Разнообразие выбора заданий и технологий для их самостоятельного выполнения свидетельствует о развитии интереса к выполнению методических заданий, осмыслению студентами своих интересов в области методической работы, что характеризует ценностно-мотивационный компонент профессиональной (методической) компетентности будущего учителя географии.
Выводы. Апробация технологий освоения студентами методического модуля позволила уточнить роль полевых практик в формировании методического компонента профессиональной компетентности, поскольку основной задачей будущего учителя географии является задача построения и реализации школьного образовательного процесса, ориентированного на достижение зафиксированных в стандарте общего образования результатов учащихся.
В условиях полевой практики познавательные процедуры понимания, осмысления, проектирования, коммуникаци и рефлексии становятся универсальными способами учебно-познавательной деятельности современного студента и определяют особенности компетентностно-ориентированной профессиональной подготовки будущего учителя географии.
Таким образом, способность будущего учителя географии использовать различные технологии разработки учебных материалов в процессе полевых практик - обоснована нами как «способность проектировать образовательный ресурс» (географические экскурсии, исследовательские полевые задания, географические проекты полевых уроков и внеурочных занятий, элементы УМК учителя географии), которая является компонентом методической (профессиональной) компетентности как целостного интегрального качества личности будущего учителя географии.
Литература:
1. Богословский В.И. Управление знаниями в образовательном процессе современного университета [Текст]: научно-методические материалы / В.И. Богословский, Е.Н. Глубокова - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2012. - 288 с.
2. Верещагина Н.О. Методическая подготовка учителя географии: новый виток развития // Приоритетные направления развития географического образования в школе и вузе: Коллективная монография / Под ред. Профессора В.П. Соломина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - 157 с. C 117-118.
3. Мосин В.Г. Роль полевой практики в образовательных программах факультета географии [Текст] / В.Г. Мосин // Вестник Герценовского университета. - 2009. - №4. - С. 32 - 33.
4. Мосин В.В. Полевая практика по топографии [Текст] / В.В. Мосин // Учебное пособие / В.В.Мосин, Е.А.Кошелева - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 63 с.
5. Тряпицына, А.П.. Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования [Текст] / А.П. Тряпицына // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета / РГПУ. - СПб., 2013. - N 1. - С. 50 - 61.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат юридических наук Нагоева Марина Ауесовна
Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик); кандидат юридических наук Урумов Аскер Валерьевич
Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
К ОБУЧЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. Настоящее исследование посвящено изучению проблем формирования профессионального мышления и профориентации учащихся к обучению в педагогическом вузе. В работе актуализируется научная организация учебно-воспитательной работы по профессиональной ориентации. Авторами проанализированы основные этапы формирования профессионального мышления по осуществлению педагогической деятельности. Раскрыты профессиональные педагогические умения, необходимые при формировании профессионального мышления и профориентации учащихся.
Ключевые слова: педагог, учебно-воспитательная работа, профессиональная ориентация, педагогическая профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, психологическая поддержка, профессиональное мышление, профессиональные педагогические умения.
Annotation. The investigation study is devoted to the study of the problems of professional thinking formation and the professionalization of students to the study in the pedagogical institution. Scientific organization of educational work on professionalization is actualized in the paper. The authors analyzed the main stages in the professional thinking formation in pedagogical activity. Professional pedagogical skills necessary for professional thinking formation and professionalization of students are revealed.
Keywords: teacher, educational work, professionalization, pedagogical professionalization, professional education, professional consultation, psychological support, professional thinking, professional pedagogical skills.
Введение. Формировании у школьников профессиональных интересов занимает особое место. Именно в ней закладываются основы характера учащихся, формируется их моральный облик, приобретается жизненный опыт, усваиваются нравственные понятия и привычки, определяется направленность профессиональных интересов. А качества, воспитанные с детства, составляют фундамент, на котором базируется дальнейшее трудовое обучение и воспитание, ибо «тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание,- писал А.С. Макаренко,- в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку»6.
