Научная статья на тему 'Интегративные образовательные курсы инновационный поиск совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры'

Интегративные образовательные курсы инновационный поиск совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРАЦИЯ / INNOVATIONS / VOCATIONAL TRAINING / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Замараев Виктор Алексеевич, Когут Борис Михайлович, Приходько Нина Кузьминична

В статье представлен опыт межвузовского профессионального научно-педагогического сотрудничества. Впервые методом эхолокации участниками проекта исследовано влияние двигательных режимов анаэробной и аэробной направленности на морфологию мышечной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Замараев Виктор Алексеевич, Когут Борис Михайлович, Приходько Нина Кузьминична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE EDUCATIONAL COURSES INNOVATIVE SEARCH FOR IMPROVEMENT OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF PHYSICAL CULTURE

This article presents an experience of interuniversity scientific educational research cooperation within the framework of integrative educational courses. Participants of the educational project as a result of joint professional activities have studied practical meaning of echolocation method for physical culture and sport.

Текст научной работы на тему «Интегративные образовательные курсы инновационный поиск совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры»

8. Степанов, С.Ю. Рефлексивно-инновационный подход в подготовке кадров управления / С.Ю. Степанов, Е.П. Варламова // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. -С. 63-69.

9. Шрейдер, Ю.А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры / Ю.А. Шрейдер // Вопросы психологии. - 1998. - № 8. - С. 163-168.

10. Эсктафин, М.В. Программа рефлексивного управления образовательным процессом / М.В. Эсктафин. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2007. - 79 с.

11. Эстюхин, С.Н. Установка, эмоции, мотивация и рефлексия : пути формирования / С.Н. Эстюхин // Педагогическое Зауралье. - 2006. - № 2. - С. 39-45.

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОИСК СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Виктор Алексеевич Замараев, кандидат медицинских наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

г. Хабаровск

Борис Михайлович Когут, доктор медицинских наук, профессор,

Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ),

г. Хабаровск

Нина Кузьминична Приходько, кандидат педагогических наук, доцент,

Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ДВГГУ),

г. Хабаровск

Аннотация

В статье представлен опыт межвузовского профессионального научно-педагогического сотрудничества. Впервые методом эхолокации участниками проекта исследовано влияние двигательных режимов анаэробной и аэробной направленности на морфологию мышечной системы.

Ключевые слова: инновации, профессиональная подготовка, интеграция.

INTEGRATIVE EDUCATIONAL COURSES - INNOVATIVE SEARCH FOR IMPROVEMENT OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF PHYSICAL CULTURE

Victor Alekseevich Zamaraev, the candidate of medical sciences, the professor,

Far East state academy of physical training,

Khabarovsk

Boris Mihajlovich Kogut, the doctor of medical sciences, the professor,

Far East state medical university,

Khabarovsk

Nina Kuzminichna Prihodko, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Far East state humanitarian university,

Khabarovsk

Abstract

This article presents an experience of interuniversity scientific educational research cooperation within the framework of integrative educational courses.

Participants of the educational project as a result of joint professional activities have studied practical meaning of echolocation method for physical culture and sport.

Keywords: innovations, vocational training, integration.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование посвящено инновационному поиску путей совершенствования образовательного процесса студентов вузов физической культуры. Организация исследования базировалась на принципах творчески развивающей педагогики межвузов-

ского сотрудничества. Форма организации исследования - открытое научное студенческое общество. Ведущий принцип деятельности - агонистика (принцип состязательности). Преподаватели в исследовательском проекте на начальных этапах выполняли роль научных руководителей, на заключительном этапе - научных консультантов.

Основной целью проведения данной работы было развитие у учащихся профессиональной творческой, познавательной активности. Данное исследование выполняло познавательную, учебную и научно-исследовательскую функции.

Научно-исследовательская проблема, которая была сформулирована участниками проекта, заключалась в изучении возможности практического применения в спортивной практике широко используемой в медицине современной информационной технологии - ультразвуковой диагностики.

