Научная статья на тему 'Самоподготовка важнейший компонент работы преподавателя'

Самоподготовка важнейший компонент работы преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SELF-EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / FULL-TIME TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

Статья посвящена вопросам совершенствования процесса подготовки высококвалифицированного личного состава силовых ведомств, определяются и обосновываются организационно-педагогические условия самоподготовки как средства повышения результативности процесса очного обучения, приводится модель обучения в информационно-образовательной среде, значительная часть которой является самоподготовка. Автор статьи делает выводы об эффективности данной модели обучения, т. к. самоподготовка является стимулом для самосовершенствования и повышения уровня подготовки самоподготовки курсантов университета МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF STUDY AN ESSENTIAL COMPONENT OF THE WORK OF THE TEACHER

The article is devoted to the issues of improving the process of training of highly qualified personnel of law enforcement agencies, the organizational and pedagogical conditions of self-training as a means of increasing the effectiveness of the process of full-time training are determined and justified, the model of training in the information and educational environment, a significant part of which is self-training. The author of the article draws conclusions about the effectiveness of this model of learning, because self-training is an incentive for self-improvement and improving the level of self-training of students of the University of the interior Ministry.

Текст научной работы на тему «Самоподготовка важнейший компонент работы преподавателя»

знаниями о взаимосвязи природы и общества, привлечения к активной деятельности по охране и улучшению природной среды.

Анализ полученных в процессе системно-структурного анализа научной литературы, изучение материалов и выполнение творческих проектов педагогической практики предоставляет возможность выделить определенные критерии экологического воспитания: личностное отношение к фактам, проявление отношений в эмоциям и поступкам; объем и направленность практических эколого - преобразующих действий и умений.

В ходе реализации дисциплины «Основы экологической культуры» открываются большие возможности для творческой деятельности студентов педвуза, учебные задания разного характера способствуют обучению на метапредметном уровне, повышению уровня экологической грамотности и сформированности экологической культуры. В целом, при изучении дисциплины студенты получают определенную подготовку к применению полученных знаний и навыков в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

2. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. - М.:Смысл, 2000. - 456 с.

3. Garnett, S. T. Metabolism and survival of fasting estuarine crocodiles/Journal of Zoology.208(4): 1986 рр. (493-502).

4. Зарипова, Р.С. Естественнонаучная картина мира / Концепции современного естествознания -https://mooped.net/course/view.php?id=197

5. Лох-несское чудовище.- http://ru.wikipedia.org/wiki/

6. Устойчивое развитие - стратегия планеты Земля - https://stepik.org/course/1818

Педагогика

УДК:378

доцент кафедры, кандидат юридических наук Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

САМОПОДГОТОВКА ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования процесса подготовки высококвалифицированного личного состава силовых ведомств, определяются и обосновываются организационно-педагогические условия самоподготовки как средства повышения результативности процесса очного обучения, приводится модель обучения в информационно-образовательной среде, значительная часть которой является самоподготовка. Автор статьи делает выводы об эффективности данной модели обучения, т. к. самоподготовка является стимулом для самосовершенствования и повышения уровня подготовки самоподготовки курсантов университета МВД.

Ключевые слова: самообразование, самообучение, профессиональная подготовка, очное обучение.

Annotation. The article is devoted to the issues of improving the process of training of highly qualified personnel of law enforcement agencies, the organizational and pedagogical conditions of self-training as a means of increasing the effectiveness of the process of full-time training are determined and justified, the model of training in the information and educational environment, a significant part of which is self-training. The author of the article draws conclusions about the effectiveness of this model of learning, because self-training is an incentive for self-improvement and improving the level of self-training of students of the University of the interior Ministry.

Keywords: self-education, self-education, professional training, full-time training.

