Научная статья на тему 'Самостоятельная подготовка слушателей и курсантов в образовательных организациях МВД России'

Самостоятельная подготовка слушателей и курсантов в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / IMPROVEMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / PEDAGOGICAL CONTROL / САМОВОСПИТАНИЕ / SELF-EDUCATION / SELF-TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурцев Александр Владимирович

В статье анализируется педагогический подход к процессу самостоятельной подготовки слушателей и курсантов в образовательных организациях МВД России. Отмечается, что самостоятельная подготовка курсантов и слушателей учебных заведений МВД России это неотъемлемая часть учебного процесса, которая ориентирована на формирование квалифицированных специалистов для ОВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурцев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT PREPARATION OF THE LISTENERS AND COURSES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS MIA OF RUSSIA

The article analyzes the pedagogical approach to the process of independent training of students and cadets in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It is noted that the independent training of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is an integral part of the educational process, which is oriented towards the formation of qualified specialists for the internal affairs department of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная подготовка слушателей и курсантов в образовательных организациях МВД России»

Педагогика

УДК:378

преподаватель Сурцев Александр Владимирович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье анализируется педагогический подход к процессу самостоятельной подготовки слушателей и курсантов в образовательных организациях МВД России. Отмечается, что самостоятельная подготовка курсантов и слушателей учебных заведений МВД России - это неотъемлемая часть учебного процесса, которая ориентирована на формирование квалифицированных специалистов для ОВД РФ.

Ключевые слова: самоподготовка, образовательный процесс, совершенствование, педагогический контроль, самовоспитание.

Annotation. The article analyzes the pedagogical approach to the process of independent training of students and cadets in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It is noted that the independent training of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is an integral part of the educational process, which is oriented towards the formation of qualified specialists for the internal affairs department of the Russian Federation.

Keywords: self-training, educational process, improvement, pedagogical control, self-education.

Введение. Самостоятельная подготовка курсантов и слушателей учебных заведений МВД России на современном историческом этапе развития является составной частью образовательного процесса. Она имеет своим предназначением формирование высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел.

Дальнейшее совершенствование системы обучения связывают с поиском путей формирования умений и быстрой ориентации в мощном потоке информации, адаптации к динамичной структуре современного производства, творческого применения полученных знаний. Перечисленные требования объединяются целью развития самообразовательной деятельности.

Самостоятельная подготовка осуществляется для углубления и закрепления знаний, которые были получены на лекционных и других занятиях, а также для появления навыков самостоятельного получения новых, ранее не имевшихся знаний.

Самостоятельную подготовку возможно рассматривать, и как метод обучения слушателей, и как одну из возможных форм организации деятельности обучающихся в образовательном процессе. Если рассматривать самоподготовку как метод обучения, то здесь прежде всего целесообразно говорить о способе деятельности обучающегося, который осуществляется самостоятельно, без какого-либо постороннего влияния или опосредованно управляемый преподавателем.

Если же смотреть на самостоятельную подготовку как на форму организации процесса обучения - то здесь нужно говорить о целом комплексе условий обучения, созданных для образовательной деятельности, которые происходят либо под непосредственным педагогическим контролем со стороны преподавателя, либо без участия такового.

Изложение основного материала статьи. Процесс обучения и воспитания слушателей - это всегда единая взаимообусловленная и неразрывная система, которая требует осознанной, постоянной и настойчивой самостоятельной работы обучающимися.

Основной задачей самостоятельной подготовки является максимально быстрая адаптация обучающихся к сложному и многогранному процессу обучения в образовательных организациях системы МВД России. Немаловажным является и тот аспект, что самостоятельная подготовка должна пробудить интерес у обучающихся к получению новых теоретических знаний, которые впоследствии должны перейти в практическую деятельность, обеспечивающую успешное овладение программой профессиональной подготовки и готовящую сотрудников к условиям службы в соответствующих подразделениях территориальных органов внутренних дел.

Самостоятельная работа в учебном процессе выполняет ряд важнейших функций: познавательную, обучающую и воспитательную. Здесь стоит отметить, что большую роль играет установление обратной связи между преподавателем и обучающимися.

Многолетняя практика образовательных организаций МВД России свидетельствует о том, что далеко не всем преподавателям удается достичь высокого уровня активности со стороны слушателей на различных видах учебных занятий. Это практически всегда отрицательно сказывается на качестве освоения ими знаний, формировании умений, замедляет развитие познавательных интересов, внутренних мотивов и стимулов обучения. При этом само обучение в таком случае не дает ожидаемых результатов, если оно не активизирует стремление обучающегося к самовоспитанию и самообразованию. Многое зависит от преподавателя, его «увлеченности». Самые интересные и содержательные учебные занятия, не подкрепленные трудом слушателей, чтением книг, специально подобранных преподавателем заданий для самоподготовки, решением ситуационных задач, не смогут подготовить их как специалистов. Исходя из всего сказанного, все виды учебных занятий должны быть построены так, чтобы слушатель учился применять научный подход к любому проблемному вопросу, приобретал и вырабатывал необходимые алгоритмы самостоятельной работы. Навыки самостоятельной работы необходимо воспитывать.