МЕТОДИКА

Для решения данной проблемы в рамках факультативного курса интегративной анатомии в Дальневосточной государственной академии физической культуры было создано открытое творческое научное объединение студентов. В его работе приняло участие 30 учащихся ДВГАФК, а также 15 студентов Дальневосточного государственного медицинского университета (ДВГМУ) и 40 студентов Дальневосточного государственного гуманитарного университета (ДВГГУ). Объектом исследования были 70 учащихся трёх вузов города Хабаровска. Ультразвуковая морфометрия выполнена на эхо-камере «Алока-650» (Япония), снабженной серой шкалой, работающей в режиме реального времени с электронным линейным датчиком 3,5 МГц. Мобильная камера позволяет проводить исследования вне медицинских учреждений, в так называемых «полевых условиях». Измерения прямых мышц передней брюшной стенки проводили в состоянии как покоя, так и напряжения брюшного пресса при дозированной функциональной нагрузке. Тест заключался в поднятии прямых ног на 20-30 градусов. В основу исследования была заложена идея использования метода эхолокации в спортивной практике [1]. Проведённый студентами ДВГАФК (участниками проекта) сравнительный анализ указанного изобретения с ранее известными способами оценки эффективности двигательных тренировочных режимов, показал его перспективность и большое значение для теории и практики физической культуры и спорта:

• способ не травматичен, так как для получения диагностических показателей используется УЗИ;

• предлагаемый способ является неинвазивным - исключает любую возможность инфицирования организма исследуемого;

• изобретение можно использовать как для объективной оценки эффективности различных тренировочных режимов, направленных на развитие отдельных групп мышц, так и для индивидуального контроля за состоянием мышечной системы спортсмена на протяжении всего тренировочного процесса;

• данный способ позволяет определять тренированность конкретных мышц, а не всего организма в целом, что имеет большое значение для некоторых видов спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс, спортивная гимнастика).

В данной работе метод эхолокации впервые в педагогической теории и практике применён для оценки влияния двигательных тренировочных режимов анаэробной и аэробной направленности на морфологию мышечной системы (на примере мышц передней брюшной стенки) лиц, занимающихся физической культурой и спортом (тяжёлой атлетикой).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Было проведено две серии экспериментальных исследований. В первой серии исследований принимали участие студенты ДВГАФК и ДВГМУ. Используя метод ультразвуковой диагностики [1], обследовано две группы юношей в возрасте от 17 до 21 года. В экспериментальную группу вошли 15 спортсменов ДВГАФК, занимавшихся

длительной силовой тренировкой анаэробной направленности и выполнивших нормативы кандидата в мастера спорта и мастера спорта по тяжелой атлетике. Вторую группу (контрольную) составили 15 человек - студентов ДВГМУ, занимающихся по общей программе физического воспитания студентов медицинских вузов.

Во второй серии исследований, кроме студентов ДВГАФК и ДВГМУ, принимали участие студентки ДВГГУ. Всего обследовано 40 человек - студенток основной медицинской группы в возрасте 18-20 лет. Из них 20 - студентки экспериментальной группы, занимавшиеся в течение двух лет по комплексной методике, сочетающей ритмическую гимнастику и оздоровительный бег. Студентки контрольной группы (20 человек) занимались в течение двух лет по программе физического воспитания для вузов гуманитарного профиля. Аэробная направленность физических нагрузок в экспериментальной группе обеспечивалась подбором специальных физических упражнений с учётом объёма и интенсивности физических нагрузок по показателям ЧСС, АД, МПК, PWC170.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов первой серии исследований показал, что асимметрии -различий между размерами (толщиной и шириной) прямых мышц справа и слева не выявлено. При выполнении пациентами теста на функциональную нагрузку прямые мышцы на 3-м - 5-м уровнях сканирования становятся толще и уже, чем в состояния расслабления брюшного пресса. Все вышеуказанное в равной степени присуще каждой группе обследуемых. Единственным отличием является то, что морфометрические показатели прямых мышц живота участников экспериментальной группы значительно превышают показатели контрольной группы.

Широкие мышцы и белую линию живота изучали на семи уровнях ультразвукового исследования. Белая линия хорошо визуализировалась с 1-го по 5-й уровни исследования. Поперечная мышца визуализировалась с 1-го, а наружная и внутренняя косые мышцы - со 2-го уровня исследования. Статистически значимой разницы между средними показателями толщины широких мышц живота справа и слева в состоянии покоя и при напряжении мышц брюшного пресса обнаружено не было. Широкие мышцы значительно толще в экспериментальной группе обследуемых, чем в контрольной, как в расслабленном состоянии, так и в фазе сокращения. Анатомическое расположение широких мышц живота относительно наружного края прямой мышцы было симметричным справа и слева в каждой группе. Нами не выявлено существенной разницы в величине расстояния от мышечной части наружной косой и поперечной мышц до латерального края прямой мышцы. Внутренняя косая мышца на всех уровня сканирования визуализировалась медиальнее наружного края прямой мышцы в обеих группах, причем, в экспериментальной группе она располагалась медиальнее, чем в контрольной.

