Научная статья на тему 'Самообразование как социальный феномен'

Самообразование как социальный феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ / ROLE OF SELF-EDUCATION / ФАКТОРЫ САМОПОЗНАНИЯ / FACTORS OF SELF-KNOWLEDGE / САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / SELF-IMPROVEMENT OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева М.А., Бидова Б.Б.

В статье проведён анализ самообразования, его сущностных и функциональных свойств (качеств); исследована роль самообразования в жизни современного общества, выработанная под влиянием процессов, происходящих на макроуровне в условиях современности; рассмотрена взаимосвязь, взаимообусловленность самообразовательной деятельности и социальных коммуникаций; освещены появляющиеся трансформации в требованиях общества к индивидууму, его образовательным возможностям; установлены цели, стимулы, осмысление самообразования, образуемые под воздействием развития гражданской активности. В условиях современности важность образования и, еще больше самообразования, значительно повышается как необходимость в приспособлении и появлении конкурентной способности индивидуума на рынке вакансий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATION AS A SOCIAL PHENOMENON

The article analyzes self-education, its essential and functional qualities; the role of self-education in the life of modern society, developed under the influence of processes taking place at the macro level in the conditions of modernity; the relationship, interdependence of self-educational activities and social communications. The work highlights transformation in the requirements of society to an individual, its educational opportunities. The research sets goals, incentives, understanding of self-education, formed under the influence of the development of civil activity. In modern conditions, the importance of education and especially of self-education has significantly increased, for there is the need to develop competitive abilities in an individual at a job market.

Текст научной работы на тему «Самообразование как социальный феномен»

7. Подготовка методических рекомендаций по направлениям: формирование у обучающихся гигиенических навыков, режим дня для обучающихся 1 - 4, 5 - 9 и 10 - 11 классов, нормы Всемирного физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне (ГОТ) для школьников 1 - 5 ступени, как5 неотъемлемая часть (для развития школьников) уроков физкультуры.

8. Написание сочинений по русскому языку на темы: «Почему я выбираю здоровый образ жизни?», «Плюсы и минусы общественно-полезного труда», «Пройду ли я мимо лежащего на улице человека?», «Оказание первой медицинской помощи -обязательно должен уметь каждый».

Основа разработки инновационной программы здоровьесбе-регающего образования в МКОУ «Ялтинская средняя школе № 2 «Школа будущего» представлена улучшением всех составляющих здоровья - психического, физического и социального.

И.И. Соковня-Семенова считает, что при составлении программ ЗОЖ необходимы ежегодные результаты медицинского исследования, что и было учтено специалистами данной школы. Для детей с заболеваниями дальнозоркость, миопии различных степеней, нарушение осанки, плоскостопие, сколиотическая осанка, тубинфицированность, тугоухость, были составлены специальные упражнения [5].

В школе созданы специальные медицинские группы по заболеваниям, в которых занимаются 150 обучающихся. С детьми, имеющими подобные отклонения в состоянии здоровья, работает специалист в области адаптивной физической культуры. Занятия проводятся малогрупповыми способами в специально оборудованных помещениях.

Проблему здоровьесберегающей деятельности со здоровыми учащимися, в школе невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. В школе во второй половине дня с ребятами проходят занятия, включающие подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные соревнования. На каждом уроке в начальной школе проводят гимнастику, позволяющую снять напряжение на уроке, психологическую напряженность, порожденную интенсивностью занятий и элементарно дать ученика возможность подвигаться. А также проводятся комплексы дыхательной и пальчиковой гимнастики, сказкотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, фитотерапия, ароматерапия, упражнения для глаз, направленные на укрепление и расслабление мышц глаза и т. д. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры, природоведения, ботаники, литературы проводятся на природе. В каждом учебном кабинете силами родителей и учащихся созданы уголки здоровья, окружающие здоровьесберегающую деятельность классных коллективов. Ученики посещают школьные спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительной

