Научная статья на тему 'Модель рефлексивного управления образовательным процессом студентов вуза физической культуры'

Модель рефлексивного управления образовательным процессом студентов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
130
36
Поделиться
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИИ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Закирова Лилия Анатольевна, Хабибуллина Анжелина Владимировна

В статье раскрываются основные направления рефлексивного управления образовательным процессом студентов вуза физической культуры. Приведены этапы и содержательная модель рефлексивного управления учебной деятельности обучающихся.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Закирова Лилия Анатольевна, Хабибуллина Анжелина Владимировна,

Model of reflexive control of the educational process of the students of Institute of Higher Education of physical culture

In the article the basic directions of reflexive control of the educational process of the students of institute of higher education of physical culture are revealed. Stages and meaningful model of the reflexive control of the training activity of trainers are given.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Модель рефлексивного управления образовательным процессом студентов вуза физической культуры»

необходимых для успешного выполнения совместно выполняемых задач;

- в конфликтологической грамотности в овладении стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов, А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров I А.Я. Анцупов. - М. і ГАВС, 1992. - 30 с.

2. Гришина, Н.В. Давайте договоримся і практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты I Н.В. Гришина. - СПб. і Сова, 1993.- 86 с.

3. Мириманова, М.С. Конфликтология і учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений I М.С. Мириманова. - М. і Издательский центр « Академия», 2003. - 318 с. і ил. - (Пед. образование).

4. Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ (НФП-2001). - М. і Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2001. - 221 с.

5. Общевоинские уставы ВС РФ. От 14.12.1993 г. - СПб. і АО «Санкт - Петербургская типография № б», 1993. - 40 с.

6. Приказ № 80 министра обороны РФ от 12.03.03 г. «Об утверждении руководства по организации работы высшего военного - учебного заведения министерства обороны Российской Федерации». - М. і Центральная типография МО РФ, 2003. - 40 с.

МОДЕЛЬ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Лилия Анатольевна Закирова, кандидат педагогических наук, доцент,

Анжелина Владимировна Хабибуллина, кандидат педагогических наук, доцент ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»,

г. Челябинск

Аннотация

В статье раскрываются основные направления рефлексивного управления образовательным процессом студентов вуза физической культуры. Приведены этапы и содержательная модель рефлексивного управления учебной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: рефлексивное управлении, модель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MODEL OF REFLEXIVE CONTROL OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE STUDENTS OF INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION OF PHYSICAL

CULTURE

Lilia Anatolievna Zakirova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Angelina Vladimirovna Habibylina, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer

The Ural state university of physical training,

Chelyabinsk

Abstract

In the article the basic directions of reflexive control of the educational process of the students of institute of higher education of physical culture are revealed. Stages and meaningful model of the reflexive control of the training activity of trainers are given.

Keywords: reflective management, model.

При построении модели рефлексивного управления образовательными процессами в физкультурном вузе мы исходили из следующей управленческой парадигмы і управление учебно-познавательной деятельностью студентов физкультурного вуза должно обеспечить подготовку специалиста, отвечающего запросам и потребностям

реформирующегося на рыночных началах нового общества.

Цель нашего исследования: разработать и в опытной работе апробировать модель рефлексивного управления образовательным процессом студентов вуза физической культуры.

Проведенное нами исследование показало, что к настоящему времени определились, по крайней мере, четыре направления, в рамках которых могут вестись поиски новой концептуальной модели рефлексивного управления образовательным процессом студентов физкультурного вуза.

Первое направление: сохранение структуры и качественных особенностей советской школы - единой, государственной, поддающейся жёсткому контролю и отлично обслуживающей тоталитарно-бюрократическую государственность.

Второе направление: образование, ориентированное на удовлетворение потребностей рынка. Это - школа со спектром образовательных услуг, которые диктуются заказчиком на специалиста.

Третье направление - культурологическое, ориентированное на широкое гуманитарное и естественнонаучное образование гуманистического содержания. Школа становится инструментом освобождения личности от репрессивного давления социума, официальной государственной идеологии и от запросов социума, развивающегося на основах рыночной экономики. В чистом виде эта образовательная парадигма не может удовлетворить запросы общества, и поэтому элементы образования, ориентированного на запросы рыночного социума, в ней должны присутствовать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нашей работе сделана попытка противопоставить прежней образовательной парадигме тенденции развития образовательной системы, в которой могут получить развитие гуманистические начала и учитываются интересы реформирующегося общества в специалистах, самостоятельно принимающих ответственные решения и реализующих их в практической деятельности. Условия для реализации намечающейся тенденции создаются при рефлексивном управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся, при переводе отношений в системе «педагог-обучающийся» из субъект-объектных в субъект-субъектные [5; 6; 7].