6 Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1977. Т. 2. С. 54.
Особое место в подготовке специалистов занимают высшие учебные заведения - университеты, институты, где подготовка специалистов ведется на глубокой научной основе. Именно в вузе наиболее эффективно осуществляется сочетание общественной подготовки с глубоким усвоением профилирующих предметов. При этом между школой и высшей учебной организацией имеется преемственность, заключающаяся в обучении как основном виде деятельности. На уровне первоначальных задач у школьников и студентов также имеются точки соприкосновения в области получения знаний и поиска путей и способов их применения, а также в закреплении и развитии своих способностей.
Изложение основного материала статьи. Современный этап развития высшей школы характеризуется повышенными требованиями к подготовке высококвалифицированных специалистов. Эффективность подготовки специалистов в высшей школе определяется рядом факторов. Среди них основными являются научная организация учебно-воспитательной работы по профессиональной ориентацией, под которой следует понимать систему мероприятий, направленных на поддержку подрастающего поколения в выборе профессии для будущей работы. В системе общего образования эта значимая деятельность позволяет старшеклассникам определиться с выбором вида занятости и подбора в дальнейшем места для трудоустройства. Как правило, в систему школьных ценностей входит воспитание трудолюбия, работоспособности, ответственности за порученное дело. У обучаемых формируется собственная картина мира профессии, позволяющая выявить собственные предпочтения, которые впоследствии могут способствовать как успешной социализации, так и возможностям построения профессиональной карьеры. Традиционно в системе профессиональной ориентации различают профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональное консультирование и содействие послешкольному трудоустройству.
В ходе педагогической профориентации существенная роль принадлежит психолого-педагогическим основам формирования профессиональных склонностей и интересов учащихся. Специальные исследования свидетельствуют о том, что для дальнейшего совершенствования подготовки педагогических кадров особое значение имеет отбор в педагогические учебные заведения молодежи, которая обладала бы устойчивым интересом к педагогической профессии и способностям, позволяющими успешно овладеть этой профессией.
Неслучайно из многообразия профессиональных интересов наиболее рано проявляется интерес именно с педагогической профессии. Интерес к любой профессии развивается и укрепляется только в деятельности. Следовательно, его надо развивать и упражнять в конкретной, доступной детскому возрасту деятельности. Имеется много возможностей для развития профессиональных интересов учащихся в процессе учебно-воспитательной работы школы. Но наиболее благоприятные условия складываются именно для развития педагогических интересов.
Становление профессиональной направленности предполагает, прежде всего формирование устойчивых профессиональных интересов. Интерес к труду выражается в его осознанной значимости и эмоциональной привлекательности для человека. Это может выражаться и как проявление заинтересованности в творческих началах, заключенных в профессии, в тех перспективах, которые отражаются в саморазвитии, в повышении уровня своей квалификации. Ориентация на профессию педагога предполагает наличие соответствующей профессиональной направленности, психологической готовности к педагогической деятельности. В качестве компонента логической готовности рассматривается желание стать учителем, интерес к педагогической профессии, убежденность в наличии необходимых для этой профессии способностей и самостоятельность при выборе профессии. При выборе профессии учителя исходным основанием может стать все, что связано с детьми (любовь к детям, желание заниматься с ними), а также все, что связано со специальностью (интерес к предмету, желание развить свои знания). Профессию учителя можно избрать также и из-за самой профессии (уважение к работе учителя, престиж профессии и пр.). Учащийся с благоприятной психологической настроенностью, как установлено, глубже усваивает знания в образовательной организации, достигает лучших успехов на практике, его желание работать учителем с годами упрочняется.
Процесс ориентации на педагогическую профессию в школе является специфическим, интерес к педагогической профессии зарождается чаще всего под влиянием личности конкретного учителя, его педагогического мастерства, поэтому наличие в педагогических коллективах творчески работающих учителей уже само по себе является важным фактором профессионально-педагогической ориентации. Пример учителей бестактных, малокультурных, недостаточно компетентных в своем предмете воздействует на развитие педагогических интересов особенно пагубно.
