УДК 333.388.3
Ю. В. Куропаткин, Р. Г. Фаттахов
МЕТОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Ключевые слова: подготовка курсантов, самостоятельная работа, проведение занятий, контроль усвоения материала.
В данной статье рассмотрен метод самостоятельной работы курсантов факультета военного обучения, как одной из ключевых составляющих образовательного процесса, сформулированы особенности подготовки и проведения занятий с использованием данного метода, а также даны краткие рекомендации по организации самостоятельной работы.
Keywords: training of cadets, independent work, holding of lessons, control of acquisition of knowledge.
In this article there is considered the method of independent work of cadets as one of the key parts of educational process, formulated peculiarities of preparation and organization of lessons by means of this method, also there are emphasized brief guidelines of independent work arrangement.
Достижение целей эффективной подготовки курсантов на факультете военного обучения невозможно без их целеустремленной самостоятельной работы. При этом, безусловно, нельзя обойтись без живого общения и консультирования со стороны профессорско-преподавательского состава. Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Она организуется, обеспечивается и контролируется преподавателями факультета военного обучения.
Самостоятельная работа курсантов предусматривает, как правило, разработку рефератов, выполнение расчетно-графических задач, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). Основная цель данного вида занятий состоит в обучении курсантов методам самостоятельной работы с учебным материалом.
Известный ученый академик А. Н. Крылов всю жизнь пропагандировал, что основной задачей вуза является "научить умению учиться", и никакая школа не может выпустить законченного специалиста, специалиста образует его собственная деятельность. Нужно лишь, чтобы он умел учиться, учиться всю жизнь [1]. И это "умение учиться" наиболее полно развивается на самостоятельных занятиях. Известно, что самостоятельные занятия под руководством преподавателя обеспечивают более эффективную подготовку и качество усвоения теоретического материала, приобретение определенных практических навыков у курсантов по сравнению с самостоятельной работой, проводимой без преподавателя.
Самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя является одним из видов учебных занятий. Они проводятся с целью приобретения навыков работы над источниками по
данной учебной дисциплине, фундаментального изучения теоретических положений, отдельных вопросов и тем учебных программ, разработки курсовых работ (проектов, задач), написания рефератов, выполнения индивидуальных расчетно-графических работ, изучения техники и приобретения практических навыков на учебно-тренировочных комплексах и т. п.
Следовательно, самостоятельная работа курсантов под руководством военного преподавателя должна быть логически взаимосвязана с другими видами учебных занятий. Нельзя начинать изучение дисциплины (сложной темы) с самостоятельной работы. Это неизбежно повлечет за собой трудности в изучении учебного материала, вызовет большое количество вопросов, и в результате цели занятия не будут достигнуты.
Материал, подлежащий изучению на самостоятельных занятиях, намечается при разработке учебной программы. Педагогическая практика факультетов военного обучения в организации самостоятельных занятий под руководством преподавателя свидетельствует о том, что материал, выделяемый на такие занятия, должен удовлетворять следующим требованиям:
- быть изложенным в учебнике достаточно полно и с примерами; наличие достаточного количества литературы, учебных пособий, учебно-методических материалов, образцов техники по избранной тематике является непременным и обязательным условием для успеха таких занятий;
- содержать сведения, углубляющие знания, полученные на лекции;
- по возможности не вводить новые понятия, а расширять представления уже усвоенных понятий и определений;
- содержать проблемные, еще не полностью решенные вопросы;
- требовать настойчивой углубленной работы и обдумывания.
Содержание каждого занятия должно тщательно продумываться, обсуждаться на заседании факультета военного обучения и вноситься в тематический план изучения дисциплины.
Первоначальный объем учебного материала, выносимого на один час самостоятельного занятия, не должен превышать того объема, который преподаватель планировал бы на один час лекции (практического, группового или иного занятия) по этой теме. По продолжительности самостоятельное занятие под руководством преподавателя может быть от двух до четырех часов. Считается, что на два часа самостоятельных занятий можно выделять в учебнике отдельные параграфы или тему объемом не более двадцати страниц технического текста [2].
Обоснуем особенности подготовки военного преподавателя к проведению самостоятельной работы с курсантами.
Проведению этого вида учебного занятия (как и любого другого) должна предшествовать подготовка как преподавателя, так и обучающихся. Подготовка преподавателя к занятию начинается с изучения исходной документации, определения (уточнения) целей и задач занятия, времени его проведения. На основе изучения исходной документации у военного преподавателя должно сложиться четкое представление о том, какой материал курсанты должны отработать и с какой степенью определенности. На этой основе педагог разрабатывает задания обучающимся, которые, в принципе, могут быть индивидуальными или общими.
Общие для всех курсантов задания на самостоятельную работу под руководством преподавателя отрабатываются в тех случаях, когда педагог намечает планомерно продвигаться вперед, переводя определенные занятия, которые можно было бы провести и традиционным методом, на самостоятельные занятия, но под руководством преподавателя. Индивидуальные задания используются в том случае, когда преподаватель имеет в виду путем обобщения опыта курсантов расширить рамки курса на семинарских и других видах учебных занятий.
Задание на самостоятельное занятие должно быть выдано заблаговременно с тем, чтобы курсанты имели время на информационный поиск в библиотеке необходимых учебных материалов (учебников, пособий и т. п.). Одновременно с подготовкой задания преподаватель разрабатывает план проведения занятия, являющийся основным рабочим и отчетным документом.
