Научная статья на тему 'Некоторые вопросы повышения уровня профессиональной подготовки слушателя'

Некоторые вопросы повышения уровня профессиональной подготовки слушателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУШАТЕЛЬ / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / LISTENER / PEDAGOGY / PSYCHOLOGY / TRAINING / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маремуков Роман Борисович

Статья посвящена комплексному исследованию совершенствования методики преподавания, интенсификации учебного процесса, активному внедрению новых прогрессивных методов теоретического и практического обучения, профилизации и специализации, органического соединения учебного процесса с научными исследованиями, активизации обучения на основе повышения уровня самостоятельной работы слушателей. Автором предложена система воспитательных воздействий на профессиональную подготовку. В статье анализируются основные подходы к совершенствованию учебного процесса и подготовке квалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OF THE ISSUES RAISING THE LEVEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE LISTENER

The Article is devoted to a comprehensive study of improving teaching methods, the intensification of the educational process, the active introduction of new advanced methods of theoretical and practical training, profiling and specialization, the organic connection of the educational process with scientific research, the activation of training based on increasing the level of independent work of students. The author proposes a system of educational influences on professional training. The article analyzes the main approaches to the improvement of the educational process and the training of qualified specialists.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы повышения уровня профессиональной подготовки слушателя»

9. Инструментарий работника системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». М.: 2017. 608 с.

10. Организованный летний отдых и оздоровление детей в России: основные особенности // Факты образования. Выпуск № 8 (август 2016 г.) Выпуск подготовлен Анучиным И.А., Беликовым А.А, Денисовым А.А., Куприяновым Б.В.

11. Прияткина Н.Ю., Великоиваненко О.А., Ли О.А. Профильный лагерь как форма оздоровления и отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья // Комплексная безопасность и реабилитация детей в ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Материалы 3 научной конференции. Под ред. Михайлова А.А. Издательство Шуйского филиала ИвГУ. 2017.

12. Рубцов В.В., Шведовская А.А., Дубовик А.С., Семья Г.В. Об основных результатах мониторинга первого этапа реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 30-66.

Педагогика

УДК:378

старший преподаватель кафедры Маремуков Роман Борисович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СЛУШАТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию совершенствования методики преподавания, интенсификации учебного процесса, активному внедрению новых прогрессивных методов теоретического и практического обучения, профилизации и специализации, органического соединения учебного процесса с научными исследованиями, активизации обучения на основе повышения уровня самостоятельной работы слушателей. Автором предложена система воспитательных воздействий на профессиональную подготовку. В статье анализируются основные подходы к совершенствованию учебного процесса и подготовке квалифицированных специалистов.

Ключевые слова: слушатель, педагогика, психология, обучение, образование.

Annotation. The Article is devoted to a comprehensive study of improving teaching methods, the intensification of the educational process, the active introduction of new advanced methods of theoretical and practical training, profiling and specialization, the organic connection of the educational process with scientific research, the activation of training based on increasing the level of independent work of students. The author proposes a system of educational influences on professional training. The article analyzes the main approaches to the improvement of the educational process and the training of qualified specialists.

Keywords: listener, pedagogy, psychology, training, education.

Введение. Современному обществу характерно постоянное и очень быстрое увеличение объема информации. Как следствие, увеличивается ее объем и в образовательных программах подготовки специалистов в различных учреждениях высшего образования. Учитывая, что в образовательных организациях время, выделяемое на аудиторные занятия, строго ограничивается регламентирующими документами, значительная часть учебного материала для освоения выносится за рамки расписания, приобретая форму внеаудиторных занятий. Как известно, одним из ключевых отличий внеаудиторных занятий от аудиторных является отсутствие на них преподавателя, как организатора педагогического процесса. То есть, образовательный процесс в таком случае приобретает черты самостоятельности. Важно подчеркнуть, что роль и значение самостоятельной работы в различных образовательных учреждениях с каждым годом будет только возрастать, а, следовательно, в педагогической науке в настоящее время объективно существует острая необходимость обоснования и разработки научных теорий и концепций самообразования обучающихся в различных образовательных учреждениях в условиях современного информационного общества.

Изложение основного материала статьи. Раскрытие понятия самоподготовки к профессиональной деятельности позволяет уточнить предмет исследования. Поэтому важно раскрыть его, соотнести с известными в дидактике понятиями самостоятельности, самообразования. Выявление сущности самоподготовки к профессиональной деятельности, раскрытие ее структурных и функциональных составляющих в динамике формирования личности специалистов позволяет определить, какую роль она играет в системе педагогических факторов, обусловливающих качество выполнения социального заказа общества.

Особая актуальность данных научных разработок характерна для высших образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов для силовых ведомств, так как профессиональный и карьерный рост офицера напрямую связан с его уровнем владения самостоятельно повышать уровень своих знаний, умений и навыков. Чем выше этот уровень, тем большая перспектива у выпускников российских университетов силовых ведомств в их профессиональной деятельности.