Библиографический список

работе школы, в организации экскурсий, походов выходного дня, прогулок. Для улучшения здоровьесберегающей образовательной среды администрация школы внедряет совместные культурные программы для того, чтобы ученики и учителя общались в неформальной обстановке, имели возможность лучше узнать друг друга. Это позволяет выявить предложения перспективной стратегии развития здоровьесберегающей деятельности в школе. Для этого администрация проводит комплекс мероприятий: выявляет предложения по развитию организационной культуры, и использует при разработке перспективной стратегии развития образовательной среды в учебном заведении; определяет молодых учителей, создаёт систему учёта их профессиональных и личных достижений; создает максимально возможные санитарно-гигиенические условия; обеспечивает программное и учебно-методическое оснащение по проблеме здоровьесберегающих технологий.

В «Ялтинской средней школе № 2 «Школа будущего» функционирует консультативно-оздоровительный центр здорового образа жизни для учащихся, родителей и учителей. Обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого школьника при подготовке и проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий. В школе соблюдается системность и последовательность в работе с детским коллективом и в индивидуальной работе с каждым школьником.

Так же в школе проводятся новые формы работы с родителями. Это проблемные лекции, спортивные соревнования и тематические туристические походы выходного дня вместе с детьми. Воспитательный, общественно-педагогический процесс в школе проникнут идеями гуманизма и демократизма. Повышается теоретический уровень профессиональной подготовки педагогов, их самообразование. С учителями на педагогических советах проводятся беседы, игры, тестирования и рефлексии, позволяющие администрации школы реализовать творческий потенциал каждого сотрудника. Совершенствуются и систематизируются новые учебно-методические комплексы и эффективно используются в работе (создаются специальные стенды в рекреациях и классах, используется наглядность на уроках, рассматривается дополнительная литература о здоровьесбере-жении учащихся).

Итак, организация здоровьесберегающего образования, применяемая в Ялтинской средней школе № 2 «Школа будущего» на современном этапе является формированием положительной мотивации на здоровый образ жизни у учителей, учеников и их родителей. Используя комплексный подход, систематичность и поэтапность, разнообразие форм и методов, учитывая возрастные особенности учащихся, школа активно влияет на позитивное развитие личности учеников, формируя ценности здорового образа жизни.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ (действующая редакция, 2016).

2. Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения.

3. Горбунова Н.В. Поликультурное воспитание младших школьников республики Крым во внеклассной работе. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2015. Вып. 47; Ч. 1: 47 - 51.

4. Зуева С.А. Анализ угроз здоровью современного школьника. Available at: http://nsportal.ru

5. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: учебное пособие. Москва, 2000. References

1. Federal'nyjzakon «Ob obrazovanii vRossijskojFederacii» ot 29.12.2012 № 273 - FZ (dejstvuyuschaya redakciya, 2016).

2. Preambula k Ustavu (Konstitucii) Vsemirnoj organizacii zdravoohraneniya.

3. Gorbunova N.V. Polikul'turnoe vospitanie mladshih shkol'nikov respubliki Krym vo vneklassnoj rabote. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika ipsihologiya. Yalta: RIO GPA, 2015. Vyp. 47; Ch. 1: 47 - 51.

4. Zueva S.A. Analiz ugroz zdorov'yu sovremennogo shkol'nika. Available at: http://nsportal.ru

5. Sokovnya-Semenova I.I. Osnovy zdorovogo obraza zhizniipervaya medicinskaya pomosch': uchebnoe posobie. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 02.06.18

УДК 378

Nagoeva M.A., Cand. of Sciences (Law), senior teacher, North-Caucasus Institute of Advanced Training (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: arsmarina@mail.ru

Bedova B.B., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Criminal Law and Criminology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: bela_007@bk.ru

SELF-EDUCATION AS A SOCIAL PHENOMENON. The article analyzes self-education, its essential and functional qualities; the role of self-education in the life of modern society, developed under the influence of processes taking place at the macro level in the conditions of modernity; the relationship, interdependence of self-educational activities and social communications. The work high-

lights transformation in the requirements of society to an individual, its educational opportunities. The research sets goals, incentives, understanding of self-education, formed under the influence of the development of civil activity. In modern conditions, the importance of education and especially of self-education has significantly increased, for there is the need to develop competitive abilities in an individual at a job market.

