Научная статья на тему 'Организация самостоятельной подготовки в учебно-военном центре гражданского вуза'

Организация самостоятельной подготовки в учебно-военном центре гражданского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
969
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНО-ВОЕННЫЙ ЦЕНТР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ОФИЦЕРА / ПОДГОТОВКА / ГРАЖДАНСКИЙ ВУЗ / SELF-STUDYING / MILITARY TRAINING CENTER / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF THE OFFICER / TRAINING / CIVIL HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лушников Юрий Юрьевич

Статья под названием «Организация самостоятельной подготовки в учебно-военном центре гражданского вуза» об организации такой формы учебного процесса как самостоятельная подготовка курсантов, планируемая и осуществляемая при подготовке будущего офицера в учебно-военном центре гражданского вуза. Данная форма обучения способствует развитию ряда профессионально значимых качеств офицера Вооруженных Сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной подготовки в учебно-военном центре гражданского вуза»

3. Кукушин, В. М. Полицейская деонтология [Текст] : монография / В. М. Кукушин. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Акад. упр. МВД России, 2003. — 107 с.

4. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел [Текст] : учебное пособие / под общ. ред. В. Я. Кикотя.

— М. : ЦОКР МВД РФ, 2008. — 400 с.

5. Психология. Педагогика. Этика [Текст] : учебник для вузов / под ред. проф. Ю. В. Наумкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. — 551 с.

6. Савельев, А. И. Общественное мнение о деятельности милиции в Омской области / А. И. Савельев // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2010. — № 1. — С. 25.

7. Syllabus. Module1. Police Communications. [Electronic resource] / http: //www.tulliallan.police.uk. (2011, February 25).

8. The European Code of Police Ethics. Recommendation (2001)10.Adopted by the Committee of Ministers on 19 Sep 2001. [Electronic resource] / http: // www.coe.

int/f/e/human_rights/police/9/_network_conference/07_codepoliceethics.pdf.

(2011, February 25).

Лушников Юрий Юрьевич

Кандидат педагогических наук, доцент цикла № 2 Института военного обучения, Учебно-военный центр, г. Красноярск, Россия

УДК 378 ББК 74.58:74.4

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧЕБНОВОЕННОМ ЦЕНТРЕ ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА

Статья под названием «Организация самостоятельной подготовки в учебно-военном центре гражданского вуза» об организации такой формы учебного процесса как самостоятельная подготовка курсантов, планируемая и осуществляемая при подготовке будущего офицера в учебно-военном центре гражданского вуза. Данная форма обучения способствует развитию ряда профессионально значимых качеств офицера Вооруженных Сил.

Ключевые слова: самостоятельная подготовка, учебно-военный центр, профессионально значимые качества офицера, подготовка, гражданский вуз.

SELF-STUDYING ORGANIZATION IN MILITARY TRAINING CENTER

OF CIVIL HIGH SCHOOL

The article «Self-studying organization in Military Training Center of civil high school» is about a form of independent preparation which is planned and carried out in the training of students in military training centers of civil high school. The given form of training promotes the development of some professionally signifi-

cant qualities which the officer of the Russian Federation Armed Forces should have.

Key words: self-studying, Military Training Center, professionally significant qualities of the officer, training, civil high school.

Современная политическая и стратегическая обстановки в мире выдвигает вопрос о создании мобильной, технически оснащенной, профессиональной армии, отвечающей современным вызовам и угрозам. Данное обстоятельство существенно меняет характер требований к уровню профессиональной подготовки офицеров «нового облика» Вооруженных Сил Российской Федерации.

Одним из важнейших направлений является реформирование системы военного образования. В этом вопросе предлагается два варианта подготовки офицерских кадров: сеть военных учебных заведений и единая система подготовки на базе гражданских вузов (военные кафедры, учебно-военные центры). Как показывают научные исследования (В. К. Бахтин, С. В. Середенко и др.), а также оценки руководителей Министерства Обороны, молодые офицеры в основном справляются с возлагаемыми на них обязанностями. В то же время существующий процесс профессиональной подготовки офицера недостаточно ориентирован на формирование готовности постоянно самосовершенствоваться как на уровне военно-специальных дисциплин, так и в области педагогики и психологии, что очень важно для специалиста с высшим образованием. Практика показала, что процесс формирования профессиональных умений будущих офицеров должен носить систематический и непрерывный характер в течение всего периода обучения в вузе и соответствовать новым стандартам высшего образования.

