максим Михайлович - разработка методики проектирования образовательного события для будущих бакалавров по физической культуре, проведение экспериментальной работы и систематизация ее результатов.

Коновалова Марина Петровна - подбор и анализ теоретических источников по проблеме исследования, оформление публикации и библиографического списка.

Contribution of authors Kutepov Maxim Mikhailovich - development of a methodology for designing an educational event for future of bachelors in physical education, conducting and systematizing the results of experimental work.

Konovalova Marina Petrovna - selection and analysis of theoretical sources on the problem of research, design of publications and bibliographic list.

Поступила в редакцию: 25.03.2019 Принята к публикации: 08.05.2019 Опубликована: 05.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.