Научная статья на тему 'К вопросу о формировании самообразовательных умений студентов'

К вопросу о формировании самообразовательных умений студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SELF-EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / FULL-TIME TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна, Ашхотова Ляна Аркадьевна

Статья посвящена вопросам исследования традиционных и современных форм организации самообразовательной деятельности студентов, изложена методика их совершенствования. Автор статьи делает выводы об эффективности данной модели обучения, т. к. самоподготовка является стимулом для самосовершенствования и повышения уровня конкурентоспособности специалиста на рынке труда; изложены педагогические технологии, используемые в организации самообразовательной деятельности. Ключевые слова: самообразование, самообучение, профессиональная подготовка, очное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL SKILLS OF STUDENTS

The article is devoted to the study of traditional and modern forms of organization of self-educational activities of students, the technique of their improvement. The author of the article draws conclusions about the effectiveness of this model of training, as self-training is an incentive for self-improvement and improving the competitiveness of the specialist in the labor market; pedagogical technologies used in the organization of self-educational activities are presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании самообразовательных умений студентов»

Педагогика

УДК:378

кандидат юридических наук, доцент кафедры Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель кафедры Ашхотова Ляна Аркадьевна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросам исследования традиционных и современных форм организации самообразовательной деятельности студентов, изложена методика их совершенствования. Автор статьи делает выводы об эффективности данной модели обучения, т. к. самоподготовка является стимулом для самосовершенствования и повышения уровня конкурентоспособности специалиста на рынке труда; изложены педагогические технологии, используемые в организации самообразовательной деятельности.

Ключевые слова: самообразование, самообучение, профессиональная подготовка, очное обучение.

Annotation. The article is devoted to the study of traditional and modern forms of organization of self-educational activities of students, the technique of their improvement. The author of the article draws conclusions about the effectiveness of this model of training, as self-training is an incentive for self-improvement and improving the competitiveness of the specialist in the labor market; pedagogical technologies used in the organization of self-educational activities are presented.

Keywords: self-education, self-education, professional training, full-time training.

Введение. На сегодняшний день, формируется процесс подготовки специалистов, которые «понимают» важность своей профессии и необходимость дальнейшего совершенствования под современные стандарты. Бурное развитие науки и техники предполагает творческий характер труда в сфере материального производства, требует от работника постоянного самообразования, направленного на совершенствование технического мышления, конструкторских и технологических знаний.

Важная задача подготовки молодого поколения к трудовой и общественной деятельности в ключевых звеньях системы современного производства решается высшей школой. Вместе с тем классическая система высшего образования, родившаяся более века назад и просуществовавшая почти без изменения, сегодня справедливо подвергается критике.

Изложение основного материала статьи. Анализируя вопрос педагогической организации процесса самообразования, следует отметить, что применительно к обучающимся в средних общих и высших учебных заведений он находится в непосредственной диалектической взаимосвязи с обычным образовательным процессом. На начальных этапах обучения объем самообразования у учащихся и студентов весьма низок, но к концу срока обучения он закономерно возрастает, становясь на выпускных курсах ВУЗов основным видом учебной деятельности студента.

Не менее важной проблемой традиционной модели обучения выступает и то, что в своём преподавании педагог-преподаватель ориентируется на некоего «усредненного» студента, чей образ весьма умозрителен. Именно с этим умозрительным образом как эталоном соотносится объём преподаваемого материала, его сложность, скорость и порядок подачи, формы закрепления усвоения и его проверки. Нельзя не отметить, что в педагогическом сообществе на практике такой усредненный подход оценивается неодинаково.

В этих условиях на передний план в вопросе эффективного осуществления образовательного процесса выдвигается вопрос дифференциации состава обучаемых, к которым, в зависимости от классификации по успеваемости и скорости усвоения материала, необходимо предъявлять разные требования. Однако при этом встаёт вопрос единства образовательного процесса. Решать его длительное время пытались за счет процедур селекции, формируя так называемые группы (классы) коррекции, что не оправдало себя. Сегодня одной из форм решения этого вопроса признаётся самообразование учащихся, позволяющее, с одной стороны, «загрузить» успевающих, которым требуется дополнительный объём информации по предмету, и в то же время уделить большее внимание «средней» аудитории, создавая посильный для них объём работы.

Концепт самообразования подробно разрабатывается в разных странах, в том числе и в нашей стране. В соответствии с ним, центральный вопрос педагогической организации самообразования - это «научение учащегося учиться», который он позднее будет осуществлять самостоятельно в целях наиболее полной реализации индивидуального потенциала, формирования общего и профессионального мировоззрения, более успешного, систематического и полного развития личных способностей в новых условиях. Такой подход считается наиболее эффективным в условиях динамично меняющегося общества, интенсификации его технологического обновления. В то же время любой, кто не участвует в самообразовании, добровольно или нет, отстает от требований времени.

