Научная статья на тему 'Структурная организация и научно-тематическая направленность профессиональной подготовки по анатомии студентов вуза физической культуры'

Структурная организация и научно-тематическая направленность профессиональной подготовки по анатомии студентов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНАТОМИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МИКРОЦИРКУЛЯТОРНОЕ РУСЛО / ВИДЕОБИОМИКРОСКОПИЯ / ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА / ADDITIONAL EDUCATION / ANATOMY / PROFESSIONAL TRAINING / MICROCIRCULATION BED / VIDEOBIOMICROSCOPY / WEIGHTLIFTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замараев Виктор Алексеевич, Жмеренецкий Константин Вячеславович, Колесникова Татьяна Викторовна, Эмирбеков Нариман Загидинович

В работе представлена модель организации профессионального научно-образовательного процесса по анатомии. Приведены результаты экспериментального исследования влияния физических нагрузок на микроциркуляторное русло спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замараев Виктор Алексеевич, Жмеренецкий Константин Вячеславович, Колесникова Татьяна Викторовна, Эмирбеков Нариман Загидинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural organisation and scientifically subject direction of professional training in anatomy of physical culture higher school's students

The article presents the model of organization of professional scientific training of students in anatomy. The results of experimental research of physical loads influence on microcirculation bed of athletes have been shown.

Текст научной работы на тему «Структурная организация и научно-тематическая направленность профессиональной подготовки по анатомии студентов вуза физической культуры»

УДК 378.02:372.8

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И НАУЧНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО АНАТОМИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Виктор Алексеевич Замараев, кандидат медицинских наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК), Константин Вячеславович Жмеренецкий, доктор медицинских наук, доцент,

Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ), Татьяна Викторовна Колесникова, преподаватель, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК), Нариман Загидинович Эмирбеков, врач-интерн,

Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ),

г. Хабаровск

Аннотация

В работе представлена модель организации профессионального научно-

образовательного процесса по анатомии. Приведены результаты экспериментального исследования влияния физических нагрузок на микроциркуляторное русло спортсменов.

Ключевые слова: дополнительное образование, анатомия, профессиональная подготовка, микроциркуляторное русло, видеобиомикроскопия, тяжёлая атлетика.

STRUCTURAL ORGANISATION AND SCIENTIFICALLY SUBJECT DIRECTION OF PROFESSIONAL TRAINING IN ANATOMY OF PHYSICAL CULTURE HIGHER SCHOOL’S STUDENTS

Viktor Alekseevich Zamaraev, the candidate of medical sciences, professor,

Far East State Academy of Physical Training,

Konstantin Vjacheslavovich Zhmerenetsky, the doctor of medical sciences, senior lecturer,

Far Eastern State Medical University,

Tatjana Vladimirovna Kolesnikova, the teacher,

Far East State Academy of Physical Training Nariman Zagidinovich Emirbekov, the post-graduate student,

Far Eastern State Medical University,

Khabarovsk

Annotation

The article presents the model of organization of professional scientific training of students in anatomy. The results of experimental research of physical loads influence on microcirculation bed of athletes have been shown.

Keywords: additional education, anatomy, professional training, microcirculation bed, videobiomicroscopy, weightlifting.

ВВЕДЕНИЕ

Творческий педагогический поиск несёт инновационный потенциал оптимизации содержания и организации учебного процесса вуза, внедрения современных педагогических технологий, направленных на совершенствование профессиональной подготовки учащихся.

В нашем педагогическом исследовании организации дополнительного профессионального образования по анатомии - базовой дисциплины высшей школы физической культуры апробирован эвристический/исследовательский метод, базирующийся на принципах творчески развивающей, личностно-ориентированной педагогики сотрудничества.

Основная цель дополнительного образования - совершенствование профессиональной подготовки по анатомии студентов, вуза физической культуры на основе научно-образовательной деятельности и освоения современных научных методик, спо-

собствующих повышению познавательной активности учащихся и их профессиональной компетентности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу, предлагаемой нами модели организации научно-образовательной деятельности, заложены принципы актуальности, перспективности и преемственности. Актуальность - обусловлена новизной и социальной значимостью проводимых научных исследований. Перспективность - достигается в результате освоения новых перспективных научных методик, постановки и решения проблемных научных вопросов. Преемственность - заложена в системе структурной организации образовательного процесса.

В процессе экспериментальных исследований (1981-2010 г.г.) разработаны, апробированы и внедрены в педагогическую практику дополнительного профессионального образования студентов по анатомии, следующие организационные формы и тематика поисковых исследовательских работ (рис. 1).

Рис. 1. Модель структурной организации и научно-тематическая направленность дополнительного профессионального образования по анатомии.

