дискуссия
журнал научных публикаций
Т.В. Атяскина, аспирант,
кафедра общей и профессиональной
педагогики,
Оренбургский государственный университет,
г. Оренбург, Россия,
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ
Статья посвящена актуальной проблеме формирования умений и навыков самообразования будущих техников-программистов. Автор указывает на необходимость повышения уровня самообразовательной деятельности студентов в колледже за счет сформированных самообразовательных умений. В статье представлены результаты констатирующего педагогического эксперимента, которые свидетельствуют о низкой сформированности умений и навыков самообразования у студентов, обучающихся по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» в Университетском колледже федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет». Данные легли в основу построения последующей опытно -экспериментальной работы автора. В ее рамках определены цель формирующего эксперимента и методика формирования самообразовательных умений будущих техников-программистов. В статье дается авторское определение понятия «самообразовательные умения будущих техников-программистов». Среди них автор выделяет: организационные, информационно-аналитические и рефлексивные самообразовательные умения будущих техников-программистов. Автором уточняется понятие «электронные образовательные ресурсы», они рассматриваются как наиболее эффективные средства при формировании самообразовательных умений с использованием различных методов и форм организации самообразовательной деятельности будущих техников-программистов. Кроме того, автор исследования подчеркивает необходимость комплексной и системной организации самообразовательной деятельности студентов с применением рассматриваемых методов, приемов и средств в тесном контакте с преподавателем.
Ключевые слова: методика, эксперимент, самообразование, самообразовательные умения, формирование самообразовательных умений, техник-программист, среднее профессиональное образование, электронные образовательные ресурсы, образовательный сайт.
Самообразовательная деятельность студентов становится ведущей в современном профессиональном образовании, продуктивность которой зависит от степени сформированности умений и навыков самообучения. Сегодня, в существующих условиях, на наш взгляд, актуальной является проблема формирования самообразовательных умений студентов такой приоритетной специальности, как 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». Она готовит специалистов среднего звена (техник-программист,
программист), поэтому сформированные самообразовательные умения будущих техников-программистов в образовательном процессе колледжа будут в дальнейшем во много способствовать востребованности этих ГГ-специалистов, так как в процессе самообучения студенты получат возможность целенаправленно развивать те профессионально важные качества, которые в совокупности своей позволят повысить их конкурентоспособность на рынке труда, профессиональную мобильность, обусловленную динамично-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
стью в сфере компьютерной техники и информационных технологий, культуру будущего специалиста. При наличии развитых навыков самоорганизации и самообучения, самообразовательной деятельности у будущих техников-программистов можно достигнуть высокого уровня сформиро-ванности общих и профессиональных компетенций.
Самообразовательные умения будущих техников-программи- :
стов мы рассматриваем как их способность к осуществлению самообразовательной деятельности, направленной на разработку кода программных модулей с помощью современных языков программирования и на создание объектов баз данных в современных системах управления ими1.
В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы по формированию самообразовательных умений будущих техников-программистов в 2014 году на базе Университетского колледжа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» автором был проведен констатирующий педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 281 студент специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» (50 студентов первого курса, 62 студента второго курса, 68 студентов третьего курса и 101 студент четвертого курса). Эксперимент показал, что только 12% студентов занимаются самообразовательной деятельностью. По мнению студентов, этот вид деятельности помогает им не только повысить уровень успеваемости, но и узнать много нового в области компьютерной техники и информационных технологий, совершенствовать и оптимизировать программные модули и самосовершенствоваться в целом.
При наличии развитых навыков самоорганизации и самообучения, самообразовательной деятельности у будущих техников-программистов можно достигнуть высокого уровня сформированное сти общих и профессиональных компетенций.
Главными достоинствами электронных образовательных ресурсов являются оптимальная для каждого из них скорость и последовательность восприятия учебного материала, возможность самостоятельного чередования материала, интерактивность, системность, интеграция, адаптация, визуализация и самоконтроль.
Для решения поставленных практических задач 17% респондентов находят необходимую информацию самостоятельно, 61% будущих техников-программистов ищут про-= фессиональную информацию только под руководством преподавателя. В ходе педагогического эксперимента было также выявлено, что 96% будущих техников-программистов недостаточно умелы в самообразовательной деятельности и только 4% студентов продемонстрировали творческое использование знаний, полученных путем самообразования.
На основе полученных результатов констатирующего педагогического эксперимента нами была определена цель формирующего эксперимента — повысить уровень самообразовательной деятельности выпускников специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» за счет формирования и развития самообразовательных умений, ориентации в поиске и использовании актуальной информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. В процессе формирующего эксперимента у будущих техников-программистов предполагалось сформировать организационные, информа-= ционно-аналитические и рефлексивные самообразовательные умения.
Мы предположили, что эффективным средством формирования у них самообразовательных умений могут быть электронные образовательные ресурсы. Анализируя работы ученых в области информационных технологий2, укажем, что таковыми являются учебные материалы, представленные как в электронной форме и зафиксированные на электронном носителе, так и нахо-
дискуссия
журнал научных публикаций
дящиеся в сети Интернет. В качестве средств формирования самообразовательных умений нами были выделены следующие электронные образовательные ресурсы: электронные учебники и учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы дисциплин, электронные тесты, образовательные порталы и веб-сайты, электронные библиотеки.