Key words: self-education, functions, role of self-education, factors of self-knowledge, self-improvement of a personality.

М.А. Нагоева, канд. юрид. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Е-mail: arsmarina@mail.ru

Б.Б. Бидова, канд. юрид. наук, доц. каф. уголовного права и криминологии, Чеченский государственный университет,

г. Грозный, Е-mail: bela_007@bk.ru

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

В статье проведён анализ самообразования, его сущностных и функциональных свойств (качеств); исследована роль самообразования в жизни современного общества, выработанная под влиянием процессов, происходящих на макроуровне в условиях современности; рассмотрена взаимосвязь, взаимообусловленность самообразовательной деятельности и социальных коммуникаций; освещены появляющиеся трансформации в требованиях общества к индивидууму, его образовательным возможностям; установлены цели, стимулы, осмысление самообразования, образуемые под воздействием развития гражданской активности. В условиях современности важность образования и, еще больше самообразования, значительно повышается как необходимость в приспособлении и появлении конкурентной способности индивидуума на рынке вакансий.

Ключевые слова: самообразование, функции, роль самообразования, факторы самопознания, самоусовершенствование личности.

Тенденции развития общества в условиях современности, приход электронной эры вносит свои коррективы в детерминирование социального предназначения самообразования, направления и способа его осуществления. Самостоятельное приобретение знаний как социальное явление становится массовым, обязательным элементом функционирования большинства социальных групп, общностей и жизненного уклада их представителей. Являясь значимым фактором самопознания, самоусовершенствования личности в области профессиональной и не профессиональной деятельности, возобновления и преобразования социального арсенала знаний, развития всего общества, самообразование представляет собой высокоценное для отдельного субъекта и социума в целом явление.

Самообразование содействует сохранению индивидуальности, неделимости себя, внутренней целостности личности в свете активно разыгрывающихся трансформаций общества и в более широком смысле - глобализационных процессов, оказывает содействие успешной самоидентификации человека в структуре социальных связей и отношений. Технологии коммуникации продолжают меняться в исторической перспективе, что обуславливает появление чего-то нового в методах самообразования. Перед человеком, занимающимся самообразовательной деятельностью, открываются широкие возможности и, в то же время, он сталкивается с множеством ограничений в общественно-познавательной плоскости. Речь идет о ревальвации знаний и тенденции быстрого их устаревания; существовании обширного пространства социального действия и неизбежности обладания способностью работать с большими объемами информации, её дешифрованием; наличии различных информационных источников и разделении доступа многообразных социальных групп к ним для самообразовательной деятельности. В таких обстоятельствах индивид вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни общества, находить и применять ранее не использующуюся политику поведения в удовлетворении потребности в знаниях.

В условиях современности важность образования и, еще больше самообразования, значительно повышается как необходимость в приспособлении и появлении конкурентной способности индивидуума на рынке вакансий. Вопросы обеспечения маневренности, независимости и больших возможностей личности в сфере образования и самообразования превращаются в приоритетные течения политики в области науки, образования и социологии многих западных стран-участниц Болонского процесса. Это свидетельствует о большой социальной значимости образования и самостоятельного приобретения знаний, необходимости переведения в государственную плоскость процесса оптимизации системы образования и обеспечения нормальных условий для самообразования жителей страны. Решение этих задач нуждается в социологическом изучении сущности образования и самостоятельного образования, по выводам которого станет возможным осмысление, контроль и регулирование процесса формирования «наиболее оптимального образования» (Э. Тоффлер), способного обеспечить сообразность знаний че-

ловека актуальным для социума в целом потребностям, нуждам общественно-профессиональных групп и устремлениям индивидуумов [1].