В отличие от основного (традиционного) в дополнительном профессиональном образовательном процессе формулирование целей обучения проводится преподавателем совместно с обучаемыми. Учебная деятельность базируется на технологии инновационного совместного поиска новых знаний. Готовность обучающегося к обучению определяется мотивацией профессионального и социально-нравственного самосовершенствования субъектов образовательного процесса. Ориентация в обучении направлена на решение профессиональных учебно-исследовательских проблем. Опыт обучающегося является ведущим компонентом процесса обучения. Самосознание обучающегося определяется осознанием им себя как творческой самоуправляемой личностью - субъектом образовательного процесса. Применение полученных знаний - оперативное, оценка результатов обучения - комплексная (самооценка, совместная оценка педагога и учащимся).

С целью иллюстрации разработанной нами концепции дополнительного профессионального образования, представляем результаты экспериментального исследования (2008 - 2010 г.г.). Исследование проведено на основе межвузовского научного сотрудничества преподавателей и студентов Дальневосточной государственной академии физической культуры и Дальневосточного государственного медицинского университета в рамках интегративных образовательных курсов профессионального дополнительного образовательного процесса студентов ДВГАФК [3]. Изучалось состояние микроциркуляции (МЦ) спортсменов силовых видов спорта [2] по результатам цифровой видеобиомикроскопии сосудов бульбарной конъюнктивы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследовано 34 спортсмена, из них 24 - мужчин и 10 женщин в возрасте от 17 до 34 лет (средний возраст 22,5±0,82 года). Среди них 18 - тяжелоатлетов и 16 -спортсменов силового троеборья (пауэрлифтёров). Спортивная квалификация: 4 спортсмена - мастера спорта международного класса; 11 - мастеров спорта России; 16 - кандидатов в мастера спорта; 3 - имеют II и III спортивные разряды. Группу контроля составили 38 практически здоровых лиц (мужчин - 11, женщин - 27) в возрасте от 18 до 33 лет (средний возраст 24,5±0,85 года), не занимающихся спортом. В процессе исследования изучались:

- частота сердечных сокращений (ЧСС - уд/мин);

- систолическое артериальное давление (САД - мм. рт. ст.);

- диастолическое артериальное давление (ДАД - мм. рт. ст.),

- а также показатели физического развития - рост (см), вес (кг).

МЦ исследовали путём видеобиомикроскопии сосудов конъюнктивы с использованием щелевой лампы ЩЛ-2Б и видеокамеры PANASONIC NV-GS500 (Япония) на базе межкафедральной лаборатории микроциркуляции ДВГМУ (руководитель д.м.н. К.В. Жмеренецкий). Компьютерный анализ видеоизображений и морфометрию мик-роциркуляторного русла (МЦР) проводили в программе Ulead Video Studio 9.0 с применением системы анализа видеоизображений ВидеоТесТ-Динамика 4.0 (ООО «ВидеоТесТ», Санкт-Петербург). Измерение среднего калибра артериол (микрометр -мкм), венул и удельной плотности (площади) капилляров (условных единиц) проводили в программе ВидеоТесТ-Динамика 4.0. в соответствии с требованиями к проведению морфометрического анализа [1]. Полученные данные обрабатывались методами вариационной и корреляционной статистики в MS Windows XP Professional.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По результатам проведённого экспериментального исследования спортсменов, занимающихся тяжёлой атлетикой и пауэрлифтингом, установлены следующие функциональные показатели сосудистой системы:

- у женщин: ЧСС: М = 71,0; n = 10; о = 7,50; ± m = 2,50. САД: М = 118,0; n = 10; о = 7,53; ± m = 2,51. ДАД: М = 74,5; n = 10; о = 6,85; ± m = 2,28. Калибр артериол

(мкм): М = 20,7; п = 10; о = 3,10; ± т = 1,03. Средний калибр венул (мкм): М = 42,6; п = 10; о = 3,51; ± т = 1,17. Артерио-венулярное соотношение (мкм/мкм): М = 0,5; п = 10; о = 0,06; ± т = 0,02. Удельная плотность капилляров (усл. ед.): М = 0,8; п = 10; о = 0,14; ± т = 0,05.

- у мужчин: ЧСС: М = 70,4; п = 24; о = 9,16; ± т = 1,91. САД: М = 120,0; п = 24; о = 15,32; ± т = 3,19. ДАД: М = 75,4; п = 24; о = 6,41; ± т = 1,34. Калибр артериол (мкм): М = 22,6; п = 24; о = 3,45; ± т = 0,72. Средний калибр венул (мкм): М = 45,2; п = 24; о = 5,32; ± т = 1,11. Артерио-венулярное соотношение (мкм/мкм): М = 0,5; п = 24; о = 0,05; ± т = 0,01. Удельная плотность капилляров (усл. ед.): М = 0,8; п = 24; о = 0,14; ± т = 0,03.

