Научная статья на тему 'Формирование самообразовательной компетентности студентов'

Формирование самообразовательной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / СЛУШАТЕЛЬ / LISTENER / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

В статье характеризуются основные черты творческого мышления студентов, указано о необходимости постоянного развития профессиональной квалификации и способности эффективно действовать в нестандартных ситуациях. Бурное развитие науки предполагает творческий характер труда в сфере общественных наук, требует от работника постоянного самообразования, направленного на совершенствование мышления и знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

The article characterizes the main features of creative thinking of students, indicates the need for constant development of professional skills and the ability to effectively act in unusual situations. The rapid development of science involves the creative nature of work in the field of social Sciences, requires the employee's constant self-education aimed at improving thinking and knowledge.

Текст научной работы на тему «Формирование самообразовательной компетентности студентов»

9. Яковлева, Т.И. Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка / Т.И. Яковлева // Английский язык. - 2010. - № 3. - С. 4-5.

10. Elkabas C. Contribution of the Cybernautical Approach to the Teaching and Learning of Second Languages (L2) / Elkabas Charles, Trott David and Wooldridge Russon // Computer Assisted Language Learning. - 2009. -Vol.12, N 3. - P.241-254.

11. Khuziakhmetov, A. N. & Valeev, A. A. (2017). The development of university students' cognitive capacities.Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), 7(2), 149-158. http://mjltm.org/assets/uploads/2016/11/Vol.7,Issue2,February2017.pdf

Педагогика

УДК:378

кандидат юридических наук Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье характеризуются основные черты творческого мышления студентов, указано о необходимости постоянного развития профессиональной квалификации и способности эффективно действовать в нестандартных ситуациях. Бурное развитие науки предполагает творческий характер труда в сфере общественных наук, требует от работника постоянного самообразования, направленного на совершенствование мышления и знаний.

Ключевые слова: самообразование, слушатель, познавательная деятельность, учебный процесс, обучение.

Annotation. The article characterizes the main features of creative thinking of students, indicates the need for constant development of professional skills and the ability to effectively act in unusual situations. The rapid development of science involves the creative nature of work in the field of social Sciences, requires the employee's constant self-education aimed at improving thinking and knowledge.

Keywords: self-education, listener, cognitive activity, educational process, training.

Введение. Усвоение общественных наук студенческой молодежью в своей основе опирается на их мыслительную деятельность, которая является первой и самой непосредственной областью приложения знаний. Посредством мышления студент как будущий специалист подготавливается к действию, ориентирует его к будущей профессии. На сферу мыслительной деятельности направлены знания общественных наук, которые приобретают особое значение благодаря тому, что могут быть использованы специалистом в процессе его трудовой деятельности, в раздумьях, мышлении, выработке активной жизненной позиции.

Изложение основного материала статьи. Мышление является первой формой практики. Именно в этой сфере, прежде всего, реализуются научные знания, которые благодаря мышлению, перерабатываются в сознание, достигают той или иной степени зрелости, формируют человеческие убеждения, выступают движущей силой, направляющей деятельность людей. Полезный результат человеческой трудовой, производственной и иной деятельности представляет собой итог в первую очередь мыслительной деятельности.

Учебный процесс по овладению знаниями общественных наук является важной, можно сказать, начальной областью их применения. Но это, повторяем, происходит только благодаря мышлению студентов, внимание к творческому характеру которого в последние годы значительно усилилось.

Необходимость развития у студентов творческого мышления в определенной мере вызвана тем, что ныне у значительной части студентов преобладает репродуктивное мышление, когда студент при усвоении учебного материала в основном запоминает его чисто механически, не всегда способен сделать самостоятельные выводы и обобщения, отвечает, как правило, по одному источнику, не вникает в существо понятийного аппарата, в своих знаниях не выходит за рамки содержания учебника, учебного пособия. Этот уровень мышления не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Следует также учитывать новые условия и обстоятельства в жизни нашей страны: динамичные процессы развития на основе научно-технической революции, моральное старение части знаний и возникновение новых выводов и положений, высокие требования к нравственной и политической культуре специалистов, развитие у них социальной активности.