Последней в хронологии развития стала концепция открытого обучения (образования), которая предполагала вобрать в себя вышеперечисленные концепты и ряд иных. Она характеризуется внешней открытостью, в рамках которой, например, лекции могут посещать в том числе и заинтересованные третьи лица, а основная учебная работа происходит в библиотеке путем освоения необходимой учебной литературы.

Рассматривая педагогическую теорию самообразования, нельзя не отметить, что на каждом из перечисленных выше концептов может быть выстроена самостоятельная педагогическая теория и методика. Однако, предлагая обобщенный взгляд на рассматриваемый вопрос, нельзя не отметить, что ряд общих моментов практически во всех исследованиях всё же есть. Они могут быть названы в двух основных ракурсах:

• во-первых, это перцепция самообразования (self-education, auto didacticism) в двух основных измерениях - как процесса и как результата;

• во-вторых, комплексное обследование самообразования с точки зрения социологических, педагогических и психологических аспектов.

Синтезируя сказанное выше, можно отметить, что в педагогическом плане самообразование, очевидно, предполагает самонаправленное изучение чего-либо как метод обучения и саморегуляции учащегося, как ряд

привитых ему или развитых у него особенностей индивидуальности. Центральной категорией здесь выступает личная ответственность, представляющая собой личное качество индивида, принимающего на себя полную ответственность в отношении собственных мыслей и поступков. Это не обязательно означает контроль над всеми обстоятельствами личной жизни или условиями окружающей среды, но это действительно предполагает, что индивиды могут управлять своим поведением в зависимости от ситуации.

С точки зрения образования и обучения, такой подход представляет собой способность или готовность учащихся взять на себя управление собственной образовательной (учебной) деятельностью в том объёме, который предполагает наличествующий у них индивидуальный потенциал саморегуляции. Это означает, что у учащихся есть выбор относительно направлений, в рамках которых они хотят осуществлять самообразование, а также форм его реализации, но при этом и личная ответственность за его итоги и результаты, то есть за исход любых учебных действий или бездействий.

В рамках обобщенной педагогической теории самообразование предполагает следующую последовательность действий: оценка потребностей в самообразовании, обеспечение ресурсов для самообучения, самостоятельное осуществление учебных действий и, наконец, оценка результатов самообучения. В интерпретации этого алгоритма существуют две основные парадигмы - внешняя и внутренняя. Первая предполагает индивидуализацию инструкций по изучению того или иного предмета, полученных от преподавателя, которые позже применяются ко всем сходным или вообще ко всем предметам, изучаемым в порядке самообразования. В свою очередь, вторая предполагает самостоятельную, достигнутую эмпирическим путем, выработку для себя учащимся модели изучения конкретных предметов в порядке самообразования с претензией на универсализацию или без таковой.

Рассматривая вопрос педагогической организации самообразования подробнее, нельзя не отметить, что большую роль в его успешном осуществлении играет совокупность характеристик самого учащегося, показывающих его готовность или, соответственно, не готовность к самообразованию. Среди них ключевыми выступают: развитое самосознание, готовность к самоорганизации, наличие успешного опыта самостоятельной работы по ходу классического обучения и освоение различных моделей обучения. Именно они, вкупе с объективными, внешними условиями, и создают возможность для учащегося активно и эффективно осуществлять самообразование.

Рассматривая очерченную выше модель педагогической организации самообразования в критическом плане, практически сразу встаёт вопрос о возможности получения полноценной подготовки по предмету в системе самообразования. Рассматривая его, необходимо отметить, что в большинстве стран мира по-прежнему систематическое образование и обучение остаются очень ценными. В таких условиях большинству, получившему именно его, а вместе с тем - педагогам, работодателям, влиятельным политикам и среднестатистическим гражданам трудно признать высокую стоимость того, что изучено самостоятельно или вне формальной системы обучения.

Однако современная ситуация и прогрессивные представители образовательных сообществ доказали, что нетрадиционные программы подготовки, дистанционное обучение и самообразование могут справиться со многими проблемами, связанными с необходимостью постоянно обновлять содержание учебных курсов по мере обновления знания. Исследователи и разработчики инновационных курсов самообразования в этих условиях полностью разрушили постулат о том, что взрослый учащийся может успешно освоить предмет или пройти подготовку исключительно в условиях формализованного обучения под контролем аккредитованных преподавателей. Но обращение всё большего и большего количества заинтересованных лиц к самообразованию с использованием информационно-коммуникационных и дистанционных технологий е-1еагш^ всё более и более переводит обучение и самообразование из реальной плоскости в виртуальную, что в перспективе неизбежно приведет к выработке новых принципов, закономерностей и правил обучения (самообучения).

В педагогической литературе вычленены следующие задачи профессорско-преподавательского состава вузов:

- сформировать у каждого студента потребность и положительную мотивацию к занятиям самообразованием;

- вооружить их теоретическими основами самообразовательной деятельности, умениями и навыками высокой культуры умственного труда;

- научить работать с первоисточниками (приобретение навыков работы с библиографией, умение составить простой или сложный план, выделить главную мысль в тексте; умение конспектировать и связно рассказывать);

- сформировать организационно-управленческие умения (составить режим дня, перспективу на ближайшее будущее, уметь сочетать учебу в вузе, культурный досуг, спорт с самообразованием).