Введение. В условиях системных трансформаций современного мирового сообщества, когда цивилизация сталкивается с невиданными до сих пор вызовами, немаловажное значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированного личного состава силовых ведомств всех стран мира и в частности - нашей страны. Каждое силовое ведомство современной России, как правило, связано с образовательными учреждениями разного уровня, в которых осуществляется подготовка личного состава, обучение и воспитание будущих офицеров органов внутренних дел и совместное развитие участников образовательного процесса - курсантов и преподавателей.

Изложение основного материала статьи. В системе высших образовательных учреждений МВД, в частности в университете МВД, в рамках существующих академических подходов к подготовке офицерского состава ведущая роль отводится формированию и развитию методов самообразования, с учетом нормативно-правовой тенденции к сокращению аудиторных часов занятий с курсантами всех образовательных уровней. Исходя из этих реалий, подчеркнем насущную необходимость в создании и развитии системы самоподготовки курсантов университета МВД.

Термин «самообразование» является простым переводом на русский язык греческого словосочетания «автодидактика», которое является составным из двух слов aikog - сам, самостоятельный и SiSaKHKoq -обучение или, более широко, образование. Сегодня в условиях интенсификации общественного развития образование выступает гарантом социального прогресса и одним из важнейших компонентов цивилизационного фундамента, на основе которого общество ведет поиск и выработку адекватного ответа на вызовы и тренды, которые предъявляет ему современный этап развития, характеризующийся дальнейшим протеканием процессов глобализации и активным вступлением мира в фазу общества знаний.

Активизация свойственных этой фазе процессов, связанных с диджитализацией знаний и дальнейшим бурным развитием информационно-коммуникационных технологий, привела к выходу на передний план в сфере образования различных форм самообразования. Именно в данной системе заинтересованные лица, используя достижения прогресса в сфере ИКТ, ресурсы интернета, гаджеты и виджеты, активно получают, перерабатывают и применяют в личном и профессиональном плане самую различную информацию, что может быть охарактеризовано в более широком плане как форма расширения личного кругозора, а в более узком - как форма самообразования.

В данном исследовании «самоподготовка» трактуется в контексте организации и осуществления внеаудиторной работы курсантов университета, которая представляется строго обязательной и непрерывной. Цель такой формы внеаудиторной работы заключается в формировании системы навыков самообразования и самовоспитания, что, в свою очередь, обеспечивает прогресс познавательной составляющей личности обучающегося, в данном случае - курсанта, особенно на этапе освоения им знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам начальных курсов, и далее становится залогом формирования подготовленного и компетентного офицера МВД.

Необходимо отметить, что такое дополнение аудиторных занятий является неотъемлемой частью процесса формирования принципа преемственности в учебной деятельности преподавателей и курсантов. Именно поэтому взаимопонимание и взаимодействие этих категорий участников образовательного процесса высшей школы в целом и университета МВД в частности приобретает черты необходимости, а именно -формирование универсального подхода к подготовке и осуществлению самообразования, в том числе посредством самоподготовки. Для профессорско-преподавательского состава главная цель состоит в том, чтобы при организации данного вида деятельности обучающихся выявить, отобрать, систематизировать и представить конкретные задания курсантам, которые должны их выполнить параллельно с решением своих основных задач, суть которых заключается либо в расширении базы профессиональных знаний, либо в конкретизации уже усвоенной информации и приобретенных навыков, необходимых для самостоятельного освоения учебных курсов. Таким образом, при правильной организации и проведении самостоятельной работы курсантов реализуются ключевые образовательные, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса университета МВД в его совокупности.

Особенностью данного исследования является то, что вся работа осуществляется на основе комплексного компаративно-эволюционного анализа всех компонентов и их показателей образовательного процесса Университета МВД как представителя ВУЗов силовых ведомств РФ.

Исходя из вышесказанного, в условиях текущего развития образовательной системы высшей школы силовых ведомств РФ, а именно - университета МВД, представляется возможным выявить и сформулировать следующее противоречие, которое отражает рассогласованность между необходимостью позитивно-динамического развития активности курсантов в сфере самостоятельной работы и отсутствием в этой области унифицированных систем (моделей, проектов и т.д.), которые были бы адекватны целям и задачам всего образовательного процесса данного типа ВУЗов.