Репродуктивное мышление характеризует специалиста пассивно-созерцательного типа, не способного адаптироваться в новых условиях, принимать самостоятельные решения, активно бороться за повышение эффективности производства. В России нужны специалисты творческого склада ума, способные активно бороться за претворение в новых идей.

Важным средством развития творческого мышления студентов является проблемное обучение. В отличие от репродуктивного обучения оно заставляет студента приобретать знания не путем их запоминания, а посредством решения учебных проблем на основе - создания проблемных ситуаций. Преимущества такого обучения, когда акцент делается не на память, а на использование разума, очевидны. Следует отметить, что действительным разумом целесообразно считать тот, который доказывает свою самостоятельность в акте познания. В проблемном обучении усвоение учебной информации происходит путем активной познавательной деятельности студентов. В ряде случаев познание ведет даже к открытию новых знаний.

Знания, усвоенные только посредством памяти, не всегда осознаны, устойчивы, поэтому не случайно великий русский писатель Л. Толстой, занимавшийся и педагогической деятельностью, отмечал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью».

Характеризуя основные черты творческого мышления, следует отметить, что, во-первых, в его основе лежат научные знания. Если человеку поступает лишь как называемая житейская информация, мышление носит рутинный, грубо прагматический характер. Во - вторых, в процессе творческого мышления есть элементы исследовательской деятельности, которые опираются на познавательные навыки и умения того, кто учит и кто обучает. В-третьих, возбудителем творческого мышления является познавательный интерес

студента, т. е. неукротимая, постоянная жажда новых знаний, стремление вести поиск, внутренняя готовность студента к учению.

Творческому мышлению свойственно стремление к размышлению, т. е. связыванию причин и следствий, поиску ответа на вопрос «почему?», проникновению в сущность изучаемых явлений, выявлению случайных связей, обнаружению закономерного, установлению согласованности новых свойств с изменившимися условиями и пр.

Творческое мышление отличается быстротой умственной ориентировки (находчивости) при решении нестандартных задач. Ему присущи критичность, отсутствие склонности к предвзятости, необоснованным суждениям.

О творческом мышлении можно говорить тогда, когда ученик сам открывает, сам находит незнакомое ему доказательство. Творческое мышление можно рассматривать на двух уровнях: на уровне активной познавательной деятельности студента, когда приобретаются знания, уже известные науке, здесь элементы творчества проявляются в самостоятельности обобщений, повторении научного поиска и на уровне исследовательской деятельности, когда добываются знания, еще не известные науке. Здесь творчество проявляется в новых выводах и открытиях.

Эти уровни творческого мышления, не существуя в чистом виде, нередко переплетаются. Второй, высший уровень творческого мышления далеко не всегда носит массовый характер. Первый же уровень как более доступный должен охватить всех студентов. Преподавателю важно делать все возможное для формирования творческого мышления студентов на самом высоком уровне.

Следует отметить, что в нашей литературе механизм развития творческого мышления разработан еще недостаточно полно. Нам представляется, что помимо сущности, содержания творческого мышления, определяющего целенаправленность этого процесса, механизм его развития включает: предпосылкой и условия развития творческого мышления, источник возникновения творческого мышления, рабочий инструмент творческого мышления пути, формы и средства развития творческого мышления. Все эти составные части находятся в тесном взаимодействии и служат решению одной задачи - достижению того, чтобы студенты в процессе изучения общественных наук развивали творческое мышление, учились творчески мыслить.

Предпосылками и условиями развития творческого мышления студентов являются творческая работа преподавателя, наличие у студентов опорных знаний, навыков и умений самостоятельной работы. Если преподаватель сам не обладает творческим складом ума, то трудно ожидать, что он сможет способствовать развитию творческого мышления студентов. Так при изучении педагогической литературы, было отмечено многими, что преподаватель общественных наук - это человек творческого склада. Он всегда в курсе новейших достижений науки, искусства, общественной жизни, стремится постоянно обогащать свои знания, ибо, как известно, учитель до тех пор остается учителем, пока он учится сам [9].

Творческое мышление студентов начинается с развития творческого мышления самих преподавателей, которые должны быть прежде всего взыскательны к самим себе. Высокие, строгие требования к преподавателю «диктует сама наша действительность, глубокий революционный и творческий характер, ее возрастающая роль в духовной жизни нашей страны, всего современного человечества» [5].