Главными достоинствами электронных образовательных ресурсов при формировании самообразовательных умений студентов, в том числе будущих техников-программистов, являются оптимальная для каждого из них скорость и последовательность восприятия учебного материала, возможность самостоятельного чередования материала3, интерактивность, системность, интеграция, адаптация, визуализация и самоконтроль4.
Рассматривая электронные образовательные ресурсы как эффективное средство формирования самообразовательных умений будущих техников-программистов, опишем методику их формирования с помощью вышеуказанных средств.
Под методикой формирования самообразовательных умений будем понимать способы организации самообразовательной
При организации самообразовательной деятельности студента преподаватель выступает в роли педагога-консультанта, главная цель которого научить «как учиться».
деятельности будущих техников-программистов с применением педагогических методов, форм и средств для достижения поставленной цели.
= Успешное достижение целей в любой деятельности, в том числе и самообразовательной деятельности обучающихся, во многом зависит от используемых
в ней методов5. По мнению Е.А. Милеряна, А.М. Новикова, К.К. Платонова и др., основным методом обучения умениям являются упражнения. Данный метод строится на многократном повторении определенных действий с целью формирования и совершенствования умений6. При этом ведущей формой организации деятельности является самостоятельная работа. Установлено, что для успешного формирования самообразовательных умений для обучающихся должны быть разработаны специальные задания, которые будут ориентировать их на активный самостоятельный поиск оптимальных способов выполнения действий7. Преподаватели могут разрабатывать и предлагать будущим техникам-программистам следующие задания по работе с электронными образовательными ресурсами: поиск и обработка студентами информации (под-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
готовить доклад, сообщение, презентацию по темам «Почему программисты изучают математическую логику?», «Роль математического моделирования и математического программирования в моей будущей профессии» и др.); создание веб-страницы или веб-квеста; нахождение дополнительных специализированных программных средств или программных компонентов для усовершенствования программных модулей; решение профессионально ориентированных задач в области компьютерных систем; выполнение творческих заданий по профессиональной проблеме и др.
При выполнении таких упражнений, на наш взгляд, необходимо использовать проблемно-поисковый метод, который предполагает изначальное выделение проблемы или создание проблемной ситуации. Метод предусматривает самостоятельную деятельность обучающихся по определению путей решения поставленной или возникшей проблемы; отбору информации, необходимой для ее решения, с помощью электронных образовательных ресурсов; выбору способов демонстрации решения; оцениванию результата выполнения задания; определения круга дальнейших проблем.
При организации самообразовательной деятельности студента преподаватель выступает в роли педагога-консультанта, главная цель которого научить «как учиться».
К основным функциям _
преподавателя можно отнести: формирование побуждающих мотивов к самообразованию; участие на первоначальных этапах в постановке целей и задач, организационной деятельности, в поиске и подборе электронных образовательных ресурсов; разработка методики и инструктивно-методической документации по использованию электронных образовательных ресурсов в целях формирования самообразовательных умений будущих техников-программистов; контроль процесса и результата самообразовательной деятельности
Студент сам определяет цели и задачи проекта, результат и планируемый продукт деятельности, способ достижения поставленной цели, планирует порядок своих действий, использует необходимые ресурсы, работает с информацией, пишет программный код на одном из языков программирования, осуществляет контроль, проводит оценку своей деятельности и продукта, презентует программный продукт.
студентов; определение форм отчетности, объема работы, срока сдачи; определение видов консультационной помощи и критериев оценок.
Рассмотренные методы, на наш взгляд, способствуют формированию у студентов умений самостоятельно планировать и организовывать свою работу, возникновению интереса к решению проблемных ситуаций, стимулированию к поиску новых оригинальных решений профессиональных задач.
При формировании самообразовательных умений будущих техников-программистов может быть также использован метод проектов, реализующийся в виде курсового проекта по дисциплинам, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Одной из них является дисциплина «Математические методы». Результат курсового проектирования — программный продукт, написанный на одном из языков программирования и реализующий математический метод решения практической задачи.
При выполнении подобных работ самообразовательная деятельность будущего техника-программиста активизируется. Студент сам определяет цели и задачи проекта, результат и планируемый продукт деятельности, способ достижения поставленной цели (выбирает математический метод решения практической задачи, язык программирования), планирует порядок своих действий, использует необходимые ресурсы (в том числе электронные образовательные ресурсы), работает с информацией (осуществляет поиск, сбор, систематизацию и анализ информации), пишет программный код на одном из языков программирования, осуществляет контроль, проводит оценку своей = деятельности и продукта, презентует программный продукт.
Таким образом, мы считаем, что в ходе такой деятельности будущий техник-программист становится активным участником
формирования своих организационных, информационно-аналитических и рефлексивных самообразовательных умений.