Продуктивность самообразования в части повышения квалификации обусловлена соблюдением ряда условий. Среди них: наличие умозрительно выработанной, продуманной и воплощенной в жизнь формы самообразования в части переподготовки, выстроенной на базе системно-деятельностного, личностно-о-риентированного и уровневого подходов, принимающей во внимание специфику использования информационно-коммуникационных технологий как инструмента самообразовательной деятельности; осуществление выявления, теоретического аргументирования и экспериментальной проверки условий действенной работы модели самообучения средствами информационных и коммуникационных технологий в области получения более высокой квалификации: (совершенствование коммуникативно-информационных условий структуры повышения квалификации; нацеленность образования в области получения более высокой квалификации на улучшение самообразования при помощи информативно-коммуникативных технологий) [2].

В наше время практически все преподаватели понимают и разделяют значимость разработки и внедрения в педагогический процесс улучшенных и адаптированных методик обучения, способствующих совершенствованию образования, содействующих стимуляции деятельности учащихся, направленной на приобретение и развитие знаний, формирование интеллекта. В ходе решения этой задачи особое внимание уделяется развитию у учащихся умений и навыков самостоятельного мышления и применения знаний на практике. Также существенная роль отводится развитию навыков самостоятельного интеллектуального труда. Важность овладения такими навыками заключается еще и в том, что любые знания, полученные обучаемым человеком, независимо от их объема, со временем устаревают, отстают от требований жизни. Что же можно с этим сделать? Нужно привить учащимся желание и умение самообучения, самостоятельного приобретения знаний посредством использования разных источников информации, овладения множеством типов и приемов саморазвития и самостоятельной работы, чем больше, тем лучше.

Данное утверждение нельзя назвать новшеством в педагогике. И предыдущие поколения педагогов понимали важность самостоятельного обучения учащихся. Самые внимательные из них не отрицали значения преподавателя в достижении целей образования, но основную роль в этом они отводили собственным усилиям обучающихся. По мнению Я.А. Коменского [3], изложенному в его теоретическом труде о педагогике «Великая дидактика», учителя должны найти, разработать способ обучения, позволяющий им (педагогам) меньше учить, а ученикам больше учиться.

Одной из основных целей воспитания является переведение личности из субъекта в источник познания, преобразования действительности, общения, управления. То есть, результатом воспитания индивидуума является способность регулировать свои действия и выполнять всяческие дела самостоятельно [4].

Основным признаком индивида как личности и как источника преобразования действительности и управления является самостоятельность. Стать самостоятельным человеком - значит быть индивидуумом, твердо стоящим на ногах, способным действовать в некой сфере деятельности самому, без участия других людей, без стимулирования извне, по своему усмотрению. В данном контексте самостоятельность понимается и как особенность индивида, и как признак его зрелости в определенной сфере социальной деятельности. Если речь идет о познавательной практике, то подразумевается научная самостоятельность. Одним из критериев процесса обучения является познавательная деятельность школьников, студентов под началом преподавателя (учителя)[5]. Уровень участия педагога и его помощи в обучении учащегося должен сокращаться сообразно интеллектуальному развитию последнего. Он должен становиться все более самостоятельным в этой области. Но, к сожалению, в существующей сейчас реальности не отмечается необходимого уровня самостоятельности учеников и студентов.

Осложняет процесс прививания преподавателями ученикам навыков самостоятельной работы при обучении отсутствие учебных пособий, в полной мере способствующих эффективному формированию познавательной активности обучаемых, их самостоятельности [6]. Чаще всего они содержат учебный материал без достаточного количества заданий, для выполнения которых учащемуся требуется самостоятельно находить общие признаки или расхождения между сравниваемыми явлениями; раскрывать значимые критерии понятий, законов, правил, отображающие их суть; формулировать новые выводы. В учебных пособиях, в основном, уже приведены законы, правила и выводы. Все, что нужно сделать каждому обучаемому, так это их заучить.