Интерес к педагогическому труду развивается и под влиянием общественно-педагогической деятельности школьников. Любой ученик может стать в позицию воспитателя, будучи «старостой» в группе. Поэтому система развития профессиональных педагогических интересов должна включать в себя выявление склонностей к воспитательной работе с первого класса, дифференциацию истинного интереса и интереса, основанного на честолюбии, желании заниматься организационной деятельностью. Прочная профессионально-педагогическая направленность может быть сформирована лишь в результате целенаправленного воздействия педагогического коллектива. Но работа школы по формированию педагогических интересов происходит чаще всего стихийно, не целенаправленно. Учителя не применяют специальных усилий для укрепления склонностей к воспитательной деятельности. «Старостой» группы нередко избираются учащиеся, которые совершенно не интересуются работой с детьми. Работая формально, они тем самым принижают творческий настрой учеников, с интересом работающих по воспитанию младших школьников или сверстников.
Успехи в подготовке будущего учителя и в формировании его личности во многом зависит от психологической подготовки учащихся к сознательному выбору профессии учителя. Работа школьника в позиции воспитателя в течении нескольких лет дает возможность проверить его способности к педагогической деятельности, определить, есть ли у него устойчивое желание быть учителем. Но прежде всего, необходимо тщательно подбирать для такой работы учащихся, обладающих педагогическими интересам, систематически привлекать их к общественной жизни, работе в патриотических организациях, в школьном самоуправлении.
Для того, чтобы в школьные годы у учащихся возник интерес к педагогическому труду, основанный на пробе своих сил, необходимо осуществлять работу по профессионально-педагогической подготовке. Учитель, развивая склонности к педагогической профессии, обязательно должен ознакомить школьников с конкретными требованиями к деятельности педагога, помочь вычленить наиболее важные с точки зрения правильного выбора профессиональные требования, оценить свои возможности. В ходе беседы с педагогом
школьники могут получить индивидуальные задания, содержащие рекомендации, прочитать соответствующую книгу, поручение написать рецензию на кинофильм об учителе или художественное произведение о детях. В некоторых школах практикуют шефство старшеклассников над «трудными» подростками, которое фиксируется в отчете на заседаниях педагогического совета школы.
Учитель, сообразуясь с ростом педагогических интересов учащихся, разрабатывает ряд мероприятий, которые осуществляют ученики старших классов. Они могут выступать перед учащимися с докладами, освещающие общественно-политическую жизнь региона или страны в целом, обсуждать прочитанные книги, художественные фильмы и спектакли. Помогать школьникам подшефного класса в учебе, под руководством педагогов организовывать олимпиады для средних и младших классов, вести предметные и творческие кружки. Старшеклассники могут также оказывать педагогическому коллективу помощь в эффективной организации учебного процесса, например, выступать консультантами по определенному предмету, отдельной теме. Все это способствует формированию и развитию устойчивых профессиональных интересов к педагогической профессии. Во всех видах деятельности школьников при формировании педагогических интересов надо учитывать индивидуальные особенности учащихся, акцентировать внимание на развитии их стремления самостоятельно углублять свои знания.
Для того, чтобы учащиеся имели объективное представление о профессии учителя, в школах можно организовать психолого-педагогический факультатив. Специально разработанная программа факультатива поможет учащимся старших классов понять специфику и характер педагогической деятельности, получить сведения из области психолого-педагогических знаний, овладеть простейшими педагогическими умениями и навыками. На примере жизни и деятельности лучших педагогов прошлого и настоящего у участников факультатива следует воспитывать устойчивый интерес и уважение к профессии учителя. В факультативе должны участвовать те старшеклассники, которые проявляют определенные склонности к учительской профессии. Подобная работа будет способствовать воспитанию желания работать с детьми, ответственно и эффективно выполнять все педагогические поручения. Всей этой работой обязательно должен руководить педагог. Склонности выпускника средней общеобразовательной школа к учительской профессии, навыки его работы со школьниками в роли воспитателя, участие в работе школьного актива необходимо фиксировать в специальных характеристиках. Обоснованные и развернутые характеристики позволяют достаточно уверенно судить об уровне профессиональной пригодности и направленности поступающих в педагогические вузы. Так, педагогические коллективы школы фиксируют педагогические наклонности старшеклассников в характеристиках-рекомендациях, которые раскрывают осознанность выбора профессии, интерес к работе в школе. Подобные характеристики не только служат источником информации для приемных комиссий, но и показывают роль школы в профориентации абитуриентов.
Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что подготовленность к выбору профессии учителя необходимо начинать возможно раньше - в процессе проведения педагогической профессиональной ориентаций. Ее содержанием должно быть не только знакомство учащихся с особенностями труда учителя, но и формирование у школьников интереса и наклонностей к педагогической деятельности как основных мотивов выбора профессии учителя средствами учебных предметов, психолого-педагогических факультативов, а также путем привлечения учащихся к выполнению доступных для них педагогических поручений.
Профессия учителя требует особого призвания, общих и специальных способностей. Поэтому педагогические учебные заведения призваны не только вооружать определенными знаниями, но и формировать особые качества личности, обеспечивающие успешность в работе. Помимо разнообразных знаний, умений и навыков, успешность педагогической деятельности определяется профессиональными качествами. Это, прежде всего, убежденность, общая культура, научная эрудиция, знание своего предаете, методики преподавания, педагогический такт, справедливость, самообладание, выдержка, владение словом, силой внушения и т.д. Педагог является центральным звеном в формировании современного человека. От его нравственных качеств, характерологических особенностей зависит, какими будут люди, приходящие на смену старшему поколению. Не случайно К.Д. Ушинский писал: «Большее влияние оказывает на учеников личность учителя, чем наука...»7.
В ходе профессиональной ориентации осуществляется процесс формирования установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляются жизненные планы учащегося. Проводится социальная адаптация старшеклассников при выборе профессии - важнейший этап процесса профессионального самоопределения современного человека. И такая адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью. Именно в этот момент происходит процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах.
На основании изложенного следует отметить, что профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности ребенка и социально-экономической ситуации на рынке труда, оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся школ с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
7 Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. Педагогические статьи. 1857-1861. М. - Л.: Издательство Академии педагогических наук, 1948. С. 521.
3) Психологическую поддержку - методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
Как видим, особое место в успешной реализации в профессиональной ориентации учащихся принадлежит учебно-воспитательной деятельности школы, которая представляет собой многоуровневое воспитательное пространство. Принимая за аксиому тот факт, что обучение и воспитание должны идти параллельно, взаимно дополняя и обогащая друг друга в сложном процессе формирования личности, представляется целесообразным строить внутри школьного и вузовского пространства систему непрерывного воспитания, подобную системе непрерывного образования.
Одна из первых задач здесь - формирование профессионального мышления к осуществлению воспитательной работы, в процессе которой можно выделить несколько этапов:
Первый этап - диагностический - проведение объективной диагностики воспитанности на всех этапах обучения с реализацией возможного многообразия ее основных функций: функции обратной связи; педагогической коррекции; мотивации, стимулирования и контроля. Таким образом, именно диагностика на начальном этапе осуществления воспитательной деятельности вносит конкретность в деятельность педагога, нацеливает его на эффективное решение практических задач.