По сути, проблема самообразования студентов ВУЗов, как гражданских, так и военных, может быть концептуализирована и отражена в трех основных вопросах, решаемых в рамках учебного процесса в высшей школе, а именно:

•Соотношение преподавания/обучения и самообразования.

•Предметная дифференциация.

•Практический опыт самообразования конкретных студентов.

Реализуя непосредственно исследование, исходим из того, что:

1. Подавляющее большинство студентов знакомо с термином «самообразование», но в то же время большая часть из них не учитывает и не осознаёт того, что оно есть неотъемлемая форма получения высшего образования. Таким образом, студентам необходимо объяснять, что самообразование суть основная форма получения высшего образования и по мере освоения учебной программы по специальности его объём будет возрастать.

2. Исследования показывают, что в ВУЗе еженедельный объём часов внеаудиторной работы, основное место в котором занимает самообразование, от курса к курсу только возрастает, начиная с 8-10 часов на первом курсе и заканчивая, как минимум, 18-20 часами на выпускном курсе.

3. Обследование студенческого самообразования содержательно показывает, что оно в основном используется либо как подсобная форма работы при расширении и углублении познаний по специальности, либо как основная форма получения знаний по смежным специальностям и предметам.

В то же время педагогическая практика свидетельствует о том, что на начальном этапе обучения в ВУЗе большую роль в формировании у студентов потребностей, умений и навыков самообразования играет консультационное взаимодействие с педагогами. Касательно данного направления следует констатировать, что «консультация» сегодня - также знакомый для студентов термин, начиная с первого курса, но в то же время его содержание, как правило, понимается ими довольно неоднозначно.

На сегодняшний день широко практикуется мнение о необходимости разведения консультаций по предметам и освоение программного объёма с консультациями по внеаудиторной самостоятельной работе и самообразованию, причем вторые могут реализовываться также и на основе удаленного взаимодействия -посредством электронных писем, других средств Internet и т.д. В этой связи можно отметить, что на начальных курсах больший объём следует уделять личному консультационному общению с курсантами, который по мере продвижения к выпускному курсу должен уменьшаться. Также необходимо учитывать индивидуальные интеллектуально-психологические особенности курсантов, в соответствии с которыми и выстраивать конкретную работу по организации самообразования.

Выводы. Необходимо учитывать тот факт, что интенсивное самообразование курсантов является важным подспорьем для повышения их учебного опыта, различные формы которого сегодня практикуются не только в аудиторных и внеаудиторных занятиях, но и в таких новых видах и типах работы как интерактивные группы, тренинги и обучающие программы. Существует мнение, что сегодня фактически весь учебный процесс в своих классических проявлениях (лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные и практические занятия) должен представлять собой не законченную подготовку курсанта университета МВД, а выступать основой для его последующего самообразования - как на этапе обучения в ВУЗе, так и в дальнейшем.

Интеграция самообразования в профессиональном плане основывается на осознанном или не осознанном желании индивида оптимизировать свою карьерную траекторию либо, в случае невозможности служебного роста, оптимизировать ее путем снижения затрат на осуществление присущих современному кадровому положению трудовых функций.

Литература:

1. Бидова Б.Б. Перспективы и тенденции познания права в условиях глобализационных процессов в мире.//В сборнике: государственно-правовое и социальное развитие современного общества: теоретические и

практические аспекты Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». 2018. С. 103-106.

2. Бидова Б.Б. Принципы развития преподавательских навыков ведения антипропагандистской работы, направленной на противодействие религиозному экстремизму. // Вестник Чеченского государственного университета. 2017. № 4 (28). С. 139-143.

3. Коблов Ф.Ч. К вопросу о педагогическом мастерстве как составляющей основу обучения. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 189-191.

