Научная статья на тему 'Познавательная деятельность слушателей: структура, особенности и пути активизации'

Познавательная деятельность слушателей: структура, особенности и пути активизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУШАТЕЛЬ / LISTENER / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

В статье рассматриваются научно-методические проблемы активизации познавательной деятельности слушателей в процессе изучения общественных наук, обобщается опыт учебно-воспитательной работы в этой области. Особое внимание уделено методам, средствам, приемам активизации познавательной деятельности студентов по творческому приобретению ими продуктивных знаний в различных формах учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS: THE STRUCTURE, CHARACTERISTICS AND WAYS OF ENHANCING

The article discusses the scientific and methodological problems of enhancing the cognitive activity of students in the study of social Sciences, summarizes the experience of educational work in this area. Special attention is paid to methods, means, methods of activation of cognitive activity of students on creative acquisition of productive knowledge by them in various forms of educational process.

Текст научной работы на тему «Познавательная деятельность слушателей: структура, особенности и пути активизации»

Самооценка студентом своих возможностей, способностей, потребность простраивания индивидуальной структуры собственной деятельности, активизация учебной мотивации за счет осмысления собственной цели образовательной деятельности в содержании становления индивидуально-образовательной траектории согласуется с потребностно-мотивационнным компонентом профессионально-культурного потенциала.

Нахождение личностных смыслов в учебно-профессиональной деятельности, самореализация в рамках личностно-ориентированного обучения, значимость проектирования индивидуально-образовательной траектории для личностного и профессионального роста можно рассматривать как признаки эмоционально-ценностного компонента профессионально-культурного потенциала студента.

Выбор и самостоятельное прохождение студентом индивидуального пути познания в образовательном процессе, самостоятельное осуществление студентом учебно-профессиональной деятельности в соответствии с определенным планом соотносятся с регулятивно-деятельностными признаками профессионально-культурного потенциала.

Таким образом, согласно поставленной цели, нами конкретизированы содержания понятий «индивидуально-образовательная траектория» и «актуализация профессионально-культурного потенциала»; проанализированы содержательные особенности становления индивидуально-образовательной траектории студента в процессе актуализации его профессионально-культурного потенциала, обозначены интегрированные признаки, позволяющие рассматривать данные процессы в единстве и взаимосвязи. Данные выводы позволяют продолжить исследование в направлении поиска педагогического обеспечения становления индивидуально-образовательной траектории студента в процессе актуализации его профессионально-культурного потенциала.

Литература:

1. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». - М.-Тверь: «СФК-офис», 2012. - 246 с.

2. Бочкарёва С.М. Методы, средства и технологии в тьюторском сопровождении индивидуальной траектории развития студента // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сб. ст. 2-й Международной научно-практической конференции (Рязань, 7-9 окт. 2010 г.). Рязань, 2010. - С. 320-325.

3. Новаковская В.С. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории бакалавров психолого-педагогического образования // Вестник ЗабГУ, 2013. - №2 (93). - С. 74-78.

4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России, 2014. - № 3. - С. 74-82.

5. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия / Н.Ю. Шапошникова // Педагогическое образование в России, 2015. - №5. - С. 39-44.

6. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2002. - 96 с.

7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 383 с.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: Акадения, 2013. - 416 с.

9. Слободчиков, В. И. Деятельность как антропологическая категория / В. И. Слободчиков // Вопросы философии. - 2001. - № 3. - С. 48-57.

10. Мухамедвалеева Е.А. Профессионально-культурный потенциал будущего педагога профессионального обучения как предмет педагогического анализа // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2017. - Вып. 55. - Ч.6. - С. 114-120.

Педагогика

УДК:378

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ

АКТИВИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются научно-методические проблемы активизации познавательной деятельности слушателей в процессе изучения общественных наук, обобщается опыт учебно-воспитательной работы в этой области. Особое внимание уделено методам, средствам, приемам активизации познавательной деятельности студентов по творческому приобретению ими продуктивных знаний в различных формах учебного процесса.

Ключевые слова: слушатель, познавательная деятельность, учебный процесс, обучение.