Выявленная нами мышечная гипертрофия в группе спортсменов-тяжелоатлетов обусловлена усилением в процессе анаэробной тренировки белкового синтеза и ослаблением расщепления белка, а также гипертрофией мышечных волокон за счёт: большого количества миофибрилл; большого числа актиновых и миозиновых филаментов; большой саркоплазмы; большого количества соединительной ткани [6]. В литературных источниках [5] имеются данные, подтверждающие возможность гипертрофии мышц также за счёт гиперплазии мышечных волокон.

Во второй серии исследований, проведённой в условиях аэробных физических нагрузок на заключительном этапе эксперимента как в состоянии покоя, так и при нагрузке, статистически достоверных межгрупповых различий морфометрических показателей толщины прямых мышц живота в экспериментальной и контрольной группах не обнаружено. Механизм повышения силы мышц, наблюдаемый при аэробных нагрузках, обеспечивается способностью нервной системы синхронизировать возможно большее количество двигательных единиц, что приводит к увеличению силы без уве-

личения объема мышц, а также за счёт увеличения размеров и количества митохондрий в мышце, количества капилляров вокруг каждого мышечного волокна, повышения уровня содержания миоглобина в мышцах и активности окислительных ферментов [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

Научно-педагогическое межвузовское сотрудничество на завершающих этапах научной деятельности позволило студентам - участникам проекта принимать активное участие в организации и проведении научных чтений, межвузовских диспутов. Взаимное обогащение знаниями, стремление представить свой вуз с лучших научнопедагогических позиций, умение отстоять свои профессиональные концептуальные взгляды на изучаемую общую научную проблему не только привнесли большую заинтересованность студентов в учебный процесс, но, в первую очередь, показали значимость их будущей профессиональной деятельности и потенциальные возможности дальнейшего интеллектуального и профессионального практического взаимодействия и сотрудничества.

ВЫВОДЫ

1. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов современной высшей школы требует поиска инновационных интегративных путей организации учебного процесса.

2. Внедрение передовых информационных технологий, творческое межвузовское научно-педагогическое сотрудничество в решении актуальных профессиональных задач является перспективным направлением совершенствования педагогического процесса высшей школы в сфере физической культуры.

3. Научно-педагогический поиск в рамках интегративных образовательных курсов позволил исследовать и подтвердить научно-практическую значимость для физической культуры и спорта современной информационной технологии - метода ультразвуковой диагностики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Патент № 2094014 Российская Федерация. Способ оценки эффективности тренировочных комплексов / Б.М. Когут, Г.Ю. Санигурский, В.А. Замараев ; 27.10.1997. - 9 с.

2. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 820 с. : ил.

3. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности : учебное издание / Джек X. Уилмор, Дэвид Л. Костил. — Киев : Олимпийская литература, 1997. - 504.

4. Enoka, R.M. (1988). Muscle strength and its development : New perspectives // Sports Medicine. - 1988. - № 6. - Р. 146 - 168.

5. Enzime activity and fiber composition in skeletal muscle of untrained and trained men / P.D. Gollnick, R.B. Armstrong, C.W. Saubert IV, K. Piehl, B. Saltin // Journal of Applied Physiology. - 1972. - № 33. - Р. 312 - 319.

6. Hermansen, I. Capillary density of skeletal muscle in well-trained and untrained men / I. Hermansen, M. Wachtlova // Journal of Applied Physiology. - 1971. - № 30. - Р. 860 - 863.

7. Ingjer, F. Capillary supply and mitochondrial content of different skeletal muscle fiber types in untrained and endurance trained men : A histochemical and ultra structural study // European Journal of Applied Physiology. - 1979. - № 40. - Р. 197 - 209.

8. The nature of the training response : Peripheral and central adaptations to onelegged exercise / В. Saltin, K. Nazar, D.L. Costill, E. Stein, E. Janssen, В. Essen, P.D. Gollnick // Acta physiologica Scandinavica. - 1976. - № 96. - Р. 289 - 305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.