Рефлексивный анализ педагогической деятельности позволяет будущему специалисту осознать личное профессиональное становление, переосмыслить свою учебно-профессиональную деятельность, осознанно выстраивать позицию в контексте субъект-субъектного взаимодействия, технологию его реализации можно рассматривать как целостный поэтапный процесс профессионального становления будущего педагога в сфере физической культуры.

При этом следует отметить, что выделенная нами логика рефлексивного анализа педагогической деятельности согласуется с этапами управления процессом профессионального становления будущего выпускника вуза. На основе соотнесения их содержания ниже на рис. 1 показаны этапы рефлексивного управления образовательным процессом обучающихся.

Рефлексивное управление образовательным процессом обучающихся включает в себя отношения управления и самоуправления, субординации и координации, ответственности и состязательности. Механизм рефлексивного управления заключается в целенаправленном многоцикличном рефлексивном преобразовании информации, циркулирующей в контурах обратной связи и обеспечивающей устойчивость управляемой системы. [3].

Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего педагога в сфере физической культуры требует информации:

а) о сущности процесса профессионального становления будущего специалиста, его функционировании на основе соответствующих рефлексивных принципов, методах и формах решения управленческих задач;

б) о задачах профессионального становления конкретной личности, её установках, потребностях, ценностных ориентациях;

в) о методах, средствах и технологиях, обеспечивающих эффективное функционирование процесса профессионального становления будущего педагога в сфере физической культуры.

Рис. 1. Этапы рефлексивного управления образовательным процессом студентов

При этом анализ обратных связей даёт возможность преподавателю правильно строить своё взаимодействие со студентами, изменить характер общения с ними, включать их в разные виды коллективной работы, что позволяет представить содержательную модель рефлексивного управления образовательным процессом студентов (рис. 2).

На основе проведенного нами анализа рефлексивное управление образовательным процессом будущих специалистов в сфере физической культуры можно определить как целенаправленное, гибкое взаимодействие преподавателя со студентами, складывающееся на основе поэтапного преобразования суперпозиции преподавателя и субординированной позиции студента в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей в результате реализации рефлексивных принципов и технологий интенсифицирующего обучения.

Приоритетное направление экспериментальной программы было связано с проверкой и внедрением основных положений модели. Статистические результаты (табл. 1) показали, что в целом разработанное праксиологическое обеспечение рефлексивного управления образовательным процессом обучающихся зависит от усиления в педа-

гогическом процессе тех или иных интенсифицирующих технологий, а также учёта выделенных педагогических условий.

Рис. 2. Содержательная модель рефлексивного управления образовательным процессом студентов вуза физической культуры

Полученные в экспериментальной группе результаты подтвердили гипотетическое предположение о том, что комплексная реализация основных положений концепции рефлексивного управления обусловливает более динамичный и стабильный рост показателей, способствует достижению студентами более высокого уровня осуществления профессиональной деятельности, чем в контрольной группе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенные изменения наблюдались и в продуктивности коммуникативных умений: низкий уровень их сформированное™ остался только у 62% студентов экспериментальной группы. Высокий уровень был отмечен у 43,7% студентов экспериментальной группы. В средних данных сформированности рефлексивных умений у студентов экспериментальной группы они оказались статистически достоверно (при Р<0,005) выше, чем у студентов контрольных групп.

Таблица 1

Изменение показателей сформированности рефлексивных умений у студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной группы (КГ) на завершающей стадии

формирующего эксперимента (по данным самооценки п=58, в % к общему числу испытуемых)_________

№ Критерии сформированности рефлексивных умений Уровни сформированности

Низкий Средний Высокий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

1 Потребности и мотивации 36,2 12,1 57,0 51,7 6,8 36,2

2 Целеполагание в предстоящей деятельности 31,0 6,8 60,4 57,0 8,6 36,2

3 Прогнозирование результатов 32,7 8,6 55,2 36,3 12,1 55,1

4 Самооценка результатов педагогической деятельности 36,2 5,1 57,0 53,5 6,8 41,4

5 Саморегуляция рефлексивных актов 32,7 6,8 62,2 50,1 5,1 43,1

6 Самосознание целесообразности рефлексивных актов 41,4 8,6 50,0 44,9 8,6 46,5

7 Коммуникативная рефлексия 31,0 5,1 63,9 50,1 6,2 43,7

8 Рефлексивные начала в межличностном общении 34,5 3,4 58,7 48,4 6,8 48,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистические критерии М=34,5 т±1,86 М=7,5 т±0,856 р<0,05 М=56,1 т±2,36 М=49,0 т±3,12 р<0,05 М=7,5 т±0,75 М=43,9 т±3,17 р<0,05