Annotation. The article discusses the scientific and methodological problems of enhancing the cognitive activity of students in the study of social Sciences, summarizes the experience of educational work in this area. Special attention is paid to methods, means, methods of activation of cognitive activity of students on creative acquisition of productive knowledge by them in various forms of educational process.

Keywords: listener, cognitive activity, educational process, training.

Введение. Проблема познавательной деятельности - это частный случай, конкретный аспект общей, глобальной проблемы, деятельности, представляющей собой решающую сферу становления и развития, как отдельного человека, так и всего общества. Феномен деятельности много веков привлекает к себе пытливый ум исследователей социальных явлений. Его изучают представители всех наук о человеке и обществе.

Деятельность характеризуется признаком широкого многообразия, но основу любого из ее многочисленных видов составляет труд, являющийся решающим фактором развития человека, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Начиная с реализации первого требования ребенка - «Я сам(а)!» и в течение всей последующей жизни развитие физических и духовных сил человека, формирование и упрочение его направленности совершается в труде, в процессе познавательной, материально-производственной,

общественно-политической деятельности. И чем выше активность деятельности, чем больше человек проявляет самостоятельности, инициативы, творчества, тем результативнее его воздействие и на предмет труда, и на самое себя как субъект труда и основную производительную силу общества [14].

Развитие активного начала в деятельности людей приобретает особое значение в условиях зрелого общества. Это обусловливается, как наличием постоянно возрастающих объективных возможностей для проявления социальной активности личности во всех сферах общественной жизни, так и небывало возросшими задачами, стоящими перед обществом и каждым трудоспособным человеком.

Одним из важных видов деятельности является познавательная деятельность учащихся всех уровней и звеньев системы образования, в том числе и студентов высшей школы, призванной готовить специалистов для различных отраслей народного хозяйства, культуры и науки. Структурно она не отличается от всякой иной общественной деятельности. Ее основными структурными компонентами являются: цель, мотив, условие, действие, результат. Вместе с тем познавательной деятельности присущи свои особенности, учет которых имеет непреходящее значение, как для обеспечения оптимального варианта ее организации, так и для эффективности осуществления педагогических, методических приемов ее активизации.

Изложение основного материала статьи. Познавательная деятельность студентов - это специфическая сфера общественной деятельности, связанная с передачей и усвоением достижений человеческой культуры и общественно-исторического опыта, с приобретением знаний, умений и навыков в избранной или заданной области через организованную систему воспитания, образования и обучения, составляющих в неразрывном единстве учебно-воспитательный процесс. Познавательная деятельность носит гностический характер, и в этом ее отличительная особенность.

Объектом познавательной деятельности студентов является накопленный человечеством в области познания опыт, дифференцированный по различным отраслям научных знаний и зафиксированный в адекватных им учебных предметах, обязательных для усвоения в вузе соответствующего профиля. Овладение содержанием учебных предметов протекает при помощи и под руководством преподавателей. Срок познавательной деятельности студентов, содержание и объем знаний, умений и навыков, необходимых для избранной профессии, устанавливаются в законодательном порядке. В соответствии с этим осуществляется динамика развития познавательной деятельности с нарастающим усложнением задач, способов их выполнения и результатов по мере перехода студентов с курса на курс.

Одна из особенностей познавательной деятельности состоит в том, что она строго регламентирована, организуется и направляется руководством вуза, факультета, кафедры, профессорско-преподавательским составом [11]. Однако это не умаляет и тем более не исключает ее субъективно-личностного аспекта. Субъектом познавательной деятельности является сам студент, и поэтому ее результативность зависит отношения учащегося к объекту и процессу познания, установленным обязанностям, правилам, нормам обучения и пр. Это означает, что активизация познавательной деятельности достигается обоюдными усилиями: тех, кто учит, и тех, кто учится. Преподаватель различными педагогическими, методическими приемами возбуждает активность студента, студент же ее реализует.