Второй этап - технологический - приобретение теоретических знаний и практической ориентировки по достаточно широкому спектру современных воспитательных технологий, а также специфики их реализации с учетом возрастных особенностей учащихся (студентов). При этом система взаимодействия педагога и учащегося (студента) при осуществлении воспитательной работы имеет определенную этапность и закономерность в своем поступательном развитии по степени необходимой активности:
1) начальный - степень активности педагога по организации воспитательной работы должна быть максимальной при изначальной пассивной и гиперболизированном «чувстве взрослости» учащегося (студента) и отсутствии достаточной степени контактности и дифференцированности в отношениях с ними, а также необходимой степени доверия и взаимопонимания;
2) формирующий - степень активности субъектов воспитательного процесса «идет на сближение», так как для этого существуют необходимые предпосылки, вследствие чего возникает реальная дифференциация и индивидуализация воспитательных воздействий, а также частичная передача воспитательных функций отдельным личностям, школьному (студенческому) активу, в идеале - всей группе;
3) завершающий - степень активности педагога должна быть минимальной, при максимальной активности учащегося (студента), который в подавляющем большинстве проявляет самостоятельность, внутреннюю потребность и реальную заинтересованность в самосовершенствовании своих личностных качеств для успешной самореализации в макросоциуме.
Именно исходя из таких общих закономерностей личностного развития педагогам необходимо подбирать средства педагогического воспитательного воздействия при планировании и реализации различных организационных мероприятий. При этом особенно остро встает проблема развития навыков воспитательной работы в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей, то есть достижения неразрывного единства воспитательной работы и непосредственно обучающей деятельности. Педагог порой не проводит воспитательной работы, ссылаясь на недостаток времени, отсутствие эффективных средств и методов ее выполнения, а зачастую просто и не видит в этом реальной необходимости или же потребности, так как зачастую большинство педагогов все еще ориентированы на субъектно-объектные отношения с преобладанием монологической модели общения. Эта модель с ее авторитарностью воспроизводит не только знания, но и авторитарную личность, и авторитарность как принцип межиндивидуальной коммуникации порождает непонимание, отчуждение, разобщенность, неадекватное поведение, а нередко и психологические травмы, неврозы, которые, к сожалению, далеко не редкость в школьной и студенческой среде.
Третий этап - результативный - формирование партнерского сотрудничества, стремление к наиболее продуктивным и эффективным межличностным взаимоотношениям.
Выводы. В плане формирования профессионального мышления и профориентации учащихся к обучению в педагогическом вузе особое значение приобретают такие профессиональные педагогические умения, как: оценка состояния воспитанности и воспитуемости учащегося; индивидуальный и дифференцированный подход; проникновение во внутренних мир другого человека; умение планировать не только оперативно, но и перспективно с учетом индивидуальных задач личностного развития учащегося; стремление к изучению личности учащегося для ее направленности и корректировки профессионального педагогического воздействия; формирование собственной профессиональной позиции как диагноста и воспитателя.
Литература:
1. Бетербиев Ш.И., Нагоева М.А., Ярычев Н.У. Организация воспитания и воспитательной работы с обучающимся в образовательных организациях МВД России // Наука и молодежь: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и аспирантов. 2017. С. 489-493.
2. Бидова Б.Б. Деятельностный подход к реализации учебного процесса в вузе // Актуальные проблемы современного права: материалы первой региональной научно-практической конференции. 2017. С. 8-12.
3. Горбачева С.М., Стрижко И.И. Профессиональная ориентация учащихся // Молодой ученый. 2015. № 21. С. 778-781.
4. Коркмазов А.В. Роль личностно смысловой сферы в профессиональном развитии индивида // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 1. С. 18-20.
5. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1977. Т. 2. - 397 с.
6. Нагоева М.А. Логические приемы, используемые в педагогическом процессе обучения специалиста // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 10. С. 199-200.
7. Урумов А.В. Дидактические принципы преподавания дисциплины «Теория государства и права» // Юридическое образование и наука. 2010. № 3. С. 25-29.
8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. Педагогические статьи. 1857-1861. М. - Л.: Издательство Академии педагогических наук, 1948. - 656 с.
Педагогика
УДК:37.032
кандидат педагогических наук, доцент Невзорова Анна Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского» (г. Ярославль)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы формирования лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности. В работе актуализируется необходимость формирования лидерских качеств у подрастающего поколения. В статье изучены основные подходы к определению компонентов структуры лидерских качеств. Выявлены соответствия между лидерскими качествами и универсальными учебными действиями. Представлены результаты эмпирического исследования педагогических условий формирования лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, лидерские качества, фундаментальное ядро содержания общего образования.