Самообразование заключается в получении образования самостоятельным путем, в приобретении систематических знаний в некой сфере (научной, технической, культурной, политической и пр.), подразумевающем естественное сочетание прямой личной заинтересованности учащегося с освоением материала, осуществленным самостоятельно. Одновременно с этим, самообразование является инструментом воспитания, самовоспитания, потому что содействует формированию ряда нравственных качеств: трудолюбия, внутренней организованности, цельности, упорности, силы воли и пр. В общих чертах, самообразование -это разные способы получения знаний, предполагающие самостоятельную работу ученика над осваиваемым материалом.

Как правило, высшее образование специализировано. Это касается даже университетов, факультеты которых представля-

Библиографический список

ют собой нечто вроде специальных школ. По этой причине студентам вузов, стремящимся обогатить себя более обширным спектром знаний и выработать целостное научное, нравственное и социальное мировоззрение, также требуется заниматься самообразованием. В целом, человек, привыкший читать глубокие, серьезные книги, даже после получения диплома о высшем образовании при чтении трудов научного содержания, по сути, не прекращает свое самообразование. Иногда самообразование служит заменой школьного образования. Речь идет о людях, получивших низшее среднее образование или среднее профессиональное образование, не предполагающее их полную общеоб-разованность, а также о людях, закончивших среднюю школу, но не имеющих возможности обучаться в университетах и прочих вузах [7].

Относительно способа индивидуального обучения и воспитания, то он существовал всегда, даже в доисторическую эпоху в виде передачи опыта от предков к потомкам, от одного индивида к другому. Средства передачи информации постепенно усовершенствовались, со временем появился наиболее удобный для этого инструмент: письменность. её передача от главы родовой общины или языческого священнослужителя своему предполагаемому преемнику осуществлялась при помощи говорящих знаков в процессе индивидуальных с ним занятий. Формирование земледелия, животноводства, мореходства и понимание необходимости более широкого доступа людей к образованию эволюционировало научные представления. В результате, индивидуальное обучение начало замещаться индивидуально-групповым, заключающимся в поочередном обучении преподавателем представителей группы, состоящей из 10 - 15 учеников. То есть, изложение им материала, и дача задания для самостоятельной проработки осуществлялась для каждого обучаемого отдельно. Соответственно, каждый из занимающихся учеников получал разные объемы знаний за конкретный период времени, воспитание и содержание учебного процесса осуществлялись в строго индивидуальном порядке [8]. По этой причине в одной группе учащихся могли быть разновозрастные люди с неодинаковым уровнем подготовки. Срок всего обучения и каждого отдельного занятия также устанавливался индивидуально.

Необходимость в усовершенствовании формы учебного процесса появилась в эпоху средневековья с расширением круга людей, нуждающихся в получении образования и с появлением традиции формировать группы учащихся приблизительно одного возраста.

1. Фурс Е.И. Особенности концепции модернизации в трудах Э. Тоффлера. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008; 3: 239 - 244.

2. Бидова Б.Б. Принципы развития преподавательских навыков ведения антипропагандистской работы, направленной на противодействие религиозному экстремизму. Вестник Чеченского государственного университета. 2017; 4 (28): 139 - 143.

3. Янутш О.А. О понятиях «Культура» и «Образование» в работе Я.А. Коменского «Великая дидактика». Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015; 178: 152 - 157.

4. Ярычев Н.У., Нагоева М.А. Совершенствование методов образования в высших учебных заведениях. Мир науки. 2017; Т. 5.; № 4: 30.

5. Берова Д.М., Нагоева М.А. Повышение творческой активности обучаемых в вузах, как составная часть подготовки специалистов. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017; № 4: 29 - 32.

6. Коркмазов А.В. Понятие и представление о «смысле» как о фундаментальной составляющей характеристики личности. Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018: 54 - 55.

7. Коркмазов А.В. Роль личностно смысловой сферы в профессиональном развитии индивида. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018; 1: 18 - 20.