Обучающая деятельность преподавателя, являющаяся непременным условием познавательной деятельности студентов, не должна превращаться в опеку. Задача обучающего, не сводится к вооружению учащихся определенной суммой готовых знаний. Главное - научить их учиться, самостоятельно приобретать знания, мотивировать и детерминировать их познавательную деятельность, развивать ее активность. Цель, содержание и способы обучения студентов заложены в учебных планах и программах, однако протекать оно может с различной степенью самостоятельности и активности: репродуктивно, поисково и творчески [13]. От этого зависит и конечный результат обучения - глубина, прочность, осмысленность знаний, умение применять их на практике.

Своеобразие познавательной деятельности проявляется и в особенностях субъектно-объектных отношений. Субъект познания - студент в большинстве случаев, за исключением производственной практики, не непосредственно соприкасается с той областью действительности, которую он изучает, а опосредствованно - через знания, обобщающие эту действительность и составляющие содержание учебных предметов. Это формирует и развивает теоретическое мышление человека, способность оперировать научными абстракциями, широкими понятиями и категориями, отражающими глубинные свойства предметного мира, его сущностные отношения.

Чем большую активность проявляет студент в своей познавательной деятельности, тем более высоким является уровень его обобщающих знаний. В процессе активного познания студенты не ограничиваются запоминанием готовых истин, а осваивают исторический путь их становления. Это способствует повышению прочности знаний.

В неразрывной связи с этим находится еще одна очень важная особенность познавательной деятельности студентов - ее преобразовательный характер. Материально-производственная деятельность непосредственно направлена на преобразование объекта и создание определенных ценностей для общества. Гностический характер познавательной деятельности состоит в том, что ее преобразовательная функция проявляется главным образом в воздействии на субъект деятельности, т. е. на самого деятеля, студента. Знания, приобретаемые студентами, являются непременным условием и инструментом воздействия на предметный мир, создания новых ценностей.

В годы учебы в вузе объективная ценность познавательной деятельности студентов состоит в том, что в ней формируется личность будущего специалиста. Она - конкретное выражение отношения студентов к своему общественному долгу, а ее результативность находится в прямой зависимости от степени сознательности и активности студентов в овладении знаниями.

Общие особенности познавательной деятельности студентов, как специфического вида общественной деятельности проявляются и в каждом из ее структурных компонентов. Их также важно учитывать, решая задачу активизации процесса овладения студентами знаниями, повышения их самостоятельности, инициативности, творческого начала в учебной работе. Например, цель познавательной деятельности студентов объективно имеет социальную направленность, но субъективно она не всегда и не полностью осознается студентами, особенно младших курсов. Носителем целеполагания обучения в высшей школе выступает не только студент как субъект деятельности, но еще в большей мере и преподаватель. Его педагогическая, учебно-воспитательная деятельность в значительной мере актуализирует социальную направленность процесса овладения студентами знаниями, обусловливает его конечные результаты. А это

значит, что достижение более высоких уровней активности студентов в обучении - дело не только самих студентов, но и преподавателей. Именно они призваны стройной, целенаправленной системой педагогических, методических мер, способов, приемов активизировать учебно-воспитательный процесс и, следовательно, познавательную деятельность учащихся.

Важно учитывать особенности такого структурного компонента познавательной деятельности студентов, как ее мотивация. Учеба студентов, их отношение к процессу усвоения знаний, приобретения умений и навыков в избранной специальности определяется различными мотивами: социальными, материальными, моральными, познавательными, мотивами самовоспитания, престижности, общения и пр. Эти мотивы не равнозначны в формировании личности и играют различную роль: преобладающую, второстепенную, незначительную. В зависимости от этого формируется мера значимости учебы в самооценке каждого студента, следовательно, его отношение к ней, степень активности или пассивности в процессе учебы.

Активность или пассивность студента в учении должны рассматриваться и оцениваться как социальные факты. Однако поскольку студенты не всегда осмысленно воспринимают социальную направленность своего учения, то и социальные мотивы учения нередко проявляются как нечто отдаленное в их жизненных планах, и в большинстве случаев лишь на старших курсах эти мотивы существенно влияют на повышение их активности в приобретении знаний, умений и навыков в области избранной специальности.