Создание рациональных педагогических условий во многом обусловливает содержание самоподготовки слушателей. Отсюда возникает задача организации обучения таким образом, чтобы полнее способствовать формированию психолого-педагогических механизмов, обусловливающих эффективность самоподготовки слушателей. Для этого необходимо обосновать в дидактике такую динамику обучения, которая отражала бы рациональную, в смысле рассматриваемой проблемы, педагогическую практику. Таким дидактическим элементом является целенаправленное обучение.

Придерживаясь положения о ведущей роли отношения «преподаватель - студент» в процессе обучения, мы подчеркиваем необходимость акцентирования внимания на преднамеренном вовлечении слушателей в процесс управления целенаправленным обучением. В свете этого мнения раскрывается системная природа управления самоподготовкой как одного из аспектов дидактического отношения «преподавание - учение».

При этом подчеркивается ведущая роль учебно-преподавательской деятельности как главного компонента рассматриваемой системы.

В процессе обучения участвует существенно не формализуемый фактор, который связан с системными взаимоотношениями преподавателя и слушателей. Замена этого фактора формальной конструкцией часто бывает малоэффективна, либо вообще неадекватна сущности проблемы. Поэтому важно строить такие модели обучения, в которых учитывалась бы реальная учебно-преподавательская деятельность. В настоящее время созданы математические теории, в которых учитывается деятельность людей. Следовательно, роль и место математики в познании педагогических явлений могут быть существенно расширены, а ее потенциальные возможности использованы в более полной мере.

Рациональный учет достижений в области психологии, математики и других научных направлениях могут способствовать выявлению закономерностей педагогических явлений. При этом в рамках педагогических исследований решается вопрос о том, в какой мере и при помощи каких средств и методов можно наиболее эффективно раскрыть суть изучаемой проблемы. Например, опираясь на закономерности психологии, особенности ее развития, в дидактике можно выяснить содержание средств и методов, с помощью которых целесообразно осуществлять самоподготовку слушателей к профессиональной, деятельности. Применение математических-методов оптимального управления может способствовать поиску наиболее рациональных путей реализации этого процесса, т. е. повышению качества самоподготовки к профессиональной деятельности. Отсюда естественным образом следует вывод о необходимости синтеза на основе этих наук, с помощью которого можно изучать проблему качества самоподготовки слушателей к профессиональной деятельности.

Диалектический подход при анализе процесса самоподготовки к профессиональной деятельности позволяет в динамике проследить объективно происходящие изменения. Они обусловлены, прежде всего, повышением уровня готовности слушателей к самообразованию. Считаем целесообразным выделить в динамике процесса самоподготовки слушателей к профессиональной деятельности три уровня.

Анализ содержания самоподготовки к профессиональной деятельности показывает, что это сложная система. Однако осознание ее сущности не будет полным, если самоподготовку к профессиональной деятельности рассматривать изолированно, вне связи с более широкими системами. В состав такой системы, в рамках которой функционирует самоподготовка к профессиональной деятельности, входят: студент как субъект и объект процесса самоподготовки, другие субъекты, а также условия или среда.

Самоподготовка к профессиональной деятельности имеет много общего с процессом обучения. Это естественно, так как слушатели строят ее, руководствуясь, главным образом, собственным опытом, который во многом определяется их представлениями о процессе обучения. Копируя содержание, формы, средства и методы обучения, студенты переносят сходные стороны на самоподготовку к профессиональной деятельности. Опираясь на знания, умения, навыки и сформированные личностные качества в процессе обучения, слушатели осуществляют процедуры операционального состава самоподготовки к профессиональной деятельности. Многие цели и задачи самоподготовки студенты черпают непосредственно из содержания образования как компонента процесса обучения. Можно назвать ряд других общих черт этих двух процессов.

Сходство рассматриваемых процессов, а также место, которое занимает обучение в жизнедеятельности слушателей, обусловливают особую роль процесса обучения в совокупности условий самоподготовки к профессиональной деятельности. Важно изучить возможности обучения в процессе самоподготовки к профессиональной деятельности и вычленить механизмы его влияния на качество самоподготовки. Это позволит целенаправленно осуществлять обучение таким образом, чтобы неуклонно повышать качество самоподготовки к профессиональной деятельности.

Одновременно слушатели участвуют в учебно-воспитательном процессе вуза, в общественной жизни. Приобретаемый опыт способствует изменению их отношения к избранной специальности и самоподготовке к профессиональной деятельности. Подобные изменения не могут быть однозначными. Нерационально организованная самоподготовка к профессиональной деятельности, условия учебно-воспитательного процесса, негативное влияние среды, неустойчивость эмоционально-волевого механизма, чрезмерно легкое достижение успехов и т. п. могут поколебать уверенность слушателей в целесообразности самоподготовки к профессиональной деятельности. Только рационально организованные в комплексе условия, влияющие на качество осуществления самоподготовки, способствуют приращению знаний, умений и навыков и стимулируют дальнейшее совершенствование этого: процесса.