В плане проведения занятия методом самостоятельной работы под руководством преподавателя указываются: тема, цель занятия, тезисы вводной (установочной) части; излагаются узловые вопросы, по которым проводится самостоятельная работа, а также определяются порядок и организация мест занятия, объем учебной литературы и порядок подведения итогов. Одно из важнейших требований к плану - обеспечение индивидуализации обучения.
Подготовка аудитории (учебных мест), технических средств обучения, тренажеров, наглядных пособий возлагается на преподавателя и
учебно-вспомогательный состав факультета военного обучения.
Особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя
Самостоятельную работу под руководством преподавателя целесообразно строить из трех основных частей: вводной (установочной); собственно самостоятельной работы курсантов по выполнению предложенного задания
(исполнительской) и подведения итогов.
Занятие начинается кратким вступительным словом преподавателя. Вводная (установочная) часть должна ориентировать курсантов на прочное освоение знаний, отработку умений и если это предусматривается заданием, то и навыков, которые необходимы для его выполнения. На этом этапе выясняется и уточняется, к каким источникам следует обратиться при возникновении затруднений, как и когда проверить результаты самостоятельной работы. Вводную часть занятия преподавателю желательно ограничить до 5-10 минут.
Затем курсантам предоставляется возможность выполнять рекомендуемые задания самостоятельно. При этом способы их самостоятельной работы выбирают индивидуально, но методика достижения конечной цели может определяться преподавателем и включать последовательность изучения и усвоения учебно-методического материала, пособий, руководств, наставлений, техники и т. д.; определение главного в изучаемом материале, сведения, которые необходимо проработать и законспектировать; просмотр учебных кинофильмов и их обсуждение; работу обучающихся по индивидуальным заданиям; опрос в течение 7-10 минут с целью проверки усвоения главного из предложенного учебного материала.
При возникновении затруднений у обучающихся в разрешении вопросов задания преподавателю нужно предусмотреть, чтобы каждый из них мог получить оперативную консультацию по любому вопросу. Если при самостоятельной работе возникают затруднения по одному и тому же материалу (вопросу) у многих курсантов, то целесообразно провести групповую консультацию. Консультации не должны быть продолжительными. Индивидуальные - обычно в течение 1-2, групповые - 2-3 минут.
Для контроля усвоения учебного материала целесообразно проводить в конце каждого занятия групповое собеседование или обсуждение изучаемого материала, проведение контрольных работ и т. п. Такие мероприятия при должной их организации позволяют не только оценить знания материала, но углубить и закрепить его у курсантов и слушателей.
Другой формой проведения
самостоятельной работы может быть изучение учебного материала по поставленным вопросам с последующим коротким обсуждением каждого из
них. Контроль усвоения материала в данном случае будет более действенным.
В заключительной части самостоятельной работы преподаватель подводит итоги, сообщает (дает оценку), как работали курсанты. Возможен отчет отдельных обучающихся, их заслушивание по результатам самостоятельной работы. Основная дидактическая цель подведения итогов - научить курсантов анализировать ход и результаты работы, аргументировать свои выводы, оценивать содержание, рационально планировать свою учебную деятельность.
Новые и, надо сказать, широкие возможности в самостоятельной работе над учебным материалом открываются с появлением на рабочих местах курсантов автоматизированных обучающих систем. Их использование на самостоятельных занятиях под руководством преподавателя позволяет:
- расширить информационную базу учебных занятий;
- повысить активность курсантов, из пассивных "поглотителей информации" они превращаются в ее "добытчиков";
- развивать способности к анализу и обобщению, улучшать связанность, широту и глубину мышления;
- облегчить усвоение абстрактного материала, представить его в виде конкретных образов;
- приучить курсантов к точности, аккуратности, последовательности действий;
- развивать самостоятельность.
Выход на новое качество подготовки будущих военных специалистов на факультете военного обучения видится в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы курсантов, в том числе на
младших курсах; переводе наиболее "продвинутых" обучающихся на индивидуальные планы обучения, вовлечении их в научную работу курсантов.
В целом ориентация учебного процесса на факультете военного обучения на самостоятельную работу обучающихся и повышение ее эффективности предполагает:
- увеличение часов на самообразование курсантов;
- организацию постоянных консультаций, выдачу комплектов заданий на самостоятельную работу заранее или поэтапно;
- создание учебно-методической и материально-технической базы факультета военного обучения (учебники, учебные и учебно-методические пособия, компьютерные классы и т. п.), позволяющие самостоятельно осваивать дисциплину;
- развитие систем дистанционного и открытого образования;
- доступность лабораторий и специальных аудиторий для самостоятельной работы курсантов.
Литература
1. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544 с.
2. Военная дидактика: Учебное пособие / Под общ. ред. Н. Е. Соловцова и Н. Д. Никандрова. - М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2000. - 806 с.
3. Утяшев И.Р. Проблема формирования морально-психологической готовности студентов вузов к будущей военно-профессиональной деятельности. // Вестник Казанского технологического университета - 2011 - №9 - с. 323-325.
4. Старшинова Т.А. Психолого-педагогические механизмы формирования профессиональной компетенции в русле педагогической интеграции. // Вестник Казанского технологического университета -2012 - №3 - с. 210-211.
© Ю. В. Куропаткин - ст. препод. военной кафедры КНИТУ; Р. Г. Фаттахов [email protected].
ст. препод. военной кафедры КНИТУ,
Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 25.12.13. по 20.03.14.