Для активизации познавательной деятельности студентов особо важное значение имеет учет особенностей познавательных мотивов учения, прежде всего познавательных интересов, имеющих прямое отношение к познанию и непосредственно влияющих на его интенсивность.

В общем русле объективной значимости интереса как феномена социального бытия следует рассматривать и познавательный интерес студентов, который является наиболее активно действующим фактором учебного процесса, влияющим на познавательную деятельность учащихся. В познавательном интересе аккумулируются объективная и субъективная стороны учения. В учебном предмете объективно содержатся новые для студента идеи, обоснования закономерностей, раскрытие причинно-следственных связей, описание интересных явлений, фактов, экспериментов и пр. Но все объективно интересное активизирует познавательную деятельность студента по мере превращения его в субъективно значимое. Это превращение находит свое выражение в познавательном интересе. Преподаватель, желающий активизировать учение студентов, должен прежде всего позаботиться о том, чтобы возбудить их интерес к читаемому предмету. Превращение объективно интересного в личностно интересное составляет одно из основных направлений активизации познавательной деятельности учащихся.

Познавательный интерес обостряет интеллектуальную, эмоциональную и волевую активность учения. Знания студенты приобретают в процессе мышления. Чем больший интерес вызывает учебная проблема, тем активнее работает мысль. Практически это проявляется в стремлении студента получить больше научной информации по интересующему вопросу, самостоятельно разобраться в нем по литературным источникам, в активном участий в семинарских занятиях, студенческих конференциях, научных кружках, дискуссиях с друзьями и пр.

Повышенный интерес создает благоприятный эмоциональный фон познавательной деятельности, который - проявляется в переживаниях, удивлении, гневе, радости, адекватных содержанию приобретаемых знаний, усваиваемых истин.

Учение неизбежно связано с трудностями, преодоление которых находится в прямой зависимости от уровня познавательного интереса. Повышенный интерес мобилизует волевые усилия студента в учебе. Это выражается в сосредоточении внимания, собранности, организованности и целеустремленности в работе, настойчивости в достижении цели, завершенности учебных действий, рациональном использовании свободного времени и пр.

Отметим еще одно достоинство познавательного интереса как важного фактора учебного процесса. Под его влиянием активизируются психические процессы учения: ощущения (в частности - наблюдение), восприятие, представление, в том числе воображение, фантазия. Обостряется память, развиваются логические формы мышления, что в свою очередь способствует лучшему усвоению и более надежному запоминанию учебного материала.

Выводы. Таким образом, учет особенностей познавательной деятельности студентов, ее структурных компонентов играет решающую роль в проведении системы мер по ее активизации в количественном и качественном отношениях, в превращении сознательной активности, самостоятельности, творческого характера учения в постоянное устойчивое качество личности студента.

Основными направлениями стимулирования и развития активности познавательной деятельности студентов следует считать: неуклонное повышение научного уровня учебно-воспитательного процесса, проведение всех плановых учебных занятий на уровне последних достижений науки и практики; совершенствование методики основных форм учебного процесса: лекций, семинаров, самостоятельной работы студентов, контроля их знаний; широкое внедрение передовых, прогрессивных методов обучения, выработанных и проверенных практикой современного развития высшей школы; оптимальное использование известных и разработка новых методик комплексного использования педагогических средств учебного процесса; активное привлечение студентов к научно-исследовательской работе, проводимой кафедрами, преподавателями, к общественной, организаторской работе в коллективах, использование результатов - этой работы в учебно-воспитательном процессе.

В вузах страны накоплен определенный опыт по каждому из направлений развития активности познавательной деятельности студентов.

Литература:

1. Абдурзакова М.А., Медова Л.Р., Ярычев Н.У. Проблема грамотности в современном мире: теория и практика. // В сборнике: Наука и молодежь Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и аспирантов. 2017. С. 480-484.

2. Ашхотова Л.А. Роль норм конституционного права в формировании правомерного поведения личности. // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 9. С. 127-129.

3. Берова Д.М., Нагоева М.А. Повышение творческой активности обучаемых в вузах, как составная часть подготовки специалистов. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 4. С. 29-32.