В ходе проведённого морфологического сравнительного анализа МЦР установлено, что у лиц, занимающихся тяжёлой атлетикой и пауэрлифтингом, средний калибр магистральных и прекапиллярных артериол и собирательных венул был выше по сравнению с контролем (Р<0,01), при отсутствии достоверных отличий по артерио-венулярному соотношению (Р>0,05). При этом важно отметить, что количество функционирующих капилляров у спортсменов было выше, чем в контроле (Р < 0,01). В некоторых случаях регистрировались избыточная извитость капилляров и постакапилля-ров и закручивание их в клубки, что косвенно свидетельствует об увеличении нутри-тивного кровотока в МЦР у спортсменов.

Анализ показателей МЦР сосудов конъюнктивы у спортсменов и их корреляции (коэффициенты корреляции рангов Спирмена) с возрастно-половыми, функциональными показателями и уровнем спортивных достижений выявил высокий уровень коррелятивной связи МЦР с объёмом нагрузок, выполняемых в рывке у тяжелоатлетов, приседании и становой тяге у пауэрлифтёров (Р<0,01). Корреляции показателей МЦР с возрастными данными, спортивным стажем, весоростовыми характеристиками и показателями артериального давления по данным наших исследований слабо выражены (Р>0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, творческая научная совместная деятельность преподавателей и студентов ДВГАФК и ДВГМУ в рамках дополнительного профессионального образовательного процесса по анатомии, позволила выявить, морфологические особенности микроциркуляции у спортсменов-тяжелоатлетов и пауэрлифтёров по сравнению с лицами, не занимающимися спортом. Они заключаются в дилатации артериол и венул при сохранении неизменного артерио-венулярного соотношения и возрастании удельной плотности и площади функционирующих капилляров, сопровождающимися избыточной извитостью капилляров и посткапилляров с закручиванием их в клубки. Выявленные изменения микроциркуляции имеет сильную коррелятивную связь с объёмом физических нагрузок и практически не связаны с возрастом, спортивным стажем, весоростовыми характеристиками спортсменов и показателями их артериального давления. Дилатация микрососудов и возрастание количества функционирующих капилляров у спортсменов по данным цифровой видеобиомикроскопии сосудов коньюктивы связаны, по нашему мнению, с реактивной перестройкой микроциркуляторного русла, обусловленной спецификой двигательных актов и большим объёмом физических нагрузок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автандилов, Г.Г. Медицинская морфометрия : руководство / Г.Г. Автандилов. - М. : Медицина, 1990. - 384 с.

2. Дворкин, Л. С. Тяжелая атлетика : учебник / Л. С. Дворкин. - М. : Советский спорт, 2005. - 600 с.

3. Замараев, В.А. Интегративные образовательные курсы - инновационный поиск совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов физической

культуры / В. А. Замараев, Б.М. Когут, Н.К. Приходько // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 56 - 59.

Контактная информация: dwgafk@mail.kht.ru

УДК 378.667.(571.15) : 37.036.5

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ВУЗЕ МВД РОССИИ

Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры огневой и технической подготовки,

Барнаульский юридический институт МВД России (БЮИ МВД России)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России на основе развития у обучаемых личностно-профессиональных качеств, умений и навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.

Ключевые слова: вузы МВД России, педагогический процесс, профессиональная подготовка, саморазвитие, самосовершенствование.

ACMEOLOGICAL BASIS OF THE PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIAN INTERIOR MINISTRY HIGHER SCHOOL

Timofey Sergeyevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Head of the chair of shooting and technical training,

Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia

Annotation

The questions of cadets’ professional training in higher militia schools of the MIA of Russia are considered in this article. The process of cadets’ mastering is given on the basis of their professional skills (self-education, self-mastering) development.

Keywords: higher schools of the MIA of Russia, educational process, professional training, self-development, self- mastering.

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в последнее время стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.

Неизбежность кардинальных изменений традиционных образовательных процессов, зафиксированная в «Кронбергской Декларации о будущем процессов приобретения и передачи знаний», предопределяет потребность в поиске новых подходов к проектированию образовательного процесса в вузе, гуманистических по своей сущности и максимально использующих ресурсы современного общества для развития когнитивных способностей личности [2].

Основными признаками общественных трансформаций, отражающих мировую тенденцию перехода от индустриального общества к обществу, основанному на знаниях, являются информатизация, интеллектуализация, инновационность, которые привели к усилению в социально-экономической жизни общества нестабильности, динамичности, нарастания дисбалансов и противоречий.

Развитие информационно-коммуникативных технологий способствовало нарас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.