Главный смысл самостоятельной работы заключается в том, чтобы научиться вникать в сущность изучаемых проблем, устанавливать связи событий и соотношения явлений, понятий, анализировать различные составляющие той или иной области знаний, делать обобщения и выводы. Поэтому основой самостоятельной работы является восприятие и осмысление, т.е. аналитико-синтетическая деятельность. Исходя из этого, самостоятельная работа (подготовка) сотрудника органов внутренних дел, основанная на этих принципах, должна являться частью его профессиональной подготовки.

Общеизвестно, что профессионализм сотрудников органов внутренних дел во многом зависит и от уровня соответствующей профессиональной подготовки. Основным направлением в области работы с

кадрами является профессиональное обучение и подготовка молодых сотрудников полиции, повышение их правосознания и интеллектуального уровня.

В современных условиях значимость самостоятельной работы обучающихся и самостоятельной подготовки слушателей определена низким качеством отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, уровнем их образования, мотивационной направленностью и мировоззренческим развитием личности.

Если преподаватель активен как педагог, то он фактически является организатором дополнительных занятий в форме самостоятельной подготовки. Без помощи преподавателя слушателю не обойтись. Самостоятельная мыслительная деятельность слушателя при освоении знаний необходима, и преподаватель должен его этому научить. Качественное и добросовестное выполнение самостоятельной работы требует от слушателя почти в два раза больше времени, а от преподавателя - в несколько раз больше по сравнению с принятыми сегодня нормами затрат времени на подготовку к занятиям, У преподавателей уходит время на подготовку методических рекомендаций проведения учебных занятий, проблемных вопросов, разработку ситуационных задач, сценариев проведения практических занятий по типу «малых групп», «деловых игр» и т.п. При этом возрастает почасовая нагрузка на преподавателя без учета индивидуального годового бюджета его рабочего времени. В то же время слушатель тратит много времени из-за неумения организовать самостоятельную работу.

Активная самостоятельная работа слушателя возможна только при наличии достаточно серьезной и устойчивой мотивации. В большинстве случаев у обучающихся мотивация очень слабая или полностью отсутствует. К сожалению, самый сильный мотивирующий фактор - это не подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности, а сдача текущих зачетов и итоговых экзаменов. «Самостоятельная работа есть всегда внутренне мотивированная деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня самосознания, самодисциплины, личной ответственности и приносит удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания»

Самостоятельная работа требует обязательного контроля за успеваемостью и приоритетностью тех форм, которые позволяют повысить уровень освоения материала и степень активности творческого мышления слушателя. Она на любом образовательном уровне имеет конкретную цель, задачу и конечный результат. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям слушателя, принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. Главной целью самостоятельной работы является не только закрепление, углубление и расширение получаемых знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение, освоение нового материала без посторонней помощи.

Таким образом, исходя из актуальности освещаемой проблемы, авторы предлагают разработать и подготовить Положение о самостоятельной подготовке слушателей в системе образовательных организаций МВД России. Необходимо определить самостоятельную работу слушателей, проходящих профессиональное первоначальное обучение, в рабочих программах через обозначение в учебном плане количества часов самостоятельной подготовки, форм организации ее проведения. Содержание и виды самостоятельной работы следует установить путем выявления взаимосвязи понятий, знаний, умений и навыков в пределах дисциплины, а также главных тем, изучение которых определяет знание дисциплины в целом.

Самостоятельная работа (подготовка) должна иметь цели, конкретизацию задач (проблемные и практические), важна мотивация слушателя к самостоятельной деятельности. При этом общий контроль за организацией и результатами проведения самостоятельной подготовки необходимо возложить на строевых офицеров.

Как правило, часы самоподготовки устанавливаются учебным распорядком дня на учебный год и имеют системный характер. Освобождение от обязательного присутствия на самоподготовке обучающихся, имеющих удовлетворительные оценки (без наличия неудовлетворительных оценок), допускается с разрешения начальника факультета по ходатайству заместителя начальника факультета по учебной работе. Отсутствие обучающихся на самоподготовке без уважительных причин рассматривается как нарушение служебной дисциплины (распорядка дня) и влечет за собой меры дисциплинарного или общественного воздействия.

Консультация является одной из форм оказания помощи обучающимся в самостоятельном изучении учебного материала. Все текущие консультации должны проводиться тем преподавателем, который ведет занятия в учебном взводе (группе). Это должно происходить систематично в часы самоподготовки обучающихся и носить индивидуальный, а в некоторых случаях - групповой характер. Консультации перед экзаменами должны проводиться экзаменатором.

Профессорско-преподавательский состав кафедр несет ответственность за методическое обеспечение самоподготовки курсантов и слушателей. По каждой дисциплине ППС должен подготавливать методические рекомендации, планы занятий, задания, памятки, обучать правильному конспектированию первоисточников и лекций.

Обычно самоподготовка проходит в той аудитории, которая закреплена за учебным взводом. Кроме этого, обучающиеся во время проведения самоподготовки могут находиться в читальных залах библиотек, учебно-методических кабинетах кафедр.

Необходимо вести журналы учета самостоятельной подготовки, в которых должны отмечаться причины отсутствия обучающихся на самоподготовке.

Консультации по изучаемым учебным дисциплинам во время самоподготовки обучающихся осуществляет ППС кафедр на основании имеющихся графиков проведения групповых и индивидуальных консультаций.

Для оптимизации самостоятельной подготовки профессорско-преподавательскому составу желательно применять различные формы проведения консультаций, а именно:

- групповые и индивидуальные консультации по наиболее важным или трудно усваиваемым темам и вопросам, по подготовке письменных работ, докладов;

- собеседования со слабоуспевающими обучающимися, пропустившими учебные занятия и имеющими задолженности.

Увеличении эффективности самоподготовки должно способствовать вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность, а также работу различных научных кружков.

Общий контроль организации и проведения самоподготовки в образовательной организации должен осуществляться управлением учебно-методической работы.

Начальники курсов, а также их заместители, сотрудники, ответственные за обеспечение учебного процесса факультета должны ежедневно контролировать состояние организации самоподготовки на курсах. О результатах осуществляемого контроля необходимо докладывать заместителю начальника факультета по учебной работе, начальнику факультета.

Отметки о проведении проверок, консультаций, а также замечания по организации и проведении самостоятельной подготовки делаются курсовыми офицерами, сотрудниками, ответственными за обеспечение учебного процесса

факультетов, профессорско-преподавательским составом образовательной организации, сотрудниками управления учебно-методической работы в журнале учета самостоятельной подготовки.

Резюмируя вышеизложенное, очевидно, что та воспитательная среда, которая присутствует в любой образовательной организации МВД России, может играть очень важную роль в гармоничном профессиональном и личностном становлении сотрудника правоохранительных органов. Самостоятельная подготовка, ее правильная организация в учебной организации может сильно влиять на конечный результат всего образовательного процесса, поэтому ей необходимо уделять особое внимание со стороны руководства образовательной организации.

Выводы. Необходимо отметить, что широкое использование многообразных методов самостоятельной работы (подготовки), побуждающих к мыслительной, практической и научной деятельности обучающихся, развивает важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Литература:

1. Бетербиев Ш.И., Нагоева М.А., Ярычев Н.У. Организация воспитания и воспитательной работы с обучающимся в образовательных организациях МВД России. // В сборнике: Наука и молодежь Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и аспирантов. 2017. С. 489-493.

2. Коркмазов А.В. Виды возможных поведенческих отклонений, девиантное поведение индивида. // В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 82-85.

3. Коркмазов А.В. Категория «личностно смысловая сфера» как психолого - педагогический феномен. // В сборнике: теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 240-243.

4. Лайпанова С.Х. Самообразование старшеклассников в контексте личностно ориентированного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.11. - Карачаевск, 2013. - 182 с.

5. Нагоева М.А. Развитие личности в педагогической деятельности. // В сборнике: формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 136-138.

6. Панасенко, Ю. А. Формирование умений и навыков самообразовательной деятельности у курсантов в условиях военного вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Панасенко. — Челябинск, 2005. — 163 с.

7. Паршина, С. В. Оптимизация учебно-самообразовательного материала на основе целостного подхода (по материалам общеобразо-вательных дисциплин во втузе) : автореф. дис. . канд. пед. на-ук / С. В. Паршина. — Челябинск, 1991. — 16 с.

8. Педагогические технологии в профессиональном учебном за-ведении: учебник / В. Е. Гусева, О. Б. Епишева, В. М. Монахов, Д. Ю. Трушников; под общ. ред. О. Б. Епишевой. — Тюмень: Изд-во ТюмГНТУ, 2009. — 260 с.

9. Педагогические технологии в профессиональном учебном за-ведении: учебник / В. Е. Гусева, О. Б. Епишева, В. М. Монахов, Д. Ю. Трушников; под общ. ред. О. Б. Епишевой. — Тюмень: Изд-во ТюмГНТУ, 2009. — 260 с.

10. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народ. образование, 1998. — 256 с.

11. Суслонова, С. А. Формирование самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук / С. А. Суслонова. — Архангельск, 2009. — 240 с.

12. Талызина, Н. Ф. Как управлять процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина // Сов. педагогика. — 1983. — № 3. — С. 94—98.

13. Тулькибаева Н. Н. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. — М.: Восток, 2003. — 274 с.

14. Шамаев А.М. Воспитательный потенциал исламской педагогики народов Северного Кавказа. // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2017. № 4. С. 128-132.

Педагогика

УДК 378.4:371.73 (571.53)

кандидат биологических наук, доцент Сухинина Ксения Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Иркутский государственный университет», (г. Иркутск);

старший преподаватель, аспирант Александрович Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Иркутский государственный университет», (г. Иркутск),

Иркутский научный исследовательский технический университет (г. Иркутск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный

педагогический университет имени В. П. Астафьева, Сибирский государственный

университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева,

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ЗДОРОВЫХ СТУДЕНТОВ И У СТУДЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ

ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Аннотация. В статье приведены результаты обследования 426 человек, юношей и девушек, студентов 1 курсов Иркутского государственного университета. Всего было обследовано юношей - 56 человек, из которых в контрольную группу вошло 30 практически здоровых юношей, а в экспериментальную - 26 человек (ВСД - 12 человек, ОдА -7 человек, миопия - 7 человек), средний возраст которых составил 17,2+0,4 лет. Количество девушек составило 370 человек, из которых в контрольную группу вошло 215 человек, в экспериментальную группу 155 человек (ВСД - 78 человек, ОДА - 30 человек, миопия - 47 человек). Возраст обследуемых девушек составил 18,1+0,2 лет. Изучали антропометрические показатели: рост, вес тела, индекс массы тела. Проведи контрольное тестирование с целью определения физического развития и физической подготовленности здоровых студентов и студентов, имеющих хронические заболевания. Здоровые юноши и девушки характеризовались ростом, весом тела и индексом массы тела в норме. Все студенты имели средний уровень физического развития и физической подготовленности.

Ключевые слова: студенты, физическое развитие, антропометрические показатели, физическая подготовленность, специальная медицинская группа, Иркутский Государственный Университет.

Annotation. The article describes the results of the survey of 426 people, young women and men, sophomore students of Irkutsk State University. The total amount of examined male students of the average age 17,2+0,4 was 56. The control group was made of 30 practically healthy young men and 38 students with health problems (12 people with vegetovascular dystonia, 7 people had problems with locomotor system and 7 people were with myopia) were in the experimental group. The total amount of female students was 370. The control group consisted of 215 students and the experimental group of 162 students (78 people with vegetovascular dystonia and had problems with locomotor system and 47 people were with myopia). The average age of examined female students was 18,1±0,2. The height, body weight, body mass index anthropometric indicators were in focus. It was a control test to identify physical development and physical fitness of healthy students and students with chronic diseases. The height, body weight, and body mass index of healthy students were in health. All the students demonstrated an average level of physical development and physical readiness.

Keywords: students, physical development, anthropometric indicators, physical readiness, special medical group, Irkutsk State University.

Введение. Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований [5], показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье [7].

Проблема охраны здоровья молодого поколения является одной из наиболее трудных и приоритетных задач на всех этапах развития общества. Особый социальный статус, специфические условия учебной деятельности, быта и образа жизни студентов ВУЗов отличают их от всех других категорий населения и делают эту группу чрезвычайно уязвимой в социальном плане, подверженной воздействию негативных факторов общественной жизни [6].

Согласно данным исследований, наиболее часто встречающимися заболеваниями у первокурсников на 2015-2016 годы являются заболевания органов зрения (миопии различной степени тяжести), которые составили 25 % случаев [5]. На втором месте по частоте встречаемости оказались заболевания опорно-двигательной системы (нарушения осанки, сколиозы различной степени, плоскостопия), данная патология встречалась у 23,4 % первокурсников [5], на третьем месте были заболевания бронхолегочной системы у 16 % первокурсников в виде бронхиальной астмы, аллергии. Также согласно данным авторам, часто встречаются заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) в виде хронического гастрита и заболеваний желчного пузыря (14,3 % человек), а частота встречаемости заболеваний сердечно-сосудистой системы регистрировалась у 10,7 % студентов-первокурсников [8].

В условиях современной жизни здоровье молодежи подвергается большому риску. На данном этапе жизни на молодой организм оказывает большое влияние стресс, который сопровождается психофизиологическими изменениями. К таким изменениям относятся психофизиологическая адаптация, вызванная поступлением в ВУЗ. Студенты поступают на первый курс уже с имеющимися патологиями. Так же учеными преподавателями изучаются уровни подготовленности студентов оценивая их нормативными показателями. Эти данные важны для оценки общего состояния физической подготовленности у студентов среди регионов [4].

Формулировка цели и статьи. Цель исследования заключалась в выявлении и изучении особенностей показателей физического развития и физической подготовленности у юношей и девушек, занимающихся в специальной медицинской группе в сравнении с контролем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.