Annоtation. This study is devoted to the research of the problem of formation of leadership skills of students in extracurricular activities. The paper actualizes the need for the formation of leadership skills in the younger generation. The article studies the main approaches to the definition of the components of the structure of leadership qualities. The correspondence between leadership qualities and universal educational actions is revealed. The results of empirical research of pedagogical conditions of formation of leadership skills of school students in extracurricular activities are presented.
Keywords: extracurricular activities, leadership skills, the fondamental core of the content of General education.
Введение. Проблема изучения феномена лидерства и формирования лидерских качеств личности у школьников остается актуальной в отечественной педагогике на протяжении достаточно длительного времени, несмотря на смену политического строя и идеологических ориентиров. Государство, как главный заказчик системы образования, ставит перед ней цель воспитания граждан с активной жизненной позицией, инициативных, самостоятельных и грамотных молодых людей, способных брать на себя ответственность, повести за собой, организовать работу группы, работать в команде. В научной литературе понятие лидерских качеств является довольно расплывчатым и строго не определено. В разных научных школах у разных авторов мы можем найти структуры лидерских качеств, значительно различающиеся между собой. В то же время, существуют и сходства между ними, можно выделить общие подходы к пониманию ключевых компонентов, входящих в структуру лидерских качеств. Одновременно с этим, мы можем соотнести имеющиеся структуры лидерских качеств с перечнем планируемых образовательных результатов, обозначенных в Федеральных государственных образовательных стандартах на разных уровнях общего образования. Это сопоставление позволяет нам обнаружить смысловые параллели между лидерскими качествами и универсальными учебными действиями, прежде всего, личностными, регулятивными и коммуникативными.
Педагогические подходы к изучению лидерства и лидерских качеств личности базируются, в первую очередь, на достижениях мировой психологии. Хронологически выделяют следующие этапы изучения проблемы лидерства: до начала ХХ века (Г. Спенсер, Ф. Гальтон, А. Жоли, Г. Тард, Н.К Михайловский, Л. Войтоловский), первая четверть ХХ века (К. Левин, З. Фрейд, А.Ф. Лазурский, В.М. Бехтерев), вторая четверть ХХ века (М. Вебер, Г. Олпорт, К. Берд, Р. Стокдилл, А.С. Залужный, Д.Б. Эльконин, Е.А. Аркин), третья четверть ХХ века (Л. Хьелл, Д. Зиглер, Ф. Фидлер, Р. Кеттел, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский, А.В. Петровский, Р.Л. Кричевский, Г.М. Андреева), современный период, включающий целый ряд зарубежных и отечественных исследований лидерства в политологии, социологии, организационной психологии, педагогике.
Личностное развитие школьника стало приоритетной задачей современного общего образования с введением нового поколения образовательных стандартов. Образовательные стандарты, разработанные в русле системно-деятельностного подхода и реализующие идею фундаментального ядра содержания образования, предполагают три основных компонента образовательных программ и соответствующих им три вида образовательных результатов. Таким образом, фундаментальное ядро содержания общего образования определяет базовые национальные ценности, универсальные учебные действия и основные элементы научного знания. Эти компоненты содержания образования соотносятся соответственно с личностными, метапредметными и предметными образовательными результатами. Основным средством достижения школьниками планируемых образовательных результатов становится организация их учебной и внеурочной деятельности.
Теоретический анализ проблемы лидерских качеств и формирования универсальных учебных действий позволил выявить ключевые компоненты лидерских качеств, соотносящихся с универсальными учебными действиями - это коммуникативные и организаторские способности. Это позволило обосновать отбор диагностических методик.
Представим результаты исследования, направленного на изучение возможностей внеурочной деятельности в формировании лидерских качеств школьников.
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим подходы к определению понятий лидерства и лидерских качеств. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике дает следующее определение понятия «лидерство» - это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
В современных исследованиях, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:
1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.
2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода,