Научная статья на тему 'Совершенствование профессионально-значимых двигательных качеств слушателей образовательных организаций МВД России в процессе физической подготовки'

Совершенствование профессионально-значимых двигательных качеств слушателей образовательных организаций МВД России в процессе физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / MOTOR QUALITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / СЛУШАТЕЛИ / LISTENERS / МВД РОССИИ / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подрезов Игорь Николаевич

В данной работе большое внимание уделяется исследованию профессионально-значимых двигательных качеств слушателей образовательных организаций МВД России в процессе физической подготовки. В исследовании рекомендуется проводить индивидуальные консультации для самосовер-шенствования и самоподготовки слушателей. После таких дополнительных занятий и подготовки индивидуального плана для каждого слушателя образовательной организации МВД России отводится время для совершенствования своей профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подрезов Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT MOTOR QUALITIES OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING

In this work, much attention is paid to the study of professionally significant motor qualities of students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in the process of physical training. In research it is recommended to carry out individual consultations for self-improvement and self-training of listeners. After such additional trainings and preparation of the individual plan for each student of the educational organization of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation time for improvement of the professional training is given.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессионально-значимых двигательных качеств слушателей образовательных организаций МВД России в процессе физической подготовки»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

IMPROVEMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT MOTOR QUALITIES OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING

Подрезов Игорь Николаевич

магистрант

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Podrezov Igor Nikolayevich undergraduate

Orel state University named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В данной работе большое внимание уделяется исследованию профессионально-значимых двигательных качеств слушателей образовательных организаций МВД России в процессе физической подготовки. В исследовании рекомендуется проводить индивидуальные консультации для самосовершенствования и самоподготовки слушателей. После таких дополнительных занятий и подготовки индивидуального плана для каждого слушателя образовательной организации МВД России отводится время для совершенствования своей профессиональной подготовки.

Abstract. in this work, much attention is paid to the study of professionally significant motor qualities of students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in the process of physical training. in research it is recommended to carry out individual consultations for self-improvement and self-training of listeners. After such additional trainings and preparation of the individual plan for each student of the educational organization of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation time for improvement of the professional training is given.

Ключевые слова: двигательные качества, профессионально-значимые, физическая подготовка, слушатели, мвд России.

Keywords: motor qualities, professionally significant, physical training, listeners, the Ministry of internal Affairs of Russia.

Актуальность темы данного исследования обусловлена возросшей сложностью задач, решаемых органами внутренних дел (ОВД) на современном этапе развития Российской государственности, а также возросшими нагрузками на сотрудников, что требует пристального внимания к совершенствованию их физической подготовки [1, 2, 3]. Одной из главных задач образовательных организаций МВД России является систематическое пополнение правоохранительных органов специалистами, способными и готовыми эффективно противостоять любым видам правонарушений, проявлять лучшие

гражданские, профессиональные и физические качества в повседневных и чрезвычайных условиях. Поэтому и нормативные документы МВД России нацеливают образовательные организации на всестороннее улучшение качества физической подготовки слушателей обучающихся по основным программам профессиональной подготовки, на укрепление связи теории с практикой органов внутренних дел [1, 2, 3].

Одно из приоритетных направлений совершенствования системы профессионального образования - максимальное приближение содержания обучения к специфике задач, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел. В настоящее время, обучающиеся по основным программам профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России, имеют недостаточный уровень физической подготовленности, который им необходим для успешного выполнения служебных задач. Перед нами стоит задача, в сжатые сроки (4-6 месяцев), столько длится процесс обучения по данному направлению, вывести обучающихся на достаточный уровень физической подготовленности необходимый им в дальнейшей оперативно-служебной деятельности.

Целью данного исследования является разработка методики форсированного развития профессионально-двигательных качеств в процессе физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России, обучающихся по основным программам профессиональной подготовки слушателей, необходимых для выполнения своих служебных обязанностей, в частности, в ситуациях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Профессионально-значимые качества [5] относятся к сотрудникам, которые им необходимы при выполнении служебных обязанностей, задержание, пресечение каких - либо противоправных действий, поэтому их часто называют профессионально-двигательные.

Для анализа подготовки слушателей мы применяли ряд тестов отобранных на основе требований нормативно-правовых актов, регламентирующих физическую подготовку образовательных организаций МВД России и анализа литературных источников [1, 2, 3, 5].

Комплекс тестов включал в себя:

1. Тесты для определения функционального состояния курсантов и слушателей:

1.1 антропометрия;

1.2 пульсометрия;

1.3 определение общей работоспособности курсантов (Гарвардский стептест).

2. Тест для определения развития основных физических качеств:

2.1 челночный бег 10x10м (сек);

2.2 подтягивание на высокой перекладине (кол-во исполнений);

2.3 бег на 100 м (сек);

2.4 бег на 1000 м (мин, сек).

3. Оценка двигательных навыков специальной физической подготовленности осуществлялась с использованием тестов:

3.1 преодоление специальной комплексной полосы препятствий (мин, сек);

3.2 решение пяти задач по применению боевых приемов борьбы в ситуации с внезапно изменяющейся обстановкой.

Анализ первоначального тестирования показал, что слушатели образовательных организаций МВД России, обучающиеся по основным программам профессиональной подготовки, находятся в удовлетворительном состоянии по показателям. Следовательно, необходимо обеспечить качественную профессионально-прикладную подготовку, применяя следующие педагогические условия, включающие:

- обеспечение высокой плотности учебного занятия, для достижения разнообразия двигательной деятельности слушателей;

- учет индивидуальных особенностей развития слушателей в организации профессионально-прикладной физической подготовки при увеличении физических и психологических нагрузок;

- организация занятий на основе моделирования ситуаций в контексте профессиональной деятельности;

- повышение престижа здорового образа жизни и физического самосовершенствования в образовательной среде высшего учебного заведения;

- систематическое проведение контроля уровня профессионально-прикладной физической подготовленности слушателей.

В образовательных учреждениях МВД России физическая подготовка организуется и проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах: учебные занятия и внеучебные формы

[3].

Учебные занятия включают в себя:

- учебные занятия, предусмотренные учебным планом (лекции, семинарские занятия, практические занятия), включаются в расписание учебных занятий института, в объеме, обеспечивающем освоение курсантами и слушателями материалов программы обучения на высоком уровне;

- факультативные занятия по специальной физической подготовке, включаются в расписание учебных занятий института в объеме не более двух часов в неделю.

Во внеучебные формы входит: утренняя физическая зарядка; занятия физическими упражнениями в режиме учебно-служебного дня (физкультпаузы); учебно-тренировочные занятия в группах спортивного совершенствования, представляющие сборные команды по служебно-прикладным и олимпийским видам спорта, включенным в календарные планы соревнований МВД России и образовательного учреждения; самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом организуются в свободное время по заданию преподавателей, а также консультации и дополнительные индивидуальные и групповые занятия с курсантами и слушателями, отстающими в овладении учебным материалом и пропустившими занятия, проводятся в соответствии с графиком консультаций кафедры физической подготовки; массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в соответствии с утвержденным календарем, планами спортивно-массовой и воспитательной работы института.

Также рекомендуется проводить индивидуальные консультации для самосовершенствования и самоподготовки слушателей. После таких

дополнительных занятий и подготовки индивидуального плана для каждого слушателя образовательной организации МВД России отводится время для совершенствования своей профессиональной подготовки.

Повторное тестирование показало повышение результатов на 12 % за полтора месяца индивидуальной подготовки.

В рамках решения проблемы нормативных требований оценки уровня физической подготовки слушателей: определять требуемый уровень развития профессионально-важных физических и психических качеств с учетом их взаимосвязи и с требованиями практики, а также учитывать аспект различных возрастных показателей физического состояния обучаемых.

Приоритетным направлением совершенствования организации физической подготовки является разработка тренировочного процесса на основе моделирования условий реальной боевой деятельности с учетом выявлении и оценки степени воздействия сбивающих факторов на реализацию двигательных возможностей слушателей и их психофизическое состояния, определении специфики структуры физической подготовленности в условиях моделирования профессиональной деятельности.

Таким образом, преодолеть вышеперечисленные проблемы и затруднения и выйти на качественно новый уровень организации физической подготовки слушателей поможет всесторонняя и комплексная организация воспитания и самовоспитания слушателей.

Литература

1. Евсиков А. И. Профессионально-ориентированные технологии и методы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах : автореф дис. ... канд. пед. наук. -СПБ., 2010. 162 с.

2. Кашин Н. И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов силовых ведомств на начальном этапе обучения (на примере вузов МВД) : дис. ... канд. пед. наук / Н.И. Кашин. СПб., 2005. 219 с.

3. Медведев И. М. Организация профессионально-прикладной физической подготовки учебных заведений МВД России. Волгоград, 1999. 145 с.

4. Соломченко М. А., Поляков Д. О. Модель формирования профессионально значимых личностных качеств бакалавра физической культуры средствами активного туризма // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2016. № 4. С. 51-60.

5. Физическая подготовка: Примерная программа для образовательных учреждений МВД России. М. : ЦИиНМОКЛ МВД России, 1999. 30 с.

References

1. Evsikov A. I. ProfessionaTno-orientirovanny'e texnologii i metody4 fizicheskoj podgotovki kursantov obrazovateTny'x uchrezhdenij MVD Rossii k dejstviyam pri chrezvy'chajny'x obstoyateTstvax. Avtoref dis. ... kand. ped. Nauk [Professional-oriented technologies and methods of physical training of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to actions in emergency circumstances. Abstract. cand. ped. sciences]. - St.Petersburg, 2010, 162 p.

2. Kashin N. I. Soderzhanie i metodika professional"no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov silovy"x vedomstv na nachal"nom e"tape obucheniya (na primere vuzov MVD). Diss. ... kand. ped. nauk [The content and methodology of professionally-applied physical training of cadets of law enforcement agencies at the initial stage of training (on the example of the MVD). Dis. cand. ped. sciences]. St.Petersburg, 2005, 219 p.

3. Medvedev I. M. Organizaciya professional"no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki uchebny"x zavedenij MVD Rossii [Organization of the professionally-applied physical training of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Volgograd, 1999, 145 p.

4. Solomchenko M. A., Polyakov D. O. Model" formirovaniya professional"no znachimy"x lichnostny"x kachestv bakalavra fizicheskoj kul"tury" sredstvami aktivnogo turizma [Model of formation of professionally significant personal qualities of the bachelor of physical culture by means of active tourism]. Fizicheskoe vospitanie i detsko-yunosheskij sport - Physical education and children's and youth sports, 2016, no. 4, pp. 51-60.

5. Fizicheskaya podgotovka: Primernaya programma dlya obrazovatel"ny"x uchrezhdenij MVD Rossii [Physical training: An approximate program for educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Moscow, CliNMOKL MVD Rossii Publ., 1999, 30 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.