Творческая работа-это работа более высокого качества. Поиск наиболее оптимальных способов ее стимулирования, в частности работы преподавателя, представляется ныне весьма актуальным. Нередко на одной и той же кафедре преподаватели работают по-разному: один творчески читает лекции и творчески проводит семинарские занятия, опирается на передовые методы обучения, другой читает лекции скучно, по пожелтевшему от времени конспекту, не применяет новых методов, наглядных пособий, технических средств обучения. Начисляют обоим преподавателям одинаковую зарплату, хотя первый преподаватель помимо более высокого качества труда больше тратит времени на подготовку к занятиям.

Важной предпосылкой развития творческого мышления студентов является наличие у них опорных знаний. Делать обобщения и выводы, аргументированно доказывать, решать учебные и исследовательские проблемы можно, только опираясь на определенную сумму знаний. Это - одно из важнейших условий проблемного обучения. «Пустая голова не рассуждает: чем больше знаний имеет эта голова, тем больше она способна рассуждать» [4].

Источником развития творческого мышления является разрешение познавательных противоречий. Именно постановка и решение учебных проблем выступают важным условием совершенствования творческого мышления. На наш взгляд, в процессе проблемного обучения наиболее трудным является выделение учебных проблем. Нередко их сводят к обычным вопросам, которые, как правило, не несут необходимой проблемной нагрузки. Между тем учебная проблема - это исходная постановка учебного материала, в которой отражено познавательное противоречие, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее познавательный интерес к сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия, вывода или положения.

Учебная проблема имеет свою структуру: известное, неизвестное, условия решения проблемы, способ решения проблемы. Известное как составной элемент учебной проблемы содержит познавательное противоречие. Последнее ставится не для того, чтобы сознательно запутать студента, искусственным путем создать затруднение. Противоречивая информация должна вызывать у студента потребность в ее разрешении, служить толчком для развития творческого мышления. Согласно материалистической диалектике, движущей силой, побуждающей мысль человека к различным поисковым действиям, является противоречие процесса познания, потребность разрешить его.

Инструментом творческого мышления является методология познания, система познавательных навыков и умений. Одной из особенностей проблемного обучения является то, что в ходе его студент приобретает не только сумму знаний по учебному предмету, но и сумму методологических знаний, лежащих в основе творческого мышления.

Вид информации в учебном процессе во многом определяет и вид мышления. Информация теоретическая (учебно-содержательная и методологическая) формирует фундаментальное мышление, фактологическая - статистическое мышление, информация, полученная в ходе практики, формирует праксеологическое мышление. Можно еще выделить мышление инженерное, экономическое, методическое и др. Важно подчеркнуть, что творческое мышление предполагает комплексный метод научного мышления, включающий основные его виды, в основе которых лежит фундаментальное мышление.

Методологической основой развития проблемного обучения и творческого мышления является теория познания. Вместе с тем развитие творческого мышления опирается на принципы логического мышления, основные приемы умственной деятельности. В процессе изучения общественных наук в основном используются следующие приемы умственной деятельности: а) анализ - синтез; б) абстрагирование существенных признаков предмета (явления); в) прием конкретизации; г) сравнение двух или нескольких явлений (признаков, предметов); д) установление различных отношений между предметами (признаками, явлениями); е) обобщение. Творческое мышление студентов реализуется в различных формах учебного процесса на основе применения всего комплекса средств обучения.

Ныне поставлена задача - повысить роль лекций в учебном процессе, добиваться, чтобы она носила проблемный характер, ориентировала студентов на творческое изучение общественных наук, способствовала творческому мышлению студентов. В лекции целесообразно делать упор не только на напряжение памяти студентов, но и на усилия их разума: умело ставить в лекции учебные Проблемы, в изложении материала шире практиковать элементы научного творчества, усилить значение обучающей функции, формирующей у студентов познавательные умения.

В рекомендациях научной педагогической литературы была отмечена необходимость совершенствования методики проведения семинарских занятий как эффективной формы закрепления знаний студентов, проявления их творческих способностей.

Сегодня в методике проведения семинаров наблюдается ряд изъянов: не всегда имеют место творческое обсуждение изучаемых вопросов, разбор учебных проблем; не все формы семинаров достаточно активны; не всегда студенты умеют принимать участие в дискуссиях, отстаивать свои убеждения, правильно ориентироваться в современном мире. Устранение этих недостатков в методике семинарских занятий будет способствовать развитию творческого мышления студентов.

Особое значение ныне приобретает оптимальная организация самостоятельной творческой работы студентов. Решение этой задачи предполагает разработку на кафедрах сборников проблемных заданий для активизации умственной деятельности студентов.

Привитию навыков творческой самостоятельной работы студентов должны способствовать правильно разработанные методические пособия. Важно шире привлекать студентов к анализу статистического материала, обобщению реальных фактов жизни. Развитие творческого мышления студентов невозможно без применения знаний в практической деятельности.

Целесообразной представляется разработка такого вида наглядных пособий, который носил бы не только иллюстративный характер, но и помогал бы ставить учебные проблемы.

Важно стимулировать творческое мышление студентов. Иногда говорят, что студенты не располагают достаточным временем для самостоятельной работы. Нам представляется, что дни самостоятельной работы следует отводить в первую очередь тем студентам, Которые проявляют стремление к творческому мышлению.

Выводы. Развитие творческого мышления студентов является непременным условием успешного внедрения проблемного обучения, которое, в свою очередь, становится таковым лишь тогда, когда в полной мере проявляется творческое мышление студентов.

Литература:

1. Абдурзакова М.А., Медова Л.Р., Ярычев Н.У. Проблема грамотности в современном мире: теория и практика. // В сборнике: Наука и молодежь Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и аспирантов. 2017. С. 480-484.

2. Ашхотова Л.А. Роль норм конституционного права в формировании правомерного поведения личности. // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 9. С. 127-129.

3. Берова Д.М., Нагоева М.А. Повышение творческой активности обучаемых в вузах, как составная часть подготовки специалистов. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 4. С. 29-32.

4. Бетербиев Ш.И., Нагоева М.А., Ярычев Н.У. Организация воспитания и воспитательной работы с обучающимся в образовательных организациях МВД России. // В сборнике: Наука и молодежь Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и аспирантов. 2017. С. 489-493.

5. Говердовская Е.В., Карлина O.A. Высшее образования в регионе: проблемы и решения. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 3. С. 29-33.

6. Говердовская Е.В., Карлина O.A. Становление поликультурной компетентности будущего специалиста через решение профессиональных задач. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 5. С. 20-23.

7. Коркмазов A.B. Понятие и представление о «смысле» как о фундаментальной составляющей характеристики личности. // В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 54-55.

8. Коркмазов A.B. Роль личностно смысловой сферы в профессиональном развитии индивида. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 1. С. 18-20.

9. Морозов А.Н. Педагогические основы развития исследовательских компетенций бакалавров в процессе дипломного проектирования. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 6. С. 30-33.

10. Нагоева М.А. Логические приемы, используемые в педагогическом процессе обучения специалиста. // Успехи современной науки. 2016. т. 1. № 10. С. 199-200.

11. Шамаев A.M. Информационное обеспечение антитеррористической деятельности. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 181-184.

12. Ярычев Н.У. Подготовка будущих учителей к обеспечению прав ребенка в образовательном учреждении. // Москва, 2017.

13. Ярычев Н.У., Нагоева М.А. Совершенствование методов образования в высших учебных заведениях. // Мир науки. 2017. Т. 5. № 4. С. 30.

Педагогика

УДК 373.2; 373.3

аспирант Насибуллина Эльмира Раильевна

Башкирский государственный университет (г. Уфа)

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье актуализируется тенденция экологизации российского социума. Обоснована важность экологического воспитания и образования на всех ступенях, включая дошкольное, школьное и послешкольное образование. Отмечена возрастающая роль экологической культуры и необходимость ее воспитания с самого раннего возраста. В настоящей статье автор определяет роль педагогической деятельности в экологическом образовании детей. В статье выявлены основные педагогические условия экологического образования детей. Представлены принципы моделирования педагогической деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Определены компоненты модели педагогического обеспечения экологического образования детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, экологическое воспитание, педагогические условия, формирование дошкольного образования.

Annotation. In the article the tendency of ecologization of the Russian society is actualized. The importance of ecological education and education at all levels, including pre-school, school and post-secondary education is substantiated. The increasing role of ecological culture and the need for its upbringing have been noted from an early age. In the present article determines by the author a role of pedagogical activity in ecological education of children. In article the main pedagogical conditions of ecological education of children are revealed. The principles of modeling of pedagogical activities for ecological education of children of preschool age are presented. Components of model of pedagogical ensuring ecological education of children of preschool age are defined.

Keywords: Ecological education, ecological culture, ecological education, pedagogical conditions, formation preschool education.

Введение. Современное образовательное пространство находится в процессе трансформационных изменений, связанных с экологизацией российского социума. Вектор экологического образования с одной стороны дает возможности прогрессирующего развития личности для природоохранной деятельности, а с другой стороны предвосхищает предпосылки реализации экологоориентированных методологических аспектов в образовании. Этот факт подтолкнул педагогическое сообщество к разработке стратегии сохранения равновесия экологической обстановки путем разработки моделей, подразумевающей такое развитие личности ребенка, который бы в будущем был способным удовлетворить все возрастающие потребности населения без ущерба оставляемым в наследство возможностям будущих поколений. Таким образом, процесс экологизации российского социума намечен на всех ступенях образования. Он востребовал необходимость повышения значимости роли культурных ориентиров личности ребенка на различных этапах ее социализации. Это обозначило приоритет фундаментальных теоретических исследований заданного направления в системе дошкольного, школьного и послешкольного образования, а также практического решения проблем его прикладной основы.

В настоящее время становится актуальной педагогическая деятельность, направленная на становление бережного отношения к природе у детей, которую можно позиционировать как целостный процесс прогрессивного формирования и развития личности, что выражается в потенциале опыта взаимодействия ребенка с социоприродным пространством, а также развитии умений и навыков осуществления экологически направленную целесобразную деятельности, в основе чего лежат систематически усваиваемых в дошкольном возрасте представлений и элементарных понятий. В контексте данной деятельности реализуется потребность ребенка в гуманном отношении ко всему живому.

Целенаправленная педагогическая детальность как процесс обусловлена соответствующими педагогическими условиями.

Изложение основного материала статьи. Авторы ряда исследований, посвященных проблеме организации необходимых педагогических условий, призывают рассматривать их как специфические обстоятельства или причины, которые обусловливают формирование образовательной среды, образовательных процессов, явлений (М. В. Бутакова, Н. И. Быкова). Некоторые исследователи рассматривают данные условия в качестве особых обстоятельств, делая акцент на обстановке, в рамках которой происходит развитие ребенка (Б. Г. Ананьев).

Другие в то же время понимают под условием обстоятельство воспитательно-образовательного процесса, которое представляет собой результат креативной деятельности педагога по сопровождению процесса формирования у детей специфических интегральных качеств [1].

Таким образом, если под условием понимать результат деятельности, то оно, естественно, и должно рассматриваться не только как некая данность, но и как нечто целенаправленно, преднамеренно создаваемое, что дает нам возможность рассматривать их как специально сконструированные (смоделированные) педагогические процедуры, взаимосвязь совокупности объективных и субъективных факторов, реализация которых позволяет педагогам успешно продвигаться в решении определенного класса педагогических задач.

Под педагогическими условиями экологического образования детей мы понимаем условия, способствующие реализации следующих задач экологического образования [2]:

-формирование системы элементарных научных знаний, которые являлись бы доступным для понимания детьми дошкольного и младшего школьного возраста и выступать как средства развития экологически осознанного отношения к окружающей действительности;

-формирование познавательного интереса к окружающей природе;

-формирование первоначальных умений и навыков экологически ориентированного поведения по отношению к природе;

-формирование бережного, гуманного, заботливого отношения как к природе, так и к окружающему миру в целом;

-формирование умений и навыков трудового характера при взаимодействии с животным и растениями, а также навыков наблюдения за объектами природы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.