С нашей точки зрения, приоритетным компонентом системы подготовки офицера в гражданском вузе является организация самостоятельной работы по общим гуманитарным, социально-экономическим дисциплинам, математическим, общим естественнонаучным, общепрофессиональным, а также специальным дисциплинам.

Социально-значимый аспект самостоятельной работы усматривается в том, что главная задача вуза - научить будущего специалиста постоянно развивать уровень профессионализма через самообразование. Психологодидактический аспект заключается в том, что процесс учения является сугубо индивидуальным процессом мыслительной деятельности, знания приобретают ценностный смысл, если осознаны цели профессиональной деятельности [1, с. 24]. В научной литературе (Н. В. Илюшин, О. А. Лапина и др.) самостоятельная работа рассматривается как вид познавательной деятельности, при котором проявляется познавательная мобильность, активность и независимость личности, инициатива, ответственность, способность действовать без посторонней помощи и руководства [4, с. 17]. Это позволяет нам понимать самостоятельную работу студентов, с одной стороны, как процесс усвоения

содержания специальности, с другой - это процесс профессионального самосовершенствования, саморазвития.

Процесс профессиональной подготовки будущего офицера отличается своеобразием в силу специфики его назначения, где важны умения быстро и точно выполнить действия, применяя целесообразные способы и средства выполнения деятельности, связанной с оружием и техникой в условиях нестандартных ситуаций. Достижение целей эффективной подготовки курсантов в гражданских вузах невозможно без их целеустремленной самостоятельной работы. При этом, безусловно, нельзя обойтись без живого общения и консультирования со стороны профессорско-преподавательского состава. Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемой частью учебной деятельности и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Она организуется, обеспечивается и контролируется соответствующими кафедрами [2, с. 61].

Самостоятельная работа курсантов гражданского вуза предусматривает, как правило, разработку рефератов, выполнение расчетно-графических задач, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). Основная цель данного вида занятий состоит в обучении курсантов и слушателей методам самостоятельной работы с учебным материалом.

Известный ученый академик А. Н. Крылов всю жизнь утверждал, что основной задачей вуза является задача «научить умению учиться», и никакая школа не может выпустить законченного специалиста, образование которого можно считать законченным. Специалиста образует его собственная деятельность. Нужно лишь, чтобы он умел учиться, учиться всю жизнь [5, с. 11]. И это «умение учиться» наиболее полно развивается на самостоятельных занятиях. Известно, что самостоятельные занятия под руководством преподавателя обеспечивают более эффективную подготовку и качество усвоения теоретического материала, приобретение определенных практических навыков у курсантов по сравнению с самостоятельной работой, проводимой без преподавателя.

Самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя является одним из видов учебных занятий. Они проводятся с целью приобретения навыков работы над источниками по данной учебной дисциплине, фундаментального изучения теоретических положений, отдельных вопросов и тем учебных программ, разработки курсовых работ (проектов, задач), написания рефератов, выполнения индивидуальных расчетно-графических работ, изучения вооружения и техники, приобретения практических навыков на учебно-тренировочных комплексах и т.п.

Следовательно, самостоятельная работа курсантов и слушателей под руководством военного преподавателя должна быть логически взаимосвязана с

другими видами учебных занятий. Нельзя начинать изучение дисциплины (сложной темы) с самостоятельной работы. Это неизбежно повлечет за собой трудности в изучении учебного материала, вызовет большое количество вопросов, и в результате цели занятия не будут достигнуты.

Материал, подлежащий изучению на самостоятельных занятиях, намечается при разработке учебной программы. Педагогическая практика в организации самостоятельных занятий под руководством преподавателя свидетельствует о том, что материал, выделяемый на такие занятия, должен удовлетворять следующим требованиям:

- быть изложенным в учебнике достаточно полно и с примерами; наличие достаточного количества литературы, учебных пособий, учебнометодических материалов, образцов техники по избранной тематике является непременным и обязательным условием для успеха таких занятий;

- содержать сведения, углубляющие знания, полученные на лекции;

- по возможности не вводить новые понятия, а расширять представления уже усвоенных понятий и определений;

- содержать проблемные, еще не полностью решенные вопросы;

- требовать настойчивой углубленной работы и обдумывания.

Содержание каждого занятия должно тщательно продумываться, обсуждаться на заседании предметно-методической комиссии отдела (цикла) учебно-военного центра СФУ и вноситься в тематический план изучения дисциплины.

Первоначальный объем учебного материала, выносимого на один час самостоятельного занятия, не должен превышать того объема, который преподаватель планировал бы на один час лекции (практического, группового или иного занятия) по этой теме. По продолжительности самостоятельное занятие под руководством преподавателя может быть от двух до четырех часов. Считается, что на два часа самостоятельных занятий можно выделять в учебнике отдельные параграфы или тему объемом не более двадцати страниц технического текста [2, с. 44].

Новые и, надо сказать, широкие возможности в самостоятельной работе над учебным материалом открываются с появлением на рабочих местах курсантов персональных ЭВМ и автоматизированных обучающих систем. Опыт применения компьютеризированных классов на цикле лингвистического обеспечения военной деятельности Учебно-военного центра Сибирского федерального университета подтверждает их высокую эффективность в процессе обучения иностранным языкам. Их использование на самостоятельных занятиях под руководством преподавателя позволяет:

- расширить информационную базу учебных занятий;

- повысить активность курсантов, из пассивных «поглотителей информации» они превращаются в ее «добытчиков»;

- облегчить усвоение абстрактного материала, представить его в виде конкретных образов;

- приучить курсантов к точности, аккуратности, последовательности действий;

- развивать самостоятельность.

Включение в процесс самоподготовки ЭВМ изменяет и ролевую функцию самих преподавателей, которые теперь в меньшей степени становятся распространителями информации, а в большей степени - советчиками, и даже коллегами обучаемых. Все это повышает интерес к самостоятельной работе и повышает уровень компетентности будущего офицера, сформированности профессиональных умений, технической подготовленности, развивает организаторские способности, целеустремленность, выдержку, ответственность, стремление к самосовершенствованию.

Выход на новое качество подготовки будущих военных специалистов в гражданском вузе видится в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы курсантов; переводе наиболее «продвинутых» обучающихся на индивидуальные планы обучения, вовлечении их в научную работу.

В целом, ориентация учебного процесса в гражданском вузе на самостоятельную работу обучающихся и повышение ее эффективности предполагает:

- увеличение часов на самообразование курсантов и слушателей;

- организацию постоянных консультаций, выдачу комплектов заданий на самостоятельную работу заранее или поэтапно;

- создание учебно-методической и материально-технической базы гражданского вуза (учебники, учебные и учебно-методические пособия, компьютерные классы и т. п.), позволяющих самостоятельно осваивать дисциплину;

- дидактическое сопровождение занятий профессорско-преподавательским составом кафедр;

- доступность лабораторий и специальных аудиторий для самостоятельной работы курсантов и слушателей и др.

Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой курсантов и слушателей в гражданском вузе и оказания им помощи в освоении учебного материала. Они проводятся регулярно в соответствии с установленными на кафедрах графиками в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, практических занятий, учебных игр, экзаменов (зачетов), могут проводиться групповые консультации.

Название «консультация» происходит от латинского слова «сошиИайо» -совещание, обсуждение [6, с. 175]. Это одна из важнейших форм учебной работы в высших учебных заведениях.

Консультации по теоретической части курса проводятся в течение всего семестра, но посещаются они, как правило, только теми курсантами, которые занимаются планомерно и систематически. Посещение консультаций значительной массой обучающихся начинается во второй половине и в конце семестра, когда они готовятся к сдаче зачетов и экзаменов.

Наиболее ценны консультации, не связанные с учебными занятиями, относящиеся к самостоятельной работе обучающегося в интересующей его научной области. Такие консультации проводятся по курсовому и дипломному проектированию и приобретают характер индивидуальных занятий.

Консультации проводятся для всех желающих, но отдельные отделы (циклы) УВЦ СФУ делают их обязательными, в этом случае они посвящаются определенным темам, по которым требуется наиболее серьезная подготовка курсантов и слушателей.

Формы проведения консультаций в вузе разнообразны. Наиболее распространена вопросно-ответная, когда один или несколько курсантов и слушателей задают вопросы, а преподаватель отвечает на них.

Чтобы определить педагогически правильный метод проведения консультации, следует исходить из характера вопросов, задаваемых курсантами. Эти вопросы можно разбить на следующие основные группы:

- вопросы, касающиеся организации и методики самостоятельной работы;

- выясняющие дополнительные литературные и другие источники;

- связанные с уточнением тех или иных научных данных, научно -теоретических положений, новых понятий, методов решения задач;

- вопросы методологического характера, т. е. связанные с логикой организации, методами и средствами деятельности в данной науке.

Педагогически целесообразно давать исчерпывающие ответы на вопросы первой группы. Обучающиеся часто не знают, как наиболее правильно распределить свое время, установить оптимальный режим работы.

Важным элементом в работе военного преподавателя являются групповые и индивидуальные консультации, проводимые в предэкзаменационный период и в период непосредственной подготовки курсантов и слушателей к зачетам и экзаменам. От методики проведения таких консультаций во многом зависит результат успеваемости обучающихся.

Предэкзаменационные консультации проводятся с целью:

- дать организационные указания о порядке работы при подготовке к экзамену (зачету), рекомендации по лучшему усвоению и приведению в стройную систему изученного материала дисциплины;

- ответить на непонятные, плохо усвоенные вопросы;

- на вопросы, возникшие в процессе изучения дисциплины и выходящие за рамки учебной программы.

Организационные указания по подготовке к экзамену (зачету) обычно даются преподавателем заблаговременно, на одном из занятий. В дальнейшем на заключительной лекции нужно указать на наиболее сложные и трудные места курса, обратить внимание на так называемые «подводные камни», выявленные на предыдущих экзаменах и зачетах.

В день, когда курсанты приступают непосредственно к подготовке к экзамену, необходимо провести установочную консультацию. Во время подготовки рекомендуется организовать индивидуальные консультации, а за день до проведения экзамена провести окончательную итоговую консультацию.

Наиболее приемлемой формой в этом случае будет вопросно-ответная. Педагогически целесообразно, чтобы курсанты сами задавали вопросы, так как сформулированный ими вопрос является не менее ценным результатом учебы, чем понятое и воспроизведенное знание. По характеру и формулировке вопросов преподаватель также может судить об уровне и глубине подготовки курсантов и слушателей.

Консультации должны быть интересными с научной и методической стороны, тогда они привлекут к себе внимание и вселят в обучающихся уверенность в успешном исходе экзамена.

Вышеизложенное дает основание утверждать, что выявленная организационно-педагогическая специфика самостоятельной работы будущего офицера в процессе обучения в Учебно-военном центре Сибирского федерального университета, с одной стороны, подчиняется общей логике самостоятельной работы, а с другой, следует учитывать специфику учебных дисциплин изучаемых курсантами военных учреждений и технологии подготовки военного специалиста с присущей ему культурой общения и самореализации, а система обучения и воспитания курсантов в гражданском вузе рассматривается как единый комплекс взаимосвязанных и определенным образом взаимодействующих элементов, определяющих достижение заданной цели — подготовку компетентных военных специалистов — офицеров «нового облика» Вооруженных Сил Российской Федерации.

Библиографический список

1. Внуков, Д. В. Концепция формирования творческой личности в образовательном процессе [Текст] / Д. В. Внуков // Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности : сб. материалов межвуз.науч.-практ. конф. / НГТУ. - Новосибирск, 1995. - 57 с.

2. Военная дидактика [Текст]: учеб. пособие / под общ. ред. Н. Е. Соловцова и Н. Д. Никандрова. - М. : ВА РВСН им. Петра Великого, 2000. -806 с.

3. Илюшин, Н. В. Методика организации самостоятельной работы студентов на военных кафедрах [Текст] / Н. В. Илюшин // Проблемы развития и совершенствования подготовки офицеров запаса : сб. материалов межвуз. науч-метод. конф. / СибГАУ. - Красноярск, 2004. - С. 40-46.

4. Лапина, О. А. Самостоятельная работа студентов: организация и содержание [Текст] : учеб. пособие / О. А. Лапина., Г. Н. Тигунцева. -Иркутск: ИГПУ, 2002. - 204 с.

5. Педагогика и психология высшей школы [Текст] : учеб. пособие. -Ростов- на-Дону : Феникс, 1998. - 544 с.

6. Толковый словарь русского языка : Ок. 30 000 слов [Текст] / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Астрель : АСТ : Хранитель, 2008. - 1054, [2] с.

Михайлова Елена Константиновна

Учитель МОУ «Гимназия № 1 им. А.А. Иноземцева», г. Братск, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.