4. Ковтун Н.А. Коммуникативная компетенция в системе правоохранительной деятельности как социокультурный фактор. // В сборнике: Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Сборник материалов XXIII международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2018. С. 288-292.

5. Коркмазов А.В. Понятие и представление о «смысле» как о фундаментальной составляющей характеристики личности. // В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 54-55.

6. Коркмазов А.В. Роль личностно смысловой сферы в профессиональном развитии индивида. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 1. С. 18-20.

7. Магомедова М.Г. Процесс формирования педагогической культуры будущих педагогов в процессе их адаптации к обучению в вузе. // В сборнике: Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы. Материалы межвузовской студенческой и международной научно-практических конференций. 2018. С. 3-16.

8. Нагоева М.А. Современные формы организации самообразовательной деятельности студентов. // В сборнике: Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 137-140.

9. Рубан Д.А. Деятельность курсовых офицеров в рамках учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России. // Перспективы науки. 2018. № 10 (109). С. 243-246.

10. Сурцев А.В. Самостоятельная подготовка слушателей и курсантов в образовательных организациях МВД России. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 263-266.

11. Шамаев А.М. Информационное обеспечение антитеррористической деятельности. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 181-184.

12. Шигалугова М.Х. Методика преподавания юридических дисциплин в образовательных учреждениях МВД России. // Евразийский юридический журнал. 2018. № 3 (118). С. 418-419.

Педагогика

УДК 37.013.75

старший преподаватель Несмеянов Андрей Иванович

Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск); доктор медицинских наук, доцент Колокольцев Михаил Михайлович

Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск)

УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СТАНОВОЙ ТЯГИ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ В

СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Аннотация. Статья посвящена оценке эффективности усовершенствованной методики развития становой тяги у пауэрлифтеров не ниже 1 спортивного разряда и КМС на соревновательном этапе подготовки. Установлено, что у спортсменов экспериментальной группы, где использовалась предложенная методика развития становой тяги в соревновательный период, отмечены достоверно большие значения прироста показателей становой тяги в тестах «соревновательная становая тяга», «тяга с плинтов», по сравнению с контрольной группой наблюдения. При планировании учебно-тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге следует придерживаться предложенной методики подготовки спортсменов, которая является более эффективной по сравнению с общепринятой методикой.

Ключевые слова: пауэрлифтинг, учебно-тренировочный процесс, становая тяга, соревновательный этап. Annotation. The article is devoted to search of advanced methods of development of a traction in powerlifters not less than 1 sports category and KMC at competitive stage of preparation. It was established that the sportsmen of the experimental group, where the advanced method of development of the traction in the competitive period was used, were marked by reliably large values of growth of the parameters of the traction in Tests " Competitive deadlift "," thrust on the Stand ", in comparison with control group of observation. When planning training loads in powerlifting should adhere to the proposed method of training athletes, which is more effective than the conventional method.

Keywords: powerlifting, training process, becoming traction, competitive stage.

Введение. Пауэрлифтинг (силовое троеборье) - относительно молодой, но ставший довольно популярным во всем мире вид спорта. Здесь характерны силовые упражнения: приседания со штангой, жим лёжа и становая тяга, которые требуют мощных силовых усилий во время их выполнения [1, 7]. Специалисты в области силового троеборья считают актуальным поиск наиболее рационального и оптимального варианта организации тренировочных нагрузок [2, 6, 8]. При выборе того или иного варианта тренировочных нагрузок по пауэрлифтингу необходимо учитывать характеристики, определяющие как качественную так и количественную меру влияний, оказываемых на организм спортсмена физических нагрузок, определяемых их содержанием, объемом, интенсивностью и соотношением средств специальной (СФП) и общей физической подготовки (ОФП) [3].

Упражнение «становая тяга» является заключительным этапом в соревнованиях по силовому троеборью и нередко определяет победителя в сумме троеборья. Поэтому разработка новых и совершенствование существующих методических принципов развития становой тяги у атлетов является важным этапом подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.