8. Нагоева М.А. Логические приемы, используемые в педагогическом процессе обучения специалиста. Успехи современной науки. 2016; Т. 1.; № 10: 199 - 200.

References

1. Furs E.I. Osobennosti koncepcii modernizacii v trudah 'E. Tofflera. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2008; 3: 239 - 244.

2. Bidova B.B. Principy razvitiya prepodavatel'skih navykov vedeniya antipropagandistskoj raboty, napravlennoj na protivodejstvie religioznomu 'ekstremizmu. Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; 4 (28): 139 - 143.

3. Yanutsh O.A. O ponyatiyah «Kul'tura» i «Obrazovanie» v rabote Ya.A. Komenskogo «Velikaya didaktika». Izvestiya RossiJskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2015; 178: 152 - 157.

4. Yarychev N.U., Nagoeva M.A. Sovershenstvovanie metodov obrazovaniya v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Mirnauki. 2017; T. 5.; № 4: 30.

5. Berova D.M., Nagoeva M.A. Povyshenie tvorcheskoj aktivnosti obuchaemyh v vuzah, kak sostavnaya chast' podgotovki specialistov. 'Ekonomicheskie igumanitarnye issledovaniya regionov. 2017; № 4: 29 - 32.

6. Korkmazov A.V. Ponyatie i predstavlenie o «smysle» kak o fundamental'noj sostavlyayuschej harakteristiki lichnosti. VzaimodeJstvie nauki i obschestva: problemy iperspektivy. Sbornik stateJpo itogam MezhdunarodnoJ nauchno-prakticheskoJ konferencii. 2018: 54 - 55.

7. Korkmazov A.V. Rol' lichnostno smyslovoj sfery v professional'nom razvitii individa. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2018; 1: 18 - 20.

8. Nagoeva M.A. Logicheskie priemy, ispol'zuemye v pedagogicheskom processe obucheniya specialista. Uspehi sovremennoJ nauki. 2016; T. 1.; № 10: 199 - 200.

Статья поступила в редакцию 02.06.18

УДК 378

Nagoeva M.A., Cand. of Sciences (Law), senior teacher, North-Caucasus Institute of Advanced Training (branch), Krasnodar

University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: arsmarina@mail.ru

Bedova B.B., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Criminal Law and Criminology, Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: bela_007@bk.ru

STRUCTURAL-FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF SELF-EDUCATION. The article examines a development-based approach to an educational process of students in the context of self-educational activities. The authors discuss various ways of determining a concept of "self-education". The work elucidates the theoretical and methodological foundations of self-educational activity of students in the context of playing the key role in the organization of training. The paper determines the fundamental characteristics of self-educational activities. A large role in the process of self-education belongs to the implementation of independent practical tasks that a person develops for further self-improvement. They allow to enhance its professional qualities, to check them in practice taking into account the acquired knowledge and the new information received about their manifestation in direct process of self-development.

Key words: education, self-education, self-consciousness, personality, creative activity.

М.А. Нагоева, канд. юрид. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, E-mail: arsmarina@mail.ru

Б.Б. Бидова, канд. юрид. наук, доц. каф. уголовного права и криминологии, Чеченский государственный университет,

г. Грозный, E-mail: bela_007@bk.ru

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается развивающий подход к образовательному процессу студентов в контексте самообразовательной деятельности; рассматриваются различные способы определения понятия «самообразование»; раскрываются теоретико-методологические основы самообразовательной деятельности студентов в контексте современной игры ключевой роли в организации обучения; определяются фундаментальные характеристики самообразовательной деятельности. Большая роль в процессе самообразования принадлежит выполнению самостоятельных практических задач, которые человек разрабатывает для дальнейшего самосовершенствования. Они позволяют улучшить его профессиональные качества, проверять их в практической деятельности с учетом полученных знаний и новой информации, полученной об их проявлении в непосредственном процессе саморазвития.

Ключевые слова: образование, самообучение, самосозидание, личность, творческая деятельность.