С целью формирования и развития обозначенных умений нами был разработан информационно-педагогический сайт (www.self-educ.ru), на котором размещены учебно-методические материалы и ссылки на электронные образовательные ресурсы по различным дисциплинам. Он позволяет оказывать консультативную и содержательную помощь и преподавателям и студентам в области профессионального самообразования. Кроме того, рассматривая методику формирования самообразовательных умений будущих техников-программистов, хотелось бы заметить, что только систематическая и совместная работа преподавателей и студентов в области самообразовательной деятельности при использовании выше-рассмотренных методов и средств, позволит сформировать и достигнуть более высокого уровня умений в области самообучения и самообразования.
Итак, представленная автором методика формирования самообразовательных умений будущих техников-программистов во многом определяется целью деятельности. Данную методику следует рассматривать как комплексный и системный способ организации самообразовательной деятельности студентов. Одним из эффективных и значимых средств для указанной группы будущих специалистов, по мнению автора, могут являться электронные обра-
зовательные ресурсы, а к основным методам формирования самообразовательных умений нужно отнести упражнения по работе с электронными образовательными ресурсами, проблемно-поисковые задания, курсовое проектирование, выполнение которых позволит повысить уровень самоорганизации и самообразования выпускников.
Литература
1. Атяскина Т.В. Формирование умений самообразования будущих техников-программистов в профессиональном колледже // Среднее профессиональное образование. 2015. № 7. С. 45-47.
2. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2008. 312 с.; Осин А.В Открытые образовательные модульные мультимедиа системы: монография. М.: Издательский сервис, 2010. 328 с.
3. Корвяков В.А. Развитие умений самообразовательной деятельности студентов средствами информационных технологий: автореф. дис... канд. пед. наук: Оренбург, 2002. 22 с.
4. Осин А.В Открытые образовательные модульные мультимедиа системы: монография. М.: Издательский сервис, 2010. 328 с.
5. Сластенин В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: Академия, 2015. С. 186-204.
6. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. 176 с.
7. Кузнецов В.В. Методика профессионального обучения. М.: Эгвес, 2013. 160 с.
SELF-EDUCATION SKILLS FORMATION METHOD FOR FUTURE TECHNICIANS-PROGRAMMERS
T.V. Atyaskina, postgraduate, The department of common and professional pedagogy, Orenburg State University, Orenburg, Russia, [email protected]
The article is devoted to the urgent problem of self-education skills formation for future technicians-programmers. The author underlines the necessity of students' self-educative activity rise in colleges by means offormed skills of self-education. The article contains the results of the pedagogic experiment which prove a low level of these skills' formation for the students from the specialty 09.02.03 "Programming in computer systems" of University College of Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Orenburg State University". These data have become a base for the next experimental work of the author. The paper defines the aim of formation experiment and self-education skills formation method for future programmers in the frames of this experiment. The article gives the author's definition of the notion "self-education skills for future technicians-programmers". Among all the skills of self-education the author marks out the next: organizational,
information-analytical and reflexive. The author specifies the notion of electronic educational resources; these resources are considered as the most efficient means for these skills' formation, using different methods and forms of organization. Besides, the author underlines the necessity of complex and system organization of students' self-educative activity with an application of the considered methods and means in close contact with lecturers.
Key words: methodology, experiment, self-education, self-education skills, development of skills of self-education, programming technician, vocational education, electronic educational resources, educational website.
References
1. Atiaskina T.V. Formirovanie umenii samoobrazovaniia budushchikh tekhnikov-programmistov v professional'-nom kolledzhe [Formation of skills of self-education of future technicians in professional programmers College]. Srednee professional'noe obrazovanie — Secondary vocational education, 2015, no. 7, pp. 45-47.
2. Robert I.V. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie [Information and communication technologies in education: textbook]. Moscow, Drofa Publ., 2008. 312 p.; Osin A.V Otkrytye obrazovatel'nye modul'nye mul'timedia sistemy: monografiia [Open educational modular multimedia systems: monograph]. Moscow, Izdatel'skii servis Publ., 2010. 328 p.
3. Korviakov V.A. Razvitie umenii samoobrazovatel'noi deiatel'nosti studentov sredstvami informatsionnykh tekhnologii: avtoref. dis... kand. ped. nauk [The
development of skills of self-educational activity of students by means of information technologies. Abstract of candidate of pedagogy scie. diss.]. Orenburg, 2002. 22 p.
4. Osin A.V Otkrytye obrazovatel'nye modul'nye mul'timedia sistemy: monografiia [Open educational modular multimedia systems: monograph]. Moscow, Izdatel'skii servis Publ., 2010. 328 p.
5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiianov E.N. Pedagogika: uchebnik [Pedagogy: the textbook]. Moscow, Akademiia Publ., 2015. 560 p.
6. Novikov A.M. Metodologiia uchebnoi deiatel'nosti [Methodology of educational activity]. Moscow, Egves Publ., 2005. 176 p.
7. Kuznetsov V.V. Metodika professional'nogo obucheniia [The methodology of training]. Moscow, Egves Publ., 2013. 160 p.