Для решения этих задач при управлении самообразованием следует учитывать функции и компоненты формирующей деятельности педагога.

Функции деятельности преподавателя высшей школы: обучающая, развивающая, воспитательная, диагностическая, контролирующая, конструкторско-технологическая, организационная, проектная, информационная, ориентационная, мобилизационная, исследовательская.

К формирующей деятельности преподавателя относятся:

- входная диагностика интеллекта и знаний;

- мотивация обучения;

- адекватные внешние условия;

- общение в обучении, оперативная консультационная помощь;

- оперативный контроль со стороны преподавателя;

- положительный эмоциональный баланс самообразования;

- дидактический менеджмент.

При организации самообразования основой формирующей деятельности преподавателя является созданная им адаптированная информационная обучающе-развивающая и управляющая среда самообучения, посредством которой осуществляется:

- косвенное дидактическое управление процессом самообразования;

- самоконтроль;

- многоканальность предъявления учебной информации;

- положительный эмоциональный баланс самообразования.

Рассматривая педагогическую организацию самообразования на уровне теории, нельзя не сказать и о ряде противоречий, с которыми она сталкивается.

Другим противоречием выступает низкая методическая проработанность курсов самообразования, которые сегодня, да и в последнее время вообще, предлагаются через интернет. Ранее, на начальном этапе развития дистанционных форм обучения, стояла такая же проблема, когда потребителям предлагалось огромное количество «знаний по почте», то есть разнородных учебных курсов неизвестного качества. Сегодня эта проблема перетекла в интернет и сферу e-learning, когда наряду с действительно высокопробными учебными курсами и системами предлагаются и продвигаются на бесплатной основе и широко рекламируются учебные курсы сомнительного качества, служащие прикрытием для скрытой рекламы, в том числе и с использованием так называемого «25 кадра».

Третьим противоречием выступает появление, в связи с диджитализацией общества в целом, новейших форм получения «самостоятельного» образования, в том числе «между делом». Так, сегодня приобрели большую популярность образовательные рассылки по e-mail, подкасты, специализированные гаджеты и виджеты. Образовательный компонент сегодня включает в том числе и большое количество компьютерных игр типа «Квест» или «Стратегия». Всё это, по мнению большого количества педагогов, является псевдообразованием, несмотря на то, что большинство из них содержит информацию из официальных источников - учебников по конкретным дисциплинам и научных статей.

Выводы. Итогом этапа реализации становится констатация достижения или не достижения поставленной цели. В первую очередь, закономерно, на этот вопрос учащийся отвечает для себя сам, и в то же время педагогу, как стороннему наблюдателю, некоторые аспекты могут быть видны существенно более ярко. Именно поэтому по завершению курса самообразования или большого этапа данного курса обязательным является проведение беседы с учащимся, в которой преподаватель как сторонний наблюдатель подводит текущие или окончательные итоги самообразования учащегося, имея задачу не просто констатировать достижение им или не достижение поставленной цели, но и выявления позитивных и негативных сторон его деятельности, его успехов и провалов, что более важно попытаться определить причины такого положения и наметить пути преодоления проблем.

Литература:

1. Коблов Ф.Ч. К вопросу о педагогическом мастерстве как составляющей основу обучения. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 189-191.

2. Коркмазов А.В. Понятие и представление о «смысле» как о фундаментальной составляющей характеристики личности. // В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 54-55.

3. Коркмазов А.В. Роль личностно смысловой сферы в профессиональном развитии индивида. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 1. С. 18-20.

4. Нагоева М.А. Самообразование курсантов в вузах системы МВД РФ. // В сборнике: Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2019. С. 25-28.

5. Нагоева М.А. Самоподготовка важнейший компонент работы преподавателя. // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 203-205.

6. Сурцев А.В. Самостоятельная подготовка слушателей и курсантов в образовательных организациях МВД России. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 263-266.

7. Шамаев А.М. Информационное обеспечение антитеррористической деятельности. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 181-184.

Педагогика

УДК 378.172-057.8

кандидат исторических наук Норден Александр Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат медицинских наук, доцент Леженина Светлана Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образовании «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Исмагилов Камиль Рифкатович

Казанский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Казань)

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы проведено теоретическое исследование проблемы социализации личности в контексте современного образования учащейся молодежи. Авторами раскрываютсясущность и содержание понятия «социализация» как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в межличностном общении и социальной деятельности, рассматриваются этапы и факторы социализации личности в контексте образовательной деятельности учащейся молодежи.

Ключевые слова: социализация, этапы социализации, факторы социализации, образование, личность. Annotation. In author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature the theoretical research of a problem of socialization of the personality in the context of modern education of the studying youth is conducted. Authors the essence and the maintenance of the concept "socialization" reveal as the process and result of assimilation and active reproduction by the individual of social experience which is carried out in interpersonal communication and social activity are considered stages and factors of socialization of the personality in the context of educational activity of the studying youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.