Процесс самообразования условно разделяется на два направления: «самообучение» (иначе говоря «обучение себя») и «самосозидание» (в общих чертах «формирование самого себя», «самостроительство»).

В нашем исследовании рассматривается процесс «самосозидания», поскольку нас занимают вопросы саморазвития. В этой ситуации самостоятельное образование является одним из инструментов трансформации репродуктивной деятельности индивидуума в продуктивную, которая близка к творческой деятельности [1].

Самостоятельное образование выполняет ряд функций: среди них: расширительная - аккумуляция, получение новых знаний; ориентировочная - установление себя в культурном пространстве и своего места в социуме; компенсаторная - устранение слабых сторон школьного обучения, изучение материала неосвоенного в процессе учебы; самосовершенствования - улучшение мировосприятия, своей личности, собственного сознания, образа мыслей, памяти, творческих способностей; общеметодологическая - одоление профессиональной односторонности, достройка видения мира; коммуникационная - формирование взаимосвязанности наук, специальностей, общественных классов, возрастов; сотвор-ческая - сопровождение, способствование творческой деятельности, обязательный придаток к ней; омоложения - ликвидация инертности своего образа мысли, предотвращение регресса в гражданской позиции (для полноценной жизни и развития требуется иной раз становиться обучаемым, а не обучающим); психологическая (порой психотерапевтическая) - поддержание полноты жизни, ощущения сопричастности ко всем направлениям мыслительной деятельности человеческого общества; геронто-логическая - сохранение связей с миром и посредством их же жизненной способности своего организма [2].

Из этого следует, что самообразование является непременной бессменной частью бытия культурной, высокоразвитой личности, сопутствующей ему на протяжении всей жизни.

Профессиональное самостоятельное образование студента педагогического вуза является его осознанной целеустремленной инициативной деятельностью по совершенствованию приобретенных и получению новых знаний психолого-педагогической и методической направленности и их созидательное применение сообразно природе производимой работы [3].

Роль профессионального самообучения выражается в дополнении, углублении, расширении приобретенных знаний;

компенсации недостатков обучения в школе и в выполнении функции инструмента приобретения базового образования; содействии развития собственного неповторимого стиля работы в качестве педагога; выполнении роли средства саморазвития и самоанализа.

Профессиональное педагогическое самообразование состоит из четырех подвидов: фонового общеобразовательного, фонового педагогического, перспективного и актуального педагогического самостоятельного образования [4].

Фоновое общеобразовательное самообразование представляет собой познавательную работу, выполненную самостоятельно, частицу непосредственного бытия будущего учителя, не требующую особой организации и проектирования. Речь идёт о прочтении художественных книг, газет, журналов, детской литературы; о видеопросмотре и прослушивании специальных телевизионных и радиопередач; о посещении кинотеатров, различных театров, выставочных комплексов, музеев; об экскурсионных походах и поездках в разные интересные места; о посещении разнообразных курсов и лекций.

Фоновое педагогическое самостоятельное образование заключается в просмотре и прочтении периодической печати педагогической направленности и новоизданных педагогических, психологических, методических материалов, формировании своей собственной библиотеки и её систематизировании, сборе и группировании разнообразной печатной продукции, использующейся в преподавательской практике [5].

Перспективное профессиональное самообразование находится в плоскости занятия будущим учителем проблематикой некоего предметного, психолого-педагогического, методического содержания, осуществляемого на довольно длительную перспективу. Дипломные работы, курсовые, рефераты, выполненные студентом, являются частью этой формы самообучения.

Профессиональная деятельность требует от человека постоянного самообразования, состоящего из целенаправленной познавательной работы, регулируемой самим индивидом, из накопления систематических знаний в определенной сфере (научной, технической, культурной, политической и пр.).

В качестве детерминант способности к самообразованию выступают психологические и интеллектуальные показатели педагога. Однако такую способность можно выработать в ходе деятельности с использованием всевозможных источников ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.