4. Бетербиев Ш.И., Нагоева М.А., Ярычев Н.У. Организация воспитания и воспитательной работы с

обучающимся в образовательных организациях МВД России. // В сборнике: Наука и молодежь Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и аспирантов. 2017. С. 489-493.

5. Говердовская Е.В., Карлина О.А. Высшее образования в регионе: проблемы и решения. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 3. С. 29-33.

6. Говердовская Е.В., Карлина О.А. Становление поликультурной компетентности будущего специалиста через решение профессиональных задач. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 5. С. 20-23.

7. Коблов Ф.Ч. Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. № 4. С. 79.

8. Коблов Ф.Ч. Совершенствование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 237-240.

9. Коркмазов А.В. Категория «личностно смысловая сфера» как психолого - педагогический феномен. // В сборнике: теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 240-243.

10. Морозов А.Н. Педагогические основы развития исследовательских компетенций бакалавров в процессе дипломного проектирования. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 6. С. 30-33.

11. Нагоева М.А. Логические приемы, используемые в педагогическом процессе обучения специалиста. // Успехи современной науки. 2016. т. 1. № 10. С. 199-200.

12. Шамаев А.М. Информационное обеспечение антитеррористической деятельности. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 181-184.

13. Шелехова Л.В., Коркмазов А.В. Психолого-педагогические приемы формирования и развития системы личностных смыслов в образовательном процессе. // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-10. С. 253-265

14. Ярычев Н.У. Подготовка будущих учителей к обеспечению прав ребенка в образовательном учреждении. // Москва, 2017.

Педагогика

УДК 378: 343.95

кандидат медицинских наук, доцент кафедры истории, социологии и права Неклюдова Виктория Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова» (г. Пермь)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена изучению результатов правого воспитания современной студенческой молодежи. Проанализировано значение социальных институтов по формированию правового сознания и правового поведения молодежи. Представлены результаты собственного исследования студентов аграрного вуза по диагностике сформированности правосознания. Даны рекомендации по правовому воспитанию студентов неюридического вуза.

Ключевые слова: студенческая молодежь, правовое воспитание, неюридический вуз, формирование правосознания, правопослушное поведение.

Annotation. This paper is devoted to legal education of modern university youth. Moreover soical institutions value in terms of foundation both legal awereness and behaviour among youth is analysied. The results of self-conducted research on agricaltural students legal awareness are hihlighted. Also set of recommendations for legal education to non-law degree students is given.

Keywords: university youth, legal education, non-law degree, the formation of legal consciousness, law-abiding behavior.

Введение. Проблемы низкого уровня правосознания студенческой молодежи, проявляемые в выраженном снижении или отсутствии стремления придерживаться социально-правовых норм поведения, правовом инфантилизме, правовом нигилизме, пренебрежительном отношении к праву, неверии в закон и порядок, ситуативном доверии закону, оправдании противоправных поступков и т.д., - повод для особого внимания со стороны государственных структур, общественных организаций и системы образования в отношении правового воспитания будущих специалистов, управленцев, политиков. Правовое воспитание помимо значения в личностном развитии индивида, имеет смысл в формировании культурного, социально активного и законопослушного общества, развитии правового государства, а также в безопасности страны.

Актуальность вопросов правового воспитания современной студенческой молодежи обусловлена тем фактом, что студенчество и выпускники вузов являются наиболее активной частью молодежи, потенциальной участницей социально-экономических и политических действий.

Формулировка цели статьи: Проанализировать значение социальных институтов по формированию правового сознания и правового поведения молодежи. Изучить уровень правосознания студентов аграрного вуза, сформулировать рекомендации по правовому воспитанию будущих молодых специалистов.

Изложение основного материала статьи. Современные условия построения демократического, правового российского общества, укрепления законности и правопорядка предъявляют особые требования к личности гражданина, который должен обладать правовыми знаниями, высокой степенью сознательности, социальной ответственностью, внутренней потребностью сохранения законности. Формирование данных личностных качеств возможно посредством правового воспитания на всех уровнях педагогического влияния на личность: в семье, при получении образования, через средства массовой информации и т.д. Сложно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.