На основе проведённого исследования нами разработаны и внедрены в практику работы факультетов физвоспитания трёх вузов Уральского региона (УралГУФК, МаГУ и КГУ) интенсифицирующие технологии, обеспечивающие эффективность рефлексивного управления процессом профессионального становления будущих педагогов в сфере физической культуры. Это выразилось в составлении и издании сборника рефлексивно-пиктографических задач; ряда учебных пособий по дисциплинам физической культуры; методических рекомендаций для студентов, что позволило реально перевести будущих выпускников на рефлексивное управление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. / Р. Брне. - М. : Прогресс, 1999. - 426 с.

2. Болтышев, А.Ю. Проблема моделирования системы повышения квалификации кадров / А.Ю. Болтышев. - М. : Высш. шк., 1994. - 86 с.

3. Болотов, В.А. Реформа педагогического образования / В.А. Болотов, В.Б. Новичков // Педагогика. - 1992. - № 7-8. - С. 31-38.

4. Найн, А.А. Теоретические основы рефлексивного управления образовательным процессом обучения физкультурного вуза : монография / А.А. Найн. - Челя-

бинск : Изд-во Урал. Гос. акад. физ. культуры, 2001. - 186 с.

5. Неверкович, С. Д. Методы и средства изучения психологической структуры спортивной деятельности / С.Д. Неверкович, В.Е. Никифоров // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 7. - С. 8-11.

6. Нейман, Д. Фон. Общая теория моделирования : пер. с англ. / Д. Фон Ней-

ман. - М. : Наука, 1976. - 348 с.

7. Родионов, А. В. Психодиагностика спортивных способностей / А. В. Родионов. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 216 с.

8. Степанов, С.Ю. Рефлексивно-инновационный подход в подготовке кадров управления / С.Ю. Степанов, Е.П. Варламова // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. -С. 63-69.

9. Шрейдер, Ю.А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры / Ю.А. Шрейдер // Вопросы психологии. - 1998. - № 8. - С. 163-168.

10. Эсктафин, М.В. Программа рефлексивного управления образовательным процессом / М.В. Эсктафин. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2007. - 79 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Эстюхин, С.Н. Установка, эмоции, мотивация и рефлексия : пути формирования / С.Н. Эстюхин // Педагогическое Зауралье. - 2006. - № 2. - С. 39-45.

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОИСК СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Виктор Алексеевич Замараев, кандидат медицинских наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

г. Хабаровск

Борис Михайлович Когут, доктор медицинских наук, профессор,

Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ),

г. Хабаровск

Нина Кузьминична Приходько, кандидат педагогических наук, доцент,

Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ДВГГУ),

г. Хабаровск

Аннотация

В статье представлен опыт межвузовского профессионального научно-педагогического сотрудничества. Впервые методом эхолокации участниками проекта исследовано влияние двигательных режимов анаэробной и аэробной направленности на морфологию мышечной системы.

Ключевые слова: инновации, профессиональная подготовка, интеграция.

INTEGRATIVE EDUCATIONAL COURSES - INNOVATIVE SEARCH FOR IMPROVEMENT OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF PHYSICAL CULTURE

Victor Alekseevich Zamaraev, the candidate of medical sciences, the professor,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Far East state academy of physical training,

Khabarovsk

Boris Mihajlovich Kogut, the doctor of medical sciences, the professor,

Far East state medical university,

Khabarovsk

Nina Kuzminichna Prihodko, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Far East state humanitarian university,

Khabarovsk

Abstract

This article presents an experience of interuniversity scientific educational research cooperation within the framework of integrative educational courses.

Participants of the educational project as a result of joint professional activities have studied practical meaning of echolocation method for physical culture and sport.

Keywords: innovations, vocational training, integration.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование посвящено инновационному поиску путей совершенствования образовательного процесса студентов вузов физической культуры. Организация исследования базировалась на принципах творчески развивающей педагогики межвузов-