Выводы. Динамичный характер процесса самоподготовки к профессиональной деятельности обусловливает необходимость диалектического подхода к его осуществлению. Если при выборе целей и содержания самообразования руководствоваться лишь благими пожеланиями без учета реальных возможностей слушателей, то его результат будет неудовлетворительным.

Только на основе полного соответствия между потребностями слушателей в самообразовании по избранной специальности, их сформированными знаниями, умениями, навыками, эмоционально-волевыми механизмами, с одной стороны, и структурой самоподготовки к профессиональной деятельности, функциями ее компонентов - с другой, возможен успех. Чтобы правильно поставить цели самоподготовки к профессиональной деятельности и успешно достигнуть их, необходимо применять диалектический подход.

Литература:

1. Коблов Ф.Ч. К вопросу о педагогическом мастерстве как составляющей основу обучения. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 189-191.

2. Ковтун Н.А. Коммуникативная компетенция в системе правоохранительной деятельности как социокультурный фактор. // В сборнике: Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Сборник материалов XXIII международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2018. С. 288-292.

3. Коркмазов А.В. Понятие и представление о «смысле» как о фундаментальной составляющей характеристики личности. // В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 54-55.

4. Коркмазов А.В. Роль личностно смысловой сферы в профессиональном развитии индивида. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 1. С. 18-20.

5. Кумыков С.Х. Основные правовые и организационные аспекты первоначальной подготовки

сотрудника ОВД. // В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 62-64.

6. Маремуков Р.Б. Педагогическое мастерство и его значение в образовательном процессе образовательных организаций МВД России. // Евразийский юридический журнал. 2018. № 1 (116). С. 331-332.

7. Нагоева М.А. Обучение как условие подготовки к профессиональной деятельности. // В сборнике: Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 61-63.

8. Нагоева М.А. Современные формы организации самообразовательной деятельности слушателей. // В сборнике: Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 137-140.

9. Отаров А.А., Гаужаева В.А. Организация учебных занятий с использованием интерактивных методов при подготовке курсантов, обучающихся по узкой специализации «предварительное следствие в органах внутренних дел». // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 6. С. 312-314.

10. Рубан Д.А. Деятельность курсовых офицеров в рамках учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России. // Перспективы науки. 2018. № 10 (109). С. 243-246.

11. Сурцев А.В. Самостоятельная подготовка слушателей и курсантов в образовательных организациях МВД России. //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 263-266.

12. Хадиков Р.Ш. Организационно-педагогические условия развития личностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД и их реализация в системе первоначального обучения. // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 270.

13. Шамаев А.М. Информационное обеспечение антитеррористической деятельности. //Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 181-184.

Педагогика

УДК 373.3

учитель начальных классов, аспирант Михайлова Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 муниципального образование (г. Горячий Ключ),

Карачаево-Черкесский Государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлена попытка рассмотреть один из подходов в решении проблемы патриотического воспитания младших школьников. Представлено описание опыта разработки и реализации программы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, программа патриотического воспитания, младший школьник, внеурочная деятельность.

Annotation. The article presents an attempt to consider one of the approaches in solving the problem of the patriotic education of younger schoolchildren. The description of the experience of the development and implementation of the program of patriotic education of younger students in extracurricular activities.

Keywords: patriotic education, patriotic education program, junior schoolchild, extracurricular activities.

Введение. Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма - одной из базовых национальных ценностей в духовно-нравственном развитии и воспитании личности гражданина России.

Разработка программы патриотического воспитания обучающихся объясняется социальным заказом общества на формирование патриотических чувств и активной гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств или их слабым развитием у учащихся, несогласованностью между знаниями учащихся о патриотизме и неумением следовать им в жизни, между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.

Психологами установлено, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят взрослые, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для постоянного нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

Программа патриотического воспитания «Растем патриотами» разработана в соответствии с нормативно-правовыми и научно-методическими документами: Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования России до 2020 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В этих документах отмечается необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений, и одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Также потребность в патриотическом воспитании отражена в краевых целевых программах «Патриотическое воспитание населения Краснодарского края на 2012-2015 гг.», «Духовно-нравственное развитие детей и молодежи, становление и укрепление семейных традиций в Краснодарском крае на 2012-2014 гг.», в государственной программе Краснодарского края «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан», в программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ СОШ № 4 г. Горячий Ключ.

Изложение основного материала статьи. Региональный компонент служит важнейшим фактором, определяющим направленность патриотического воспитания на формирование личности человека как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.